Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Уважаемые студенты!
Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.
Срок исполнения заказа от 1-го дня.
Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru
С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru
I. Задания для подготовки к семинарским занятиям
Семинарские занятия проводятся на основе анализа студентом материалов архивного уголовного дела, составление отчета по результатам анализа и публичного доклада полученных результатов на семинарском занятии. Анализ материалов архивного уголовного дела проводиться поэтапно и предполагает выполнение пяти заданий.
Задание 1
Провести анализ собранных в материалах архивного уголовного дела доказательств, характеризующих личность: обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. В ходе анализа сделать вывод о достаточности или недостаточности собранных доказательств для построения индивидуальной методики допроса указанных выше лиц. Выводы о достаточности или недостаточности доказательств должны быть аргументированы. При недостаточности доказательств, характеризующих личность обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, следует указать, какие доказательства необходимо было получить и с помощью каких процессуальных средств.
Задание 2
Провести анализ ситуации, которая сложилась к началу допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, с указанием ее обстоятельств.
Задание 3
С учетом проведенного анализа ситуации допроса определить круг задач, которые необходимо было решать в процессе допроса обвиняемого, потерпевшего, видетеля.
Задание 4
С учетом ситуации, задач допроса, индивидуальной характеристики личности допрашиваемых, а так же иных факторов, влияющих на выбор индивидуальной методики допроса, определить приемы допроса, которые можно было применять в процессе допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
Задание 5
Сформулировать обвиняемому, потерпевшему, свидетелю по 10 вопросов.
II. Методические указания по выполнению заданий
Задание 1
Выполнение задания начинается с изучения материалов уголовного дела, в которых содержится информация о свойствах личности обвиняемого, свидетеля и потерпевшего до начала времени его допроса. Если по делу проходят несколько свидетелей, обвиняемых и потерпевших, то студент выбирает по своему усмотрению одного из них.
Результаты изучения заносятся в таблицу 1. При этом в первом разделе таблицы указывается фамилия, имя и отчество каждого из субъектов, во втором- данные(свойства), характеризующие личность; в третьем- указывается процессуальный источник, в котором содержатся данные о личности; в- четвертом – указывается номер листа уголовного дела. Необходимо обратить внимание, что отдельным данным, характеризующим личность, должен соответствовать надлежащий источник. Например, данные о гражданстве лица должны содержаться в копии паспорта; данные о месте работы в копии трудовой книжки или справке с места работы; данные, характеризующие поведение допрашиваемого, его деловые, моральные качества и т.д., в характеристиках с места работы, учебы, жительства, в протоколах допроса свидетелей и т.д. Если такие данные содержаться только в протоколе допроса лица и не подтверждаются надлежащими источниками, то они не имеют статус доказательства и к ним необходимо относиться осторожно.
После изучения материалов уголовного дела и заполнения таблицы 1 необходимо решить вопрос о их достаточности или недостаточности содержащихся в них данных для решения отдельных задач допроса. К таким задачам в первую очередь относятся: установление и поддержания контакта с допрашиваемым; оказание воздействия на допрашиваемого для изменения его негативной установки; оказание помощи допрашиваемому, чтобы он смог вспомнить забытое и адекватно изложить свои показания; проведение оперативного анализа показаний для установления их правдивости и полноты.
Выводы о достаточности и недостаточности данных, содержащихся в материалах уголовного дела должны быть аргументированы. При этом надо иметь ввиду процессуальное положение допрашиваемого, его возможный интерес и характер решаемой задачи. При недостаточности данных, характеризующих личность допрашиваемого необходимо обратиться к таблице 2, в которой следует указать, какие необходимо собрать дополнительно данные, какие использовать источники.
Задание 2
Для анализа ситуации, которая сложилась перед допросом лица, необходимо изучить все материалы уголовного дела до начала допроса, протокол допроса лица и сопоставить полученные показания с иными данными, которые характеризуют обстоятельства расследуемого события. Поскольку ситуация допроса состоит из отдельных обстоятельств, влияющих на выбор задачи и способ ее решения, то вначале необходимо установить все эти обстоятельства (написать их на листе бумаги). После установления круга обстоятельств, характеризующих ситуацию допроса, следует дать им оценку с точки зрения их влияния на процесс достижения целей допроса. Все обстоятельства с этой точки зрения можно разделить на две группы: обстоятельства, благоприятные для достижения целей допроса и обстоятельства неблагоприятные для целей допроса. В свою очередь обстоятельства, неблагоприятные для достижения целей допроса, следует также разделить на две группы: обстоятельства, которые нельзя исправить и обстоятельства, которые можно исправить, т.е. изменить их негативный вектор на позитивный. Например, если со времени совершения преступления до начала допроса свидетеля прошел значительный период времени, то данное обстоятельство не подлежит изменению. Такое обстоятельство, как неполнота и противоречивость данных о характере расследуемого события перед началом допроса потерпевшего, может быть исправлено правильным выбором времени допроса, после получения новых доказательств.
После проведенного анализа обстоятельств ситуации, его результаты заносятся в таблицу 3 и подводиться итоговая оценка ситуации.
Задание 3
После проведенного анализа ситуации допроса, ее оценки необходимо определить круг задач, которые должны быть решены в процессе допроса. По уровню влияния на изменение ситуации допроса задачи допроса должны быть разделены на две группы: стратегические и тактические. К стратегическим задачам следует отнести такие, которые направлены на изменение ситуации с одного состояние на прямо противоположное. Тактические задачи меняют ситуацию допроса только в определенной части, не затрагивая ее существа. Например, при наличии конфликтной ситуации допроса, связанной с негативной установкой допрашиваемого, задача, направленная на оказание воздействия для изменения негативной установки допрашиваемого, будет стратегической, т.к. она при решении изменяет характер ситуации с конфликтного на бесконфликтный.
Результаты выполнения задания 3 заносятся в таблицу 4.
Задание 4
После определения круга задач необходимо выбрать тактические приемы, которые будут направлены на их решение. Следует помнить, что выбор тактических приемов допроса предполагает не только учет вида решаемой задачи, но и учет других факторов. К числу этих факторов относятся: особенности личности допрашиваемого; личностные особенности следователя; закономерности переработки информации человеком. Учет этих факторов наряду с видом решаемой задачи дает возможность выбрать тактические приемы допроса. Наиболее подробное и полное описание приемов допроса содержится в «Справочной книге криминалиста» (см.: список рекомендованной литературы). Выбранные тактические приемы допроса с учетом вышеизложенных факторов заносятся в таблицу 5.
Задание 5
Для каждого из допрашиваемых: обвиняемого, свидетеля и потерпевшего необходимо сформулировать по десять вопросов. При формулировке вопросов следует исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела и при этом учитывать необходимую последовательность их постановки (от общего к частному). Сформулированные вопросы должны отвечать следующим требованиям: быть понятными допрашиваемому с учетом его уровня развития, быть простыми по логической структуре, не содержать большого объема информации; быть предметными, т.е. касаться определенных обстоятельств дела; быть корректными по форме обращения; не быть наводящими. Необходимо помнить, что задавать наводящие вопросы запрещено (ч.2 ст. 189 УПК РФ).
Сформулированные вопросы заносятся в таблицу 6.
III. Отчет по результатам изучения уголовного дела
Отчет по результатам изучения уголовного дела представляется в письменном варианте.
Отчет включает в себя следующие пункты:
1. Номер уголовного дела, фамилии обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, номер статьи Уголовного кодекса, по которой предъявлено обвинение.
2. Краткую фабулу уголовного дела.
3. Описание данных, характеризующих личности обвиняемого, потерпевшего, свидетеля с указанием процессуальных источников этих данных и их местом в материалах уголовного дела (табл.1).
Таблица 1
№ п/п |
ФИО, процессуальный статус допрашиваемого |
Данные, характеризующие личность допрашиваемого |
Процессуальный источник |
Номер листа уголовного дела |
1. |
Обвиняемый |
|
|
|
2. |
Потерпевший |
|
|
|
3. |
Свидетель |
|
|
|
При недостаточности собранных по делу доказательств, характеризующих личности обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, необходимо указать, какие данные необходимо было собрать и с помощью каких процессуальных средств (табл. 2).
Таблица 2
№ п/п |
ФИО, процессуальный статус допрашиваемого |
Дополнительные данные, которые необходимо собрать |
Источники получения дополнительных данных |
1. |
Обвиняемый |
|
|
2. |
Потерпевший |
|
|
3. |
Свидетель |
|
|
4. Анализ ситуации допроса с указанием и оценкой ее отдельных обстоятельств
(табл. 3).
Таблица 3
№ п/п |
ФИО, процессуальный статус допрашиваемого |
Обстоятельства, характеризующие допрос |
||
Обстоятельства, благоприятные для достижения целей допроса |
Обстоятельства, неблагоприятные для достижения целей допроса |
|||
Поддающиеся исправлению |
Не поддающиеся исправлению |
|||
1. |
Обвиняемый |
|
|
|
2. |
Потерпевший |
|
|
|
3. |
Свидетель |
|
|
|
Общая оценка характера ситуации.
5. Задачи, которые необходимо решать в ходе допроса (табл. 4).
Таблица 4
№ п/п |
ФИО, процессуальный статус допрашиваемого |
Задачи допроса |
|
Тактические |
Стратегические |
||
1. |
Обвиняемый |
|
|
2. |
Потерпевший |
|
|
3. |
Свидетель |
|
|
6. Приемы, которые можно было применять при решении задач допроса (табл. 5).
Таблица 5
№ п/п |
ФИО, процессуальный статус допрашиваемого |
Задачи допроса, приемы допроса |
|||
Тактические задачи допроса |
Приемы допроса |
Стратегические задачи допроса |
Приемы допроса |
||
1. |
Обвиняемый |
|
|
|
|
2. |
Потерпевший |
|
|
|
|
3. |
Свидетель |
|
|
|
|
7. Перечень вопросов, которые необходимо было поставить обвиняемому, потерпевшему, свидетелю (табл.6).
Таблица 6
№ п/п |
ФИО, процессуальный статус допрашиваемого |
Вопросы |
1. |
Обвиняемый |
|
2. |
Потерпевший |
|
3. |
Свидетель |
|
IV. Защита отчета
Отчет представляется на кафедру для защиты вместе с архивным уголовным делом.
В ходе защиты отчета обращается внимание на знание типовой методики допроса, а также на ее применение к допросу конкретного лица, протокол которого содержится в архивном уголовном деле.
V. Список основных терминов
1. Анализ показаний.
2. Бесконфликтная ситуация.
3. Вербальный источник информации.
4. Внезапный вопрос.
5. Воздействие.
6. Восприятие информации.
7. Воспроизведение информации.
8. Детальный допрос.
9. Задача допроса.
10. Запоминание информации.
11. Информационная подготовка к допросу.
12. Контактный вопрос.
13. Контрольный вопрос.
14. Конфликтная ситуация.
15. Корректность вопроса.
16. Косвенный допрос.
17. Критерии правомерного воздействия.
18. «Лобовой вопрос».
19. Наводящий вопрос.
20. Невербальный источник информации.
21. Негативная установка.
22. Непроблемная ситуация.
23. Нормальная ситуация.
24. Обстоятельства ситуации допроса.
25. Оптимальность приема.
26. Организационно-методическая подготовка допроса.
27. Основной вопрос.
28. Параллельный вопрос.
29. Перекрестный вопрос.
30. Повторный допрос.
31. Подготовка допроса.
32. Порядок предъявления доказательств.
33. Правило предъявления доказательств.
34. Предметность вопроса.
35. Прием допроса.
36. Причины негативной установки.
37. Проблемная ситуация.
38. Психологический контакт.
39. Свободный рассказ.
40. Ситуация допроса.
41. Стратегия допроса.
42. Тактика допроса.
43. Техническая подготовка допроса.
44. Технические средства фиксации показаний.
45. Установка допрашиваемого.
46. Цель допроса.
47. Экстремальная ситуация.
48. Эффективность приема.
VI. Список рекомендуемой литературы
Учебная литература
1. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учеб. пособие / М. И. Еникеев. -М, 2006.
2. Еникеев, М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М. И. Еникеев, В. А. Образцов, В. Е. Эминов. -М: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008.
3. Журавлева, И. А. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших: учеб. пособие / И. А. Журавлева, Т. В. Каскевич. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009.
4. Криминалистика : учебник / отв. ред. Н. П. Яблоков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М, 2007.
5. Криминалистика : учебник / под ред. И. Ф. Крылова, А. И. Бастрыкина. -М.,2001. .
6. Криминалистика: Информационные технологии доказывания : учебник для вузов / под ред. В. Я. Колдина. - М., 2007.
7. Криминалистика : учебник / под ред. А. Г. Филиппова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : СПАРК, 2005.
8. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. В. Романов. -М., 2005.
8. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Чуфаровский. - М., 2003.
9. Эксархопуло, А. А. Кримиалистика в схемах и иллюстрациях : учеб. пособие / А. А. Эксархопуло. - СПб., 2002.
Научно-практическая и справочная литература
1. Баянов, А. И. О возможности применения схем для систематизации информации в процессе допроса // Проблемы психологии следственной деятельности: сб. науч. статей / А. И. Баянов. - Красноярск, 1986. -С. 85-91.
2. Гуковская, Н. И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних / Н. И. Гуковская, А. Н. Долгова, Г. М. Миньковский. -М., 1974.
3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л. Н. Башкатов и др. ; отв. ред. И. Л. Петрухин. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.
4. Кузнецова, С. В. Тактика допроса несовершеннолетних / С. В. Кузнецова, Т. С. Кобцова. - М., 2004.
5. Питерцев, С. К. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде / С. К. Питерцев, А. А. Степанов. - СПб., 2001.
6. Руководство для следователей / под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. -М. : ИНФРА-М, 1997.
7. Соловьев, А. Б. Использование доказательств при допросе / А. Б. Соловьев. -М., 2001.
8. Справочная книга криминалиста / под ред. Н. А. Селиванова. - М. : ИНФРА-М, 2001.
9. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика : научно-практ. пособие / О. Д. Баев. - М. : Изд-во «Экзамен», 2003
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!