Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Логика»»

/ Логика
Контрольная, 

Оглавление

 

Тема 1. Понятие как форма мышления

 

1. Изобразить посредством круговых схем отношения между понятиями.

а) 1 – небесное тело

    2 – спутник небесного тела

    3 – искусственный спутник

    4 – естественный спутник

    5 – спутник Марса (естественный)

    6 – спутник Земли

Отношения подчинения, соподчинения, противоречия.

б) 1 – мужество

    2 – упорство

    3 – упрямство

Как черты личности отношения соподчинения.

в) 1 – мужчина

    2 – сын

    3 – дед

    4 – брат

    5 – отец

    6 – внук

    7 – дядя

    8 – племянник

Отношения тождественности, равнозначности (всякий мужчина является сыном), соподчинения – мужчины являются отцами, дедами и т.д.

г) А – число, делящееся на 6

    В – число, делящееся на 3 и 6

Отношения равнозначности.

д) А – число, делящееся на 2 и 3

    В – число, делящееся на 1 и 3

Отношения пересечения.

е) 1– Банк

    2 – Российская система банков

    3 – Российский банк

    4 – Филиал банка

    5 – Валют. дир. Банка

Отношения подчинения и пересечения.

ж) А – Покупатель

     Б – Продавец

     В – Спекулянт

     Г – Коммерсант

Отношения противоположности, пересечения.

з) А – студент, сдавший все на “отлично”

    Б – студент, сдавший логику на “отлично”

    В – студент, сдавший некоторые предметы на “отлично”

Отношения пересечения.

и) А – система бизнеса

    Б – бизнес

    В – менеджмент

    Г – маркетинг

Отношения подчинения, пересечения.

 

к) А – Европа

    Б – Франция

    В – Англия

Отношение соподчинения.

 

2. Понятия находятся в отношении соподчинения или противоположности.

1). С – А и В соподчиненные.

2). С – А и В противоположные.

 

 

 
 


3. а) таких нет

   б) фр.=42-(10+5-3)=30 ч.

   в) нем.=30-(8+5-3)=20 ч.

   г) англ.=28-(10+8-3)=13 ч.

   д) нем./фр.=5 ч.

   е) 20+5-3=22 ч.

 

4. Подобрать понятия к следующим схемам:

 

 
 


1)

 

А – синтетический продукт

Б – ацетатный шелк

В – лекарственный препарат

Г – сырье для техн. производства (спирт)

 

2)

 

 
 


А – студент ВУЗа России

Б – студент МГУ

В – житель Москвы

Г – житель какого-либо села, района

 

 

3)

 

 
 


А – растения степи

Б – ковыль

В – перекати-поле

Г – полынь

Д – растения лесостепи

 

4)

 

 
 


А – пищевой продукт

Б – синтетический продукт

В – крахмал

Г – технический синтетический спирт

 

 
 


Д – маргарин

 

5)

 

А – успевающие студенты ВУЗов Москвы

Б – неуспевающие студенты ВУЗов Москвы

В – успевающие студенты МГУ

Г – неуспевающие студенты МГУ

Д – спортсмены – мастера спорта г. Москвы

Е – спортсмены-профессионалы – мастера спорта г. Москвы

 

 

 

 

 

 
 


6)

 

А – успевающие учащиеся

Б – неуспевающие учащиеся

В – успевающие учащиеся – лыжники

Г – неуспевающие учащиеся – волейболисты

Д – участники хора

 

7)

 

 
 


А – млекопитающие животные

Б – лев

В – тигр

Г – представитель фауны Африки

Д – представитель пресмыкающих фауны Африки

 

8)

 

 
 


А – студенты, изучающие английский язык

Б – студенты, изучающие немецкий и испанский языки

В – студенты, изучающие испанский язык

Г – студенты, изучающие английский, немецкий, французский и арабский языки

Д – студенты, изучающие арабский, немецкий, испанский и албанский языки

 

 

5. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) вечный двигатель – единичное, абстрактное, несобирательное, безотносительное

б) понятие – общее, нерегистрируемое, несобирательное, абстрактное, безотносительное

в) решительность – общее, нерегистрируемое, несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное

г) самое большое число – единичное, несобирательное, абстрактное, безотносительное

д) самое глубокое озеро в мире – единичное, несобирательное, конкретное, безотносительное

е) меридиан – общее, регистрируемое, несобирательное, абстрактное, безотносительное

ж) маркетинг – единичное, абстрактное, несобирательное

з) негативный спрос – общее, регистрируемое, абстрактное, отрицательное, соотносительное, несобирательное

и) предельная себестоимость – общее, регистрируемое, абстрактное, соотносительное, несобирательное

к) невменяемость – общее, нерегистрируемое, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное

л) очередь – общее, нерегистрируемое, конкретное, собирательное, безотносительное

м) коллектив МИЭП – единичное, собирательное, конкретное, безотносительное


Тема 2. Операции с понятиями

1. Какие из следующих:

род-вид – а), г), е), з), я), н);

целое-часть – б), в), д), ж), и), к), м).

2. Указать возможные понятия, в которых можно обобщить предметы:

тряпка, циркуль, мел, транспортир – принадлежности, обеспечивающие учебный процесс по геометрии.

Принадлежности, обеспечивающие учебный процесс по геометрии – принадлежности, обеспечивающие учебный процесс в школе – материальная база учебного процесса в школе – обобщение.

Ограничение: принадлежности, обеспечивающие учебный процесс в школе – принадлежности, обеспечивающие учебный процесс по химии – таблица Менделеева, химическая посуда, весы и т.д.

3. Обобщение: б), в), г), д), е), ж), з), к), н), о);

ограничение: а), х), м), п).

4. Осуществить обобщение и ограничение:

Обобщение:

А) исторический роман → роман → художественное произведение → произведение искусства → результат духовной деятельности человека

Ограничение:

Исторический роман → исторический роман 20 в. → исторический роман В. Пикуля → роман “Фаворит”

Б) функция ← математическая функция ← тригонометрическая функция → котангенс → котангенс угла → котангенс угла 90º.

В) химические вещество ← химически сложное соединение ← органическое соединение ← органическая кислота → непредельная кислота → янтарная кислота

Г) явление действительности ← физическое явление ← волна ← колебательные волны ← звук ←высокий звук – нота → нота “ля”

Д) Человек, знающий все европейские языки ← человек, знающий некоторые европейские языки ←человек, знающий английский язык → человек, знающий только диалект английского языка

Е) Свойство живого ← свойство человека ← деятельность → творческая деятельность → руководство балетным ансамблем  → занятие балетом

Ж) человек, изучивший все европейские и азиатские языки ← человек, изучивший все европейские языки ← человек, изучивший все славянские языки → человек, изучивший балканские славянские языки → человек, изучивший язык

З) студент, живущий в городе ← студент, живущий в большом городе ← студент, живущий в Москве или Ленинграде → студент, живущий в Москве → студент, живущий на Ленинских горах → студент, живущий в Доме студента МГУ → студент, живущий в секторе Б → студент, живущий в блоке 1012

И) учитель школы ← учитель, преподающий гуманитарные дисциплины в школе ← учитель, преподающий некоторые гуманитарные дисциплины ← учитель, преподающий логику и эстетику  → учитель, преподающий логику в школе → учитель, преподающий логику в школе г. Магнитогорска → учитель Петров, преподающий логику

К) мужчина, любящий женщину ← мужчина, любящий какую-либо женщину → мужчина, любящий женщину, свою жену

Л) человек ← бизнесмен ← менеджер → менеджер оптовой торговли → менеджер розничной торговли

Н) клиринг валютный  ← клиринг банковский ← клиринг между предприятиями → клиринг внутри предприятий – клиринг между цехами, отделами

О) наследодатель → отец наследника → гражданин какой-либо страны → житель какого-либо города → конкретный гражданин

5. Проанализировать следующие деления понятий:

А) прогрессии – делимые понятие; арифметическая и геометрическая прогрессия – члены деления; основание – деление по видоизменению признака

 

       
   
 

 


Прогрессии

 

               
       
 


                                            Арифметические                        геометрические

                                      +                                           целое                 дробное

                                                                  дихотомическое

Б)   некорректное деление: взяты разные основания

Зубы – верхние – нижние – по расположению

Зубы – передние – задние – по расположению

Зубы – молочные – мудрости – возрастной признак

Зубы – клыки, резцы – функции зубов

В) изменяемые части речи – делимое; изменяемое по падежам, числам, временам, лицам – члены деления; основание – видообразующий признак

Г) некорректное деление: взяты различные основания

Д) некорректное деление: ошибка – взяты два разных основания – 1. Оснащенность техникой ( пехотные, авиадесантные, моторизированные) и 2. Деление на составные части – полки, батальоны, роты, взводы, отделения

Е) некорректное: деление произведено по двум основаниям: временной фактор существования преступных группировок; способ их формирования.

 6. Выяснить, имеются ли ошибки в приведенных ниже делениях:

А) Деление по разным основаниям. Следует делить на:

Транспорт:

-        воздушный

-        морской речной

-        сухопутный

-        подземный

Основание – среда передвижения

 

Сухопутный:

-        железнодорожный

-        гужевой

-        автомобильный

Основание – по средству передвижения

Б) деление по разным основаниям:

Следует делить – по величине углов:

-        прямоугольник

-        тупоугольник

-        равноугольник

-        остроугольник

                           – по величине сторон

-        равносторонние

-        равнобедренные

В) неполное деление, пропущен член деления – соподчиненные несовместимые понятия

Г) неполное деление

Д) деление по разным основаниям – члены деления не соподчинены, а пересекаются

Астрономы, химики – профессии

Приват-доценты – должность

Поэты и метафизики могут быть среди тех и других

Е) деление по разным основаниям: люди старшего поколения включают и женщин

Ж) деление произведено по разным основаниям; поэтому члены деления находятся в отношении пересечения

З) деление по разным основаниям – в результате лишний член “охотничье”

И) деление произведено по разным признакам.

Следовало разделить:

Задачи категории А     по срочности выполнения

Задачи категории Б      по срочности выполнения

Другие члены деления – лишние

К) деление правильное

7. Установить, в каких из примеров – деление понятий, а в каких – мысленное расчленение предмета на части

А) членение на части. Превратить в: обед делится на закуски, основное блюдо, десерт

Б) членение на части. Превратить в деление: алфавит делится на гласные и согласные звуки

В) членение на составляющие части

Г) деление произведено по видообразующему признаку – форма обучения

8. Осуществить деление:

А) журналы делятся по признаку: тематика содержания на художественно-литературные, социально-политические, научно-тематические, научно-теоретические

Б) смех – дихотометическое:

-        веселый

-        невеселый

В) управление – дихотометическое:

-        контактное

-        бесконтактное (дистанционное)

Г) Любовь – дихотометическое:

-        разделенная

-        неразделенная

Д) учреждение – дихотометическое:

-        государственное

-        негосударственное

по видоизменению признака:

учреждение – федеральное – областное – муниципальное городское – районное

Е) глагол – дихотометическое:

-        совершенного вида

-         несовершенного вида

глагол по видоизменению признака:

глагол:

-     I спряжения

-     II спряжения

глагол:

-        настоящего времени

-        будущего времени

-        прошедшего времени

Ж) Здание:

-        высотное

-        невысотное

дихотометическое

по видоизменению признака

по этажности: одно, двух, и т.д. многоэтажное

по строительному материалу: деревянное – каменное – кирпичное – блочное – панельное

З) химический элемент:

-        металлы

-        неметаллы

дихотометическое

по видоизменению признака: по величине валентности, по реактивной активности

И) элементарная частица:

-        заряженная положительно

-        заряженная отрицательно

-        нейтральная

деление по видоизменению признака

элементарные частицы:

-        легкие

-        тяжелые

К) литература – деление по видоизменению признака:

-        художественная

-        научная

-        учебная

-        публицистическая

Л) Цена – деление по видоизменению признака:

-        оптовая

-        розничная

М) юрист – по видоизменению признака:

-        судьи

-        адвокаты

-        прокуроры

-        следственные

-        работники

Н) право – по видоизменению признака:

-        гражданское

-        уголовное

-        семейное

-        трудовое


Тема 3. Определение (дефиниция) как прием познания

1. Дать анализ определений

А) хлопок – неявное сравнение

Б) Гималаи – неявное описание

В) Кислород – неявное описание

Г) антонимы – явное, атрибутивное, реальное

Д) учитель – явное, неполное, атрибутивное, реальное

Ж) виктимология – явное, слишком широкое, реальное, атрибутивное

З) олигоцен – явное, операциональное

И) 1% – явное, операциональное

К) угол – явное, генетическое

Л) равнобедренный треугольник – отрицательное

М) арендатор – явное, реальное, атрибутивное

Н) длина отрезка – явное, операциональное

О) бочка – явное, неполное, реальное, атрибутивное

П) зима – неявное, описательное

Р) логика – явное, реальное

С) кража – явное, реальное

Т) религии – неявное, сравнение

У) неопозитивизм – явное, неполное, слишком широкое

Ф) неокантианство – явное, неполное, широкое

2. Проанализировать вопросы

А) да, если уточнить, что листья хвойных деревьев приобрели форму иголок

Б) считаю, что слушатель не сдал контрольную работу, т.к. не вручил ее адресату – преподавателю

3. Дать определения понятиям:

А) буква – это единица алфавита любого естественного языка

Б) гипотенузой называется прямая линия, соединяющая катеты любого треугольника – реальное

В) любовь – это чувство человека, характеризующее его отношение к другому человеку, Родине и т.д. – явное, атрибутивное, реальное

Г) дружба – это отношения между людьми, выражающее поддержку, понимание – явное, атрибутивное, реальное

Д) зонтик – предмет, удовлетворяющий потребность человека в защите от непогоды (дождя и т.п.) – явное, атрибутивное, номинальное

Е) процент – 1/100 часть от величины – явное, генетическое

Ж) рынок – место, где происходит обмен продуктами труда – явное, атрибутивное, номинальное

З) кульминация – завершающий этап какого-либо действия, процесса – явное, атрибутивное, реальное


Тема 4. Суждение (высказывание) как форма мышления

1. Какие различные понимания и почему допускают предложения

А), Б), В) – суждения выражены не в стандартной форме, т.е. не даны явно, в именное форме субъект и предмет суждений, не определены количественные характеристики суждений

    А) речь может идти как о любви матери к дочери, так и наоборот

Эта женщина есть мать, которая любит свою дочь

Эта женщина есть мать, которую любит дочь

    Б) работа студентов могла быть оценена как в институте, так и в школе

Работа студентов нашего института в школе, есть работа, получившая в институте высокую оценку

Работа студентов нашего института в школе, есть работа, оцененная высоко школой – Р

В) речь может идти о смерти при большом скоплении людей (на миру), или о смерти ради общего дела (мира)

Всякая смерть, принятая на миру есть красная смерть (радостная) – Р

Всякая смерть, принятая ради мира – красная (радостная) смерть – Р

2.Чем вызвана двусмысленность?

Двусмысленность предложений вызвана тем, что в них не выражены стандартные суждения. Чтобы избежать этого, следует составить стандартные суждения: выявит субъект и предикат в именной форме, установить количественные и качественные характеристики суждений

А) Троекуров не рассердился, а велел с убитого Дубровским медведя шкуру А ÙВ – сложное соединительное суждение

Б) Совет, данный N был хорошим. Это S есть Р

В) Отец героя умер, будучи 28-летним человеком. S есть Р

Г) Побег князя Игоря из плена, которому содействовала погода, был тем событием, которое наполнило русскую землю радостью

Это S есть Р

Д) Все было бы хорошо, если бы это было возможно

Сложное условное А®В

Е) роман о путях демократической интеллигенции есть роман, написанный Чернышевским в крепости. Это S есть Р

Роман, написанный Чернышевским в крепости, есть роман о путях демократической интеллигенции. Единичное суждение. Это S есть Р

3. Проанализировать суждения

А) Е – ни один народ мира не есть народ, который хочет войны

Б) А- весь народ земного шара суть существо, желающее мира

В) J – некоторые законы России, есть законы имеющие обратную силу

Г) J – некоторые из нас есть существа, которые хорошо учатся 

Д) J – некоторые древние греки суть существа, внесшие большой вклад в развитие философии – Р

Е) J – некоторые дни суть дни, когда бушевал ураган – Р

Ж) J – некоторые слова есть образования, которые разделяются на слоги – Р

З)  О – некоторые современники динозавров не суть существа, которые вымерли – Р

И) Е – ни один человек не есть тот, кто его понял – Р

К) Е – ни один швед не есть тот, кто победил под Полтавой – Р

Л) Е – ни одно место, где может возникнуть пожарS, не есть место для курения

4.Привести к стандартной форме суждения

А) некоторые блестящие вещи не есть золотые вещи – О

Б) все, кто вспоминает старые обиды есть те, кто может потерять глаз – А

В) некоторые рискованные дела (поступки) суть дела (поступка), которые могут оказаться благородными – J

Г) ни один одиночка не есть существо, которое может стать воином в поле (победителем в борьбе) – Е

Д) всякая смерть, принятая на миру, есть красная смерть – А

Е) некоторые существа, видящие в чужом глазу соринку, суть существа, не замечающие в своем глазу бревно – J

Ж) любая старуха есть существо, способное совершить ошибку (проруху) – А

З) ни один прилет единственной ласточки не есть то, что сделает весну – Е

И) ни один трус не есть существо, играющее в хоккей – Е

К) все сделанное наспех есть сделанное на смех – А (на заслуживающее уважения, признания)

Л) ни одно сделанное криво (некачественно) не есть то, что можно исправить клеймом (наклейкой, ярлыком) – Е

М) некоторые люди, скупые на слова, не есть глупые люди – О

Н) всякое стремление учить бестолковых есть дело, трудное для учителя

5.Определить вид и логическую форму

А) конъюнкция

Б) отрицание

В) конъюнкция

Г) дизъюнкция

Д) отрицание

6. Определить необходимость или достаточность условий

А) наличие атмосферы вокруг Земли является необходимым, но недостаточным условием возникновения жизни

Б) делимость числа на 3 и на 2 является необходимым и достаточным условием деления его на 6

В) активное участие общественности в борьбе с преступностью является необходимым условием ее ликвидации

Г) круглая тень Земли на поверхность Луны является достаточным основанием для утверждения ее шарообразности

Д) нагревание металлического стержня есть необходимое и достаточное условие для его расширения

Е) восход солнца есть достаточное условие наступления утра

Ж) огонь есть необходимое условие дыма

7. Произвести отрицание суждений

А) все элементы имеют отрицательный заряд – А ист.

- некоторые электроны не есть отрицательно заряженные частицы – О ложн.

Б) ни один прокурор не является адвокатом – Е ист.

-        некоторые прокуроры являются адвокатами – J ложн.

8. Произвести операцию отрицания сложных суждений

А) нет дыма без огня. Неверно, что нет дыма без огня

Б) он и швец, и жнец, и на дуде игрец

-        неверно, что он и не швец, не жнец, и на дуде не игрец

В) если не совершишь преступление, то и не будешь наказан

-        возможно, совершишь преступление и не будешь наказан

Г) А есть необходимое условие В

-        неверно, что А есть необходимое условие для В

Д) А есть достаточное условие для В

-        неверно, что А есть достаточное условие для В

Е) С есть необходимое условие для В, но неверно, что В является достаточным условием для А

-        неверно, что С есть необходимое условие для В, если В является достаточным условием для А

Ж) обжегшись на молоке, на воду не дуют

-        неверно, что на воду не дуют, обжегшись на молоке

З) если этот человек закаляется, то он здоров

-        возможно, что человек закаляется, но не является здоровым

И) электричка бежит или ветер свистит

-        возможно, электричка бежит и ветер свистит

К) идет дождь и идет снег

-        нет ни дождя, ни снега

Л) он хороший спортсмен или хороший студент

-        он ни хороший спортсмен, ни хороший студент

9. Произвести операцию отрицания суждений об отношениях

А) некоторые обвиняемые не нанесли кому-нибудь вред

Б) все люди кого-нибудь любят

В) все люди прочли за свою жизнь хотя бы одну книгу по логике

Г) некоторые юристы не знают ни одного математика лучше, чем каждого логика

Д) ни один студент нашей группы не знает какого-либо древнего языка

Е) все студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык

Ж) некоторые студенты не изучают какую-нибудь науку

10.Равносильны ли следующие суждения?

А) равносильны

Б) равносильны

В) равносильны

11. Решить задачу

Петр – А

Павел – В

 

 

12. Дать характеристику суждений

А) условное А®В

Если все стороны – основание, антецедент его диагонали взаимно перпендик. – следствие – консеквент

Б) суждение с отношением, 2-х местное

13. Произвести операцию отрицания суждений

А) некоторые океаны имеют пресную воду – J ложно

Ни один океан не имеет пресной воды – Е истинно

Б) все свидетели дают правдивые показания – А ложно

Некоторые свидетели не дают правдивых показаний – О ист.

В) ни один студент н. группы не имеет высшего образования Е

Некоторые студенты нашей группы имеют высшее образование J

Г) некоторые прокуроры не имеют высшего образования – О

Все прокуроры имеют высшее образование – А

Д) ни один член семьи Ивановых не является честным человеком – Е

Некоторые члены семьи Ивановых являются честными людьми J

Отрицание суждений осуществляется по логическому квадрату

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условие А знает В, но В не знает А

14. Определить истинностные значения высказываний

А) А и В знают друг друга – ложно

Б) А и В не знают друг друга – ложно

В) В знает А, а А не знает В – ложно

Г) ни А не знает В, ни В не знает А – ложно

Д) неверно, что А и В не знают друг друга – ложно

15. Выявить логическую форму суждений

А) некоторые материалисты не являются философами О –ист.

Философы являются материалистами – А- ложн.

Б) ни один треугольник не является равнобедренным Е- ложн.

В) либо каждый любит всех и ни один не любит всех, либо некто любит всех и кто-то не любит никого

-        либо некоторый не есть любящий всех, либо ни один не есть любящий кого-либо и все есть любящие всех

Г) население Москвы больше, чем население любого другого города СНГ

-        ни один город СНГ не есть город с населением больше, чем население Москвы

Д) А®В 

-        если объем одного тела больше объема другого, а массы их равны, то плотность второго не больше плотности первого

16. Решить задачу

А) АÙВ®С

Б) С®А

   С®В

Да, следует: если не С, то есть В

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!