Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 18. Федеральное Собрание РФ

1.         Федеральное Собрание РФ: структура и общие вопросы конституционного статуса. Внутренняя структура палат и организация их работы. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

2.         Функции палат Федерального Собрания РФ. Компетенция и акты палат Федерального Собрания РФ.

3.         Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

 

При рассмотрении первого вопроса студентам нужно указать общие статусные характеристики Федерального парламента – Федерального Собрания РФ, выделить вопросы, по которым Государственная Думы и Совет Федерации собираются совместно. В основу функционирования Федерального Собрания заложен принцип «верхней» и «нижней» палат вместо существовавшего ранее принципа равенства палат Верховного Совета РФ. Студентам следует определить, в чем это проявляется.

Затем необходимо перейти к особенностям избрания депутатов Государственной Думы и порядку формирования Совета Федерации, установленных     Федеральными     законами     «О     выборах     депутатов

 

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и

«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Внутреннюю структуру палат и организацию их деятельности следует рассмотреть на основе Регламентов палат. Студентам нужно определить роль председателей палат, Совета Думы (в Государственной Думе) и Совета палаты (в Совете Федерации), фракций в Государственной Думе, сравнить структуру комитетов в Государственной Думе и в Совете Федерации. В отношении организации работы палат следует остановиться на понятиях «сессия», «заседание палаты», определить порядок их проведения (в том числе правительственный час, парламентские запросы палат, запросы парламентариев, порядок проведения голосования),  порядок работы органов палат, порядок проведения парламентских слушаний, организации работы фракций в Государственной Думе.

Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ необходимо рассмотреть в сравнении, установив общие и особенные элементы статуса. При этом следует использовать Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Второй вопрос следует изучить на основе анализа статьей 102-103 и других положений Конституции.

По третьему вопросу на основе положений Конституции и Регламентов палат студентам нужно определить субъектов законодательной инициативы, порядок внесения законопроектов в Государственную Думу, роль комитетов в законодательном процессе, назначение каждого из чтений в Государственной Думе, специфика одобрения федеральных законов в Совете Федерации, способы преодоления разногласий между палатами, права Президента РФ в законодательном процессе, особенности принятия бюджета, финансовых законов, федеральных конституционных законов, порядок вступления в силу законов.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Сравните способы формирования Совета Государственной Думы, которые   использовались   ранее,   и   способ,   который   применяется      в

 

настоящее время. Оцените, какой из них более всего отвечает назначению данного органа Государственной Думы.

2.         Составьте      схему  парламентских         процедур,      используемых           в Государственной Думе и Совете Федерации.

3.         Сравните права депутатов Государственной Думы при обсуждении законопроектов в первом, втором и третьем чтениях.

4.         Сравните контрольные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации.

5.         Составьте      схему, отражающую отличия          в          статусе           депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2010) .

3.         О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51- ФЗ (ред. от 28.12.2010).

4.         О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 15.11.2010).

5.         О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ  (ред. от 29.12.2010).

6.         О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22. 10.1999).

7.         О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ  (ред. от 09.07.2010).

8.         О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 15.12.2010).

 

9.         О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 09.07.2010).

10.       По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

11.       По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П.

12.       По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П.

13.       По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П.

14.       По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.1999 № 12-П.

15.       По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.1998 № 11-П.

16.       По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: Постановление  Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П.

 

17.       О Регламенте  Государственной  Думы  Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 25.03.1994 № 80-1 ГД (ред. от 16.05.1997) (утратило силу).

 

 

 

 

1999.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М.,

 

2.         Булаков          О.Н.    Двухпалатный          парламент     Российской

 

Федерации. – С-Пб., 2003.

3.         Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. – М., 2007.

4.         Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации. – М., 2010.

5.         Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и Российская практика. – М., 2005.

6.         Краснов Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: Пути к совершенствованию. – М., 2004.

7.         Крашенинников П.В. Федеральный  законотворческий  процесс. – М., 2009.

8.         Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. – М., 2004.

9.         Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. –  М., 1998.

10.       Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 2006.

11.       Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в  Российской Федерации. – С-Пб., 2004.

12.       Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. –   М.,

2003.

13.       Совет  Федерации.  Эволюция  статуса  и  функций  /  Отв.  ред.

Л.В.Смирнягин. – М., 2003.

14.       Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под ред. О.Н. Булакова. – М., 2005.

 

Тема 19. Правительство Российской Федерации

1.         Правительство РФ: место в системе высших органов государственной власти РФ, состав, порядок формирования и прекращения полномочий.

2.         Компетенция, акты Правительства РФ, организация деятельности.

3.         Федеральные органы исполнительной власти (министерства и др.): основы правового статуса.

 

Положение Правительства РФ в системе высших органов государственной власти определяется тем, что в соответствии со статьей

110 Конституции РФ оно осуществляет исполнительную власть и в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» руководит всей системой органов исполнительной власти. Для более полного представления о положении Правительства РФ в механизме государства студентам нужно рассмотреть отношения Правительства РФ с Президентом РФ, палатами Федерального Собрания, а также  роль в законодательном процессе.

При рассмотрении вопроса о составе и порядке формирования Правительства РФ следует обратиться к статьям 111 и 112 Конституции РФ, толкованию Конституционным Судом части 4 статьи 111 Конституции РФ, которое было дано в Постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П, а также статье 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», в которой установлен особый порядок  назначения членов Правительства, работающих под непосредственным руководством Президента РФ.

При изучении порядка прекращения полномочий Правительства РФ нужно обратить внимание на различие процедур отставки (по собственной инициативе, инициативе Президента РФ, в связи с освобождением от должности Председателя Правительства РФ и в связи с выражением недоверия или отказа в доверии Государственной Думой) и сложения Правительством своих полномочий. Также необходимо проводить разницу между прекращением полномочий Правительства РФ и прекращением полномочий его членов. Особое внимание следует уделить вопросам прекращения полномочий Председателя Правительства РФ, исполнения обязанностей Председателя Правительства РФ в случае временного отсутствия и в случае освобождения от должности.

 

Студентам необходимо определить структуру Правительства РФ, полномочия Председателя, его заместителей, федеральных министров, функции и порядок формирования Президиума  Правительства РФ.

По вопросу о компетенции и актах Правительства РФ необходимо изучить статьи 114, 115 Конституции РФ, главы 3 и 8 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». По вопросу об организации деятельности – 4 главу Федерального конституционного закона.

По третьему вопросу следует ознакомиться с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №  724

«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте схему формирования Правительства РФ, отражающую особенности назначения отдельных членов Правительства РФ.

2.         Составьте схему, отражающую индивидуальные и коллективные формы ответственности Правительства РФ.

3.         Составьте схему, отражающую коллегиальные и единоначальные принципы организации работы Правительства РФ.

4.         Составьте схему, отражающую формы взаимодействия Правительства РФ и Государственной Думы РФ.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         О         Правительстве          Российской   Федерации:   Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №  2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

3.         О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010).

4.         Вопросы        системы         и          структуры      федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724.

 

5.         О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

6.         По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.

7.         По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П.

8.         По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П.

9.         По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Бобылев, А.И., Горшкова, Н.Г., Ивакин, В.И. Исполнительная власть в России. Теория и практика ее осуществления. – М., 2003.

2.         Гаджимагомедов Г.А., Ивлиев Г.П. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. – М., 2008.

3.         Гусева, Т.А. Чапкевич, Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти. – М., 2005.

4.         Исполнительная власть в Российской Федерации / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. – М., 1996.

5.         Плужников С.В. Конституционно-правовые основы исполнительной власти. – М., 2006.

6.         Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 2005.

7.         Чепунов, О. И. Исполнительная власть в Российской Федерации: историко-правовой и институциональный анализ. – М., 2001.

8.         Шаблинский, И., Сахаров, Н., Ожиганов, Э. Президент — правительство – исполнительная власть: российская модель. – М., 1997.

9.         Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. – М., 2004.

 

Тема 20. Уполномоченный по правам человека в РФ. Счетная палата Федерального Собрания РФ

1.         Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае.

2.         Правовой статус Счётной палаты РФ. Правовой статус Счётной палаты Красноярского края.

 

Рассмотрение вопросов темы основано на изучении Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте схему, отражающую средства реагирования Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод.

2.         Составьте схему, отражающую взаимодействие Счетной палаты РФ с иными органами государственной власти.

3.         Составьте схему, отражающую формы контроля Счетной палаты РФ за составлением и исполнением федерального бюджета.

 

Юридические источники:

1.         Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

2.         О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 №  4-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

3.         Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». – М., 1997.

 

2.         Погосян         Н.Д.    Счетная          палата Российской   Федерации (конституционно-правовой статус). – М., 1998.

3.         Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1997.

4.         Шеенков        О.А.    Становление конституционного   института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2004.

5.         Эмих В.В. Компетенция уполномоченных по правам человека  в Российской Федерации. – Екатеринбург, 2010.

 

 

Тема   20.       Конституционные    основы           правосудия    в          Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации

1.         Конституционное    регулирование          судебной        системы         в          РФ. Прокуратура в РФ.

2.         Конституционный Суд РФ: состав, порядок формирования, компетенция.

3.         Конституционный Суд РФ: порядок деятельности и акты.

4.         Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

 

Основы судебной системы Российской Федерации, организации и деятельности прокуратуры определены в Конституции РФ. Поэтому изучение вопросов темы необходимо начать с главы 7 (Судебная власть) Конституции РФ, а затем перейти к конкретным вопросам, связанным с видами судов в Российской Федерации, структурой органов прокуратуры, принципами их организации и деятельности, по Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Порядок формирования Конституционного Суда РФ (порядок внесения предложений о кандидатах Президенту РФ, представления Президентом кандидатур в Совет Федерации и назначения Советом Федерации), требования к претендентам на должность судей Конституционного Суда, текст присяги, перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда РФ, определяются в статьях 8-19 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Обращаясь к вопросу о продолжительности полномочий судьи Конституционного Суда, необходимо учесть несколько  этапов  развития его правового регулирования: от установления предельного возраста пребывания в должности судьи в 65 лет по Закону 1991 года к установлению 12-летнего срока полномочий и предельного 70-летнего возраста пребывания в должности по Федеральному конституционному закону 1994 года, увеличению срока полномочий до 15 лет и исключению предельного возраста в феврале 2001 года, введению предельного возраста в 70 лет в декабре 2001 г. и, наконец, отмене срока полномочий при сохранении 70-летнего предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда в 2005 году.

При рассмотрении структуры Конституционного Суда РФ следует обратить внимание на особый статус Председателя Конституционного Суда РФ: он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Предельный возраст пребывания в должности судьи на него не распространяется. Полномочия Председателя могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель не исполняет должностные  обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.

Анализ компетенции необходимо осуществить на основе статьи 125 Конституции РФ, статьи 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, а также статьи 23 Федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации.

Организационные формы конституционного судопроизводства установлены в статье 20 Федерального конституционного закона. Это заседания Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний и заседания без проведения слушаний. Основная форма – это слушания. Заседания без проведения слушаний используются как исключение – только для ситуации, предусмотренной статьей 47.1, связанной с подтверждением неконституционности нормы. Студентам следует  уяснить  основания  для  проведения   заседаний  без     слушаний,

 

требования допустимости и порядок их проведения, а также порядок проведения заседаний в форме слушаний.

Студентам следует рассмотреть главу 8 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ для изучения видов решений Конституционного Суда, порядка их вынесения, уяснения требований, предъявляемым к решениям, их юридической силы, особенностей действия.

По четвертому вопросу необходимо обратиться к статье 27 Федерального конституционного закона о судебной системе Российской Федерации, а также рассмотреть статус конституционного (уставного) Суда одного из субъектов РФ. На основе полученных сведений о месте конституционных (уставных) судов в судебной системе РФ студентам предлагается оценить, почему конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах Федерации.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте схему, отражающую отличия проведения слушаний в Конституционном Суде РФ от заседания без проведения слушаний.

2.         Составьте схему, отражающую разграничение подведомственности Конституционного Суда РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также иных судов.

3.         Составьте схему, отражающую отличия нормоконтроля, осуществляющего Конституционным Судом РФ, а также нормоконтроля, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

4.         Составьте схему, отражающую отличия конституционного судопроизводства от гражданского и административного судопроизводства.

5.         Составьте схему, отражающую критерии допустимости жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

 

2.         О Дисциплинарном судебном присутствии: Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ.

3.         О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №  1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010).

4.         О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №  1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009).

5.         Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 №  1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010).

6.         О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

7.         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

8.         О финансировании судов  Российской  Федерации: Федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ.

9.         О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 №  188-ФЗ (ред. от 23.12.2010).

10.       О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 №  3132-1 (ред. от 23.12.2010).

11.       О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010).

12.       Об Уставном суде Санкт-Петербурга:  Закон Санкт-Петербурга

        241-21 от        05.06.2000      //

http://www.spbustavsud.ru/about/foundation/25052011.

13.       Об Уставном Суде Свердловской области: Закон Свердловской области                  29-ОЗ  от        22.04.1997      (ред.    от        10.06.2010)// http://ustavsud.ur.ru/index.php/index.php?ind=document&catalog=document&i d=4.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. – М., 2002.

2.         Амирбеков К.И. Конституционно-правовой статус  прокуратуры России (исторический, теоретический и конституционно- правовой аспекты). – М., 2003.

 

3.         Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. – С-Пб., 1995.

4.         Бланкенагель, А. «Детство, отрочество, юность» российского Конституционного Суда. – М., 1996.

5.         Боботов Г.В. Конституционное правосудие в России (1991- 2001 гг.): Очерки теории и практики. – М., 2001.

6.         Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М., 2005.

7.         Ведерников Н.Т., Петренко Д.С. Конституционное правосудие (исторические, теоретические и организационные основы). – М., 2009.

8.         Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.). Очерки теории и практики. – М., 2001.

9.         Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005.

10.       Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. – М., 2005.

11.       Гравина А.А., Кашепов В.П., Макарова О.В. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации. – М., 2010.

12.       Изварина А.Ф. Развитие и совершенствование действующей судебной системы России. – Ростов-на-Дону, 2010.

13.       Карпов Н.Н. Конституционно-правовые отношения и роль прокуратуры в обеспечении их стабильности. – М., 2007.

14.       Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2007.

15.       Колоколов Н.А., Павликов С.Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве. – М., 2007.

16.       Кряжков В.А., Лазарев, Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. – М.,1998.

17.       Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: теоретические основы и практика реализации судами России. – М., 2006.

18.       Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. – М., 2008.

 

19.       Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». – М., 2009.

20.       Малышева А.Ж. Конституционный Суд России: история, компетенция, принципы, порядок деятельности. – М., 2007.

21.       Махлаева Т.И. Судебная  власть  в  системе  разделения властей. – М., 2003.

22.       Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации. Проблемы теории и практики. – Екатеринбург. 2004.

23.       Осипян С.А. Российский федерализм и конституционно- правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы. Конституционно-правовое исследование. – М., 2005.

24.       Росинский В.В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. – М., 2010.

25.       Судебная система России / Отв. за вып. В. В. Ершов и др. –  М.,

 

2000.

 

 

26.       Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань. 1995.

27.       Эбзеев            Б.С.     Конституция.            Правовое        государство.

 

Конституционный Суд. – М., 1997.

 

 

Тема 22. Органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации

1.         Система органов государственной власти в субъектах РФ.

2.         Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Законодательное Собрание Красноярского края.

3.         Высшие должностные лица субъектов РФ. Губернатор Красноярского края.

4.         Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Правительство и иные органы государственной власти Красноярского края.

5.         Иные государственные органы субъектов РФ.

 

В соответствии со статьей 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения,   автономной   области,   автономных   округов   устанавливается

 

субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Для установления обязательных элементов системы органов государственной власти субъектов РФ и связей между ними студентам следует обратиться к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №  164-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Закона систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Должность высшего должностного лица субъекта РФ не является обязательной. Субъект Федерации вправе ее установить. Однако установление или не установление должности высшего должностного лица является в каком-то смысле формальным моментом, отражающимся лишь на наименовании должности. Такой вывод можно сделать из-за того, что в Федеральном законе не разводятся полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации и полномочия руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, они даются в общем виде – для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Что касается судебных органов, то в соответствии со статьей 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ  и федеральным конституционным законом. Субъекты Федерации  не вправе создавать свои суды, не предусмотренные федеральным законодательством. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в качестве судов субъектов РФ рассматриваются конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Правда, последние входят в систему судов общей юрисдикции и финансируются из федерального бюджета. То есть реально (а не номинально) судами субъектов РФ являются конституционные (уставные) суды.

 

Помимо органов, относящихся к традиционным ветвям власти, в субъектах РФ создаются: Избирательная комиссия субъекта РФ и Контрольно-счетный орган. Может быть учреждена должность Уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о системе органов  государственной власти субъектов РФ на основе анализа Федерального закона от 06.10.1999

№ 164-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» студентам необходимо определить, какие формы правления допустимы в субъектах РФ. На основе оценки положений Устава Красноярского края установить, к какой форме правления тяготеет система органов государственной власти Красноярского края.

По второму вопросу в первую очередь нужно изучить требования к численности законодательного органа субъекта Российской Федерации, порядку формирования, основаниям досрочного прекращения полномочий, компетенции, формам деятельности, установленные Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 164-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». После этого следует обратиться к источникам нормативно-правового регулирования статуса Законодательного Собрания Красноярского края: Уставу Красноярского края, Уставному закону Красноярского края от   29.01.2009

№ 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края».

При рассмотрении вопроса о порядке избирания депутатов Законодательного Собрания края необходимо обратить внимание на своеобразие системы избирательных округов, обусловленной учетом статуса административно-территориальных единиц с особым статусом. Наряду с 22 одномандатными избирательными округами, которые образуются на территории края, за исключением территорий Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, образуется 2 двухмандатных округа – на территориях Таймырского Долгано-Ненецкого района и Эвенкийского района – административно-территориальных единиц с особым статусом.

Правила выдвижения списка кандидатов по единому краевому избирательному округу несколько  напоминают  те,  которые применяются

 

при выдвижении списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы. Краевой список кандидатов должен включать в себя общекраевую часть и быть разбит на двадцать две региональные группы кандидатов, охватывающие в совокупности всю территорию края и соответствующие территориям одномандатных избирательных округов. Территории двухмандатных избирательных округов включаются в территории граничащих с ними одномандатных избирательных округов. Каждая региональная группа краевого списка кандидатов должна включать не менее трех кандидатов, а общекраевая часть краевого  списка кандидатов – не менее трех и не более пяти кандидатов.

Правила допуска избирательных объединений к распределению мандатов по единому краевому избирательному округу таковы: к распределению депутатских мандатов допускаются краевые списки кандидатов, каждый из которых получил не менее 5 процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за все эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому краевому избирательному округу.

Методика распределения мандатов между избирательными объединениями соответствует квоте Империале: число голосов избирателей, полученных каждым краевым списком кандидатов, допущенным к распределению мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел начиная с двух до 26 включительно. Полученные частные располагаются по убывающей. Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых депутатских мандатов, является избирательной квотой. Число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый краевой список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим краевым списком кандидатов.

Депутатские мандаты, полученные краевым списком кандидатов, в первую очередь переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общекраевую часть краевого списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в списке. Оставшиеся депутатские мандаты  распределяются внутри краевого списка кандидатов между региональными группами в следующем порядке: определяется число голосов избирателей, поданных за краевой список кандидатов на каждой из территорий, которым

 

соответствуют региональные группы краевого списка кандидатов; определяется удельный вес этих голосов (в процентах) в составе общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по единому  краевому избирательному округу на соответствующей территории; депутатские мандаты передаются по одному региональным группам краевого списка кандидатов в порядке очередности (по мере  убывания доли (процента).

При рассмотрении внутренней структуры Законодательного Собрания края необходимо определить порядок формирования и функции председателя, заместителей председателя, Совета Законодательного Собрания, Совещания представителей фракций при председателе Законодательного Собрания, фракций и депутатских групп, комитетов и комиссий.

При рассмотрении компетенции Законодательного Собрания следует обратить внимание на контрольные полномочия Собрания и его членов: выражение недоверия Губернатору края и членам Правительства края, заслушивание ежегодного отчета Губернатора РФ о результатах деятельности Правительства края и возглавляемых Правительством края органов исполнительной власти края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием края; отчетов членов Правительства края; интерпелляция и депутатский запрос.

При рассмотрении законодательного процесса в Законодательном Собрании края необходимо обратить внимание на  систему законодательных актов, принимаемых Законодательным Собранием. В нее входит Устав края; Законы о внесении поправок в Устав края; Уставные законы (законы об официальных государственных символах края, законы, регулирующие вопросы референдумов, выборов, отзыва Губернатора края, народной инициативы и иных форм непосредственного осуществления гражданами государственной власти края и участия в ее осуществлении законодательным и исполнительными органами государственной власти края, а также вопросы организации и порядка деятельности Законодательного Собрания края, Правительства края, Уполномоченного по правам человека в крае, Избирательной комиссии края, Счетной палаты края); Законы края.

Уставом края предусмотрен довольно широкий перечень субъектов законодательной инициативы. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании края принадлежит: депутату Собрания, группе

 

депутатов Собрания, Губернатору края, Правительству края, гражданам в порядке народной инициативы (поддержка не менее пяти тысяч граждан, проживающих на территории края), представительным органам муниципальных образований, Федерации профсоюзов  Красноярского  края – по социально-трудовым вопросам, краевой комиссии по почетным наградам и званиям – по вопросам ведения комиссии, Избирательной комиссии края – по вопросам организации и проведения краевых и местных выборов и референдумов, президиуму Красноярского краевого суда и прокурору Красноярского края – по вопросам, связанным с приведением законов края в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Принятие законов происходит в двух чтениях. Студентам необходимо провести сравнение законодательной процедуры в Законодательном Собрании края и в Государственной Думе, установить отличия в назначении первого и второго чтений.

Стоит иметь в виду, что краевое законодательство предусматривает специальные процедуры рассмотрения законопроектов, которые обусловлены видом законодательного акта (некоторые особенности предусмотрены в отношении уставных законов), либо его содержанием (предусмотрены в отношении финансовых законопроектов и законопроектов по вопросам административно-территориального устройства), либо вызваны инициативой губернатора или депутатов (перенос голосования, отложение чтения и др.).

Нужно обратить внимание на своеобразие стадии промульгации, в частности на то, что Губернатор края обладает как традиционным вето, так и выборочным.

Рассмотрение третьего вопроса также следует начать с разбора статусных характеристик высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации, установленных Федеральным законом № 164-ФЗ, а затем перейти к  анализу положений Устава Красноярского края, касающихся Губернатора края.

Один из сложных элементов статуса Губернатора края, с которым надлежит разобраться студентам, связан с тем, что, будучи главой исполнительной власти края, по Федеральному закону – руководителем высшего исполнительного органа власти, Губернатор Красноярского   края

 

не является Председателем Правительства края и не входит в его состав. В Красноярском крае закреплена модель, в которой место Губернатора в системе власти края повторяет (в формальном смысле) место Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти. Губернатор края осуществляет функцию руководства Правительством края через инструменты назначения и ответственности членов Правительства, распределение обязанностей между членами Правительства,  использование возможности председательствовать в Правительстве, поручать Правительству края провести внеочередное заседание и внести вопросы на его рассмотрение; поручение Правительству края принять правовой акт Правительства края, в том числе внести изменения и (или) дополнения в правовой акт Правительства края, признать утратившим силу правовой акт Правительства края; через возможность отмены или приостановления правовых актов Правительства края; возможности поручения члену Правительства края представлять в Законодательном Собрании края проект закона края, внесенный Губернатором края; возможности отозвания проекта закона края, внесенного в  Законодательное Собрание края Правительством края. Основным же инструментом руководства является то, что Председатель Правительства края является первым заместителем Губернатора края. То есть формальная функция ведения заседаний Правительства, которой по общему правилу лишен Губернатор в данной конструкции, компенсирована тем, что Председатель Правительства РФ – не самостоятельное должностное лицо,  а лицо подчиненное, призванное выполнять все поручения Губернатора и отчитываться перед ним.

Еще один вопрос, требующий внимания, касается возможности передачи полномочий Губернатора края. Студентам следует определить, какие полномочия Губернатора не подлежат передаче, какие полномочия могут быть переданы первым заместителям Губернатора, а какие – заместителям Губернатора.

По четвертому вопросу студентам нужно изучить элементы статуса высшего исполнительного органа, установленные Федеральным законом  от 6 октября 1999 г. № 164-ФЗ, и перейти к специфике формирования, организации и деятельности Правительства края по Уставу Красноярского края и Закону Красноярского края от 10 июля 2008 г. № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края».

 

Состав Правительства края и порядок его формирования отличаются большим своеобразием. В него входят: первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края, заместители председателя Правительства края, первый заместитель Губернатора края – руководитель Администрации Губернатора края, заместители Губернатора края, министры края. Первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края, первый заместитель Губернатора края – руководитель Администрации Губернатора края, министр края, осуществляющий государственное управление в области экономического развития, министр края, осуществляющий государственное управление в области финансов, заместители председателя Правительства края, координирующие деятельность указанных министров края, назначаются на должность Губернатором края по согласованию с Законодательным Собранием края. Заместители председателя Правительства края, министры края, за исключением вышеперечисленных, назначаются на должность Губернатором края по предложению первого заместителя Губернатора  края - председателя Правительства края. Заместители Губернатора края назначаются на должность Губернатором края. Стоит отметить, что в действующем составе Правительства края большинство заместителей Губернатора одновременно являются заместителями Председателя Правительства края.

Студентам нужно разобраться в этой конструкции и оценить место в составе Правительства края Председателя Правительства края, а также место первого заместителя Губернатора–руководителя Администрации Губернатора и заместителей Губернатора края.

Также необходимо обратить внимание на основания приостановления полномочий члена Правительства края, порядок урегулирования конфликта интересов в Правительстве края, основания досрочного прекращения полномочий членов Правительства края; определить формы деятельности Правительства края, принимаемые им правовые акты и их место в системе нормативных актов Красноярского края.

По пятому вопросу следует ознакомиться с Законом Красноярского края от 25 октября 2007 г. № 3-626 «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае», Законом Красноярского края от 25 мая 2007 г. № 1-25 «Об Избирательной комиссии Красноярского края», Законом Красноярского края от 21.12.1995 № 8-193 «О Счетной палате Красноярского края».

 

Задания          для      самостоятельного     выполнения   и          последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте схему, отражающую отличия отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ от временного отстранения от исполнения должностных обязанностей.

2.         Составьте схему, отражающую формы индивидуальной и коллективной ответственности членов Правительства Красноярского края.

3.         Составьте схему, отражающую взаимное положение Губернатора и Правительства Красноярского края.

4.         Прокурор Красноярского края внес представление в Законодательное Собрание Красноярского края о даче согласия на привлечение депутата Коломийцева А.С. к уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Законодательное Собрание в даче согласия отказало. Прокурор прекратил уголовное дело в  отношении депутата. Проанализируйте ситуацию.

5.         Президент РФ вынес предупреждение Законодательному Собранию Красноярского края, поскольку, по его мнению, отдельные положения• Закона Красноярского края «Об охране окружающей среды в Красноярском крае» противоречат федеральному законодательству. По истечении 45 дней после вынесения предупреждения Президент РФ распустил Законодательное Собрание, так как законодательный орган в пределах своих полномочий не принял надлежащих мер по приведению данного нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Правомерны ли действия Президента РФ?

6.         Составьте таблицу оснований досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Красноярского края и  досрочного прекращения полномочий Губернатора края.

7.         На выборах в Законодательное Собрание края за список    партии

«Единая Россия» было отдано 400 тысяч голосов избирателей, за список КПРФ   отдано    255    тысяч    голосов   избирателей,    за    список  партии

«Справедливая Россия» 193 тысячи  голосов  избирателей,  за  список ЛДПР – 188 тысяч голосов избирателей, за список партии «Правое дело» – 18 тысяч голосов избирателей. Определите, какие партии будут допущены до распределения мандатов и сколько мандатов получит каждая из них.

8.         Составьте таблицу, отражающую особенности принятия Устава Красноярского   края,   законов  о  поправке   в  Устав,  уставных   законов,

 

финансовых законов края, законов об административно-территориальном устройстве.

9.         На время отпуска Губернатор края определил временно исполняющим обязанности Губернатора первого заместителя Губернатора края – руководителя Администрации Губернатора края. В этот период временно исполняющий обязанности Губернатора края освободил от должности министра транспорта и назначил на эту должность другое лицо. В ответ на эти действия Законодательное Собрание края пригласило временно исполняющего обязанности Губернатора на свое заседание, указав, что временно исполняющий обязанности Губернатора превысил свои полномочия и нарушил порядок назначения министра края. Оцените действия временно исполняющего обязанности Губернатора края и Законодательного Собрания края.

10.       На время отпуска Губернатор края определил временно исполняющим обязанности Губернатора края первого заместителя Губернатора края – руководителя Администрации Губернатора края.  В этот период министр культуры подал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности. Временно исполняющий обязанности Губернатора края освободил министра культуры от занимаемой должности и предложил Председателю Правительства края – первому заместителю Губернатора края внести кандидатуру на образовавшуюся  вакансию.  После внесения представления временно исполняющий обязанности Губернатора края назначил нового министра культуры. Оцените действия временно исполняющего обязанности Губернатора края и дайте ответ, потребуется ли Губернатору края после возвращения из отпуска вновь производить назначение министра культуры.

11.       На время отпуска Губернатор края определил временно исполняющим обязанности Губернатора первого заместителя Губернатора края – Председателя Правительства края. В этот период временно исполняющий обязанности Губернатора края внес изменения в распределение должностных обязанностей между первыми заместителями Губернатора края и заместителями Губернатора края – заместителями председателя Правительства, а также в Указ Губернатора края «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», ликвидировав Службу племенного животноводства Красноярского края. Вернувшись из отпуска, Губернатор края счел эти действия превышением полномочий. Оцените ситуацию.

 

12.       Губернатор края назначил полномочного представителя Губернатора края в Совет Федерации РФ и представителя Красноярского края при Государственной Думе РФ. Законодательное Собрание Красноярского края, не согласившись с избранными для этого кандидатурами, направило в Государственную Думу РФ и в Совет Федерации РФ письма об отзыве представителей. Оцените действия Губернатора края и Законодательного Собрания края.

13.       Законодательное Собрание края двумя третями голосов выразило недоверие Губернатору края, мотивировав свое решение тем, что Губернатор ненадлежащим образом осуществляет свои обязанности при проведении кадровой политики. Свидетельством этого является возбуждение уголовных дел в отношении нескольких руководителей органов исполнительной власти края. Оцените действия Законодательного Собрания края.

14.       При формировании Правительства края Губернатор края внес в Законодательное Собрание представление о согласовании кандидатур первого заместителя Губернатора края - Председателя Правительства края, первого заместителя Губернатора края - руководителя Администрации Губернатора края, министра края, осуществляющего государственное управление в области экономического развития, министра края, осуществляющего государственное управление в области финансов, и заместителя председателя Правительства края, координирующего деятельность органов исполнительной власти Красноярского края по вопросам разработки политики инновационного развития экономики Красноярского края. Согласовав представленные кандидатуры, Законодательное Собрание обратилось к Губернатору с обращением, в котором указало, что Губернатор обязан согласовать и кандидатуру Заместителя Губернатора края – Заместителя Председателя Правительства края, в обязанности которого входит координация деятельности органов исполнительной власти Красноярского края по вопросам комплексного развития ликероводочной промышленности и развития объектов электроэнергетики, поскольку вопросы, которые курирует Заместитель Губернатора края – Заместитель Председателя Правительства связаны с экономическим развитием края. Оцените ситуацию.

17.       Законодательное Собрание края выразило недоверие министру инвестиций и инноваций. На заседании присутствовал Губернатор края, который, взяв слово, указал, что при назначении министра инвестиций и

 

инноваций Законодательное Собрание не принимало участия, поэтому оно не вправе выражать ему недоверие. Кроме того, принятая резолюция не имеет юридического значения, так как принята абсолютным  большинством голосов депутатов, а не большинством в две трети голосов. Оцените ситуацию.

18.       Законодательное Собрание края дважды двумя третями голосов выразило недоверие первому заместителю Губернатора края - Председателю Правительства края. В принятой резолюции было указано, что Председатель Правительства в течение года не провел ни одного заседания Правительства, на всех заседаниях председательствовал Губернатор края. В представленном в Законодательное Собрание отчете о работе Правительства полностью были воспроизведены положения отчета Губернатора края о результатах деятельности Правительства. Оцените ситуацию.

19.       Правительство края внесло в Законодательное Собрание края проект закона об административно-политическом центре Красноярского края, а Губернатор края его отозвал. Законодательное Собрание края посчитало действия Губернатора превышением полномочий, и приступила к рассмотрению законопроекта. Оцените действия Губернатора и Законодательного Собрания края.

20.       Правительство края своим Постановлением утвердило целевую программу «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края». Губернатор края отменил данное Постановление, указав   Правительству   края,   что   программа   ему   не   нравится.    ОАО

«Красноярский технопарк» обжаловало решение Губернатора края в суд как необоснованное и принятое с превышением полномочий. Оцените ситуацию.

21.       Правительство края уведомило Губернатора края о дате, времени, месте проведения заседания Правительства края и вопросах, которые планируется рассмотреть на заседании Правительства края. В ответ на это Губернатор изменил повестку заседания, исключив вопросы, которые планировалось рассмотреть, и включив новые вопросы. Оцените ситуацию.

22.       Правительство края внесло в Законодательное Собрание края проект закона о порядке создания специальных административно- территориальных    единиц   и    поручило    члену   Правительства   края   -

 

заместителю Губернатора края представлять законопроект в Законодательном Собрании края. Когда же заместитель Губернатора края явился на заседание, Председатель Законодательного Собрания указал, что представлять законопроект должен полномочный представитель Губернатора Красноярского края в Законодательном Собрании. Оцените ситуацию.

23.       В соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Определите, какое должностное лицо Красноярского края должно подписывать список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края.

24.       Правительство края разработало проект бюджета края и внесло его в Законодательное Собрание края. В сопроводительном письме было указано, что представлять в Законодательном Собрании проект бюджета будет первый заместитель Губернатора края – Председатель  Правительства края. Председатель Законодательного Собрания направил в Правительство письмо о том, что Правительство края лишь разрабатывает проект бюджета, а представлять его в Законодательном Собрании должен Губернатор края. Оцените ситуацию.

25.       Правительство края приняло решение о ликвидации Службы по контролю в области образования Красноярского края. Законодательное Собрание обсудило этот вопрос на заседании, по итогам которого была вынесена резолюция, в которой Законодательное Собрание указало, что вопросы создания и ликвидации органов исполнительной власти края относятся к компетенции Губернатора края, поскольку именно он определяет структуру органов исполнительной власти края. Председатель Правительства края, присутствовавший на заседании, взял слово и указал, что при принятии решения о ликвидации Службы Правительство края действовало в соответствии с полномочиями, установленными статьей 103 Устава края, в которой установлено, что Правительство вправе создавать, реорганизовывать, ликвидировать органы исполнительной власти края, утверждать положения о них. Оцените ситуацию.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

3.         По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 № 13-П.

4.         По делу о проверке конституционности положений статей 13 и

14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 г. № 9-П.

5.         По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея: Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 № 8-П.

6.         По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П.

7.         По делу о проверке конституционности ряда  положений Устава - Основного Закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 № 3-П.

 

8.         По делу о проверке конституционности ряда  положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П.

9.         Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (ред. от 10.06.2010).

10.       О публичных слушаниях в Законодательном Собрании Красноярского края: Уставный закон Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3419.

11.       О краевой народной инициативе: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3074.

12.       О народном обсуждении: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3076.

13.       О Законодательном Собрании Красноярского края: Уставный закон Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2864.

14.       О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края: Закон Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930.

15.       Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 25.10.2007 № 3-626.

16.       Об Избирательной комиссии Красноярского края: Закон Красноярского края от 25.05.2007 №  1-25 (ред. от 11.11.2010).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Автономов А.С. Региональные парламенты в современной России. М., 2000. Боброва, В. К., Митюков, М. А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: Ч.1.-2. – М., 2003-04.

2.         Боер В.В., Смольяков А.А. Конституционно-правовой статус депутата представительного органа субъекта Российской Федерации. – С.- Пб., 2009.

3.         Васильев, В.И., Павлушкин, А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов РФ: Правовые основы формирования, компетенции и организации работы. – М., 2003.

4.         Геворкян Т.И., Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. – М., 2006.

5.         Иванов В.В. Глава субъекта Российской Федерации: правовая и политическая история института. – М., 2010.

 

6.         Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. – Екатеринбург, 1998.

7.         Конституционное право субъектов Российской Федерации / Под ред. В.А. Кряжкова. – М., 2002.

8.         Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). – М., 1999.

9.         Кузнецов С.А. Правотворчество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). – Архангельск, 2009.

10.       Липатов Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества. – Саратов, 2009.

11.       Малый А.Ф., Гмырин М.А. Организация областного парламента. – Архангельск. 2001.

12.       Мещеряков А.Н. Правовой статус главы субъекта России: единая федеральная модель. – Челябинск, 2006.

13.       Овсепян Ж.И. Становление конституционных и  уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 - 2000 гг.). – М., 2001.

14.       Петров А.А. Судебная власть субъектов Российской Федерации. Концепция и модель законодательного регулирования. – Иркутск, 2007.

15.       Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Теория, практика, методика / Под ред. А.В. Гайды. и др. – Екатеринбург, 2001.

16.       Романовская О.В., Романовский Г.Б. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации. Комментарии законодательства и судебной практики. – Пенза, 2007.

17.       Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации. – Иркутск, 1999.

18.       Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственно-правовые вопросы. –  М., 2003.

19.       Филиппов Н.К. Конституционное право республик-субъектов Российской Федерации. – Чебоксары. 2000.

20.       Шульженко Ю.Л., Юдин Ю.А. Конституционное правосудие в федеративном государстве (сравнительно-правовое исследование). – М., 2000.

 

Тема 23. Местное управление и самоуправление в РФ

1.         Понятие и содержание местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление.

2.         Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации:            самостоятельность      местного      самоуправления      в организационном, правовом и материально-финансовом отношениях; организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления и самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления.

3.         Гарантии прав на осуществление местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления перед населением и государством.

4.         Виды     муниципальных     образований. Недопустимость подчиненности одних муниципальных образований другим.

 

При изучении первого вопроса студентам следует проанализировать ст. 12 и главу 8 Конституции РФ. При этом нужно обратить внимание на то, что согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что, однако, не означает, что они являются сугубо общественными структурами. Для обоснования отнесения органов местного самоуправления к числу органов публичной власти студентам необходимо проанализировать их функции, специфику формализации их деятельности, а также формы взаимодействия с органами государственной власти.

При раскрытии содержания принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, закрепленных в Конституции  РФ студентам следует обратиться к соответствующим правовым позициям Конституционного Суда РФ, а также к положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

По третьему вопросу студентам следует учитывать, что в законодательстве РФ закреплены как гарантии прав на осуществление местного самоуправления (для граждан, местного сообщества и органов местного самоуправления), в том числе гарантии судебной защиты прав, так  и  гарантии  законности  осуществления  местного  самоуправления   с

 

установлением ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими лицами, населением и государством.

При рассмотрении последнего вопроса студентам следует изучить главу 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и обратить внимание на то, что Закон устанавливает двухуровневую территориальную организацию местного самоуправления. Первым (низовым) уровнем муниципальных образований являются сельские и городские поселения, вторым уровнем – муниципальные районы и городские округа. Главное различие между уровнями состоит в том, что осуществление отдельных государственных полномочий может быть возложено только на высший уровень местного самоуправления. Помимо него, существуют различия в критериях определения границ муниципальных образований и перечне вопросов местного значения, но они в большей мере привязаны к конкретным видам муниципальных образований, а не к уровням местного самоуправления.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Законодательный орган власти республики принял закон, по которому в столице республики в целях сокращения расходов на содержание аппарата упразднялся представительный орган местного самоуправления, а его полномочия передавались парламенту республики. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные в городе администрации. Оцените соответствие данного закона Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

2.         Укажите орган территориального общественного самоуправления населения: а) глава сельского поселения; б) староста села, входящего   в   состав    сельского   поселения;     в)   домовой   комитет многоквартирного жилого дома.

3.         Определите, в каких случаях избранный населением глава муниципального образования не может быть отозван по инициативе населения.

4.         Местный референдум не может проводиться по вопросу: а) утверждения местных налогов; б)  изменения территории  муниципального

 

образования; г)         переименования       муниципального      образования; д) учреждения муниципального предприятия.

5.         По Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определите допустимые модели органов местного самоуправления.

6.         Составьте организационную модель местного самоуправления сельского района. При этом необходимо отразить, с учетом специфики данного муниципального образования: наличие представительного органа, его численность, структуру, полномочия, количество депутатов, работающих на постоянной основе или отсутствие таковых, порядок занятия должности председателя представительного органа; наличие исполнительного органа, его примерную структуру; порядок занятия должности главы муниципального образования; наличие органов территориального общественного самоуправления населения, порядок и принципы их формирования; наличие форм непосредственной демократии.

7.         Составьте организационную модель местного самоуправления города с районным делением (численность 2 млн. человек, 5 районов в городе). При этом необходимо отразить, с учетом специфики данного муниципального образования: наличие представительного органа, его численность, структуру, порядок формирования, полномочия, количество депутатов, работающих на постоянной основе или отсутствие таковых, порядок занятия должности председателя представительного органа; наличие исполнительного органа, его примерную структуру; порядок занятия должности главы муниципального образования; наличие органов территориального общественного самоуправления населения, порядок и принципы их формирования; наличие форм непосредственной демократии.

8.         Губернатор края издал постановление «О создании ассоциации местного самоуправления края», в соответствии с котором в ассоциацию объединялись все муниципальные образования края. В качестве основной задачи ассоциации определялось объединение усилий органов местного самоуправления края для реализации планов социального и экономического развития края, оказание помощи и поддержки органам государственной власти края. Председателем ассоциации по должности определялся Губернатор края. Устав ассоциации, принятый на первом собрании представителей органов местного самоуправления края и утвержденный губернатором края, был представлен на регистрацию в управление  юстиции.  Может  ли  управление  юстиции  зарегистрировать

 

данный устав? В каком порядке создаются ассоциации органов местного самоуправления?

9.         Постановление главы муниципального образования, противоречащее закону, может отменить или признать недействующим: а) представительный орган местного самоуправления; б) суд; в) губернатор: г) прокурор.

10.       К исключительным полномочиям представительного органа не относится: а) назначение руководителей муниципальных предприятий; б) утверждение программы приватизации муниципальной собственности; в) утверждение отчета об исполнении бюджета внебюджетного фонда.

11.       Выборный глава местной администрации: а) является муниципальным служащим; б) не является муниципальным служащим.

 

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание договоров Совета Европы /СДСЕ/, № 122. Режим доступа: http://conventions.coe.int

3.         О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 20.03.1998 № 55-ФЗ.

4.         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

5.         По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций.  М., 2010.

 

2.         Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России.– М., 2008.

3.         Дмитриев Ю.А.  Муниципальное  право  Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, А.А. Замотаев, В.В. Комарова и др. – М., 2008.

4.         Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник 3–е изд. перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М., 2009.

5.         Муниципальное право России: учеб. / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. – М., 2009.

6.         Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 2010.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!