Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 15. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

1.         Административно-территориальное деление и административно- территориальное устройство субъектов РФ: понятие и принципы

2.         Виды административно-территориальных единиц. Закрытые административно-территориальные образования. Административно- территориальные единицы с особым статусом.

3.         Порядок изменения административно-территориального деления субъектов РФ.

4.         Правовое регулирование географических наименований в РФ.

 

Административно-территориальное устройство – один из немногих институтов    отечественного    конституционного    права,  переживающих

«кризис становления», с большим трудом отыскивающих себе место в правовой системе и политической практике. Традиционно под административно–территориальным делением (базовым понятием для института административно-территориального устройства) в отечественной науке государственного права понималось разделение территории государства на составные части, служащие территориальными пределами юрисдикции для местных органов власти общей компетенции.

В советский период административно-территориальные единицы являлись территориальными пределами юрисдикции для местных органов государственной власти и управления – местных Советов и исполнительных комитетов Советов.

 

Законом СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», создавшим правовую основу для местного самоуправления, было установлено, что местное самоуправление осуществляется в границах административно- территориальных единиц (часть 2 статьи 2). Изменениями, внесенными III Съездом народных депутатов РСФСР в статьи 137 и 138 Конституции РСФСР, местные Советы народных депутатов – районные, городские, районные в городе, сельские, поселковые – были выведены из единой системы органов государственной власти. Таким образом, административно-территориальные единицы, за исключением непосредственно входящих в состав РСФСР (краев, областей, автономных областей, автономных округов), стали являться территориальными пределами юрисдикции для органов местного самоуправления. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» сохранил это положение.

Принятие Конституции РФ и Федерального закона от 28  августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положило начало новому периоду развития института административно-территориального устройства. Это связано с тем, что для обозначения территории, на которой осуществляется местное самоуправление, вместо ранее применяемого термина «административно- территориальное        образование»        стал        использоваться       термин

«муниципальное образование», а вместо конкретных видов административно-территориальных единиц – районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов – введены городские, сельские поселения и иные виды муниципальных образований. В связи с этим перед региональным законодателем, к ведению которого были отнесены как вопросы административно-территориального устройства, так и территориальной организации местного самоуправления, встала задача поиска их верного соотношения.

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» проблема определения места института административно-территориального устройства в правовой системе Российской Федерации встала еще более остро. Федеральный законодатель детально урегулировал вопросы территориальной организации местного самоуправления, отнеся к компетенции субъектов Федерации только применение   законодательства.

 

Практически одновременно с принятием Закона проводилась административная реформа, одним из направлений которой было разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В результате данного разграничения в ведение субъектов Федерации было отнесено ограниченное число полномочий, характер которых не предполагает создания территориальных органов на местах. В условиях существования двухуровневой системы организации местного самоуправления и допустимости делегирования государственных полномочий муниципальным образованиям, непосредственно входящим в состав субъекта Федерации – муниципальным районам и городским округам – практически исчезли основания для создания таких органов государственной власти. Следовательно, возможность проведения в законодательстве субъекта Федерации идеи территориального разведения административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления стала носить скорее гипотетический, нежели реальный характер.

Однако в ряде субъектов Федерации от данного варианта соотношения рассматриваемых институтов полностью не отказались. Так, в Белгородской области выделяется административно-территориальное устройство Белгородской области и административно-территориальное устройство муниципальных образований Белгородской области. Административно-территориальные единицы Белгородской области – это части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц. Административно-территориальные единицы муниципального образования – это части территории муниципального образования, в пределах которых функционируют территориальные  органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии    со    структурой    его    администрации.    Таким    образом,

 

административно–территориальное деление несводимо к муниципально- территориальному, каждый вид устанавливает пределы юрисдикции для разных органов власти. При этом, однако, не исключено совпадение  границ административно-территориальных единиц области с границами муниципальных образований, а фактически именно это и происходит (исключение лишь – административно-территориальные единицы муниципальных образований).

В Красноярском крае в законодательстве об административно- территориальном устройстве заложены сходные положения о предназначении административно-территориального устройства для эффективного функционирования государственного управления, в отличие от муниципально-территориального деления, предназначенного для целей осуществления местного самоуправления. Однако при этом территориальная связь одного территориального деления с другим обозначена явно: административно- территориальное устройство основано на принципе взаимосвязи административно-территориального устройства с муниципально-территориальным делением края. Это выражается в  том, что в отношении административно-территориальных единиц установлено соответствие административных границ границам соответствующих им муниципальных образований (исключение – городские районы в краевых городах, которые, по сути, являются административно-территориальными единицами муниципальных образований – городских округов).

В большинстве же субъектов Федерации административно- территориальное деление прямо сведено к муниципально- территориальному. Например, в Амурской области административно- территориальная единица определяется как муниципальное образование области,    имеющее    установленные    нормативными     правовыми актами   название,   статус,   границы   и   административный  центр. Другой вариант – в законодательстве дается широкое понятие административно-территориального устройства, предполагающее его использование для целей государственного управления и осуществления местного     самоуправления.     Например,      в      Республике      Тыва административно-территориальное устройство – это территориальная организация Республики Тыва, представляющая собой систему административно-территориальных единиц Республики Тыва и территориальных единиц Республики Тыва, установленная для осуществления    функций    государственного    управления    и    местного

 

самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры. При этом границы административно-территориальных единиц и муниципальных образований единые, поскольку административно-территориальное устройство устанавливается и изменяется с учетом муниципально-территориального деления республики.

Таким образом, в настоящий момент существует три основных подхода (с некоторыми вариациями) к позиционированию административно-территориального устройства в системе права, но в конечном итоге все они предполагают совпадение границ муниципальных образований и соответствующих им административно-территориальных образований. В связи с этой тождественностью территорий возникают закономерные вопросы: есть ли в существующем нормативном разведении институтов, регламентирующих вопросы территориального деления субъектов Федерации, практическое значение и допустимо ли использование в нормативных конструкциях идеи несводимости административно-территориального устройства к территориальной организации местного самоуправления. Студентам предлагается подумать над этими вопросами и совместно обсудить проблемы поиска оптимальной модели соотношения административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления на семинарском занятии.

При изучении второго и третьего вопросов следует обратиться к законодательству субъектов Федерации: Конституциям (Уставам) и законам об административно-территориальном устройстве (в частности, к Уставу Красноярского края и Закону края «Об административно- территориальном устройстве Красноярского края», а также изучить Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно- территориальном образовании».

По последнему вопросу необходимо ознакомиться с Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях  географических объектов».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Сравните понятие и принципы административно- территориального устройства по законодательству Красноярского края, республики Тыва и Амурской области.

2.         Сравните элементы статуса административно-территориальных единиц с особым статусом по Уставам Красноярского края, Иркутской области, Пермского края, Забайкальского края и Камчатского края.

 

Юридические источники:

1.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ.

2.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ (ред. от 02.06.2007)

3.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: Федеральный  конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ.

4.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ.

5.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006).

6.         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

7.         О наименованиях географических объектов: Федеральный закон от 18.12.1997 №  152-ФЗ  (ред. от 27.10.2008).

 

8.         О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14.07.1992 №  3297-1 (ред. 27.12.2009).

9.         Устав Иркутской области от 17.04.2009 г. // http://constitution.garant.ru/region/ustav_irkut/.

10.       Устав  Забайкальского  края:   Закон   Забайкальского   края   от 11.02.2009 № 125-ЗЗК // http://constitution.garant.ru/region/ustav_zabaikal/.

11.       Устав Камчатского края от 04.12.2008 № 141 // http://constitution.garant.ru/region/ustav_kamchat/.

12.       Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (ред. от 10.06.2010).

13.       Устав Пермского края от 27.04.2007 № 32-ПК // http://constitution.garant.ru/region/ustav_perm/.

14.       Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва: Конституционный закон Республики Тыва от 12.12.2010 №  1054 ВХ-I // http://docs.cntd.ru/document/453114348.

15.       О государственной поддержке развития поселка городского типа Агинское - административного центра Агинского Бурятского округа Забайкальского края: Закон Забайкальского края от 11.03.2010 № 472-ЗЗК.

16.       Об       административно-территориальном         устройстве Красноярского края: Закон Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4763.

17.       О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края: Закон Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4765.

18.       Закон Пермского края от 07.10.2009 № 502-ПК О гербе Коми- Пермяцкого округа Пермского края.

19.       Закон Пермского края от 07.10.2009 № 501-ПК О флаге Коми- Пермяцкого округа Пермского края.

20.       Об       административно-территориальном         устройстве Белгородской области: Закон Белгородской области от 15.12.2008 № 248.

21.       О      порядке      решения      вопросов      административно- территориального устройства Амурской области: Закон Амурской области от 23.12.2005 № 127–ОЗ (ред. от 04.03.2009).

22.       Об образовании Собрания представителей Агинского Бурятского округа: Постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 15.04.2009 № 128.

 

23.       Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (утратил силу).

24.       Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (утратила силу).

25.       Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 09.04.1990 (утратил силу).

26.       Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления: Закон РСФСР от 24.05.1991 № 1329-1 (утратил силу).

27.       О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 (утратил силу).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Гейн Е.А., Матейкович М.С. Проблемы конституционно- правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов. – Тюмень, 2009.

2.         Калинин С.П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. – Омск. 2001.

3.         Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного  самоуправления и административно-территориальное устройство России. – М., 2005.

4.         Саламаткин А.С. Территориальная организация Российского государства. – Челябинск, 1996.

5.         Саламаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). – М., 1995.

 

 

Раздел 4. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ

 

Тема 16. Форма правления. Система высших органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ

1.         Понятие и виды форм правления. Монархии и республики, их виды.            Абсолютная  и          конституционная     монархия.      Дуалистическая        и

 

парламентская          системы.        Президентские,        парламентские         и            смешанные республики. Советская республика.

2.         Особенности республиканской формы правления в России. Система высших органов государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности. Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне. Особенности действия принципа разделения властей на уровне субъектов РФ.

 

Термин «форма правления», хотя и содержится во многих современных конституциях, все же является доктринальным понятием. В государственноведческой литературе существует два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением  одного лица — главы государства (монарха или президента); с точки зрения широкого подхода в понятие формы правления включаются отношения между всеми высшими органами государства, под формой правления подразумевается характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними.

Студентам следует усвоить критерии, по которым различаются формы правления (юридический источник суверенитета, полномочия и политическая роль представительного органа власти, состав полномочий и политическая роль главы государства, условия ответственности главы государства,       тип      политико-правовой        связи   между государством и личностью, иными словами, гражданство или подданство оформляют отношения между государством и политически правоспособными лицами).

Классификация форм правления, осуществляется следующим образом. По способу участия народа в принятии законов различаются:

а) формы правления с непосредственным участием народа в законодательстве (обычно республиканские формы правления);

б) формы правления, при которых в государстве действуют  выборные представительные органы власти (республика, ограниченная монархия);

в) формы правления, при которых не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).

В зависимости от организации принципа разделения властей:

 

а) формы правления с «жестким» разделением властей (президентские республики);

б) формы правления с «гибким» разделением властей  (парламентские республики);

в) формы правления, основанные на принципе единства власти. Такие формы правления, при которых вся власть    (законодательная,

исполнительная, реже судебная) сосредотачивается в руках одного субъекта  (органа),  получили  наименование  «правления  собрания»    или

«правления парламента». Директоральное правление (le régime directoral) характеризуется главенствующим значением центрального представительного органа, решения которого обязано полностью выполняться правительством.

По положению парламенту в механизме государства выделяются:

а) парламентские формы правления, устанавливающие верховенство парламента (парламентские республики и монархии);

б) внепарламентарные формы правления (абсолютная монархия).

Традиционная классификация форм правления выделяет – монархию и республику. В их рамках существует более детальная классификация: абсолютная, дуалистическая, парламентская монархия, президентская, парламентская, полупрезидентская республика. Встречаются и гибридные, нетипичные формы правления: выборная монархия, монистическая республика, республика Советов. Студентам следует определить характерные черты всех перечисленных форм правления.

По второму вопросу студентам определить систему государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, наименование и содержание принципов организации и деятельности государственных органов Российской Федерации и субъектов Федерации.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Соотнесите понятия «государственный орган» и «орган государственной власти».

2.         Составьте классификацию государственных органов.

3.         Выделите институты конституционного права, регулирующие отношения, связанные с вопросами организации и деятельности государственных органов, определите их место в системе конституционного права.

 

4.         Установите, почему определение системы государственных органов в ее целостности является предметом только конституционно- правового регулирования.

5.         Составьте систему принципов организации и деятельности государственных органов, применяемых в различных странах.

6.         Определите отличия системы государственных органов, построенных на принципе разделения властей и принципе единства власти.

7.         Установите, в чем отличия моделей разделения властей на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

3.         По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4)  и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

4.         По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.

5.         По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994  г.

№ 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории   Чеченской   Республики   и   прилегающих   к   ней   регионов

 

Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М., 2008.

2.         Елисеев          Б.П.     Система         органов          государственной      власти в современной России. М, 1997.

 

 

Тема 17. Президент РФ

1.         Президент РФ: место в системе государственных органов, порядок вступления в должность, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, неприкосновенность.

2.         Функции и полномочия Президента РФ.

3.         Акты Президента. «Указное право».

4.         Администрация Президента РФ, Государственный совет Российской Федерации и другие органы при Президенте РФ.

 

При определении места Президента РФ в системе государственной власти следует различать его положение по формальной конституции и по фактической, подверженной динамичным трансформациям, исходя из особенностей личности, занимающей должность Президента РФ, и конкретно-исторической обстановки.

При рассмотрении вопроса об избрании Президента РФ следует обратить внимание на дифференциацию требований к выдвижению кандидатов политическими партиями и самовыдвижению, в частности различное количество подписей избирателей, которое необходимо собрать в поддержку кандидата.

При изучении вопроса о досрочном прекращении полномочий необходимо обратить внимание на неопределенность порядка прекращения полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия. Эту неопределенность не удалось устранить и Конституционному Суду РФ в Постановлении  от  11  июля   2000  г.    12-П  «По  делу  о     толковании

 

положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». В соответствии с правовой позицией, изложенной в данном решении, досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Однако кто должен участвовать в этой процедуре, давать заключение о необратимом характере расстройства функций организма и принимать решение о досрочном прекращении полномочий  Президента РФ, осталось неясным. На семинарском занятии предлагается обсудить возможные варианты решения этих вопросов.

При рассмотрении вопросов неприкосновенности Президента РФ следует учесть абсолютный характер иммунитета, предполагающий невозможность привлечения действующего Президента к уголовной ответственности, а также допустимость привлечения к уголовной ответственности Президента РФ, прекратившего осуществление полномочий, только по особой процедуре, предусматривающей необходимость снятия неприкосновенности. Студентам необходимо уяснить связь института неприкосновенности с институтом отрешения Президента РФ от должности. Для этого необходимо изучить статью 93 Конституции РФ, а также Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12- ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание, что в  Конституции  в  статье  80  определены  функции  Президента  РФ,  а    в

 

статьях 83-89 – полномочия. Для случаев, когда порядок реализации полномочий не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ по так называемому «чеченскому делу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации  от

30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан,  разоружения  незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»). Признание полномочий Президента Российской Федерации, не перечисленных в статьях 83 - 90 Конституции, означает введение в конституционную практику России института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий Президента.

Далее студентам нужно раскрыть функции Президента РФ как главы государства; гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; функции по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определению основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ целесообразно разбить на следующие группы:   полномочия   в   отношении   Правительства   РФ,   полномочия в

 

отношении Государственной Думы и Совета Федерации, полномочия по формированию органов власти, полномочия в области внешней политики, полномочия по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, полномочия в сфере правового положения личности, полномочия в сфере обеспечения согласованного функционирования органов власти и гарантирования Конституции РФ.

При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что издание актов является своего рода «служебным» полномочием, оформляющим реализацию основных полномочий. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы, как правило, являются нормативно-правовыми актами (могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными  наградами, о назначении на должности). Распоряжения представляют собой акты организационного, индивидуального характера.

Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным законам и Федеральным законам. Но наряду с подзаконными актами, возможно издание актов, имеющих законодательное значение. Это право было подтверждено в ряде решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 30 апреля 1996 г.; от 27 января 1999 г.; от 25 июня 2001 г.), в которых Суд указал на допустимость таких «законодательных» указов при восполнении пробелов в правовом регулировании при условии, что такие указы не противоречат  Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего законодательного акта; а также при осуществлении регулирования в условиях рассогласованности законодательных норм.

По последнему вопросу следует изучить положение Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах), Совета безопасности РФ, Государственного Совета, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Комиссий (по вопросам гражданства, по государственным наградам и др.), используя при этом следующие Указы Президента РФ:

«Об Администрации Президента Российской Федерации»; «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;

 

«О Государственном совете Российской Федерации»; «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»; «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»; «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава»; «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте таблицу скрытых (подразумеваемых) полномочий Президента РФ (полномочий, прямо не установленных в Конституции РФ, вытекающих из функций Президента РФ и не закрепленных законодательно) с приведением наименования полномочия, правовой позиции Конституционного Суда РФ, в которой обосновывается полномочие, и реквизитов Постановления Конституционного Суда РФ, в котором оформлена правовая позиция.

2.         Составьте схему полномочий Президента РФ, в отношении которых предусмотрены «сдержки» и «противовесы» со стороны иных высших органов государственной власти.

3.         Составьте схему полномочий Президента РФ, представляющих собой «сдержки» и «противовесы» в отношении прерогативных прав иных высших органов государственной власти.

4.         Составьте схему, отражающую положение Правительства РФ относительно Президента РФ. На данной схеме должны быть отражены, с одной стороны, функции руководства Правительства РФ со стороны Президента РФ, а, с другой стороны, гарантии автономии Правительства РФ.

5.         Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по определению направлений внутренней и внешней политики.

6.         Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.

7.         На основании анализа положений Конституции РФ и Постановления от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации  о

 

досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» составьте алгоритм принятия решения о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

 

Юридические источники:

6.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

7.         О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

8.         О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

9.         О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: Указ Президента РФ от 01.02.2010 № 120.

10.       Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986.

11.       О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам: Указ Президента РФ от 02.12.2008 № 1712 (ред. от 09.11.2010).

12.       Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (17.02.2010).

13.       Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава: Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1318 (ред. от 07.04.2006).

14.       О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602(ред. от 12.03.2010).

15.       О полномочном представителе Президента Российской Федерации  в  федеральном  округе:  Указ  Президента  РФ  от    13.05.2000

№ 849 (ред. от 07.09.2010).

16.       О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

 

и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 (ред. от 28.06.2005).

17.       По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П.

18.       По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

19.       По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.

20.       По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П.

21.       По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление  Конституционного  Суда РФ от 25.06.2001 № 9-П.

22.       По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П.

23.       По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской   Республики   и   в   зоне   осетино   -   ингушского конфликта»,

 

Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994  г.

№ 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П.

 

Дополнительная научная литература:

3.         Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. – М., 2008.

4.         Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. – М., 2003.

5.         Дегтев Г.В.Становление института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М., 2006.

6.         Жилинский С.Э. Наш Президент: как он правит и как его избирают. – М., 2004.

7.         Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М., 2008.

8.         Лучин В.О. «Указное право» в России. – М., 1995.

9.         Лучин В.О., Мазуров В.А. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., 2000.

10.       Марино И. Президент Российской Федерации: конституционно-правовые отношения. От Конституционного Совещания до современной практики. – М., 2007.

11.       Мирзоев Г.Б. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. – М., 2002.

12.       Огородников А.А. Конституционные основы института президентства: США и Россия. – М., 2001.

13.       Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации.  Конституция и политическая практика. – М., 1996.

14.       Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. – М., 1999.

15.       Президент – Правительство – исполнительная власть: российская модель / Под ред. И.Г. Шаблинского. – М, 1997.

 

16.       Президент Российской Федерации в системе разделения властей / Под ред. В.И. Радченко. – Саратов, 1996.

17.       Сахаров Н.А. Институт Президентства в современном мире. – М., 1994.

18.       Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. – С-Пб., 2004.

19.       Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина. – Саратов, 2008.

20.       Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного  мира:  конституционно-правовое  регулирование  и практика. – М., 2006.

21.       Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных  округах. – Саратов, 2006.

22.       Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М.,  2010.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!