Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 11. Конституционные обязанности личности. Ограничение прав  и свобод. Гарантии прав и свобод

1.         Ограничение прав и свобод личности в РФ. Права и свободы личности в условиях чрезвычайного положения.

2.         Конституционные обязанности личности в РФ.

3.         Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей личности

в РФ.

При  рассмотрении  первого   вопроса  студентам  следует    обратить

внимание на конституционное оформление оснований и пределов ограничений прав. Необходимо рассмотреть категорию абсолютных прав, которые не подлежат ограничениям. При изучении вопроса о  чрезвычайном положении следует акцентировать внимание на правовом оформлении, порядке введения чрезвычайного положения, основаниях, видах и пределах ограничений прав и свобод личности; изучить национальное законодательство по вопросам чрезвычайного и военного положения: Федеральный конституционный закон от 28 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»; Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

При рассмотрении второго вопроса следует раскрыть содержание следующих конституционных обязанностей: каждый обязан платить законно   установленные   налоги   и   сборы;      каждый   обязан сохранять

 

природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; защита Отечества является долгом и обязанностью  гражданина Российской Федерации; основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

При рассмотрении понятия «гарантии прав и свобод  личности»  стоит обратить внимание на существование широкого и узкого подходов. Традиционно гарантии подвергаются различным классификациям. Выделяются такие виды, как: внутригосударственные и международные; объективные и субъективные; общие и специальные; юридические, социальные, политические, экономические и др. При рассмотрении системы гарантий прав и свобод личности следует иметь в виду, что юридические гарантии закреплены не только в конституционном праве, но и в иных отраслях права.

При рассмотрении вопроса о специально-правовых гарантиях студентам следует изучить категорию правовых презумпций и обратить внимание на дискуссию о сущности данного явления, которая активно ведется в отечественной юриспруденции с середины ХХ века.

Организационные гарантии имеют место, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Студентам следует рассмотреть правовой статус специализированных органов по защите прав человека, а также деятельность органов и организаций, которые занимаются защитой прав личности при выполнении полномочий, непосредственно не связанных с защитой прав личности. При рассмотрении данного вопроса нужно обратиться к международно-правовым актам, посвященным правам человека,– Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации прав и свобод человека и гражданина и др.

Студентам нужно изучить порядок замещения должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, формы  его деятельности, средства реагирования на нарушения прав и свобод личности, сравнить его деятельность с формами парламентского контроля над реализацией прав человека и гражданина. Также следует сопоставить статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации со статусом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченными  по  правам  человека  в  субъектах  Федерации,  а также

 

Общественной палатой РФ; оценить перспективы введения в Российской Федерации должности Уполномоченного по правам инвалидов.

В целях определения роли Президента РФ как гаранта прав и свобод личности необходимо оценить его полномочия с точки зрения возможностей влияния на состояние защищенности граждан.

Система судебных гарантий прав и свобод личности довольна сложна. Студентам необходимо разобраться в вопросе разграничения подведомственности при рассмотрении жалоб на действия и решения органов власти и должностных лиц, а также при осуществлении нормоконтроля.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Разграничьте понятия: основания для освобождения от призыва на военную службу; основания, по которым граждане не подлежат призыву  на военную службу; основания для предоставления отсрочки от призыва  на военную службу.

2.         Ильдару Хайрулину была произведена замена воинской службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Установите, когда закончится несение службы, если известно, что Ильдар убыл к несению альтернативной гражданской службы: а) 1 сентября 2006 года; б) 1 сентября 2007 года; в) 1 сентября 2008 года.

3.         Проанализируйте последний Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Выделите наиболее острые проблемы в обеспечении прав человека и гражданина в Российской Федерации.

4.         Депутат законодательного органа субъекта Федерации Анатолий Иванов решил обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение его права быть избранным Федеральным законом, которым введено ограничение для избрания лиц, осужденных когда-либо к  лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. В прошлом А. Иванов был осужден за совершение тяжкого преступления, но судимость была погашена. С введением нового ограничения он уже не сможет избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Получив соответствующие письменные разъяснения в избирательной комиссии субъекта Федерации, он направил жалобу в Конституционный суд РФ. Оцените, будет ли  жалоба признана допустимой.

 

5.         Иннокентий Калинин, получив отказ в регистрации политической партии из-за несоблюдения требования о численности членов партии, обратился в Конституционный Суд с жалобой, в которой оспорил нормы Федерального закона о политических партиях. Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации. В связи с этим И. Калинин решил обратиться в Европейский Суд по правам человека. Оцените, соблюдены ли требования для обращения в Европейский суд по правам человека.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ)

2.         О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

3.         О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005).

4.         Об уполномоченном по правам человека в российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

5.         О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996  № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009).

6.         О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

7.         О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от  29.06.2010).

8.         Об Общественной палате Российской Федерации:  Федеральный закон № 32-ФЗ от 16.03.2005 (ред. от 23.07.2010).

9.         Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 09.03.2010).

10.       Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной  власти

 

субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

11.       О воинской обязанности и военной службе: Федеральный  закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

12.       Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 23.12.2010).

13.       Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009).

14.       О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1(ред. от 28.12.2010).

15.       Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986.

16.       По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1998.

17.       Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 25.10.2007 № 3-626 (ред. от 26.06.2008).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. – М., 2009.

2.         Агеев В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика. – Казань, 2006.

3.         Беломестных Л.Л. Ограничение прав человека. – М., 2003.

4.         Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М., 2005.

5.         Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М., 1996.

6.         Бойцова В. В., Бойцова Л. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». – М., 1997.

7.         Бутылин В.Н. Основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан. – М., 2002.

 

8.         Ведерников А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России. – М., 2009.

9.         Голик Н.М. Конституционная жалоба как гарантия защиты прав и свобод граждан. – М., 2010.

10.       Гончарук Е.В. Основные обязанности человека и гражданина в России. – М., 2007.

11.       Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека  и российское законодательство. – М., 2003.

12.       Даниленко Г.М. Международная защита прав человека: Вводный курс. – М., 2000.

13.       Дунаев Р.А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. – М., 2005.

14.       Карташкин В.А. Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека: Комментарий к правилам обращения в органы Совета Европы по защите прав человека. – М., 1998.

15.       Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. – М., 2009.

16.       Коннов В.А. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству. – М., 2003.

17.       Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав  и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). – М., 2005.

18.       Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. – М., 2006.

19.       Снежко  О.А.  Государственная  защита  прав  граждан.      М.,

2005.

20.       Хаманева       Н.Ю.   Уполномоченный     по        правам           человека        -

защитник прав граждан. – М., 1998.

21.       Чепурнова Н.М., Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовой аспект. – М., 2010.

22.       Чепурнова Н.М., Белоусов Д.В. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект. – М., 2010.

 

23.       Шарнина Л.А. Критерии допустимости ограничений личных и экономических прав и свобод при реализации социальных прав личности // Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция: Материалы IV Всероссийской научной конференции по конституционному праву. 31 марта- 1 апреля 2006 года / Под ред. А.А. Ливеровского. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2006.

24.       Щеголева Н.А. Конституционно-правовые основы ограничений прав и свобод граждан в РФ. – Орел, 2009.

25.       Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М., 2007.

 

 

 

Четвертый семестр

 

Раздел 3. Территориальное устройство Российской Федерации

 

 

Тема 12. Государственное устройство: понятие, формы, характеристики, Особенности государственного устройства России

1.         Понятие         и          значение        государственного     устройства.    Виды государственного устройства. Типичные черты федерации.

2.         Федерация в России: «федеративно-типичное» и особенное.

3.         Правовая        основа            федерации     в          России.          Договорное регулирование федеративных отношений в РФ.

4.         Содружество независимых государств. Российская Федерация как член Содружества Независимых государств

5.         Автономия в России.

 

По первому вопросу следует рассмотреть категорию политико- территориального            устройства     и          связанные      с          ней      понятия         

«государственное устройство» и «административно-территориальное деление». Далее нужно выделить особенности состава и организации власти (по вертикали, в территориальном плане) в унитарном и федеративном государствах; уяснить, что означает наличие двух уровней государственной власти, какие связи существуют между ними; выделить виды федераций и основные характеристики федеративного государства.

 

По второму вопросу необходимо выделить признаки, соответствующие всем федерациям и состоящим в оформлении децентрализации государственной власти (установлении двух уровней государственной власти со своей системой органов  власти, разграничением между ними предметов ведения и полномочий), закреплением гарантий целостности федерации и условий участия субъектов Федерации в решении общефедеральных вопросов. Затем следует установить особенные черты, связанные со своеобразным  составом федерации. Дать характеристику признакам, положенным в основу выделения субъектов Российской Федерации, раскрыть виды субъектов Федерации, обратить внимание на существование сложносоставных субъектов РФ. Усвоение специфики Российской Федерации следует продолжить через установление нормативного содержания закрепленных в Конституции РФ принципов федеративного устройства.

При изучении третьего вопроса следует установить значение Федеративного договора и Конституции РФ в оформлении федерации, сделать вывод о типе федерации (договорной или конституционной). При определении места Конституции РФ в оформлении федерации и регулировании федеративных отношений нужно определить значение правовых позиций Конституционного Суда РФ, выделить наиболее значимые решения Конституционного Суда РФ, в которых были даны разъяснения различных характеристик федерации в России. Далее необходимо определить источники правового регулирования, в которых производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; установить место договоров в разграничении предметов ведения и полномочий; определить источники правового регулирования вопросов организации органов государственной власти субъектов РФ, а также форм взаимодействия органов государственной  власти  субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.

По четвертому вопросу студентам нужно ознакомиться с учредительными документами Содружества независимых государств, в частности, Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21 декабря 1991 г., Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств,    Протоколом    совещания    глав    независимых    государств,

 

решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г., Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия, Алма-Атинской декларацией и Уставом СНГ. На основе анализа положений данных документов определить отличия в статусе государств-учредителей СНГ и государств-членов СНГ.

По последнему вопросу необходимо выявить доктринальные критерии, по которым проводится отличие автономий от субъектов федерации, установить виды территориальных автономий, их характерные черты. Далее студентам следует сопоставить установленные признаки автономий со статусными характеристиками автономных округов и автономной области в составе Российской Федерации. Также студентам необходимо проанализировать Федеральный закон «О национально- культурной автономии», определить понятие национально-культурной автономии, порядок ее создания и предоставляемые права.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте таблицу источников, регулирующих федеративное устройство в России, с выделением граф: наименование источника правового регулирования, предмет регулирования.

2.         Составьте схему, отражающую различие прав учредителей Содружества независимых государств и его членов.

3.         Составьте таблицу источников, оформивших создание СНГ и определивших систему органов Содружества, с выделением граф: наименование правового документа, предмет регулирования.

4.         Составьте схему органов управления Содружества независимых государств.

 

Юридические источники:

1.         О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств: Постановление Верховного Совета РФ от 12.12.1991 № 2014-1 (вместе с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества   Независимых   Государств»,   Протоколом   от     21.12.1991,

«Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом совещания глав независимых государств», решением Совета глав государств Содружества Независимых    Государств

 

от 21.12.1991, «Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия», «Алма-Атинской декларацией»)

2.         Устав  Содружества Независимых Государств    от 22.01.1993//http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187.

3.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

4.         О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

5.         О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

6.         О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

7.         Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 № 199-ФЗ.

8.         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

9.         О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009).

10.       По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П.

 

11.       По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П.

12.       По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П.

13.       По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 № 9-П.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Абакаров С.А., Дудов А.С. Конституционно-правовые основы Российского федерализма. – М., 2008.

2.         Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф., Яров, Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. – М., 1992-1993.

3.         Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М., 1997.

4.         Варламова Н.В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика. – М., 2001.

5.         Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. –   М.,

2006.

6.         Глигич-Золотарева   М.В.    Теория           и          практика        федерализма:

системный подход. – Новосибирск, 2009.

7.         Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации.    Новосибирск, 2003.

8.         Н. М. Добрынин. Российский федерализм: генезис, эволюция. В 2-х томах. – Новосибирск, 2008.

9.         Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. – М., 2010.

10.       Карапетян      Л.М.   Федеративное           устройство    Российского государства. – М., 2001.

 

 

2002.

 

11.       Киселева  А.В.,  Нестеренко  А.В.  Теория  федерализма.    М.,

 

12.       Конюхова      И.А.    Современный            российский   федерализм   и

 

мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. – М., 2004.

13.       Кутафин О.Е. Российская автономия. – М., 2006

14.       Ливеровский А.А.    Актуальные   проблемы      федеративного устройства России. – С-Пб., 2002.

15.       Порфирьев     А.И.    Национальный          суверенитет   в          правовой природе российского федерализма. – М., 2009.

16.       Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. – С-Пб., 2002.

17.       Умнова          И.А.    Конституционные    основы           современного российского федерализма. – М., 2000.

18.       Фарукшин     М.Х.   Современный            федерализм:  российский   и зарубежный. – Казань, 1998.

19.       Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. – М., 2004.

20.       Федерализм: Теория; Институты; Отношения: Сравнительно- правовое исследование / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М., 2001.

21.       Федерализм: теория            и          история          развития:       сравнительно- правовой анализ / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2000.

 

 

Тема 13. Конституционно-правовой статус Российской Федерации как суверенного государства

1.         Российская Федерация: атрибуты суверенного государства и их конституционно-правовое закрепление.

2.         Территория и границы Российской Федерации.

3.         Компетенция (предметы ведения и полномочия) Российской Федерации.

4.         Символы и столица Российской Федерации.

5.         Государственный язык в РФ.

6.         Государственные награды и отличия в РФ.

 

При изучении темы студентам необходимо охарактеризовать Российскую Федерацию как федеративное государство со всеми его атрибутами, среди которых: суверенитет; территориальная целостность и верховенство;  наличие единого гражданства, право приема в  гражданство

 

и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства; наличие собственной правовой системы, верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; наличие собственных предметов ведения  и полномочий; наличие собственной (федеральной) системы органов государственной власти; единое экономическое пространство, денежно- финансовая система; Российская Федерация является собственником имущества, обладателем имущественных прав; имеет  единые Вооруженные Силы, единую систему службы безопасности и внутренних дел; является субъектом международного публичного права; имеет государственный язык и символы государства – столицу, герб, гимн, флаг.

При рассмотрении проблемы государственного суверенитета Российской Федерации в связи с претензиями республик на свой суверенитет следует изучить правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000  г.

№ 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».

При рассмотрении вопросов территориального верховенства Российской Федерации нужно обратить внимание на внешнеполитический и внутриполитический аспекты. Применительно ко второму аспекту необходимо установить, какие объекты могут входить в состав территории Российской Федерации и не могут входить в состав территории ее субъектов, какие границы имеют статус государственных границ, в чем их отличие от границ административных, в каком порядке изменяются границы между субъектами Федерации, что означает понятие «внутренние границы», в каких случаях и в каком порядке они могут устанавливаться.

При рассмотрении вопроса о собственной правовой системе Российской Федерации нужно обратить внимание на связи, существующие между федеральной правовой системой и правовой системой субъектов  РФ, обеспечивающие единство правового пространства.

 

Также следует определить права Российской Федерации, имеющие отношение к установлению системы органов государственной власти субъектов РФ и определяющие соподчиненное положение органов государственной власти субъектов РФ по отношению к федеральным органам власти.

В целях определения статуса государственного языка (сферы обязательного использования, порядок определения лингвистических правил использования, гарантии обеспечения прав граждан на пользование государственным языком) необходимо ознакомиться с Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». А для установления отличий статуса русского языка как государственного от статуса иных языков народов Российской Федерации изучить Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О языках народов Российской Федерации».

Для рассмотрения вопросов, связанных с символами государства, необходимо ознакомиться с Федеральными конституционными   законами:

«О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственной флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте схему, отражающую формы наделения полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.

2.         Соотнесите понятия «город федерального значения», «столица Российской Федерации».

3.         Выделите в статусе Российской Федерации права, обусловливающие соподчиненное положение органов государственной власти субъектов РФ по отношению к органам государственной власти Российской Федерации.

4.         Выделите в статусе Российской Федерации права, обусловливающие корпоративную модель федерализма в России.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской   Федерации (принята            всенародным голосованием  12.12.1993)(с  учетом  поправок,  внесенных  Законами РФ о

 

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         О Государственном гимне Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3-ФКЗ (ред. 22.03.2001).

3.         О Государственном гербе Российской Федерации:  Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12. 2010).

4.         О Государственном флаге Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12. 2010).

5.         О государственном языке Российской Федерации:  Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ.

6.         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

7.         О статусе столицы Российской Федерации: Закон РФ от 15.04.1993 №  4802-1(ред. от 26.06.2007).

8.         О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 11.12.2002).

9.         О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099.

10.       По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-О.

11.       По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Булашов         С.Н.    Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации. – М., 2003.

2.         Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус российского государства. – М., 2006.

3.         Андриченко  Л.В.,   Ильинский    И.П.,   Крылов           Б.С.     и          др. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. – М., 1994.

4.         Вихров А.А. Суверенитет современной Российской Федерации: сущность и проблемы управления. – С-Пб., 2005.

5.         Государственная      символика     Российской   Федерации.             М.,

2003.

6.         Примова  Э.Н.  Конституционно-правовые  основы Российской

Федерации: Концептуальный аспект. – М., 2006.

7.         Пудовина Е.И. Государственные праздники РФ. – М., 2005.

8.         Суверенная государственность России / Под ред. М.Ю. Мизулина. – М., 2009.

9.         Тэпс Д. Суверенитет в теории федерализма. – С-Пб., 2004.

10.       Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами. – М., 2004.

11.       Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного  ведения.  Конституционно-правовое  исследование. – М., 2006.

12.       Эбзеев Б.С., Краснорядцев С.Л., Левакин И.В. Государственное единство и целостность РФ: конституционно-правовые проблемы. – М., 2005.

 

 

Тема 14. Субъекты РФ и их конституционно-правовой статус

1.         Субъекты РФ: конституционно-правовые признаки и политико- правовая природа. Общее и особенное в конституционно-правовом статусе субъектов РФ.

2.         Признаки (атрибуты) субъектов РФ как государственных образований.

3.         Предметы ведения и полномочия субъектов РФ. Правовые проблемы разграничения предметов ведения и полномочий РФ и предметов ведения и полномочий субъектов РФ.

 

4.         Система конституционного законодательства субъектов РФ.

5.         Сложносоставные субъекты РФ.

6.         Приятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

 

Студентам необходимо охарактеризовать виды субъектов, входящих в состав Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные  округа),  обратить  внимание  на  формальные  указания  в  Конституции  РФ  на   их

«разностатусность» и установить действительное юридическое значение этих «особенностей» статуса.

Республики в соответствии со ст. 5 и 66 Конституции РФ принимают конституции, остальные субъекты Федерации – уставы, конституции республик принимаются на референдуме или законодательным органом государственной власти республики, уставы – законодательным органом государственной власти субъекта Федерации; республики именуются государствами, все остальные субъекты – государственными образованиями. Разъяснение этих положений Конституции РФ в духе принципа равноправия субъектов РФ было дано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Частью 3 статьи 66 Конституции предусматривается возможность принятия федерального закона об автономной области и о каждом автономном округе. Такой закон может быть принят только по представлению законодательного (представительного) органа автономной области или автономного округа.

Специфика статуса автономных округов заключается в том, что они, за исключением Чукотского автономного округа, который  непосредственно входит в состав Российской Федерации (выход из Магаданской области был осуществлен в 1992 г.), включены в состав края или области (с учетом произведенных изменений состава субъектов РФ автономные округа входят в состав областей). Несмотря на это, автономный округ не утрачивает государственно-правовых атрибутов статуса    самостоятельного    субъекта    Федерации.    Это    подтвердил  и

 

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 мая 1993 г. № 9-П по делу о Чукотском автономном округе, в котором констатировалось, что нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход из них, не влияют на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда, нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации. В соответствии с этим отношения между краем, областью и входящим в их состав автономным округом должны строиться на партнерской, равноправной основе, поскольку автономный округ не соподчиняется с краем, областью. Такие отношения могут быть урегулированы федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 17 июля 1996 г. об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области указал, что взаимоотношения автономного округа и края (области), в состав которого он входит, отличаются от их отношений с другими субъектами Федерации. Вхождение автономного округа в край (область) предполагает определенное распространение на основе взаимного согласия и договоренностей юрисдикции органов государственной власти края (области) на территорию автономного округа. Позднее Конституционный Суд был вынужден вновь обратиться к данной проблеме в Постановлении о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области.

Республики вправе устанавливать свой государственный язык наряду с русским. В большинстве республик наряду с русским языком государственным признается язык титульной нации или несколько языков, перечисленных в конституции: в Республике Адыгея - адыгейский; в Республике Алтай - алтайский; в Республике Башкортостан - башкирский; в Республике Бурятия - бурятский; в Республике Дагестан - языки народов Дагестана; в Республике Ингушетия - ингушский; в Кабардино-Балкарской Республике - кабардинский и балкарский; в Республике Калмыкия - калмыцкий; в Карачаево-Черкесской Республике - абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский, при этом языком межнационального общения является русский язык; в Республике Коми - коми;   в   Республике   Марий   Эл   -   марийский   (горный,   луговой);    в

 

Республике Мордовия - мордовский (мокшанский, эрзянский); в Республике Саха (Якутия) - язык саха; в Республике Северная Осетия - Алания - осетинский (иронский и дигорский диалекты); в Республике Татарстан - татарский; в Республике Тыва - тувинский; в Удмуртской Республике - удмуртский; в Республике Хакасия - хакасский; в Чеченской Республике - чеченский; в Чувашской Республике - чувашский. В Республике Карелия свой государственный язык не установлен, но Республика оставляет за собой право его установить на основании прямого волеизъявления населения, выраженного путем референдума. Помимо языков титульной национальности в республике может признаваться официальным язык коренного малочисленного народа, проживающего в определенной местности. В частности, такое положение закреплено в Конституциях Республики Саха (Якутия) (эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский языки в местах компактного проживания соответствующих народностей признаны местными официальными языками и используются наравне с государственными), Кабардино- Балкарской Республики.

По общему правилу судопроизводство в республиках ведется на русском языке: в Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, и в некоторых республиках дополнительно на титульном: в Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Хакасия. Законы Республики Адыгея, постановления Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея публикуются на русском и адыгейском языках, тексты законов Республики Бурятия, опубликованные на государственных языках - бурятском и русском, - имеют одинаковую юридическую силу, законы Республики Ингушетия публикуются на русском и ингушском языках, законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках, Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) утверждена на обоих государственных языках Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2001 г. № 7 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997  г.

№ 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ» закрепляется, что к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся  в составе Российской Федерации, могут изготовляться вкладыши, имеющие      изображение      государственного      герба      республики     и

 

предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина.

По второму вопросу следует раскрыть содержание таких статусных характеристик субъектов РФ, как: право на конституцию (устав) и законодательство; свою территорию; свою компетенцию; свою систему органов государственной власти; право являться собственником имущества, обладателем имущественных прав; право на международные и внешнеэкономические связи; право на представительство в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, право внесения инициативы принятия федеральных законов, законов о поправке к Конституции и инициативы пересмотра Конституции, иные права по участию в решении общефедеральных вопросов; запрет одностороннего выхода из состава РФ; запрет на изменение статуса в одностороннем порядке.

При раскрытии третьего вопроса студентам следует определить конституционную модель разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ и накладывающуюся на нее законодательную и договорную модели разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

При рассмотрении вопроса о законодательном разграничении полномочий следует изучить Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Законодательное разграничение полномочий осуществляется не единообразно. Прежде всего, в Законе устанавливается перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Этот перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующую статью Закона № ФЗ-184. По этим вопросам органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы,  иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы. По ним могут приниматься и федеральные законы, но они не могут содержать положения, которые определяют объем и порядок осуществления   расходов   из   бюджета   субъекта   РФ   (за  исключением

 

положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, связанных с выборами и референдумом, поддержка с/х производства, предпринимательства, гарантии на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования, организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований).

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в перечне полномочия, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Полномочия РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные данным перечнем, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Предоставление субвенций может не предусматриваться в случаях, если полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта РФ, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъекта РФ или субвенции не требуются по результатам расчета объема субвенций по методике, утверждаемой  Правительством РФ.

Студентам следует обратить внимание на особый порядок реализации этих полномочий и формы контроля федеральных органов государственной власти за их исполнением.

Органы государственной власти субъекта РФ вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам   совместного   ведения,   специально   не   переданных   им,     с

 

осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта РФ, если это участие предусмотрено федеральными законами. Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими  и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного  срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет. Досрочное прекращение действия договора возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда. В настоящее время заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ). Студентам следует ознакомиться с этим договором и соотнести его предмет с требованиями Федерального закона.

Для изучения вопроса о конституционном законодательстве субъектов РФ следует изучить содержание статей 71 и 72 Конституции РФ и определить, какие вопросы, составляющие предмет конституционного права, отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, по которым, соответственно, субъекты РФ не могут осуществлять законодательное регулирование. Кроме того, следует изучить  Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации   законодательных   (представительных)   и    исполнительных

 

органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» с целью определения вопросов, входящих в такой предмет совместного ведения РФ и ее субъектов как «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» и отнесенных к полномочиям субъектов РФ. Кроме того, следует ознакомиться с Уставом Красноярского края, в котором специальным образом выделены законы, составляющие конституционное (уставное) законодательство (уставные законы).

По пятому вопросу следует изучить правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области», а также ознакомиться с договорами о разграничении полномочий, заключенными между автономными округами и областями, в состав которых они входят (Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (подписан 12 августа 2004 г.); Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (подписан 11 апреля 2002 г.); Договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2004 г.).

По последнему вопросу следует изучить положения Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», а также ознакомиться с Федеральными конституционными законами, которыми было оформлено образование новых субъектов: Пермского края3, Красноярского края4, Камчатского края5,     Иркутской     области6,     Забайкальского     края7        (Федеральный

 

 

3  Образован с 1 декабря 2005 г.

4  Образован с 1 января 2007 г.

5  Образован с 1 июля 2007 г.

6  Образована с 1 января 2008 г.

 

конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»; Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»; Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа»; Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа»).

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте схему полномочий органов государственной власти субъектов РФ в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в зависимости от порядка их закрепления, финансирования и участия органов государственной власти Российской Федерации в их осуществлении.

2.         Составьте алгоритмы образования нового субъекта РФ и принятия нового субъекта РФ.

3.         Составьте схему, отражающую отличия в порядке изменения границ между субъектами РФ и образования нового субъекта РФ.

4.         Составьте сравнительную таблицу по договорам о разграничении полномочий, заключенным в рамках сложносоставных субъектов РФ.

5.         Составьте схему, отражающую отличия в статусе государственного языка РФ, государственного языка республик и иных языков народов РФ.

 

7  Образован с 1 марта 2008 г.

 

 

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ.

3.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ (ред. от 02.06.2007)

4.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: Федеральный  конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ.

5.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ.

6.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006).

7.         О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 №  6-ФКЗ (ред. 31.10.2005).

8.         Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 № 199-ФЗ).

9.         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

 

10.       Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ  (ред. от 28.12.2010).

11.       Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

12.       О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации: Закон РФ от 17.06.1992 № 3056-1.

13.       Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало- Ненецкого автономного округа (подписан 12.08.2004) // Собрание законодательства  Ханты-Мансийского автономного округа  -  Югры. 2004.

№ 11. ст. 1766.

14.       Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (подписан 11.04.2002, с изм. от 12.08.2004) // Вестник Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. 2002. № 5 (применяется в части, не противоречащей Договору между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.08.2004 в период срока его действия).

15.       Договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа от 25.11.2004 // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2004. № 34.

16.       По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П.

17.       По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 № 9-П.

18.       По запросу Собрания депутатов Ненецкого автономного  округа о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 26.6, пункта   2

 

статьи 26.16, абзаца второго пункта 1 статьи 26.17 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца третьего статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  абзаца второго пункта 4 статьи 56, пункта 9 статьи 131, абзаца третьего статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца второго пункта 4 статьи 56, пункта 9 статьи 131, абзаца третьего статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 234-О.

19.       Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (ред. от 10.06.2010).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование). – Хабаровск, 2007.

2.         Боер В.В. Национальный субъект федерации в многоэтническом Российском государстве. – С.-Пб., 2009.

3.         Борисова М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. – М., 2010.

4.         Бородач М.В. Правовой статус субъектов Российской Федерации. 2-е изд. – Тюмень, 2008.

5.         Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъектов Российской Федерации. – С-Пб., 2000.

6.         Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей - феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации»: Конституционно-правовое исследование. – М., 2002.

7.         Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). – М., 1999.

8.         Попов М.Ю. Конституционно-правовой статус края и области как субъектов Российской Федерации. – Волгоград, 2006.

 

9.         Правовой статус административных центров (столиц) субъектов РФ / Отв. ред. С.В. Праскова. – Иркутск, 2009.

10.       Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. – С.-Пб., 1999.

11.       Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М., 2003.

12.       Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия / Отв. ред. Б.С. Крылов. – М., 1998.

13.       Чертков А.Н. Комментарий к Закону «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». – М., 2006.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!