Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

Тема 5. Конституционное право РФ как нормативное образование, наука и учебная дисциплина

1.         Предмет и юридическая природа конституционного права РФ как нормативного образования.

2.         Метод конституционно-правового регулирования.

3.         Место конституционного права РФ в системе российского права: конституционное право и публичное и частное право, конституционное право и отрасли публичного и частного права.

4.         Система конституционного права РФ.

5.         Источники конституционного права РФ.

6.         Конституционно-правовые нормы.

7.         Конституционно-правовые отношения.

8.         Тенденции развития российского конституционного права на современном этапе.

 

9.         Наука конституционного права РФ.

10.       Конституционное право РФ как учебная дисциплина.

 

При изучении первого вопроса студентам следует учесть многообразие подходов к определению понятия конституционного права и предмета его регулирования. Наиболее распространенными подходами являются «предметный» (указывающий на область отношений, являющуюся предметом конституционного права) и «оценочный» (связанный с содержательными характеристиками нормативно-правового регулирования). В рамках предметного подхода конституционное право определяется как отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с принадлежностью, организацией и осуществлением верховной власти в государстве, определением основ общественного и государственного устройства, а также принципиального положения личности в государстве. При оценочном подходе под конституционным правом понимается только такое нормативное образование, которое регулирует перечисленные выше группы общественных отношений на условиях воплощения принципов конституционализма. С возобладанием оценочного подхода в отечественной юридической науке в начале 90-х годов и изменением идеологических подходов к регулированию вопросов организации власти и положения личности в государстве связывается изменение наименования отрасли: вместо термина «государственное право», широко распространенного   в   советское   время,    стал   использоваться    термин

«конституционное право.

В составе общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, следует выделять основные и производные отношения. К основным относятся отношения, содержанием которых являются обязанности граждан, а также лиц, находящихся в иной политико-правовой связи с государством, повиноваться государственной власти и права государства на их повиновение, а также отношения, содержанием которых являются обязанности государства по отношению к гражданам и лицам, находящимся с государством в иной политико- правовой связи, и их основные права по отношению к государству. Производные отношения определяют, кто именно должен повиноваться и кому. Первому вопросу посвящены нормы, определяющие территорию государства и условия приобретения и прекращения гражданства, а   также

 

иной политико-правовой связи лица с государством. На второй вопрос отвечают нормы, определяющие организацию верховной власти в государстве (организацию тех органов власти, которые непосредственно и независимо от других органов выражают волю государства).

Рассматривая специфику предмета конституционного права как отрасли права, нужно иметь в виду, что конституционное право регулирует политические отношения. Оно определяет формальные рамки  властвования – организационные, связанные с принадлежностью, распределением власти, внешними формами ее осуществления, и содержательные, в виде гарантий прав и свобод личности. Но все эти формальные границы, как бы ни было сильно их действие, не имеют абсолютного характера. Относительность связывающего воздействия конституционного права на политику проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, существует допустимость изменения конституционно- правовых предписаний самими субъектами властвования, чьи  действия они призваны ограничивать. Государство одновременно является и субъектом права, и фактором правообразования. Кроме того, значительная часть устанавливаемых конституционным правом границ властвования носит условный характер, так как устанавливает дискрецию властных полномочий. Допущение дискреции (усмотрения), как правило, представляет собой объективную необходимость, вызванную бессилием права перед природой отношений, не поддающихся полной формализации. Общим обоснованием широкого использования усмотрения в конституционном праве является то, что осуществление власти субъектами верховной власти носит преимущественно единичный неповторимый характер. Принятие всякого закона, заключение международного договора, объявление войны или мира – все это неповторимые в своем основании и содержании действия. Отношения, в которых, по крайней мере, один из субъектов единичен, неповторим (иной представитель верховной власти в государстве, народ, конкретное иностранное государство, международная организация или ее орган), не имеет заданной повторяемости в  неизменном или похожем виде, по необходимости не могут быть урегулированы с использованием обычных правовых норм.

И, наконец, еще один аспект относительности связывающего воздействия конституционного права на политику проявляется в том, что право никогда не бывает достаточно сильным, чтобы разрешать конфликтные столкновения субъектов властвования. Объясняется это  тем,

 

что всякое право находит непреодолимый предел в самом факте существования государства. В случаях грубого нарушения государственного порядка сила всегда идет впереди права - она выходит из повиновения праву и способна уничтожить его.

При изучении второго вопроса студентам стоит вспомнить материал общей теории права и государства и применить понятие метода правового регулирования к области конституционного права. Необходимо выделить обстоятельства, предопределившие использование в конституционном праве императивного метода регулирования как основного, и показать области возможного применения диспозитивного метода.

При изучении третьего вопроса студентам следует иметь в виду, что определяя устройство верховной власти в государстве, конституционное право устанавливает принципы регулирования всего публичного права. Регулируя же принципиальное положение личности в государстве, конституционное право задает принципы регулирования всех отраслей национальной правовой системы. Таким образом, конституционное право образует своеобразное ядро национальной правовой системы, на котором базируются все иные отрасли права. Юридическим средством обеспечения соответствия отраслевого законодательства конституционному является придание особых юридических свойств основному источнику конституционного права – конституции.

При рассмотрении системы конституционного права студентам следует выделить ее элементы (подотрасли и  институты), охарактеризовать их, определить связи между ними. Давая общую характеристику системе конституционного права, необходимо выделить факторы, влияющие на наполняемость отрасли.

При изучении источников конституционного права сначала следует уяснить систему источников правовой системы России, определить место каждого источника, исходя из его юридической силы и уровня (федеральные, субъектов РФ, муниципальные). Особое внимание следует уделить источникам, не нашедшим отражения в Конституции РФ: правовым позициям Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, и их соотношению друг с другом. Далее необходимо представить систему источников конституционного права с приведением конкретных примеров по каждому из них и обоснованием их отнесения именно   к   источникам   конституционного   права.   При   этом     следует

 

учитывать систему общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

При изучении вопросов, посвященных конституционным нормам и отношениям, следует обратить внимание не только на отдельные особенности норм, субъектов, объектов и содержания конституционных отношений, но и на общие особенности механизма конституционно- правового регулирования. Среди них можно обратить внимание на использование усеченной структуры нормы (часто при регулировании отношений, в которых обязанным субъектом выступает государство или орган государственной власти (орган местного самоуправления), в структуре логической нормы отсутствует санкция); применение по отношению к отдельным лицам, замещающим  государственные должности, иммунитетов (личные привилегии неответственности и неприкосновенности); при регулировании статуса высших органов государства (органов местного самоуправления) часто не формулируются ясные правила поведения, а устанавливается возможность действия по усмотрению; по отношению к властным субъектам (лицам, занимающим государственные (муниципальные) должности, а также кандидатам на выборные должности) применяются специальные меры ответственности (меры юридической и политической конституционной ответственности).

Тенденции развития конституционного права России следует рассматривать в тесной связи категорий права и политики, учитывая как общемировые тренды, так и текущий исторический момент, связанный с возрастанием протестных настроений и реакцией властей в виде реформы политической системы.

Обращаясь к вопросу о науке конституционного права, стоит иметь в виду, что она изучает корреспондирующую ей отрасль права – конституционное право России. Вместе с тем наука изучает теоретические проблемы, сущность правовых явлений, процессы становления конституционно-правовых институтов, обращается к истории возникновения и развития конституционно-правовых норм, делает прогнозы развития отрасли и практики ее применения.

На основе синтеза конституционного права России как отрасли и науки и с учетом требований федерального стандарта высшего профессионального образования по юриспруденции рождается учебный курс, в рамках которого студенты изучают действующие конституционно- правовые нормы и институты, а также их доктринальную интерпретацию.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Выпишите из Конституции РФ все виды источников конституционного права, приведите по два примера каждого из них.

2.         Назовите виды источников конституционного права, упоминание о которых отсутствует в Конституции РФ. Приведите по два примера каждого из них.

3.         Составить таблицу-схему, отражающую отличия в порядке принятия и юридической силе законов о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

4.         Выпишите из Конституции РФ вопросы, по которым предусмотрено принятие федеральных законов.

5.         Составьте таблицу федеральных конституционных законов, в которой отразите номер статьи Конституции РФ, предусмотривающей принятие федерального конституционного закона, наименование федерального конституционного закона и дату его принятия.

6.         Выпишите из Конституции РФ два примера правовых норм, в которых отсутствует санкция, и два примера правовых норм, в которых отсутствует гипотеза.

7.         Используя Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведите два примера использования диспозитивного метода правового регулирования.

8.         Найдите в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по два примера использования оценочных норм.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской   Федерации (принята            всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

 

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях: Указ Президента РФ от  29.11.1994  № 2131.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Авакьян С.А. Особенности развития конституционных отношений в России // Ученые записки юридического факультета Института права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2009. Вып. 16 (26).

2.         Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. – М., 1999.

3.         Амплеева Е.Е. Соотношение международного и национального права в контексте трансформации конституционной традиции России // Ученые записки юридического факультета Института права Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2009. Вып. 16 (26).

4.         Баранов П.М. О проблеме усмотрения в конституционном праве // Ученые записки юридического факультета Института права Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2007. Вып. 9 (19).

5.         Богданова Н.А. Наука советского конституционного права: историко-теоретическое исследование. – М., 1989.

6.         Богданова Н.А. Система науки конституционного права. –   М.,

2001.

7.         Власенко  Н.А.  Правовая  природа,  виды  и  понятие правовых

позиций суда // Российское правосудие. 2008. № 9.

8.         Гаджиев Г.А. Способы преодоления пробелов в конституционном праве: возможности суда // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2008.

9.         Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации – от исторических истоков к современности. – М., 1998.

 

10.       Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. – М., 2006.

11.       Захаров В.В. Решения Конституционного суда РФ  как источник конституционного права. М., 2005.

12.       Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15- летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. – М., 2008.

13.       Зорькин В.Д.  Современный мир, право и Конституция. –     М.,

2010.

14.       Кажлаев         С.А.    Судебное       усмотрение   в          деятельности

Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2003. № 11.

15.       Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов. 1998.

16.       Конституционное право: содержание и структура курса. – Красноярск. 1999.

24. Костюков А.Н. Конституционное обеспечение политической конкуренции // Современные проблемы государственного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / Отв. ред. доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ С.А. Авакьян. – М., 2010.

17.       Крусс В.И. Злоупотребление правом: учеб. пособие. – М.: Норма, 2010.

18.       Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: теоретические основы и практика реализации судами России. – М., 2006.

19.       Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. – М., 1980.

20.       Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

21.       Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

22.       Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. – М., 2007.

23.       Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. – М., 2008.

 

24.       Лучин В.О. Конституционные нормы  и  правоотношения. –  М., 1997.

25.       Лучин В.О. «Указное право» в России. – М., 1995.

26.       Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации.– М., 2002.

25. Матейкович М.С. Правовое обеспечение модернизации политической системы России // Современные проблемы государственного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / Отв. ред. доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ С.А. Авакьян. – М., 2010.

27.       Мухачев И.В. Проблемы науки российского конституционного права. – М., 1998.

28.       Некрасов С.И. Конституционный идеал и повседневная реальность: единство правового и нравственного в восприятии, пределы несовпадения и трансформации // Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.

29.       Проблемы преподавания конституционного и муниципального права / Под. ред. С.А. Авакьяна. – М., 1999.

30.       Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. – М., 2006.

31.       Таева Н.Е. Нормы конституционного права Российской Федерации. – М., 2010.

32.       Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М., 2007.

33.       Шарнина Л.А. Понятие политического усмотрения // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5.

34.       Шарнина Л.А. Виды усмотрения в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 15.

35.       Шарнина Л.А. Усмотрение как средство упорядочения общественных отношений, составляющих предмет конституционно- правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

 

Раздел 2. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Конституционно-правовое положение личности в Российской Федерации

 

Тема 6. Основы конституционного строя Российской Федерации

1.         Конституционные основы общественного и государственного строя: понятие, признаки, виды. Понятие, признаки и элементы основ конституционного строя РФ.

2.         Российское государство и его конституционные характеристики.

3.         Народовластие в Российской Федерации. Институты непосредственной и представительной демократии.

4.         Конституционно-правовые основы гражданского общества, политического плюрализма и статуса общественных объединений в Российской Федерации.

5.         Конституционные основы свободы хозяйствования и многообразия форм собственности в Российской Федерации.

 

Устройство государства и общества, охватывающее большое разнообразие общественных отношений, лишь в некоторой своей части регулируется правом. Конституционное право закрепляет лишь основные его устои: дает социально-политическую характеристику общественному строю, определяет принципы организации государства и общества, устанавливает основы политической, экономической, социальной, духовной систем как сфер жизнедеятельности общества.

В отечественной науке конституционного права нет единого понятийного аппарата в отношении института, определяющего устройство общества и государства. Используются такие понятия, как «общественное устройство», «общественный строй» (В.Е.Чиркин); «гражданское общество» (Щекочихин, Баглай), общественное и государственное устройство и, наконец, конституционный строй. Среди них более всего распространено понятие конституционного строя.

При этом существуют различные подходы к его определению. Основными являются формально-юридический (нормативный) и общесоциологический (оценочный). В рамках нормативного подхода конституционный строй – это установленное нормами конституционного права устройство общества и государства, в котором выражается  сущность, формы организации и функции деятельности    государственной

 

власти (Колюшин Е.И., Чудаков М.Ф.). В рамках оценочного подхода конституционный строй – это не всякое устройство общества и государства, а лишь такое, которое является воплощением идей конституционализма (Румянцев О.Г., Богданова Н.А.).

Основы конституционного строя – сущностные характеристики конституционного строя, его принципы.

Основы конституционного строя в широком плане, как ключевые начала конституционного строя, можно подразделить на следующие три уровня:

1)        главные ценности, на которые опирается конституционный строй (прежде всего, ценности конституционализма, гуманизма);

2)        собственно основы конституционного строя (в узком понимании), т.е. основные принципы, определяющие его сущность;

3)        конституционно-правовые институты и нормы,  посредством которых упомянутые выше положения получают непосредственное обоснование, закрепление.

Все эти уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а они конкретизируются в институтах и нормах.

Для уяснения категорий «конституционный строй», «основы конституционного строя», а также системы основ конституционного строя будет полезным изучить монографию Румянцева О.Г. «Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления».

Одной из часто встречающихся методологических ошибок в определении нормативного содержания конкретных основ конституционного строя Российской Федерации является сведение его к взглядам конституционалистов. Опору следует делать на нормативные источники: правовые позиции Конституционного Суда РФ и нормативные акты. Доктринальный же взгляд на основы конституционного строя стоит использовать для критического осмысления нормативного содержания, усвоенного отечественной законодательной и судебной практикой. Поэтому студентам при изучении 2-5 вопросов темы следует ознакомиться с соответствующими основам конституционного строя правовыми позициями Конституционного Суда РФ, а также законодательными  актами.

При рассмотрении второго вопроса студентам следует учесть, что в статьях  1-3,  5,  7,  8,  10,  14  Конституции  РФ  перечислены    следующие

 

характеристики государства: демократическое; основанное на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина; федеративное; правовое; с республиканской формой правления; распространяющем суверенитет на всю территории Российской Федерации; основанное на признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа; основанное на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; социальное; светское.

При изучении третьего вопроса студентам следует разобраться с понятием непосредственной (прямой) демократии, уяснить отличие форм решающей непосредственной и консультативной непосредственной демократии, отличие форм решающей демократии от форм участия граждан в осуществлении власти; определить содержание института представительной демократии, виды представительства и особенности их отражения в нормативных конструкциях.

После изучения теории народовластия и ее форм следует перейти к изучению системы форм непосредственного демократии и форм участия граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления по законодательству Российской Федерации. Для этого следует проанализировать положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Уставного закона Красноярского края от 26 марта 2009 г. № 8-3074 «О краевой народной инициативе»; Уставного закона Красноярского края от 26 марта 2009 г. № 8-3076 «О народном обсуждении».

Второе понятие – представительная демократия – требует установления системы выборных органов и выборных должностных лиц в Российской Федерации, уяснения предусмотренных в законодательстве видов связи выборных органов и выборных должностных лиц с избирателями, а также гарантий обеспечения представления выборными органами и должностными лицами интересов народа.

 

При изучении четвертого вопроса студентам следует определить значение для народовластия идеологического и политического многообразия, многопартийности и политического плюрализма.

Далее следует рассмотреть такой институт гражданского общества как Общественная палата Российской Федерации, показать ее значение, виды взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Затем необходимо перейти к основам статуса, организации и деятельности общественных объединений, используя при этом следующие Федеральные законы: «О некоммерческих организациях»; «Об общественных  объединениях»;  «О  национально-культурной автономии»;

«О свободе совести и о религиозных объединениях»; «О политических партиях».

Следует иметь в виду, что законодательством определены особенности деятельности общественных объединений в экстремальных условиях. Для этого следует ознакомиться с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

По пятому вопросу студентам нужно определить содержание основ конституционного строя, закрепленных в статьях 8, 9 Конституции РФ и получивших развитие в статьях 34, 35, 74, 75 Конституции РФ (свобода экономической деятельности в Российской Федерации, поддержка конкуренции, запрет монополизации и недобросовестной конкуренции, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, единство системы налогообложения и сборов в  РФ, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности). Для более глубокого изучения этого вопроса можно воспользоваться Сборником докладов «Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Определите, какие из перечисленных положений относятся к основам конституционного строя:

а) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

 

б) Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

в) Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,  местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

г) Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

д) В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

е) Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

ж) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; з) Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются;

е) Общественные объединения равны перед законом.

2.         В статье 5 Конституции РФ установлено, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». В связи с этими особенностями в закреплении статуса республик и использованием применительно к ним термина «государство» можно ли сделать вывод о наличии у республик суверенитета и обладании такими свойствами (признаками) государства, как территория, народ, гражданство, государственная власть?

При ответе на этот вопрос следует использовать Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Определения от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы  депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики  Башкортостан,  Республики  Ингушетия,  Республики    Коми,

 

Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» и от 19 апреля 2001 г. № 65-О «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».

3.         Какие из        перечисленных         институтов    относятся       к          формам непосредственной демократии:

а) забастовка работников предприятия;

б) отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; в) прием граждан депутатом Государственной Думы;

г)         обжалование постановления          главы  местной         администрации        об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений;

д)        участие          высшего         должностного           лица    субъекта        РФ      в            заседании Государственного Совета;

е) утверждение бюджета Федеральным Собранием РФ;

ж) митинг по вопросу изменения законодательства о выборах; з) сход граждан сельского поселения;

и)        направление  в          Законодательное      Собрание       Красноярского          края правотворческой инициативы, поддержанной пятью тысячами граждан.

4.         Сопоставьте между собой местный референдум и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования: по порядку инициирования, назначения, правовым последствиям проведения.

5.         Сопоставьте между собой категории «формы непосредственной демократии» и «формы участия граждан в осуществлении государственной власти (местного самоуправления)».

6.         Составьте таблицу, отражающую систему форм непосредственной демократии и форм участия граждан в осуществлении государственной власти (местного самоуправления), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7.         На основе анализа Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме            граждан         Российской   Федерации»  определите    пределы

 

использования таких форм непосредственной демократии как выборы и референдум.

8.         Составьте схему, отражающую отличия в порядке отзыва высшего должностного лица субъекта Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.

9.         На основе анализа Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определите принципы отношений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации с народом и избирателями.

10.       Выпишите из Конституции РФ статьи, в которых определяется экономическая система страны, и отдельно – статьи, определяющие конституционную модель регулирования экономических отношений.

11.       Исходя из анализа Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» охарактеризуйте модель взаимоотношений государства и религиозных объединений.

 

Юридические источники:

1.         О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008).

2.         О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005).

3.         Об Общественной палате Российской  Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 23.07.2010).

4.         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

5.         О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008).

6.         Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ  (ред. от 28.12.2010).

7.         О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11.07.2001

№ 95-ФЗ (ред. от 03.11.2010).

8.         Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной  власти

 

субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

9.         О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010).

10.       О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 №  74-ФЗ (ред. от 09.02.2009).

11.       О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

12.       Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010).

13.       О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

14.       О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 06.11.1991 № 169 (с изм. от 30.11.1992).

15.       Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 25.08.1991 № 90 (с изм. от 30.11.1992).

16.       О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР: Указ Президента РФ от 23.08.1991 № 79 (с изм. от 30.11.1992).

17.       По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 1-П.

18.       По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина», а также к положениям Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 № 18-П.

19.       По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П.

 

20.       По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П.

21.       По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 № 16-П.

22.       По делу о проверке конституционности ряда  положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 № 17-П.

23.       По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа, 25 августа, 6 ноября 1991 года, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 № 9-П.

24.       По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 17-О.

25.       Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы о толковании статьи 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 № 98-О.

26.       О народном обсуждении: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3076.

27.       О краевой народной инициативе: Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3074.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. Т. 1.

 

2.         Авакьян С.А. Конституция и парламент: размышления по поводу юбилея // Размышления конституционалиста: Избр. ст. – М., 2010.

3.         Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации:  конституционно-правовые основы.– М., 1996.

4.         Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М., 1998.

5.         Алейников Б.Н. Институт права собственности и социальное государство в России. – С-Пб., 2008.

6.         Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. – М., 2006.

7.         Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.

8.         Богданова Н.А. К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М., 1998.

9.         Васильева С.В. Конституционно-правовой  статус политической оппозиции. – М., 2010.

10.       Гаджиев Г.А. Судебная Концепция конституционного принципа социального государства в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1.

11.       Гриценко Н.Н. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М., 2004.

12.       Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. – М., 2003.

13.       Кононов А.П. Государство и политическая система в постсоциалистический период развития России. – М., 2005.

14.       Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.

15.       Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации: Сборник докладов. М., 2010.

16.       Конституционные ценности в теории и судебной практике: Сборник докладов. – М., 2009.

17.       Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – С-Пб., 2005.

 

18.       Краснов М.А. Ответственность власти (государства) в открытом обществе. – М.,1997.

19.       Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М., 2008.

20.       Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной  России. – М., 1999.

21.       Левин И.Д. Суверенитет. – М., 2003.

22.       Левшуков-Энгельгардт А.В. О действующей Конституции и политических партиях в России. – М., 2003.

23.       Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан российской Федерации. – М., 2001.

24.       Новикова Т.В. Правовые проблемы многопартийности в России. – М., 2000.

25.       Очерки конституционной экономики / Под ред. Г.А. Гаджиева.–  М., 2009.

26.       Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. – М., 2006.

27.       Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. Конституционно-правовое исследование. – М., 2006.

28.       Разделение властей / Отв. ред. Марченко М.Н. – М., 2004.

29.       Руденко         В.Н.    Прямая           демократия:  модели           правления, конституционно-правовые институты. – Екатеринбург. 2003.

30.       Румянцев       О.Г.     Основы          конституционного   строя  России: Понятие, содержание, вопросы становления. – М., 1994.

31.       Хабриева       Т.Я.,    Чиркин          В.Е.     Теория           современной конституции. – М., 2005.

32.       Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2005.

33.       Энтин Л.М.   Разделение    властей:         опыт   современных государств. – М., 1995.

 

 

Тема 7.   Избирательное и референдумное право

1.         Понятие         выборов,        избирательного        права  и          избирательных систем РФ.

2.         Принципы избирательного права РФ. Гарантии избирательных прав граждан РФ.

 

3.         Основные этапы избирательного процесса в РФ.

4.         Правовое регулирование выборов Государственной Думы РФ, Президента РФ.

5.         Правовое регулирование референдумов в РФ.

 

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на многозначность понятий избирательного права и избирательной системы. Избирательное право рассматривается в объективном (позитивном) и субъективном смыслах. Избирательная система – в широком и узком значениях. Особое внимание следует уделить понятию избирательного права в субъективном смысле, выделению активного и пассивного избирательного права, а также избирательной системы в узком значении как порядка определения результатов выборов.

Студентам следует уяснить признаки и виды мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, установить вариативные параметры, определяющие их специфику.

Система источников избирательного права представлена такими избирательными  законами,  как  Федеральный  закон  от  12  июня  2002 г.

№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон    от

10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной   автоматизированной   системе   Российской  Федерации

«Выборы»; Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Источниками избирательного права также являются законы субъектов РФ. В Красноярском крае к таковым можно отнести: Закон Красноярского края от 2 октября 2003 г. № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»; Закон Красноярского края от 25 мая 2007 г. № 1-25 «Об Избирательной комиссии Красноярского края»; Закон Красноярского края от 29 сентября 2005 г. № 16-3747 «О труднодоступных и отдаленных местностях Красноярского края»; Закон Эвенкийского автономного округа от 15 сентября 2003 г. № 352 «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе».

 

 

К         числу  источников    избирательного        права  следует          отнести

нормативные документы     Центральной избирательной          комиссии

Российской Федерации, а в субъектах РФ – их избирательных комиссий.

Важное значение для понимания требований избирательного законодательства в духе положений Конституции РФ имеют Постановления Конституционного Суда РФ.

Важнейшими показателями демократизма избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ. Под гарантиями избирательных прав понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права: всеобщего избирательного права; равного избирательного права; прямого избирательного права; тайного голосования; свободы выборов и добровольности участия в них граждан; обязательности проведения выборов; открытости и гласности осуществления деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования,  определении результатов выборов; запрете вмешательства в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан.  Студентам следует раскрыть содержание приведенных принципов, руководствуясь  требованиями  Федерального  закона  от  12  июня  2002 г.

№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Для усвоения требований к последовательности и основному содержанию стадий избирательного процесса студентам следует составить алгоритм избирательных действий по организации проведения выборов и алгоритм избирательных действий по проведению избирательной компании кандидата (избирательного объединения) с указанием основных требований, предъявляемых к содержанию каждого действия. При этом нужно использовать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При изучении четвертого вопроса следует обратиться к Федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральному закону от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской

 

Федерации» и установить специфику проведения данных выборов. Применительно к выборам депутатов Государственной Думы нужно изучить требования, предъявляемые к формированию списков кандидатов, условия допуска политических партий к распределению мандатов, методику распределения мандатов между партийными списками, допущенными к распределению мандатов, а также методику  распределения мандатов между кандидатами внутри партийного списка. Применительно к выборам Президента РФ нужно обратить внимание на требования по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а также методику определения результатов выборов.

При изучении пятого вопроса нужно использовать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом следует обратить внимание на вопросы: что может быть предметом референдума РФ, референдума субъекта РФ и местного референдума; кто может быть их инициаторами; какие вопросы нельзя выносить на референдум; какие обстоятельства исключают проведение референдума; какие требования предъявляются к сбору подписей граждан; кто назначает референдум и в каком порядке; каково содержание бюллетеня референдума; как определяются результаты референдума и какова юридическая сила решения, принятого на референдуме.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Гражданка России Иванова Е.И. имеет вид на жительство в США. Имеет ли она право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы РФ как избиратель и как кандидат? Имеет ли она право участвовать в выборах в Законодательное Собрание края как избиратель и как кандидат?

2.         Гражданка России Петрова Г.Н одновременно приобрела гражданство Республики Беларусь, имеет постоянное место жительства на территории  города  Красноярска.  Имеет  ли  она  право  участвовать    как

 

избиратель на выборах депутатов Законодательного Собрания края и на выборах депутатов городского Совета г. Красноярска?

3.         Гражданин России Сидоров А.И. 11 января осужден решением суда по ст. 282.2 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации штрафом в размере 100 тысяч рублей. 1 февраля того же года Сидоров А.И. подал документы в Избирательную комиссию Красноярского края о выдвижении его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания края. Оцените, обладает ли он правом быть избранным.

4.         На выборах депутатов районного Совета (представительного органа местного самоуправления) было образовано два двухмандатных округа, один трехмандатный округ, два четырехмандатных округа и один пятимандатный округ. Определите, какое количество голосов должны иметь избиратели, в каждом округе.

5.         При образовании избирательных округов на выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Федерации средняя норма представительства составляла 10 тысяч избирателей. Было образовано 10 одномандатных округов, 1 двухмандатный, 1 трехмандатный и 1 пятимандатный избирательные округа. В пятимандатном округе число избирателей составило 56 тысяч, в трехмандатном, расположенном в труднодоступном месте - 39 тысяч, в двухмандатном – 19 тысяч. В пяти одномандатных округах по 11 тысяч, в трех одномандатных округах по 9,5 тысяч. А в двух одномандатных округах с целью исключения ситуации вхождения в округа частей территории нескольких муниципальных образований численность избирателей составила 12 тысяч. Оцените, не нарушены ли требования Закона при образовании избирательных округов.

6.         На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления было образовано три шестимандатных округа, два из которых территориально совпадали с границами избирательных участков, а в рамках третьего шестимандатного округа было образовано два избирательных участка. Оцените, не нарушены ли требования Закона при образовании избирательных округов.

7.         Правительством Красноярского края на должность члена ЦИК предложена кандидатура доктора юридических наук, профессора А.И. Петрова. Губернатором Красноярского края предложена кандидатура А.Н. Тарасова,   имеющего   среднее   профессиональное   образование.  Причем

 

известно, что А.И. Петров в текущем году был подвергнут в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах. Оцените данные инициативы.

8.         При формировании избирательной комиссии субъекта Федерации 6 членов было назначено законодательным органом субъекта РФ, 7 членов – высшим исполнительным органом субъекта РФ и 2 члена – Центральной избирательной комиссией. Председатель комиссии был назначен Центральной избирательной комиссией, причем назначенный гражданин не имел высшего юридического образования. Оцените, соответствует ли это требованиям законодательства.

9.         При формировании участковой избирательной комиссии при Посольстве Российской Федерации во Франции число членов, являющихся государственными служащими, составило 100 %. Соответствует ли это требованиям законодательства.

10.       Избирательное объединение назначило в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса прокурора района. Избирательная комиссия сообщила, что прокурор не вправе иметь такой статус. В ответ избирательное объединение сообщило, что данное ограничение действует только для членов комиссии с правом решающего голоса, для членов же комиссии с правом совещательного голоса установлены иные ограничения, они не должны занимать командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях. Оцените, кто прав.

11.       Центральная избирательная комиссия приняла решение о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ на том, основании, что избирательная комиссия субъекта нарушила избирательные права граждан – отказала в регистрации кандидата Иванова И.И., несмотря на то, что ЦИК настаивала на регистрации. Оцените, верно ли поступила ЦИК.

12.       В избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления с численностью избирателей 4 тысячи при выдвижении кандидат Никифоров не подал сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Будет ли отказано Никифорову в регистрации.

13.       Гражданин Иванов, победив на выборах в законодательный орган власти субъекта РФ по одномандатному округу, не сложил с себя

 

полномочия заместителя губернатора. Назовите все правовые последствия, которые связывает закон с данным обстоятельством, как индивидуального характера (лично для Иванова), так и публичного характера (что будет с соответствующим депутатским мандатом, выборной должностью депутата).

14.       После проведения выборов по жалобам кандидатов итоги голосования на пяти избирательных участках были признаны судом недействительными из-за нарушений при подсчете голосов избирателей. Общее количество избирателей, проживающих на территории этих участков, составило 27 % от общего количества избирателей. Повлияют ли данные решение на общее решение об определении результатов выборов, если да, то как.

15.       Выборы депутатов законодательного органа власти субъекта РФ назначены на 15 апреля. Кандидат Зеленцов разместил ролик с политической рекламой на одном из каналов телевидения 15 марта. Оцените  действия Зеленцова и канала телевидения.

16.       На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления кандидатам было отказано в предоставлении бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, так как в муниципальном образовании отсутствуют муниципальные средства массовой информации. Оцените это с точки зрения соответствия Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

17.       В выборах в Государственную Думу приняло участие 62 миллиона избирателей. Всего было зарегистрировано 8 федеральных списков кандидатов. За список Социал-демократической партии отдали свои голоса 20 млн. избирателей, за список партии «Новый путь» - 18 млн. избирателей, за список партии «Россия вперед» - 4 млн. избирателей, за список Демократической партии России- 9 млн. избирателей, за список партии «Отечество» - 2 млн. избирателей, а за списки партий «Народная воля», «Либеральная партия», «Партия трудящихся» отдали голоса по 3 млн. избирателей. Определите, какие партии будут допущены к распределению мандатов в Государственной Думе. Сколько мандатов достанется каждой из этих партий?

18.       17 марта Президентом РФ принято решение о проведении 25 апреля референдума РФ по вопросу о сокращении срока альтернативной гражданской службы до двух лет. 25 марта инициативная группа   граждан

 

выдвинула инициативу проведения референдума РФ по вопросу об исключении перевода часов на летнее и зимнее время. Будет ли назначен референдум?

19.       На 19 декабря назначены выборы депутатов Государственной Думы РФ. 18 сентября инициативная группа граждан выдвинула инициативу проведения референдума по продлению срока полномочий Государственной Думы еще на два года. Будет ли назначен референдум?

20.       80 граждан РФ, 20 из которых проживают на территории Ханты-мансийского автономного округа–Югра, а 60 - на территории Тюменской области, обратились в избирательную комиссию Тюменской области с заявлением о регистрации инициативной подгруппы по проведению референдума РФ по вопросу о запрете ввоза отработанного ядерного топлива на территорию РФ. Будет ли зарегистрирована подгруппа?

21.       Представители инициативной группы 12 декабря обратились в Центральную избирательную комиссию РФ с заявлением о регистрации инициативной группы по проведению референдума РФ по вопросу о замене названий субъектов Федерации «край», область» на «губерния». При этом были представлены решения о регистрации региональных подгрупп инициативной группы в 44 субъектах федерации. Первое решение о регистрации было принято 28 сентября, а последнее – 2 декабря. Будет ли зарегистрирована инициативная группа?

22.       Инициативная группа граждан представила в Центральную избирательную комиссию 2 300 000 подписей граждан в поддержку проведения референдума. Подписи были собраны в 23 субъектах Федерации, на каждый приходилось по 100 тысяч подписей. Соблюдены  ли требования законодательства по сбору и представлению подписей?

23.       25 июля Центральная избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума. 12 сентября в избирательную комиссию были представлены подписи в поддержку проведения референдума РФ. Соблюдены ли требования по сбору и представлению подписей?

24.       В Центральную избирательную комиссию представлено 2 150 000 подписей в поддержку проведения референдума РФ. Из указанного количества комиссией было отобрано 740 000 подписей для проверки. При проверке было выявлено 37 тысяч недействительных подписей. В результате     комиссия     приняла     решение     о    неудовлетворительных

 

результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Оцените ситуацию и решение комиссии.

25.       20 февраля Центральной избирательной комиссией принято решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума РФ по вопросу об отмене смертной казни. 23 февраля 440 граждан РФ обратились в ЦИК о регистрации их в качестве инициативной агитационной группы, агитирующей за сохранение смертной казни. Будет ли зарегистрирована группа?

 

Юридические источники:

1.         О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008).

2.         О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51- ФЗ (ред. от 28.12.2010).

3.         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2002).

4.         О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

5.         О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от 08.05.2010).

6.         Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

7.         О политических партиях: Федеральный закон РФ от 11.07.2001

№ 95-ФЗ (ред. от 03.11.2010).

8.         По делу о проверке конституционности ряда положений статей

6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П.

9.         По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 

в          связи   с          запросом        Верховного    Суда   Российской   Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 № 4-П.

10.       По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П.

11.       По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002

№ 10-П.

12.       По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 № 1-П.

13.       По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 №17-П.

14.       Об Избирательной комиссии Красноярского края: Закон Красноярского края от 25.05.2007 № 1-25 (ред. от 11.11.2010).

15.       О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 (ред. от 11.11.2010).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой В.В. Сравнительное избирательное право. – М., 2003.

 

2.         Белов С.А. Избирательная система как правовой институт. – С- Пб., 2005.

3.         Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. – М., 2006.

4.         Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. – М., 2005.

5.         Головин А.Г., Лысенко В.И. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. – М., 2009.

6.         Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2004.

7.         Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. – С-Пб., 2003.

8.         Иванченко А.В. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М., 2005.

9.         Избирательное право / Под ред. К.К. Гасанова, В.Н. Белоновского. – М., 2007.

10.       Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков. – М., 2003.

11.       Избирательное право России. 2-е изд., перераб. и доп. / Под  ред. В.О. Лучина. – М., 2010.

12.       Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. – М., 2010.

13.       Комарова, В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. – М., 2004.

14.       Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе. – М., 2010.

15.       Курячая М.М. Право на референдум в системе публично- политических прав граждан Российской Федерации. – М., 2006.

16.       Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. – М., 2003.

17.       Петров А.А. Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. – Иркутск, 2004.

18.       Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации / Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. – М., 2005.

19.       Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. – С-Пб., 2003.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!