Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Раздел 1. Введение в конституционное право Российской Федерации Тема 1. Теория конституционализма и конституции

1.         Конституционализм            как      политико-юридическая       доктрина        и государственно-правовой режим.

 

2.         Понятие и сущность конституции.

3.         Содержание и форма конституции.

4.         Свойства Конституции.

5.         Функции Конституции.

 

Приступая     к          изучению       темы,  важно обратиться     к          понятию

«конституционализма», которое неоднозначно определяется в юридической литературе, уяснить его связь с понятием конституции. В этом поможет Сборник материалов «Конституционализм: идеал и/или реальность», особое внимание следует уделить статьям: Н.В.   Варламовой

«Конституционализм:      вариативность      понятия»,      Б.А.       Страшуна

«Конституционализм: идеал, реальность и возможная перспектива», Н.В. Витрука «Конституционализм: реальный или имитационный?», В.И. Фадеева «Конституционный идеал и практика его реализации», М.А. Краснова     «Кто     сбережет     конституционализм?»,     С.И.     Некрасова

«Конституционный идеал и повседневная реальность: единство правового и нравственного восприятия, пределы несовпадения и трансформации». Также        можно        воспользоваться        работами        Бобровой       Н.А.

«Конституционный строй и конституционализм в  России»,  Кравеца   И.А.

«Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления», Кутафина О.Е. «Российский конституционализм».

Различные аспекты характеристики конституции обусловливают множественность ее определений. Студентам необходимо уяснить разницу в понимании конституции как конкретно-исторического, социально- политического и правового явления. Разобраться в этих вопросах поможет монография Хабриевой Т.Я. и В.Е. Чиркина «Теория современной конституции».

По вопросу о сущности конституции необходимо ознакомиться с различными подходами и позициями автором. Для усвоения взглядов социалистов следует обратиться к речи Ф. Лассаля «О сущности конституции» и работе В.И. Ленина «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам- революционерам». С критикой взглядов социалистов можно ознакомиться в брошюре Е. Спекторского «Что такое конституция». Для проверки правильности понимания представленных подходов и закрепления полученных знаний можно порекомендовать использование монографии Н.А. Михалевой «Социалистическая конституция. Проблемы теории».     С

 

современным видением сущности конституции можно ознакомиться в статьях Б.С. Эбзеева «Сущность конституции в свете нового политического мышления» и С.Ю. Кашкина «Смена цивилизаций и конституция: формирование глобального идеала».

По вопросу о содержании и форме конституций следует обратиться к фундаментальной работе Г. Еллинека «Общее учение о государстве»  (глава 15. Государственное устройство), монографии Хабриевой Т.Я.  и В.Е. Чиркина «Теория современной конституции», а также монографии Арановского К.В. «Конституционная традиция в российской среде». В отношении содержания конституции важно уяснить, что является традиционным предметом конституционного регулирования, какие факторы объективного и субъективного порядка на него влияют, в чем проявляется эволюция содержания конституционных актов. Также необходимо определить, в чем проявляется «особенное» (конкретно- историческое, национальное) в конституциях государств. При рассмотрении формы конституций следует обратить внимание  на проблемы отграничения «конституционного» в неписаных конституциях, достоинства и недостатки «гибких» и «жестких» конституций.

Четвертый вопрос связан с характеристикой конституции как правового акта. Студентам нужно изучить  основные  юридические свойства конституции и их содержание. При этом следует разобраться: всякая ли конституция представляет собой основной закон, существует ли различие между верховенством и высшей юридической силой конституции, каким образом проявляется воздействие конституции на текущее законодательство, в чем проявляется «наднормативность» конституции, в чем особенности прямого действия конституции при соблюдении и при правоприменении, каково значение конституционного контроля для охраны конституции.

Обращаясь к вопросу о функциях конституции, студентам нужно иметь в виду, что функции отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Затем следует раскрыть содержание таких функций, как учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Соотнесите понятия «конституционализм» («конституционное государство») и «правовое государство».

2.         Определите, какое значение для перевода политико-юридической доктрины конституционализма в соответствующий государственно- правовой режим имеет конституция.

3.         Установите факторы, обусловливающие различие юридической и фактической конституции. Определите, в любом ли государстве есть основания для выделения наряду с юридической конституцией конституции фактической.

4.         Определите, существует ли зависимость сущности конституции и ее формы. Является ли неписаная конституция в точном смысле слова конституцией?

5.         Соотнесите между собой такие юридические свойства конституции как высшая юридическая сила и прямое действие.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон  от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. – С-Пб., 2003.

2.         Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.

3.         Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. – М., 2008.

4.         Зорькин В.Д.  Современный мир, право и Конституция. –     М.,

2010.

5.         Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современном

праве. – С-Пб., 1905.

6.         Еллинек Г. Общее учение о государстве. – С-Пб., 2004.

 

7.         Кашкин С.Ю. Смена цивилизаций и конституция: формирование глобального идеала // Государство и право. 1992. № 11.

8.         Конституционализм: идеал и/или реальность / Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М., 2010.

9.         Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. – М., 2000.

10.       Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – С-Пб., 2005.

11.       Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М., 2008.

12.       Лассаль Ф. О сущности конституции. – СПб., 1906.

13.       Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела  итоги  социалистам-  революционерам // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 17. – М., 1968. С. 339- 353.

14.       Михалева       Н.А.    Социалистическая   конституция  (проблемы теории). – М., 1981.

15.       Общие  начала  теории  социалистической  конституции.    М.,

1986.

16.       Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и   их

реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. – М., 1998.

17.       Ромашов        Р.А.     Современный            конституционализм:           вопросы истории и теории. – С-Пб., 1998.

18.       Спекторский Е. Что такое конституция. – М., 1917.

19.       Степанов       И.М.   Уроки и          парадоксы     российского конституционализма. – М., 1996.

20.       Теоретические основы Советской конституции. – М., 1981.

21.       Теоретические проблемы российского конституционализма. – М., 2000.

22.       Хабриева       Т.Я.,    Чиркин          В.Е.     Теория           современной конституции. – М., 2007.

23.       Чиркин В.Е. Конституция. Российская модель. – М., 2004.

24.       Шайо  А.        Самоограничение     власти (краткий        курс конституционализма). Перевод с венг. – М., 2001.

25.       Эбзеев            Б.С.     Сущность      конституции в          свете   нового политического мышления // Советское государство и право. 1990. № 12.

 

Тема   2.         Конституционное    развитие:       понятие          и          формы.            История конституционного развития России

1.         Конституционное развитие и конституционная реформа: вопросы теории.

2.         Конституционное развитие России в ХХ в.:

а)         конституционное     законодательство     пореформенного      времени (1905-17 гг.);

б)        конституционное     развитие        России           в          период           между            двумя революциями (1917 г.);

в)         конституционное     развитие        Советской      России           в          1917-18            гг.

Конституция РСФСР 1918 г.;

г)   конституционное   развитие   СССР   и   РСФСР   в   1922-1977 гг.

Конституции РСФСР 1925 г. и 1937 г.;

д) Разработка и принятие Конституций СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., общая характеристика этих Конституций.

3.         Конституционная реформа конца 1980-х – начала 1990-х гг.

4.         Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

 

Все вопросы данной темы рассматриваются в качестве своеобразного вступления к курсу «Конституционное право Российской Федерации», поэтому предполагается их краткий разбор. Студент должен уяснить основные вехи конституционного развития России и факторы, их обусловившие. При этом нужно постараться избежать методологических ошибок, обычно встречающихся при изучении данной темы. Во-первых, не стоит связывать конституционное развитие в России только  с формальными документами – конституциями. Нормативное закрепление идей конституционализма следует рассматривать с принятия таких актов, как Манифест 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года. Во-вторых, не стоит отвергать конституционное  развитие в период после Октябрьского переворота 1917 года, но при этом учитывать, что содержание конституционных документов было далеко от идей конституционализма в их современном понимании. В-третьих, нужно учитывать, что в советский период конституционного развития существовала тесная связь российских конституционных актов с союзным конституционным законодательством. В-четвертых, не стоит упускать, что между принятием Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993   г.

 

были проведены реформы политической системы общества,  экономической системы и форм собственности, конституционного статуса человека и гражданина, федеративного устройства России, системы государственных органов РСФСР.

Для изучения перечисленных периодов истории конституционного развития    лучше    всего    использовать    монографию    С.А.      Авакьяна

«Конституция России: природа, эволюция и современность».

При подготовке к последнему вопросу студентам нужно обратить внимание на то, что разработка новой конституции России началась в 1990 году - в период работы I Съезда народных депутатов РСФСР. 12 июня  1990 года Съезд образовал Конституционную комиссию, которая подготовила первый вариант проекта конституции к осени 1990 года. 18 апреля 1992 года Съезд одобрил общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации, положенных в основу проекта новой конституции РФ, а также основные положения самого проекта конституции. До мая 1993 года проект Конституционной комиссии оставался официальным проектом конституции РФ, хотя наряду с ним были внесены альтернативные проекты, подготовленные инициативными группами авторов и политическими объединениями.

В 1992 году Президент РФ Б.Н. Ельцин, Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ существенно разошлись в стратегии и методах социально-экономических реформ в стране. Итогом противостояния стала попытка Президента ввести в марте 1993 года особый порядок управления страной; инициирование, с другой стороны, на внеочередном 9-м Съезде народных депутатов процедуры отрешения Президента от должности, которое не состоялось из-за неполучения достаточного количества голосов депутатов. Своего рода контрмерой этим действиям было проведение 25 февраля 1993 г. референдума по вопросу о доверии Президенту РФ, социально-экономической политике, проводимой Президентом и Правительством РФ, о возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ народных депутатов РФ. Удовлетворившись поддержкой избирателей, Президент представил в мае 1993 г. собственный проект Конституции РФ, а в июне 1993 г. создал Конституционное Совещание для его обсуждения. В результате работы Совещания появился текст, хотя и скорректировавший президентский вариант конституции, но сохранивший сильные позиции Президента РФ в государстве. Указом Президента РФ  от

21  сентября  1993  г.  была  прекращена  деятельность  Съезда     народных

 

депутатов РФ и Верховного Совета РФ, на 12 декабря 1993 г. назначено всенародное голосование по проекту Конституции РФ.

Студентам     следует          разобраться   в          отличиях        порядка          проведения всенародного голосования по Указу Президента РФ от 15 октября 1993 г

№ 1633 и референдума по Закону РСФСР от 16.10.1990 № 241-1 «О референдуме РСФСР».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Составьте сравнительную таблицу конституционных преобразований 1905-1906 гг., 1917-1918 гг., 1989-1993 гг.

2.         Составьте сравнительную таблицу Конституций РСФСР 1918 г., 1925 г., 1937. и 1978 г. по следующим основаниям: социальная основа власти, система прав и свобод личности, возможности их ограничения, избирательная система, система органов государственной власти.

3.         Составьте сравнительную таблицу по проектам Конституции РФ: подготовленному Конституционной комиссией, представленному Президентом РФ, одобренному Конституционным Совещанием 12 июля 1993 г., внесенному группой депутатов-коммунистов, подготовленному по решению Политсовета Российского движения демократических реформ (РДДР) и рабочей группой под руководством С.М. Шахрая.

 

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 № 22-1.

3.         О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

4.         О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и

 

органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

5.         О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31.03.1992.

6.         О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

7.         Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12.04.1978 (с изм. и доп., внесенными Законами РСФСР; утратила силу).

8.         О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20.05.1993 № 718.

9.         О поэтапной конституционной реформе: Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400.

10.       О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.10.1993  № 1633.

11.       О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ: Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2288.

12.       О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. № 1400: Заключение Конституционного Суда  РФ от 21.09.1993.

 

Дополнительная научная литература:

1.         Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2001.

2.         Аничкин Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце ХХ – начале ХХI в. – М., 2010.

3.         Варламова Н.В. Конституционный процесс в России (1990- 1993). – М.,1998.

4.         Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования. – С- Пб., 1907.

 

5.         Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. – М., 2010.

6.         Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990- 1993 гг.) в 6 томах (10 кн.) / Под ред. О.Г. Румянцева. – М., 2007-2010.

7.         История Конституции России. Хрестоматия / Под. ред. Р.А. Ромашова. – С-Пб., 2010.

8.         История советской конституции: Сборник документов 1917 - 1957 гг. / Отв. ред. Д.А. Гайдуков и др. – М., 1957.

9.         Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля — 10 ноября 1993 г. В 17-ти томах. – М., 1993— 1996 гг.

10.       Кукушкин, Ю.С., Чистяков, О.И. Очерк истории Советской конституции. – М., 1980.

11.       Медушевский  А.Н.  Теория  конституционных  циклов.     М.,

2005.

12.       Шаблинский   И.Г.   Пределы   власти.   Борьба   за российскую

конституционную реформу (1989-1995 гг.). – М., 1997.

13.       Шевцов В.С. Конституционализм в России. (В свете полуторастолетнего общественно-политического развития). В 2-х томах. – М., 2010.

 

 

Тема 3. Конституция РФ 1993 г. Конституции (уставы) субъектов РФ

1.         Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.: концепция, структура, технико-юридические особенности.

2.         Несовершенство Конституции РФ 1993 г.: концептуальные просчеты, «советизмы», логические ошибки, пробелы, технико- юридические оплошности и т.д.

3.         Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и порядок ее пересмотра.

4.         Изменение и пересмотр действующей Конституции РФ: проблемы и перспективы.

5.         Конституции (уставы) субъектов РФ: общая характеристика (юридическая природа, место в системе конституционного законодательства, особенности содержания и формы).

 

При изучении первого вопроса необходимо уяснить особенности структуры действующей Конституции РФ (виды и последовательность ее разделов и глав), нормативное значение элементов структуры Конституции. Далее следует определить особенности предмета конституционного регулирования, важнейшие конституционно-правовые институты, отраженные в Конституции РФ. Студентам нужно обратить внимание на использование заголовков структурных элементов Конституции, применение бланкетных норм Конституции РФ, определить удельный вес специальных норм (норм-принципов, дефиниций, норм- установлений), установить взаимные связи конституционных норм, выделить иные технико-юридические особенности Конституции РФ.

Для изучения второго вопроса студентам следует проанализировать текст Конституции РФ и попытаться выявить концептуальные (связанные  с сущностью используемых понятий и категорий), содержательные (связанные с неполнотой, внутренней противоречивостью) и технико- юридические (связанные с использованием несовершенных формулировок и конструкций) дефекты Конституции РФ. Для проверки сделанных выводов и более глубокого погружения в существо вопроса стоит воспользоваться статьями проф. С.А. Авакьяна, помещенными в Сборник его статей «Размышления конституционалиста»: «Конституцию надо не поправлять,    а    менять»;    «Конституция    России:    сложный   юбилей»;

«Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы»; «Конституция как символ эпохи»; «Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения».

При изучении третьего вопроса студентам нужно обратиться к  главе

9 Конституции РФ «Конституционные поправки и  пересмотр Конституции, учесть, что Конституцией РФ предусмотрены различные процедуры: порядок принятия новой Конституции (пересмотр Конституции РФ), порядок внесения поправок в главы 3-8  Конституции РФ, порядок изменения статьи 65, в которой дается поименный перечень субъектов Российской Федерации.

При изучении порядка пересмотра Конституции РФ следует  обратить внимание на субъектов инициативы пересмотра, сравнить их с субъектами законодательной инициативы; определить требования, предъявляемые к содержанию инициативы, порядок участия Государственной Думы и Совета Федерации в пересмотре Конституции;

 

установить функции Конституционного Собрания в пересмотре Конституции, ознакомиться с проектами Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». При этом необходимо ответить  на вопросы: можно ли внести изменения в главы 1, 2, 9 Конституции РФ, сохраняя действие Конституции РФ; можно ли при работе над проектом изменения глав 1, 2, 9 переработать иные положения Конституции РФ; связано ли Конституционное Собрание при работе над проектом новой Конституции инициативой пересмотра Конституции РФ, поддержанной Государственной Думой и Советом Федерации.

При изучении порядка внесения поправок в Конституцию РФ следует изучить Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ, Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», а также ознакомиться с  поправками, внесенными Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

При изучении порядка внесения изменений в  статью  65 Конституции РФ нужно обратить внимание на то, что Конституцией РФ предусмотрены различные процедуры при изменении персонального наименования субъекта РФ, при изменении состава субъектов РФ (принятии или образовании нового субъекта РФ) и при изменении статуса субъекта РФ.

Порядок изменения наименования субъекта РФ определяется ч. 2 статьи 137 Конституции РФ и разъясняется в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Студентам также следует ознакомиться с уже произведенными изменениями:

1)        Ингушская Республика изменила наименование на Республику Ингушетия (Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

2)        Республика Северная Осетия изменила наименование на Республику  Северная  Осетия-Алания  (Указ  Президента  РФ  от  9 января

 

1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

3)        Республика Калмыкия - Хальмг Тангч изменила наименование на Республику Калмыкия (Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. №  173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации  в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

4)        Чувашская Республика - Чаваш республика изменила наименование на Чувашскую Республику – Чувашию (Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»);

5)        Ханты-Мансийский автономный округ изменил наименование на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Указ Президента РФ  от

25 июля 2003 г. № 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»). Изменения            в            статью            65        Конституции Российской   Федерации, определяющие состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального                        конституционного   закона.           Настоящий    федеральный конституционный закон был принят 17 декабря 2001 г. и имеет название

«О порядке принятия в российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии с Законом принятие в Российскую Федерацию  нового субъекта - процедура, предусматривающая присоединение к Российской Федерации иностранного государства или его части; образование в составе Российской Федерации нового субъекта -  процедура, предусматривающая объединение двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

В обоих случаях изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта или, соответственно, федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Студентам следует ознакомиться с уже произведенными  изменениями:

1)        Образование Пермского края (с 1 декабря 2005 г.) - Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об

 

образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми- Пермяцкого автономного округа»;

2)        Образование Красноярского края (с 1 января 2007 г.) - Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»;

3)        Образование Камчатского края (с 1 июля 2007 г.) - Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»;

4)        Образование Иркутской области (с 1 января 2008 г.) Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа»;

5)        Образование Забайкальского края (с 1 марта 2008 г.) - Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа».

В соответствии со ст. 137 Конституции РФ порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ в связи с изменением статуса субъекта Федерации должен быть определен федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Такой закон еще не принят, поэтому «изменение статуса субъекта» - пока не совсем ясная категория. Поскольку в Конституции РФ об изменении статуса субъекта РФ  говорится в увязке со статьей 65, в которой просто перечисляются субъекты РФ, можно предположить, что речь идет об изменении отнесения субъекта РФ к соответствующему виду.

По последнему вопросу студентам следует изучить правовые  позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке

 

конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П

«По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан», а также воспользоваться следующими монографическими работами: Дудко И.Г. «Законодательство субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики»; Гошуляк В.В. «Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства   субъектов   Российской   Федерации»;   Жученко    А.А.

«Соотношение конституций республик в составе Российской федерации с Конституцией  России:  проблемы  теории  и  практики»;    Михалева  Н.А.

«Конституции и уставы субъектов Российской Федерации».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Законодательное Собрание Ивановской области внесло в Государственную Думу РФ проект закона о поправке к Конституции, в соответствии с которым предлагается исключить из статьи 66 Конституции части 3 и 5. Комитет Государственной Думы по вопросам конституционного законодательства после рассмотрения законопроекта внес предложение о возвращении его инициатору, так как не соблюдены требования Конституции РФ об условиях внесения предложения о поправке к Конституции – данные изменения не могут быть внесены в действующую Конституцию. Оцените заключение Комитета по конституционному законодательству, соответствует ли оно положениям Конституции РФ.

2.         Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон о поправке к Конституции РФ. Совет Федерации направил принятый закон в законодательные органы субъектов Федерации. В течение месяца после данного направления в 2/3 субъектов Российской Федерации закон рассмотрели и одобрили. Должен ли Совет Федерации для определения

 

результатов рассмотрения закона о поправке к Конституции РФ законодательными органами субъектов Федерации дождаться его рассмотрения всеми субъектами Федерации?

3.         В Государственную Думу поступил проект закона о внесении поправки в Конституцию РФ, под которым стояли подписи 90 депутатов Государственной Думы и 34 членов Совета Федерации. Парламентарии предложили исключить из статьи 66 часть 1, часть 2 статьи 66 после  слова

«статус» дополнить словом «республики», исключить из статьи 68 часть 2. В пояснительной записке к проекту закона о поправке они указали, что цель законопроекта – привести главу 3 Конституции в соответствие со статьей 5 Конституции, в которой закреплен принцип равноправия всех субъектов Федерации. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству после рассмотрения законопроекта внес предложение о возвращении его инициатору, так как не соблюдены требования Конституции к субъектам инициативы, а также предлагаемые изменения не могут быть внесены в одном законопроекте. Оцените заключение Комитета по конституционному законодательству, соответствует ли оно положениям Конституции РФ.

4.         В ходе голосования 12 декабря 1993 года, по данным Центральной избирательной комиссии РФ, в голосовании приняли участие 58 187 755 избирателей (54,8 % от общего числа зарегистрированных избирателей). За принятие Конституции РФ высказалось 32 937 630 избирателей (58,4 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании). Постановлением ЦИК РФ Конституция РФ была признана принятой. Данный результат был воспринят неоднозначно, в том числе в связи с тем, что в соответствии со статьей 35 Закона РСФСР от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме. Дайте этим итогам и результатам голосования по вопросу принятия Конституции РФ правовую оценку.

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

 

2.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ.

3.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ (ред. от 02.06.2007).

4.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: Федеральный  конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ.

5.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ.

6.         Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006).

7.         О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от  17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005).

8.         О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ.

9.         О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.07.2003 № 841.

10.       О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.06.2001 № 679.

11.       О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.02.1996 № 173.

 

12.       О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20.

13.       По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 №15-П.

14.       По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации:   Постановление   Конституционного   Суда   РФ  от 31.10.1995

№12-П.

15.       По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П.

16.       По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П.

17.       Устав  Красноярского  края  от 05.06.2008 №      5-1777 (ред. от 10.06.2010).

 

Дополнительная научная литература:

1.         Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2001.

2.         Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи. – М., 2010.

3.         Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики. – Саранск, 2004.

4.         Гошуляк        В.В.     Теоретико-правовые            проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. – М., 1999.

 

5.         Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. – М., 2001.

6.         Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – Воронеж. 1996.

7.         Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 1999.

8.         Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002.

9.         Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / Отв. ред. В.Д. Зорькин. – М., 2009.

10.       Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. – М., 2010.

11.       Чиркин В.Е. Конституция. Российская модель. – М., 2004.

 

 

Тема  4.          Реализация   (действие)   Конституции  РФ.  Толкование Конституции. Охрана Конституции

1.         Принцип прямого действия Конституции РФ. Реализация и применение Конституции РФ.

2.         Охрана Конституции РФ: общие вопросы.

3.         Толкование Конституции РФ.

4.         Конституционная ответственность.

 

При изучении первого вопроса следует проводить разницу в прямом действии Конституции РФ в форме соблюдения и в форме правоприменения. В рамках второй формы (правоприменения) необходимо различать прямое действие, сопряженное с осуществлением  нормоконтроля и без осуществления нормоконтроля. Для проработки всех видов прямого действия Конституции РФ студентам следует изучить Постановление Пленума  Верховного Суда  РФ № 8 от 31 октября 1995    г.

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации».

 

При изучении второго вопроса следует уяснить систему мер по охране Конституции РФ, в составе которой особое место отведено Президенту РФ как гаранту Конституции РФ,  Конституционному  Суду РФ, осуществляющему функцию конституционного контроля в форме проверки конституционности законов, иных нормативных актов и договоров с правом объявлять их недействительными, судам общей юрисдикции и арбитражным судам, имеющим право оценивать конституционность нормативных и иных правовых актов с правом объявлять их недействующими, а также прокуратуре, выполняющей функцию конституционного надзора.

Отдельно стоит остановиться на Конституционном Суде РФ. Для уяснения направлений и форм охраны Конституции РФ, осуществляемых Конституционным Судом РФ, необходимо изучить Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации», а также Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №  1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При рассмотрении вопроса о толковании Конституции РФ студентам нужно уяснить разницу между абстрактным и казуальным толкованием. Для этого необходимо провести сравнительный анализ положений Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» о проверке конституционности нормативных актов и толковании Конституции РФ, обратить внимание на требования к субъектам обращения в Конституционный Суд РФ в одном и другом случаях, форму обращения, порядок рассмотрения обращения, особенности нормативного действия сформулированных правовых позиций Конституционного Суда РФ.

По последнему вопросу нужно уяснить специфику мер конституционной ответственности, различие институтов конституционной политической и конституционной юридической ответственности, определить систему мер ответственности, относящихся к каждому виду. Для этого можно порекомендовать следующие монографические исследования: Виноградов В.А. «Понятие и особенности конституционно- правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран»; Колосова Н.М. «Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов    права    за    нарушение    конституционного  законодательства

 

Российской   Федерации»; Кондрашев    А.А.    «Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика».

С целью закрепления знаний по теории ответственности студентам необходимо проанализировать следующие нормативные источники: Конституцию РФ, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и выделить в их составе меры конституционной ответственности.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1.         Военнослужащий М. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, а также права на заботу о детях и их воспитание Федеральным законом «О статусе военнослужащих», по которому ему отказано в праве на отпуск по уходу за ребенком вместо матери. После того, как Конституционный Суд РФ отказал М.,  он обратился в Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ). ЕСПЧ указал на несоответствие российского закона положениям Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. На основе положений Конституции РФ определите, необходимо ли внести в Закон «О статусе военнослужащих» изменения и что должно иметь приоритет — Конституция России или Европейская конвенция — в случае расхождения между ними (или, точнее, между толкованиями их норм в решениях, соответственно, КС РФ и ЕСПЧ)?

2.         Интернет-издание разместило информацию о том, что киноактер К. проходит лечение от алкогольной зависимости в одном из закрытых медицинских учреждений. К. обратился с иском в суд, обосновывая свои требования к Интернет-изданию о выплате компенсации за причиненный моральный ущерб тем, что нарушено его конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Интернет-издание представило возражение  на  исковое  заявление  с  указанием,  что  в  соответствии    со

 

статьей 49 Закона РФ о средствах массовой информации журналист не обязан получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей, когда это необходимо для защиты общественных интересов. Поскольку артист работал ведущим одной из детских передач, обнародование информации об алкогольной зависимости было вызвано общественным интересом, связанным с привлечением к публичной работе с детьми лиц, не имеющих пристрастий, осуждаемых общественной моралью. Судья, рассматривающий дело, счел, что положение статьи 49 Закона о средствах массовой информации, на которое ссылалось Интернет-издание, не соответствует требованиям Конституции РФ. Как должен поступить судья: обязан ли он приостановить рассмотрение дела и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ или он вправе рассмотреть дело, применив статью 24 Конституции РФ?

3.         150 депутатов Государственной Думы РФ вышли с инициативой отрешения Президента РФ от должности. Однако Государственная Дума  на пленарном заседании отклонила проект Постановления об образовании специальной комиссии. Депутаты, выступившие с инициативой, настаивали на том, что в соответствии со статьей 93 Конституции РФ создание специальной комиссии при наличии подобной инициативы является обязательным. Их оппоненты указывали, что из текста Конституции РФ этот вывод не следует. Укажите, как следует разрешить этот спор? Могут ли депутаты, инициировавшие отрешение Президента  РФ от должности обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании статьи 93 Конституции РФ?

4.         Законодательное собрание субъекта Федерации дважды двумя третями голосов выразило недоверие министру правительства, назначение которого производилось с согласия Законодательного собрания. Однако губернатор не отправил министра в отставку, сославшись на то, что при этом не было представлено никаких судебных решений, подтверждающих неисполнение обязанностей министром или издание им актов, противоречащих законодательству. Дайте оценку нормативным требованиям, предъявляемым к вотуму недоверия члену высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и его юридическим последствиям, установленным в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной  власти

 

субъектов Российской Федерации», с точки зрения теории конституционной ответственности. На основании сделанных выводов оцените действия губернатора.

 

Юридические источники:

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ).

2.         О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010).

3.         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

4.         Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

5.         Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

6.         По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и

127      Конституции Российской   Федерации:   Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П.

7.         По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П.

8.         По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

9.         По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.

 

10.       По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П.

11.       По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П.

12.       По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П.

13.       По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П.

14.       По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П.

15.       По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П.

16.       По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П.

17.       По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П.

18.       О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №  8 (ред. от 06.02.2007).

 

 

Дополнительная научная литература:

1.         Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации в условиях современного развития // Современные проблемы государственного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет  МГУ  им.  М.В.  Ломоносова.  Москва,  10-13  марта  2010 года /

 

Отв. ред. доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ С.А. Авакьян. – М., 2010.

2.         Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. – С-Пб., 1995.

3.         Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно- правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2003.

4.         Витрук Н.В. Понимание и реализация  Конституции Российской Федерации в контексте социально-исторической определенности // Современные проблемы государственного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года / Отв. ред. доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ С.А. Авакьян. – М., 2010.

5.         Витрук Н.В. Верность Конституции: Монография. – М., 2008.

6.         Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография. – М., 2008.

7.         Ершов В.В., Ершов В.В. Конституция Российской Федерации как фундаментальный нормативный правовой акт, содержащий основополагающие принципы и нормы российского права, подлежащий прямому применению // Российское правосудие. 2009. № 2.

8.         Колосова Н.М. Конституционная ответственность  в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. – М., 2000.

9.         Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. – М., Юрист. 2006.

10.       Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 2001.

11.       Конституция и закон: стабильность и динамизм. Отв. ред. Казимирчук В.П. – М., 1998.

12.       Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства (методологические подходы). – М., 1995.

13.       Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2002.

14.       Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. М., 2005.

 

15.       Петрова А.В. Охранительная функция Конституции России // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1.

– М., 2004.

16.       Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Отв. ред. Пиголкин А.С. – М., 1998.

17.       Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. – М., 1998.

18.       Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Российское правосудие. 2008. № 12.

19.       Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. – М., 1998.

20.       Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань, 1995.

21.       Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. – М., 1998.

22.       Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. – М., 1997.

23.       Эбзеев Б.С. Глобализация, общепризнанные принципы и нормы международного права и правовое опосредование Конституцией России тенденций гуманитарного сотрудничества // Российское правосудие. 2007. № 4.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!