Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Конституционное право»»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 5.

Конституционный статус человека и гражданина

в Российской Федерации

 

1.    Принципы конституционного статуса личности в РФ.

2.    Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.

3.    Проблемы обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

 

1. Принципы конституционного статуса личности в РФ. При рассмотрении вопроса студентам следует, исходя из концепции, воспринятой современным российским законодательством, охарактеризовать исходные принципы конституционного статуса личности, каковыми являются:

1)    свобода личности;

2)    принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость;

3)    соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе;

4)    сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства;

5)    всеобщность основных прав, свобод и обязанностей;

6)    юридическое равенство, т. е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины;

7)    непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации;

8)    гарантированность конституционного статуса личности, её прав и свобод.

В ходе рассмотрения первого вопроса студентам следует опираться на нормы Конституции РФ, особенно ст. 2, 6 ч. 2, 15 (ч. 2 и 4), 17, 18, 19, 55, 64.

Надо также раскрыть понятия «человек» и «гражданин», показать их связь с естественным и общественным предназначением личности.

 

2. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. Рассмотрение вопроса начинается с понятий основных прав и свобод и основных обязанностей.

Далее студенты останавливаются на классификации основных прав, свобод и обязанностей и дают подробную характеристику каждой из групп, а также рассматривают права и свободы, входящие в характеризуемую группу.

 

3. Проблемы обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. При обсуждении вопроса надо остановиться на проблемах пределов конституционной свободы личности, гарантиях и формах защиты основных прав и свобод человека и гражданина. 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Раскройте содержание понятия «конституционно-правовой статус личности».

2.    В чем смысл проводимого в Конституции РФ разграничения понятий «права человека» и «права гражданина»?

3.    Как классифицируются права и свободы человека и гражданина?

4.    Каковы особенности личных прав и свобод?

5.    Назовите политические права и свободы, какова их особенность?

6.    По каким основаниям могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина и все ли права и свободы могут быть ограничены?

 

Тесты

1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

а) государство не вправе ограничивать действия людей;

б) человек не имеет обязанностей перед государством;

в) осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

г) государство имеет только обязанности перед гражданином.

 

2. Политические права и свободы гражданина РФ предусматривают:

а) создание политических партий и участие в них;

б) право на объединение;

в) право на забастовку;

г) право на свободу уличных шествий, демонстраций и пикетирования;

д) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

 

3.Правам человека присущи следующие признаки:

а) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

б) принадлежат человеку от рождения;

в) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер;

г) признаются как естественные;

д) необходимо, чтобы человек при этом обладал качествами личности и гражданина.

 

Тема 6

Федеративное устройство России

 

1.    Понятие и принципы государственного устройства Российской Федерации.

2.    Современная модель федеративного устройства России. Принципы федерации в России.

3.    Основные характеристики России как федеративного государства.

4.    Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус.

5.    Компетенция РФ и её субъектов.

6.    Формы взаимодействия РФ и её субъектов. Федеральные округа в Российской Федерации.

 

Методические указания

 

1. Понятие и принципы государственного устройства Российской Федерации. При рассмотрении данного вопроса студентам необходимо дать определение государственного устройства. Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Из курса теории государства и права студенту известны три формы государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная.

Студенты должны исходить из того, что на выбор формы государственного устройства влияет много факторов, но в первую очередь наличие у народа возможности реализовать свой национальный суверенитет.

Конституционные нормы закрепляют федеративную форму государственного устройства России.

Далее студенты должны остановиться на принципах государственного устройства России.

 

2. Современная модель федеративного устройства России. Принципы федерации в России. При обсуждении этого вопроса следует отметить, что к 1992 г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства, согласно которой субъектами Российской Федерации являются единицы, созданные как по национально-территориальному, так и по территориальному признакам. Субъектами Российской Федерации были провозглашены республики (государства), национально-территориальные (автономные) образования (автономная область, автономные округа), территориальные образования (края, области, города федерального значения).

Рассматривая вопрос о современной модели федерации в России, следует принять во внимание то, что это конституционная федерация. Её основой является Конституция РФ. Нельзя считать Россию ни договорной федерацией, ни договорно-конституционной федерацией. Это означает, что первостепенную роль в регулировании федеративных отношений играют Конституция РФ и федеральные законы.

 Действующая Конституция РФ (ч. 3 ст. 11) гласит, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Однако согласно заключительным и переходным положениям Конституции Федеративный договор действует лишь в той части, в какой соответствует Конституции РФ.

Обращаясь к характеристике принципов федерации в России надо исходить из того, что ими можно считать:

1)    принцип построения Российской Федерации на сочетании национально-территориального и территориального начал;

2)    принцип государственной целостности Российской Федерации;

3)    принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

4)    принцип равноправия субъектов Российской Федерации;

5)    принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами;

6)    принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации.

На семинаре следует раскрыть их содержание на основе Конституции Российской Федерации и реальной практики федеративных отношений.

 

3. Основные характеристики России как федеративного государства. Надо охарактеризовать природу РФ не просто как государства, а именно федеративного государства со всеми его атрибутами:

1)    единство;

2)    суверенитет, территориальная целостность и верховенство;

3)    гражданство;

4)    свои Конституция и законодательство; наличие компетенции;

5)    система государственных органов;

6)    единые экономическое пространство, организация экономической деятельности, кредитная система, денежная единица, система налогов;

7)    армия, органы безопасности и охраны общественного порядка;

8)    государственный язык;

9)    символы государства – столица, герб, гимн, флаг.

 

4. Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус. Следует охарактеризовать виды субъектов, входящих в состав Российской Федерации – это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Характеризуя статус субъектов РФ, следует иметь в виду то, что он определяется как Конституцией РФ, так и основополагающим актом самого субъекта – это конституции республик, уставы иных субъектов РФ.

При характеристике статуса субъектов надо учитывать, что Россия является единой территорией с точки зрения хозяйственно-экономической.

Субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти.

Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 68), устанавливая, что государственным языком в Российской Федерации на всей её территории является русский язык, в то же время позволяет республикам устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, местного самоуправления, в государственных учреждениях республики употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. По другим субъектам о государственных языках не говорится, но согласно Конституции (ч. 3 ст. 68) Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Для статуса субъекта РФ важно и то, что он имеет право на международные и внешнеэкономические связи (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Однако это право не является абсолютным, Российская Федерация координирует соответствующую деятельность субъектов.

Следует обратить внимание на такую особенность статуса субъектов: в РФ не предусмотрено права их одностороннего выхода из Российской Федерации (сецессия).

И, наконец, ещё одно требование: субъекты не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус, необходимо взаимное согласие РФ и субъекта РФ и принятие федерального конституционного закона (ч. 5 ст. 66 Конституции).

 

5. Компетенция РФ и её субъектов. Обращаясь к этому вопросу темы, студенты должны иметь ввиду, что в России выбран следующий вариант распределения компетенции между федерацией и её субъектами, а именно закрепление вопросов исключительного ведения федерации, вопросов совместного ведения федерации и субъектов, с оставлением всех остальных вопросов в ведении субъектов.

Однако при этом следует иметь в виду, что Конституция РФ в большей мере сориентирована на разделение предметов ведения (сфер государственной, экономической, социально-культурной жизни) между Российской Федерацией и её субъектами – исключительного ведения Российской Федерации совместного ведения РФ и её субъектов, исключительного ведения субъектов РФ.

Далее надо подробно охарактеризовать компетенцию Российской Федерации по ст. 71 Конституции, т. е. вопросы исключительного федерального ведения.

Затем следует рассмотреть специфику совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Что касается собственного ведения субъектов Российской Федерации, здесь следует исходить из ст. 72 и 73 Конституции РФ.

 

6. Формы взаимодействия РФ и её субъектов. Федеральные округа в Российской Федерации. При рассмотрении данного вопроса студенты анализируют возможные формы взаимодействия Российской Федерации с субъектами, в том числе рассмотреть вопросы влияния субъектов на федеральные дела, а также влияние Федерации на дела в субъектах.

Рассмотрение данного вопроса темы предполагает обращение к вопросу о роли федеральных округов. Территория страны поделена на семь федеральных округов, назначены полномочные представители Президента в каждом федеральном округе, а в субъекты РФ – подчинённые ему федеральные инспектора (главные федеральные инспектора). На уровне федеральных округов создаются подразделения многих федеральных государственных органов (например, заместители Генерального прокурора РФ, главные управления МВД РФ по соответствующему федеральному округу, органы Министерства юстиции и др.).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Каковы основные признаки федерации?

2.    Назовите особенности российского федерализма.

3.    Как соотносятся понятия государственный, народный и национальный суверенитет?

4.    Каковы особенности разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве?

5.    Каковы основные черты правового статуса субъектов РФ?

6.    Назовите виды административно-территориальных единиц.

 

Тесты

 

1. Субъекты РФ подразделяются на:

а) 8 видов;

б) 6 видов;

в) 4 вида;

г) 2 вида.

 

2. Российское государство согласно Конституции является:

а) демократическим;

б) авторитарным;

в) федеративным;

г) социальным;

д) светским.

 

3. Принципами Российской Федерации являются:

а) возможность сецессии (выхода) субъекта РФ из состава Федерации;

б) разграничение предметов ведения и полномочий на основе Конституции России, договоров и соглашений;

в) единство системы государственной власти в Российской Федерации.

г) сочетание национального и территориального принципов в организации государственно-территориального устройства.

 

4. Российская Федерация состоит из следующих субъектов:

а) республик;

б) краёв;

в) земель;

г) областей;

д) городов федерального значения;

е) автономных округов и областей.

 

Тема 7

Избирательная система и избирательное право

Российской Федерации

 

1.    Понятие избирательной системы и избирательного права РФ. Система источников избирательного права.

2.    Принципы избирательной системы и избирательного права.

3.    Процесс подготовки и проведения выборов.

 

Методические указания

 

При подготовке всей темы следует исходить из того, что в России широк круг органов и должностей, по которым проводятся выборы депутатов и соответствующих лиц населением: Президент РФ; депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ; депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; депутаты представительных органов местного самоуправления; главы муниципальных образований.

В связи с невозможностью рассмотрения всех особенностей избрания государственных органов на семинарском занятии, студентам целесообразнее остановится на исходных положениях, в целом одинаковых по всем видам выборов (особенно на принципах избирательной системы и избирательного права). Особенности выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации рассматриваются в последующих темах.

 

1. Понятие избирательной системы и избирательного права. Система источников избирательного права. При рассмотрении вопроса надо дать понятия избирательной системы и избирательного права, показать их связь и значение.

При подготовке к данному семинарскому занятию студентам необходимо обратить внимание на то, что выборы отличаются от смежных конституционно-правовых институтов – референдума, отзыва депутата, выборного должностного лица. Их отличия состоят в следующем: в результате выборов осуществляется формирование органов государственной власти или местного самоуправления; на референдуме принимается народом (населением) решение по важным вопросам жизни государства, территории; целью отзыва является лишение полномочий избранного лица, дискредитировавшего себя нарушением закона, поступками, грубо попирающими общественную мораль, и в этом плане утратившего доверие своих избирателей.

Кроме того, студентам следует обратить внимание на то, что  круг источников избирательного права достаточно велик, в их число включаются нормативно-правовые акты, как федерального, так и регионального уровней, посвящённые избранию депутатов и должностных лиц. Студентам следует изучить источники избирательного права, дать им краткую характеристику.

 

2. Принципы избирательной системы и избирательного права. При обсуждении вопроса надо остановиться детально на этих принципах:

1)    всеобщее избирательное право;

2)    равное избирательное право;

3)    прямое избирательное право;

4)    тайное голосование;

5)    свобода выборов и добровольность участия в них граждан;

6)    возможность сочетания пропорциональной и мажоритарной избирательных систем при выборах депутатов;

7)    состязательность кандидатов и избирательных объединений;

8)    сочетание государственного финансирования выборов с возможностью использования негосударственных средств;

9)    проведение выборов избирательными комиссиями, формируемыми при участии общественных (избирательных) объединений;

10)                    широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании и голосования.

 

3. Процесс подготовки и проведения выборов. При подготовке к данному вопросу студентам следует детально изучить все стадии избирательного процесса и остановиться на следующих основных моментах:

дать понятие федерального избирательного округа при выборах депутатов Государственной Думы и Президента России, как они образуются при сочетании выборов по пропорциональной и мажоритарной системам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (а в некоторых случаях – и депутатов представительных органов местного самоуправления);

что такое избирательные участки и как они образуются;

как составляются списки избирателей;

в каких выборах и как участвуют граждане России, находящиеся в день выборов вне пределов Российской Федерации;

перечислить виды избирательных комиссий; рассмотреть порядок формирования Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ);

рассмотреть полномочия ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных (районных и городских) и участковых избирательных комиссий;

порядок выдвижения списков кандидатов в депутаты по пропорциональной системе;

как выдвигаются кандидаты в депутаты в территориальных избирательных округах;

каковы основные гарантии для кандидатов;

что такое агитационный период; основные правила ведения предвыборной агитации;

порядок финансирования выборов;

порядок проведения голосования;

определение победителя при выборах по мажоритарной и пропорциональной системах;

как распределяются мандаты внутри федерального списка кандидатов;

при каких условиях выборы считаются несостоявшимися и недействительными;

какие меры ответственности предусмотрены за нарушение избирательного законодательства;

порядок обжалования избирательных действий и результатов выборов.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Раскройте понятие избирательной системы Российской Федерации.

2.    Какие правовые акты можно отнести к источникам избирательного права в Российской Федерации?

3.    Каковы принципы участия граждан России в выборах и их гарантии?

4.    Каковы проблемы реализации принципа равного избирательного права? В чём могут заключаться основные нарушения этого принципа?

5.    Каков порядок назначения выборов?

6.    Каким образом граждане России, находящиеся в день выборов за границей, участвуют в выборах депутатов Государственной Думы?

 

Тесты

 

1. Принципы избирательного права в РФ:

  а) всеобщее;

  б) равное;

  в) прямое;

  г) тайное голосование;

  д) массовое участие избирателей.

 

2. Укажите, кто из нижеперечисленных граждан не может принимать участие в выборах:

  а) священнослужители;

  б) военнослужащие;

  в) заключенные, находящиеся в  местах лишения свободы по приговору суда;

  г) подозреваемые, находящиеся в следственном изоляторе.

 

3. В России непосредственно гражданами избираются:

а) Совет Федерации;

б) Государственная Дума;

в) Правительство;

г) руководитель высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

 

Тема 8

Президент Российской Федерации

 

1.    Конституционно-правовой статус Президента РФ.

2.    Выборы и вступление в должность Президента РФ.

3.    Полномочия Президента РФ. Его акты, их значение и юридическая сила.

4.    Организация деятельности Президента. Администрация Президента, её роль и структура. Советы, комиссии и другие органы при Президенте РФ.

5.    Прекращение полномочий Президента РФ.

 

 

 

 

 

Методические указания

 

1. Конституционно-правовой статус Президента РФ. При рассмотрении вопроса следует объяснить причины введения поста Президента в РФ, эволюцию его статуса.

Далее на основе статей действующей Конституции надо показать отражение в Основном Законе ведущих позиций Президента в системе не только федеральных государственных органов, но и по отношению к органам субъектов РФ. Конкретно раскрываются возможности Президента по отношению к Государственной Думе, Совету Федерации, Правительству РФ, судам РФ, субъектам Российской Федерации. При всём этом следует исходить из того, что Конституция определяет Президента как главное действующее лицо внутренней и внешней политики Российского государства.

 

2. Выборы и вступление в должность Президента РФ. При рассмотрении данного вопроса студенты освещают порядок избрания Президента.

Затем на основе ст. 82 Конституции рассматриваются присяга и порядок вступления в должность российского Президента.

 

3. Полномочия Президента РФ. Его акты, их значение и юридическая сила. При анализе данного вопроса в части полномочий Президента РФ необходимо опираться, прежде всего, на ст. 83 – 89 Конституции РФ. Однако, ряд полномочий Президента, а также порядок осуществления многих полномочий определён в федеральных законах.

Рассмотрение актов Президента не должно ограничиваться констатацией его права на принятие указов и распоряжений (ст. 90 Конституции РФ). Необходимо показать:

·       какова юридическая сила актов Президента;

·       есть ли для них своя область (предмет) регулирования;

·       как соотносятся акты Президента с федеральными законами;

·       могут ли они заменять собой законы, вместо них регулировать общественные отношения (на постоянный или на временный срок);

·       как соотносятся акты Президента с актами Правительства;

·       наконец, как соотносятся оба вида актов Президента, есть ли какая особая сфера регулирования только для указов и только для распоряжений.

 

4. Организация деятельности Президента. Администрация Президента, её роль и структура. Советы, комиссии и другие органы при Президенте РФ. При подготовке к данному вопросу студентам следует изучить организацию деятельности Президента РФ, при этом обратить внимание на то, какое значение при этом имеют Администрация Президента, её отдельные должностные лица и структурные подразделения.

Кроме того, студентам следует иметь в виду, что при Президенте РФ под его руководством работают различные совещательные ораны (советы, комиссии), содействующие Президенту в осуществлении его полномочий. Наиболее важную роль играют Совет Безопасности РФ, Государственный совет РФ.

 

5. Прекращение полномочий Президента. Обсуждение вопроса строится на основе ст. 92 – 93 Конституции РФ. Анализируются прекращение полномочий Президента РФ в связи с их истечением, а также варианты досрочного прекращения полномочий Президента:

·       отставка;

·       стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия;

·       отрешение от должности.

После рассмотрения всех вариантов досрочного прекращения полномочий Президента надо ответить с учётом ч. 3 ст. 92 и решений Конституционного Суда РФ на вопросы: можно ли говорить о том, что Конституция РФ предусматривает возможность временного замещения Президента РФ Председателем Правительства РФ; какую роль играет Председатель Правительства при временном исполнении обязанностей Президента; что он вправе и чего не вправе делать?

Заканчивая рассмотрение данного вопроса необходимо остановиться на гарантиях бывшему Президенту РФ.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Какие требования предъявляются к кандидату на пост Президента Российской Федерации?

2.    Назовите символы президентской власти.

3.    Каковы права и обязанности Президента РФ?

4.    Как Президент взаимодействует с законодательной ветвью власти?

5.    Какова юридическая сила актов Президента?

6.    Каково место Администрации Президента России в системе органов государственной власти?

 

Тесты

 

1. По Конституции РФ Президент России является:

а) главой государства;

б) главой государства и исполнительной власти;

в) главой исполнительной власти;

г) составной частью парламента, так как участвует в законодательном процессе.

 

2. Кандидат на должность Президента РФ:

а) не может иметь двойного гражданства;

б) должен проживать на территории РФ не менее 10 лет;

в) должен быть не старше 65 лет;

г) должен быть не моложе 35 лет.

 

3. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет:

а) Председатель Государственной Думы;

б) Председатель Совета Федерации;

в) Председатель Конституционного Суда;

г) Председатель Правительства РФ.

 

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент:

а) назначает Председателя Правительства;

б) распускает Государственную Думу;

в) уходит в отставку.

 

5.Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:

а) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия;

б) отрешения от должности;

в) личного решения об отставке;

г) уголовного преследования.

 

6. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 21 года;

б) 25 лет;

в) 30 лет;

г) 35 лет.

 

7. Президент РФ имеет право:

а) принимать законы;

б) утверждать законы;

в) обнародовать законы;

г) издавать указы и распоряжения.

 

 

 

Тема 9

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

 

1.    Общая характеристика российского парламента. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы.

2.    Внутренняя структура палат и организация их работы.

3.    Компетенция Совета Федерации и порядок её осуществления.

4.    Компетенция Государственной Думы и порядок её осуществления.

5.    Законодательный процесс в Федеральном Собрании.

6.    Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

 

 Методические указания

 

1. Общая характеристика российского парламента. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. При обсуждении этого вопроса следует учесть, что профессиональный парламентаризм в нашем государстве зародился сравнительно недавно и в своих организации и деятельности во многом ещё находится в процессе становления.

Федеральный парламент – Федеральное Собрание РФ – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Говоря о порядке формирования Государственной Думы, студенты исходят из того, что все 450 депутатов этой палаты избираются непосредственно населением страны: ранее – на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; начиная с выборов 2007 года – только по пропорциональной системе на основе списков, выдвигаемых политическими партиями.

Что касается формирования другой палаты – Совета Федерации, то следует учесть, что избрание одного члена Совета Федерации осуществляется от законодательной власти субъекта РФ на заседании соответствующего представительного органа государственной власти субъекта, а назначение другого члена Совета Федерации осуществляется от исполнительной власти субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта с последующим получением согласия законодательного (представительного) органа власти субъекта. Члены Совета Федерации работают в палате на освобождённой основе. Срок их полномочий равен сроку полномочий тех, кто их соответственно избрал, назначил; за последними сохраняется возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации.

В основу функционирования действующего российского парламента – Федерального Собрания заложен принцип «верхней и «нижней» палат. Верхней палатой считается Совет Федерации, нижней – Государственная Дума, хотя сами понятия «верхней палаты» и «нижней палаты» не отражены в законодательстве и являются условными и научными. У каждой палаты своя компетенция, и работают они исключительно раздельно. Следует учесть, что принцип «верхней» и «нижней» палат не означает какой-то их соподчиненности и влияет лишь на законодательный процесс и практическую деятельность.

 

2. Внутренняя структура палат и организация их работы. Обращаясь к структуре, студенты должны иметь ввиду, что внутренняя организация палат парламента имеет ряд общих черт – есть председатели палат и их заместители, советы палат, комитеты и комиссии, аппараты палат. Однако, имеются и различия, о которых студенты и должны иметь представление.

Что касается организации работы палат, следует остановиться на таких моментах, как заседания палат и порядок их проведения (в том числе правительственный час, парламентские запросы палат и запросы отдельных парламентариев, голосование), работа органов палат, парламентские слушания, работа депутатских объединений в Государственной Думе, индивидуальная работа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Организацию работы палаты регулируют в своих Регламентах, которые студенты должны изучить.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса студенты должны проанализировать нормативно-правовую базу, закрепляющую статус палат парламента.

 

3. Компетенция Совета Федерации и порядок её осуществления. В данном вопросе студентами анализируется компетенция Совета Федерации. Анализ ведётся на основе ст. 102 Конституции РФ других статей Конституции РФ.

 

4. Компетенция Государственной Думы и порядок её осуществления. При подготовке данного вопроса студенты должны опираться на ст. 103 и другие статьи Конституции РФ и изучить компетенцию Государственной Думы.

 

5. Законодательный процесс в Федеральном Собрании. В данном вопросе рассматривается понятие законодательного процесса  в целом и применительно к Федеральному Собранию РФ; основные стадии законодательного процесса с подробным анализом каждой из них, понятие законодательной инициативы.

Кроме того, студенту необходимо усвоить конституционно-правовые основы законодательного процесса.

На семинаре, кроме того, рассматривается порядок вступления законов в силу.

 

6. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. При рассмотрении данного вопроса студентам необходимо опираться на ст. 98 Конституции РФ и Регламенты палат, проанализировать правовое положение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы их прав и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Раскройте понятие парламентаризма, назовите его характерные черты.

2.    Каков статус Федерального Собрания РФ?

3.    Какова внутренняя структура Федерального Собрания Российской Федерации?

4.    Что представляют собой Регламенты палат Федерального Собрания?

5.    Как толковать законодательный процесс в целом и применительно к Федеральному Собранию РФ, на какие стадии его можно разделить?

6.    Что такое право законодательной инициативы и кто им обладает?

 

Тесты

 

1. Государственная Дума собирается на свое первое заседание после избрания по прошествии:

а) 15 дней;

б) 20 дней;

в) 30 дней;

г) 35 дней.

 

2. Законодательной инициативой в РФ обладают:

а) Президент РФ;

б) члены Совета Федерации;

в) Правительство РФ;

г) комитеты Государственной Думы;

д) депутаты Государственной Думы;

е) Генеральный прокурор РФ;

ж) законодательные органы субъектов РФ.

 

3. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

г) объявление амнистии.

 

4. Федеральное Собрание не может пересматривать положения следующих глав Конституции:

а) 1, 2 и 3;

б) 1, 2 и 9;

в) не может пересматривать ни одной главы;

г) может пересматривать все главы.

 

5.Депутат Государственной Думы может одновременно:

а) быть членом Совета Федерации;

б) быть депутатом иных представительных органов;

в) находиться на государственной службе;

г) заниматься преподавательской деятельностью.

 

6.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат следующие принятые Государственной Думы законы:

а) федеральный бюджет;

б) амнистия;

в) федеральные налоги и сборы;

г) ратификация и денонсация международных договоров;

д) финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

 

 

Тема 10.

Конституционно-правовые основы системы

федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации

 

1.    Конституционно-правовые основы статуса, системы и порядка формирования федеральных органов исполнительной власти РФ.

2.    Конституционные основы статуса Правительства РФ.

3.    Основные сферы компетенции и деятельности Правительства РФ. Акты Правительства РФ.

 

Методические указания

 

1. Конституционно-правовые основы статуса, системы и порядка формирования федеральных органов исполнительной власти РФ. При анализе вопроса даётся общее понятие федеральных органов исполнительной власти и раскрывается система этих органов, её такие составные части, как Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Необходимо рассмотреть вопросы о составе Правительства РФ, порядке его формирования, роли в этом Президента РФ и Государственной Думы. Следует раскрыть порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных министерств, служб и агентств, отметить, какие из них работают под непосредственным руководством Президента РФ.

 

2. Конституционные основы статуса Правительства РФ. При подготовке к данному вопросу студенты должны усвоить тот факт, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ), а иметь ввиду, что Правительство РФ руководит всей системой федеральных органов исполнительной власти.

Необходимо рассмотреть положение Правительства в системе органов государственной власти, его отношения с Президентом РФ, палатами Федерального Собрания, роль в законодательном процессе и управлении различными государственными делами.

 

3. Основные сферы компетенции и деятельности Правительства РФ. Акты Правительства РФ. Обсуждение вопроса предполагает анализ полномочий и сфер деятельности Правительства РФ, в особенности его ответственности за экономическое и социальное развитие страны (ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Реализуя свои полномочия, Правительство принимает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Охарактеризуйте особенности конституционно-правового статуса Правительства РФ.

2.    Кто и в каком порядке назначает и освобождает Правительство России?

3.    Какова юридическая сила правовых актов Правительства Российской Федерации?

4.    Перечислите существующие формы конституционно-правовой ответственности Правительства РФ.

5.    Назовите федеральные органы исполнительной власти, которыми руководит Президент РФ? 

 

Тесты

 

1. Создание и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется:

а) Правительством РФ;

б) Советом Федерации;

в) Государственной Думой;

г) Президентом РФ.

 

2. Министерства, ведомства входят в состав:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) представительной власти;

г) судебной власти.

 

3. Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;

б) управляет деятельностью общественных организаций;

в) осуществляет управление федеральной собственностью;

г) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны;

е) обеспечивает проведение единой денежной, финансовой и кредитной политики.

 

 

Тема 11.

Конституционный Суд Российской Федерации

 

1.    Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда в её обеспечении.

2.    Компетенция Конституционного Суда РФ.

3.    Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Требования к претендентам на должность судей Конституционного Суда. Статус судьи Конституционного Суда.

4.    Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Основные правила конституционного судопроизводства.

5.    Решения Конституционного Суда РФ, их юридическая сила.

 

Методические указания

 

1. Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда РФ в её обеспечении. При рассмотрении данного вопроса следует исходить из того, конституционная законность – понятие широкое, применяемое по отношению ко всем государственным органам и органам местного самоуправления, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. Все они обязаны и соблюдать сами Конституцию, и обеспечивать имеющимися в их распоряжении законными средствами соблюдение Конституции другими субъектами общественных отношений.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, он самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

 

2. Компетенция Конституционного Суда РФ. Анализ компетенции следует проводить на основе ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде. Студенты должны иметь представление об основных группах полномочий Конституционного Суда.

 

3. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Требованиям к претендентам на должность судей Конституционного Суда. Статус судьи Конституционного Суда. При рассмотрении данного вопроса студенты должны исследовать следующие основные положения:

требования к кандидату судьи Конституционного Суда РФ;

порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

ограничения, связанные с обладанием статусом судьи Конституционного Суда РФ;

срок полномочий судей Конституционного Суда РФ;

гарантии статуса и деятельности судьи Конституционного Суда РФ;

прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

 

4. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Основные правила конституционного судопроизводства. При подготовке по этому вопросу студентам следует иметь ввиду, что Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Суда.

Организуют деятельность Конституционного Суда РФ три должностных лица – Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Суда.

Далее необходимо уяснить, кто и в какой форме направляет обращения в Конституционный Суд по вопросам его компетенции:

После этого следует остановиться на главных этапах конституционного судопроизводства: рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда; предварительное изучение обращений судьями Конституционного Суда; принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению; назначение дела к слушанию; порядок исследования вопросов в заседании Конституционного Суда; совещание судей по принятию итогового решения.

 

5. Решения Конституционного Суда РФ, их юридическая сила. Следует показать, что решения Конституционного Суда о соответствии Конституции законов РФ и иных актов, а также договоров, обозначенных в Конституции, о подтверждении либо отрицании полномочий соответствующих государственных органов, о толковании Конституции и др. имеют обязательный и окончательный характер, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Решением Конституционного Суда является решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Суда. К решениям Конституционного Суда относятся постановления, заключения, определения, решения. Студенты должны охарактеризовать каждый из видов решений Конституционного Суда.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Определите роль Конституционного Суда РФ в судебной системе и в обеспечении конституционной законности.

2.    Каков порядок формирования и деятельности Конституционного Суда РФ?

3.    Какова компетенция Конституционного Суда Российской Федерации?

4.    Назовите стадии конституционного судопроизводства.

5.    В каких случаях решения Конституционного Суда именуются постановлениями, заключениями и определениями?

 

Тесты

 

1. Конституционный Суд РФ состоит из:

а) 15 судей;

б) 17 судей;

в) 19 судей;

г) 21 судей;

д) 25 судей.

 

2.Конституционный Суд РФ:

а) является высшим судебным органом по уголовным делам;

б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти;

в) разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ;

г) разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций субъектов РФ;

д) разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров.

Тема 12

Органы государственной власти субъектов

Российской Федерации

 

1.    Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ и виды этих органов.

2.    Органы законодательной власти субъектов РФ.

3.    Органы исполнительной власти субъектов РФ.

4.    Конституционные, уставные суды субъектов РФ.

 

Методические указания

 

1. Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ и виды этих органов. При подготовке к данному вопросу студентам следует иметь в виду, что у субъектов РФ есть своя система органов государственной власти. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) эта система устанавливается субъектами самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Следует исходить из того, что составными частями системы органов государственной власти субъектов РФ являются их законодательные (представительные) органы государственной власти и исполнительные органы государственной власти. Что касается судебных органов, согласно ст. 118 Конституции РФ они входят в единую судебную систему Российской Федерации. Это означает, что действующие в субъектах РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды не являются органами власти субъектов. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» допускает существование в качестве судов субъектов РФ их конституционных (уставных) судов и мировых судей.

 

2. Органы законодательной власти субъектов РФ. Обращаясь к этому вопросу темы, студенты должны учитывать то, что субъекты РФ обязательно создают свои законодательные (представительные) органы государственной власти – законодательные собрания, думы, государственные собрания, государственные советы, советы депутатов и др. В своём большинстве это однопалатные органы.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, выполняют функции парламентов субъектов РФ, включая представительство населения, принятие законов, участие в руководстве делами субъекта РФ, утверждение его бюджета, осуществление функций контроля в отношении исполнительных органов, оказание содействия представительным органа местного самоуправления. Все эти функции необходимо охарактеризовать на семинаре более подробно.

 

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Характеризуя содержание деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти субъектов, студенты должны  исходить из того, что она связана с управлением экономическим развитием субъекта, его собственностью, социальным и культурным строительством, обеспечением общественного порядка и прав граждан. Высшее должностное лицо представляет субъект РФ внутри и за пределами субъекта, в том числе в отношениях с федеральными органами государственной власти и органами власти иных субъектов РФ.

На семинаре следует подробнее остановиться на формах воздействия Президента РФ на деятельность высшего должностного лица субъекта РФ, в том числе и охарактеризовать применяемые президентом меры конституционно-правовой ответственности указанного лица, включая отрешение его от должности.

 

4. Конституционные, уставные суды субъектов РФ. При подготовке этого вопроса следует иметь в виду, что во многих субъектах РФ созданы свои конституционные, уставные суды. На семинаре необходимо рассмотреть общие правила формирования и компетенцию этих судов.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Охарактеризуйте систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.    Каков порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ?

3.    Каков порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ?

4.    Назовите основные формы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах РФ.

5.    Какова компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ?

 

Тесты

 

1. Главой исполнительной власти республики является:

а) Председатель Правительства республики;

б) Президент республики;

в) глава президентской администрации;

г) полномочный представитель Президента в субъектах РФ.

 

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является:

а) главой законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

б) главой субъекта РФ по аналогии с правовым статусом Президента России;

в) руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

 

3. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются:

а) федеральными законами;

б) законами субъектов РФ;

в) федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

 

Тема 13

Конституционно-правовые основы

местного самоуправления

в Российской Федерации

 

1.    Понятие местного самоуправления, его назначение, основные функции.

2.    Система местного самоуправления.

3.    Вопросы обеспечения законности и конституционно-правовой ответственности в местном самоуправлении.

 

Методические указания

 

1. Понятие местного самоуправления, его назначение, основные функции. Данный вопрос необходимо рассматривать с учётом положений ст. 12 и главы 8 Конституции РФ и иметь ввиду, что местное самоуправление должно обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, не являясь государственными органами, они выполняют ряд важнейших для общества (публичных) функций и в этом плане имеют особое положение по сравнению с обычными общественными формированиями. Это разновидность органов публичной власти.

Важно также иметь в виду, что местное самоуправление тесно связано с государственными делами, а зачастую и является их продолжением на соответствующей территории. Неслучайно ст. 132 Конституции предусматривает возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Из публично необходимого характера деятельности местного самоуправления и тем более осуществления его органами полномочий, переданных государством следует принцип обязательности решений местного самоуправления для населения соответствующей территории, а также действующих на ней органов, объединений и должностных лиц. Сила актов местного самоуправления и его органов, необходимость их выполнения обеспечиваются не только авторитетом местного самоуправления, но и государства. Не следует забывать о том, что государство обязано оказывать всестороннюю поддержку местному самоуправлению, в том числе передавать ему часть государственных материально-финансовых средств для выполнения функций.

 

2. Система местного самоуправления. При подготовке к данному вопросу студентам следует иметь ввиду, что согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах (ст. 130). В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

При этом структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно, с учётом требований федерального законодательства.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

 

3. Вопросы обеспечения законности и конституционно-правовой ответственности в местном самоуправлении. При освещении данного вопроса следует учитывать, с одной стороны, то что государство заботится о защите интересов местного самоуправления, а органы местного самоуправления вправе защищать свои права и интересы различными путями, в том числе в суде. С другой стороны, надо исходить из того, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими лицами в соответствии с федеральными законами.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1.    Что означает понятие «местное самоуправление»?

2.    Каковы принципы местного самоуправления?

3.    Что включает в себя система местного самоуправления?

4.    Перечислите органы местного самоуправления.

5.    Каков порядок наделения полномочиями главы местного самоуправления?

 

Тесты

 

1. Местное самоуправление – это:

а) государственная власть;

б) общественная власть;

в) корпоративная власть;

г) публичная власть территориального коллектива.

 

2. Укажите форму прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления:

а) выборы местных представительных органов;

б) выборы глав муниципальных образований;

в) местный референдум;

г) правотворческая инициатива граждан.

 

3. Местное самоуправление осуществляется в пределах:

а) городского округа;

б) субъекта РФ;

в) административно-территориальной единицы;

г) национально-территориальной автономии.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!