Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «История педагогической мысли и образования»»

/ Педагогика
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Модуль 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории педагогики как области научного знания, ее основными категориями, особенностями возникновения и начального развития воспитания, образования, педагогической мысли.

 

Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

Предмет, задачи и структура курса истории образования и педагогиче­ской мысли. Его связь с другими науками. Основные функции, источники историко-педагогической науки. Исторический подход в изучении педагогических явлений.

 

Основная литература:

1.   Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

2.   История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

3.   История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

4.   Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

5.   Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

6.   Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.     Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики /Под ред. Э.Д.Днепрова. – М., 1989.

2.     Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

3.     Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982.

4.     Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

5.     Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических ис­следований. – М., 1993.

6.     Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого?// Воспитание школьни­ков. –1993. – № 5.

 

Тема 2. Воспитание, образование и зарождение педа­гогической мысли в Древнем Мире

Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Становление системы общественных отношений и генезис воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возник­новение организованных форм воспитания и обучения.

Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Вос­тока. Педагогика Конфуцианства. Ведическая воспитательная система древней Индии. Развитие педагогической мысли в Ближневосточных цивилизациях. Возникновение первых школ и педагогической мысли.

 

Основная литература:

1.           Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.           Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3.           История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.           История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.           Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.           Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.           Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.     Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.

2.     История Древнего Рима. – М., 1981.

3.     История Древней Греции. – М., 1986.

4.     Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

5.     Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982. 

6.     Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

7.     Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явле­ния. – М., 1992.

8.     Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997. 

9.     Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981. 

 

Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья.

Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Становление и сущность христианской педагоги­ческой традиции. Традиции религиозного и светского образования. Педаго­гическая мысль Западной Европы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманистическая философско-педа­гогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззре­ния М. Монтеня, Ф. Рабле, Э. Ротердамского, Т. Мора и др. Образовательные модели в эпохи. Возрождение античных традиций.

 

Семинар 1. Зарождение педагогической мысли в Древнем мире

Вопросы для обсуждения:

1.          Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон. Аристотель)

2.          Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан)

 

Основная литература:

1.Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981. 

2.Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ. – Спб.. 1995.

3.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – M., 1963.

4.История Древнего Рима. – М., 1981.

5.История Древней Греции. – М., 1986.

 

Семинар 2. Педагогическая мысль средневекового Востока.

Вопросы для обсуждения:

1. Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм, буддизм, ислам) в содержании образования и методах препода­вания школ средневекового Востока.

2.Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах уче­ных-энциклопедистов Аль-Фараби (880950гг.), Аль-Бируни (973–1048гг.), Ибн-Сины (9801037гг.), Омара Хайяма (1048–1131гг.) и др.

 

Основная литература:

1.Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.          Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.

2.          Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.

3.          Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

4.          Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. ‑ М., 1982. 

5.          Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997. 

6.          Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средне­векового Востока. – М., 1988.

7.          Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной   Европе XVII – начала XXI вв.

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об основных тенденциях развития образования и лучших достижениях выдающихся педагогических мыслителей Западной Европы XVII – начала XXI вв.

 

Тема 4. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени 

Особенности школьного дела и общая направленность педагогических поисков в Западной Европе XVII в. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Педагогическая концепция Д. Локка. Цель и задачи воспитания. Со­держание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект орга­низации школ для детей трудящихся. Д. Локк и дальнейшее развитие педа­гогической теории и практики.

Нарастание кризиса образования в странах Западной Европе в XVIII в. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

Концепция естественного об­щечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо.

 

Семинар 3. Развитие теоретических основ образования зарубежными  педагогами XVIIXVIII вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Цель воспитания и основополагающие принципы согласно педагогической теории Я.А. Коменского.

2.«Великая дидак­тика» Я.А. Коменского.

3.Воз­растная периодизация развития детей и система школ по Я.А. Коменскому. Со­держание образования и методы обучения. Классно-урочная система.

4.Нравственное воспитание и дисциплина в школе.

5.Требования к учителю.

6.Значение теории Я.А. Коменского для последующего развития педагогики и школы (XVIIXX вв.).

7.Педагогиче­ский роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.

8.Роль труда в воспитании и жизни человека.

9.Проблема семейного и общест­венного воспитания. Внутренние противоречия педагогических взглядов Ж.-Ж.Руссо.

10. Влияние педагогических идей Ж.-Ж.Руссо на развитие концепций свободного воспитания.

 

Основная литература:

1.             Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.             Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3.             История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.             История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.             Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.             Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.             Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

Дополнительная литература:

1.          Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.

2.          Зайченко Т.А. Джон Локк. – М., 1973.

3.          Коменский Я.А. Великая  дидактика // Я.А.Коменский. Избранные пе­дагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1.

4.          Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. ‑ М., 1982.

5.          Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.

6.          Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997.

7.          Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 ‑ М., 1985.

8.          Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

9.          Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Яна Коменского // Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.,1982. – Т.1. – С.724.

10.       Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. ‑ М., 1981.

11.       Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

12.       Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Тема 5. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в.

Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVIII– середины XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние И.Ф. Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

 

Основная литература:

1.          Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.          Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3.          История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.          История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.          Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.          Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.          Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.     Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. – М., 1956.

2.     Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993.

3.     Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – СПб., 1997.

4.     Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – Ч.II.‑ М., 1989.

5.     Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М.Кларина. – М., 1981.

6.     Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Семинар 4. Педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.)

Вопросы для обсуждения:

1.          Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей А. Дистервега на дальнейшее развитие педаго­гики.

2.          Педагогические идеи Г.Спенсера

3.          Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.)

4.          Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.

 

Основная литература:

1.          Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.          Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3.          История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.          История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.          Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.          Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.          Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.          Василькова Ю.В. Педагогические взгляды Фурье. – М., 1986.

2.          Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг. – М., 1956.

3.          Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – Ч.II.‑ М., 1989.

4.          Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. – М.; Спб, 1906.

5.          Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Семинар 5. Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX ‑ начала XX вв.

Вопросы для обсуждения: 

1.Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.

2.Основные течения реформаторской педагогики конца XIX ‑ начала ХХ вв. в Западной Ев­ропе и США: трудовая школа и гражданское воспи­тание (Г. Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман), прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и их последова­тели. Теория свободного воспитания (М. Монтессори). Вальдорфская педагогика.

3.Влияние реформа­торской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).

 

Основная литература:

1.             Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.             Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

3.             История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.             История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.             Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.             Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.             Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.          Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформа­торских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996.

2.          Дьюи Дж. Школа и общество /Пер. с анг. ‑ М., 1925.

3.          Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. /Пер. с нем. ‑ М., 1915.

4.          Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.,1994.

5.          Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с пол. – М., 1990.

6.          Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям при­роды и культуры /Пер. с нем. Е. Пашуканиса. ‑ Пг., 1920.

7.          Лай В. Экспериментальная педагогика. ‑ М.; Л., 1927.

8.          Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к дет­скому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. – 4-е изд. ‑ М., 1920.

9.          Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М.,1989. – Ч.II.

10.       Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Писку­нов ‑ М., 1981.

 

Семинар 6. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Демократизация, гуманизация, дифференциация образования.

2.Реорга­низация школьных систем, пересмотр школь­ных программ, форм и методов обучения.

3.Поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.

4.Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония).

5.Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.

 

Основная литература:

1.          Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.          Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состоя­ние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. М., 1993.

3.          Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

4.          История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

5.          История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

6.          Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

7.          Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

8.          Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.          Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформа­торских школ Европы первой половины XX века. Казань, 1996.

2.     Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

3.          Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – Ч.II. ‑ М., 1989.

 

Модуль 3. Основные направления развития российской школы и педагогической мысли

Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории возникновения и особенностях развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли  

 

Тема 6. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XIХ в.

Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ.

Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли.

Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей на­родных училищ». Учительская семинария.

 

Основная литература:

1.Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

2.Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

3.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

4.История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.

5.История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2005.

6.Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

7.Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

8.Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIVXVII вв.). – М., 1985.

2.Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. – М., 1992.

3.Древнерусская педагогика X-XII вв. ‑ Спб., 1997.

4.Каптерев П.Ф. История русской педагогии. ‑ Пг., 1915.

5.Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. – М., 1998.

6.Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской ака­демии. – М., 1955.

7.Терентьева А.В. История отечественного образования. ‑ Спб., 1996.

8.Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. М.,1995.

9.             Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

10.         Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хре­стоматия. – М.,1993.

 

Тема 7. Образование и педагогическая мысль России в XIX в. 

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.).

Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования.

Назревание кризиса системы школьного образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIX в., его содержание, основные формы и течения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Школьные реформы 60-70 гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.).

Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей.

Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вах­теров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).

 

Семинар 7. Педагогическая мысль в России во второй половине XIX в.

Вопросы для обсуждения:

1.Обще­ственно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в., его содержание, основ­ные формы и течения.

2.К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидак­тики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность.

3.Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализа­ция в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы.

 

Основная литература:

1.     Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2000.

2.     История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2001.

3.     История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф.Егоров. ‑ М., 2002.

4.     История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. ‑ М., 2001.

5.     Латышина Д.И. История педагогики. ‑ М., 2003.

6.     Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

7.     Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.  Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1990.

2.  Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. – М., 1987.

3.  Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003. 

4.Бондаренко Л.И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагоги­ческая система К.Д. Ушинского. – Л., 1973.

5.Гончаров H. Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.

6.          Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. – Екатеринбург, 1998.

7.          Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. ‑ М., 1977.

8.Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов ХIХ – ХХ вв. / В.М. Кларин, В.М. Петров. – М., 1996.

9.Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. – Спб., 1997.

10.       Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1954.

11.       Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIXв. / Под. ред. А.И. Пискунова. – М., 1976.

12.       Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. – М., 1963.

13.       Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

14.       Струминский В.Я. Основы и система дидактики К. Д.Ушинского. – М.,1957.

15.       Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

17.Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

 

Тема 8. Воспитание, школа и педагогическая мысль России в первой половине XX вв.

Школьная политика в России в начале XX в. «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля. Педагогическая деятельность С.Т. Шац­кого, П.П. Блонского.

Октябрьская революция 1917г. и преобразования в области образования. Концепция единой трудовой школы. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ.

Советская педагогика 20-х – начала 30-х годов. Комплексные программы и лабораторно-бригадный метод обучения. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Влияние А.С.Макаренко на развитие отечественной и зарубежной педагогической теории и практики.

Введение всеобщего обязательного начального обучения. Советская школа 20-30-х годов и в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в области образования. Введение всеобщего среднего образования.

 

Семинар 8. Отечественная педагогика в XX в.

Вопросы для обсуждения:

1. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского.

2.Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. Влияние трудового воспитания на формирование личности. Воспитание в семье.

 

Основная литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос­сии – М., 2002.

3. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф. Егоров. ‑ М., 2002.

4. История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова. ‑ М., 2001.

5. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002

6. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.     Антология педагогической мысли России второй половины XIX – на­чала XX века – М.,1990.

2.     Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. – М., 1988.

3.     Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. – М., 1993.

4.     Данильченко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе ‑ М., 1979.

5.     Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

6.     Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д, 1994.

7.     Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.

8.     Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.5.

9.     Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г.А. Малинин, В.А. Фрадкин. – М.,1993.

10.  Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. / Под ред. И.П. Кузина и др. – М., 1980.

11.  Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современ­ность. – М.,1980.

12.  Проблемы истории советской школы и педагогики: Эксперимен­тальное учеб. пособ. / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1991.

13.  Пряникова В.Г. История образования и педагогичес­кой мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1995.

14.  Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

15.  Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. М.,1995.

 

Тема 9. Развитие российской школы и педагогической мысли во второй половине XX – начале XXI в.

Образование в СССР во второй половине XX в. Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны. Разработка теоретических проблем школьного воспитания и развития (Л.С.Выготский, М.А.Данилов, Л.В.Занков); путей совершенствования методов обучения (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Т.Огородников, Ш.И.Ганелин и др.); проблем содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер); взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); проблемы программированного обучения (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.Н.Ланда, Н.Ф.Талызина); теории и практики проблемного обучения (М.И.Махмутов, В.И.Загвязинский и др.); разработка психологических вопросов повышения эффективности обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина).

Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В.А. Сухомлинского.

Кризис советской школы в 70-х – начале 80-х годов. Школьная реформа 1984 г.

Реформы в общеобразовательной школе России в   1990-х гг. Закон РФ «Об образовании». Создание школ нового типа. Создание негосударст­венного образования.

Современная российская школа и основные направления ее развития. Основ­ные задачи отечественного образования.

 

Семинар 9. Отечественная педагогика в конце XX – начале XXI вв. Современная школа и основные направления ее развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амо­нашвили и др.).

2.Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации.

 

Основная литература:

1.  Джуринский А.Н. История педагогики. ‑ М., 2004.

2.  История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос­сии – М., 2002.

3.  История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф. Егоров. ‑ М., 2002.

4.  История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. ‑ М., 2001.

5.  Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002

6.  Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

7.  Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций. ‑ М., 2003.

 

Дополнительная литература:

1.  Борисовский А.М. В.А Сухомлинский – педагог. – М., 1985.

2.  Доктрина образования в России /Е.П. Белозерцев и др. – М., 1996.

3.  Педагогический поиск. – М., 1988.

4.  Проблемы истории советской школы и педагогики: Эксперимен­тальное учеб. пособ. / Под ред. З.И. Равкина. – М., 1991.

5.  Пряникова В.Г. История образования и педагогичес­кой мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1995.

6.  Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М., 2001.

7.  Сухомлинский В.А. Избранные педа­гогические сочинения: В 3-х т. – М., 1981.

8.  Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1973.

9.  Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной пе­дагогики. М.,1995.

10.    Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М., 2003.

 

 

 

Своеобразие организации самостоятельной работы студентов обусловлено особенностями конструирования процесса преподавания дисциплины как вводной к блоку педагогических дисциплин и способствующей содействию становления педагогической позиции студента, индивидуализированной концепции научно-педагогического знания.

Организация самостоятельной работы базируется на следующих принципах:

обеспечение ориентации студента в широком вариативном поле научно-педагогического знания и возможности выбора, осмысления и превращения в личностно значимое знание;

актуализация освоенных знаний в процессе выполнения заданий разных типов;

обеспечение активной позиции и стимулирование самостоятельной творческой деятельности студентов;

направленность содержания и форм самостоятельной работы на решение профессионально значимых образовательных задач;

раскрытие профессионального и личностного творческого потенциала каждого студента, развитие умений анализа педагогической действительности, коммуникативных педагогических умений.

 

Тема: История педагогики и образования как область научного знания

1. Соотнесите этапы становления и развития научной педагогики с этапами генезиса и развития научного познания, представленными в: Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с. [Глава I]. Насколько, на Ваш взгляд, изоморфны процессы становления древнегреческих теоретической философии (математики и т.д.) и теории образования и воспитания (παιδεία)?

2. Приведите примеры импликации архетипических стратегий воспитания и образования в различных областях античной культуры (в сравнении с Востоком). Например, в реалиях античного полиса (демократия, процедура дебатов, судебная практика, дипломатия, военное искусство), в методологических и онтологических принципах древнегреческой метафизики. 

 

Тема: Воспитание, образование и зарождение педа­гогической мысли в Древнем Мире

1. Искусство красноречия в греческом демократическом полисе и в республиканском Риме имело огромное значение для свободного человека. Вам дан упрощенный алгоритм того конструирования ораторской речи, которому обучали в античных риторических школах. Следуя дидактическим правилам античной школьной риторики, подготовьте сообщение (речь) на вопрос: «Насколько актуально в современном образовании и воспитании обращение к аристотелевскому идеалу образованности (παιδεία)?». При выполнении задания следует, насколько это возможно, оговаривать род, цель Вашей речи и части ее риторической разработки. Более подробно см.: Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972. – С.7–73. [Раздел II статьи].

2. Прокомментируйте следующую цитату из платоновского диалога: «Каждому из этих предметов [грамоте, игре на кифаре, гимнастике] ты учился не как будущему своему мастерству (τέχνη), а лишь ради своего образования (παιδεία), как это подобает… свободному человеку» (Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. С.421). Каковы социокультурные предпосылки подобного понимания образования? Какие ценностно-целевые основания античной педагогики можно выявить из анализа данного высказывания?

           

Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья

1. Следуя, по возможности, схоластическому методу разрешения «диспутационных вопросов» (quaestiones disputate) и его структуре, Вам предлагается ответить на quaestio: «Принесла ли схоластика и схоластический метод обучения больше вреда, или пользы новоевропейскому образованию». Не забудьте ссылаться на «авторитетные источники» (в качестве которых можно использовать авторов учебников). Данное задание предполагает вербализацию в виде схоластического диспута с четким воспроизведением его структуры. Образец дан в: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 65–119. – Москва.: Издатель Савин С.А., 2007. – 652 с. [См. вопрос 117, Раздел 1: «Может ли один человек учить другого»].

2. Перед Вами один из вопросов (quaestio) схоластической «философии образования»: «Может ли один человек учить другого? <…> Представляется, что (videtur quod) один человек не может учить другого, [поскольку] Господь говорит: “Не называйтесь учителями” (Мф 23; 8). <…> Но против (sed contra): апостол говорит (1 Тим 2, 7): “Я поставлен проповедником и Апостолом, учителем язычников в вере и истине”» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 117, 1). Анализируя формальный и содержательный аспекты вопроса, укажите на достоинства и недостатки схоластического метода обучения.

 

Тема: Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени.

1. Дидактическая составляющая «аналитического» метода Р. Декарта заключается в таком способе изложения мысли, «на котором нечто может быть найдено методически и как бы априори, так что, если читатель пожелает следовать этим путем и внимательно отнесется ко всему изложенному, он столь же хорошо разберется в вопросе и усвоит его, как если бы он сам его поставил». (Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994. С.124). Раскройте эвристический потенциал этого метода для современных образовательных технологий. Насколько он осуществим в условиях образования в информационном обществе? Приведите, насколько это возможно, примеры применения «аналитического» метода Декарта в известной Вам учебной литературе (в любых дисциплинах).

2. Разделяете ли Вы следующее суждение Я.А. Коменского: «Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не трудней, чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячу страниц или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести» (Он же. Избр. пед. соч. М., 1939. С.37). Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию. Укажите философско-мировоззренческие основания данного суждения. Насколько актуально оно для современной педагогики?

 

Тема: Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII

до 90-х гг. XIX в.

 

1. В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс на написание работы на тему «Способствовали ли науки и искусства совершенствованию нравов?». В результате, лучшим сочинением были признаны «Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо. Вам предлагается в небольшом эссе ответить на тот же вопрос с позиций человека XXI века. В случае как положительного, так и отрицательного ответа на вопрос Дижонской академии, следует привести аргументы, которые не обнаруживаются в «Рассуждениях…». Аргументацию Руссо также следует привести и прокомментировать на предмет ее актуальности для нашего времени.

2. В окончательной виде Просвещенческая идеология прогресса предполагает присутствие следующих принципиальных тезисов: «1) наличие в истории закона, обеспечивающего поступательное движение к «совершенству и счастью человеческой расы»; 2) что такой процесс совершенствования отождествляется с ростом научного знания; 3) что наука и технология является принципиальным источником для прогресса морали и политики» (Сапрыкин Д.Л. Regnum Hominis (Имперский проект Френсиса Бэкона). М., 2001. С.68–69). Насколько эти положения актуальны для ценностно-целевых оснований современного оразования? В случае несогласия с данными тезисами предложите иные ценностно-целевые основания для современного образования. Аргументируйте Вашу позицию.

 

Тема: Реформаторская педагогика в Западной Европе и США конца XIX – начала XX вв.

 

1. В современном образовании функцию разъяснения и трансляции научного знания играют преимущественно учебники. Учебники современного типа стали появляться, согласно Т. Куну, в начале XIX века. Ранее «аналогичную функцию выполняли знаменитые классические труды ученых: «Физика» Аристотеля, «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптика» Ньютона, «Электричество» Франклина, «Химия» Лавуазье, «Геология» Лайеля и многие другие» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С.28). С какими социокультурными и иными факторами становления современной науки связан в образовании переход от упомянутых и подобных трудов к учебнику? Аргументируйте Вашу позицию.

2. С того момента, пишет выдающийся французский философ М. Фуко, «когда «норма» заняла место «предка», а мера соответствия норме – место статуса, когда место индивидуальности человека известного заняла индивидуальность человека вычисляемого, в этот момент и стало возможным формирование наук о человеке» (Цит. по: Степин В.C. Теоретическое знание. М., 2003. С.87). Какие характеристики и тенденции в современном образовании обусловлены, на Ваш взгляд, указанными изменениями? В какой степени наблюдения М. Фуко можно отнести к реалиями современной педагогической науки? Аргументируйте Вашу позицию.

1. «Я полагаю, – писал И.Г. Песталоцци, – что нельзя и помыслить о том, чтобы народное образование продвинулось хотя бы на шаг вперед, пока не найдены методы обучения, которые, по меньшей мере до окончания учащимися начальной школы, сделают учителя простым механическим выполнителем метода, результаты которого должны проявить себя благодаря природе самого метода, а не искусству человека, применяющего его» (Он же. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1981. С.93). Разделяете ли Вы данную позицию? Насколько актуально сегодня это суждение? Каковы его философско-педагогические основания?  Насколько возможно (и необходимо ли) создание такого метода? Пожалуйста, аргументируйте Ваше мнение.

2. В письме учителю Петерсону от 18 января 1783 г. И.Г. Песталоцци предлагает «Вопросы, на которые дети каждый вечер должны отвечать и ответы  на которые должны заноситься в таблицу». Ориентируясь на образец, составьте аналогичные вопросы и таблицу для воспитанника, живущего в XXI века. Какие вопросы Вы считаете излишними для нашего времени? Какие остаются актуальными? Какова педагогическая и психагогическая функции подобной таблицы? Можно ли усовершенствовать данную таблицу, и если да, то как? См.: Песталоцци И.Г. Письма учителю Петерсону (1782-1784) // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1981. – 6–48 с.

3. В части третьей своего эпохального сочинения «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Р. Декарт приводит «несколько правил морали, извлеченных из этого метода». Какие (или какое) из этих правил можно соотнести с принципом культуросообразности А. Дистервега. Укажите сходства и различия в авторском обосновании указанных правил и принципа. Аргументируйте Вашу позицию. См.: Декарт Р. Рассуждение о методе // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.250–296; Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1956. – С.227–235.

1. Прокомментируйте тезис Э. Торндайка: «Искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или иные реакции». Выскажите аргументы за и против. Насколько актуально данное положение для современной гуманистической педагогики?

2. Прокомментируйте высказывание Г. Кершенштейнера: «Даже с одаренными юношами, и тем более – с бесталанными, одной из самых важных задач гражданского образования остается помощь учащемуся в осознании им недостаточности его знаний и в пробуждении в нем чувства скромности» (Цит. по: Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии, 1890–1933. М., 2008. С.489). Выскажите аргументы за и против. Насколько актуальна данная позиция сегодня?

3. Согласны ли Вы с мнением выдающегося французского философа XX века М. Фуко, что современное образование, имеющее своим истоком  новоевропейскую программу «знания-силы [власти]», принадлежит к тем социальным институтам, которые репрессивны по своему характеру? (Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999). Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

 

Тема:. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XIХ в

В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?» Согласны ли Вы с суждением писателя? Аргументируйте Ваше мнение. Укажите, какая концепция исторического развития лежит в основании толстовского парадокса.

 

Тема:. Развитие российской школы и педагогической мысли в XX – начале XXI в

1. Основные идеологические постулаты советской педагогики выражены в следующих суждениях: (1) «Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель» (Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1977. С.265); (2) «Интересы коллектива выше интересов личности» (Там же. С.288). Разделяете ли Вы мнение выдающегося советского педагога? Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

2. «Бывает так, что дети считаются прекрасно, коммунистически воспитанными, но если один товарищ сделал что-нибудь нехорошее, то класс его педагогу не выдаст. Если уж такое противоречие может иметь место, то я имею право усомниться в правильной линии воспитателя» (Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1977. С.134). Согласны ли Вы с выдающимся отечественным педагогом? Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию.

 

Перечень примерных вопросов к экзамену

 

1.               История образования и педагогической мысли как область научного знания.

2.               Древневосточная цивилизация – прародина образования (Египет, Индия, Китай). Смысл конфуцианства.

3.               Охарактеризуйте особенности спартанской и афинской систем воспитания.

4.               Охарактеризуйте систему школ в период средневековья (раннего и развитого).

5.               Охарактеризуйте особенности рыцарской системы воспитания.

6.               Охарактеризуйте основные педагогические идеи эпохи Возрождения (Э. Роттердамский, В. де Фельтре, М. Монтень и др.).

7.               Охарактеризуйте возрастную периодизацию и систему школ, предложенную Я.А. Коменским.

8.               Охарактеризуйте классно-урочную систему и типы школ, предложенные Я.А. Коменским.

9.               Проанализируйте попытки реформирования классно-урочной системы в XVIII-XX веках (Белл-Ланкастерская система, Дальтон-план, Говард-план и др.).

10.            Охарактеризуйте теорию свободного (естественного) воспитания Ж.-Ж. Руссо.

11.            Охарактеризуйте особенности педагогической концепции Д. Локка.

12.            Докажите, что в основе теории элементарного образования И.Г. Песталоцци лежит идея развивающих целей и задач воспитания.

13.            Охарактеризуйте основные принципы педагогики А. Дистервега.

14.            Педагогические идеи И.Ф. Гербарта (воспитывающее образование, теория многостороннего интереса).

15.            Охарактеризуйте особенности социально-педагогических идей Р. Оуэна.

16.            Педагогика действий В.А. Лая как направление экспериментальной педагогики.

17.            Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

18.            Педагогика «гражданского воспитания» и «трудовой школы» как направление реформаторской педагогики на западе.

19.            Послевоенные реформы образования в странах Западной Европы и США.

20.            Антропософия Р. Штейнера, ее отражение в вальдорфской педагогике.

21.            Актуальность идей Монтессори-педагогики в современной образовательной ситуации.

22.            Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака.

23.            Актуальность идей С. Френе в современной образовательной ситуации.

24.            Воспитание у восточных славян в VIVII  веках.

25.            Концепция воспитания человека в Древней Руси. Особенности развития воспитания и просвещения на Руси до XVII века.

26.            Братские школы на Украине и в Белоруссии. Коллегиум как высшее учебное заведение, созданное на основе братских школ.

27.            Охарактеризуйте педагогические идеи, отраженные в литературных памятниках Древней Руси («Домострой», «Поучение Владимира Мономаха» и др.).

28.            Просветительские реформы Петра I, их значение для развития просвещения в России.

29.            Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и открытие Московского университета.

30.            Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Проект «выращивания новой породы людей».

31.            Преобразования в области просвещения в России в первой половине XIX века.

32.            Новые уставы учебных заведений в 60 - 70-е годы XIX века.

33.            Педагогические взгляды и деятельность К. Ушинского.

34.            Развитие общественно-педагогического движения в России во II-ой половине XIX века, его основные направления.

35.            Представители профессиональной педагогической мысли в России 60-90-х годов XIX века (Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, И.Н. Ульянов и др.).

36.            Охарактеризуйте педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

37.            Н.И. Пирогов о связи общего и профессионального образования.

38.            Вопросы семейного воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX века (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.).

39.            В.Н. Сорока-Росинский о создании русской национальной школы.

40.            Первые декреты советского правительства по народному образованию. Преобразование системы просвещения в 1917-31 гг.

41.            Реформы 1931-1936 гг., 50-60-х гг. в России. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы.

42.            Средовая педагогика С. Т. Шацкого. Основные направления исследований Опытной станции Наркомпроса.

43.            Педология и ее влияние на развитие отечественной педагогики.

44.            А.С. Макаренко. Теория воспитания личности в коллективе.

45.            Педагогические идеи и деятельность В.А. Сухомлинского.

46.            Коммунарская педагогика И.П. Иванова.

47.            «Педагогика сотрудничества». Характеристика этого инновационного направления в педагогике и его представители.

48.            Реформа 1984 г. Истоки и итоги ее реализации.

49.            Российская школа в новой социально-экономической ситуации в 90-е годы ХХ века.

50.            Гуманистические идеи К. Роджерса и А. Маслоу в зарубежной педагогике ХХ века.

51.            Проблема единого образовательного и научно-педагогического пространства в мире. Принятие Болонской декларации.

52.            Представители русского зарубежья о воспитании и обучении.

Тестовые задания для проведения текущего контроля

1.Кто является автором произведения «Книга матерей»?

а) Ф.Фребель;           б) Я.А.Коменский;                в) И.Г.Песталоцци.

2.Назовите автора труда «Мысли о воспитании»:

а) Н.И.Пирогов;                     б) Дж. Локк;                в) М. Монтессори.

3.Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обучение с производительным трудом?

а) Ж.-Ж.Руссо;                   б) И.Г.Песталоцци;                    в) Я.А.Коменский;

4.Дополните:

Основным методом, вытекающим из теории естественных последствий, по мнению Ж.-Ж.Руссо, является.....

5.Продолжте слова Л.Н.Толстого: Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было...

6.Для западной педагогики первой половины ХХ в. характерна теория обучения:

а) личностно-центрическая;                          б) педоцентрическая;

в) детоцентрическая;                                      г) ни одна из перечисленных.

7. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:

а) В.А.Лай;                    б) Дж. Дьюи;                        в) П.Ф.Каптерев;                       г) А.Дистетвег.

8. С чьим именем связано создание в России воспитательных домов?

а) Петр Первый;                  б) М.В.Ломоносов;           в) И.И.Бецкой;          г) Н.И.Новиков.

9.Дополните:

В научный оборот термин «воспитывающее обучение» ввел ...

10.В каком году в Росси была впервые создана государственная система преемственных школ?

а) 1764;                                 б) 1804;                                   в) 1917;                     г) 1789.

11.По мнению Ж.-Ж.Руссо на воспитание человека влияют следующие факторы.....

12.Соотнесите названия произведений с именами педагогов:

А.   Шаталов В.Ф.;        1. «Эмиль, или О воспитании»

Б.   А.Дистетвег;           2. «Мысли о воспитании»

В.  Ж.-Ж.Руссо;             3. «Великая дидактика»

Г.  И.Ф.Гербарт;            4. «Школа и общество»

Д.  Дж. Дьюи;                5. «Школа действия»

Е.  В.А.Лай;                   6. «Руководство к образованию немецких учителей»

                                       7.  «Куда как исчезла тройка»

                                       8. «Общая дидактика, выведенная из цели воспитания»

13. Дополните:

Первоэлементом нравственного воспитания в педагогической системе И.Г.Песталоцци является ...

14. Дополните:

Тривиум - (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум -  (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)– это ....

15. Кто из педагогов разработал приведенную ниже возрастную «периодизацию»:

- от рождения до 2 лет – младенчество;

- от 2 лет до 12 лет – «сон разума», период моторно-сенсорного развития;

- от 12 – до 15 лет – «мирный возраст разумения», период умственного и трудового воспитания;

- от 15 -25 лет – «период бурь и страстей», период нравственного развития.

16. В 20 годы ХХ века активно предпринимались попытки внедрения:

а) дальтон-плана;  б) системы индивидуализированного обучения; в) батавской системы обучения.

17.Расположите имена педагогов в хронологической последовательности их педагогической деятельности:

oШ.А.АмонашвилиoК.Д.УшинскийoА.С.Макаренко

18.Задачи подготовки специалистов в Росси для отдельных отраслей хозяйства и офицерского состава для армии и флота в XVIIв. стояли перед:

а) Морской академией; б) Навигацкой школы; в) Московским университетом

19.Не являются разработчиками классно-урочной системы:

o  К.Д.Ушинский     o     Ж.-Ж.Руссо;      oИ.Ф.Гербарт;    

oМ.В.ЛомоносовoЯ.А.Коменский;    oА.Дистервег

20.Московский университет был учреждён: o   в 1556;     o   в 1804;     o  в 1755;     o  в 1789.

 

Примерные темы контрольных работ для студентов ЗФО

1.    Политический и метафизический аспекты теории «пайдейи» Платона

2.    Политика и тео-логика в теории «пайдейи» Аристотеля

3.    Роль «свободных» и «механических искусств» в истории западного образования

4.    Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции

5.    Средневековые культурно-образовательные возрождения

6.    Университет как феномен средневековой культуры

7.    Выдающееся значение личности и творчества Эразма Роттердамского для утверждения гуманистического образования в западноевропейской культуре

8.    Ренессансные гуманистические академии и ученые общества как новые типы научно-образовательных учреждений

9.    Реформация и Контрреформация: влияние на европейское образование

10.Значение механической картины мира для технологизации образования в Новое время

11.Философские основания взглядов Р. Декарта на воспитание «благородного человека»

12.Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

13.«Мысли о воспитании» Дж. Локка как развитие идей, высказанных в его же «Опыте о человеческом разумении»

14.Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо

15.Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта

16.Проблемы отечественного образования в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищах» В.Н. Татищева

17.И.И. Бецкой как теоретик образования и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма

18.«Число», «форма» и «язык» как «элементарные» способности человеческой природы в теории «элементарного образования» И.Г. Песталоцци

19.Представление о культурно-исторической обусловленности образовательного процесса в педагогике В.А.Ф. Дистервега

20.Проблема национального и общечеловеческого в теории образования К.Д. Ушинского

21.Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева

22.Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого

23.Критика образования в педагогических трудах В.В. Розанова

24.Опыт и эксперимент как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи

25.Педагогические идеи Э. Торндайка в контексте психологии бихевиоризма

26.Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера в контексте идеи «гражданского образования»

27.Воспитательная система А.С. Макаренко как канон советской педагогики

28.Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия»

29.Христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!