Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления»»

/ Муниципальное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ 1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ТЕМА 3

ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

1. Источники муниципального права: понятие, классификация.

2. Конституция РФ как источник муниципального права.

3. Международно-правовые акты. Европейская хартия местного самоуправления.

4. Федеральное законодательство о местном самоуправлении.

5. Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Акты конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

6. Законодательство о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации.

7. Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, виды.

8. Разработка, принятие, опубликование и вступление в силу муниципальных правовых актов.

9. Понятие, признаки и значение устава муниципального образования.

10. Содержание устава муниципального образования.

11. Порядок разработки и принятия устава муниципального образования.

12. Государственная регистрация, опубликование и вступление в силу устава муниципального образования.

12

Задачи

1. Житель городского округа обратился в суд с заявлением о несоблюдении установленного порядка опубликования муниципальных правовых актов. По мнению данного жителя, порядок официального опубликования нормативных правовых актов представительного органа, затрагивающих права и обязанности граждан, должен определяться Уставом муниципального образования, а не отдельным решением представительного органа. В защиту своих доводов указанный житель заявил, что учрежденное официальное издание представительного органа выходит ограниченным тиражом, не распространяется по подписке, что делает опубликованные в нем акты недоступными для всеобщего сведения.

Проанализируйте ситуацию. Каким, по Вашему мнению, должно быть решение суда?

2. Жители села Куликово приняли на местном референдуме устав созданного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган соответствующего субъекта РФ с просьбой зарегистрировать данный устав. Законодательный орган отказал на том основании, что принятый устав в качестве единственного института местного самоуправления в селе называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривал. Представители жителей села Куликово доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Кто в данной ситуации прав и почему?

Проанализируйте все возможные на практике варианты действия.

3. Устав одного из муниципальных образований включал следующие вопросы:

наделение граждан, не проживающих в этом муниципальном образовании, но имеющих на его территории в собственности объекты, активным и пассивным избирательным правом;

предоставлял органам местного самоуправления право отказа выполнять отдельные государственные полномочия;

регулировал порядок выборов органов местного самоуправления.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава.

Проанализируйте ситуацию.

4. Городская дума приняла Устав муниципального образования двумя третями голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Выяснилось, что на заседании городской думы отсутствовало три депутата. Прокурор города опротестовал это решение, указав на то, что на заседании не было необходимого кворума. Поясните сложившуюся

13

ситуацию. Устанавливает ли федеральное законодательство норму голосования для принятия устава муниципального образования?

5. Регистрирующий орган отменил свое решение о государственной регистрации устава. Представительный орган муниципального образования обратился в суд с заявлением о незаконности решения регистрирующего органа. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

6. При принятии устава муниципального образования были проведены публичные слушания, однако результаты публичных слушаний не были опубликованы в местной печати, но были размещены на сайте местной администрации. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава муниципального образования, ссылаясь на нарушения порядка принятия устава. Проанализируйте и оцените сложившуюся ситуацию.

МОДУЛЬ 2

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И КОМПЕТЕНЦИОННЫЕ

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ТЕМА 4

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

1. Муниципальное образование: понятие, формы, виды.

2. Двухуровневая система муниципальных образований.

3. Поселения как муниципальные образования.

4. Муниципальные районы как муниципальные образования.

5. Городской округ как особая форма муниципального образования.

6. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.

7. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах.

Задачи

1. Назовите основные признаки муниципального образования. Является ли отсутствие хотя бы одного из признаков препятствием для признания территории муниципальным образованием?

14

2. Депутаты представительного органа муниципального образования на своем заседании присвоили муниципальному образованию статус наукограда и внесли соответствующие изменения в устав муниципального образования. Регистрирующий орган отказался регистрировать данные изменения. Каковы мотивы регистрирующего органа. Подготовьте письменный мотивированный отказ.

3. В законе субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве данного субъекта было установлено, что основной единицей для осуществления местного самоуправления является город. Если же на территории этого субъекта Российской Федерации существуют деревни, поселки, иные населенные пункты, помимо городов, то они либо должны приобретать статус города, либо быть включены в состав города в качестве района? Законна ли указанная норма?

4. Составьте сравнительную таблицу видов муниципальных образований, установленных действующим законодательством о местном самоуправлении, указав критерии сравнения.

5. По предложению Министерства обороны РФ, согласованному с Министерством регионального развития, в 2010 году Правительством РФ принято решение о создании закрытого административно-территориального образования. Постановлением Правительства РФ о создании ЗАТО предусматривалось, что 1) на территорию созданного ЗАТО допущены представители международной организации N., которые под контролем федеральной службы безопасности осуществляют проведение экологического мониторинга, в связи со строительством производственно-промышленного комплекса с особым режимом безопасного функционирования; 2) в трехгодичный период строительства и введения в эксплуатацию производственно-промышленного комплекса с особым режимом безопасного функционирования решение вопросов местного значения в пределах границ ЗАТО осуществляется органами государственной власти субъекта РФ, на территории которого создано ЗАТО; по окончании работ по введению в эксплуатацию производственно-промышленного комплекса, в 2014 году, проводятся муниципальные выборы по формированию всех органов местного самоуправления.

Оцените законность принятого решения.

ТЕМА 6

КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1. Понятие и структура компетенции муниципальных образований.

15

2. Вопросы местного значения поселений, муниципального района, городского округа. Их особенности.

3. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения: понятие, особенности.

4. Выполнение социально значимых работ.

5. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: порядок наделения; осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Задачи

1. В устав муниципального образования со статусом городского поселения были включены следующие вопросы местного значения:

а) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением;

б) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения;

в) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселения, входящего в состав муниципального района;

г) установление права изъятия у собственников земельных участков для нужд муниципального образования;

д) включение права определять порядок формирования представительного органа поселения.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава. Проанализируйте ситуацию. Какие вопросы местного значения закреплены законодательством за муниципальными образованиями-поселениями?

2. Губернатор области указом делегировал муниципальным органам часть полномочий в области местного самоуправления, относящихся в соответствии с федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации. Глава муниципального образования, расположенного на территории области, отказался выполнить это предписание, поскольку при передаче полномочий были нарушены требования законодательства Российской Федерации.

Оцените законность и обоснованность его действий. Назовите обязательные условия, которые должны быть соблюдены при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

16

3. При обсуждении проекта устава муниципального района депутаты представительного органа приняли решение включить в него следующие вопросы: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципальных образований, входящих в состав муниципального района; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; законодательство о муниципальной службе.

Проанализируйте указанные вопросы и определите, какие из них могут быть включены в устав муниципального района в качестве вопросов местного значения?

4. Представительный орган городского поселения принял решение о включении в число предметов ведения вопроса, не отнесенного к вопросам местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава муниципального образования отказался подписать указанное решение, ссылаясь на то, что данный вопрос не относится к компетенции местного самоуправления, а его решение повлечет расходы, не запланированные в бюджете муниципального образования.

Оцените юридическую обоснованность аргументации главы муниципального образования.

5. Глава городского округа издал постановление о привлечении населения муниципального образования к выполнению социально значимых работ по уборке территории города. Основанием принятия такого решения явился пункт 2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако прокуратура субъекта Федерации внесла протест на указанное постановление главы городского округа, аргументируя свои возражения тем, что в уставе муниципального образования не предусматривалось полномочие главы города привлекать население к выполнению социально значимых работ.

Проанализируйте указанную ситуацию. Кто прав в данном споре?

6. Глава городского округа и губернатор субъекта Российской Федерации заключили соглашение о передаче полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации.

Прокурор субъекта Российской Федерации внес протест на указанное соглашение, мотивируя свои возражения тем, что федеральное законодательство не предусматривает передачи полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти.

17

Руководители муниципального образования и субъекта Федерации пояснили, что в законодательстве отсутствует положение о запрете наделения органов государственной власти полномочиями органов местного самоуправления.

Разрешите спор.

МОДУЛЬ 3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ТЕМА 7

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие, система, структура органов местного самоуправления. Соотношение понятий «орган местного самоуправления», «муниципальный орган», «орган муниципального образования».

2. Модели организации местной власти.

3. Органы местного самоуправления как юридические лица.

4. Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, особенности формирования, компетенция, организация деятельности, порядок принятия и вступления в силу правовых.

5. Правовое положение депутата представительного органа муниципального образования.

6. Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления, полномочия, вступление в должность и прекращение полномочий, правовые акты.

7. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования: понятие, структура, порядок наделения полномочиями и правовые акты главы и должностных лиц исполнительно-распорядительного органа.

8. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования; цели создания; компетенция; статус в системе органов местного самоуправления.

Задачи

1. В одном из поселений представительный орган не обладал правами юридического лица. Депутаты объясняли подобную ситуацию тем, что все депутаты осуществляют свою

18

деятельность в этом органе на непостоянной основе. А финансирование представительного органа осуществляется местной администрацией.

Проанализируйте ситуацию. Какие органы местного самоуправления должны являться юридическими лицами? Какой порядок государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц?

2. Уставом одного из муниципальных образований было предусмотрено, что контрольный орган муниципального образования является органом, входящим в состав местной администрации. Проанализируйте эту ситуацию с позиции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Уставом одного городского округа закреплялось, что избирательная комиссия данного муниципального образования является муниципальным органом. Регистрирующий орган настаивал на том, что избирательная комиссия является органом местного самоуправления, а понятие «муниципальный орган» в законодательстве отсутствует.

Разрешите спор. В каком статусе действует избирательная комиссия муниципального образования?

4. На первой сессии городского совета, состоявшего из 35 депутатов, было принято решение образовать пять постоянных комиссий. Для того, чтобы состав комиссий не был малочисленным, депутаты решили, что каждый из них может быть членом сразу нескольких постоянных комиссий. В целях повышения профессионализма и компетентности в работе постоянных комиссий в их состав были включены также по одному представителю от соответствующих структурных подразделений городской администрации. На этой же сессии была создана комиссия по проверке заявлений группы избирателей о фактах коррупции некоторых руководителей муниципальных образований.

Охарактеризуйте принятые городским советом решения с точки зрения соответствия их законодательству.

5. Сотрудник Госавтоинспекции МВД РФ привлек к административной ответственности гражданина К. за переход улицы на красный сигнал светофора. Однако гражданин К. предъявил удостоверение депутата городского совета и заявил, что в соответствии с законодательством на него не могут быть наложены меры административного взыскания без согласия городского совета. Работник милиции направил протокол о нарушении правил дорожного движения депутатом К. в городской совет.

Проанализируйте данную ситуацию.

6. В ходе проверки, проведенной городской налоговой инспекцией, было установлено, что в деятельности фирмы «Сокол», возглавляемой депутатом городской думы Смирновым,

19

имеются существенные нарушения налогового законодательства, которые привели к значительному занижению сумм налоговых платежей в бюджет.

По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. Однако городская дума не дала своего согласия на привлечение депутата Смирнова к уголовной ответственности.

Как должен быть решен данный вопрос? 7. Группа избирателей обратилась к председателю городской думы с тем, чтобы наложить штраф на их депутата за то, что он не выполняет свои предвыборные обещания, не организует встреч с избирателями и не отчитывается перед ними. Какие меры ответственности и в каком порядке могут быть применены к депутату в данном случае?

8. Глава поселения:

а) издал распоряжение о приостановлении на территории поселения продажи спиртных напитков на период уборки урожая;

б) поручил работнику администрации на время своего отсутствия подписывать платежные поручения по счетам администрации;

в) обязал административную комиссию образовать в поселении добровольную народную дружину;

г) издал постановление о взимании в границах поселения специального налога с владельцев жилых домов, а также на продажу и дарение домовладений;

д) издал распоряжение об изъятии частного земельного участка у одного из жителей поселения для использования территории под строительство жилья.

Дайте правовую оценку указанным действиям.

9. Заполните таблицу:

№ п/п

Представительские полномочия главы муниципального образования

Полномочия главы муниципального образования по руководству местной администрацией

Полномочия главы муниципального образования во взаимоотношениях с местным представительным органом

10. Законодательный орган государственный власти субъекта Российской Федерации принял закон о типовых структурах местных администраций города, района, сельского поселения. В уставе одного из муниципальных образований закреплялась иная структура

20

местной администрации. Регистрирующий орган отказал в регистрации данного устава на том основании, что он противоречит закону субъекта Российской Федерации. Представительный орган данного муниципального образования обратился с заявлением в суд.

Проанализируйте указанную ситуацию.

ТЕМА 8

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие и формы ответственности.

2. Основания ответственности выборных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования. Процедура отзыва выборных лиц местного самоуправления.

3. Основания и порядок привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

5. Контроль и надзор за соблюдением законов в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

6. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования.

7. Временное осуществление органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления: основания и порядок.

Задачи

1. Население муниципального образования обратилось к губернатору области с предложением провести отзыв главы данного муниципального образования. Губернатор назначил дату проведения отзыва и отдал распоряжение областной избирательной комиссии организовать процедуру отзыва. Оцените действия губернатора. Как законодательно регулируется процедура отзыва главы муниципального образования?

2. Губернатор области делегировал главе муниципального образования часть своих полномочий в области местного самоуправления. Глава муниципального образования отказался обязать подчиненные ему муниципально-властные структуры реализовать указанные полномочия ввиду недостаточного финансового обеспечения. Губернатор издал указ о привлечении главы муниципального образования к дисциплинарной ответственности за неисполнение государственных полномочий.

21

Оцените законность действий губернатора области и главы муниципального образования с позиции норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об ответственности.

МОДУЛЬ 4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ТЕМА 9

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие экономической основы местного самоуправления.

2. Муниципальная собственность: понятие, состав имущества, находящегося в муниципальной собственности. Особенности распределения имущества, находящегося в составе муниципальной собственности, межу различными категориями муниципальных образований.

3. Субъекты права муниципальной собственности.

4. Управление и распоряжение органами местного самоуправления муниципальной собственностью.

5. Муниципальный заказ.

6.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.

7. Местный бюджет: понятие, структура. Доходная часть местного бюджета. Расходная часть местного бюджета.

8. Местные налоги и сборы: понятие, виды, порядок введения.

9. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях. Стадии бюджетного процесса.

Задачи

1. Прокурор Домбаровского района Оренбургской области обратился в суд заявлением признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Красночабанский сельсовет». В обращении прокурора указывалось, что в пределах границ территории сельского поселения расположены три гидротехнических сооружения (т.е. плотины, далее - ГТС), балансовая принадлежность которых не определена. Прокурор усматривает бездействие администрации в неисполнении предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических

22

сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для предотвращения и ликвидации аварии, последствий аварии ГТС, организации его эксплуатации ГТС.

В судебном заседании представитель ответчика заявленного требования прокурора не признал. Сославшись на п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация МО исходит из того, что МО владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. Законодательно предусмотренные меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы администрацией МО по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных ГТС. Судебный порядок возложения на МО таких обязанностей законом не предусмотрен, что соответствует и Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580.

Разрешите изложенное правовое затруднение и аргументируйте решение.

2. С. обратилась в суд с иском о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда к МУП "Спецдормост" муниципального образования "город Оренбург", по вине которого истице причинен вред.

Ответчик выполнил работы по устройству дорожного полотна по пер. Архивному г. Оренбурга, проложенного рядом с домом, сособственником которого является истица. В результате проведенных работ дом истицы оказался ниже уровня проезжей части, не оборудованной водоотводными устройствами. По данной причине на протяжении нескольких лет дом был подтоплен, что привело к усадке его фундамента и разрушению стен.

Суд установил, что водоотводов в виде лотков или труб по пер. Южному и пер. Архивному в месте расположения части дома истицы не имеется, тогда как необходимость в водоотводных устройствах предусмотрена строительными нормами и правилами. Кроме того, судом произведена замена ответчика МУП "Спецдормост" на администрацию г. Оренбурга, поскольку Постановлением Оренбургского городского Совета, в соответствии со ст. 9 Устава г. Оренбурга, вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в границах города отнесены к вопросам местного значения, являющимися предметом ведения администрации г. Оренбурга.

Проанализируйте изложенную правовую ситуацию, собственные выводы по делу аргументируйте.

23

3. В уставе одного городского округа было определено, что районы города имеют собственные бюджеты. Органы прокуратуры опротестовали данное положение устава. Какие аргументы, на Ваш взгляд, легли в основу протеста прокурора? Обоснуйте свой ответ. Назовите структурные элементы местного бюджета?

4. Житель городского округа обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству постановления главы данного муниципального образования «О повышении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте». Положением о муниципальном унитарном предприятии в данном городском округе предусмотрено право главы города устанавливать тарифы на выполняемые работы и оказываемые услуги муниципальными унитарными предприятиями. Постановлением главы муниципального образования увеличен размер платы за проезд в городском пассажирском транспорте (автобус, трамвай, троллейбус).

Жителем города оспаривается право главы муниципального образования устанавливать тарифы по перевозке пассажиров муниципальными предприятиями городского пассажирского транспорта. Заявитель считает, что оспариваемые им положения указанных правовых актов приняты с превышением полномочий органов местного самоуправления, нарушают общие принципы организации местного самоуправления, права граждан.

Проанализируйте ситуацию. Каким, по Вашему мнению, должно быть решение суда?

5. Представительный орган муниципального образования к началу финансового года не утвердил бюджет муниципального образования. Глава поселения своим постановлением утвердил временный бюджет поселения до утверждения основного бюджета представительным органом. Представительный орган принял решение обратиться в суд на указанные действия главы муниципального образования.

Проанализируйте ситуацию. Что представляет собой бюджетный процесс в муниципальном образовании? Из каких этапов он складывается?

ТЕМА 10

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Местный референдум: понятие; правовая основа проведения; субъекты, имеющие право инициировать проведение местного самоуправления; реализация права граждан муниципального образования на осуществление инициативы проведения референдума; круг вопросов, по которым проводится местный референдум; обстоятельства, исключающие

24

проведение местного референдума; порядок постановки вопроса о проведении местного референдума юридическая сила решения, принятого на местном референдуме.

3. Особенности муниципальных выборов: правовая основа организации и проведения; виды и порядок применения избирательных систем на муниципальном уровне; порядок назначения выборов; полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти по организации муниципальных выборов; статус избирательной комиссии муниципального образования; финансирование муниципальных выборов; определение итогов голосования и установление результатов выборов.

4. Голосование граждан по вопросам местного значения.

5. Сходы граждан.

Задачи

1. Формами непосредственной демократии в системе местного самоуправления являются: собрания граждан; сходы граждан; депутатские слушания; областной референдум; правотворческая инициатива; коллегия администрации города; городской референдум; выборы депутатов краевого Законодательного Собрания; обращение жителей в администрацию района; выборы главы муниципального образования; заседания постоянной комиссии представительного органа муниципального образования. Выберите правильные ответы, обосновав свой выбор со ссылками на законодательство.

2. На местный референдум были вынесены следующие вопросы: об установлении льгот по оплате налогов в местный бюджет для учреждений здравоохранения и народного образования; о переименовании улиц города; о строительстве аквапарка; об отзыве главы муниципального образования. Какие из этих вопросов могут стать предметом местного референдума?

3. Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации своим постановлением назначил выборы депутатов представительных органов ряда муниципальных образований данного субъекта Федерации. Одно из межрегиональных общественных объединений обратилось в суд с заявлением о признании данного постановления незаконным.

Проанализируйте указанную ситуацию.

4. Представительный орган муниципального образования не назначил выборы главы поселения в установленный срок. Избирательная комиссия поселения обратилась в прокуратуру по данному факту нарушения избирательного законодательства. Прокуратура обратилась в суд с заявлением о назначении муниципальных выборов. Суд назначил выборы

25

главы поселения на второе воскресенье сентября. Дайте правовую оценку описанной ситуации.

ТЕМА 11

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Территориальное общественное самоуправление: понятие, правовая и экономическая основа деятельности; порядок регистрации; взаимоотношения с органами местного самоуправления; гарантии организации и деятельности.

2. Собрания и конференции граждан.

3. Публичные слушания.

4. Опросы граждан.

5. Правотворческая инициатива граждан.

Задачи

1. Комитет территориального общественного самоуправления обратился в представительный орган муниципального образования в порядке правотворческой инициативы с проектом Положения об озеленении улиц. Представительный орган ответил отказом на обращение комитета, мотивировав его тем, что в местном бюджете не предусмотрено финансирование подобного мероприятия. Комитет обратился в прокуратуру.

Проанализируйте изложенную ситуацию.

2. Уличный комитет обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию. В иске указывалось, что муниципальное унитарное предприятие отключает воду в дневное время в жилых домах, не предупреждая об этом жильцов и не пересчитывая оплату коммунальных услуг. Муниципальное унитарное предприятие объясняло свои действия тем, что в указанных домах проводится замена водопроводных труб, в связи с чем у жильцов не должно быть никаких претензий. Оплату же коммунальных услуг предприятие не пересчитывает, направляя ее на замену труб. Какое решение, по Вашему мнению, должен принять суд? Является ли уличный комитет территориальным общественным самоуправлением?

3. На собрании жителей села Александровка было принято решение ввести сбор за право торговли. Глава сельской администрации заявил, что установление подобного сбора не входит в компетенцию собрания граждан.

Дайте оценку действиям собрания жителей села и главы сельской администрации.

26

4. В соответствии с постановлением администрации области было начато строительство дороги областного значения, которая проходила через село Кедровка. Часть домов в связи с этим было решено снести. Однако жильцы домов, подлежащих сносу, решили выступить с правотворческой инициативой о строительстве дороги в обход села. Их поддержали и другие жители села. Письменное заявление по этому вопросу было направлено в администрацию области.

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли действия жителей села? Что понимает законодательство под правотворческой инициативой?

5. Жители одного городского округа обратились в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству решения представительного органа о внесении изменений в генеральный план городского округа. По мнению жителей, были нарушены нормы законодательства о проведении публичных слушаний. В частности, проект изменений в генеральный план не был опубликован. Информация о проведении публичных слушаний была опубликована за пять дней до их проведения. Результаты публичных слушаний, где жители высказались против изменения генерального плана, официально опубликованы не были. В средствах массовой информации содержалась лишь общая информация о том, что публичные слушания состоялись.

Представительный орган утверждал, что поскольку результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления, то совершенно не обязательно публиковать их результаты в полном объеме.

Разрешите спор.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МОДУЛЯМ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Бабошин, О.А. К вопросу о системе муниципального права как отрасли права / О. А. Бабошин // Российский юридический журнал. -2004. -№3. - C. 45-49.

Баранчиков, В.А. Конституционно-правовая природа местного самоуправления в современной России/ В. А. Баранчиков // Закон. -2005. -№7. - C. 103-106.

Бикбулатов, И.З. Представительство как основной принцип местного самоуправления: историко-правовой аспект/ И. З. Бикбулатов // Право и политика. -2010. -№5. - C. 967-971.

Бойцова, В.В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти/ В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова // Проблемы эффективности публичной власти в Российской

27

Федерации : материалы научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 28 ноября 2002 г. ). -Ростов-на-Дону: Проф-Пресс. 2003. - C. 87-99.

Выдрин, И.В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления (государственно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право/ И. В. Выдрин ; науч. рук. Ю. И. Скуратов; СЮИ. -Екатеринбург, 1991.-187 c.

Захаров, И.В. Учет интересов населения - основной принцип организации местного самоуправления в России/ И. В. Захаров // Российский юридический журнал. -2008. -№4. - C. 84-87.

Захаров, И.В. Юридическая природа Устава муниципального образования (вопросы теории и практики): научно-практическое пособие/ И. В. Захаров; науч. ред. А. Н. Кокотов; рец. А. Н. Костюков и др. - Екатеринбург: УрГЮА, 2003. - 58 c.

Костюков, А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права: монография/ А.Н.Костюков; рец. А.Н.Кокотов [и др.] М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2003. - 301 c.

Марченко, О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право/ О. В. Марченко; науч. рук. А. Н. Костюков; Омский гос. ун-т. -Омск, 2004.-146 c. -Библиогр.: с. 146.

Соловьев, С.Г. Система фундаментальных понятий муниципального права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 - конституционное право; государственное управление; административное право; муниципальное право / С. Г. Соловьев ; науч. рук. В. Т. Прохоров; УрГЮА. -Екатеринбург, 1998.-192 c. -Библиогр.: с. 192.

МОДУЛЬ 2

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И КОМПЕТЕНЦИОННЫЕ

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Бурьянов, В.Ф. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы теории и практики): автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право : защищена 01.10.2004/ В. Ф. Бурьянов ; науч. рук. В. А. Кочев; Пермский государственный университет. -Челябинск, 2004.-28 c.

Бялкина, Т. М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: монография/ Т.М.Бялкина; науч. ред. Ю.Н.Старилов; рец. Т.Д.Зражевская и др.. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2006. - 407 c.

28

Водолазова, А.Ю. О некоторых вопросах установления границ муниципальных образований/ А. Ю. Водолазова // Российский юридический журнал. -2009. -№6. - C. 236-239.

Дитятковский М. Ю. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: монография/ М.Ю.Дитятковский; рец. А.Н.Костюков и др.. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007. - 303 c.

Докучаев, А.Ю. Городской округ в системе муниципальных образований Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право : защищена 22.10.2011 / А. Ю. Докучаев; науч. рук. В. В. Невинский; Алтайский государственный университет. -Барнаул, 2011.-23 c.

Докучаев, А.Ю. Законодательство о наукоградах Российской Федерации: содержание, пути совершенствования/ А. Ю. Докучаев // Российский юридический журнал. -2010. -№3. - C. 144-152.

Пономарева И.П. Муниципальные территории – основа государства // Конституционное и муниципальное право. -2011.- № 12.- С. 62-66.

Праскова, С.В. Упразднение муниципальных образований: критерии допустимости/ С. В. Праскова // Журнал российского права. -2011. -№3. - C. 57-64.

Рудакова, Е.В. Правопреемство в муниципальном праве/ Е. В. Рудакова // Законодательство. -2011. -№12. - C. 46-53.

Семенова, М. С. Правовая реформа территориальной организации и форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления на современном этапе: автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право : защищена 22.12.2004/ М. С. Семенова ; науч. рук. Л. А. Нудненко; МГУ им. М. В. Ломоносова. -М., 2004.-25 c.

МОДУЛЬ 3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Алексеев, И. А. Содержание и виды муниципально - правовой ответственности/ И. А. Алексеев // Журнал российского права. -2006. -№9. - C. 57-71.

Белоусова, Е. В. Избирательная комиссия муниципального образования - муниципальный орган с неопределенным статусом/ Е. В. Белоусова // Российский юридический журнал. -2010. -№4. - C. 84-91

29

Волкова, Е.А. Образование единой местной администрации муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района: проблемы реализации // Конституционное и муниципальное право. -2011.- № 8. -С. 48-50.

Ежукова, О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Конституционное и муниципальное право.- 2012.-№ 1. -С. 67-72.

Елькина, А. В. Некоторые аспекты конституционно-правовой ответственности должностных лиц местного самоуправления/ А. В. Елькина // Правовая реформа в России: материалы Всероссийской ежегодной научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 13 ноября 2009 г.). -Екатеринбург: УрГЮА. 2010. - C. 135-140

Захаров, И.В. Особенности осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления сотрудником органов внутренний дел в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право.- 2011.- № 8.- С. 62-65.

Кашо, В. С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления как предмет муниципального правотворчества/ В. С. Кашо // Журнал российского права. -2011. -№6. - C. 35-40.

Кондрашев, А. А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в РФ: основания классификации и проблемы реализации/ А. А. Кондрашев // Российский юридический журнал.- 2011. -№1. - C. 127-143.

Миронов, В. П. О структуре (системе) органов местного самоуправления с правами юридического лица/ В. П. Миронов // Российский юридический журнал. -2005. -№3. - C. 41-48.

Русинов, В.И. Контрольный орган и муниципальная повседневность/ В. И. Русинов // Российский юридический журнал.- 2009. -№4. - C. 128-130.

Трофимов, М. С. К проблеме правового статуса главы муниципального образования/ М. С. Трофимов // Государство и право.- 2010. -№11. - C. 37-44.

Турищев, С.В. Представительные органы муниципальных образований: совершенствование порядка формирования / С. В. Турищев // Современное право.- 2010. -№9. - C. 67-70.

Чанов, С.Е., Правдин Д.Г. Муниципальные органы и органы местного самоуправления: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право.- 2011.- № 9. -С. 68-71.

Щепачев, В. А. Органы местного самоуправления как юридические лица/ В. А. Щепачев // Право и политика.- 2010. -№1. - C. 20-25

30

Шугрина, Е.С. Контроль, ответственность власти и иные гарантии права на осуществление местного самоуправления: [монография] / Е.С.Шугрина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Б.и., 2008.-427 с.

МОДУЛЬ 4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

И УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Арбатская, Ю. В. Бюджетный процесс в муниципальном образовании/ Ю. В. Арбатская [и др.]; науч. ред. В. В. Игнатенко. - Иркутск : Ин-т законодательства и правовой информации, 2008. - 237 c.

Васильев, В. И. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах/ В. И. Васильев, А. Е. Помазанский // Журнал российского права. -2010. -№8. - C. 16-26.

Далеева, А.А. Формы прямой демократии как средство реализации населением полномочий контроля за деятельностью органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. -2011.-№ 12. -С. 66-69.

Дементьева, О. А. Регулирование экономической деятельности в муниципальных образованиях/ О. А. Дементьева // Российская юстиция.- 2012. -№2. - C. 8-11.

Дементьева, О. А. О регламентации института публичных слушаний в муниципальных образованиях/ О. А. Дементьева // Журнал российского права. 2010. -№11. - C. 41-53.

Захаров, И. В. Публичные слушания в системе местного самоуправления в РФ/ И. В. Захаров // Российский юридический журнал. -2006. -№4. - C. 69-74.

Костюков, А. Н. Непосредственное участие населения в осуществлении местного самоуправления/ А.Н.Костюков; Отв. ред. С.В.Арбузов. - Омск : Омский гос. ун-т, 2002. - 125 c.

Кузнецов, С. П. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления/ С. П. Кузнецов // Российская юстиция.- 2011. -№12. - C. 18-20. Михеев, Д.С. К вопросу об участии граждан и общественных институтов в муниципальном избирательном процессе / Д.С. Михеев // Пробелы в российском законодательстве.- 2012.- № 1.-С. 14-16

Модин, Н. А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования/ Н. А. Модин // Российская юстиция. - 2006. -№7. - C. 43-45.

31

Раздъяконова, Е. В. Территориальное общественное самоуправление: проблемы муниципально-правового регулирования в городских округах: автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право : защищена 29.10.2010/ Е. В. Раздъяконова ; науч. рук. И. А. Кравец; Сибирский университет потребительской кооперации. -Челябинск, 2010.-27 c.

Семенова, М. С. Правовая реформа территориальной организации и форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления на современном этапе: автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право : защищена 22.12.2004/ М. С. Семенова ; науч. рук. Л. А. Нудненко; МГУ им. М. В. Ломоносова. -М., 2004.-25 c.

Шугрина, Е. С. Особенности арбитражной практики по некоторым вопросам муниципальной собственности/ Е. С. Шугрина // Российский юридический журнал. -2009. -№1. - C. 188-201.

Шумилов, И. М. Проблемы конституционно-правового регулирования полномочий муниципальных образований в сфере формирования и исполнения местных бюджетов/ И. М. Шумилов // Адвокат.- 2009. -№1. - C. 107-110.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Избирательные права граждан Российской Федерации и иностранцев на выборах в органы местного самоуправления.

2. Предвыборная агитация как один из этапов избирательного процесса.

3. Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации: особенности, проблемы, пути разрешения.

4. Особенности местного референдума в Российской Федерации.

5. Избирательная система в России: ее применение на муниципальном уровне.

6. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления.

7. Местное самоуправление и государственная власть: общее и различное.

8. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по современному законодательству.

9. Правовое положение главы муниципального образования.

10. Муниципальное право: самостоятельная отрасль или подотрасль конституционного права.

11. Проблемы самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

12. Статус должностных лиц местного самоуправления.

13. Комплексный характер отрасли муниципального права (вопросы теории и практики).

32

14. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник муниципального права.

15. Устав муниципального образования: теоретико-практические вопросы его содержания и применения.

16. Правовые аспекты государственной регистрации устава муниципального образования.

17. Сущность местного самоуправления: вопросы теории и практики.

18. Теоретические и практические особенности субъектного и объектного состава местного самоуправления.

19. Основания и порядок ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: проблемы практической реализации.

20. Правовые аспекты соотношения административно-территориального и муниципально-территориального устройства.

21. Правовой статус муниципальных образований.

22. Теоретико-практические вопросы статуса избирательных комиссий на муниципальных выборах.

23. Участие и роль органов и должностных лиц местного самоуправления в организации муниципальных выборов.

24. Суды как субъекты избирательного процесса: муниципально-правовой аспект.

25. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления.

26. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: сущность и процедура (вопросы теории и практики).

27. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

28. Собрания, конференции граждан как форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

29. Сходы граждан как форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

30. Опросы граждан и местный референдум: общее и особенное.

31. Система органов местного самоуправления в свете реорганизации власти на местах.

32. Органы местного самоуправления как юридические лица.

33. Место и роль представительного органа муниципального образования в системе местного самоуправления.

34. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования: вопросы теории и практики.

33

35. Понятие и место главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

36. Место и роль местной администрации в системе органов местного самоуправления.

37. Природа депутатского мандата: конституционно-правовой аспект.

38. Муниципальный заказ.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Муниципальное право как комплексная отрасль права.

2. Наука муниципального права в системе иных наук: место, роль, значение.

3. Европейская Хартия местного самоуправления как источник муниципального права.

4. Судебные решения как источники муниципального права.

5. Общественная и государственная теории местного самоуправления: их значение в становлении местного самоуправления.

6. Субъекты и объекты местного самоуправления.

7. Роль местного самоуправления в организации государственной власти в Российской Федерации.

8. Система муниципального права.

9. Сущность местного самоуправления в Российской Федерации.

10. Самоуправление и местное самоуправление: от теории к практике.

11. Местное самоуправление как одна из форм прямого народовластия.

12. Местное самоуправление и народ: особенности взаимодействия.

13. Местное самоуправление и территориальное общественное самоуправление: правовые аспекты взаимодействия.

14. Роль местных представительных органов в развитии и деятельности самоуправления на местах.

15. Население как основной субъект местного самоуправления.

16. Правовые аспекты статуса выборного лица местного самоуправления.

17. Исполнительные органы местного самоуправления: проблемы статуса и деятельности.

18. Взаимодействие представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

19. Избирательное право на местном уровне: правовые основы функционирования.

20. Должностные лица и выборные должностные лица местного самоуправления.

21. Особенности прохождения муниципальной службы.

22. Муниципальная и государственная служба: общее и особенное.

23. Финансовое обеспечение местного самоуправления.

24. Гарантии реализации финансово-экономических основ местного самоуправления.

34

25. Муниципальная собственность как главный элемент экономической основы местного самоуправления.

26. Особенности принятия и исполнения местного бюджета.

27. Отзыв выборного лица местного самоуправления как одно из оснований прекращения его деятельности.

28. Современные взгляды на самостоятельность местного самоуправления.

29. Реформа местного самоуправления: есть ли в ней необходимость.

30. Будущее местного самоуправления.

31. Осуществление местного самоуправления в наукограде.

32. Местная власть в современной России: теоретические проблемы и практические решения.

33. Избирательные права граждан Российской Федерации и иностранцев на выборах в органы местного самоуправления.

34. Предвыборная агитация как один из этапов избирательного процесса.

35.Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации: особенности, проблемы, пути разрешения.

36. Особенности местного референдума в Российской Федерации.

37. Избирательная система в России: ее применение на муниципальном уровне.

38. Население муниципального образования как субъект местного самоуправления.

39. Местное самоуправление и государственная власть: общее и различное.

40. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по современному законодательству.

41. Правовое положение главы муниципального образования.

42. Муниципальное право: самостоятельная отрасль или подотрасль конституционного права.

43. Проблемы самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

44. Правовые основы муниципальной службы.

45. Статус должностных лиц местного самоуправления.

46. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

47. Муниципальные учреждения России.

48. Организационно-правовые особенности местного самоуправления в малых городах (на примере субъектов Российской Федерации).

49. Комплексный характер отрасли муниципального права (вопросы теории и практики).

50. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник муниципального права.

35

51. Устав муниципального образования: теоретико-практические вопросы его содержания и применения.

52. Правовые аспекты государственной регистрации устава муниципального образования.

53. Сущность местного самоуправления: вопросы теории и практики.

54. Теоретические и практические особенности субъектного и объектного состава местного самоуправления.

55. Основания и порядок ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: проблемы практической реализации.

56. Правовые аспекты соотношения административно-территориального и муниципально-территориального устройства.

57. Правовой статус муниципальных образований.

58. Теоретико-практические вопросы статуса избирательных комиссий на муниципальных выборах.

59. Участие и роль органов и должностных лиц местного самоуправления в организации муниципальных выборов.

60. Суды как субъекты избирательного процесса: муниципально-правовой аспект.

61. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления.

62. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: сущность и процедура (вопросы теории и практики).

63. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

64. Собрания, конференции граждан как форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

65. Сходы граждан как форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

66. Опросы граждан и местный референдум: общее и особенное.

67. Система органов местного самоуправления в свете реорганизации власти на местах.

68. Органы местного самоуправления как юридические лица.

69. Место и роль представительного органа муниципального образования в системе местного самоуправления.

70. Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования: вопросы теории и практики.

71. Понятие и место главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

72. Место и роль местной администрации в системе органов местного самоуправления.

36

73. Природа депутатского мандата: конституционно-правовой аспект.

74. Муниципальный заказ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Работа должна быть выполнена по конкретному заданию, определяемому начальной буквой фамилии студента. Работа, выполненная не по своему варианту, не подлежит проверке. Контрольную работу необходимо представить в машинописном виде (компьютерном наборе) на стандартных листах размера А 4, один русифицированный шрифт – Arial или Times New Roman,14 кегль (размер) шрифта, в подстрочных примечаниях 12, межстрочный интервал 1,5. Левое поле – не менее 3 см. Включаемые в контрольную работу таблицы можно оформить от руки. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество, номер группы и факультет, наименование кафедры, вариант контрольного задания и дисциплина.

Задания должны быть выполнены последовательно, с указанием их порядкового номера, допустимо использовать только общепринятые сокращения. В ссылках на нормативные правовые акты указывается: полное название акта; дата принятия; номер; источник опубликования; статья (пункт, абзац, иной фрагмент текста акта). Титульный лист и последняя страница контрольной работы подписывается автором.

Контрольная работа представляется в деканат в сроки, указанные в учебном графике.

Каждый вариант контрольной работы состоит из трех заданий. Первое из них – теоретический вопрос. Отвечая на него, студент должен продемонстрировать знание ключевых терминов и положений науки муниципального права в соответствующей сфере, сформулировать собственную позицию и аргументировать ее. Второе и третье задание – задачи. Прежде чем приступить к ее решению, необходимо изучить соответствующие правовые акты. В решении нужно указать нормативную основу ответа. В выводах по задаче необходимо соотносить нормативную модель решения с фактическими обстоятельствами разбираемого затруднения. Необходимо проанализировать в сравнительно-правовом ключе действующее законодательство.

Решение задач должно основываться на полном анализе обстоятельств, изложенных в условии. Позиция автора должна быть четкой; решение – развернутым и

37

аргументированным. Работа должна содержать выводы, а также основные позиции рассуждений, посредством которых сформировались выводы. Рассуждения должны строиться на основе анализа источников отрасли и науки муниципального права. К работе обязательно прилагается список использованной литературы и нормативных актов.

Список нормативных правовых актов и теоретических источников, необходимый для выполнения контрольной работы, вы можете найти в соответствующих темах настоящего учебно-методического комплекса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1 (А-Д)

Задание 1.

Порой высказывается мнение о насыщении российской юридической науки иностранными терминами. В том числе, такие упреки адресованы и муниципальному праву. Его предлагают именовать правом местного самоуправления. В чем причины наименования данной науки и отрасли как «муниципальной»?

Задание 2.

Жители села Куликово приняли на местном референдуме устав образованного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган субъекта Российской Федерации с просьбой зарегистрировать его. Законодательный орган отказал на том основании, что данный устав в качестве единственного института местного самоуправления в селе называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривал. Представители жителей села Куликово доказывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Кто в данной ситуации прав и почему?

Проанализируйте все возможные на практике варианты действия.

Задание 3.

Имеет ли право представительный орган муниципального образования отменить постановление главы муниципального образования, если оно противоречит Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 2 (Е-К)

38

Задание 1.

Найдите в тексте российской Конституции нормы, регулирующие организацию и осуществление местного самоуправления. Проанализируйте их. Чем объясняется достаточно внушительный объем конституционного регулирования местного самоуправления в нашем государстве?

Задание 2.

Представительный орган муниципального образования принял постановление о присоединении к соседнему городскому округу в качестве внутригородского района. Представительный орган городского округа согласился с указанным предложением. В итоге представительные органы обоих муниципальных образований приняли совместное решение о слиянии их в одно муниципальное образование со статусом городского округа и проведении в нем выборов депутатов представительного органа нового созыва.

Проанализируйте ситуацию. Каков порядок преобразования муниципальных образований?

Задание 3.

Сравните полномочия главы муниципального образования и главы местной администрации. Укажите сходство и различия в их правовом статусе.

Вариант 3 (Л-Р)

Задание 1.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обладают ли в связи с этим акты органов местного самоуправления властной силой? Является ли местное самоуправление властной деятельностью? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2.

Депутаты представительного органа муниципального образования на своем заседании присвоили муниципальному образованию статус наукограда и внесли соответствующие изменения в устав муниципального образования. Управление юстиции отказалось регистрировать данные изменения. Каковы мотивы органа юстиции? Поясните ситуацию.

Задание 3.

39

Губернатор области своим постановлением передал часть государственных земель в собственность муниципального образования. Оцените действия губернатора. Каков порядок передачи имущества в муниципальную собственность?

Вариант 4 (С-Х)

Задание 1.

В литературе по теории права порой утверждается, что муниципальное право лишено собственного метода правового регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?

Задание 2.

На сходе жителей сельского поселения с численностью жителей 78 человек было принято решение о создании в пределах его территории нового муниципального образования. Районная администрация отменила решение схода, мотивируя свое решение отсутствием финансово-экономических ресурсов и малочисленностью жителей поселения.

Проанализируйте ситуацию. Не ущемляются ли в данном случае интересы местного населения?

Задание 3.

Вправе ли организации межмуниципального сотрудничества осуществлять полномочия органов местного самоуправления? Может ли орган местного самоуправления являться учредителем межмуниципального хозяйственного общества? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 5 (Ц-Я)

Задание 1.

Каково соотношение понятий «государственная власть» и «муниципальная власть»?

Задание 2.

В законе субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве данного субъекта было установлено, что основной единицей для осуществления местного самоуправления является город. Если же на территории этого субъекта Российской Федерации существуют деревни, поселки, иные населенные пункты, помимо городов, то они

40

либо должны приобретать статус города, либо быть включены в состав города в качестве внутригородского района? Законна ли указанная норма?

Задание 3.

В уставе одного муниципального образования было определено, что районы города имеют собственные бюджеты. Органы прокуратуры опротестовали данное положение устава. Какие аргументы, на ваш взгляд, легли в основу протеста прокурора? Обоснуйте свой ответ.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!