Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Информационная безопасность в органах государственной власти и местного самоуправления»»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

 

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх.

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к  аудиторным занятиям.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:

Написать локальный правовой акт – разработать проект локального правового акта или блока локальных правовых актов в определенной сфере;

написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

подготовить конспект – письменно  кратко изложить содержание научной статьи;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

составить список нормативно-правовых  актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;

решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и примеры судебной практики;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также  задания из практикума.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

 

6.               Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины

 

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

 

Проведение семинарских занятий преследует цели: закрепления и углубления знаний об основных угрозах информационной безопасности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; усвоения основных положений законодательства об обеспечении информационной безопансости личности, общества и государства; создание практических навыков по правовому обеспечению информационной безопасности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию основных достижений в сфере обеспечению информационной безопансости, их критической оценки и внедрению в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:

-     приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;

-     самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;

-     развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;

-     расширении словарного запаса бакалавров, усвоении специальной терминологии в сфере информационной безопасности.

Практические занятия по предмету «Информационная безопасность в органах государственной власти и местного самоуправления» предусматривают следующие задачи:

во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить бакалаврам возможность проявления их индивидуальности;

во-вторых, проверить качество усвоения бакалаврами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.

При изучении каждой темы и при подготовке к семинару бакалавру рекомендуется:

-     ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;

-     ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся  в библиотеке университета;

-     использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.

Кроме изучения вопросов, указанных в плане практических занятий, бакалавр должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоений терминов по теме), тестовое и практическое (решение тестов и юридических задач в области правового обеспечения информационной безопасности, составление локальных правовых актов в сфере обеспечения информационной безопасности).

Для выполнения этих заданий студенту-бакалавру надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки нормативных правовых актов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.

Текущий контроль предполагает выявление знаний и умений бакалавра по вопросам темы в процессе коллективного обсуждения:

-     семинар в диалоговом режиме после освоения материала;

-     решение практических задач на основе изученного материала;

-     обсуждение решений ситуационных заданий;

-     проведение деловой игры;

-     тестирование;

-     обсуждение презентаций проектов.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.

Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:

-     заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов-бакалавров по плану занятия;

-     проверяя «домашние» задания;

-     проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.

В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке  сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.            В ходе практических занятий активно используются интерактивные формы обучения, такие как: метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа); мозговой штурм (из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос); работа в малой группе (решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников  занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания).

 

Практическое занятие № 1

Понятие и угрозы информационной безопасности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

 

1.   Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности. Национальные интересы РФ в информационной сфере. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках. Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения информационной безопасности.

2.   Понятие угрозы. Виды противников или «нарушителей». Виды возможных нарушений информационной системы. Анализ угроз информационной безопасности. Классификация видов угроз информационной безопасности по различным признакам (по природе возникновения, степени преднамеренности и т.п.).

3.   Понятие и структура вредной информации. Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации.

4.   «Информационная атака», «информационное оружие», «информационные войны»: понятие, виды, правовая оценка.

5.   Режим конфиденциальности: понятие, сферы применения. Виды нарушений режима конфиденциальности. Шпионаж.

6.   Защита информации: понятие, цели, особенности правовое регулирование.

7.   Права и обязанности субъектов в области защиты информации.

8.   Защита права на доступ к информации.

9.   Сертификация средств защиты информации.

10.            Лицензирование деятельности в сфере защиты информации.

 

Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы по данной теме.

При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-3, ПК-2, ПК-3.

Рекомендуемые источники:

1.     ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ // Российская газета. 29.07.2006 г.

2.     ФЗ РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ.  2004. № 32. Ст. 3283.

3.     ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации 2001 33 (Часть I), ст. 3430

4.     Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 г. № 135  // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №  9. Ст. 928.

 

Задание

1.               Составить Положение о защите информации в организации (структурном подразделении).

 

Практическое занятие № 2. Правовое обеспечение информационной безопасности

1.               Структура современного законодательства об информационной безопасности его место в системе российского законодательства.

2.               Нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, трудового и иных отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере информационной безопасности. 

3.               Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» как базовый нормативный правовой акт законодательства об информационной безопасности.

4.               Международно-правовые акты в сфере обеспечения информационной безопасности.

5.               Проблемы становления и развития законодательства об информационной безопасности в России.

 

При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-3, ПК-2, ПК-3.

 

Рекомендуемые источники:

1.               Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.93. № 237.

2.               Всеобщая декларация прав человека. 10.04.1948 г. / Российская газета.  05.04.1995. № 74.

3.               Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

4.               Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Российская газета. 22.12.2006 г.

5.               Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6.               Трудовой кодекс РФ от   30.12. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 3.

7.               Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.       

8.               ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ // Российская газета. 29.07.2006 г.

 

Практическое занятие № 3

Обеспечение защиты информации ограниченного доступа в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

1. Обеспечение защиты информации ограниченного доступа в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

2. Правовые основы защиты служебной тайны. Защита в режиме служебной тайны сведений, доступ к кото¬рым ограничивается в соответствии с законодательством, при обращении и хранении таких сведений (информации) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

3. Защита определенных категорий значимых сведений о гражданско-пра¬вовых отношениях в соответствии с «Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Практика совершенствования института сведений ограниченного распространения как основа формирования и со¬вершенствования института служебной тайны.

4. Служебная информация на рынке ценных бумаг. Инсайдерская информация.

5. Понятие, виды коммерческой тайны. ФЗ «О коммерческой тайне». Правовой режим ноу-хау. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Критерии охраноспособности коммерческой тайны. Субъекты-обладатели прав на коммерческую тайну. Сведения, не являющиеся коммерческой тайной.

6. Меры охраны коммерческой тайны. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях. Охрана коммерческой тайны в гражданско-правовых отношениях. Передача коммерческой тайны органам государственной и муниципальной власти. Правовое оформление охраны коммерческой тайны. Положение о коммерческой тайне в организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации. Ответственность за незаконные действия со сведениями, составляющими коммерческую тайну.

7. Понятие, виды, правовой режим профессиональной тайны. Правовые основы защиты банковской тайны. Источники банковской тайны. Кредитные истории. Объекты и субъекты права на банковскую тайну. Права владельца банковской тайны и обязанности пользователей ею Способы защиты владельцем банковской тайны своих прав. Правовой режим налоговой тайны.

 

При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-3, ПК-2, ПК-3.

Интерактивные формы: Работа в малых группах. Мозговой штурм

 

Рекомендуемые источники:

1.         Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.93. № 237.

2.         Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Российская газета. 22.12.2006 г.

3.         Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

4.         Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5.         Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6.         Трудовой кодекс РФ от   30.12. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 3.

7.         ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ // Российская газета. 29.07.2006 г.

8.         ФЗ РФ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. // Российская газета. 29.07.2006 г.

9.         ФЗ РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ.  2004. № 32. Ст. 3283.

10.       Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 (в ред. ФЗ от 06.10.1997 г., № 131-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.

11.       Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. №  188 // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

12.       Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12.02.2003 г. № 98 // Собрание законодательства РФ. № 7. Ст. 658.

Задачи

1. На запрос газеты «Труд и занятость в регионе» руководитель ОАО «Купрос» Колосветков Ю.Ю. предоставил данные об отдельных работающих на данном предприятии лицах, которые были приняты недавно на работу в ОАО «Купрос», а до этого были безработными. Также им были им переданы данные о лицах, которые систематически нарушают трудовую дисциплину. Кроме того, им были предоставлены сведения о дате рождения всех работающих на данном предприятии. 

Нарушил ли Колосветков Ю.Ю. законодательство РФ? Может ли опубликовать газета «Труд и занятость в регионе» полученную информацию?

 

2. Коммерческий банк «Юта» заключил договор с фирмой «Новые правовые технологии» о внедрении в своем юридическом отделе самых современных информационных систем «Банковское право» и «Правовое регулирование рынка ценных бумаг». «Новые правовые технологии» установили в банке названные системы и получили вознаграждение за это. При этом они предупредили банк о конфиденциальности полученных сведений и недопустимости их разглашения и приступили к выполнению нового заказа.

Президент банка «Юта» Иванов  решил сделать приятное своему другу – председателю правления банка «Север» Петровуи передал его компьютерщикам всю информацию из новых систем.

Узнав об этом директор «Новые правовые технологии» предъявил к банку «Юта» иск в суд с требованием возмещения причиненного ущерба в виду разглашения коммерческой тайны.

Есть ли нарушения в данном случае? При каких условиях «Юта» и ее директор понесут наказание за содеянное?

 

3. Инженер Галич приглашен на работу в АО «Ситрокс-Электроникс» для организации выпуска нового вида продукции. В процессе работы Галич обратил внимание, что сведения о переходе предприятия на выпуск новых изделий и их характеристики известны многим работникам и никаких мер по защите этой информации руководство общества не принимает. Галич поделился с этим с Харловым, который также раньше работал на этом предприятии и знает всю технологию, а сейчас работает в АО «Электро-Мобиле».

Вскоре АО «Электро-Мобиле» освоило производство указанных выше новых изделий. Руководство АО «Ситрокс-Электроникс» обвинило во всем Галича и обратилось в прокуратуру за возбуждение уголовного дела.

Кто истинный виновник в данной ситуации? Будет ли кто-то привлечен к ответственности?

4. Составьте Положение о коммерческой тайнк государственного предприятия. Составьте перечень сведений, которые могут являться коммерческой тайной данного предприятия.

      

       Семинарское занятие с использованием мозгового штурма как интерактивной формы обучения.  Составления перечня сведений, составляющих коммерческую тайну государственного предприятия.

 

Практическое занятие № 4. Защита государственной тайны

1.               Правовые основы защиты государственной тайны. Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие защиту государствен­ной тайны.

2.               Закон РФ «О государственной тайне». ФЗ «О безопаснос­ти».

3.               Государственная безопасность, общие положения законодательства.

4.           Сведения, относимые к государственной тайне, и полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

5.               Принципы и порядок отнесения сведе­ний к государственной тайне и их засекречивания.

6.               Грифы секретности носителей этих сведений. Порядок распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

7.               Обеспечение защиты государственной тайны, органы защиты.

8.               Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

9.               Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

10.            Порядок сертификации средств защиты информации. Контроль и надзор за обеспе­чением защиты государственной тайны.

 

При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-3, ПК-2, ПК-3.

Рекомендуемые источники:

1.         Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.93. № 237.

4.         Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5.         Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6.         Трудовой кодекс РФ от   30.12. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 3.

7.         ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ // Российская газета. 29.07.2006 г.

10.       Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 (в ред. ФЗ от 06.10.1997 г., № 131-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.

Задачи           

1. Московский завод «Вымпел» в связи с выполнением совместно с Челябинской холдинговой компанией «Луч» закрытых заказов министерства обороны, передал «Лучу» часть нормативных актов и документации, составляющих, по его мнению, государственную тайну.

 При этом директор завода «Вымпел» Алюпов сразу же отправил в Челябинский «Луч» своего юриста и секретчика, чтобы убедиться, что у «Луча» имеются условия и лицензии на проведение закрытых работ.

В «Луче» формально приняли гостей, но ничего показывать и рассказывать им не стали. Директор «Луча» сказал, что мы ничего не нарушаем и в контролерах не нуждаемся.

Узнав об этом директор «Вымпела» Алюпов обратился в Межведомственную комиссию по защите гос. тайны.

Кто в данной ситуации неправ? Какие нормы законодательства о гос. тайне нарушены?

 

2. Программиста НИИ средств связи Иванова пригласил к себе начальник главка Госкомитета по связи и информации Сергеев и предложил ему возглавить в Госкомитете отдел закрытых программ. Он уволился из НИИ и назначен на новую должность в Госкомитете, приступил к работе. Вскоре Сергеев заявил Иванову, что тот не может быть допущен к работе с секретной информацией, так как в свое время работал в коммерческой фирме, поэтому с ним расторгают договор.

Иванов уволился и обратился в суд с требованием восстановления в должности, поскольку как он считает он имеет право работать с секретными материалами.

Нарушено ли здесь законодательства о гос. тайне? Кто прав в сложившейся ситуации?

 

3. Журналист Ячмиченко П.П. напечатал в газете «Секретное дело» статью под названием «Главный капитал России», в которой привел полученные от эксперта Совета Безопасности России Вольдиманова  общие сведения о государственных запасах всех драгоценных металлов и камней,  а также назвал размеры золотого запаса и валютных резервов РФ.

Проанализируйте эту ситуацию с точки зрения нарушения норм законодательства РФ о государственной тайне. Должны ли быть привлечены к ответственности Вольдиманов и Ячмиченко за разглашение указанных сведений?

 

Практическое занятие № 5. Защита персональных данных в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

1.               Понятие и признаки персональных данных.

2.               Правовые основы защиты персональных данных в Конституции РФ.

3.               Основные положения Европейской конвенции о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных.

4.               ФЗ «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» о порядке правовой защиты персональных данных.

5.               Глава 14 Трудового кодекса РФ как основа регулирования персональных данных работника.

6.               Персональные данные государственных служащих.

7.               Меры охраны персональных данных.

 

       При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-3, ПК-2, ПК-3.

Интерактивные формы: Работа в малых группах. Мозговой штурм

Рекомендуемые источники:

1.               Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ.

2.               Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ.

3.               Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. №419 «О федеральной службе и по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций» (Россвязькомнадзор) - о выполнении функций по контролю и надзору за соответствием обработки ПДн требованиям законодательства Российской Федерации в области ПДн

4.               Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи».

5.               Постановление правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами».

6.               Постановление правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

 

       Семинарское занятие с использованием мозгового штурма как интерактивной формы обучения.  Мозговой штурм по определению перечня персональных данных в органах государственной власти и местного самоуправления.

 

Практическое занятие № 6. Защищенный электронный документооборот

1.               Правовое регулирование межведомственного электронного документооборота.

2.               Понятие и принципами межведомственного электронного документооборота.

3.               Положение о системе межведомственного электронного документооборота.

4.               Электронный документ: понятие, виды, особенности правового регулирования          . Электронно-цифровая подпись: понятие, виды, особенности и пределы использования. Обеспечения юридической значимости электронного документооборота.

5.               Федеральный закон «Об электронной подписи».

6.               Виды электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

 

При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-3, ПК-2, ПК-3.

Рекомендуемые источники:

1.               ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ – 2010. – № 31. – Ст. 4179.

2.               ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных орга-нов и органов местного самоуправления» от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. –  № 7. – Ст. 776.

3.               ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ  // СЗ РФ. – 2011. – 15. – Ст. 2036.

4.               Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ от 7 февраля 2008 № Пр-212 // Российская газета. – 2008. – 16 февраля.

5.               Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. – 2000. – 28 сентября.

6.               Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных орга-нов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 // СЗ РФ. – 2009. – № 26. – Ст. 3167.

7.               Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р // СЗ РФ. – 2010. – № 46. – Ст. 6026.

8.               Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р // СЗ РФ. – 2010. – № 46. – Ст.  6026.

9.               Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005  № 1789-р // СЗ РФ. – 2005. – № 46.  – Ст. 4720.

10.            Концепция использования информационных технологий в деятельности федераль-ных органов государственной власти до 2010 года и план мероприятий по ее реализации. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 №1244-р // Российская газета. – 2004. – 7 октября.

11.            Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р // СЗ РФ. – 2008. – №20. – Ст. 2372.

 

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными  учебно-тематическими планами для очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

 

Методические указания для контрольных работ и задания  на межсессионный период для магистров заочной и очно-заочной форм обучения:

 

Контрольную работу желательно выполнить в машинописном варианте на стандартных листах формата А4 шрифтом Times New Roman 12 через 1,5 интервал, оставив на каждой странице поля 2х2х2х2. На титульном листе необходимо обязательно указать ФИО, номер группы, название факультета, наименование кафедры, название дисциплины, номер варианта и ФИО преподавателя. Контрольную работу необходимо сдать на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данному предмету.

При подготовке контрольной работы магистр должен:

- научиться работать с законодательством, юридической  литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

- усвоить основные теоретические положения и нормативные акты;

- выработать собственную точку зрения и умение применять положения нормативно-правовых актов к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;

- самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал.

Контрольная работа включает в себя задание по разработке пакета документов, необходимых в любом органе государственной власти и местного самоуправления по защите персональных данных. Каждому студенту определяется орган государственной власти или местного самоуправления для которого необходимо разработать пакет актов.

Студент, выполнив задание, должен:

знать:

- общие категории и понятия в сфере информационной безопасности, а также специальные термины, применяемые в законодательстве об обеспечении иныормационной безопасности;

- особенности организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в России;

- особенности правового регулирования обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.

уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями законодательства об обеспечении информационной безопасности;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними отношения в сфере информационной безопасности;

- работать с федеральным законом «О персональных данных» и др. нормативными актами.

владеть:

- навыками работы с правовыми актами, регулирующими  вопросы информационной безопасности

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, норм об информационной безопасности и отношений.

В результате выполнения задания у студента формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

- ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства

Система оценки:

Задание контрольной работы оценивается по шкале от 0 до 20 баллов. При этом, если за ответ по заданию студент набирает меньше 10 баллов, итоговая оценка по нему – 0 баллов.

Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы. Должно быть использовано действующее законодательство.

Правила оценки представленного решения:

правильный и полный ответ – 18-20 баллов;

точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 10 - 12 баллов;

неточный и неполный ответ или  неправильный ответ – 0 баллов.

Оценка может быть снижена в следующих случаях:

- использованы нормативные правовые акты, утратившие силу (до 0 баллов);

- работа выполнена небрежно, содержит недопустимые сокращения, зачеркивания, неразборчивый почерк (на 1-2 балла).

Оценка выставляется в размере 0 баллов в следующих случаях:

- были сданы две одинаковых работы;

- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;

- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.

Работа оценивается положительно, если решены все задания и минимум по ним была выставлена положительная оценка (5 и более баллов по каждому).

Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче зачета (экзамена).

Если работа не зачтена, ее необходимо доработать в соответствии с требованиями рецензента и сдать вновь с исправлениями и дополнениями.

Студенты, не сдавшие контрольную работу, к зачету, экзамену не допускаются.

 

8.     Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине

 

Требования к промежуточной аттестации.

Итоговой формой контроля по дисциплине «Информационная безопасность в органах государственной власти и местного самоуправления» является экзамен. Итоговая работа проводится в письменной форме.

Для магистров очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система обучения, текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой  дисциплины (см. технологическую карту в приложении). Требования к качеству выполнению контрольных работ и иных мероприятий аналогичны требованиям, предъявляемым к работам бакалавров заочной формы обучения.

Итоговая аттестация студента складывается из общего количества  набранных баллов, с учетом всех видов работ в семестре. Критерии оценки знаний студента:

«Отлично» - 81-100 баллов;

«Хорошо» - 66-80 балов;

«Удовлетворительно» - 50-65 баллов;

Студент получает оценку «неудовлетворительно», если:

         Сумма набранных баллов за работу в течение семестра составляет менее 50 баллов (включая итоговую письменную работу).

         По одному из видов работ, получено 0 баллов, кроме необязательных видов работ.

Положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов. В том случае, если студент получает за итоговую работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно».

Преподаватель ведет учет количества баллов набранных студентом в  личном журнале и в электронной ведомости в течение семестра.

Для магистров заочной формы обучения

Контрольная работа оценивается по шкале от 0 до 20 баллов. При этом, если за ответ по заданию студент набирает меньше 10 баллов, итоговая оценка по нему – 0 баллов.

Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы. Должно быть использовано действующее законодательство, судебная практика, научные и учебные издания. В конце решения задания должен содержаться вывод.

Правила оценки представленного решения:

правильный и полный ответ – 18-120 баллов;

точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 10 - 12 баллов;

неточный и неполный ответ или  неправильный ответ – 0 баллов.

Оценка может быть снижена в следующих случаях:

- использованы нормативные правовые акты, утратившие силу (до 0 баллов);

- работа выполнена небрежно, содержит недопустимые сокращения, зачеркивания, неразборчивый почерк (на 1-2 балла).

Оценка выставляется в размере 0 баллов в следующих случаях:

- были сданы две одинаковых работы;

- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;

- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.

Работа оценивается положительно, если полностью представлен пакет документо по защите персональных данных (допускаются незначительные ошибки по содержанию).

Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче экзамену.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

 

1.         Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности. Национальные интересы РФ в информационной сфере.

2.         Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках.

3.         Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения информационной безопасности.

4.         Понятие угрозы. Виды противников или «нарушителей». Виды возможных нарушений информационной системы. Анализ угроз информационной безопасности. Классификация видов угроз информационной безопасности по различным признакам (по природе возникновения, степени преднамеренности и т.п.).

5.         Понятие и структура вредной информации. Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации.

6.         «Информационная атака», «информационное оружие», «информационные войны»: понятие, виды, правовая оценка.

7.         Режим конфиденциальности: понятие, сферы применения. Виды нарушений режима конфиденциальности.

8.         Сертификация средств защиты информации.

9.         Лицензирование деятельности в сфере защиты информации.

10.       Структура современного законодательства об информационной безопасности его место в системе российского законодательства.

11.       Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» как базовый нормативный правовой акт законодательства об информационной безопасности.

12.       Международно-правовые акты в сфере обеспечения информационной безопасности.

13.       Правовые основы защиты служебной тайны.

14.       Служебная информация на рынке ценных бумаг.

15.       Понятие, виды коммерческой тайны. ФЗ «О коммерческой тайне». Правовой режим ноу-хау. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Критерии охраноспособности коммерческой тайны. Субъекты-обладатели прав на коммерческую тайну. Сведения, не являющиеся коммерческой тайной.

16.       Меры охраны коммерческой тайны. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях. Охрана коммерческой тайны в гражданско-правовых отношениях.

17.       Понятие, виды, правовой режим профессиональной тайны.

18.       Правовые основы защиты банковской тайны.

19.       Правовой режим налоговой тайны.

20.       Правовые основы защиты государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне».

21.       Сведения, относимые к государственной тайне, и полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

22.       Принципы и порядок отнесения сведе¬ний к государственной тайне и их засекречивания.

23.       Грифы секретности носителей этих сведений.

24.       Порядок распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

25.       Обеспечение защиты государственной тайны, органы защиты.

26.       Допуск должностных лиц и граж¬дан к государственной тайне. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

27.       Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

28.       Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

29.       Правовые основы защиты персональных данных в Конституции РФ.

30.       ФЗ «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» о порядке правовой защиты персональных данных.

31.       Персональные данные государственных служащих.

32.       Меры охраны персональных данных.

33.       Правовое регулирование межведомственного электронного документооборота. Понятие и принципами межведомственного электронного документооборота.

34.       Электронно-цифровая подпись: понятие, виды, особенности и пределы использования.

35.       Виды электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

 

Критерии оценивания результатов обучения и уровня сформированности компетенций

 

Критерии оценки

Балл

Критерии оценивания сформированности компетенций

Уровни формирования компетенций

1.

Оценка «зачтено» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры.

зачтено

Творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации.

Формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев.

четвертый

2.

Оценка «зачтено» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.

зачтное

Воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач.

 

третий

3.

Оценка «зачтено» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют.

зачтено

Применение, продуктивное действие – поиск и использование информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки). Этот уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов и приемов деятельности, применения навыков эвристического мышления.

второй

4.

Оценка «незачтено» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий,  категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны

незачтено

Репродуктивная деятельность (узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними). На этом уровне студент не способен самостоятельно, без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию.

первый

 

 

 

9.          Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

9.1.  Основная литература.

 

1.               Кайнов В. И. Информационное право России : пособие по подготовке к экзамену. Ростов н/Д: Феникс, 2014.

2.               Ковалева Н.Н. Информационное право России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ковалева Н.Н. М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2012.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5995.

3.               Ефимова Л.Л. Информационное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимова Л.Л. М.: Евразийский открытый институт, 2011. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10679

4.               Минбалеев, А.В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества / А.В. Минбалеев. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 374 с. 10 экз

 

9.2.  Дополнительная литература.

 

 

 1.Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации [Электронный ресурс]: монография/ Братановский С.Н., Лебедева М.М. Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks. 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9010. ЭБС «IPRbooks».

 2. Катанаева Е.Н. Предпринимательское право [Электронный ресурс]: курс лекций/ Катанаева Е.Н. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент. 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13898.— ЭБС «IPRbooks».

3. Килясханов И.Ш. Информационное право в терминах и понятиях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Килясханов И.Ш., Саранчук Ю.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15366. ЭБС «IPRbooks».

 4. Милославская Н.Г. Технические, организационные и кадровые аспекты управления информационной безопасностью [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Милославская Н.Г., Сенаторов М.Ю., Толстой А.И. М.: Горячая линия – Телеком. 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12056. ЭБС «IPRbooks».

 5 . Ефимцева Т.В. Основы предпринимательского права [Электронный ресурс]: учебник/ Ефимцева Т.В. Рязань: Концепция. 2014. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40290. ЭБС «IPRbooks».

6. Чепурнова Н.М. Правовые основы информатики [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика»/ Чепурнова Н.М., Ефимова Л.Л. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34498. ЭБС «IPRbooks».

7.Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарков Ф.И. М.: Дашков и К, 2014. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5247. ЭБС «IPRbooks».

 

 

9.3.  Нормативные правовые документы.

 

1.       Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.93. № 237.

2.       Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3.       Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4.       Трудовой кодекс РФ от   30.12. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.  № 1 (ч. 1). Ст. 3.

5.       ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ // Российская газета. 29.07.2006 г.

6.       Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 (в ред. ФЗ от 06.10.1997 г., № 131-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.

7.       ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ – 2010. – № 31. – Ст. 4179.

8.     ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. –  № 7. – Ст. 776.

9.     ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ  // СЗ РФ. – 2011. – 15. – Ст. 2036.

10.  Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ от 7 февраля 2008 № Пр-212 // Российская газета. – 2008. – 16 февраля.

11.  Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. – 2000. – 28 сентября.

12.  Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных орга-нов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 // СЗ РФ. – 2009. – № 26. – Ст. 3167.

13.  Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р // СЗ РФ. – 2010. – № 46. – Ст. 6026.

14.  Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р // СЗ РФ. – 2010. – № 46. – Ст.  6026.

15.  Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005  № 1789-р // СЗ РФ. – 2005. – № 46.  – Ст. 4720.

16.  Концепция использования информационных технологий в деятельности федераль-ных органов государственной власти до 2010 года и план мероприятий по ее реализации. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 №1244-р // Российская газета. – 2004. – 7 октября.

17.  Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р // СЗ РФ. – 2008. – №20. – Ст. 2372.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!