Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Государственное регулирование экономических отношений»»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

ТЕМА 1. Введение в государственное регулирование экономических отношений.

 

 

1.Экономика как объект правового регулирования.

2.Понятие и содержание государственного регулирования экономических отношений.

3.Формы и виды государственного регулирования экономических отношений.

4.Методы и средства государственного регулирования.

5.Принципы государственного регулирования экономических отношений.

По первому вопросу следует исходить из того, что экономика как система общественных отношений  в сфере производства обращения материальных благ и их использования представляет собой единство взаимосвязанных частей. Поэтому регулирование этих отношений должно осуществляться в соответствии с теорией управления. Учитывая многообразие экономических отношений, их правовое регулирование требует комплексного подхода. Как отмечали В.В. Лаптев и В.П. Шахматов, не достаточно специфики предмета и метода правового регулирования, следует учитывать цели правового регулирования (См.: Лаптев В.В., Шахматов В.П. Цели правового регулирования в системе права // Правоведение. 1976. №7. с.35). Такими целями в сфере экономики авторы называют рациональное, эффективное хозяйствование. Измеряется это состояние экономики экономическими показателями (См. об этом Н.Ф. Наделяева. Правовые формы государственного воздействия на экономику в условиях рыночной системы хозяйствования // Ученые записки Юридического института Красноярского государственного университета: Вып.1 / Отв. ред. Т.В. Сахнова. – Красноярск. 2001).

Цели развития экономики – удовлетворение потребностей людей. Поскольку такие потребности всегда безграничны, а ресурсы ограничены, необходимо государственное регулирование.

Вопросы государственного регулирования экономики наиболее глубоко раскрыты в экономической научной литературе. В юридической науке новые подходы в исследовании появились с начала осуществления рыночных преобразований. Поэтому в определении понятия «государственное регулирование» экономики имеются различные позиции. Уяснение содержания термина очень важно для понимания этого правового явления и его содержания, а также содержания спецкурса и логики его построения.

В настоящее время, можно сказать, наметились два подхода в определении понимания государственного регулирования экономики. Первый – через категорию «деятельность» государства в лице его органов (Е.П. Губин, С.С. Занковский, К.Ю. Тотьев, В.С. Белых, Э.В. Талапина и др.), т.е. регулирование рассматривается как процесс (Ю.А. Тихомиров). Второй подход характеризуется тем, что государственное регулирование рассматривается как результат деятельности государства – совокупность мер экономико-правового и организационного воздействия государства на экономику (С.Н. Шишкин, И.Н. Герчикова).

При выработке своей позиции необходимо не только обратиться к теоретическим источникам, но и использовать Федеральные законы о государственном регулировании различных сфер экономики (ФЗ №69-ФЗ от 31.03.1999; ФЗ №35-ФЗ от 26.03.2003 и др.).

Анализ содержания Федеральных законов позволит определить содержание, пределы, принципы государственного регулирования сфер экономики, формы, методы и средства регулирования.

По третьему вопросу следует исходить из философского подхода. Государственное регулирование экономических отношений как явление реальной действительности «является» в определенных формах. Исследователи выделяют такие формы: управление экономикой, планирование, контроль, нормативное регулирование, стимулирование в виде поддержки, преференций и в виде возложения неблагоприятных последствий за неполучение должного результата; защита и ответственность за нарушение публичного интереса.

Вопрос о формах и видах государственного регулирования в условиях рыночной системы хозяйствования недостаточно разработан в науке. Следует над этим поразмышлять с учетом процессов, происходящих в экономике, и анализа законодательства.

Всякая форма содержательна. Государственное регулирование, выражая свою сущность, может иметь различные виды. В литературе называют различные критерии для разграничения видов. Так Г.Д. Отнюкова (раздел 4.2. Учебн.) выделяет федеральное и региональное регулирование экономики в соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами; отношения, регулируемые по правовому методу субординации и координации; общее правовое регулирование и специальное. Однако государственное регулирование это не только правовое регулирование.     

Такие виды государственного регулирования как регистрация, лицензирование, стандартизация, сертификация и т.д. существуют в ранее обозначенных формах: управление, планирование, нормативное регулирование и т.д.

По четвертому вопросу следует иметь ввиду не методы правового регулирования, которые носят правоотраслевой характер, а методы государственного регулирования экономических отношений. В литературе выделяется два метода. Экономические методы (иногда называются косвенными) характеризуются тем, что экономическая задача решается через интересы, с помощью интересов хозяйствующих субъектов. При административных методах решения задачи присутствует властное веление, без учета интереса участников экономической деятельности.

Как известно, способ государственного регулирования отвечает на вопрос: с помощью чего, какими средствами государство воздействует на поведение людей. Например, Отнюкова Г.Д. (глава 4, §3) называет размеры ставок налогов, лимиты, квоты и т.д.

КоАП РФ (ст. 14.32) устанавливает как основание освобождения от ответственности лица, добровольно своевременно заявившего об участии в соглашении или об осуществлении согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству.

Следует посмотреть, что понимают под способами и методами государственного регулирования другие авторы (См.: рекомендуемая по теме литература).

         

Юридические и экономико-правовые источники:

 

1.    Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993(с изм. и доп.)

2.    Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.    Налоговый Кодекс РФ

4.    КоАП РФ

5.    О газоснабжении: Федеральный закон от 31.03.1989 г. №69-ФЗ

6.    Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ

7.    О развитии авиации в Российской Федерации.

8.    О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. №264-ФЗ

9.    О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (ст.4 О преференциях и др.)

10.                    О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: ФЗ от 23.06.1995 №115-ФЗ

11.                    О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 №134

12.                    О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края: Закон Красноярского края от 21.02.2006 №17-1487 // Консультант Плюс

 

Литература.

 

1. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М. Юристъ. 2003. Гл.1, §2,3; гл. 9

2. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. – М.: Проспект. 2008. Глава 4.

3. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект. 2009. Глава 8.

4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. – М. 2006. Глава 12

 

Задания для самостоятельной работы к семинарскому занятию.

 

По третьему, четвертому и пятому вопросу студент должен подготовить на основе изучения содержания федеральных законов, регулирующих экономические отношения в отраслях экономики, ответы на вопросы:

1) что включают в себя такие формы государственного регулирования как деятельность государства – управление, планирование (прогнозирование), контроль (надзор), стимулирование эффективности экономического развития (как позитивного, так и негативного), защиты, нормативного регулирования;

2) как в законодательстве закрепляются прямые и косвенные методы;

3) найти примеры средств государственного регулирования;

4) выделить и раскрыть содержание основных принципов государственного регулирования экономических отношений.

 

 

ТЕМА 2. Государственное обеспечение развития конкуренции. Регулирование цен.

 

1.Рынок как объект правового регулирования. Понятие рынка в экономической науке и праве. Инфраструктура рынка. Виды рынков. Количественные и качественные характеристики рынка. Порядок определения доминирующего положения на товарном и финансовом рынках.

2.Конкуренция – главный регулятор рыночной экономики. Понятие конкуренции как экономической и правовой категории. Меры обеспечения и способы защиты конкуренции.

3.Недобросовестная конкуренция. Понятие, правовая природа и формы. защита от недобросовестной конкуренции.

4.Запрет монополистической деятельности. Понятие монополистической деятельности. 

Злоупотребление доминирующим положением. Квалифицирующие признаки. Меры антимонопольного регулирования и меры ответственности, применяемые к правонарушителям.

Соглашения и согласованные действия как виды монополистической деятельности. Квалифицирующие признаки и правовые последствия их совершения.

5.Антиконкурентные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

6.Антимонопольные требования к торгам. Правовые последствия их нарушения.

 

При изучении первого вопроса следует исходить из знаний экономической теории о сущности рынка и механизмах его функционирования. В юриспруденции рынок рассматривается как объект правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере производства и обращения товара в целях удовлетворения потребностей общества. Вопросы о содержании, структуре рынка, показателях, характеризующих состояние рынков хорошо изложены С.Э. Жилинским (Предпринимательское право. Учебник. §3,4), а также П.Г. Лахно (Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно, гл. 12, §1).

По вопросу о показателях рынка и о порядке определения доминирующего положения субъектов студенту необходимо изучить Закон «О защите конкуренции» (ст.5), а также Приказ ФАС РФ от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Особенности определения доминирующего положения субъектов на финансовых рынках отражены в специальных нормативных актах.

По второму вопросу. Понятие конкуренции и ее функции в рыночной экономике разработаны экономической наукой (см. об этом: Тотьев К.Ю. Конкурентное право(правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий): Учебник. М. 2003; Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых: Проспект. 2009. С.337-346). Уяснение экономической сущности этого явления позволяет понять необходимость государственного регулирования в целях поддержки и развития конкуренции и защиты добропорядочных участников рынка. А.Н. Кайль пишет: «Защита конкуренции состоит в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных и других рынков».

Легальное определение понятия конкуренции (п.7 ст.4 Закона «О конкуренции»), ст.ст.8,34,71,74 Конституции, антимонопольное законодательство и др. Законы создают основу для обеспечения и развития конкуренции. В Законе «О защите конкуренции» нет правил ведения конкурентной борьбы. Законодатель для правового регулирования поведения субъектов на рынке избрал метод запрета недозволенного поведения. Обратите внимание на ст.ст. 10, 14 Закона и текст преамбул.

3.Недобросовестная конкуренция является одним из актов ненадлежащего поведения на рынке.

В юридической науке нет единого взгляда на правовую природу недобросовестной конкуренции. Для понимания сути этого явления необходимо обратиться к анализу и уяснению признаков легального определения (ст. 4 Закона «О защите конкуренции») и форм (видов) его проявления (ст.14). Следует обосновать свою позицию на правовую природу недобросовестной конкуренции. Является это шиканой, злоупотреблением правом, правонарушением или видом конкуренции. При определении мер защиты следует обратить внимание на меры антимонопольного регулирования и ответственности по КоАП РФ.

4.Изучая вопрос о монополистической деятельности, следует обратиться к легальному определению (п.10 ст.4 Закона «О защите конкуренции»). Закон называет 2 вида такой деятельности. «Закон о защите конкуренции» не запрещает и не ограничивает деятельность хозяйствующих субъектов-монополистов (занимающих доминирующее положение на рынке), пока они не нарушают законодательство. А монополистическая деятельность является правонарушением.

Для злоупотребления доминирующим положением необходимо выявить квалифицирующие признаки на основе анализа ст.10 Закона «О защите конкуренции», п.17 ст.4, определить правовую природу такого поведения, статус субъекта (ст.5, ст.9 Закона), правовые последствия поведения на рынке (результат действий).

Соглашения, противоречащие антимонопольному законодательству, как вид монополистической деятельности – это наиболее опасные для экономики и общества «горизонтальные» антиконкурентные соглашения, т.е. соглашения между конкурентами, работающими на одном рынке. Эти, зачастую тайные, соглашения создаются с целью ограничения конкуренции, обмана потребителей и извлечения сверхприбылей.[1]

Ст. 11 «Закона о защите конкуренции» определяет эти соглашения картелями и устанавливает запрет на эти соглашения. необходимо установить квалифицирующие признаки таких действий: субъектный состав; вредный результат, который ведет к ограничению конкуренции, ухудшению положения потребителей, получению необоснованной прибыли. Неплохо запомнить перечень неблагоприятных последствий и проанализировать их.

Далее следует перейти к соглашениям «вертикальным», которые запрещены п.2 ст.11 Закона. Каковы основания запрета? «Вертикальные» соглашения в силу ст.12 являются допустимыми. Следует осмыслить, какие это соглашения.

П. 3 ст.11 Закона запрещает соглашения в сфере энергетики. Каков субъектный состав? Противоправными последствиями таких соглашений является манипулирование ценами. Чтобы понять ухищренность таких действий достаточно ознакомиться с понятийным аппаратом (ст.3) Федерального Закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

П.4 и п.5 ст.11 Закона называет иные условия, которые могут привести ситуацию на рынке к ограничению конкуренции (п.17 ст.4).

Следует иметь ввиду, что хозяйствующий субъект может представить доказательства того, что соглашения могут быть признаны допустимыми в силу того, что они не создают условия для устранения конкуренции, для ограничения поведения других участников рынка, а результат соглашений ведет к эффективности хозяйственной деятельности (ст.13).

Согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству как вид монополистической деятельности, должны отвечать согласно ст.8 Закона «О защите конкуренции» трем признакам в совокупности. Следует их запомнить. Как указывается в Постановлении ВАС РФ от 30.06.2008 г. №30 (в ред. от 14.10.2010 г.) согласованность действий субъектов-конкурентов может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности, из фактических обстоятельств дела.

Об обстоятельствах и документах, которые могут служить доказательствами наличия согласованных действий участников противоправного поведения, необходимо ознакомиться с анализом практики рассмотрения данной категории дел, подготовленного А.Ю. Киневым[2].     

Далее следует обратиться к уяснению правовых последствий, при которых действия, квалифицируемые как согласованные, считаются противоправными и запрещенными. Это п.п. 1,2,3 ст.11.1 Закона «О защите конкуренции». Целью совершения таких действий всегда является получение преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, т.е. получение необоснованной прибыли.

Так же, как и при совершении соглашений, хозяйствующий субъект может представить доказательства, при наличии которых согласованные действия участника могут быть признаны допустимыми (ст.13 Закона).

Изучая вопросы о правовых последствиях данных правонарушений, следует остановиться на мерах пресечения и мерах ответственности. Особенно обратить внимание на примечание к ст.14.32 КоАП.

5.Антиконкурентные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ст.15 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на принятие актов и (или) осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Ч.1. ст.15 содержит 10 видов таких антиконкурентных проявлений. Функции органов власти, их полномочия определены в правовых актах, закрепляющих их правовой статус. В условиях корумпированности общества органы власти под предлогами выполнения социальных программ, поддержки предпринимательства нередко нарушают установленные запреты. Наиболее всего, как показывает судебная практика, создание дискриминационных условий на рынке ритуальных услуг (для не специализированных предприятий), заключение соглашений органами местного самоуправления без объявления торгов, выдача разрешений для установки оград и т.д. В сфере торговли – запреты на продажу товаров из одного региона в другой, предоставление льгот и преимуществ отдельным субъектам, откат в выдаче разрешений, согласовании документов и т.д.

Следует обратить внимание на запреты, предусмотренные ч.2 ст.15 и ч.3 ст.15 Закона. Наиболее часто допускается совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов. так, выдача разрешений на производство работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, устранению аварийных ситуаций на наземных и подземных коммуникациях на территории г. Красноярска на платной основе было возложено на МП города «Службу 005» (См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2009 г. №А-33-7245/07-Ф02-2157/09 по делу №А-33/7245/07 (Красноярский край).

Какие меры антимонопольного регулирования могут быть применены к правонарушителям и меры административной ответственности? Следует найти правовые нормы.

При изучении ст.16 Закона «О защите конкуренции», устанавливающей запреты на соглашения и согласованные действия органов власти, следует запомнить виды негативных последствий, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции. Практика применения законодательства хорошо изложена в работе А.Ю. Кинева «Борьба с картелями…» (Консультант Плюс).

6.Антимонопольные требования к торгам установлены ст.17 Закона «О защите конкуренции».

Торги – это рыночный инструмент, особый способ заключения договора, при котором покупатель – хозяйствующий субъект выбирает контрагента из претендентов, предложивших наиболее выгодные для него условия договора. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК РФ).

Торгам изначально присущ элемент состязательности, соперничества продавцов. Этим отличаются торги от обычного способа заключения договора, когда за предложением следует акцент оферты[3]. Поэтому по общему правилу торги, в которые принимал участие только один участник, признаются несостоявшимися (п.5 ст. 447 ГК РФ), т.к. отсутствовали конкурентные предложения. Отсюда главное правило проведения торгов – обеспечение конкуренции. Действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции противоправны.

Порядок организации и проведения торгов урегулирован законодательством (ст.448 ГК РФ, Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и др.).

Ч.1 ст.17 Закона содержит перечень запрещенных действий. Следует их запомнить и уметь раскрыть противоправность этих проявлений, подумать, является ли он исчерпывающим.

Ч.2 ст.17 устанавливает специальный запрет ограничения доступа к участию в торгах, не предусмотренное Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также при проведении торгов для размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Ч.3 ст.17 Закона устанавливает требования к четкому определению состава лота товара – предмета торгов. Не допускается включение в состав лота продукции, технологически и функционально не связанной с предметами торгов.

Специальные требования к торгам содержатся в ст. 17.1, ст.18 Закона.

Следует в завершении изучения данного вопроса не упустить вопрос о правовых последствиях нарушений установленных запретов (п.4 ст.17, ст.23 Закона).

 

 

Тема 3. Управление имуществом РФ и субъектов. Приватизация государственного и муниципального имущества.

 

Понятие и виды имущества РФ и субъектов. Принципы и стратегии управления имуществом РФ.  Органы уполномоченные осуществлять управление государственным имуществом. Понятие приватизации. Виды приватизации. Сроки и порядок приватизации. Специальные режимы приватизации. Законодательство в сфере приватизации.

 

 

Тема 4. Основы технического регулирования.

 

Понятие и принципы технического регулирования. Виды технического регулирования и измерений. Законодательство в сфере технического регулирования. Ответственность за нарушение требований технического регулирования.

 

Тема 5. Регулирование внешнеэкономической деятельности.

         

          Понятие и виды внешнеэкономической деятельности. Сферы регулирования ВЭД. Принципы регулирования ВЭД. Межгосударственные соглашения. Тарифные и нетарифные регуляторы. 



[1] См.: Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями. Кинев А.Ю. (Подготовлен для СПС Консультант Плюс, 2011)

[2] См.: Кинев А.Ю. Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями. Практика 2009 года. 100 антимонопольных дел, 500 решений и предписаний, постановлений антимонопольных и судебных органов // Подготовлен для СПС Консультант Плюс

[3] См. об этом: Петров Д.А. Антимонопольные требования к торгам: запреты и их правовая квалификация // Право и экономика. 2010. №6 // Консультант Плюс

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!