Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Европейское право»»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты! 

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 

§ 1. История европейской интеграции 

История европейской интеграции насчитывает несколько этапов. 

Первым было создано ЕОУС. Обнаружившаяся после Второй мировой войны тенденция европейских государств сообща восстанавливать разрушенное хозяйство и привела к созданию межгосударственной организации - Европейского объединения угля и стали. Договор о его учреждении был подписан 18 апреля 1951 г. представителями ФРГ, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов. 

Договором ЕОУС были признаны несовместимыми с общим рынком и подлежащими отмене импортные и экспортные пошлины, а также количественные ограничения на движение товаров в государствах-членах; дискриминационные меры по отношению к производителям, покупателям и потребителям; адресные субсидии ил помощь, предоставляемые государствами ЕОУС; практика по разделу рынка. Были созданы четыре главных органа, координирующих интеграцию в рамках ЕОУС: Совет (представляющий государства-члены); Комиссия (наднациональный исполнительный орган); Ассамблея и Суд. 

Обобщив опыт ЕОУС, европейские государства решили расширить сферу взаимодействия и совершенствовать форму интеграции. В этих целях 25 марта 1957 г. в Риме был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Договором ЕЭС предусматривались следующие меры: устранение между странами-участницами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров; введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам; устранение препятствий свободному движению лиц, услуг и кАпиталов; ведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта; сближение национального законодательства. Для функционирования ЕЭС были созданы отдельные Совет и Комиссия, но Ассамблея и Суд остались едиными для ЕЭС и ЕОУС. 

25 марта 1957 г. шесть государств подписали также Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Его задачами объявлены: создание условий для возникновения  и быстрого роста атомной промышленности, содействие подъему жизненного уровня в государствах и развитию взаимных обменов с другими странами. В этих целях Евратом: разрабатывает нормы безопасности для защиты здоровья населения и следит за их исполнением; обеспечивает создание установок для фундаментальных исследований в области атомной энергетики; наблюдает за регулярным и справедливым снабжением потребителей в Сообществе ядерным топливом; гарантирует невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены; обеспечивает широкий сбыт и доступ к техническим средствам путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами внутри Сообщества. Договором устанавливались нормы санитарной охраны здоровья населения от угрозы радиации. 

Решение задач, возложенных на Евратом, обеспечивалось его институтами - Европейским Парламентом, Советом, Комиссией, Судом, Палатой аудиторов. 

В соответствии с Договором создавался Объединенный центр ядерных исследований, обеспечивающий проведение исследований и разработку единообразной ядерной терминологии, а также единой системы стандартизации. Для обеспечения на равных условиях снабжения рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами был создан специальный орган - Агентство, которому предоставляется право выбора руд, сырья и специальных расщепляющихся материалов, а также исключительное право заключать контракты на поставку. Расщепляющиеся материалы объявлялись собственностью Сообщества. За нарушение отдельными лицами положений Договора предусматривалась возможность применения санкций в виде предупреждения; лишения финансовой или технической помощи; передачи управления предприятием лицу или коллегии, назначаемым с общего согласия Комиссией и государством, в юрисдикции которого находится данное предприятие; полного или частичного изъятия сырья или специальных расщепляющихся материалов. 

Таким образом, в 1957 г были созданы еще два Сообщества, регламентирующие сотрудничество государств по широкому спектру вопросов. Однако поскольку во всех трех Сообществах участвовали одни и те же государства, и у каждого Сообщества имелись идентичные органы со сходными полномочиями, еще до вступления в силу договоров о ЕЭС и Евратоме было решено сделать Ассамблею и Суд едиными для всех трех объединений (при этом Комиссия и Совет у каждого Сообщества остались свои). Указанные положения нашли закрепление в Конвенции об общих институтах 1957 г.

Дублирование полномочий главных органов Сообщества не облегчало их работы, поэтому 8 апреля 1965 г. в Брюсселе государе подписали Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ. Этот договор известен также как «Договор о слиянии». Договор объединил три Комиссии в одну и три Совета в один. Органы, возникшие в результате слияния, получили название Комиссии Европейских сообществ и Совета Европейских сообществ.

Следующим шагом в направлении интеграции стало расширение состава Европейских сообществ. 22 января 1972 г. был подписан Заключительный документ, предусматривающий вступление в Сообщество Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии (однако по итогам референдума Норвегия отказалась от вступления в Сообщество) и 1 января 1973 г. три новых государства стали членами Сообщества. В 1981 г. в Сообщество вступила Греция, а в 1985 г. - Гренландия (Гренландия не являлась членом ЕЭС, но будучи ассоциированной с Данией, была частью Сообществ) по результатам референдума вышла из Сообществ.

В 1985 г. в целях регулирования вопросов беспрепятственного перемещения через границы товаров, рабочей силы и капиталов страны ЕЭС приняли Соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах». Это Соглашение в 1990 г. было дополнено Конвенцией «О применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах». Указанные договоры получили название Шенгенских соглашений (в них участвуют пока Великобритания и Ирландия). Формально Шенгенские соглашения в европейское право были включены в 1997 г. Амстердамским договором.

В 1986 г. в ЕС вступили Испания и Португалия.

Вступление в Сообщества новых государств потребовало серьезного совершенствования их институтов. Поэтому в 1986 г. был принят Единый европейский акт. Акт изложил в новой редакции положения учредительных договоров Сообществ, при этом Сообществам были переданы полномочия в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единого таможенного пространства. Акт расширил полномочия Европарламента в сфере нормотворчества и ввел процедуру «сотрудничества» (с Комиссией). Сообществам были дополнительно переданы полномочия в области охраны окружающей среды; культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единого таможенного пространства. Кроме того, получил статус института Сообществ существующий с 1974 г. Совет глав государств и правительств европейских государств (Европейский совет).

Завершил процесс юридического оформления механизмов Сообществ Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г. в Маастрихте. Маастрихтский договор закрепил важные изменения, которые рассматриваются многими как движение к федеративной Европе. Европейское Экономическое Сообщество было переименовано в Европейское Сообщество и была образована новая организационная структура — Европейский союз. Создание Европейского Союза означало новый этап европейской интеграции.

Европейский союз основывался на трех «опорах»: Сообщества; общая внешняя политика и политика безопасности; сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Таким образом, создание Союза предполагало не ликвидацию сообществ, а их совершенствование.

Перед Европейским союзом были поставлены следующие цели: содействие устойчивому экономическому и социальному прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза, включая введение единой валюты; осуществление общей внешней политики и общей политики безопасности с перспективой создания общих сил обороны; усиление защиты прав и интересов граждан государств ЕС посредством введения гражданства Союза (каждое лицо, являющееся гражданином государства-члена, является гражданином Союза); развитие сотрудничества в области правосудия и внутренних дел.

Целями общей внешней политики и политики безопасности Союза были объявлены: зашита основных интересов и независимости Союза; укрепление безопасности Союза и его государств-членов; сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Европы 1990 г.; содействие международному сотрудничеству; развитие и консолидация демократии и законности и уважение прав человека и основных свобод.

По вопросу о юридической природе Европейского союза имеется несколько точек зрения. Согласно одной из них ЕС представляет собой федеративное государствоподобное образование объединившихся стран. В соответствии с другой точкой зрения ЕС, хотя и имеет ряд особенностей, является «международной организацией интеграции». Третьи авторы полагают, что ЕС - это международная организация с элементами конфедерации.

Вторая точка зрения представляется более обоснованной. Хотя ЕС многими воспринимается как единая структура, однако его образуют международные организации (Европейское сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) и два «сотрудничества» (Общей внешней политикой и политикой в области безопасности и Сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере). Таким образом, наряду с существованием Европейского союза формально сохраняются два сообщества с едиными органами, объем полномочий которых зависит от договора, в соответствии с которым они функционируют. В этом смысле Европейский союз представляет собой особую форму межгосударственного сотрудничества и основан на принципе «ни одно из государств Союза не может быть принуждено к каким-либо действиям без его согласия».

Сообщества пользуются широкой международной правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций. Сообщества самостоятельно участвуют в международных отношениях, руководствуются в своей деятельности международно-правовыми нормами, заключают международные договоры, обмениваются с ними дипломатическими представительствами и т.д. Таким образом, ЕС можно рассматривать как структуру нового типа - международную организацию интеграции (А. Я. Капустин).

В то же время у ЕС есть ряд черт, присущих федерации; причем федеративные тенденции с течением времени нарастают. В частности, нормы европейского права приобретают обязательную силу вследствие их принятия органами ЕС, а не потому, что были утверждены государствами. Право Сообщества является обязательным для государств ЕС и во многих случаях для граждан и юридических лиц. Нормы европейского права непосредственно применяются национальными правоохранительными органами стран-участниц ЕС. Европейское право имеет прямое действие на территории стран-участниц и в сфере переданных полномочий - приоритет перед национальным правом стран ЕС. Европейская комиссия наделена правом применять штрафные санкции в отношении предприятий и граждан в случае нарушения права Сообществ. Эти черты отличи ЕС от традиционной межправительственной организации. Кроме того, хотя страны ЕС и не утратили своего суверенитета, в том числе, в области национального правотворчества, ЕС был делегирован необычайно широкий объем полномочий (который будет еще больше после принятия Конституции Европейского союза).

Следует также учитывать, что целями ЕС являются не только создание политического и торгово-экономического союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС, но и функционирование единой валюты, совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности, что выходит за рамки «традиционной» компетенции международных организаций.

В 1995 г. членами Европейского союза стали Швеция, Австрия и Финляндия.

Маастрихтский договор предусматривал созыв в 1996 г. конференции государств ЕС для рассмотрения положений Договора, «которые подлежат пересмотру». Процесс пересмотра Маастрихтского договора завершился 17 июня 1997 г. подписанием Договора, изменяющего Договор о Европейском союзе, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты (известен как Амстердамский договор). Амстердамский договор вступил в силу в 1999 г.

В 2000 г. в Ницце был подписан Договор, который дополнил положения учредительных документов ЕС. Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г.

7 декабря 2000 г. Европейский парламент, Совет и Комиссия торжественно провозгласили Хартию основных прав Европейского союза.

В результате после ряда частичных реформ государства-члены ЕС пришли к выводу о необходимости коренным образом реформировать правовые устои данной организации. К подобному шагу подталкивает также предстоящее расширение ЕС, которое требует серьезных корректив в интеграционные механизмы. Согласно одобренной в конце 2001 г. Декларации «Будущее Европейского Союза» в целях подготовки и обсуждения пакета реформ был образован временный представительный орган — «Конвент о будущем Европейского союза». В состав Конвента вошли представители всех государств-членов (по три человека от государства: два парламентария и один представитель правительства) и Европейского союза в целом (16 депутатов Европарламента и два представителя Европейской комиссии). Председателем Конвента был назначен бывший Президент Французской Республики Валери Жискар д'Эстен. Перед Конвентом была поставлена двоякая задача разработать проект будущего учредительного документа Союза.

В апреле 2003 г. был подписан Договор о вступлении в Европейский союз десяти новых государств и условиях такого вступления. Договор был ратифицирован всеми государствами ЕС. Таким образом, Европейский союз пополнился десятью новыми членами.

Евроконвент же сделал выбор в пользу «конституционализации» правовых устоев Союза, т.е. замены действующих учредительных договоров единым документом под названием «Договор, учреждающий Конституцию для Европы». По завершении работы Конвента в 2003 г. «Конституция ЕС» была представлена главам государств и правительств стран ЕС и отправлена на доработку.

29 октября 2004 г. главы государств и правительств стран-членов ЕС подписали в Риме Договор, учреждающий Конституцию Европы (далее - Конституция ЕС). Договор во многих странах ЕС будет вынесен на референдум (в феврале 2005 г. Испания первая одобрила Конституцию ЕС).

По Конституции ЕС выбор сделан не в пользу федерации. Европейский союз продолжает оставаться международной организацией[1].

 

§ 2. Европейский союз и Российская Федерация

История развития отношений СССР (России) и ЕС насчитывает несколько этапов, в ходе которых был пройден путь от противостояния до партнерства.

В 50-е гг. XX в. отношения между СССР и Сообществами были довольно натянутыми, так как Сообщества рассматривались советским руководством как экономическая база НАТО. В 60-х гг. XX Сообщества пытаются добиться официального признания со стороны Советского Союза и наладить отношения с социалистически странами. Контакты государств Сообществ осуществлялись с СССР и другими социалистическими странами главным образом на двусторонней основе, а их объем был незначительным.

К середине 70-х гг. Сообщества начали проводить единую торговую политику по отношению к странам СЭВ. При этом центр тяжести в принятии решений по внешнеэкономическим контактам постепенно переместился от государств к органам Сообщества, однако до середины 80-х гг. принципиальных улучшений в отношениях с СССР не отмечалось. Важным шагом стало установление в 1988 г. официальных отношений между СССР и Сообществами и подписание совместной Декларации СЭВ - ЕЭС о сотрудничестве, носившей рамочный характер. В следующем году между СССР, ЕЭС и ЕОУС было подписано Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве (позже его участником стал и Евратом). Соглашение предусматривало постепенную отмену количественных ограничений на советский экспорт в ЕС за исключением товаров, представляющих особый интерес для сообществ. В свою очередь, СССР предоставлял благоприятный режим для экспорта европейских товаров. Определялись меры по взаимодействию и в области науки, транспорта и финансов.

 В начале 90-х гг. после распада СССР и СЭВ российские предприятия стали еще больше ориентироваться на сотрудничество с ЕС. Однако недостаточная правовая база затрудняла взаимодействие. Поэтому в 1994 г. страны ЕС, ЕОУС, ЕС, Евратом и Россия заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее Партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Были подписаны также Протокол о создании контактной группы по углю и стали, Протокол о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства, ряд других документов.

Целями партнерства России и ЕС были объявлены: обеспечение политического диалога; содействие торговле и инвестициям; укрепление политических и экономических свобод, демократии; создание необходимых условий для свободной торговли между Россией и ЕС, а также для учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

На основании Соглашения был установлен регулярный политический диалог. Два раза в год проводятся встречи Президента РФ с Председателем Совета ЕС и Председателем Комиссии. Межпарламентский диалог осуществляется на уровне Комитета парламентского сотрудничества.

Стороны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. Товары с территории участников Соглашения, импортируемые на территорию другой стороны, не облагались внутренними налогами в дополнение к тем, которые применялись к аналогичным отечественным товарам. Устранялись ограничения для работы российских граждан на территории ЕС и наоборот.

Большое внимание уделялось сотрудничеству в области законодательства. Россия обязалась постепенно сближать свое законодательство с европейским правом в таких сферах, как: предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана труда; финансовые услуги; правила конкуренции; государственные закупки; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; ядерная энергетика; транспорт.

Сотрудничество в сфере таможенных отношений включает обмен информацией; совершенствование методов деятельности; гармонизацию и упрощение таможенных процедур в отношении товаров, обращающихся в торговле между сторонами; взаимосвязь между транзитными системами Сообщества и России; содействие внедрению и управлению современными системами таможенной информации; взаимную поддержку и совместные мероприятия в отношении товаров «двойного назначения» и товаров, подпадающих под действие нетарифных ограничений.

Важной сферой взаимодействия было признано сотрудничество в борьбе с правонарушениями (включая нелегальную иммиграцию, противоправную деятельность в сфере экономики; коррупцию; подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ).

Функции контроля за применением Соглашения возлагались на специально созданный Совет сотрудничества. В Совет входят члены Правительства РФ, члены Совета Европейского союза и члены Комиссии на уровне министров.

К концу 90-х гг. стало ясно, что цели, указанные в Соглашении 1994 г., были в основном достигнуты. Поэтому было принято решение о дальнейшем совершенствовании сотрудничества России и ЕС, что получило оформление в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную и перспективу (2000—2010 гг.)» 1999 г.

Основными целями Стратегии объявлены: обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение потенциала и опыта ЕС для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России и дальнейшее строительство демократического правового государства.

Партнерство Россия - ЕС предполагается строить на базе договорных отношений. Россия сохраняет свободу внутренней и внешней политики, независимость в международных организациях. В перспективе партнерство с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе, в продвижении по пути к созданию зоны свободной торговли Россия - Европейский союз, а также в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике

Продолжаются усилия по дальнейшему открытию европейского рынка для российского экспорта, устранению остаточной дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций в российскую экономику, противодействию попыткам отдельных государств СНГ использовать ЕС в ущерб российским интересам.

На регулярно проходящих саммитах руководители Российской Федерации и Европейского союза укрепляют стратегическое партнерство между Россией и ЕС. Так, в 2003 г. в Риме было сделано Соместное заявление Президента РФ, Председателя Европейского Союза, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС и Председателя Комиссии Европейских Сообществ.

Внимание было направлено на оптимизацию политического диалога и эффективной работе Постоянного совета партнерства Россия - ЕС. Продолжалось обсуждение последствий расширения ЕС и было решено распространить действие СПС на новые государства-члены ЕС. В 2003 г. окончательно оформилась Концепция общего европейского экономического пространства.

В Афинах 17 апреля 2003 г. состоялась расширенная Европейская конференция с участием России (на уровне глав государств и правительств). Страны расширенной Европейской конференции и Россия приветствовали дискуссию, идущую в Европейском союзе по политике «нового соседства». Отношения с новыми восточноевропейскими соседями должны далее развиваться, так же как и отношения, которые ЕС установил со своими средиземноморскими партнерами в рамках Барселонского процесса.

Таким образом, Европейский союз и в третьем тысячелетии будет оставаться основным экономическим и политическим партнером России на европейском континенте.

 

Контрольные вопросы:

1.    Назовите основные этапы европейской интеграции.

2.    Какова юридическая природа Европейского Союза? Основные точки зрения по данному вопросу?

3.    Развитие отношений РФ и ЕС – основные этапы.

4.    Обрисуйте перспективу заключения новых договоров между РФ и ЕС.

 

 

     I.          Контрольно-измерительные материалы

 

Тесты

1. Первый проект объединения Европы был предложен

1) П. Дюбуа

2) Александром I

3) герцогом Сюлли

2. Панъевропейский союз был создан в

1) 1930

2) 1923

3) 1929

3. «Отцами-основателями» Европейских Сообществ считаются

1) Аристид Бриан и Уинстон Черчилль

2) Иеремия Бентам и Анри Сен-Симон

3) Робер Шуман и Жан Моне

4. Европейские Сообщества ведут свое начало от

1) Европейского объединения угля и стали

2) Европейского экономического сообщества

3) Европейского сообщества по атомной энергии

5. В настоящее время Европейский Союз основывается на изменениях, внесенных

1) Амстердамским договором 1997 года

2) Ниццким договором 2001 года

3) Лиссабонским договором 2007 года

6. В содержание правосубъектности Европейского Союза введено новое правило о

1) едином гражданстве

2) признании за ЕС деликтоспособности

3) единых границах

7. Из принципа единой правосубъектности ЕС исключены

1) учреждения ЕС

2) институты ЕС

3) органы ЕС

8. Правовая природа ЕС является

1) внутригосударственной

2) международной

3) комплексной

9. В учредительных договорах появляется новая категория

1) ценности Союза

2) цели Союза

3) принципы Союза

10. Принцип прямого действия права ЕС подразделяется на

1) косвенный и прямой

2) вертикальный и горизонтальный

3) амбивалентный и бивалентный

11. Система институтов ЕС включает:

1) Европарламент, Совет и Комиссию;

2) Европарламент, Совет, Комиссию, Суд и Счетную палату, Европейский совет и ЕЦБ;

3) Европарламент, Совет, Комиссию и Счетную палату.

12. Право Европейского Союза является:

1) международным;

2) наднациональным;

3) внутригосударственным.

13. Субъектами права ЕС являются:

1) ЕС и его структурные подразделения, государства-члены, граждане и юридические лица;

2) ЕС и его структурные подразделения, государства-члены;

3) государства-члены, граждане и юридические лица.

14. Специфическими методами права ЕС являются:

1) управомочивание и позитивное обязывание;

2) позитивное обязывание и запрет;

3) унификация и гармонизация.

15. К важнейшим принципам деятельности ЕС относятся:

1) демократическое равенство, законность и открытость;

2) законность, субсидиарность и пропорциональность;

3) субсидиарность, пропорциональность и открытость.

16. Прецедентное право ЕС создается:

1) Судом ЕС;

2) Судом ЕС и Трибуналом первой инстанции;

3) Судом ЕС и национальными судебными учреждениями.

17. К первичному праву ЕС относятся:

1) учредительные договоры;

2) учредительные договоры, ревизионные договоры и договоры о присоединении;

3) ревизионные договоры и договоры о присоединении.

18. К правовым актам вторичного права ЕС относятся

1) регламент, директива, рекомендации и заключения

2) регламент, директива, решение, рекомендации и заключения

3) регламент, директива, решение

19. Законодательные акты ЕС принимаются

1) Европейской комиссией, Парламентом и Советом

2) Европейским парламентом и Советом

3) Комиссией и Советом Европейского Союза

20. Регламент, как источник права ЕС – это:

1) акт, не имеющий обязательной силы;

2) акт, отражающий официальную позицию заинтересованного института или органа;

3) нормативный акт, выступающий в качестве закона.

21. Специальные категории незаконодательных актов ЕС

1) делегированные и исполнительные

2) делегированные и прямые

3) исполнительные и законодательные

22. Европейский парламент наделен функциями

1) законодательной и бюджетной

2) законодательной, бюджетной, консультативной и политического контроля

3) бюджетной, консультативной, законодательной

23. Европейский Совет обладает правом

1) издавать решения, имеющие обязательную юридическую силу

2) издавать заключения, не имеющие обязательной юридической силы

3) давать консультации иным институтам ЕС

24. Совет ЕС наделен функциями

1) законодательной и бюджетной

2) законодательной, бюджетной, определения политики и координационной

3) бюджетной, консультативной, координационной

25. Председатель Европейского Совета

1) должностное лицо Еврокомиссии

2) коллективная должность, которую занимают представители трех государств

3) единоличная должность для представителя государства

26. Одной из функций Еврокомиссии является

1) заключение международных договоров

2) взаимоотношения с ЕЦБ

3) представительство ЕС на международной арене

27. Термин «Суд ЕС» означает

1) Суд ЕС как высшую судебную инстанцию

2) Суд и Трибунал

3) все звенья системы судов Европейского Союза

28. Генеральные адвокаты

1) защищают интересы истцов

2) представляют Суду собственное заключение, позволяющее более объективно рассматривать дело

3) представляют интересы государств-членов ЕС

29. Наиболее заметная реформа судебной системы, проведенная Лиссабонским договором

1) расширение предметной компетенции

2) переименование Суда

3) упразднение дел косвенной юрисдикции

30. Дела косвенной юрисдикции это дела

1) касающиеся международных отношений

2) по запросам национальных судов

3) по искам к институтам ЕС

31. Источники европейского права прав человека это

1) право ЕС и судебная практика Суда ЕС

2) право ЕС и Совета Европы

3) судебная практика Суда ЕС

32. Основной каталог прав человека ЕС содержится

1) в учредительных документах

2) в практике суда ЕС и Хартии 2000 г.

3) в учредительных документах и Хартии 2000 г.

33. Гражданство ЕС

1) аннулирует гражданство государство-члена

2) действует только в третьих государствах

3) существует вместе с гражданством государства-члена

34. Отбор кандидатов на должности судей в Суд ЕС осуществляет:

1) специальный Комитет

2) Европейский Совет

3) совместно Европейский Совет и Совет Европейского Союза

35. Увеличение прав физических лиц в сфере обращения в Суд ЕС, в частности выразилось в возможности:

1) оспаривать регламентарные акты ЕС и акты в сфере внешней политики и политики безопасности

2) направлять запросы косвенной юрисдикции

3) оспаривать любые законодательные акты ЕС

36. Основополагающий принцип гражданства ЕС:

1) гласности и гармонии

2) недискриминации гражданства

3) равенства мужчин и женщин

37. Рассматривая дела о защите прав человека, национальные суды ЕС связаны принципами

1) эквивалентности и эффективности

2) объективности и эффективности

3) эквивалентности и адекватности

38. Первые поправки в судебную систему Европейских Сообществ были внесены:

1) Договором о европейском Союзе 1992 года

2) Амстердамским договором 1997 года

3) Ниццким договором 2001 года

4) Лиссабонским договором 2007

39. Судебными органами Союза, рассматривающими дела в «первой» инстанции являются:

1) Трибунал

2) Суд

3) Специализированные трибуналы

4) Все инстанции

40. Назначение на должности судей в Суд ЕС осуществляется:

специальным Комитетом

по общему согласию правительствами государств-членов

совместно Европейским Советом и Советом Европейского Союза

41. Устная стадия в Суде обычно включает в себя:

1) одно заседание – судебные прения

2) два заседания – судебные прения и выступление генерального адвоката

3) три заседания – судебные прения, выступление адвокатом, апелляция

4) два заседания – судебные прения и апелляция

42. «Третьи лица» в европейском судебном процессе – это

1) лица, участвующие в деле и имеющие в нем интерес

2) лица, не участвующие в деле, хотя и имеют в нем интерес

3) генеральные адвокаты

4) представители сторон

43. Юридическая обязательность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод для Европейского Союза была установлена:

1)    Договором о европейском Союзе 1992 года

2)    Амстердамским договором 1997 года

3)    Ниццким договором 2001 года

4)    Лиссабонским договором 2007

44. К основным принципам толкования и применения Хартии относится:

1) принцип ограниченности сферы применения

2) принцип универсальности

3) принцип гармонизации

4) принцип ограниченности применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

45. Защищая права и свободы физических и юридических лиц в Суде ЕС, последний следит за соблюдением принципов

1) оценки и доказывания

2) эквивалентности и статичности

3) эффективности и оптимизации

4) эквивалентности и эффективности

46. Процедура принудительного исполнения права ЕС реализуется

1) административным и политическим путем

2) методом консенсуса

3) административным и судебным способами

4) рассматривается на специальном заседании Европейского Совета

47. В рамках процедуры принудительного исполнения Комиссия вправе

1) наложить штрафные санкции

2) арестовать имущество нарушителя

3) запретить выезд и въезд в Союз конкретным физическим лицам

48. Основанием ответственности в праве ЕС является

1) нарушение первичного права

2) нарушение обязательств, возложенных Договором о ЕС

3) нарушение любых обязательств, связанных с членством в ЕС

49. К возможности принудительного применения права ЕС относят

1) подачу частных исков и прямое возбуждение дел против государства-нарушителя

2) обращение в Европрокуратуру

3) обращение в Евроюст

50. Процедура принудительного исполнения подразделяется на

1) прямую и косвенную

2) административную и судебную

3) первичную и вторичную

51. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности

1) концентрирует в своих руках основные нити подготовки и реализации всех мероприятий Союза на международной арене

2) является представителем ЕС на международной арене вместо Еврокомиссии

3) контролирует заключение соглашений с иностранными государствами

52. Лиссабонский договор предусмотрел создание

1) торговых представительств ЕС

2) дипломатической службы ЕС

3) консульских отделов ЕС

53. Лиссабонский договор уполномочивает государства

1) осуществлять «постоянное организованное сотрудничество» в военной сфере

2) ликвидировать все совместные военные операции

3) реализовывать военный потенциал только в рамках пространства отдельных государств-членов

 

Вопросы к зачету

1.    Концепции политического объединения Европы классического периода.

2.    Проекты создания экономического и политического союза европейских государств нового времени. «Европейская идея» в период второй мировой войны.

3.    Экономическая, политическая и правовая интеграция западноевропейских государств после окончания второй мировой войны (1945–1951 гг.). Создание европейских Сообществ.

4.    Ревизии договоров о Европейских Сообществах.

5.    Конституция для Европы и ее преобразование в Лиссабонский договор 2007 года.

6.    Учредительные документы ЕС: структура, процедура принятия и пересмотра.

7.    Сущность и содержание правосубъектности ЕС.

8.    Цели и ценности ЕС.

9.    Основные принципы функционирования ЕС.

10.ЕС и государства-члены: принципы взаимоотношений, порядок присоединения.

11.Гражданство ЕС.

12.Хартия Европейского Союза об основных правах.

13.Правовые источники компетенции Европейского Союза. Категории компетенции ЕС.

14.Основные принципы компетенции ЕС.

15.Система права Европейского Союза.

16.Источники права Европейского Союза: общая характеристика. Первичное и вторичное право Европейского Союза.

17.Понятие и классификация принципов права Европейского Союза. Общие принципы права Европейского Союза.

18.Принцип верховенства права Европейского Союза.

19.Принцип субсидиарности в праве Европейского Союза.

20.Принцип прямого действия права Европейского Союза.

21.Унификация как метод развития правовой интеграции в Европейском Союзе. Понятие и юридические свойства регламента.

22.Гармонизация как метод развития правовой интеграции в Европейском Союзе. Понятие и юридические свойства директив.

23.Правовые акты Европейского Союза: регламент, директива, решение, рекомендация и заключение.

24.Законодательные акты ЕС.

25.Незаконодательные акты ЕС.

26.Прецедентное право Европейского Союза.

27.Институты Европейского Союза: общая характеристика. Иерархия системы управления Союзом.

28.Европейский парламент: порядок формирования, функции.

29.Европейский Совет и Совет Европейского Союза – порядок формирования, функции.

30.Председательство в Совете и Европейском Совете.

31.Европейская комиссия: место в системе органов Европейского Союза, полномочия.

32.Правовое положение Палаты аудиторов (Счетной палаты) Европейского Союза.

33.Консультативные органы Европейского Союза: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.

34.Суд Европейского Союза: место в системе органов Европейского Союза, юрисдикция.

35.Состав и порядок формирования Европейского суда. Правовой статус судей и генеральных адвокатов.

36.Структура, организация работы и принятия решений Европейского суда.

37.Правовое положение Трибунала Европейского Союза.

38.Иски о договорной и внедоговорной ответственности.

39.Иски Еврокомиссии. Временные меры; иски государств-членов.

40.Иски юридических и физических лиц.

41.Преюдициальные запросы.

42.Гарантии обеспечения прав человека в Европейском Союзе: институциональные гарантии; процессуальные гарантии; судебная защита.

43.Понятие, основания и субъекты ответственности по праву ЕС.

44.Нарушение права ЕС: понятие, виды. Значение элемента наличия вины и причинной связи.

45.Нарушения, допущенные национальными правительствами, законодательными или судебными органами государства ЕС. Федерация как ответчик по европейским обязательствам.

46.Гражданское правонарушение (ст. 215 абз.2,3 ЕС, ст.4 ЕС).

47.Ответственность государств-участников за нарушение права ЕС.

48.Ответственность Евросообщества за нарушение права ЕС. Недоговорная ответственность ЕС.

49.Процедуры принудительного исполнения права ЕС: административная и судебная.

50.Материальная ответственность по праву ЕС. Санкции.

51.Реституция и возмещение ущерба.

 

  II.          Глоссарий

 

Акты Сообщества -

Регламент и директива – акты Сообщества, выступающие в качестве закона или основ законодательства ЕС.

Решение – индивидуальный акт в рамках ЕС.

Рекомендация и заключение - акты Сообщества, не имеющие обязательной юридической силы.

Акты ОВПБ (второй опоры ЕС) –

Общая стратегия – документ, устанавливающий программу действий ЕС по отношению к определенной стране или географическому региону.

Общая позиция – правовой акт, посредством которого ЕС определяет свой подход к конкретной внешнеполитической проблеме.

Общая акция – правовой акт, на основании которого ЕС осуществляет практические действия на международной арене.

Акты СПСО (третьей опоры) –

Рамочное решение – основы законодательства в уголовно-правовой сфере.

Решение – акт, имеющий юридически обязательный характер, обычно содержащий организационные положения.

 

Вторичное право ЕС – это правовые акты институтов Сообщества и нормативные договоры трех видов: соглашения ЕС с третьими странами, дополнительные конвенции между государствами-членами и межинституциональные соглашения.

 

Европейское право в области прав человека – совокупность норм, которые закрепляют и гарантируют основные права личности в «европейском масштабе», то есть в рамках Европы в целом или в рамках значительного ряда расположенных в ней государств.

 

Законность – принцип деятельности ЕС, в соответствии с которым деятельность должна осуществляться в рамках полномочий и целей, зафиксированных в учредительных документах организации.

Законодательный процесс – определенные в учредительных договорах процедуры принятия институтами и органами ЕС нормативно-правовых и других актов вторичного права.

 

Метод унификации права ЕС – установление Союзом единых правил поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения на его территории.

Метод гармонизации права ЕС – издание Союзом основ законодательства, в соответствии с которыми государства-члены приводят свои внутренние законы и подзаконные акты.

 

Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП) – открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику. Он должен обеспечивать эффект взаимодополняемого развития и использование преимуществ экономики трансконтинентального масштаба и, как следствие, способствовать повышению конкурентоспособности обеих сторон на внешних рынках.

 

Основные принципы доктрины прав человека Европейского Союза -

1)         государства-члены непосредственно связаны доктриной прав человека ЕС, когда она используется для толкования положений Договора или правовых норм Сообщества;

2)    права, предоставленные частным лицам, являются предметом оговорки, предусматривающей возможность их ограничения, например, для обеспечения публичного порядка;

3)    государства-члены, применяя нормы Сообщества, связаны обязанностью соблюдать права человека в соответствии с толкованием Сообщества.

Первичное право ЕС – документы основополагающего характера, обладающие высшей юридической силой в его правовой системе. Основное первичное право: Договор о ЕС 1957 года, Договор о Евратоме 1957 года и Договор о Европейском Союзе 1992 года. Дополнительное первичное право: ревизионные договоры и договоры о присоединении.

Политика Союза – комплекс мероприятий, проводимых ЕС в отношении конкретных сфер общественной жизни.

Принцип верховенства права ЕС – нормы правовой системы ЕС имеют большую юридическую силу, чем правила государств-членов.

Принцип доступности средств судебной защиты - связан с наличием Суда Европейского Союза, на который, как и на национальные суды, возлагается обязанность информировать население о возможностях судебной защиты в Суде Европейского Союза, а также предоставлять разъяснения по вопросам европейского права. Со своей стороны, Сообщество разработало критерии прямого действия норм права ЕС и доктрину прямого действия и прямого применения права ЕС. В соответствии с ней, индивид может добиваться реализации подобных норм через национальные суды, если они ясно, точно и четко сформулированы, их содержание однозначно и не вызывает различных толкований; безусловны; применимы без дополнительных мер со стороны ЕС или национальных властей.

Принцип максимально полной и эффективной судебной защиты - предполагает необходимость выяснения вопроса о соответствии национального права государств-членов праву Сообщества, а следовательно, предоставлению более широких возможностей для судебной защиты. Этот принцип требует, чтобы национальные правила не препятствовали эффективному и в установленные процессуальные сроки отправлению правосудия, связанному с защитой прав, вытекающих из постановлений права Сообщества.

Принцип прямого действия права ЕС – наделение правами и обязанностями не только государств-членов, но и юридических и физических лиц.

Пропорциональность - принцип деятельности ЕС, в соответствии с которым действия Сообщества должны строго соответствовать его целям.

 

Ревизионные договоры – договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные акты.

 

Свобода передвижения товаров – принцип внутреннего рынка ЕС, состоящий из отмены таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект; запрещения на дискриминационное внутригосударственное налогообложение и запрета на количественное ограничение и меры с равнозначным эффектом.

Свобода учреждения – свобода передвижения для юридических лиц. Состоит из свободы передвижения предпринимателей и свободы учреждения юридических лиц и иных организационных форм предпринимательской деятельности.

Субсидиарность – принцип деятельности ЕС, в соответствии с которым Сообщество воздерживается от вмешательства в вопросы, которые государства-члены могут эффективно решать самостоятельно. Не распространяется на сферы исключительной компетенции ЕС.



[1] См. поробнее: Бирюков П. Н. О проекте новой конституции Европейского союза // Международное публичное и частное право. - 2004. - № 2; Курдюков Г. И. Конституция ЕС или конституционный договор / Г. И. Курдюков, А. В. Клемин // Жизнь, отданная науке / Под ред. Б. Л. Железнова, Г. И. Курдюкова. - Казань, 2004. - С. 145-168.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!