Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Этика»»

/ Общая философия
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Лекция 1

Этика как наука и раздел философии

 

План

1. Место этики в системе духовной культуры

2.. Исходные категории и понятия этики

3. Основные исторические этапы развития этики

 

Основные понятия:

-ситуация морального выбора

-свобода воли и ответственность

-мораль и нравственность

-моральный закон

-моральное достоинство

-абсолютное благо

 

Контрольные вопросы

1. В силу какой социальной причины человеческому обществу присуща моральность?

2. Почему не вполне точным является утверждение, что этика есть наука о морали ?

3. В каком смысле можно расценивать этику не только как науку, но и как искусство?

4. Каковы основные признаки пребывания субъекта в ситуации морального выбора?

5. Почему, с точки зрения этических учений, ответственность человека за свои поступки предполагает наличие у него свободы воли?

6. В чем заключается различие между понятиями «мораль» и «нравственность»?

7. Какие две категории людей (различающиеся по степени духовности) в наименьшей мере испытывают ощущение бремени при осуществлении морального выбора ?

8. Что означает термин «абсолютное благо»?

 

Лекция 2

Этические учения античности

 

План

1. Знание как высшее благо в учении Сократа

2. Платон о справедливости как о высшем благе

3. Этический абсолютизм Аристотеля. Его учение о тождестве добродетели и счастья

4. Этические учения Эпикура и стоиков, их общие черты и принципиальные различия

 

Основные понятия:

-добродетель

-гедонизм

-эвдемонизм

-атараксия

-апатия

 

Контрольные вопросы

1. Кто из философов античности имел обыкновение оценочно сопоставлять друг с другом два ходячих высказывания: «Живу, чтобы есть» и «Ем, чтобы жить»? И каков этический смысл этих высказываний?

2. Что означает тождество добродетели и счастья?

3. В чем состоит принципиальное различие между гедонизмом и эвдемонизмом?

4. Приходилось ли вам сталкиваться с проявлениями атараксии и апатии у знакомых вам людей? Припомните конкретные примеры и воспроизведите мотивацию такого рода поведения.

 

Лекция 3

Этическая мысль в эпоху средневековья

 

План

1. Христианские основания средневекового понимания этики

2. Учение Августина Аврелия о Граде Небесном и Граде земном как фундамент средневековой этики

3. Соединение ума с сердцем и преодоление греховности – важный принцип христианской средневековой этики

4. Учение Абеляра об интенции как корне поступка и о добровольном характере греха

5. Учение Аквината о ценностно-ориентированной свободе воли

 

Основные понятия:

-интенция

-порок

-грех

-греховный поступок

-завет человека с Богом

-вызов к сотворчеству

-синергия

-божественный Промысел

 

Контрольные вопросы

1. В чем, с точки зрения средневековой христианской этики, состоит отличие «Града земного» от «Града Божьего»?

2. В чем, с точки зрения той же этики, заключается добровольный характер совершения греха?

3. В чем, заключается парадокс учения св.Фомы в вопросе о соотношении морального закона и свободы человеческой воли?

 

 

 

 

 

Лекция 4

Этика Ренессанса и Нового времени

 

План

1. Понимание высшего блага как умопостигаемой истины

2. Возрождение некоторых нравственных идеалов античности

3. Этические принципы учения Макиавелли. Его постулат о злой природе человека и необходимости освобождения политики от морали

4. Отрицание Гоббсом свободы человеческой воли и ответственности за поступки. Связь данного постулата с его учением о государстве

5. Разработка Локком учения о морали в аспекте представлений о незыблемых правах человека

6. Пантеистическая этика Спинозы. Отрицание им свободы воли и возможности выбора поступков

7. Спиноза о познании и самопознании как фундаменте нравственности

8. Этический постулат Жан-Жака Руссо о доброй природе человека и отрицание им сложившейся системы моральных установок

9. Этическое учение Канта как проповедь морального абсолютизма. Сущностное содержание его «категорического императива»

10. Кант о взаимодействии совести и разума и о первичности морали по отношению к религии

11. Завершающая идея в творчестве Канта о «народе божьем»

 

Основные понятия:

-должное и сущее

-аффекты и страсти

-интеллектуальная любовь к Богу

-моральный абсолютизм

-категорический императив

 

Контрольные вопросы

1. На основании каких представлений о человеке Гоббс отрицал ответственность человека за совершаемые им поступки?

2. На основании какого религиозного постулата Спиноза отрицал свободу человеческой воли, саму возможность выбора поступков?

3. В каких трех формулах выражается сущность категорического императива Канта?

 

 

Лекция 5

Этические системы XIXXX вв.

 

План

1. Утилитарно-эволюционистская этика Спенсера. Его представление об альтруизме как о средстве выживания человеческого рода

2. Зарождение иррационалистических способов обоснования морали (Шопенгауэр, Ницше)

3. Экзистенциальная этика Кьеркегора

4. Этические взгляды раннего Маркса. Проблема ликвидации отчуждения

5. Этика экзистенциализма (Сартр, Хайдеггер)

6. Критическая концепция «инструментального разума» (Адорно, Хоркхаймер) и феноменологическое понятие интерсубъективности ; их морально-этическое значение

7. Моральный абсолютизм российской философской традиции. Идея непреложной значимости взаимопомощи в эволюционной теории П.Кропоткина

8. Этические концепции экуменизма (Л.Толстой) и «органической целостности» (Вл.Соловьев, Н.Лосский, С.Франк, Н. Бердяев)

 

Основные понятия:

-симметрия добра и справедливости

-утилитарный эволюционизм

-усложнение этической мотивации

-альтруизм

-«генеалогия морали»

-«переоценка всех ценностей»

-«свободное самосозидание самости»

-«неподлинное существование»

-«инструментальный разум»

-«интерсубъективность»

-«философия органической целостности»

-соборность

 

Контрольные вопросы

1. Почему спенсоровское учение о морали получило название «утилитарно-эволюционистской этики»?

2. Кому из мыслителей Х1Х столетия принадлежит идея «переоценки всех ценностей»?

3. В чем выражается, с точки зрения этики экзистенциализма, «неподлинное существование» человека?

4. В чем заключается гуманистический смысл концепции русских мыслителей об «органической целостности» (Вл.Соловьев, Н.Лосский, С.Франк, Н.Бердяев)?

5. В чем выражается симметрия добра и справедливости? 

 

Лекция 6

Структура современного этического знания

 

План

1. Место философской теории морали в системе гуманизма

2. Свобода и ответственность. Идея Э.Фромма о важности различения «свободы от чего-то» и «свободы ради чего-то»

3. Насилие и ненасилие, их диалектическая взаимосвязь. Идея необходимости духовного превосходства над злом

4. Нравственные ценности. Непреложное значение взаимопонимания и экологизации человеческих отношений

5. Мораль, справедливость, право. Проблема соотношений между нравственностью, моралью и правом

 

Основные понятия:

-совесть

-справедливость

-«свобода ради чего-то»

-насилие и ненасилие

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль гуманизма в современной философской теории морали?

2. В чем состоит своеобразие понимания свободы воли в концепции Эриха Фромма?

3. Справедливо ли называть принцип ненасилия «непротивлением злу»?

4. Что такое совесть и какое место занимает она в системе «совесть – разум – воля»?

5. Какова главная отличительная черта понятия «справедливость»?

 

Лекция 7

Этика как практическая философия

 

План

1. Нормы и ценности нравственной жизни

2. Этика трудовых отношений

3. Нравственная позиция гражданина

 

Основные понятия:

 

-со-чувствие

-подвижничество

-активная жизненная позиция

 

Контрольные вопросы

1. Каким образом в гражданском обществе мораль связана с правом?

2. В чем заключается принцип «со-чувствия»?

 

 

Лекция 8

Прикладная этика

 

План

1. Основные нормы и правила межличностного общения

2. Этикет

3. Нормы поведения в общественных местах

4. Соблюдение правил техники безопасности

5. Нормы речевой культуры и вежливости

6. Умение одеваться красиво и опрятно, не отставая от моды

 

Основные понятия:

-цивилизованность

-деликатность

-учтивость

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается различие понятий: «этика» и «этикет»?

2. Почему соблюдение правил техники безопасности и следование правилам речевой культуры относятся к области этики?

3. Что означает «цивилизованность» как понятие этики?

 

 

Лекция 9

Проблемы современной этики

 

План

1. Проблема диалога культур

2. Проблема выживания человечества. Важность осознания ответственности за отдаленные последствия нашей деятельности

3. Проблема подчинения экологическому императиву на основе осознания сущности ноосферы

 

Основные понятия:

-взаимообогащение культур

-этика выживания

-экологический императив

-экологическая ответственность

 

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете современное ходячее выражение: «слушать, но не слышать»?

2. Что значит «экологический императив»?

3. Каким образом современная этика связана с именем академика Н.Вернадского?

 

 

Лекция 10

Проблемы профессиональной этики

 

План

1. Сущность понятия профессиональной этики

2. Особенности педагогической этики

3. Понятие личностно-ориентированного образования как ключевое понятие современной педагогической науки

4. Этический смысл «гуманной педагогики»

 

Основные понятия:

-личностно-ориентированное образование

-«гуманная педагогика»

 

Контрольные вопросы

1. В чем сущность педагогического метода «личностно-ориентированного образования» и в чем заключается его позитивная сила?

2. Что такое «гуманная педагогика» и кого вы можете назвать в качестве ее  видных представителей?

 

 

РАЗДЕЛ 4.  СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ  (Г Л О С С А Р И Й)

 

Тема1

Этика как наука и раздел философии

Мораль – совокупность принятых в том или ином обществе норм поведения людей; тип регуляции человеческих отношений, направленной на их гуманизацию. Мораль содержит в себе образцы должного, разумного, общечеловеческого и выступает, как правило, в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. Она восходит своими корнями к феномену обычая. Мораль является отличительным признаком человеческого рода, и она обусловлена присущей человеку, в отличие от животного мира, трудовой деятельностью, которая осуществляется не иначе, как на основе коллективистских начал. Именно такого рода деятельность и явилась исторической основой возникновения моральных правил, подлежащих строгому исполнению, ибо без трудовой деятельности, посредством которой обеспечивается производство необходимых продуктов материального и духовного характера, общество, в принципе, не может существовать. Таково, по крайней мере представления, которое было присуще концепции Маркса и который в основу человеческой сущности клал труд. Наряду с данной концепцией существуют и другие, у которых в основу понимания сущности человека кладутся биологические факторы, и ряд других.

 

Ситуация морального выбора – жизненная ситуация, ставящая субъекта перед лицом сложной проблемы выбора поступка, который должен соответствовать, в качестве идеально-должного, общечеловеческим нравственным требованиям и осуществляться самостоятельно, на основе присущей человеку свободы воли. Одним из обязательных признаков нахождения субъекта в ситации морального выбора является чувство дискомфорта, обусловленное тем, что в соответствии с требованиями морального закона субъект, добровольно осуществляющий выбор поступка, сознательно лишает себя удовольствия, которое он мог бы иметь от реализации своего естественного желания, не соответствующего моральным нормам поведения.

   

Тема 2

Этические учения античности

Апатия ( это греческое слово означает «бесстрастие») – понятие, выражающее неизменный идеал стоиков, заключающийся в нечувствительности к внешним  обстоятельствам ради сохранения спокойствия и стойкости духа в трудных жизненных ситуациях, и прежде всего в перипетиях общественной и политической жизни. Благодаря следованию принципу апатии стоики добивались нечувствительности к страданиям, что позволяло им стойко выдерживать суровые испытания, включая гонения и преследования за те или иные провинности, в борьбе за сохранение своих мировоззренческих убеждений и жизненных принципов. Отсюда известное выражение: «стоическое упорство».

 

Атараксия (в переводе с греческого – «невозмутимость») – понятие, характерное для этики Эпикура. Оно означает ограждение себя от внешних источников страданий с помощью, так сказать, «душевного панциря». Это, в частности, уход от общественной и политической жизни, которые, как правило, бывают насыщены тревожными, неприятными моментами, и замыкание в узком кругу друзей и приближенных, с целью сохранения душевного спокойствия и предания себя удовольствиям (правда, умеренного характера, с разумным ограничением потребностей).

Атараксия включает в себя, по учению Эпикура, также избавление от страхов перед богами, перед смертью, перед загробным миром и перед необъяснимыми природными явлениями. Она была объявлена Эпикуром высшим благом.

Необходимо особо подчеркнуть, что атараксия имеет существенно общую черту с апатией, которая также направлена на сохранение душевного спокойствия. Однако их разъединяет не менее существенное различие: не в пример апатии, которая не склонна чураться общественных дел, атараксия – это, по существу, уход в себя, беспомощность (да и нежелание) в деле оказания воздействия на ход внешних событий.

 

Гедонизм (от греческого «hedohe» - «удовольствие») – жизненная позиция, выдвигающая удовольствие в качестве высшего блага. Гедонизм нашел свое проявление еще в древней Индии, в учении чарваков (или локаятиков), заключаясь в призывах к безудержным наслаждениям. Примерно аналогичная позиция наблюдалась в древней Греции, где философ Аристипп объявил удовольствия абсолютным благом, со ссылкой на то, что они являются самым ценным и наиболее желанным и полезным состоянием человека. В этом проявился утилитарный характер его этических взглядов.

 

Добродетель – категория этики, получившая значительную разработку в древнем мире, в частности, в античной философии, наиболее основательно – в этике Аристотеля. Последний возвел добродетель в ранг высшего блага, выдвинув при этом требование совершенно бескорыстной внутренней мотивации при делании добра; он рассматривал доброделание как абсолютную самоценность: добродетель ради добродетели. При это он учил, что в доброделании надо мудро придерживаться «золотой середины», чтобы не переборщить, нанеся тем самым вред добру, и, так сказать, не «недоборщить», не придав доброделанию полную силу.

Дальнейшую разработку категория добродетели получило в последующие исторические эпохи, и в частности, в этике христианства. Здесь, в Новом Завете, апостол Павел выделяет три главных богословских добродетели: веру (имеется в виду, прежде всего, в богочеловека  Иисуса Христа), надежду (очевидно, по большому счету – на возвращение избавившегося от греховного искуса человечества обратно, в Рай) и любовь (надо полагать, как мощную божественную силу, искупившую, ценою самопожертвования, грех человечества). На базе этих богословских добродетелей, как сказано в послании упомянутого Апостола, имеют место остальные, человеческие, добродетели: благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность. Все добродетели служат, по христианскому вероучению средством для активного противостояния злу.

В нашей, современной, жизни добродетель подчас проявляет себя в такой форме, как бескорыстная, милосердная помощь тяжело больным, включая детей, такая же помощь бедным слоям населения со стороны богатых и т.д.

 

Справедливость – весьма специфическая категория этики, с трудом поддающаяся четкому определению и имеющая тесную связь с такими категориями, как право и совесть. Впервые это понятие получило основательную разработку в произведении Аристотеля «Большая этика».

Справедливый поступок, как правило, вызывает у совершившего его субъекта ощущение душевного комфорта в связи с обретением им основания для позитивной моральной самооценки, т.е. ощущения частоты совести, а несправедливый – напротив, угрызения совести и душевный дискомфорт.

Что касается право, то оно, в принципе, должно базироваться на закладываемой в его основу справедливости и, в свою очередь, стоять на страже последней. (Так оно фактически и происходит – но только в случае подлинного права, которое редко бывает в тоталитарных режимах, ибо они, как правило, склонны спекулировать лозунгами борьбы за справедливость).

Справедливость, в отличие от совести, проявляющей себя, в основном, на уровне интуиции (как некий «моральный инстинкт»), большей частью находит свои проявления  на уровне рассудочной логики , рассудочного расчета, призванного фиксировать определение очевидной для всех участников ситуации взаимоотношений  меру дозволенного или недозволенного, а также меру обеспечения всеобщего правового равенства. При этом в качестве одной из существенных черт справедливости выступает принцип асимметрии, выражающийся в том, что она, справедливость, нередко предусматривает требование обеспечения прав санкционирующих пользу слабому ( в самых разнообразных смыслах понятий «слабый» и «сильный», включая социально-групповые различия).В данном вопросе важно иметь в виду, что правовое требование справедливости должно относиться не к обществу в целом (такая абстрактная установка порой порождает, как об этом свидетельствует история, опасные для человечества утопические проекты коренной переделки социального строя), а к конкретному человеку, непосредственному субъекту деятельности.

Категория справедливости имеет прямое отношение к различным ситуациям в разнообразных сферах бытия: в обыденной жизни, в политике, в экономике и, как уже было сказано, в сфере права. Дать определение этого понятия в форме четкой дефиниции, как уже было отмечено, крайне трудно (а потому и не имеет смысла), т.к. присущий этому понятию атрибут меры, фигурирующий на уровне рассудка, основательно переплетен с ультра-интуитивным понятием совести. Ввиду такой двойственности, амбивалентности, очевидно, правомерно рассматривать справедливость как плод установления меры одновременно на базе логических суждений и интуитивных представлений, присущих, как и логика самой человеческой природе.

В этой связи важно подчеркнуть, что понятие справедливости имеет, наряду с присущим ему принципом асимметрии добра, также непосредственную связь с принципом его симметрии. Ведь вряд ли можно считать справедливыми отношения, в которых отсутствует симметрия, заложенная в одной из кантовских формулировок категорического императива.

Наконец, необходимо иметь в виду, что справедливость не исключает, а во многих случаях даже санкционирует, проявления милосердия, идущие от сердца, которые естественным образом выводят людские отношения за рамки меры, установленной канонами справедливости на уровне рассудочного мышления – что несет в себе синтез асимметрии и симметрии добра.

 

Эвдемонизм – этическое понятие, в определенном смысле сходное с понятием гедонизма: оба выражают стремления к счастью. Однако между ними есть и существенное расхождение: эвдемонизм (а этот термин происходит от греческого слова «счастье»), в отличие от гедонизма, исключающего из понятия счастья страдания, рассматривает счастье, как систему жития, в которой хоть и есть страдания, но во всяком случае их совокупность является меньшей, чем совокупность удовольствий.

С точки зрения эвдемонизма, счастливая жизнь есть абсолютное благо, все же остальные блага являются лишь средством для ее достижения. При этом эвдемонизм разумно отрицает абсолютизацию значимости удовольствий В его представлении такие удовольствия, которые могут влечь за собой страдания, являются просто-напросто дурными.

Важно отметить, что в этическом учении Эпикура имеет место сочитание гедонизма с эвдемонизмом, очевидно, обусловленное тем, что древнегреческому менталитету была ствойственна идея важности соблюдения меры во всем.

.         

Тема 3

Этическая мысль в эпоху средневековья

 

Грех – одно из ключевых понятий христианской этики, означающее расхождение воли человеческой с волею Божьей. Одним из существенных признаков греха является добровольный характер его свершения, заключающийся в осознанном желании совершить запретное.

Категория греха была разработана в христианской этике, в частности, усилиями такого французского философа и теолога, как П.Абеляр (XIII вв.). В его богословском учении понятие греха рассматривается в теснейшей связи с такими понятиями, как порок, моральный соблазн, согласие, интенция (намерение), вина и греховный поступок. Порок, в соответствии с данным учением, - это склонность человека ко греху, которая может реализоваться по неосмотрительности.

Понятие греха раскрывается в христианской этике в наиболее яркой форме в представлении о грехе, совершенном «первочеловеками» - Адамом и Евой, которые пренебрегли божьей волей, преступив божий запрет относительно плодов древа добра и зла, т.е. поддались уговорам дьявола в образе змия, согласившись на греховный поступок.

 

Интенция – ключевая категория этики Абеляра (см.понятие «грех» в глоссарии на ту же тему). Говоря в общем, это сознательное намерение, являющееся корнем поступка.

 

Синергия – понятие христианской этики, выражающее взаимодействие Божьей благодати как Божественной энергии, нисходящей на человека, с энергией человеческой воли, добровольное сложение воли Божьей с волей человеческой, их добровольная соработа, которая ничуть не нарушает свободы человеческой воли. Такая соработа осуществляется по закону любви.

Данный вопрос был обстоятельно разработан в ХШ веке католическим теологом Фомой Аквинским (Аквинатом). По Аквинату синергия возможна потому, что моральный закон «вживлен» богом в человеческий разум именно этим и обеспечивается добровольный характер синергии, т.е. соработы божественной воли с человеческой волей и разумом.

Что касается имеющих место отклонений у некоторых людей от морального закона, несмотря на его «вживленность» в их сознание, то христианская этика объясняет это  человеческой слабостью, выражающейся в противостоянии  человека, нарушающего моральный закон, своей собственной природе, в соответствии с которой он призван, так сказать, творить самого себя, осуществлять самосовершенствование, духовное возрастание; он должен гармонизировать свои жизненные инстинкты (компоненты подсознания), подчиняя их разуму. По данному вопросу были проведены впоследствии плодотворные изыскания, в частности, русским религиозным философом Б.П. Вышеславцевым, разработчиком так называемой «этики преображенного эроса».

 

 

Тема 4

Этика Ренессанса и Нового времени

 

Аффекты – понятие, в наибольшей мере разработанное в учении Спинозы, который предполагал различие между данным понятием и понятием страстей. В его учении аффект – это как бы возвышенная, сублимированная, страсть, способная оказать человеку действенную пользу, в то время как просто страсти – это то, что поробощает человека, заполняя все его сознание и превращая его в своего роба. Страсти, по Спинозе – это смутные идеи, неадекватные реальности. Освободить от них как учил Спиноза, может один аффект, т.е. благородная страсть, страсть к познанию. Познание Природы (что само по себе означает по его пантеистическому учению, познание Бога) способно возвысить познающего до степени мудреца и тем самым сделать его подлинно свободным, ибо свобода есть не что иное, как познанная необходимость.

 

Категорический императив – ключевое понятие этики Канта, означающее повеление («императив» на латинском), которое человек обязан выполнять категорически, невзирая на специфику жизненной ситуации, в которой он находится при выборе поступка, и не руководствуясь соображениями личной пользы, удобства, выгоды и даже религиозной потребности и милосердия. Моральный закон был возведен Кантом в ранг абсолютного и высшего блага и поставлен в один ряд с вечными и неизменными законами Космоса. Это нравственное повеление, обращенное к каждому человеку и не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств. По Канту, категорический императив обусловлен самой человеческой природой, и поэтому нарушение его ведет к саморазрушению фундаментальной человеческой природной основы.

Кантовский категорический императив выражен, в основном, в трех «железный» фолрмулировках. Первая гласит, что нужно поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех. Вторая призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть от других (в чем нельзя не узреть этического принципа симметрии добра). Третья запрещает смотреть на другого только как на срество для достижения своих (пусть даже высоких и общественно значимых) целей и требует признавать в другом его абсолютную самоценность.

 

 

Тема 5

Этические системы XIXXX вв.

 

Альтруизм – в общем смысле данное понятие выражает внимательно-уважительное отношение к интересам других людей, социальных групп, независимо от характера этих интересов, т.е. любовь ради любви. Альтруизм как феномен морали зародился еще в древности, найдя свое проявление в наиболее яркой форме в древнекитайской философии даосизма, проповедовавшей идею полнейшего тождества человека с Космосом и обусловленную этим идею любви ко всему окружающему.

Альтруизм, в частности, свойствен и христианскому мировоззрению, с его заповедями Нового Завета: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «Любите врагов ваших».

Понятие альтруизма достаточно широко использовалось в Х1Х-ХХ веках в философско-биологических концепциях Спенсера и Кропоткина. Спенсер рассматривал альтруизм как способ выживания человеческого рода, возникший естественным путем, в борьбе человечества за существование, который, по его убеждению, обусловлен необходимостью всеобщей взаимной любви ради сохранения единства людей перед лицом грозных сил природы. Данная биологическая концепция в известной мере нашла поддержку в учении П.А.Кропоткина, который подчеркивал, что в конкурентной межвидовой борьбе выигрывает не тот, кто сильнее в биологическом смысле, а тот, кто в большей степени обладает способностью объединяться и сохранять свое единство как целостная общность.

В сфере современной науки, а также в ряде других областей культуры, альтруизм находит свое проявление в этическом принципе «со-чувствия», разработанном биологом С.В.Мейеном. Он заключается в стремлении «вчувствоваться» в сознание оппонента в процессе полимического обсуждения проблем и обнаружить в нем положительные моменты – что позволяет более циливизованно и плодотворно вести диалог,т.е., как говорится,  не только слушать, но и слышать друг друга, и тем самым более эффективно решать насущные проблемы. По мнению Мейена, принцип «со-чувствия» помогает видеть в других людях образ и подобие Бога.

 

Генеалогия морали -  понятие, созвучное с известным произведением Ницше «к генеалогии морали» (1887 г.), в котором этот весьма своеобразный философ делает заключение, что его исследования в области философии, христианской религии и аскетической морали привели его к убеждению, что все они отрывают человека от истоков его подлинного существования, т.е. от самой жизни. Этот отрыв от жизненности видится им, в аспекте его предвидения европейского будущего, в том, что европейское человечество претерпит распад духовности и девальвацию духовных ценностей, а также столкнется с такими социальными пертурбациями, как «восстание масс», утверждение тоталитарных режимов и, по его же образному выражению, «воцарение грядущего хама», с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства. В своей провиденциальной философии Ницше пророчит также «закат Европы» и торжество новых по своему типу философских учений, какими, по сути, оказались учения такого рода мыслителей ХХ века, как Ортега-и-Гассет, Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс и им подобные, и которые, действительно, создали нестандартные нормы европейской ментальности. Именно философами такого типа были сформированы оригинальные методологические и языковые парадигмы (устоявшиеся системы), получившие свое воплощение в феноменологических, герменевтических и постструктуралистских изысканиях ХХ века. Автор «Генеалогии морали» оказал, таким образом, существенное влияние на западное самосознание эпохи модерна и постмодерна, претерпевшее кардинальное генеологическое изменение, т.е. развитие, в сравнении с Х1Х столетием.

 

Интерсубъективность – понятие, впервые сформированное в философии основателя феноменологии Гуссерля. Оно обозначает способ выработки знаний на основе добровольного взаимоприятия результатов опытно-познавательной деятельности, осуществляемой многими субъектами. Характерными чертами такого способа познания являются: взаимозаменяемость точек зрения Я и Другого и признание схожести в интерпретации фактов и правил поведения при их несущественных различиях. Знания, включая морально-этические, обретают, таким образом, общественно-субъективный характер.

Идея интерсубъективности Гуссерля получило впоследствии развитие в философских учениях Рассела, Карнапа, Куайна, Шюца, Хабермаса и некоторых других.

 

Соборность – понятие христианской этики, выработанное в лоне русской философии Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, главой которого выступает Иисус Христос. По данному учению, Церковь есть целостная духовная реальность, все члены которой органически соеденены друг с другом, при сохранении каждой личностью как составной частью целого своей индивидуальности и свободы. В основе соборности лежит, по Хомякову, самоотверженная любовь, благодаря которой в рамках Церкви, являющейся «духовным телом», поддерживается всеобщее братство. Хомяков трактовал соборность как свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, как единство, основанное на единадушной любви ко Христу и к божественной праведности.

Идея соборности получило свое развитие в учениях ряда русских философов, в том числе Вл.Соловьева (в его теории всеединства), С.Трубецкого, трактовавшего соборность как единство религиозного, нравственного и социально начал в деятельности человека, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму, С.Франка, считавшего главной чертой соборности органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы», а также С.Булгакова и П.Флоренского, рассматривавших соборность как душу православия, означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причем уже не столько в плане действительности, сколько в плане идеала.

 

Утилитарный эволюционизм – понятие, обозначающее систему взглядов на сущность морали, основанную на представлении о возникновении ее на базе стремления к пользе, осуществляемых в процессе биологических эволюций. Представителями такого рода эволюционной этики были Спенсер, Кропоткин, Эфроимсон, Любищев и некоторые другие. С их точки зрения, поступать в соответствии с общепринятыми моральными нормами в конечном счете не только полезно, но и необходимо для выживания человеческого рода, ибо даже в животном мире взаимопомощь внутри вида помогает в борьбе за существование, в которой выживают и оставляют хорошее потомство не самые сильные, а самые добрые, т.е. носители альтруизма.

В современной этической литературе бытует мнение, что утилитаризм (т.е. стремление к пользе), доведенный до логического предела, разрушает саму этику, ибо он выбирает в качестве абсолютного блага некоторое натуральное благо, некую выгоду, снижая тем самым значимость духовности – главнейшего атрибута человеческой сущности, отличающего человека от животного. Да и само понятие пользы в применении к человеческому обществу весьма расплывчато, ибо оно требует дифференциации в отношении к различным индивидам, социальным группам, что ограничивает его альтруистическое содержание.

 

     

Тема 6

Структура современного этического знания

 

Ненасилие – термин этического содержания, противоположный термину «насилие» обозначающему узурпацию, подавление чужой воли. Морально-этическая концепция ненасилия была впервые разработана Л.Толстым, создавшим теорию непротивления злу силой, и получило дальнейшую разработку в теоретико-практических изысканиях борца за независимость Индии Махатмы Ганди, а также африканского общественного деятеля Мартина Лютера Кинга. Названным общественным деятелям было свойственно стремление к выработке ненасильственных мер сопротивления злу, несправедливости; они исходили из убеждения, что если на зло отвечают злом, по старому принципу «око за око, зуб за зуб», то это ответное зло порождает по цепной реакции последующее зло, тем самым не улучшая, а ухудшая общую атмосферу отношений. Такая позиция вполне созвучна с христианским идеалом миролюбия, выражаемым известными библейскими новозаветными заповедями: «возлюби ближнего своего, как самого себя» и «любите врагов ваших». Под любовью к врагу здесь понимается любовь к человеку, совершающему греховный поступок, при одновременной нелюбви и неприятии самого зла и стремлении к его искоренению методом добра. У М.Ганди это нередко выражалось в умелом воздействии на совесть оппонента, с целью пробуждения в его душе ощущения своей неправоты, что блокировало саму возможность применения противником силовых мер.

В настоящее время метод ненасильственного сопротивления злу получил некоторую дальнейшую разработку в теории американского общественного деятеля Шарпа; у него этот метод сводится к воздействию на оппонента прагматическим способом, т.е. к практическому созданию таких обстоятельств, при которых сама обстановка вынуждает оппонента отказаться от своих зловредных замыслов. Такая позиция, с ориентацией не на внутреннее (совесть), а на внешнее (искусственное создание ситуаций) подвергается критике некоторыми видными последователями гандизма.

Проблема ненасилия обретает в условиях современности все большую значимость, ибо существование современного общества характеризуется глобальным кризисом, одной из ярких черт которого является возрастание опасности глобальной войны, могущей повлечь за собой тотальное уничтожение всей земной цивилизации.

 

Экологизация отношений – под данным термином подразумевается гармонизация отношений между различными индивидами, социальными группами, государствами, другими общностями людей. Вообще под экологией, как известно, имеется в виду гармония в природе, но иногда данный термин применяется и в отношении общества, в вышеуказанном смысле.

Следует иметь в виду, что нормальное экологическое состояние природы есть в значительной мере залог нормальной жизнедеятельности общества, ибо от этого фактора во многом зависит здоровье людей. Отсюда следует, что забота об экологической частоте природной среды есть одно из необходимых условий экологизации (нормализации) общественных отношений.   

 

Тема 7

Этика как практическая философия

 

Активная жизненная позиция – этическое понятие, выражающее образ жизни человека, при котором он с готовностью откликается на те или иные события, имеющие отношения к конструктивному решению насущных общественных проблем. Такая позиция находится в несоответствии с известным принципом атараксии (см.глоссарий к теме 2). Активная жизненная позиция проповедуется такими философскими направлениями, как марксизм, с его принципом коллективизма, экзистенциализм, который, несмотря на его приверженность к индивидуализму, в то же время провозглашает благородный лозунг: «Не проходите мимо!» и некоторые другие современные течения.

 

Принцип со-чувствия – см. глоссарий к теме 5, понятие «альтруизм».

 

 

Тема 8

Прикладная этика

 

Цивилизованность – этическое качества субъекта, характерной особенностью которого является корректное отношение к окружающим, не допускающее грубостей, пренебрежения, невнимательности и отступлений от правил этикета.

 

Этикет – правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в том или ином обществе (или в сообществе) представлений о подобающем – о манерах, фразах, поступках и т.д. Соблюдение этих правил является знаком групповой идентичности людей.

Этикет во многих отношениях родствен ритуалу. Стандартизируя поведение людей в тех или иных типических ситуациях, применение этикета позволяет избегать неловкости, напряжения, взаимонепонимания в отношениях, т.е. смягчать последние. В этом смысле его можно образно назвать «малой этикой». В этой связи следует заметить, что этикет является  определенной формой культуры, культуры поведения.

Как целостный феномен культуры этикет получил свое утверждение в эпоху средневековья – это так называемый рыцарский этикет. В последующие эпохи он претерпел определенную трансформацию, изменяясь в основном, по линии утилитаризации, достижения соответствия пользе. В настоящее время, в связи с процессом феминизации, стремления к установлению равенства женщины с мужчиной, и вообще в связи с процессами демократизации, в этикете все больше утверждаются такие нравственные принципы, как равенство, незыблемость прав, уважение достоинства личности. При этом очень важно, чтобы соблюдение этикета носило не число формальный характер, но дополнялось также идущими от сердца нравственными убеждениями.

 

 

Тема 9

Проблемы современной этики

 

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития всей природы. Термин «ноосфера» происходит от греческих слов «нус» («разум») и «сфера» (в смысле «шар»).

В разработке концепции ноосферы значительную роль сыграли, в ХХ столетии, Леура, Тейяр дё Шарден и  Вернадский. Вернадским была обоснована идея о том, что благодаря человеческому разуму и его организованной воле, произошло и продолжает происходить становление новых форм обмена веществом и энергией между обществом и природой. Что чревато утверждением новой биологической эпохи – ноосферы. Им была провозглашена необходимость контроля человека за ходом этой эволюции, т.е. идея важности разумного управления природными процессами на базе осмысления законов природы. Что, по его замыслу, должно привести к созданию стройной теории самоорганизации материального и духовного мира. Само собой разумеется,  что такая постановка вопроса влечет за собой необходимость неуклонного следования экологическому императиву (см. ниже в данном глоссарии).

 

Экологический императив – понятие, относящееся к нравственно-духовному аспекту отношений человека к природе; это нравственное повеление, направленное на обеспечение нормального, гармоничного состояния природы как единого, органичного целого. Сам термин «экология» происходит от греческого «экос», что значит «дом», «родина». Под домом, родиной имеется в данном случае Земля, населенная различными видами животных и растений, а также людьми.

В настоящее время в сфере философско-этических исследований во все большей мере получает развитие так называемая энвайронментальная этика (от английского «environment» - «окружающая среда»), которая ставит и решает проблемы гармонизации человека с окружающей средой.

Наряду с этим развивается «глубинная экология», делающая особый акцент на внутренне присущих человеку нравственных установках. Такого рода этика исходит из принципа безусловного признания человеком самоценности процветания всех форм жизни на Земле и недопустимости сокращения богатства и разнообразия этих форм, за исключением случаев удовлетворения человеком своих крайне важных, крайне необходимых потребностей. Для поддержания данного принципа, считает глубинная экология, необходимо соответствующее сдерживающее влияние человека на свои базисные экономические, технологические и идеологические  структуры. Необходимо, в частности, изменить оценку качества жизни, исходя главным образом из признания важности внутренней целостности всей природы, а не высоких стандартов человеческой жизни, а также из чувства нашей ответственности за отдаленные последствия своей сегодняшней деятельности. В связи с такой установкой, от людей, само собой разумеется, требуется «активная жизненная позиция» (см.глоссарий темы 8».

Необходимо также иметь в виду, что  в рамках реализации экологического императива имеет место и так называемое экофеминистское направление», которое подчеркивает особо позитивную роль женщины как жизнесберегающего фактора и ратует за мировоззренческие изменения на этой основе, направленные на коренную реформацию отношения человека к окружающей среде.   

 

Тема 10

Проблемы профессиональной этики

 

Гуманная педагогика – вид педагогики, основным девизом которой является формирование настоящего человека (образно говоря, если так можно выразиться, «гумануса» и творческой личности, человека с большой буквы).

Одним из наиболее видных разработчиков такого рода педагогики выступает Шалва Александрович Амонашвили, основным методом которого является тщательный поиск у каждого члена обучаемого коллектива присущей ему той или иной положительной способности, опираясь на которую можно осуществлять воспитание подлинно творческой личности.

Этический смысл данной педагогики заключается в заботе о человеке, в воспитании в нем подлинной нравственной личности на основе формирования у нее творчески-конструктивного отношения ко всему окружающему.

 

Личностно-ориентированное образование – понятие «гуманной педагогики» (см.выше в данном глоссарии), выражающее необходимость и важность построения учебного процесса с учетом дифференцированного подхода к каждому учащемуся для выявления и развития у него присущих ему специфических способностей – на базе чего можно успешно формировать нравственно устойчивую и творческую личность.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!