Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Этика»»

/ Общая философия
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Тема 1. Этика как наука и раздел философии.

Место этики как философской теории морали в системе гуманитарного знания в духовной культуре общества. Этика как нравственная философия. Нравственность как фундамент культуры. Культура как фактор общественного развития.

Основные категории и понятия этики. Понятие ситуации морального выбора. Свобода воли как необходимая предпосылка  морального выбора. Сущность понятия  «поступок». Поступок и моральная ответственность. Различение добра и зла как основа морального поступка. Требовательность к себе как условие сохранения морального достоинства. Нравственность как необходимое условие реализации морального закона. Понятие абсолютного блага. Недопустимость отказа от абсолютного блага в пользу благ натуральных. Единственность абсолютного блага.

Альтруизм и эгоизм как морально-этические категории. Внутренние и внешние стимулы исполнения  морально-этического долга и их принципиальная несовместимость. Понятие морального соблазна. Мотив как источник направленности воли в совершении поступка. Моральная интуиция и рефлексия как средства ухода от морального соблазна.

Основные исторические этапы развития этики: античность, средневековье, Возрождение, Новое время, современность.

 

Тема 2. Этические учения античности.

Предпосылки возникновения этики. Развитие интеллектуальной культуры, размывание мифологических представлений о должном. Необходимость уяснения человеком нравственных оснований бытия с помощью разума.

Поиск античными мыслителями истинных представлений о высшем благе. Знание как высшее благо в учении Сократа. Концепция развития в человеке задатков добродетели. Платон о справедливости как благе.

Этический абсолютизм Аристотеля. Его учение о добродетели как самоценности, о тождестве добродетели и счастья. Понимание добродетели у Аристотеля сквозь призму отношения человека к другим людям. Этическое как составная часть политики. Аристотель о единстве воли и разума в ситуации морального выбора. Его решение проблемы выбора средств для достижения благой цели.

Гедонизм и эвдемонизм в условиях античности, их сходство и принципиальное различие. Эпикурейская проповедь наслаждений как пути к счастью. Принцип умеренности в этике Эпикура. Эпикурейский принцип атараксии. Учение стоиков о неизбежности страданий и придание эвдемонизму негативной направленности. Невозмутимость (апатия) как стоический идеал. Представление стоиков о добродетели как единственном благе. Прагматический характер эпикурейской и стоической этик.

 

Тема 3. Этическая мысль в эпоху средневековья.

Христианские основания средневекового понимания этики. Принципиальное отличие христианской этики от античной. Несовместимость христианской надежды на спасение со стоической установкой на апатию.

Любовь к Богу и другим людям как высшая ценность христианства. Стремление к праведности как главная задача христианина в нравственном отношении. Августин Аврелий: учение о Граде Небесном и Граде земном как фундамент средневековой этики.

Учение об этапах нравственного самосовершенствования у св. Иоанна Лествичника. Движение к праведности как возрастание смирения. Богопознание через постижение подлинного «Я» личности. Соединение ума с сердцем и преодоление греховности.            

Христианская этика Абеляра: богопознание на базе самопознания. Его учение об интенции как корне поступка. Сущность и взаимосвязь абеляровских понятий «порок», «грех» и  «греховный поступок». Перенос акцента с поступка на состояние души и разработка понятия добровольности греха.

Усиление акцента на разуме в этике св. Бернарда Клервоского, его идея необходимости возвышения разума над волей. Представления о грехопадении Адама. Понятие дурной интенции как направленности воли.

Фома Аквинский о свободе человеческой воли на основе завета человека с Богом. Парадоксальный характер суждений св. Фомы о соотношении свободы воли и морального закона. Пути разрешения этого парадокса на основе постулата об использовании человеком свободного выбора для возвращения к Богу. Томистская идея одновременной принадлежности свободы к сфере воли и к сфере разума. Идея св. Фомы о гармоничном соотношении морального закона и свободы. Сущность томистского понятия «вызов к сотворчеству». Представления Фомы о свободе как свободном ориентировании в мире с помощью разума и совести.

Томизм о синергии, сложении божественной энергии с энергией человеческой воли. Понятие о грехе как преступлении против Бога и против человеческого разума. Идея естественного базирования морального закона на законе божественного Промысла.

 

Тема 4. Этика Ренессанса и Нового времени.

Переход к пониманию высшего блага  как умопостигаемой истины. Возрождение некоторых нравственных идеалов античности. Этические принципы учения Макиавелли. Его постулат о злой природе человека и о необходимости освобождения политики от морали. Коренное расхождение этических принципов Макиавелли с принципами Аристотеля. Этические взгляды Макиавелли: подчинение должного сущему, цинизм и релятивизм (ради высшей цели допустимы любые средства). Ограниченность этих взглядов: пренебрежение  высшим благом ради временного результата.

Отрицание свободы воли и ответственности человека в этических взглядах Гоббса. Постулат Гоббса о злой природе человека и его связь с идеей о необходимости сильного государства.

Учение Джона Локка о правах человека. Право на собственность как фундаментальное право, гарантия социального статуса личности. Право на жизнь как свобода распоряжения самим собой, как безусловное запрещение рабства и кабалы. Право на свободу как выражение свободы убеждений. Терпимость как качество цивилизованности личности.

Пантеистические взгляды о тождестве Бога, природы и человека в этическом учении Спинозы. Отрицание им возможности проявления человеком свободы воли и выбора поступков. Его учение об аффектах как детерминантах человеческих действий и мыслей. Обоснование Спинозой моральной задачи освобождения человека от страстей как достижения высшего блага. Познание законов природы на разумной основе как путь богопознания  и упорядочивания аффектов. Спиноза о добре и зле как согласии и несогласии между людьми. Понятие любви как интеллектуальной любви к Богу. Учение о страсти к познанию как высшей страсти, способной подчинить себе все низшие аффекты. Познание и самопознание как фундамент нравственности.

Этический постулат Жана Жака Руссо о доброй природе человека и отрицание им положительной роли сложившейся системы моральных условностей.

Этика Иммануила Канта как этика морального абсолютизма. Нравственное законодательство. Сущность понятия «категорический императив». Кантовское представление о моральном законе как об абсолютном благе, предполагающем реализацию абсолютного долга. Представление о человеке как существе двойственном по своей природе. Борьба разумного долга со склонностями. Учение о доброй воле как фундамент нравственности. Три формулировки категорического императива. Кант о взаимодействии совести и разума. Идея Канта о фундаментальности морали по отношению к религии. Работа Канта «Религия в пределах только разума». Учение Канта о «всемирном гражданско-правовом устройстве». Завершающая идея Канта о «народе Божьем».

 

Тема 5. Этические системы XIX – ХХ веков.

Понятие симметрии добра и справедливости. Несовместимость утилитаризма как самоценности со справедливостью. Утилитарно-эволюционистские взгляды Спенсера. Отрицание им этического абсолюта на базе «эволюционной этики». Понимание этики как основы для развития жизни в соответствии с биологическими особенностями человека. Сочетание в учении Спенсера натуралистических взглядов с идеей общественного интереса и усложнения этической мотивации. Трактовка им альтруизма как средства для выживания человеческого рода.

Иррационалистические способы обоснования этики. А. Шопенгауэр: движение к нравственности как освобождение воли от связанности конкретными эгоистическими целями. Идея «генеалогии морали» и «переоценки всех ценностей» Ф. Ницше. Понятие сверхчеловека. Экзистенциализм в этике: учение о трёх стадиях духовной эволюции С. Кьеркегора («Страх и трепет»), идея Ж.-П. Сартра о личностном выборе как акте свободного самосозидания самости («Бытие и ничто»). Анализ «неподлинного существования», сформированного модусами «заботы» и «страха», в работах М. Хайдеггера. Проблема преодоления «метафизического мышления», с его приматом рассудочного способа отношения к самому себе, в трудах позднего Хайдеггера.

Теория отчуждения молодого К. Маркса. Учение западного марксизма об общественной эволюции как постепенном преодолении отчуждения. Концепция «инструментального разума» Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Понятие интерсубъективности в феноменологии. Развитие идеи интерсубъективности Ю. Хабермасом – концепция «коммуникативной рациональности», её этическое преломление. А. Хоннет и его теория «борьбы за признание». Проблема справедливости и солидарности в современной немецкой философии.

Моральный абсолютизм российской философской традиции. Роль и значение взаимопомощи в теории биологической и социальной эволюции П. Кропоткина. Сущность концепции реалистического утилитаризма Л. Толстого. Его идея морального переустройства общества. Идея тождества морали и религии. Экуменические взгляды Л. Толстого. Учение о моральном самосовершенствовании человека. «Философия органической целостности» (В.С. Соловьёв, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев) и её нравственно-этические основания. Понятие соборности и современные дискуссии вокруг него. Учение С.Л. Франка о «духовных основах общества». Д. Андреев и его идея «Розы мира»: мировоззренческий и этические аспекты.

 

Тема 6. Структура современного этического знания.

Место этики как философской теории морали в системе гуманизма. Учение о благе, совести, справедливости. Благо как высшая моральная и нравственная категория. Совесть как разумное начало, устремляющее человека к самосовершенствованию. Справедливость как общественное устройство на базе универсальных разумных норм нравственности.

Свобода и ответственность. Нравственность как основа подлинной человечности. Добро и зло как ориентиры нравственного выбора личности. Связь между добром и свободной волей. Свобода и ответственность. Два уровня свободы: «свобода от чего-то» и «свобода ради чего-то» (Э. Фромм). Проблема поиска «свободы ради чего-то».

Насилие и ненасилие. Борьба «всех против всех» как результат стремления к эгоистическому самоутверждению. Состояние безнравственности. Понимание «критически мыслящими личностями» ненормальности подобного положения. Стремление к ненасильственному сопротивлению злу, к духовному превосходству над злом. Необходимость прояснения понятий свободы и ответственности, чтобы разъяснить критерии отличия добра от зла.

Нравственные ценности. Нравственность и мужество, способность к самостоятельности как само-стоянию. Следование нравственному долгу как самоограничение ради самопреодоления. Стремление к достижению взаимопонимания с другими людьми.

Мораль, справедливость, право. Отличие нравственности от общественной морали. Общественная мораль как внешний регулятор поведения людей. Отличие морали от нравственности. Связь между общественной моралью и стихийными представлениями о справедливости. Невозможность: а. полной рационализации этих представлений; б. рационального решения вопроса о том, какая жизненная форма или какой проект благой жизни лучше. Проблемы нравственной критики общественной морали и осуществимости нравственных идеалов. Проблема отношений между нравственностью, общественной моралью и правом. Теория демократического правового государства Ю. Хабермаса (по работе «Faktizitaet und Geltung» – «Фактичность и значимость» (1998)).

 

Тема 7. Этика как практическая философия.

Нормы и ценности нравственной жизни: альтруизм, сочувствие, совесть, справедливость. Принцип со-чувствия. Внимательность к людям. Деликатность, тактичность, сердечность, любезность. Альтруизм: готовность служения ближнему в духе любви. Альтруизм как ценность, необходимая для выживания и успешного развития человеческого рода. Совесть: внутренний голос человека, ориентирующий его на нравственное подвижничество. Подвижничество как стремление к самосовершенствованию и к бескорыстной реализации сложных и рискованных общественных задач.

Справедливость как ориентир для созидания общества, соответствующего нравственным идеалам. «Борьба личностей и социальных групп за признание» (А. Хоннет) как путь осуществления идеалов справедливости.

Человек и труд. Труд как необходимое условие существования человека и общества в целом. Деградация и распад личности как последствие пренебрежительного отношения к труду. Труд как процесс концентрации всех психических способностей личности для достижения положительного результата. Труд и халтура: принципиальные различия между созиданием положительных ценностей и имитацией бурной активности, не предполагающей получения результата. Проблема мотивации к труду как проблема выживания общества и формирования прогрессивной тенденции развития.

Этика труда. Необходимость постоянного повышения профессиональной культуры личности. Научная организация труда как проблема эффективного управления. Управление в аспекте этики труда: необходимость ориентации на разумность и здравый смыл при решении проблем существования и развития организаций. Повышение управленческой культуры как фактор самосохранения и прогрессивного развития общества.

Нравственная позиция гражданина. Умение принять на себя ответственность за процессы, происходящие в обществе и государстве. Активная жизненная позиция в отстаивании своих убеждений и интересов. Апатия как настроение, свидетельствующее о кризисном состоянии общества. Опасность всеобщей анархии. Необходимость формирования политической культуры личности и формирования в России общественности как основы гражданского общества. Общественность как субъект равноправного диалога с властью. Превращение апатичного «населения» в общественность как фактор самосохранения и прогрессивного развития общества.

 

Тема 8. Прикладная этика.

Цивилизованность и учтивость в межличностных отношениях как фактор их гармонизации. Нормы и правила межличностного общения: воспитанность, деликатность, готовность прийти на помощь, учтивость, вежливость, почтительность по отношению к старшим и представителям противоположного пола. Этикет как явление культуры. Единство внутренних нравственных ориентиров личности и внешнего облика благопристойности в глазах других людей. Опасность противоречия между ними. Историческая эволюция норм этикета. Основные нормы и правила современного этикета: необходимость красиво одеваться, соблюдать нормы речевой культуры и вежливости, следовать правилам поведения в общественных местах, соблюдать правила техники безопасности (правила дорожного движения, противопожарной безопасности и т.п.), ориентироваться на требования моды, следить за своим хорошим физическим состоянием, постоянно быть в тонусе.

 

Тема 9. Проблемы современной этики.

Сооотношение этнонационационального и общечеловеческого в современной этической науке. Специфика проявления морального закона в различных национальных культурах. Принцип диалога культур как основа для понимания нравственных особенностей в отношениях между людьми различных национальностей. Диалог как «вживление» (Einfuehlung) в мировоззрение другого народа. Взаимообогащение культур как путь формирования нравственного мирового порядка.

Этика выживания. Необходимость формирования у людей понимания глобальных проблем человечества. «Общечеловеческая отзывчивость» (Ф.М. Достоевский) как качество нравственной личности. Осознание ответственности за отдалённые последствия своей деятельности (К.-О. Апель). Ориентация на принципы разума и пути преодоления глобальных проблем.

Экологический императив как важнейший духовно-нравственный ориентир и регулятор в системе отношений «природа – общество». «Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер) как ключевой принцип экологической этики. Осознание уникальной ценности живого. Необходимость согласования ритмов развития технократической цивилизации и законов существования и эволюции Земли как сложной системы. Понятия биосферы и ноосферы (В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден). Необходимость изменения ориентации жителей развитых стран с потребления на самореализацию (А. Печчеи). Проблема прогресса и изменения его направленности (не господство над природой ценой исчерпания ресурсов Земли, а развитие нереализованных возможностей самого человека). Регуляция отношений между обществом и природой через принцип экологической ответственности человека за последствия своей деятельности (Х. Йонас, В. Хёсле).

 

 

 

Тема 10. Проблемы профессиональной этики.

Профессиональная этика как приложение фундаментальных этических норм к различным отраслям человеческой деятельности. Варианты профессиональной этики: этика предпринимательства, государственной службы, врачебная, судебная, педагогическая и пр. Общее в них: органическое единство профессиональных знаний, умений и навыков с общечеловеческими нравственными принципами. Различия: способы применения этических приципов к конкретным ситуациям жизни и профессиональной деятельности.

Педагогическая этика: ориентация на идеал образования в гуманистическом смысле. Образование (die Bildung) как развитие творческих способностей личности, как культивация в человеке его неповторимого «образа» (das Bild). Самообразование как способ образования. Создание культурного пространства развития личности как цель профессиональной деятельности педагога. Понятие личностно-ориентированного образования как ключевое для современной педагогической науки. Этическое измерение личностно-ориентированного образования.

 

1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:

 

 

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

 

Тема

Кол-во часов

 

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

 

1.

Этика как наука и раздел философии.

Мораль и нравственность: общее и различие.

 

2

Построение логических схем и таблицы

Проверка таблицы и логических схем

 

2.

 

Предмет этики.

Эволюция представлений о  нравственной жизни в истории философии.

2

Построение логических схем, выполнение письменных работ

Проверка письменных работ и логических схем

 

 

3.

 

Этические учения античности.

Идея блага у Сократа, Платона и Аристотеля. Благо как высшая ценность для человека и основа Космоса.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов, решение тестов

Проверка рефератов, заслушивание докладов, проверка тестов

 

 

4.

Этическая мысль в эпоху средневековья.

Христианский идеал праведности и «стяжания Духа Святого» (Серафим Саровский).

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

 

5.

 

Этика Ренессанса и Нового времени.

 

Гуманизм как studia humanitatis: человек как носитель неповторимого дара, полученного от Творца.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов, решение тестов

Проверка рефератов, заслушивание докладов, проверка тестов

 

 

6.

 

Учение Канта о категорическом императиве.

Антропологические истоки нравственности: человек как существо, принадлежащее природному и разумному универсуму одновременно.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов, решение тестов

Проверка рефератов, заслушивание докладов, проверка тестов

 

7.

 

Этические системы XIX века.

Ф. Ницше о «переоценке всех ценностей»: опыт построения «генеалогии морали».

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

8.

Структура современного этического знания.

 

Свобода и ответственность как этическая проблема.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

9.

Сущность морали и морального сознания.

Конвенциональное и постконвенциональное моральное сознание.

2

Построение таблиц, написание письменных работ

Проверка письменных работ и таблиц

 

10.

Моральные ценности: добро и зло.

 

Этика солидарности в истории философии.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

11.

Этика как практическая философия.

К проблеме соотношения между справедливостью и  свободой.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

12.

 

Мораль и общество.

К проблеме соотношения между нравственностью и экономической эффективностью.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

13.

Проблемы современной этики.

 

Экологическое понимание этики.

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

14.

Практические приложения этики.

 

 

Основные нормы современного этикета.

4

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

15.

Проблемы профессиональной этики.

Ведущие педагоги современной России о создании «образовательного пространства самосовершенствования личности».

2

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

16.

Этические проблемы насилия и ненасилия.

Дискуссии о насилии и ненасилии в Мурманском отделении Всероссийского философского общества.

4

Подготовка докладов на семинарском занятии, написание рефератов

Проверка рефератов, заслушивание докладов

 

 

 

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

 

1.7.1  ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

Тема 1. Предмет этики. (2 часа)

1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».

2. Термины «этика» и «мораль», их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

3. Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.

4. Мораль и нравственность: общее и различия (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 9 –11.

Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С.18 – 20.

Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – С.5 – 7.

Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Являются ли понятия «мораль» и «нравственность» синонимичными или они чем-то различаются в своём содержании? В чём их различие?

 

Тема 2. Учение И. Канта о категорическом императиве. (4 часа)

1. Понятие доброй воли, по Канту. Понятие долга. Проблема долга и склонности.

2. Понятие максимы поступка. Максима и императив. Потребность и интерес. Виды императивов: гипотетические и категорический императивы.

3. Три практических принципа категорического императива.

4. Автономия и гетерономия воли.

5. Двойственная природа человека. Возможность человеческой свободы.

6. Дилемма «должен – можешь»: императивный и аскетический аспекты.

7. Антропологические истоки нравственности: человек как существо, принадлежащее природному и разумному универсуму одновременно (вопрос для самостоятельного изучения).

Примечание: в скобках предлагаются номера вопросов. Те работы, в которых скобки с номерами вопросов отсутствуют, относятся ко всему семинарскому занятию.

Литература:

Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. (6)

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 138 155.

Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.

Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. Т. 4. – М.: Мысль, 1965. С. 228 242; 276. (1)

Кант И. Ук. соч. С. 236 237, 260, 278 280, 250 261. (2)

Кант И. Ук. соч. С. 261 279. (3)

Кант И. Ук. соч. С. 274 289. (4)

Кант И. Ук. соч. – С. 292 309. (5)

Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 115 124. (6)

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 211 212. (6)

Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.

Этика. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. С. 60 85.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

В чём антропологические истоки нравственности? Возможны ли нравственные поступки? Если да, то в чём они выражаются? Почему нравственный поступок есть прежде всего несовершённый поступок (то есть, состояние, когда человек воздерживается от безнравственного поступка, несмотря на то, что у него имеется возможность его совершить)?

 

Тема 3. Сущность морали и морального сознания. (2 часа)

1. Специфика морали как феномена человеческого духа. Формальная и содержательная специфика морального требования.

2. Моральные и внеморальные побудительные силы поведения. Долг и склонность.

3. Понятие морального сознания. Когнитивистская и нонкогнитивистская трактовка морального сознания.

4. Психология морали.

4.1. Основные понятия психологии морали: моральная установка (аттитюд, позиция), моральный мотив, моральное переживание (чувство долга, одобрения, осуждения, вины, ответственности и т.д.), моральная интенция.

4.2. Рациональное и эмоциональное в морали. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств.

4.3. Проблема свободы воли в контексте психологии морали.

5. Конвенциональное и постконвенциональное моральное сознание (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.

Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 4 – 19.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. – С. 12 – 36.

Максимов Л.В. К проблеме определения морали. // Этическая мысль. – Вып. 3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.

Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.

Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.

Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.

Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. – М.: Гардарика, 1999. – С. 367 – 383.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Какие этапы эволюции морального сознания выделяет психология морального развития личности? Как происходит переход от конвенциональной к постконвенциональной стадии эволюции морального сознания?

 

Тема 4. Моральные ценности. Добро и зло. (2 часа)

1. Понятие ценности. Положительные и отрицательные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные ценности.

2. Добро и зло как ключевые моральные понятия.

3. Идея непреодолимой связности добра и зла; ее различные выражения в истории философии.

4. Этика солидарности в истории философии (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 241 252.

Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. М: АСТ, 1999. С. 162 201.

Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 89 160.

Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.

Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 286 307, 344 361.

Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992.

Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 543 548.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Какие способы обоснования идеи солидарности выработала этическая мысль в последние два столетия?

 

Тема 5. Мораль и общество. (2 часа)

1. Социальная этика, её место в структуре морали.

2. Гражданское общество и его ценности (плюрализм, автономия, толерантность).

3. Политика, власть, мораль: проблема соотношения.

4. Хозяйственная этика как результат применения социально-этических критериев к экономике (хозяйствованию).

5. К проблеме соотношения между нравственностью и экономической эффективностью (вопрос для самостоятельного изучения).

Примечание: в скобках предлагаются номера вопросов.

Литература:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95.  (4)

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37. (1)

Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.: Ad Marginem, 1995. (2)

Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2. (3)

Кропоткин П.А. Этика. – М.: Республика, 1991. (1)

Мандевиль Б. Басня о пчёлах. – М.: Мысль, 1974. (4)

Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453. (4)

Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1995. – С. 397 – 417, 437 – 443, 447 – 460, 469 – 475. (2)

Соловьёв В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1988. С.  215 – 222 (4); 281 – 300. (1)

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1993. (1)

Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина). / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999. (3)

Контрольный вопрос для уяснения результатов самостоятельного изучения:

Возможно ли преодоление противоречия между нравственностью и полезностью? Если да, то каким образом?

 

Тема 6. Практические приложения этики. (2 часа)

1. Преподавание (изучение) этики как средство нравственного воспитания.

1.1. Воспитательный потенциал нормативной этики: воздействие на ценностные ориентиры людей через усвоение её содержания.

1.2. Теоретическая этика: использование даваемых ею знаний о морали (о механизмах ее формирования и функционирования) для осуществления воспитательных акций.

2. Профессиональная (прикладная) этика.

2.1. Моральный выбор как практическая проблема.

2.2. Некоторые этико-прикладные проблемы нашего времени и сложившиеся подходы к их решению (экология; смертная казнь; аборты; эвтаназия; медицинские эксперименты, генная инженерия и др.)

3. Основные нормы современного этикета (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. Раздел IV.

Поупкин Р., Стролл А. Философия: Вводный курс. М.: Серебряные нити, 1998. С.93 101.

Этика: Учебник. / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М.: Гардарика, 1999. Раздел 4.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

В чём заключаются исторические истоки современного этикета? В чём состоят главные нормы современного этикета? Подвержены ли нормы этикета влияниям моды и что в них сохраняется в качестве непреходящего содержания?

 

Тема 7. Этические проблемы насилия и ненасилия. (2 часа)

1. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы этическая основа ненасилия.

2. Философия непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и её критика И.А. Ильиным.

3. Этика ненасилия. Добро и насилие. Основные аргументы за и против применения насилия «во благо» другого человека.

4. Ненасилие как политическая программа: М.К. Ганди.

5. Дискуссии о насилии и ненасилии в Мурманском отделении Всероссийского философского общества (вопрос для самостоятельного изучения).

Литература:

Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – С. 443 – 460.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416, 426 – 448, 470 – 479.

Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.

Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.

Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.

Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.

Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.

Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 281 – 300, 339 – 357.

Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.

Этика. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – С. 396–417, 475–486.

Контрольные вопросы для уяснения результатов самостоятельного изучения:

С какими позициями Мурманских философов, представленными в журнале «Наука и бизнес на Мурмане», Вы согласны, а с какими нет? Если согласны, то в чём, если не согласны, то почему? Что Вы лично для себя почерпнули из изучения материалов этих дискуссий?

 

 

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Борзенко И.М. и др. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для студентов вузов. – М.,1998.

3. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.,1995.

4. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учебно-методическое пособие. – М.,1999.

5. Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.

6. Рыбкин В.Р. Этика и социальная политика: Курс лекций. – Мурманск, 2004.

7. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. – М., 1998.

8. Этика: Учебник. / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарика, 1999.

9. Этика: словарь афоризмов и изречений: Пособие для студентов вузов. / Сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко). – М., 1994.

                                            

Дополнительная:

11. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000.

12. Андреев Д. Роза Мира. – М.: Иной мир, 1992 (или другое издание).

13. Антология ненасилия.  – Москва-Бостон, 1992.

14. Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.

15. Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.

16. Апресян Р.Г., Василенко Л.И.и др. Этика:  абсолюты и здравомыслие. // Человек. – М., 1996. – № 5.

17. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Соч.: В 4-х т.т. – Т. 4. – М., 1984.

18. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37.

20. Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. М: АСТ, 1999. С. 162 201.

21. Буталова А.Ю. Идея нравственного воспитания в рациональной этике Иммануила Канта. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2003.

22. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95.  (4)

23. Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 4 – 19.

24. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.,1994.

25. Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.

26. Ганди. Моя вера в ненасилие. – Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. – Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.

27. Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.:Ad Marginem, 1995.

28. Ги де Маллак. Мудрость Льва Толстого. – М., 1995.

29. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – Разд. 1, 2.

30. Гоббс Т. Левиафан. // Гоббс Т. Избр.соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1964.

31. Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.

32. Денисов В. Размышления о насилии в современном мире. // Россия и современный мир. –М., 2002. – № 1.

33. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. – М., 1989.

34. Жульев В.К. Бог и человек: Основы этики. – М., 1992.

35. Иванов В.Г. История этики средних веков: Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. и филос. напр. – СПб., 2002.

36. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416; 426 – 448, 470 –479.

37. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. Т. 4. – М.: Мысль, 1965. С. 228 – 309.

38. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 89 160.

39. Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2.

40. Карпинская Р.С. Натуралистическое сознание и космос. // Философия русского космизма. –М., 1996.

41. Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты: Учебное пособие. – М., 2000.

42. Кочетков Г. Беседы по христианской этике. – М., 1995. – Выпуски 1, 2.

43. Кропоткин П.А. Этика. / Под ред.Ю.В. Гридчина. – М., 1991.

44. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.

45. Лосев А.Ф. Этика как наука. // Человек. – М., 1995. – № 2.

46. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. С. 286 307, 344 361.

47. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

48. Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.

49. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.

50. Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий. // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.

51. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

52. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. // Квинтэссенция: Философский альманах’91. – – М.,1992.

53. Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М.: Мысль, 1974.

54. Мей Р. Воля. // Судьба и воля. Психология свободы: Хрестоматия. – Минск-Москва, 2000.

55. Мейен С.В. Принцип сочувствия. // Пути в незнаемое. – М., 1997.

56. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.

57. Мур Дж.Э. Природа моральной философии. – М.,1999.

58. Мусхелишвили Н.Л. и др. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе. // Вопросы философии. – М., 1996. – № 11.

59. Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.

60. Нейхауз Р.Д  Бизнес и Евангелие. – М., 1994.

61. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.

62. Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.

63. Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск, 1995.

64. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.т. – Т. 2.  – М., 1990.

65. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

66. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.

67. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С. 18 – 20.

68. Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.

69. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1990.

70. Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.

71. Рерих Е. Основы буддизма. – Таллин, 1990.

72. Рзаев Д.А. Проблема насилия и ненасилия в ракурсе двух научно-практических форумов (Информационно-критическое обозрение)//  Юридическая мысль. – СПб., 2003. – № 4, 5.

73. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. – М., 1996.

74. Римские стоики. Сенека. Эпикур. Марк Аврелий. – М.,1995.

75. Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453.

76. Розов М.А. Прошлое как ценность. // Путь. – М., 1992. – № 1.

77. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 211 212.

78. Сенека и др. Если хочешь быть свободным: Книга о воспитании. – М., 1992.

79. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: МГУ, 1978.

80. Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992.

81. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. – М., 2001.

82. Соловьев В.С. Нравственность и политика. // Соловьев В.С. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М., 1989.

83. Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 543 548.

84. Сосновский А.В. Лики любви: Очерки истории половой морали. – М.,1992.

85. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.

86. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.

87. Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл. // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

88. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: республика, 1993.

89. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

90. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина) / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999.

91. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. – Львов, 1996.

92. Чернышевский Н.Г. Что делать? – М., 1985.

93. Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.

94. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. / Под ред. Гусейнова и др. – М., 1992.

95. Шрейдер Ю.А. Учение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества. // Теология. – М., 1993. № 1.

96. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. // Новый мир. – М., 1994.№ 8.

97. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

 

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень используемых технических средств:

- учебные видеофильмы

 Перечень используемых пособий:

- наглядные схемы

- таблицы

- слайды

- иллюстративный материал.

 
 
Ключевые понятия

 

 

– Свобода выбора

– Ситуация морального выбора

– Мораль

– Нравственность

– Этика

– Этос

– Моральный закон

– Метафизика нравственности

– Моральное достоинство

– Абсолютное благо

– Поступок

– Справедливость

– Казус, казуистика

– Безусловное и условное благо

– Натуральное благо

– Рефлексия

– Моральный соблазн

– Закон любви

– Категорический императив

– Деонтология

– Моральный императив (принцип взаимопонимания)

– Гедонизм

– Эвдемонизм

– Бремя свободного выбора

– Принцип реальности

– Атараксия

– Апатия

– Добродетель

– Аффекты

– Прагматизм

– Этический абсолютизм

– Интенция

– Ценностно-ориентированная свобода

– Вызов к сотворчеству

– Благодать

– Благоразумие

– Синергия

– Божественный закон

– Принцип ненасилия

– Принцип толерантности

– Принцип со-чувствия

 

 

 

1.10 МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ:

 

1. Предметом философской этики является:

а. Исследование фундаментальных оснований красоты в мироздании.

б. Изучение фундаментальной проблемы познания истины.

в. Постижение фундаментальных оснований нравственности и их выражения в общественной морали.

г. Изучение путей достижения общественного идеала.

 

2. Чем отличается друг от друга нравственность и общественная мораль?

а. Ничем; это – синонимы.

б. Общественная мораль диктует человеку свои условия, а нравственность только рекомендует действовать добродетельно, уважать ближнего своего и т.п.

в. Общественная мораль есть внешний регулятор отношений между людьми, а нравственность – категория, приближенная к личности, к сознательному выбору каждого человека между добром и злом.

г. Общественная мораль современной России безнравственна.

 

3. Закончите строку из «Бхагават-Гиты» – священной книги индуизма: «Совершенный человек работает, помня о … »:

а. Целостности мира.

б. Других людях.

в. Спасении души.

г. Наслаждениях, которые человек получит, как только работа будет завершена.

 

4. Дзэн-буддийский учитель как-то раз спросил своих учеников: «Меня не интересует, чем вы занимались до наступления полнолуния, но что вы делали после этого?» (Полнолуние здесь обозначает просветление). Что ответили ученики?

а. Спали.

б. Сидели в медитации и созерцали мир.

в. Один день – одна жизнь (этот ответ стал поговоркой в Китае и в Японии).

г. Проснулись и приступили к своим обязанностям.

 

5. Что такое жэнь, в понимании Конфуция?

а. Верность правителя своему долгу перед подданными.

б. Гуманность, человеколюбие – качества, которые должен развивать в себе каждый образованный человек, стремящийся стать правителем.

в. Чувство гармонии в душе, которое человек испытывает при общении с другими людьми (понятие жэнь выражается иероглифами, обозначающими «человек» и «двое»).

г. Жэнь включает в себя всё изложенное в пунктах а-в.

 

6. В чём смысл древнегреческого понятия топос, с точки зрения философской этики?

а. Неповторимое место в бытии, которое предназначено каждому из нас, и если мы в нём находимся, то мы находимся в ладу с самими собой, с природой и с другими людьми.

б. Место, где располагался древнегреческий город-государство.

в. Человеческое жилище.

г. Древнегреческое слово, обозначающее пространство (точнее, точку в пространстве, ибо древние греки мыслили пространство состоящим из множества точек).

 

7. Как Платон понимал любовь (согласно диалогам «Пир», «Федр» и др.)?

а. Как проявление любви Бога к греховному человечеству (Бог настолько возлюбил мир, что отдал своего Сына единородного ради спасения людей от первородного греха).

б. Как любовь близких родственников друг к другу.

в. Как любовь гражданина полиса к своему городу-государству, своей малой родине.

г. Как космическую силу, которая объемлет всё мироздание; которая побуждает людей стремиться к совершенству во всём и которая пробуждает в душе желание постигнуть истину во всей её необъятности.

 

8. В диалоге Платона «Государство» один из участников беседы (Фрасимах) сказал: «Справедливость – это то, что выгодно сильному!» Что же ответил на это Сократ?

а. Он согласился.

б. Он сказал, что всё на свете относительно: сегодня силён один, а завтра совсем другой, и люди подчас не успевают вовремя поменять свои убеждения.

в. Он сказал, что существует абсолютная истина, но люди её всё равно не познают, и потому пусть всё идёт своим чередом.

г. Он сказал, что справедливость подобна душевному здоровью: человек, совершающий справедливые поступки, находится в ладу с самим собой; поэтому человек, действующий несправедливо, глубоко несчастен, как бы он не был в данное время силён.

9. Евангелие от Иоанна рассказывает, что как-то раз ученики Христа поспорили друг с другом, кто первый среди них. Как Иисус разрешил этот спор?

а. Он сказал, что все его ученики равны перед Богом.

б. Он сказал: «Пусть первый среди вас станет вам слугой, и высший среди вас будет вам рабом».

в. Он сказал: «Богу богово, а кесарю кесарево».

г. Он продемонстрировал чудо и показал, что в будущем все люди станут равны.

 

10. Что имел в виду Иисус Христос, когда говорил: «Камень, который отвергли строители, сделался основанием крепкого строения»? Что это за камень?

а. Кирпич.

б. Золото.

в. Нравственные отношения между людьми, когда человек любит ближнего своего, как самого себя.

г. Человеческую самость.

 

11. Что такое смирение, с позиции православной аскетики?

а. Самоуничижение перед лицом непознаваемости мира.

б. Состояние человеческой души: осознание того, что вся жизнь человека – это чудесный дар Бога, и жизнь необходимо сделать «стяжанием Духа Святого» (Серафим Саровский).

в. Непротивление злу насилием.

г. Уважение других людей и превращение себя в канал, по которому в мир изливается откровение.

 

12. Что такое грех, с позиции православной аскетики?

а. Состояние человека, при котором нарушается глубинное равновесие всех душевных сил и способностей.

б. Проявление в каждом из нас изначальной склонности ко греху, которая досталась нам от Адама (последствием греха является смерть).

в. Состояние человека, при котором он перестаёт соответствовать своему месту в мире, что было ему предназначено Богом.

г. Грех включает в себя всё изложенное в пунктах а в.

 

13. Должен ли христианин испытывать гнев, с позиции православной аскетики?

а. Не должен; наоборот, христианин должен стремиться улаживать все конфликты с другими людьми.

б. Должен; это – гнев по отношению к греху, который находится внутри каждого из нас (гнев – это чувство, данное нам Богом ради нашего спасения, но мы злоупотребляем им, обращая гнев против ближнего своего).

в. Не должен: гнев является чувством, недостойным христианина.

г. Должен: христианин обязан активно отстаивать свои взгляды, если он убеждён в своей правоте.

 

14. Что такое покаяние, с позиции православной аскетики?

а. Восстановление равновесия в человеческой душе, которое было разрушено грехом.

б. Важный фактор духовного развития личности: покаяние начинается с преодоления гордыни, с осознания себя таким, каков я есть на самом деле, с осознания невозможности спасения опираясь исключительно на свои собственные силы.

в. Возможность восстановить связь с Богом: критерий того, что человек получил окончательное прощение от Бога – преодоление самой склонности к данному греху в душе человека.

г. Покаяние включает в себя всё изложенное в пунктах а в.

 

15. Что такое мирская аскеза, согласно Мартину Лютеру?

а. Это – стремление к религиозному спасению через профессиональный труд.

б. Это – стремление служить ближнему своему посредством исполнения своих профессиональных обязанностей.

в. Это – некое безусловное устремление к добру, которое заставляет человека трудиться по высшему качеству, на которое он способен.

г. Мирская аскеза предполагает всё перечисленное в пунктах а в.

 

16. Как с латинского языка переводится словосочетание studia humanitatis, от которого и происходит слово «гуманизм»?

а. Студент гуманитарных факультетов университетов.

б. Штудии гуманитарных наук.

в. Студия гуманных искусств.

г. Ревностное изучение всего того, что составляет целостность человеческого существа.

 

17. Закончите слова итальянского гуманиста XV века Альберти: «Хотя бы то время, которое оставляют тебе заботы и необходимые для жизни дела, с великой пользой присвой и употреби на
то … »:

а. В чём могла бы раскрыться твоя одарённость.

б. В чём ты мог бы превзойти других людей.

в. Что увеличило бы твои доходы.

г. Что увеличило бы твою власть над людьми.

18. Зачем нужна обществу интеллигенция (то есть гуманисты), согласно Лоренцу Валле?

а. Интеллигенция восстанавливает на уровне всего общества целостность человеческого существа: любое общество только в том случае оставит свой след в истории, если в нём происходит расцвет духовности.

б. Для роскоши и наслаждения знаниями, а также для обслуживания властей.

в. Для общения с высокоразвитыми странами (в области культуры Россия остаётся сверхдержавой и сейчас).

г. Просто так: всё равно она сформировалась, и никакими репрессиями её не истребить.

 

19. Почему, согласно Джону Локку, военачальник во время боевых действий может расстрелять солдата за дезертирство, но он не имеет права распорядиться ни одним пенни из его собственности?

а. Потому что собственность для западного человека важнее жизни.

б. Потому что собственность является самым универсальным правом человека, базисом его свободы, и оно должно быть гарантировано даже в экстремальных условиях.

в. Потому что собственность расстрелянного перейдёт к его родственникам, которые отомстят убийце.

г. Потому что дезертир не нарушает гражданских законов, он нарушает только законы военного времени.

 

20. Почему, согласно Джону Локку, никого нельзя сделать свободным насильно?

а. Потому что человек изначально свободен.

б. Потому что свобода для людей наоборот недостижима в принципе.

в. Потому что под свободой Локк понимал свободу убеждений, а они не могут быть никому навязаны – их может выработать только сам человек.

г. Вследствие действия причин, обозначенных в пунктах а в, в комплексе.

 

21. Как писал французский философ-правовед ХVIII века Ч. Беккариа, в деспотическом государстве, где воля правителя выше закона, благополучие подданного зависит от его незаметности. Какой же политический строй будет гарантировать максимальное развитие человеческих способностей, согласно доктринам французских просветителей?

а. Коммунизм.

б. Капитализм.

в. Монархия.

г. Демократическое правовое государство, основанное на разделении властей.

 

22. Вставьте пропущенное слово: «Сущность … заключается в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом» (Г.В. Гегель):

а. … образования …

б. … здравого смысла …

в. … способности суждения …

г. … вкуса …

 

23. В чём сущность нравственного отношения к миру, согласно характеристике И. Канта?

а. Стремление действовать автономно, то есть согласно законам, которые человек сам для себя полагает.

б. Стремление действовать в соответствии с универсальными ценностями разума.

в. Стремление действовать на основе доброй воли, в соответствии с неповторимым предназначением своей личности.

г. Нравственное отношение к миру включает в себя всё перечисленное в пунктах ав.

 

24. Как формулируется категорический императив И. Канта?

а. Действуй так, чтобы максима твоей воли всегда соответствовала бы нормам абсолютного законодательства.

б. Обращайся с каждым разумным существом как с самоцелью и никогда не как со средством.

в. Обращайся с человечеством в лице самого себя и другого как с целью и никогда не как со средством.

г. Все три формулировки ав являются верными.

 

 

25. Русско-украинский философ XVIII века Г.С. Сковорода сказал: «Истинный человек один во всех нас и в каждом из нас он целый». Что же выражает подобное высказывание?

а. Одну из фундаментальных этических идей для российской цивилизации идей – идею соборности.

б. Идею безоговорочного подчинения личности коллективу.

в. Идею универсальной теократии – государства священников.

г. Идею самодержавной монархии.

 

26. В чём заключается фундаментальное единство между «я» и «мы» в нравственном смысле, согласно С.Л. Франку (по работе «Духовные основы общества»)?

а. С одной стороны, «мы» есть предпосылка связанности «я» со всем остальным бытием; с другой стороны, каждое «я» даёт «мы» неповторимое воплощение.

б. «Я» всегда противоположно «мы», так как личность стремится к независимости от коллектива.

в. «Я» необходимо пожертвовать ради сохранения целостности «мы», ибо общественные интересы всегда выше личных.

г. Методологический подход С. Франка включает в себя все перечисленные в пунктах ав характеристики.

 

 

27. Что такое Роза Мира, согласно Даниилу Андрееву?

а. Всемирная религия.

б. Универсальная надправительственная организация, которая будет проводить всемирные реформы с целью воплощения духовности в общественной жизни.

в. Российское государство во всемирном масштабе.

г. Царство победившего христианства.

 

28. Какой фундаментальный методологический подход выделяет современная философия образования? (Этот подход имеет важное этическое измерение.)

а. Образование должно быть ориентировано на интересы общества и государства, и лишь во вторую очередь – на личность.

б. Образование должно быть личностно-ориентированным: знания необходимо формировать в единстве с нравственной культурой, с уяснением каждым человеком своего предназначения.

в. Образование должно быть ориентированным на представления самого человека (или его родителей) о том, что, когда и в какой мере ему необходимо изучать.

г. Образование должно быть ориентировано на социальный статус личности.

 

 

1.11 Вопросы к экзамену (к зачёту):

 

1.    Сущность этики как философской науки.

2.    Место этики как философской теории в системе гуманитарного знания.

3.    Основные категории и понятия этики.

4.    Понятие свободы воли в выборе поступков.

5.    Ситуация морального выбора как этическая категория.

6.    Понятие поступка.

7.    Мораль и нравственность.

8.    Абсолютное благо и этос.

9.    Предпосылки возникновения этики.

10. Основные исторические этапы развития этики.

11. Структура современного этического знания.

12. Представления о высшем благе в этических учениях Древнего Востока (буддизм, чарвака, конфуцианство, даосизм).

13.Понятие высшего блага  у эпикурейцев и стоиков.

14. Аристотель о высшем благе.

15. Представления о свободе и ответственности в средневековой этике.

16. Соотношение свободы и ответственности в средневековой этике.

17. Учение Иммануила Канта о категорическом императиве.

18. Кант о соотношении религии и морали.

19. Этика Спинозы.

20. Основные черты этики утилитаризма и эволюционизма (Макиавелли, Гоббс, Спенсер, Чернышевский).

21. Теория разумного эгоизма Н.Г. Чернышевского.

22. Концепция взаимопомощи П.А. Кропоткина.

23. Этика ненасилия Л. Толстого и М. Ганди.

24. Моральное перевооружение как глобальная проблема современности.

25. Моральный и прагматический подходы в понимании гандистского принципа ненасильственного сопротивления злу.

26. Сущность христианской «этики реализма».

27. Совесть как «моральный инстинкт».

28. Этика как практическая философия.

29. Нормы и ценности нравственной жизни.

30. Справедливость как этическая категория.

31. Социально-техническое, научное и социально-политическое состояние современного человеческого общества и этическая проблема взаимопонимания людей.

32. Значение морально-нравственной рефлексии для самосовершенствования личности.

33. Человек и труд.

34. Основные принципы этики труда.

35. Основные принципы педагогической этики.

36. Этическая проблема нравственной позиции гражданина.

37. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения.

38. Этикет как явление культуры.

39. Основные нормы и правила современного этикета.

40. Соотношение этнонационального и общечеловеческого в современной этической науке.

41. Этика выживания.

42. Экологический императив как важнейший этический принцип современности.

43. Постмодернистские новации в сфере морально-нравственных отношений.

44. Профессиональная этика.

 

 

1.12 Комплект экзаменационных билетов хранится на кафедре

 

1.13 Примерная тематика рефератов:

1.    Понятие добра и зла.

2.    Проблема соотношения политики и нравственности в истории этических учений.

3.    Проблема смысла жизни (этический аспект).

4.    Этические категории «хорошо» и «правильно», их соотношение.

5.    Поступок как этическая категория.

6.    Этика и религия.

7.    Совесть как «моральный инстинкт».

8.    Справедливость как этическая категория.

9.    Соотношение воли и разума в ситуации морального выбора.

10. Подвижничество как нравственная категория.

11. Идея блага у Сократа, Платона и Аристотеля. Благо как высшая ценность для человека и основа Космоса.

12. Христианский идеал праведности и «стяжания Духа Святого» (Серафим Саровский).

13. Концепция Фомы Аквинского о соотношении воли и разума.

14. Гедонизм, эвдемонизм и добродетель как смысложизненные принципы античной этики.

15. Религиозно-этическая концепция Абеляра.

16. Сущность концепции Аквината о ценностно-ориентированной свободе.

17. Гуманизм как studia humanitatis: человек как носитель неповторимого дара, полученного от Творца.

18. Этическое учение Спинозы о свободе воли.

19. Этика Канта, её основные принципы.

20. Антропологические истоки нравственности в учении И. Канта.

21. Ф. Ницше о «переоценке всех ценностей»: опыт построения «генеалогии морали».

22. Сущность утилитарной этики.

23. Симметрия добра.

24. Моральная проповедь Льва Толстого. Сравнительная характеристика толстовства и гандизма.

25. Свобода и ответственность как этическая проблема.

26. Этика взаимопонимания.

27. Этика солидарности в истории философии.

28. К проблеме соотношения между справедливостью и  свободой.

29. К проблеме соотношения между нравственностью и экономической эффективностью.

30. Экологическое понимание этики.

31. Основные нормы современного этикета.

32. Понятия «насилие» и «ненасилие», их диалектическая взаимосвязь и этическое значение.

33. Проблема ненасилия в семейных отношениях: морально-нравственный аспект.

34. Ведущие педагоги современной России о создании «образовательного пространства самосовершенствования личности».

35. Роль духовно-нравственных начал в укреплении принципа ненасилия.

36. Этно-национальный компонент в реализации морального закона.

37. Дискуссии о насилии и ненасилии в Мурманском отделении Всероссийского философского общества.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!