Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Этика»»

/ Общая философия
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Тема 1. Предмет этики и проблема соотношения нравственности и права

Этика как практическая философия. Нравственность и мораль: общее и особенное. Нравственность и мораль в их развитии. Проблема происхождения нравственности и варианты ее решения (теологический, соци-льно-исторический, натуралистический и др.). Возникновение нравственных норм, запретов и обычаев в условиях родового общества. Первобытное равенство и коллективизм. Сословно- корпоративная мораль Древнего мира. Золотое правило нравственности. Христианская мораль Средневековья. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Морально-нравственный кризис современной цивилизации и проблема нравственного прогресса.

Понятие и феноменология морали. Структура и функции морали. Общественное и индивидуальное нравственное сознание. Нравственная деятельность и профессионализм. Нравственные отношения и право. Нравственная деятельность как способ реализации нравственных ценностей. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств. Проблема нравственной личности. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Всеобщие нормы нравственности и национальные, религиозные, профессиональные моральные ценности. Противоречие между сущим и должным как источник развития нравственности. Корни  перативности морали: религиозный и философский подходы. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания. Этика долга и этика добродетелей. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества. Проблема соотношения нравственности и права: реальность и перспективы. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

Тема 2. История этических учений

Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика. Основные этические идеи Вед, буддизма и джайнизма. Этические воззрения в даосизме и конфуцианстве: сравнительный анализ. Нравственная философия древних греков и римлян: предпосылки и общая характеристика. Этический релятивизм софистов. Этический рационализм Сократа. Сократические школы: гедонизм киренаиков, ригоризм киников. Этическое учение Платона. Аристотель «Никомахова этика»: создание этики как специфической отрасли философского знания. Единство этики и политики. Аристотелевское учение о добродетелях. Эвдемонизм Эпикура и нравственный ригоризм стоиков: сравнительный анализ.

Мораль иудаизма и христианства: общее и особенное. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Аврелий Августин о свободной воле и предопределении.

Своеобразие принципов и норм мусульманской этики.

Этические воззрения зрелого и позднего Средневековья. Гуманистическая этика Возрождения. Человеческая рациональность как основа нравственности в этической рефлексии Нового времени. Концепция нравственного преобразования «природного индивида и эгоиста» в «разумного эгоиста».

Этика долга и концепция взаимодополнительности морали и права в философии И. Канта. Г.-В.-Ф. Гегель: мораль и нравственность в системе общественных отношений. Этический принцип любви в антропологии Л. Фейербаха.

Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике ХIХ века. Гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю).

Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм).

Этический релятивизм прагматизма и теория справедливости Дж. Ролса. Постмодернизм как крайняя форма антинормативистской критики морали.

Этика в России ХIХ–ХХ веков: своеобразие, основные идеи и представители. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Трактовка В.С. Соловьевым соотношения права и нравственности. Смысл жизни в представлениях русских идеалистов. Проблемы этики в трудах советских философов.

Тема 3. Основные нравственные ценности и категории этики

Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей. Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели. Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд и совесть. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Правовые аспекты справедливости. Современные этические дискуссии о справедливости. Теория справедливости Дж. Ролза. Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации. Смысл жизни как нравственная ценность.

Тема 4. Актуальные проблемы этики и право

Нравственная онтология, аксиология и гносеология права. Этика права в структуре этического знания. Моральное содержание права как предмет этики права. Права человека как категория этики права. Основные понятия правовой этики. Понятия профессиональной чести, достоинства, долга, справедливости юриста. Нравственные принципы права: гуманизм, честь, толерантность и др. Нравственная культура работника правоохранительных органов. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Субъект правовой и юридической этики: единство и различие. Перспективы правоприменения этики. Средства повышения эффективности использования этических норм в правовой сфере современного общества.

Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.

Прикладные проблемы современной правовой этики. Нравственно-правовые аспекты проблем смертной казни, биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологической этики и др. Нравственно-правовая проблема генетического контроля. Мера его допустимости. Этико-правовые проблемы смены пола. Этичность позиции коллективного мнения и разделенной ответственности в данном вопросе (Ж. Бодрийяр «Прозрачность зла»). Наказание, его соразмерность преступлению. Анатомия наказания, по М. Фуко. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы против смертной казни. Войны справедливые и несправедливые: критерии различения. Гаагские и Женевские конвенции как результат развития международного гуманитарного права. Профессиональные армии и всеобщая воинская обязанность: нравственно-правовые аргументы «за» и «против». Информационные войны. Нравственно-правовая оценка террора.

Этические истоки и следствия исследований искусственного интеллекта. Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения.

Тема 5. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики

Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.

Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.

Проблемы соотношения и сосуществования принципов профессиональной этики. Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии;  осредничество между интересами общества и интересами профессиональных групп населения; участие в  согласовании интересов общества и личности; внедрение прогрессивных моральных ценностей в профессиональные отношения трудовой сферы общества. Профессиональная этика и позитивный имидж профессии.

Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Соотношение универсальной и функционально-дифференцированной, профессиональной этики. Основные виды профессиональной этики.

Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФИЕЙ МОРАЛИ

Тема 6. Основные особенности и разновидности юридической этики

Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи правовых и моральных норм. Юридическая этика как вид профессиональной этики. Структура профессиональной этики юриста. Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

Моральное сознание как регулятор профессионального поведения и взаимоотношений. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные идеалы, ценности, принципы и нормы. Единство и различие нравственного и правового сознания. Приоритетный характер моральных стандартов.

Общая характеристика принципов юридической этики. Принцип гуманизма. Возрастание меры гуманности правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности. Приоритет защиты личности в уголовном законодательстве.

Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с правонарушениями и преступностью. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы.

Сущность и содержание принципа патриотизма. Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Родина как социально-историческое, политико-правовое и моральное явление. Особенности патриотизма в условиях российского многонационального государства. Формы проявления национализма в России и задачи правоохранительных органов.

Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. Единство справедливости и юридической истины. Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

Профессиональная честь — моральная основа оценки заслуг сотрудника правоохранительных органов, сплоченности служебного коллектива. Содержание и особенности профессиональной чести сотрудников правоохранительных органов. Понятие «честь мундира».

Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Независимость как принцип юридической этики. Трактовка понятия «независимость» в общей теории морали и в профессиональной этике. Соблюдение норм профессиональной этики и  соблюдение принципа независимости как способ сохранения корпоративных прав и привилегий и способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.

Тема 7. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности

Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Всеобщая декларация прав человека о требованиях к организации правосудия и их нравственная сущность.

Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г.) о процессуальных гарантиях личности; его нравственная направленность и гуманитарный смысл.

Конституция РФ — развернутая система норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, содержащие правовые и нравственные ценности.

Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности. Нравственные нормы и принципы в материальном праве. Спра ведливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее обес печении. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе.

Тема 8. Этика производства следственных действий и нравственная сущность деятельности прокурорского работника

Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений,  складывающихся в процессе раскрытияи расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.

Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.

Нравственные начала в деятельности прокурорского работника: гласность, независимость, беспристрастность и т. п. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

Тема 9. Адвокатская этика

Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Значение этики в деятельности адвоката. Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др. Нравственные аспекты адвокатской тайны. Нравственный выбор адвоката при решении вопроса об отказе от поручения. Нравственные основы содержания и специфика способов ведения дел адвокатом: подготовка к судебному разбирательству; участие в суде первой инстанции (представление доказательств, исследование доказательств) и т. п. Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности. Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды

 

 

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ. ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема: История этических учений

1-е занятие

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.: Мысль, 1984. Книги II, III, IV, V, VI.

 

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Тема: История этических учений

1. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

2. Этика долга и категорический императив И. Канта.

3. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

4. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

5. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по истории этики;

— проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

Кант И.О поговорке «Может это хорошо в теории, но не годится на практике  // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое»;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— ознакомиться с книгой: А.А. Гусейнов. Великие моралисты. М., 1995;

ого «Без общины, без дома, без отечества!»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

При изучении данной учебной дисциплины могут быть предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

1) чтение и составление конспекта-комментария первоисточника по этике;

2) подготовка творческих работ, докладов, эссе для вынесения их на

обсуждение в ходе практического занятия;

3) подготовка к обсуждению доклада, эссе коллеги;

4) подготовка к тестированию;

5) подготовка и участие в дискуссии;

6) анализ этического кодекса предприятия, юридической фирмы и т.п.;

7) анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с применением нравственных норм и ценностей;

8) подготовка и участие в студенческих теоретических конференциях по нравственно-философской проблематике;

9) участие (по желанию) в работе научного студенческого кружка.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по от-

дельным разделам и темам курса.

Особенности первого раздела курса предполагают регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками нравственно-философского содержания. Важно подготовиться к  подробному их разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных этико-философских идей и концепций в конечном счете увидеть достаточно строгую совокупность этических знаний и нормативных альтернатив.

Освоение материала второго раздела потребует привлечения и осмысления различных материалов прикладного и профессионального характера с ориентацией на последующее использование их в практической деятельности. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как насилие и ненасилие, смертная казнь, терроризм

и его последствия и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно профессиональные, юридические аспекты этих проблем.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной

формы обучения.

Студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно распределить свое время на подготовку к итоговым занятиям, организовать процесс освоения предмета так, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно на них. Следует активно использовать регулярные консультации преподавателей кафедры философии, пользоваться услугами сайта Акдемии, который предназначен для студентов-заочников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

Реферат  - (в даном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее) заданную тему.

Такая работа приобщает к культуре научного труда и облегчает дальнейшее обучение в вузе.

  Целями выполнения реферата для студента являются:

- овладение навыками определения проблемы, её актуальности,

- развитие умения формулировать конкретную тему, определяя рамки рассмотрения проблемы, определять цели, задачи,

- овладение начальными навыками поиска, отбора, переработки информации на определенную тему,

- развитие умений анализировать изученный материал, обобщать и систематизировать научный текст,

- повышение самооценки своего интеллектуального труда,

- выработка уверенности в достижении поставленных задач.

 

   По типу реферат может быть:

· классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах курса;

· познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;

· исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).

 

   По виду рефераты делятся на: монографические (результат переработки одного источника) и  обзорные (результат переработки нескольких источников).

 

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

 

Независимо от темы каждая работа должна содержать несколько составляющих.

 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ                        

 

   Формат листа - А4. Поле сверху – 1 см (если нумерация сверху), поле справа и снизу – 1,5 см, поле слева – 2,5 см. (Такие же поля соблюдаются на всех последующих листах, которые нумеруются сверху по центру. Отсчёт начинается с титульного листа, но цифра на нём не ставится.)

   Печатается весь реферат только на одной стороне листов, через 1,5 интервала; если печатать через 2 интервала, то объём реферата увеличится.        

 

2.СОДЕРЖАНИЕ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)

 

   Содержит перечень заголовков всех разделов, глав и параграфов реферата с указанием соответствующих им страниц (напротив заголовка раздела ставится только цифра, обозначающая номер страницы, ни "стр." , ни "с." писать не надо).

 

 

3.ВВЕДЕНИЕ

 

   Здесь обычно показывают:

 

· актуальность выбранной темы либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с позиций современности;

· причины её избрания;

· для кого она представляет интерес;

· перечень задач, которые учащийся ставит перед собой, чтобы решить их в процессе написания реферата;

· позиция автора реферата по отношению к проблемам, которые затрагивает тема;

· краткий анализ изученной литературы, её сильные и слабые стороны.

   Текст введения может занимать 1-2 страницы (10% от общего объёма работы.)

 

 

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА

 

4.1. Содержание основной части.

   В ней содержится материал, который был отобран учеником для рассмотрения темы, раскрывается поставленная во введении проблема и решается заявленный перечень задач на основе изученной литературы, других источников, собственного опыта.

4.2.Порядок оформления.

   Основная часть должна быть разделена на главы и параграфы, которые озаглавливаются автором реферата. (Примерно, как это сделано в данном разделе об основной части реферата. Ясно, что в настоящей работе параграфы не будут такими краткими.) После заголовков точки не ставятся.

 

4.3.Правила раскрытия темы.

   Тема раскрывается последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, в которых ученик самостоятельно делает выводы, опираясь на определённые факты.

   Владеть материалом нужно настолько, чтобы возможно было делать сравнения сведений по теме из разных источников: уметь находить сходство и различие, оценивать степень доказательности утверждений и т.д.

   Объём текста может колебаться от 5-10 до 15-20 страниц работы в общем.

 

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В этом разделе обычно:

· подытоживаются и обобщаются выводы по главам (параграфам);

· обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении целей и задач;

· определяется круг решённых и нерешённых проблем;

· указывается место данной темы в соответствующей области знаний и применения;

· предполагаются возможные межпредметные связи;

· намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

   Объём – 10% от общего объема реферата (1-2 страницы).

 

 

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Он завершает реферат в обязательном порядке. Список составляется строго по алфавиту, все источники нумеруются, описание источников делается по определённым правилам библиографии.

 

 

 

 

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Этика и метаэтика.

2. Негативная этика: «за» и «против».

3. Классификация этических учений: различные подходы.

4. Нормативные этики древности (талион, золотое правило нравственности, заповедь любви) и современность.

5. Этика Сократа, ее парадоксы и значение.

6. Добродетель как «золотая середина» в этике Аристотеля.

7. Эвдемонистическая этика Эпикура как «лекарство для души».

8. Фатализм и принцип природосообразности в этике стоиков.

9. Гуманистическая этика Возрождения.

10. Контуры «правильной жизни» в «Опытах» М. Монтеня.

11. Свобода и необходимость в учении Б. Спинозы.

12. Принцип «разумного эгоизма» и его обоснование мыслителями эпохи Просвещения.

13. Категорический императив и ригоризм И. Канта.

14. Этика «туизма» Л. Фейербаха.

15. К. Маркс о социально-исторической природе морали: нравственно-философская экспертиза.

16. От идеи сострадания А. Шопенгауэра к сверхчеловеку Ф. Ницше: прогресс или регресс?

17. Утилитаристские ориентации в этике ХХ века.

18. Этические аспекты философии экзистенциализма.

19. Нравственные доктрины современной православной и католической церкви: сравнительный анализ.

20. Гуманистическая этика Э. Фромма.

21. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

22. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

23. Проблема соотношения нравственности и права в учении В.С. Соловьева.

24. Натуралистическая концепция происхождения нравственности.

25. Понятие морали: различные подходы.

26. Представления о нравственном прогрессе в истории философии и культуры.

27. Проблема взаимосвязи основных категорий этики.

28. Нравственная аксиология и проблема приоритетных ценностей в современной России.

29. Проблема соотношения свободы и нравственности.

30. Юридическая деонтология: история и современность.

31. Роль нравственно-философской экспертизы в современном обществе.

32. Корпоративное этическое регулирование: история и современность.

33. Кодексы профессиональной этики: история и современность.

34. Презумпция невиновности в России — миф или реальность?

35. Этические аспекты решения вопроса о недопустимости доказательств.

36. Основа содержания судебного решения (приговора) — закон или мораль?

37. Морально-психологические особенности личности юриста.

38.  Моральные особенности выступлений защитника.

39. Особенности нравственной оценки поведения следователя во время осмотра места происшествия.

40. Этические требования, предъявляемые к следователю при проведении обыска.

41. Нравственные аспекты предъявления для опознания живых лиц.

42. Этические требования при проведении допроса несовершеннолетних.

43. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

44. Этические особенности подготовки и проведения следственного эксперимента.

45. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимоотношений.

46. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших.

47. Этика судебной защиты по уголовным делам.

48. Цель и средства в уголовном судопроизводстве.

49. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями.

50. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации.

51. Этика предварительного следствия.

52. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства.

53. Понятие о нравственных началах следствия.

54. Этические основы использования отдельных видов доказательств.

55. Личная жизнь: пределы вмешательств.

56. Права человека в международном и внутригосударственном праве.

57. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека.

58. Нравственное содержание Кодексa профессиональной этики адвоката.

59. Нравственное содержание Кодексa судейской этики.

60. Этикет в профессиональной деятельности юриста.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

 

Раздел I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

 

Семинар — дискуссия № 1 (2 часа)

Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и практическая значимость их освоения

1. Место этики в структуре философского знания. Задачи этики.

2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практи чес кого освоения действительности. Исторические формы морали.

4. Структура морали: моральное сознание, деятельность и отношения.

5. Основные свойства и функции морали.

6. Различные подходы к обоснованию морали: сравнительный анализ.

7. Вариации современной этической теории и их экспертиза с позиций

решения профессиональных проблем.

Задания для подготовки к семинару — дискуссии:

— продумать материал вводной лекции по проблеме;

— проанализировать эссе И. Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия»;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания классиков:

1) «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне).

2) «Нравственное — это повиновение свободе…» (Г.-В.-Ф. Гегель).

3) «Проповедовать мораль легко, обосновывать ее — трудно» (А. Шопенгауэр).

4) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

5) «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть»(И.А. Ильин).

 

Семинар — дискуссия № 2 (2 часа)

Тема: Нравственность и право: проблема соотношения

1. Происхождение нравственности и права: что первично?

2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.

3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

4. Юридические проблемы нравственности и нравственные проблемы права.

5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.

Задания для подготовки к семинару — дискуссии:

— продумать материал вводной лекции по проблеме;

— проанализировать работу В.С. Соловьева «Право и нравственность»;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие вы-

сказывания:

1) «Право — это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).

2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.-В.-Ф. Гегель).

4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьев).

 

Практическое занятие — коллоквиум № 3 (4 часа)

Тема: История этических учений

1-е занятие

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

2-е занятие

1. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

2. Этика долга и категорический императив И. Канта.

3. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

4. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

5. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по истории этики;

— проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.: Мысль, 1984. Книги II, III, IV, V, VI.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое»;

— изучить рекомендованную учебную литературу;

— ознакомиться с книгой: А.А. Гусейнов. Великие моралисты. М., 1995;

— прокомментируйте следующие изречения великих моралистов:

1) «Благородный муж стремитсяк основе, а основа человеколюбия — это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).

2) «Дар дхаммы (читай — добродетель, закон, учение…) превосходит  всякий дар…; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).

3) «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

4) «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

5) «Живи незаметно» (Эпикур).

6) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).

7) «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).

8) Раскрыть нравственный смысл софистического тезиса: «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков».

9) В чем смысл лозунга Диогена Синопского «Без общины, без дома, без отечества!»?

Практическое занятие — круглый стол № 4 (2 часа)

Тема: Основные категории этики и нравственная аксиология

1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики.

2. Этическое содержание и правовые аспекты понятий совести, долга, чести и достоинства.

3. Свобода и нравственность: борьба противоположностей или органическая взаимосвязь?

4. Проблема справедливости: история постановки и современные решения.

5. Нравственные ценности и нравственно-правовая ценность справедливости.

6. Проблема нравственных ценностных приоритетов и задачи совершенствования права в современной России.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве;

— проанализировать рекомендованные лектором первоисточники, касающиеся категориального и ценностного уровней этики, включая работу Э. Фромма «Духовная сущность человека, способность к добру и злу» (Философские науки. 1990. №8);

— изучить соответствующую учебную литературу;

— прокомментируйте следующие изречения философов:

1) «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствиеЗлом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк).

2) «… Добро — это утверждение;зло — отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).

3) «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой).

4) «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант).

5) «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).

6) «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).

7) «Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек» (М.А. Бакунин).

8) «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В.С. Соловьев).

9) «…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).

10) «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон).

11) «Подлинный оптимизм … состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер).

 

Практическое занятие — круглый стол № 5 (2 часа)

Тема: Этический взгляд на проблему ненасилия

1. Добро как ненасилие и насилие как средство достижения добра. Возможно ли насилие во благо? Роль насилия в истории общества. Может ли цель оправдывать средства? Нравственные и правовые аспекты проблемы.

2. Возможно ли существование правового государства «без насилия»?

3. Существуют ли этические аргументы в пользу эвтаназии и смертной казни?

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по данным категориям, имея в виду их осуществление в праве;

— проанализировать рекомендованные лектором первоисточники, касающиеся понятия ненасилия, включая работы Л.Н. Толстого, А. Швейцера;

— ответить на вопросы:

1. Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аспекты. «За» и «против» смертной казни.

2. Возможно ли нравственное оправдание средств насилия?

3. Проблема самосовершенствования и насилие над самим собой.

4. Война и мир как проблема морали.

 

Практическое занятие дискуссия № 6 (2 часа)

Тема: Основные нравственно-правовые категории: долг и

совесть, справедливость и равенство

1. Долг как нравственная и правовая ценность.

2. Профессиональный долг и личный интерес.

3. Учение И. Канта о категорическом императиве.

4. Стыд, честь и совесть (природа и содержание понятий).

5. Понятие совести: основные интерпретации в истории этических учений. Ф. Ницше о происхождении совести. Онтология совести М. Хайдеггера.

6. Природа и содержание справедливости. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости.

7. Справедливость соразмерности (воздаяния за содеянное) и справедливость воздающая.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по данным категориям, имея в виду их осуществление в праве;

— проанализировать рекомендованные лектором первоисточники, касающиеся категорий долга, чести, совести и справедливости, используя соответствующие разделы учебника;

— проанализировать следующие проблемы:

1. Взаимосвязь служебного и нравственного долга.

2. Различие золотого правила нравственности и категорического им-

ператива.

3. Долг и личный интерес.

4. Справедливость как категория этики и права.

 

Практическое занятие дискуссия № 7 (2 часа)

Тема: Свобода как этическая и правовая проблема

1. Свобода как фундамент нравственности и нравственное измерение свободы.

2. Осуществление свободы и свобода действия.

3. Свобода и ответственность.

4. Свобода как гражданская автономия. Гражданские свободы. Поли-ические права.

5. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по категориям свободы и ответственности, имея в виду их осуществление в праве;

— проанализировать рекомендованные лектором первоисточники:

А. Камю. Творчество и свобода: Сборник. М., 1990; О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М.: Прогресс- Традиция, 2000;

Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995;

— проанализировать работы современных авторов, касающиеся проблем

свободы и ответственности:

В.М. Артемов. Свобода и нравственность. М.: «Канон», 2007;

Ганс Йонас. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004;

Дж. Кэмпбелл. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12;

— попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Почему ответственность является оборотной стороной свободы?

2. Что происходит, когда свобода отрывается от нравственности?

3. Можно ли свести свободу к познанию необходимости?

4. Как соотносятся внутренний и внешний аспекты свободы?

5. Может ли быть свобода чрезмерной?

 

Практическое занятие — семинар № 8 (2 часа)

Тема: Понятие и виды профессиональной этики

1. Социальные функции профессиональной этики.

2. Специфика нравственных проблем юридической деятельности.

3. Профессиональная этика ученого (педагога): общая характеристика.

4. Профессиональная этика экономиста: общая характеристика.

5. Профессиональная этика государственного служащего: общая ха-

рактеристика.

Задания для подготовки к практическому занятию

— продумать материал лекции по основным вопросам, выражающим содержание различных видов профессиональной этики;

— проанализировать рекомендованные лектором материалы по проблеме специфики видов профессиональной этики;

— попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Какие виды профессиональной этики ближе всего к юридической этике?

2. В чем специфика профессиональной этики сотрудников различных служб и правоохранительных органов?

3. В чем нравственный смысл различных кодексов работников юридических профессий?

 

Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФИЕЙ МОРАЛИ

Практическое занятие — семинар № 9 (2 часа)

Тема: Особенности профессиональной этики юриста

1. История формирования юридической этики и ее особенности.

2. Специфические черты и структура профессиональной этики: нравственные основания деятельности юриста, отношений в сфере права и правоприменения и сознания работников правоохранительных органов.

3. Проблема цели и средств ее достижения в юридической деятель-

ности.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по профессиональной этике юриста;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

— ответить на следующие вопросы:

1. Как соотносятся общие принципы и нормы морали с профессиональной моралью?

2. В чем проявляются особенности предмета профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов?

3. Раскройте нравственный характер основных целей и задач юридической деятельности.

4. Чем можно объяснить нередкое несовпадение между социально позитивной целью юридической деятельности и ее конкретным результатом?

5. В чем заключается профилактика профессионально-нравственной деформации юристов?

6. Каковы главные идеи А.Ф. Кони в области права и нравственности?

 

Практическое занятие — семинар № 10 (2 часа)

Тема: Этика предварительного следствия

1. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

2. Взаимосвязь процессуальных тактических и нравственных правил предварительного следствия.

3. Этика производства следственных действий: допроса, очной ставки, предъявления для опознания, освидетельствования, обыска, осмотра, эксперимента.

4. Нравственные основы избрания меры пресечения.

5. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по этике предварительного следствия;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

— ответить на следующие вопросы:

1. Какова роль нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе и нравственный смысл принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса?

2. В чем заключаются нравственные отношения участников уголовного процесса, взаимосвязь правовых и нравственных отношений? Как определить должные взаимоотношения между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов?

3. Каковы моральные нормы, выступающие основанием нравственных отношений в уголовном судопроизводстве?

4. Каковы требования, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката?

5. Что способствует формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, или вследствие невысокой нравственной и правовой

культуры отдельных представителей?

— изучите проблемы, связанные с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе;

— продумайте вопросы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе.

 

Практическое занятие — семинар № 11 (2 часа)

Тема: Нравственные основы осуществления правосудия

1. Нравственно-профессиональные основания деятельности судебной власти.

2. Роль судьи по обеспече нию нравственного характера процессуальной деятельности.

3. Нравственное содержание приговора и других решений суда.

4. Характерные черты судебных прений. Нравственные требования к участникам судебных прений, роль в них судьи.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по этике предварительного следствия;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

— ответить на следующие вопросы:

1. Каковы содержание и значение судебной этики в понимании Кони А.Ф., Плевако Д.Н., Новгородцева П.И., Петражицкого Л.И. и др.?

2. Возможно ли моральное оправдание судебной ошибки?

3. Можете ли вы дать нравственную оценку так называемого права на ошибку в деятельности юриста?

— укажите основных носителей судебной этики и определите их нравственную роль;

— расскажите о сущности и специфике судебной этики;

— объясните нравственные аспекты Кодекса чести судьи Российской Федерации.

 

Практическое занятие — семинар № 12 (2 часа)

Тема: Этические основы деятельности адвоката

1. Нравственные основы деятельности адвоката: содержание и особенности.

2. Цели и средства в профессиональной деятельности адвоката.

3. Основные понятия Кодекса адвокатской этики.

4. Этика адвокатской тайны.

5. Престиж профессии адвоката в обществе и его моральная оценка.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по адвокатской этике;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

— ответить на следующие вопросы:

1. За счет соблюдения каких нравственных норм поддерживается авторитет профессии адвоката?

2. Какие этические принципы служат адвокату ориентирами при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента?

3. Каково значение профессиональной этики для профессии адвоката?

Проанализируйте этические принципы, представленные в тексте Федерального закона от 1 июля 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

4. В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?

5. Почему принцип независимости считается одним из основных в

профессии адвоката?

6. Каковы требования принципа конфиденциальности?

7. В чем заключаются принципы добросовестности и честности профессиональной этики адвоката?

 

Практическое занятие — семинар № 13 (2 часа)

Тема: Нравственные основы деятельности нотариуса и юриста фирмы

1. Нравственные принципы профессиональной деятельности нотариуса.

2. Этика взаимоотношений нотариуса с физическими и юридическими лицами, с коллегами и нотариальным сообществом, органами государственной власти и местного самоуправления.

3. Этический кодекс нотариусов и его социально-нравственное значение.

4. Этические основы деятельности юриста фирмы.

5. Этические проблемы юриста в организации.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по этике нотариуса и юриста фирмы;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

— прокомментируйте высказывание французского специалиста в области теории права Ж.-Л. Бержеля: правовед «не имеет права быть ни простым клерком, обреченным на рабское, скрупулезное следование всем пунктам существующего регламента, ни волшебником недоучкой, бестолковость которого … становится причиной нелогичных и несправедливых событий»;

— объясните положение о том, что соблюдение требований законодательства является основой деятельности успешной современной фирмы;

— раскройте профессиональную необходимость следования нравственным принципам, зафиксированным в тексте присяги нотариуса: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку»;

— ответьте на следующие вопросы:

1. Что является основным источником моральных проблем в деятельности нотариуса?

2. В чем заключается важность для профессии нотариуса принципа личной ответственности?

3. Что входит в содержание принципа беспристрастности?

4. Почему законодательство и Кодекспрофессиональной этики требуют от нотариуса соблюдения в своей деятельности принципа независимости?

5. Почему Кодекс профессиональной этики регламентирует поведение нотариуса в личной жизни?

6. С помощью каких действий и правил нотариус может проявлять и демонстрировать свое уважение к клиентам и нотариальному сообществу?

7. В чем выражаются честность и порядочность нотариуса и нотариата?

8. Почему закон запрещает нотариусам заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и оказывать посреднические услуги при заключении договора?

 

Практическое занятие — семинар № 14 (2 часа)

Тема: Этические аспекты бюджетно-финансового контроля. Аудитор: понятие, содержание, нравственно-правовая специфика выполняемых функций

1. Нравственные основания осуществления бюджетно-финансового контроля.

2. Специфика нравственных принципов деятельности аудитора.

3. Международный этический кодекс о нормах и принципах проведения аудита.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по этике аудитора;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме;

— продумать следующие вопросы для обсуждения:

1. Нравственные требования к финансовому контролю в условиях рыночных отношений.

2. Сущность финансового контроля и нравственно-правовые основы его формирования и функционирования.

3. Современное состояние финансового контроля и нравственная необходимость повышения его эффективности.

4. Отечественная практика и зарубежный опыт контроля в контексте современных экономических преобразований в России.

5. Совершенствование этических оснований проведения финансового контроля.

6. Кадровое обеспечение органов финансового контроля и повышение нравственно-психологической мотивированности персонала.

7. Нравственные тенденции и противоречия политики финансового контроля в современной России.

8. Нравственно-правовой статус и организация деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

 

Практическое занятие — семинар № 15 (2 часа)

Тема: Этикет в профессиональной деятельности юриста.

Понятие, нравственные принципы и содержание

служебногоэтикета

1. Этика и этикет: соотношение понятий.

2. Виды и особенности юридического этикета.

3. Основные правила этикета юриста.

Задания для подготовки к практическому занятию:

— продумать материал лекции по теме служебного этикета;

— проанализировать рекомендованную лектором литературу;

— продумать следующие вопросы для обсуждения:

1. Определите понятия: этикет, служебный этикет.

2. Назовите основные нравственные принципы служебного этикета.

3. Перечислите этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

4. Какие этические нормы необходимо соблюдать при приеме населения?

5. Назовите основные требования делового этикета во взаимоотношениях с сотрудниками.

6. Какими правилами служебного этикета необходимо руководствоваться при проведении деловых совещаний?

7. Каковы правила телефонного общения?

8. Назовите основные этикетные правила, используемые при подготовке деловых бумаг.

9. Каковы особенности делового общения в экстремальных условиях?

10. В чем заключаются особенности юридического этикета?

11. Как проявляются и способствуют успеху в работе чувство такта, вежливость, любезность, уважение к коллегам и клиентам (в различных формах делового общения юриста)?

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!