Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по адвокатуре»

/ Общее право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

 


С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

Тема 1. Предмет, задачи и система учебного курса «Адвокатура в Российской Федерации». Возникновение и развитие адвокатуры 

 

Цели занятия: 

усвоить основные понятия и категории, касающиеся предмета и метода науки и учебного курса;

выделить и раскрыть основные методы, с помощью которых исследуются актуальные проблемы науки об адвокатуре;

уяснить исторические аспекты возникновения и развития адвокатуры, в том числе в России.

 

План занятия:

Предмет и метод науки и учебного курса. Методология и задачи науки об адвокатуре. Методы познания науки об адвокатуре и их характеристика. Социальная необходимость появления адвокатуры в государстве. Зарождение основ адвокатуры в Древней Греции и Древнем Риме. Два пути развития и образования двух систем адвокатуры. Доклад (презентация) «Зарождение и развитие института адвокатуры».

 

Методические рекомендации: 

Отработку первого вопроса следует начинать с уяснения предмета адвокатуры как науки и как учебной дисциплины. Знание предмета позволяет не только оценить место адвокатуры в системе юридических наук, но и познать, что изучает эта дисциплина. Важно знать, с помощью каких научных методов и приемов следует изучать адвокатскую деятельность.

Второй вопрос весьма объемный, так как занимает период от зарождения основ адвокатуры в Древней Греции и Древнем Риме и до становления адвокатуры. При изучении материала по данному вопросу вначале важно понять, какие факторы явились первопричинами зарождения адвокатуры как социального института. Следует уяснить основные черты, характеризующие адвокатуру с античности до Нового времени, т. е. до того периода, когда адвокатуру можно считать вполне развитым институтом.

Прорабатывая вопрос возникновения и развития адвокатуры в Древнем Риме, необходимо обратить внимание на противоречия в развитии истории римской адвокатуры. Во времена республики профессия адвоката была свободной, тогда как в период Римской империи адвокатура стала государственной службой и лишилась независимости. Все это не могло не сказаться на развитии института адвокатуры в различных государствах, и в частности в Западной Европе.

Приступая к изучению истории развития адвокатуры в Средние века, следует обратить внимание на построение адвокатуры, которое осуществлялось на неодинаковых, порой взаимоисключающих принципах. Эта тенденция наблюдалась при формировании адвокатуры различных государств. В итоге в Европе к началу Новейшего времени сформировались две основные системы построения адвокатуры: англо-французская и германская. Студент должен знать, на каких принципах построены указанные системы и в чем их принципиальное различие. Причина различий этих систем кроется в принципах организации и построения адвокатуры. С конца XIX — начала XX в. адвокатура развивалась по типу германской системы.

 

Тема 2. Адвокатура — институт гражданского общества 

 

Цели занятия: 

отработать вопросы, касающиеся конституционных основ адвокатуры и ее роли в становлении правового государства и укреплении гражданского общества в России;

уяснить задачи, принципы деятельности адвокатуры и виды адвокатской деятельности.

 

План занятия:

История адвокатуры России. Положение адвокатуры в дореформенной России XIX в. Судебная реформа и развитие российской адвокатуры в середине XIX в. Организация адвокатуры в период с 1917 по 2002 г. Адвокатура институт гражданского общества. Конституционные основы деятельности адвокатуры. Задачи и принципы деятельности адвокатуры. Место и роль института адвокатуры в гражданском обществе. Понятие, виды и признаки адвокатской деятельности и ее отличия от предпринимательской деятельности. Доклады (презентации): «История современной российской адвокатуры» и «Адвокатура и государство — взаимодействие в обеспечении прав и свобод граждан».

 

Методические рекомендации: 

При изучении истории адвокатуры России отправным моментом следует считать период XIII—XIV вв. В таких древних правовых памятниках, как Русская Правда (X—XII вв.) и особенно Псковская судная грамота (1397—1464 гг.) мы находим те начала, которые свидетельствуют о зарождении основ адвокатуры на Руси. Например, Псковская судная грамота, ставшая первым нормативным закреплением судебного представительства, установила круг лиц, которые могли иметь представителя (пособника) в судебном процессе. В более поздних правовых памятниках, в частности в Судебнике и Уложении царя Алексея Михайловича, достаточно часто упоминается о наемных поверенных. Свод законов Российской империи закрепил право за любым лицом, которое может быть истцом или ответчиком, производить тяжбу и иск через поверенного, определив, что поверенный действует в суде вместо доверителя и представляет его лицо. Надо отметить, что в дошедших до нашего времени правовых памятниках ничего не говорится об организационных формах, в рамках которых действовали профессиональные представители.

Следующий важный исторический этап в становлении адвокатуры связан с принятием 14 мая 1832 г. закона Российской империи, который впервые упорядочил деятельность судебных представителей в коммерческих судах. Согласно этому закону функции судебного представительства могли осуществлять только лица, зарегистрированные в коммерческом суде в качестве судебного стряпчего.

В ходе судебной реформы 1864 г. была предпринята попытка не только решительно порвать с прошлым в отношении к адвокатской деятельности, но и заложить основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, которой предоставлялись широкие полномочия в судопроизводстве.

Принятое 20 ноября 1864 г. в виде закона «Учреждение судебных установлений» целью деятельности присяжных поверенных определяло «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест». Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Органами же самоуправления таких объединений являлись совет и общее собрание присяжных поверенных. Историческое значение данного закона заключается в том, что им впервые в России была учреждена адвокатура (институт присяжных поверенных), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и представления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом».

При дальнейшем анализе истории становления и развития адвокатуры в России необходимо обратить внимание на то, что эффективность профессиональной адвокатской деятельности значительно повысилась после 1864 г. благодаря изменениям процессуального права, составлявшим основу судебной реформы. Введение процессуальных принципов придало особое значение в судебной защите устности и гласности. Участвуя в рассмотрении уголовных дел, адвокаты, хотя и не имели доступа к предварительному следствию, пользовались всеми процессуальными правами в судебном разбирательстве и при обжаловании судебных решений. Впервые в русской истории они могли выступать перед судом присяжных в открытом заседании. Им также разрешалось иметь свидания с обвиняемыми, находившимися под арестом.

Коренные изменения деятельности адвокатуры произошли после Октябрьской революции 1917 г. Период с 1917 по 1991 г. условно можно подразделить на четыре этапа. Каждый этап характеризуется определенными историческими событиями, обусловившими изменения в организации и деятельности адвокатского сообщества.

Первый этап охватывает 1917—1922 гг. Здесь необходимо уделить внимание переходным процессам от старого строя к новому в условиях Гражданской войны. Принятый 24 ноября 1917 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом Декрет о суде № 1 упразднил адвокатуру. Устанавливалось, что интересы личности в суде может представлять любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин. Далее следует обратить внимание на два нормативных акта: Декрет о суде № 2 (7 марта 1918 г.), согласно которому при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, и Положение о народном суде РСФСР (30 ноября 1918 г.), в соответствии с которым коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Однако в июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было высказано мнение о том, что коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон себя не оправдали. В. И. Ленин в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920 г.) писал: «Мы разрушили в России, и правильно сделали, что разрушили, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием советских правозащитников». Таким образом, была дана команда на уничтожение коллегий еще до внесения изменений в законодательство.

21 октября 1920 г. коллегия правозаступников была упразднена Всероссийским центральным исполнительным комитетом, и судебные органы в качестве защитников стали привлекать граждан, «способных исполнять» эту обязанность (ст. 43 Положения о народном суде РСФСР).

Можно констатировать, что период с 1917 по 1922 г. ознаменовался практически уничтожением русской адвокатуры и всего того прогрессивного и полезного, что было закреплено в судебных реформах 60-х гг. XIX столетия.

Начало второго этапа (1922—1939 гг.) связано с переходом от «военного коммунизма» к нэпу. Новые формы отношений, созданные в процессе революционных событий и проводимой властью новой экономической политики, должны были получить закрепление в законе. Для разрешения всякого рода конфликтов, особенно в области имущественных отношений, должны были быть установлены твердые гражданские нормы. В этот период активно стала вестись законодательная деятельность. Была создана единая судебная система, которая заменила существовавшие ранее революционные трибуналы.

Формирование нового отраслевого законодательства, развитие договорных отношений требовали создания профессиональной адвокатуры. Поэтому днем рождения советской адвокатуры считается 26 мая 1922 г., когда 3-я сессия Всероссийского центрального исполнительного комитета 9-го созыва утвердила Положение об адвокатуре. 5 июля 1922 г. Народный комиссариат юстиции принял Положение о коллегиях защитников. Создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции, а несколько позже, с принятием Положения о судоустройстве РСФСР 11 ноября 1922 г., коллегии защитников закрепляются при губернских судах и действуют под их контролем. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый их общим собранием. Деятельность коллегий защитников в этот период должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и иных организациях, широкую пропаганду советского права.

Третий этап (1939—1962 гг.) ознаменован принятием нового Положения об адвокатуре в СССР (16 августа 1939 г.). Его историческое значение в том, что это была первая модель для всех последующих законов об адвокатской деятельности. Фактически данная модель действовала до вступления в силу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Общее государственное руководство адвокатурой возлагалось на Народный комиссариат юстиции СССР. Определялись ее конкретные задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям, а именно: 1) дача юридических консультаций; 2) составление заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий; 3) участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц. Статья 14 Положения закрепляла важнейший демократический принцип для адвокатского сообщества, который заключался в том, что «все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегий адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегий адвокатов и президиумом коллегии адвокатов». Однако в условиях жесткой централизации государственной власти того времени принципиальные вопросы внутренней жизни адвокатуры решало государство, а не само адвокатское сообщество.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял ряд новых законов, в том числе Основы уголовного законодательства, Основы уголовного судопроизводства, Основы судоустройства и др. В октябре 1960 г. были приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. С принятием указанных законов адвокатура стала совершенствовать свою организацию и деятельность.

Четвертый этап (1962—1991 гг.) ознаменован тем, что 25 июля 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял Положение об адвокатуре РСФСР. Руководство и контроль деятельностью коллегий стали осуществлять советы министров автономных советских социалистических республик, исполкомы краевых, областных, а в Москве и Ленинграде — городских советов. Общее руководство и контроль возлагались на министра юстиции РСФСР. Несомненно, данное Положение сыграло положительную роль на том отрезке жизни нашего государства, но адвокатура продолжала находиться в большой зависимости от партийных и государственных структур, которые, по существу, контролировали ее работу.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в ст. 162 которой говорилось об адвокатуре как о публичном институте. 30 ноября 1979 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон «Об адвокатуре в СССР».

Необходимо обратить внимание на то, как в этом Законе формулировались задачи адвокатуры. Предусматривалось, что она содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

20 ноября 1980 г. был принят новый Закон РСФСР «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». С этого момента утратило силу Положение об адвокатуре РСФСР 1962 г. В ст. 3 нового Положения об адвокатуре РСФСР правовая природа коллегии адвокатов определялась как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В соответствии со ст. 1 указанного Закона на адвокатуру были возложены задачи по участию в осуществлении правосудия, выполнении поручений граждан и организаций на ведение различных судебных и административных дел, оказанию бесплатной юридической помощи, консультационная работа. По общему правилу в члены коллегии адвокатов могли быть приняты только граждане, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Единственной организационно- правовой формой деятельности адвокатов согласно Положению являлась коллегия адвокатов.

Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, а также порядок оказания юридической помощи не менялся до 2002 г.

Радикальные изменения отношений собственности, происшедшие в России начиная с начала 1990-х гг., обострили проблемы создания новой адвокатуры, способной эффективно защищать права граждан, прежде всего отстаивать их права в сфере предпринимательской деятельности. Было очевидно, что Положение об адвокатуре РСФСР безнадежно устарело и не отвечало задачам времени. В связи с этим в 1992 г. началась работа над проектом нового закона об адвокатуре. Но в силу ряда причин, прежде всего отсутствия у государственных чиновников и адвокатского сообщества единого взгляда на место и роль адвокатуры в демократическом обществе, эта работа была закончена лишь 31 мая 2002 г., когда Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Тем самым была закрыта последняя страница деятельности адвокатуры в России, построенной на организационных началах, заложенных советской властью.

Подготовка к семинару завершается ответом на вопрос: какую роль играет адвокатура в становлении гражданского общества в России? Здесь следует обратить внимание на взаимоотношения адвокатуры с государством, задачи, которые решает адвокатура в современных условиях, принципы, на которых основывается ее деятельность.

 

Тема 3. Полномочия, права и обязанности адвоката. 

 

Цели занятия: 

сформировать четкое представление о полномочиях, правах и обязанностях адвоката;

уяснить понятие адвокатской неприкосновенности, а также гарантии, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» для адвоката.

 

План занятия: 

Понятие «адвокат», полномочия, права и обязанности адвоката. Адвокатская тайна. Оплата труда адвоката. Адвокатская неприкосновенность. Гарантии независимости адвоката. Доклад (презентация) «Понятие адвокатской тайны и ее значение для адвоката и обвиняемого (подсудимого)».

 

Методические рекомендации: 

На данное занятие выносится комплекс важных вопросов, уяснение которых способствует пониманию места и роли адвоката в правоохранительной системе. Их изучение следует начать с рассмотрения понятия «адвокат», сформулированного в ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Чтобы уяснить полномочия адвоката, потребуются знания конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного и налогового законодательства. Студенты должны проанализировать конкретные статьи нормативных актов, которые приведены в списке литературы. Что касается прав и обязанностей адвоката, то здесь требуется изучить ст. 6 и 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и уметь их прокомментировать.

При подготовке второго вопроса следует ознакомиться со ст. 48 Конституции РФ, которая дает ключ к пониманию адвокатской тайны (ст. 8 указанного Закона), и со ст. 18 названного Закона, которая содержит запрет истребования от адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Следует также знать конституционно-правовое толкование адвокатской тайны, которое дано в определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г., и ответственность, предусмотренную законодателем за разглашение адвокатом сведений, составляющих адвокатскую тайну.

При изучении вопроса о неприкосновенности адвоката необходимо ознакомиться с отдельными международно-правовыми актами, в частности с «Основными принципами», которые были приняты в 1990 г. VIII Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (основные положения данного международно-правового акта изложены в электронном учебно-методическом комплексе), а также с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Чтобы уяснить, что понимается под неприкосновенностью адвоката, следует обратиться к ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где закреплено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения.

Требуется также изучить ст. 18 указанного Закона, в которой закреплены гарантии независимости адвоката.

 

Тема 4. Статус адвоката. Ответственность адвоката. 

 

Цели занятия: 

расширить знания, касающиеся порядка приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката, сдачи квалификационного экзамена и ответственности адвоката;

сформировать общее представление об Административном регламенте.

 

План занятия:

Статус адвоката. Приобретение статуса адвоката. Квалификационный экзамен. Присвоение статуса адвоката. Присяга адвоката. Реестры адвокатов. Последовательность административных процедур о внесении в региональный реестр сведений об адвокате в связи с присвоением статуса адвоката и выдача адвокату удостоверения. Приостановление статуса адвоката. Последовательность административных процедур о внесении сведений о приостановлении статуса адвоката в региональный реестр. Прекращение статуса адвоката. Последовательность административных процедур о внесении в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката. Ответственность адвоката.

 

Методические рекомендации: 

Чтобы четко понимать, как приобретается статус адвоката, следует внимательно изучить положения ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В ней изложены требования, предъявляемые к лицу, которое претендует на статус адвоката. При этом необходимо иметь в виду, что законодатель устанавливает два ограничения для претендентов на приобретение статуса адвоката (п. 2 ст. 9 указанного Закона).

При изучении вопроса о допуске и сдаче квалификационного экзамена следует обратить внимание на требования названного Закона к перечню документов, которые претендент на статус адвоката должен подать в квалификационную комиссию (п. 2 ст. 10), и на организацию сдачи квалификационного экзамена (ст. 11), а также на процедуру принятия решения по вопросу о приеме экзамена (п 6 ст. 33) и повторной его сдаче (п. 3 ст. 11 Закона).

Необходимо особо тщательно изучить основания приостановления и прекращения статуса адвоката (ст. 16 и 17 вышеназванного Закона). Следует обратить внимание на то что Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-Ф3 в указанные статьи внесены существенные изменения. Кроме того, студенты должны ознакомиться с третьим разделом Административного регламента, где идет речь о последовательности административных процедур.

Подготовка к семинарскому занятию завершается изучением вопроса об ответственности адвоката. Необходимо четко различать ответственность адвоката, предусмотренную Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и отраслевую ответственность: гражданско-правовую, административную и уголовную.

 

Тема 5. Органы адвокатского самоуправления 

 

Цели занятия: 

углубить знания по вопросам организационной структуры адвокатуры;

уяснить роль адвокатской палаты субъекта РФ как основного звена организационного строения адвокатуры, компетенцию органов управления адвокатской палаты, а также роль квалификационных комиссий при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) адвокатов;

показать место и роль Федеральной палаты адвокатов РФ и ее исполнительных органов в организационной структуре адвокатуры;

сформировать представление об общественных объединениях адвокатов.

 

План занятия:

Элементы организационной структуры адвокатуры. Адвокатская палата субъектов РФ как основное звено организационного строения адвокатуры. Порядок образования адвокатской палаты субъектов РФ. Органы управления адвокатской палаты и их компетенция. Порядок рассмотрения жалоб квалификационными комиссиями на действия (бездействие) адвокатов. Федеральная палата адвокатов РФ и ее исполнительные органы.

 

Методические рекомендации: 

Приступая к подготовке к занятию, надо помнить, что организации адвокатской деятельности и адвокатуры посвящена гл. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В организационную структуру адвокатуры входят следующие элементы: органы адвокатского самоуправления, адвокатские образования и общественные объединения адвокатов.

Среди органов адвокатского самоуправления ведущее место занимают адвокатские палаты субъектов РФ. Поэтому надо обратить внимание на положения ст. 29 указанного Закона. Студенты должны знать, как образуется адвокатская палата, подлежит ли она государственной регистрации, является ли негосударственной некоммерческой организацией. Кроме того, надо иметь четкое представление о цели деятельности адвокатской палаты: выступает ли она юридическим лицом, какова юридическая сила принятых ею решений для адвокатов, членами которой они являются. Необходимо уяснить, как формируется имущество адвокатской палаты, возможно ли оказание ей благотворительной помощи юридическими и физическими лицами. Особо следует обратить внимание на органы управления адвокатской палаты. Прежде всего надо знать, что высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание (конференция) адвокатов, а также каковы численность адвокатской палаты, периоды созыва собрания (конференции), компетенция собрания (конференции); какими полномочиями обладает такой коллегиальный исполнительный орган адвокатской палаты субъекта РФ, как совет адвокатской палаты, каковы его полномочия, порядок заседаний, как избираются руководящие лица.

Весьма важную роль в жизни адвокатского сообщества играют квалификационные комиссии палат субъектов РФ. При изучении этого вопроса следует уяснить, как формируются квалификационные комиссии; каково представительство от адвокатского сообщества, территориального органа юстиции от законодательного (представительного органа) власти субъекта РФ, от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, арбитражного суда; каковы периодичность заседаний комиссии, ее компетенция. Данный орган осуществляет прием квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов.

Прорабатывая второй вопрос, необходимо иметь в виду, что адвокатские палаты субъектов РФ объединяются в Федеральную палату адвокатов РФ. С учетом этого надо знать, как формируется данная палата, каковы ее задачи, из чего складывается ее имущество. Особое внимание необходимо обратить на органы управления Федеральной адвокатской палаты. Во-первых, следует уяснить, как формируется представительство на Всероссийский съезд адвокатов, какова его компетенция. Во-вторых, надо помнить, что второй по значимости орган управления Федеральной палаты адвокатов РФ — совет палаты — является ее коллегиальным исполнительным органом, состоящим из 36 членов. Срок их полномочий составляет шесть лет. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты один раз в два года не менее чем на 1/3. Также необходимо знать полномочия совета Федеральной палаты.

Проработав все вопросы, выносимые на занятие, рекомендуется их закрепить путем проверки себя с помощью тестов, которые представлены в разделе «Задания для самостоятельной работы».

 

Тема 6. Формы адвокатских образований 

 

Цели занятия:

углубить и расширить знания об организации адвокатской деятельности и адвокатуры;

сформировать представление о месте, роли и структуре органов адвокатского самоуправления.

 

План занятия:

Адвокатский кабинет. Учреждение адвокатского кабинета; место его нахождения; определение его статуса. Нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатского кабинета. Коллегия адвокатов. Порядок создания и регистрации коллегии адвокатов; учредительные документы. Источники формирования имущества коллегии адвокатов в денежной и иных формах. Органы управления коллегии адвокатов. Адвокатское бюро. Правовой статус адвокатского бюро; учредительные документы. Порядок ведения общих дел (исполнительный орган адвокатского бюро). Ответственность адвокатского бюро по неисполненным общим обязательствам). Юридическая консультация. Порядок создания юридической консультации и ее правовая форма; учредительные документы. Источники формирования имущества юридической консультации в денежной и иных формах. Финансирование деятельности юридических консультаций и работающих в них адвокатов.

 

Методические рекомендации:

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрены такие формы адвокатских образований, как адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Необходимо изучить положения, закрепленные не только в ст. 20—24 указанного Закона, но и в других федеральных законах, в частности «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О некоммерческих организациях», ГК РФ, НК РФ. При этом следует иметь в виду, что в ст. 21—24 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-Ф3 внесены принципиальные изменения и дополнения.

Изучая теоретический и законодательный материал, посвященный адвокатскому кабинету, прежде всего надо обратить внимание на то, что ныне действующий закон возродил эту форму адвокатской деятельности, впервые созданную и законодательно закрепленную Судебными уставами 1864 г. Студенты должны знать: каков порядок открытия адвокатского кабинета; какой документ готовится адвокатом для открытия адвокатского кабинета и какие сведения в нем необходимо указать; каким путем этот документ направляется в совет адвокатской палаты субъекта РФ; является ли адвокатский кабинет юридическим лицом; должен ли адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывать счет в банке, иметь печать, штампы, бланки и т. д.

Характерной особенностью второй формы адвокатского образования — коллегии адвокатов является то, что в ней адвокатская деятельность осуществляется на коллективной основе. От студентов требуется знание следующих вопросов: правовое основание возникновения коллегии адвокатов; правовое положение адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиалах коллегии адвокатов; характеристика ее учредительных документов; порядок внесения изменений в устав коллегии адвокатов и в учредительный договор; формы реорганизации коллегии адвокатов; правовые основания и порядок ее ликвидации; источники формирования имущества коллегии адвокатов; структура, компетенция, порядок формирования и сроки полномочий органов управления коллегии адвокатов. Кроме того, они должны уметь прокомментировать п. 13 ст. 22 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации», согласно которому «коллегия адвокатов... является налоговым агентом адвокатов».

Третьей формой адвокатского образования законодатель называет адвокатское бюро. Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что адвокатское бюро, как и коллегия адвокатов, является коллективной организационно-правовой формой осуществления адвокатской деятельности. Поэтому по своему правовому статусу адвокатское бюро близко к коллегии адвокатов. Однако между ними имеются и различия, которые закреплены ст. 23 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». При изучении данной формы адвокатской деятельности рекомендуется особое внимание обратить на следующие вопросы: каковы правовые основания создания адвокатского бюро; имеет ли адвокатское бюро статус юридического лица; какие документы должны быть подготовлены при образовании адвокатского бюро и какие положения в них должны быть включены; какие функции выполняет управляющий партнер и может ли выполнять данные функции другой партнер в рамках адвокатского бюро; каковы основания прекращения партнерского договора; какую ответственность несут участники партнерского договора по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц с момента прекращения действия прежнего; какие последствия наступают для адвокатского бюро, если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего; в чем отличие адвокатского бюро от коллегии адвокатов.

В ст. 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплена четвертая форма адвокатского образования — юридическая консультация. Давая ее общую характеристику, следует уяснить, что по Положению об адвокатуре РСФСР 1980 г. юридическая консультация была основным структурным подразделением коллегии адвокатов и не обладала статусом юридического лица. Ныне действующим законодательством статус юридической консультации изменен, а ее значимость в сфере адвокатской деятельности существенно уменьшена.

Юридическая консультация создается адвокатской палатой субъекта РФ по представлению органа исполнительной власти субъекта и является некоммерческой организацией. В отличие от коллегии адвокатов и адвокатского бюро она создается в форме учреждения. В ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» раскрывается понятие учреждения. В соответствии со ст. 14 этого Закона учредительными документами юридической консультации являются решение совета адвокатской палаты о создании юридической консультации и устав. Следует знать, какие сведения должны быть отражены в учредительных документах, а также каковы источники формирования имущества юридической консультации и порядок ее реорганизации.

 

Тема 7. Профессиональная этика адвоката. Ораторское искусство адвоката.

 

Цели занятия:

углубить и расширить знания о соотношении права и морали в регулировании общественных отношений; понятии, сущности и задачах адвокатской этики; нравственных принципах защиты в уголовном судопроизводстве, судебного представительства, осуществляемого адвокатом; нравственных проблемах взаимоотношения адвоката с судом, участниками судопроизводства; нравственных коллизиях, возникающих в адвокатской деятельности;

сформировать общее представление о культуре публичной речи; принципах ораторского искусства; защитительной речи адвоката и особенностях выступления адвоката перед судом присяжных, а также в суде кассационной и надзорной инстанций.

 

План занятия:

Понятие адвокатской этики. Принципы профессионального поведения адвоката. Этические правила поведения адвоката при осуществлении им профессиональной деятельности. Этические нормы профессионального поведения адвоката. Этические правила поведения адвоката с доверителем.

Этические правила поведения адвоката с коллегами. Этические правила поведения адвоката с органами предварительного следствия и судом. Этические основы распространения информации об оказываемых юридических услугах. Искусство речи в суде. Доклад (презентация) «Адвокатская этика: понятие, проблемы».

 

Методические рекомендации:

При подготовке к первым двум вопросам занятия рекомендуется обратиться к общетеоретическим источникам, в которых изложены общие вопросы, касающиеся соотношения права и морали в регулировании общественных отношений, сущности и задач судебной этики. После длительных дискуссий пришло понимание того, что профессиональная мораль не есть некая корпоративная мораль, ставящая одну социальную группу выше другой, защищая сословные привилегии, отгораживающая нравственным барьером представителей одной профессии от другой. Напротив, профессиональная мораль развивает, дополняет, конкретизирует общечеловеческую мораль. К представителям той или иной профессии профессиональная мораль предъявляет повышенные, нередко специфические требования.

Овладение общетеоретическими знаниями поможет понять, почему адвокатская этика является частью судебной этики. Следует помнить, что адвокатская этика не ставит перед собой целей оправдания, отступления от правды и объективности. Она осуждает ложь, крючкотворство, искажение фактов. Особенность адвокатской этики заключается в наличии свойственных только данной профессии ситуаций и специфических нравственных норм. Таковы, например, взаимоотношения защитника и обвиняемого (подсудимого), порождающие нравственную коллизию между общественным долгом в обычном понимании и профессиональным, обязывающим соблюдать адвокатскую тайну, интересы доверителя. Эти нормы не могут перерасти в общеморальные принципы в силу их частного, нетипичного для общества в целом характера.

Соблюдение принципов адвокатской этики может дать адвокату оружие большой социально полезной силы, уберечь, особенно начинающего адвоката, от глубоких разочарований. Соблюдение этих принципов — обязанность каждого юриста, наделенного статусом адвоката и приведенного к присяге, как того требует ст. 13 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Контроль за их соблюдением осуществляют органы корпоративного самоуправления адвокатуры.

Изучив общие положения, касающиеся профессиональной этики, адвокатской этики, ее общих принципов, можно перейти ко второму вопросу. Этические правила поведения адвоката при осуществлении профессиональной деятельности основываются на принципах адвокатской этики. Поэтому, раскрывая этические нормы профессионального поведения адвоката, взаимодействия с клиентом, коллегами, органами предварительного следствия и судом, надо исходить из принципов адвокатской этики. Только такой подход наиболее эффективен для понимания содержания данного вопроса.

При изучении третьего вопроса следует прежде всего уяснить значение судебной речи для адвокатской деятельности. Судебная речь — это концентрация усилий адвоката, итог упорного интеллектуального труда. Реализуя принцип состязательности в процессе прений, и прокурор — с позиции обвинения, и адвокат — с позиции защиты подводят итог этой части судебного разбирательства. Излагая свои доводы, основанные на рассмотренных в суде фактических обстоятельствах дела, стороны помогают суду полнее и глубже оценить доказательства, исследованные в судебном заседании.

Овладение ораторским искусством — один из сложнейших вопросов. Учитывая это, важно знать, как следует подготовить речь в суде и каковы особенности выступления адвоката перед судом присяжных, в суде кассационной и надзорной инстанций.

Первое, на что надо обратить внимание: как готовить защитительную речь — письменно или достаточно иметь её наброски? На данный вопрос однозначного ответа нет. Поэтому студент должен уметь аргументировать собственную позицию. Необходимо также знать, какие разделы входят в план судебной речи (любая публичная речь должна преследовать определенную цель), требования, предъявляемые к выступлению профессионального судебного оратора, общие принципы судебной речи и технические ораторские приемы.

Принципами судебной речи являются законность, нравственная безупречность, чувство меры и такта, умеренность и объективность.

К логико-техническим ораторским приемам относятся: выразительность речи, образные средства речи (метафора, сравнение, обороты речи), риторические фигуры (речевые повторы, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, недоговоренность, антитеза, уступка (согласие), неожиданный перерыв мысли, пафос). Не последнюю роль играют и внешние эффекты, привлекающие внимание. Это жесты, паузы, что в совокупности создает впечатление, воздействует не только на разум, но и на чувства, способствует запоминанию, формирует убеждения.

Все эти приемы начинающему адвокату надо знать. Однако следует помнить, что подлинное ораторское искусство обеспечивается не только знанием принципов и приемов судебного красноречия. В его основе должны быть практическое освоение всего богатства человеческой и профессиональной культуры, любовь к адвокатской профессии и родному языку.

 

Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 

 

Тема 8. Адвокат в конституционном процессе.

 

Цели занятия:

закрепить теоретические знания по указанной теме;

показать особенности конституционного судопроизводства с позиции адвокатской деятельности и привить студентам первичные навыки и умения в подготовке дела для конституционного процесса и участия в конституционном судебном разбирательстве.

 

План занятия:

Роль адвоката в конституционном судебном разбирательстве. Особенности конституционного судопроизводства с точки зрения адвокатской деятельности. Участие адвоката в подготовке дела для конституционного процесса. Роль адвоката в конституционном судебном разбирательстве и на стадии исполнения решений Конституционного Суда РФ.

 

Методические рекомендации:

При изучении данной темы следует обратить внимание на стадии конституционного производства. Первая стадия — подготовка дела к слушанию в Конституционном Суде РФ — включает ряд этапов, в каждом из которых участвует адвокат. Он должен удостовериться, имеются ли основания для обращения в органы конституционной юстиции, нет ли обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ, и не рассматривался ли ранее Судом аналогичный вопрос. Кроме того, адвокат обязан проанализировать основания и допустимость рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ, соблюсти сроки подачи обращения в Конституционный Суд РФ, удостовериться в оплате государственной пошлины, урегулировать вопросы судебных расходов, убедиться в соответствии текста обращения в Конституционный Суд РФ требованиям, изложенным в ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Вторая стадия конституционного судопроизводства — непосредственное участие адвоката в конституционном процессе — является для него основной. Адвокат должен учитывать, что он будет иметь дело с судьями высшей квалификации. Он обязан разъяснять доверителю и другим его представителям правила поведения в Конституционном Суде РФ; координировать деятельность представителей доверителя; знать особенности отвода судей Конституционного Суда РФ; быть готовым к прению сторон; заранее подготавливать различные ходатайства, если это необходимо (например, ходатайства об отложении или о прекращении дела, о возобновлении рассмотрения вопроса, о вынесенном судом решении). Завершает эту стадию ознакомление адвоката с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда РФ.

 

Тема 9. Адвокат в уголовном судопроизводстве

 

Цели занятия:

показать работу адвоката в суде первой инстанции, обратив особое внимание на судебное следствие, а также на содержание его работы в апелляционной, кассационной инстанциях и надзорном производстве по уголовному делу.

 

План занятия:

Адвокат в суде первой инстанции: изучение материалов дела, составление адвокатского производства, формирование фактической и правовой позиции по уголовному делу, предварительное слушание, судебное следствие. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу.Участие адвоката в суде надзорной инстанции.

 

Методические рекомендации:

Изучая вопрос об участии адвоката в суде первой инстанции, следует иметь в виду, что главная стадия уголовного процесса для адвоката — это судебное разбирательство, которое осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Независимо от того, когда адвокат принял на себя защиту (до или после назначения судебного заседания), он должен изучить материалы дела. Какой-либо единой методики изучения материалов уголовных дел нет. Важнейшей составляющей при изучении материалов дела является работа с доказательствами. Каждое доказательство адвокат должен оценить с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности и сформировать фактическую и правовую позицию по делу.

Началом стадии судебного разбирательства является предварительное слушание, которое может состояться как по инициативе судьи, так и по ходатайству сторон, в том числе адвоката. Следует уяснить роль адвоката и знать виды решений, которые могут быть приняты судьей (ст. 236 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции состоит из нескольких стадий: подготовительная часть, судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого, постановление и провозглашение приговора. Надо знать эти стадии и иметь четкое представление о роли адвоката на каждой из них.

Рассматривая вопрос о работе адвоката в апелляционной и кассационной инстанциях, необходимо прежде всего уяснить, какие задачи он решает (исправление судебных ошибок, единообразное понимание и применение законов, воспитание судебных кадров и общее повышение судебной и правовой культуры). Для этого следует знать положения ст. 354, 355 УПК РФ. Кроме того, надо знать требования, предъявляемые к форме и содержанию апелляционной жалобы (ст. 363 УПК РФ), а также сроки рассмотрения дела в апелляционной инстанции. При изучении данных вопросов следует обратить внимание на ведение судебного следствия в апелляционной инстанции, особенности полномочий суда и принимаемых им решений (ст. 367 УПК РФ). Эти рекомендации в равной степени относятся и к изучению вопросов, связанных с рассмотрением дела в кассационном порядке. Исходя из практики, работу адвоката в кассационной инстанции можно разделить на два этапа: подготовка к кассационному рассмотрению дела и непосредственное участие адвоката в кассационном заседании. Необходимо знать объем прав адвоката на каждом из указанных этапов. При этом следует помнить, что главная задача адвоката в кассационном заседании — доказать незаконность и необоснованность приговора, вскрыть допущенные по делу нарушения процессуального закона и показать, как они помешали суду всесторонне разобрать дело и повлияли на постановление законного и обоснованного приговора.

Что касается участия адвоката в надзорной инстанции, то рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы: когда подается жалоба в надзорном порядке; каковы требования, предъявляемые законом к содержанию и форме надзорной жалобы (ст. 375 УПК РФ); каковы виды постановлений, выносимых судьей по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

 

Тема 10. Адвокат в суде с участием присяжных заседателей

 

Цели занятия:

закрепить теоретические знания по указанной теме;

показать работу адвоката в предварительном слушании и его роль в формировании коллегии присяжных заседателей.

 

План занятия:

Участие адвоката в предварительном слушании. Общий порядок предварительного слушания, порядок исключения доказательств. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании. Возвращение дела прокурору, изменения обвинения, отказ от обвинения. Особенности предварительного слушания в суде с участием присяжных заседателей. Участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей. Требования, предъявляемые законом к кандидатам в присяжные заседатели. Содержание, форма и примерные формулировки вопросов к кандидатам в присяжные заседатели для установления их соответствия требованиям закона. Задачи и полномочия адвоката по участию в формировании коллегии присяжных заседателей.

 

Методические рекомендации:

При изучении указанных вопросов следует обратить внимание на роль адвоката при окончании предварительного расследования по делам, которые по ходатайству обвиняемого могут быть направлены для рассмотрения в суд с участием присяжных заседателей. Надо уяснить, что одним из главных показателей высокого профессионализма адвоката является его умение тактически грамотно защищать права и законные интересы своего доверителя с учетом задач, решаемых на предварительном слушании дела, при формировании коллегии присяжных заседателей, в судебном следствии, в прениях сторон и на заключительных этапах судопроизводства.

Эффективность участия адвоката в предварительном слушании зависит от знаний им положений, касающихся общего порядка предварительного слушания, порядка исключения доказательств, видов решений, принимаемых судьей на предварительном слушании, порядка возвращения дела прокурору, порядка изменения обвинения и отказа от обвинения, особенностей предварительного слушания в суде с участием присяжных заседателей.

Эффективность участия адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей зависит от знания им требований, предъявляемых законом к кандидатам в присяжные заседатели, содержания, форм, видов и примерных формулировок вопросов кандидатам в присяжные заседатели для выяснения их соответствия требованиям закона. Каждое из указанных общих положений имеет свои особенности. Именно эти особенности раскрывают роль и значение адвоката.

 

Тема 11. Адвокат в гражданском судопроизводстве.

 

Цель занятия:

углубить знания по вопросам, касающимся деятельности адвоката на досудебной стадии гражданского процесса, его участия в судебном разбирательстве и пересмотре гражданских дел.

 

План занятия:

Участие адвоката в досудебной стадии гражданского процесса. Участие адвоката в судебном разбирательстве в гражданском процессе. Участие адвоката в пересмотре гражданских дел.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к практическому занятию рекомендуется сначала проработать теоретические аспекты, связанные с деятельностью адвоката на досудебной и судебной стадиях гражданского процесса, а также при пересмотре гражданских дел. Это поможет уяснить значение подп. 4 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому адвокат участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве. Студенты должны знать, какие требования предъявляются к лицам, которые могут быть представителями в суде (ст. 49 ГПК РФ). Что касается адвоката, то его полномочия как представителя в гражданском процессе вытекают из положений ст. 53, 54 ГПК РФ. При этом необходимо обратить внимание на различия института представительства в судебном разбирательстве и института представительства в гражданском процессе. Необходимо также знать не только полномочия адвоката-представителя в гражданском процессе, но и конкретные меры, которые он должен предпринять на указанной стадии.

Судебное разбирательство — основная часть гражданского процесса. На данной стадии в отличие от досудебной адвокат должен ставить перед собой задачу убедить судей в обоснованности своих доводов. Изучая этот вопрос, следует обратить внимание на этапы судебного разбирательства, так как каждый из них имеет свои специфические задачи, содержание, определенное место в судебном разбирательстве.

В случае несогласия с решением суда первой инстанции адвокат должен оказать помощь доверителю в подготовке апелляционной (на решение мирового судьи) или кассационной жалобы. Здесь надо обратить внимание на сроки, в течение которых должна подаваться жалоба (10 дней после вынесения судом решения), и на основания для подачи апелляционной (кассационной) жалоб.

Не менее важно уяснить, кто имеет право обратиться в кассационную инстанцию. Для этого следует знать положения ст. 34 ГПК РФ.

Кассационная жалоба должна быть мотивированной, основанной на материалах дела, ясной с точки зрения содержания и безупречной по форме.

Следует также иметь в виду, что подготовка возражений на жалобу не менее важный момент в работе адвоката. Он должен хорошо знать все обстоятельства дела, действующее законодательство, логично и юридическим языком излагать свои доводы.

Вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. Для уяснения этих вопросов необходимо изучить положения ст. 337 ГПК РФ, где изложены основания к отмене в порядке надзора судебных постановлений.

 

Тема 12. Адвокат в арбитражном и третейском судопроизводстве.

 

Цели занятия:

углубить знания по вопросам, касающимся: прав граждан на обращения в суд за судебной защитой, в том числе в арбитражный суд; представительства и полномочий адвоката в гражданском и арбитражном процессах;

дать общее представление о третейском суде, предмете судебной защиты и полномочий адвоката в третейском суде;

выработать первичные навыки и умения по определению предмета судебной защиты и подготовке искового заявления.

 

План занятия:

Участие адвоката в арбитражном судопроизводстве и в производстве по пересмотру судебных постановлений. Участие адвоката в третейском судопроизводстве. Исполнение решений третейских судов.

 

Методические рекомендации:

Первый вопрос занятия предполагает знание того, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. В отличие от судов общей юрисдикции предметом арбитражного процесса являются прежде всего экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК РФ). Следует обратить внимание на положения ст. 29 АПК РФ, в которой регламентируется подведомственность споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что участие адвоката в арбитражном судопроизводстве различается в зависимости от того, чьи интересы он представляет — истца или ответчика.

«Сердцевиной» арбитражного разбирательства является процесс доказывания. Следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи. В процессе собирания доказательств сведения, поступающие в суд, оцениваются в части определения их относимости и допустимости к делу. Статья 67 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

При изучении первого вопроса надо обратить внимание на методику определения предмета доказывания. В практической деятельности адвокаты иногда допускают ошибки при определении предмета и пределов доказывания.

Адвокат должен знать функции и задачи третейских судов. Поэтому при изучении второго вопроса следует обратить внимание на обстоятельства, вызвавшие к жизни третейские суды. Экономические реформы в России, начавшиеся в конце ХХ и начале ХХI в., переход к рынку способствовали формированию института третейского разбирательства как альтернативной формы разрешения конфликтов. Надо помнить, что они могут создаваться сторонами временно для рассмотрения конкретного спора (ad hoc) или действовать постоянно.

Необходимо знать, что правовым основанием деятельности третейских судов в России является Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации». Он регулирует порядок образования и деятельности судов, находящихся на территории РФ. Им также установлено, что в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.

Студенты должны уяснить, что главное преимущество третейского суда заключается в том, что он является негосударственным, независимым органом. Имеется ряд и других преимуществ третейского суда, которые нужно знать.

Необходимо также уяснить процедуру судейского третейского разбирательства. Его условно можно разделить на следующие стадии (этапы):

1)       заключение сторонами арбитражного соглашения (оговорки);

2)       предъявление иска и подготовка дела к судебному разбирательству;

3)       рассмотрение дела по существу и принятие решения;

4)       исполнение решения суда.

Следует знать, что в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В то же время согласно ст. 29, 30, 33 АПК РФ нельзя передавать на разрешение третейского суда споры, возникающие из указанных в названных статьях публичных правоотношений.

 

Тема 13. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях

 

Цели занятия:

расширить теоретические знания о гарантиях законности при наложении мер воздействия за административные правонарушения;

уяснить подведомственность суду дел об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях и роль адвоката в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

 

План занятия:

Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Обжалования постановлений об административном правонарушении. Адвокат-поверенный.

 

Методические рекомендации:

Первый вопрос занятия предполагает знание нормативных правовых актов, регламентирующих участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Правовая основа оказания юридической помощи закреплена в ст. 48 Конституции РФ и ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ. В частности, в указанной статье КоАП РФ говорится, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по этому делу может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему,— представитель. Таким образом, в качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо. Здесь реализуется подп. 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому адвокат участвует в качестве представителя или защитника доверителя по делам об административных правонарушениях.

Необходимо уяснить, что полномочия адвоката, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются ордером; к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник или представитель допускается с момента составления протокола об административном правонарушении.

Студенты должны знать, какими правами обладает адвокат, получивший допуск к участию в производстве по делу об административном правонарушении, а также какие действия составляют содержание юридической помощи. При этом следует обратить внимание на такие вопросы, как наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер размера ущерба, причиненного административным правонарушением; и др. Надо также уяснить, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Особое внимание необходимо обратить на установленный законодателем порядок рассмотрения дел об административном правонарушении.

Что касается порядка обжалования постановлений об административном правонарушении, то следует изучить ст. 30.1, 30.10 КоАП РФ. Надо знать порядок направления жалобы, сроки ее рассмотрения, а также порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении.

При изучении второго вопроса необходимо иметь в виду следующее. Согласно подп. 8 и 10 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат представляет интересы доверителя в органах государственной власти, суда и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств и иных международных организациях. Кроме того, он может выступать в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Это свидетельствует о том, что сфера деятельности адвоката- поверенного весьма обширна. Поэтому следует уяснить, как оформляются взаимоотношения между адвокатом и доверителем, в какой форме и на какой срок.

 

Тема 14. Адвокат в Европейском Суде по правам человека.

 

Цели:

дать общее представление о юрисдикции и структуре Европейского Суда; раскрыть правовые основания обращения в Европейский Суд; рассмотреть порядок подготовки, подачи и принятия заявления (жалобы), а также порядок рассмотрения дел в Европейском Суде.

 

План занятия:

Юрисдикция Европейского Суда по правам человека. Правовые основания обращения в Европейский Суд по правам человека. Порядок подачи и рассмотрения жалоб в Европейском Суде по правам человека. Исполнение решений Европейского Суда.

 

Методические рекомендации:

Обращение в Европейский Суд по правам человека требует знаний не только внутреннего права, но и норм международного права, в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней.

Часть 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

При изучении данной темы следует иметь в виду, что основную сложность для российского адвоката, обращающегося в Европейский Суд, представляет то обстоятельство, что его деятельность связана со сферой прецедентного права. Поэтому для правильной трактовки положений указанной Конвенции он должен изучить огромный перечень основополагающих решений Европейского Суда. Буквальное толкование норм Конвенции без обращения к конкретным решениям Европейского Суда может привести к узкому, зачастую неправильному пониманию положений, изложенных в ней.

Чтобы более детально разобраться, как функционирует Европейский Суд, студентам необходимо изучить текст Конвенции и Правила процедуры (Регламент Европейского Суда по правам человека), ознакомиться с постановлениями Европейского Суда на русском языке, вынесенными в отношении Российской Федерации.

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!