Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Примеры практических заданий по криминологии
Задание №1.
Какие из ниже перечисленных элементов изучаются в общей части криминологии, а какие являются предметом изучения особенной части:
* жертва преступления
* преступность
* насильственная преступность
* преступность в сфере экономической деятельности
* причины и условия (факторы) преступности
* организованная преступность
* личность преступника
* преступность несовершеннолетних
* негативные социальные явления, связанные с преступностью
* цена преступности
* предупреждение преступности
Задание №2.
Прокомментируйте следующую схему:
Задание №3.
Какому периоду развития криминологической науки соответствует выделение российской криминологии из системы уголовного права и становление её в качестве самостоятельной научной дисциплины:
Ø вторая половина XVIII века
Ø последняя треть XIX века
Ø 20 годы XX столетия
Задание № 4.
Кого из ниже перечисленных представителей можно назвать родоначальником биологического направления в криминологии. Каковы основные идеи его учения. Назовите представителей данного направления и раскройте содержание их теорий.
Ø И. Бентам
Ø М. Монтескье
Ø Э. Ферри
Ø Э. Дюркгейм
Ø Ч. Ломброзо.
Задание № 5.
По каким показателям, предложенным ниже можно оценить развитие криминогенной ситуации в различных регионах России:
1. Уровень латентности;
2. Цена преступности;
3. Характер преступности;
4. Коэффициент виктимности населения;
5. Уровень преступности;
6. Темпы прироста преступности;
7. Динамика преступности;
8. Состояние преступности.
Задание № 6.
Вычислите индексы преступности и криминальной активности, если в городе N. в 2010 году проживало 425 тысяч человек, из которых 375 тысяч лица старше 14 лет. В этом же году в городе N. зарегистрировано 1010 преступления и выявлено 1500 лиц, совершивших преступления.
3адание № 7.
Вычислите удельный вес ниже перечисленных преступлений, если всего за один год в России было зарегистрировано 3001,7 тыс. преступление, в том числе:
убийство и покушение на убийство – 31,1 тыс.
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 47,7 тыс.
изнасилование и покушение на изнасилование – 8,3 тыс.
грабеж – 139,0 тыс.
кража – 1413,8 тыс.
Задание № 8.
Обучаемым предлагается выполнить задание по вариантам, в основу которых положены следующие объекты анализа:
а) женская преступность;
б) имущественная преступность;
в) насильственная преступность;
г) организованная преступность;
д) преступность несовершеннолетних.
Задание №8А. Используя данные официальной статистики, построить график динамики изменений исследуемого вида преступности в России. Объяснить выявленные закономерности.
Задание №8Б. Указать каким образом несовершенство законодательства и недостатки в деятельности правоохранительных органов влияют на рост преступности - одного из ее видов.
Задание № 9.
Назовите наиболее распространенные психофизические аномальные признаки, свойственные: а) убийцам; б) несовершеннолетним преступникам; в) рецидивистам. Укажите, какие из них имеют генетический, а какие - социально - приобретенный характер.
Задание № 10.
Назовите основные направления и методы изучения личности преступника при раскрытии, расследовании:
· Заказных убийств;
· Бытовых насильственных преступлений;
· Преступлений против собственности.
Задание № 11.
На основе материала для анализа (учебное уголовное дело, обвинительное заключение, приговор суда).
Задание №11А. Изучить содержание представленных материалов (уголовного дела, обвинительного заключения, приговора суда) и кратко изложить обстоятельства совершенного преступления:
а) Какие обстоятельства конкретной жизненной ситуации оказали существенное влияние на выбор преступного способа действия (классифицируйте их);
б) Дайте сравнительную оценку отмеченным выше обстоятельствам, отнеся их к причинам или условиям совершения преступления (аргументируйте Ваш вывод).
Задание №11Б. Составить перечень причин и условий, способствовавших совершению данного преступления и могущих способствовать совершению аналогичных преступлений в настоящее время. Распределить эти причины и условия по четырем уровням, выделяемым в криминологии, в форме таблицы:
Общесоциальный |
Региональный |
Групповой |
Индивидуальный |
1. |
1. |
1. |
1. |
2. |
2. |
2. |
2. |
и т.д. не менее 5 |
и т.д. не менее 5 |
и т.д. не менее 5 |
и т.д. не менее 5 |
Задание №12.
Определите ряд социально-экономических, политических, криминогенных явлений и процессов, в порядке возрастания, информация о состоянии и развитии которых необходима для прогнозирования криминогенной ситуации в различных регионах России.
Задание №13.
Какие сведения необходимо собрать для составления индивидуального прогноза поведения лица вернувшегося из мест лишения свободы.
Задание №14.
Какова роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по её предупреждению.
Задание №15.
Раскройте содержание методов, использующихся в криминологическом прогнозировании:
* экстраполяции
* моделирования
* экспертных оценок.
Задание №16.
Какие сведения необходимо собрать сотруднику органов внутренних дел для составления прогноза поведения лица:
* освобождённого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия
* условно осуждённого.
Задание №17.
Какова роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по её предупреждению.
Задание №18.
Проанализируйте и обоснуйте необходимость перехода от планирования к программированию предупредительной деятельности в масштабах отдельных субъектов и регионов.
Перечислите конкретные меры профилактического характера, осуществляемые сотрудниками ОВД в плане воздействия на основные элементы механизма конкретного преступления:
1. Личность правонарушителя, преступника.
2. Потерпевшего.
3. Микро социальные группы, входящие в ближайшее окружение преступника.
4. Объективные элементы ситуации преступления.
Задание №20.
Составьте таблицу и проанализируйте результаты. В каких сферах жизнедеятельности человека наиболее эффективно применять общесоциальные меры профилактики, специально-криминологические, а для какой из сторон жизни более приемлемыми являются меры индивидуальной профилактики. Обоснуйте свой ответ на примерах. Какую профилактику (раннюю, непосредственную, рецидива) целесообразнее проводить с несовершеннолетними, злоупотребляющими спиртными напитками, употребляющими наркотические или психотропные вещества? Перечислите мероприятия в рамках названной профилактики.
Задание №21.
Прокомментируйте приведенную ниже схему на примере лиц, совершающих корыстные преступления, какой вид преступлений чаще совершается, выделите особенности лиц, совершающих различные корыстные преступления, обоснуйте:
Задание №22.
Указать не менее двенадцати причин и условий, способствующих совершению данных преступлений, расположенных на общесоциальном уровне.
Задание №23.
Составить перечень криминогенных факторов группового и индивидуального уровней (не менее пяти для каждого из уровней), детерминирующих преступления против собственности, указать меры профилактики каждого из таких факторов и субъектов, осуществляющих эти меры.
Задание №24.
Прокомментируйте приведенную ниже схему:
виды насильственных преступлений, посягающих на: |
жизнь |
|
здоровье |
|
свободу выбора места нахождения |
|
телесную неприкосновенность |
половую неприкосновенность и на сексуальную свободу личности |
|
правильное развитие детей |
Задание №25.
Перечислить субъекты профилактики, призванные предупреждать насильственные преступления:
Ø на общесоциальном уровне;
Ø на региональном уровне;
Ø на индивидуальном уровне.
Задание №26.
Перечислить наиболее эффективные меры профилактики преступлений в сфере экономической деятельности, при выполнении которых подразделениями ОВД будут получены положительные результаты (для служб КМ и МОБ, не менее пяти по каждой).
Задание №27.
Укажите признаки, характеризующие повышенную общественную опасность рецидивной и профессиональной преступности.
Задание № 28.
Прокомментируйте предложенную ниже схему:
Задание №29.
Что можно сказать о рецидивной преступности, если общее число преступников ежегодно (первоначальное общее число преступников можно взять произвольно):
- увеличивается на 1000 человек, а удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, остаётся на уровне 20 %;
- уменьшается на 1000человек, а удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, увеличивается на один процент;
- уменьшается, а удельный вес лиц, совершавших преступление ранее, также снижается.
Задание № 31.
По имеющейся статистической информации установить:
а) какие преступления чаще всего совершаются в группе лиц;
б) какая возрастная категория совершающих преступления лиц более всего проявляет себя в групповой преступности.
Задание №32.
По имеющимся статистическим данным проанализируйте состояние дорожно-транспортных преступлений и перечислите факторы, которые могли повлиять на их динамику.
Задание №33.
Укажите субъекты профилактики преступлений, совершенных по неосторожности, дайте характеристику основных направлений и мер предупредительной деятельности по каждому из субъектов.
Задание № 34.
Варианты:
1. Безнадзорные несовершеннолетние.
2. Несовершеннолетние, вернувшиеся из воспитательных колоний.
3. Несовершеннолетние, систематически совершающие правонарушения.
Задание №34А. Какую профилактику (раннюю, непосредственную, рецидива) целесообразнее проводить с данной группой лиц. Перечислите мероприятия в рамках названной профилактики.
Задание № 34Б. Какие преступления характерны для данной группы лиц.
Задание № 34В. Какие профилактические мероприятия проводят с данной группой лиц работники:
а) учебных заведений,
б) районных Центров занятости,
в) городского Комитета по делам семьи, детства и молодёжи,
г) комиссий по делам несовершеннолетних,
д) здравоохранения.
Задание №34Г. Перечислите функциональные обязанности сотрудников:
а) отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних,
б) дежурных частей,
в) следственных отделов,
г) уголовного розыска,
д) службы участковых инспекторов милиции.
Указать, какие виды преступной деятельности характерны для женщин. Составить схему детерминирующих женское преступное поведение факторов на 4-х уровнях (общесоциальном, региональном, групповом, индивидуальном).
Задание №36.
Указать, с какими видами преступной деятельности связаны следующие негативные социальные явления: а) алкоголизм, б) безработица, в) беспризорность, г) наркотизм, д) проституция.
Задание № 37.
По статистическим данным выявить долю лиц, подверженных данному негативному социальному явлению на момент совершения преступления: а) алкоголизм, б) безработица, в) наркотизм.
Задание №38.
Раскройте понятие «нелегальная миграция», проанализируйте взаимосвязи между нелегальной миграцией и организованной преступностью, торговлей людьми, терроризмом.
Задание № 39.
Ознакомьтесь с научной статьёй видного теоретика в области уголовного права, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Бориса Владимировича Волженкина «УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ».
На основе прочитанного материала заполните таблицу, выделив общее и особенное между дисциплинами уголовно-правового цикла, уголовного права и криминологии
Предмет уголовно-правовых дисциплин |
Предмет уголовного права |
Предмет криминологии |
Общие характеристики предмета |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отличительные (особенные) характеристики предмета |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
по криминологии
1. Криминологическая наука и ее место в системе юридических и социальных наук.
2. Современные научные направления в криминологии (семейная криминология; экономическая криминология; пенитенциарная криминология; политическая криминология).
3. Периодизация истории криминологии и общая характеристика основных криминологических направлений и школ.
4. Возникновение и развитие отечественной криминологии.
5. Основные подходы к проблеме изучения преступности.
6. Преступность: понятие, объем и уровень, коэффициенты и индексы преступности (количественные показатели).
7. Преступность: понятие, динамика, структура, характер преступности и ее общественная опасность (качественные показатели преступности).
8. Латентная преступность: понятие, причины, методы измерения.
9. Теория причинности в криминологии. Понятие причин преступности.
10. Теоретические вопросы учения о личности преступника и ее структура.
11. Характеристика личности современных преступников, структурный анализ: социально-ролевая, нравственно-психологическая и правовая составляющая.
12. Классификация преступников и типология их личности.
13. Понятие и значение криминологических исследований.
14. Методика криминологических исследований.
15. Организация криминологических исследований.
16. Конкретная жизненная ситуация и ее роль при совершении преступления. Криминогенная ситуация и ее виды.
17. Роль потерпевшего в процессе совершения преступления.
18. Понятие и значение криминологического прогноза и прогнозирования.
19. Виды, субъекты и направления криминологического прогнозирования.
20. Организация и методика прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения.
21. Понятие и значение планирования борьбы с преступностью.
22. Организация планирования борьбы с преступностью в органах внутренних дел.
23. Понятие, принципы и социальная оценка системы противодействия преступности.
24. Объекты и субъекты деятельности по предупреждению преступности.
25. Уровни и виды предупреждения преступности.
26. Разновидности насильственных преступлений. Их количественные и качественные показатели.
27. Особенности криминологической характеристики и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности.
28. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности.
29. Криминологическая характеристика и профилактика коррупции.
30. Криминологическая характеристика и профилактика групповой и организованной преступности.
31. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности.
32. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних.
33. Особенности преступлений, совершаемых женщинами.
34. Особенности криминологической характеристики и профилактика изнасилований.
35. Особенности криминологической характеристики и профилактика краж.
36. Особенности криминологической характеристики и профилактика грабежей и разбоев.
37. Особенности криминологической характеристики и профилактика хулиганств.
38. Особенности криминологической характеристики и профилактика вымогательств.
39. Особенности криминологической характеристики и профилактика дорожно-транспортных преступлений.
5. Примеры заданий контрольной работы для очного отделения
Вариант 1.
1. Определить индекс криминальной активности в России в 2003-2009 гг и криминальной активности женщин. Построить график динамики этих показателей.
2. Определить удельный вес учащихся и студентов среди преступников в России в 2003-2009 гг и построить график динамики этих показателей.
3. Определить удельный вес пьяных преступников в России в 2003-2009 гг и построить график динамики этих показателей.
Вариант 2.
1. Определить индекс преступности тяжких и особо тяжких преступлений и криминальной активности в России в 2005-2009 гг и построить график динамики этих показателей.
2. Определить удельный вес убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилований в России в 2005-2009 гг и построить график динамики этих показателей.
Вариант 3.
1. Определить индексы преступности в России с 1970 по 2009 гг и построить график динамики полученных показателей.
2. Определить индекс преступности несовершеннолетних в 2006-2009 гг. и построить график динамики полученных показателей.
3. Определить удельный вес преступности несовершеннолетних в общей структуре преступлений и построить график динамики полученных показателей.
Вариант 4.
1. Определить индексы криминальной активности женщин и несовершеннолетних и построить график динамики полученных показателей.
2. Определить удельный вес преступности несовершеннолетних и женщин в общей структуре преступлений и построить график динамики полученных показателей.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!