Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задачи по криминологии»

/ Уголовное право
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

Данная работа ОТСУТСТВУЕТ в банке готовых, т.е. уже выполненных работ. Я, Марина Самойлова, МОГУ ВЫПОЛНИТЬ эту работу по вашему заказу.

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

Срок исполнения заказа от 1-го дня.

Для заказа и получения работы напишите мне письмо на studentshopadm@yandex.ru

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

практические занятия по дисциплине «криминологиЯ»

ТЕМА № 1: История мировых криминологических теорий  

 

Цель занятия: усвоение различных криминологических учений о преступности. Показать развитие криминологии в дореволюционный период, в 20-30-е годы, в советский период и современное состояние криминологии.

Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска.

Вопросы практического занятия:

1.    Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности

2.    Антропологические концепции причин преступности.

3.    Социологические концепции преступного поведения

4.    Развитие криминологии в дореволюционный период.

5.    Развитие криминологии в 20-30-е годы.

6.    Развитие криминологии  в 60-х годах и её современное состояние.

 

методические указания

 

При рассмотрении данной темы необходимо знать истоки и этапы развития криминологической мысли до воз­никновения криминологии как науки. Теологическое объяснение существования преступности и преступников. Криминологические идеи Платона, Аристотеля, социалистов-утопистов (Т.Мор, Т.Кампанелла, Морелли и др.). Первые криминологические" теории (Ш.Монтескье, Ч.Беккариа, и др.). Роль "Наказа" императрицы Екатерины Великой в деле предупреждения преступлений. 

Основными направле­ниями исторического развития криминологии являются: антропологическое (Ч.Ломброзо, Э.Глюк и др.); биосоциальное (Р.Гарофалло, Ф.Лист и др.); социологическое (А.Кетле, Г.Тард, М.Н.Гернет и др.). 

Основные этапы развития российской криминологии. Кримино­логические воззрения выдающихся русских писателей и мыслите­лей: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Досто­евского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и других. Становление кри­минологии как науки в дореволюционной (до 1917 г.) России в трудах М.В. Духовского. Отыскание факторов преступности в рамках социологической школы (П.И. Люблинский, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет и др.) Личное и социальное - основные факторы преступности в антропологическом направлении (Д.А. Дриль). 

Развитие российских криминологических кабинетов в 20-х -30-х годах. Застойный период криминологии - результат тотали­тарного правления государственной власти. Послевоенный и современный этапы развития отечественной криминологии. Возрожде­ние криминологии как отрасли знаний в конце 50-х - начале 60-х годов. Образование криминологических научных учреждений. Современное состояние и проблемы российской криминологии: переориентация с теории в прикладные (коммерческие) направле­ния, выполнение криминологических исследований, прогнозирова­ние и программирование по заказу.

Литература:

 

Основная:

1.    Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.    Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.    Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.    Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.    Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.    Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.    Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

        

Дополнительная:

1.    Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н. Эминов В. Е. Личность преступника. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

2.    Алексеев А.И., Солопанов Ю.В. Криминологическая характе­ристика и профилактика рецидивной преступности. М., 1999.

3.    Алексеев А.И., Солопанов Ю.В. Профилактика рецидива пре­ступлений. М., 1990.

4.    Алексеев А.И., Овчинский С.С. Профилактика преступлений аппаратами уголовного розыска: Учеб. пособие М., 1997.

5.    Антипова И.Г. Воровство у детей и подростков. // Журнал практического психолога. № 9. 1999.

6.    Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. – М., 2001.

7.    Архимандрит Августин (Никитин). «Сайентологическая церковь» // Миссионерское обозрение. 1999. № 11. 1999. № 2.

8.    Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.

9.    Борисов А. А. Сборник учебно-методических материалов и альбом схем по курсу «Криминология». Уч. пос. – Псков: ПФ АПУ, 2005.

10.          Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой  и информационный аспекты. – Изд. 2-е, перераб. – М.: «ЦентрЮрИнфоР», 2004.

11.          Быргэу М. М., Литвинов А. Н. Опыт  системного исследования профилактики преступлений. Современное состояние проблемы. – М.: ЮРКНИГА, 2004.

12.          Воробьев В. Карманные для чиновников // Российская газе­та. 2002. 22 мая. 

13.          Волкова Т. Н. Женщина в «зеркале» криминала: научно-исследовательский труд. – М., 1998.

14.          Волкова Т. Н. Женская преступность в современной России (криминологические и пенитенциарные проблемы). – Вологда: ВИПЭ МЮ РФ, 2001.

15.          Гилинский Я. И. Коррупция: теория и реальность // Расследование и судебное преследование коррупции: Материалы российско-американ­ского семинара / Под общ. ред. В. В. Новика. СПб., 2002. 

16.     Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и со­временность. М.,1990.

17.   Дубинин Н.П., Карпец И.И. Генетика. Поведение. Ответственность. – М.,1989.

18.     Илларионов В. П. Переговоры с преступниками: Вып. 3, 4. – М.: А. П. О.

19.     Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред А.И. Долговой. – М., 2001 г.

20.     Карышев В. Организованная преступность в некоторых евро­пейских странах // Соц. законность. 1999. № 9.

21.     Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Тюмень: ТВШ. 1994.

22.     Корецкий Д. А., Пособина Т. А. Современный бандитизм: Криминологическая характеристика и меры предупреждения. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

23.     Лужев В.В. Организованная преступность в России: осозна­ние, истоки, тенденции // Гос-во и право. 1996. № 4.

24.     Маевский В. Организованной преступности можно противо­стоять // Законность. 1996. № 2.

25.          Малышева О. Проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста в криминологии и юридической психологии.//Человек: преступление и наказание. Вестник РИПиЭ МВД РФ. 1998 г., № 4 .

26.          Меликишвили Л.А. Типологические модели личности женщин-преступниц.//Современная преступность : новые исследования. Сборник научных трудов. М., 1993 г. 

27.     Квашис В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы Владивосток. 1996.

28.     Криминология и предупреждение преступности:  Учебное пособие. / Под ред. Ф.Е. Рыби­на – М.,  1993г.

29.          Кудрявцев В. Н. Криминология. Учебник для вузов. М., 2000 г.

30.          Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., Юристь. 1999 г.

31.          Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества – М.: Гардараки. 2002.

32.          Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 2001 г.

33.          Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. М., 2000 г.

34.   Лунев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991.

35.     Овчинский B.C. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993.

36.     Плохова В. И. Ненасильственные преступления протии собственности: криминологическая и правовая обоснованность. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

37.     Преступность: что мы знали о ней, милиция: что мы думаем о ней. / Под ред. И.Б. Ми­хайловой - 1995г.

38.     Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии/ Под ред. Д. А. Шестакова. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

39.     Политика современной России в сфере борьбы с преступностью. Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции / Под ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. – Псков, 2002 г.

40.     Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации. Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под ред. Н. Г. Шурухнова. – М.: Московский ун-т МВД России, 2004.

41.          Репецкая А. Л. Коррупция в России: опыт одного кримино­логического исследования // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2001.  

42.          Репецкая А. Л. Коррупция в правоохранительных органах // Организо­ванная преступность и коррупция: Социально-правовой альманах. 2000. № 4. 

43.     Реагирование на преступность: концепции, закон, практика / Под ред А.И. Долговой. – М., 2002 г.

44.     Сборник материалов научно-практической конференции «Актуальные вопросы преступности несовершеннолетних» (14-15 декабря 2000 г., Вологда). – Вологда: ВИПЭ МЮ РФ, 2001.

45.          Самылина И.Н. Назначение наказания при рецидиве преступлений. // "Российский судья", 2004, N 12. КонсультантПлюс.

46.          Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных трудов № 1. НИИ УИС Минюста России. – М., 2004.

47.     Теоретико-правовой анализ криминологической профилакти­ки: Учебное пособие. М., 1996.

48.     Токарев А.Ф. Общее предупреждение преступлений в дея­тельности органов внутренних дел: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1995.

49.     Устинов В.С. Особо опасный рецидивист//Социалистическая законность. 1990. № 5.

50.     Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991 г.

 

ТЕМА № 2:  ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данных тем. А так же выработать умения правильно рассчитывать уровень, структуру и динамику преступности.

          Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.    Понятие и свойства преступности.

2.    Количественные показатели преступности.

3.    Качественные показатели преступности.

4.    Преступность и судимость.

5.    Понятие и виды латентной преступности.

 

Методические указания

 

Понятие преступности занимает центральное место в криминологии. Раскрывая такое понятие как преступность, необходимо указать его основные признаки. Поэтому понятие преступности можно сформулировать следующим образом: преступность - это исторически изменчивое социальное явление, носящее уголовно-правовой характер, обладающее свойством массовости, представляющее целостную совокупность преступлений, совершённых на определённой территории за соответствующий период времени. Необходимо научиться объяснять: историческую изменчивость преступности, её социальную природу, почему она имеет уголовно-правовой характер, что понимается под массовостью, иррегулярностью и устойчивостью преступности.

Следует отметить, что преступность не только абстрактное криминологическое понятие, формируемое из совокупности её свойств и признаков, но и реальное жизненное проявление, имеющее место на определённой территории и зафиксированное за соответствующий период.

В криминологии принято выделять количественные и качественные показатели преступности.

К количественным показателям преступности относятся следующие показатели:

-состояние преступности,

-уровень или коэффициент преступности,

-динамика преступности.

Необходимо знать эти показатели преступности, уметь вычислять в процентах структуру преступности по любым фактическим данным.

 

Так, коэффициент (уровень) преступности определяется по формуле:

 

                             Пф х 100.000      

                    Кп = -----------               

                                      N

 

 

где Пф – общее количество совершенных преступлений, а

N – общее количество населения (от 14 до 60 летнего возраста).

Также необходимо уметь определять динамику, т.е. темп прироста преступности как в абсолютных цифрах, так и в процентах.

 

К качественным показателям преступности относятся:

-       структура преступности,

-       характер преступности,

-       и цена преступности.

Необходимо знать и эти показатели преступности, и уметь вычислять в процентах структуру преступности по любым фактическим данным.

Структура преступности определяется по формуле:

 

               Впр                  где Впр – отдельный вид преступности

Спр = --------- х 100%         Пр – общее количество совершенных

               Пр                                   преступлений

 

Следует помнить, что для оценки состояния преступности используется зарегистрированная преступность, которая включает те преступления, которые приняты на учёт в органах милиции, прокуратуре и суде.

Однако необходимо иметь ввиду, что определённая часть преступлений не учитывается в официальной статистике, ее называют латентной преступностью.

Практические задания.

Для подсчёта коэффициента /индекса/ уровня преступности, определения структуры и динамики преступности предлагается решить задачи с использованием формул расчёта уровня, структуры и динамики преступности показанных на лекции.

 

Задача № 1. 

За 2007 год в одном определённом регионе было зареги­стрировано 100 преступлений, за 2008 год - 70 преступле­ний, за 2009 год - 120 преступлений, за 2010 год – 125. Общее население данного региона составляет 30.000 человек, из которых 5000 человек не достигли 14 летнего возраста и 5000 достигли 61 летнего возраста.

ВОПРОС: 0пределите уровень преступности в указанном регионе на каждую 1000 человек основного криминогенного возраста соответственно в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. Определите базисным способом динамику уровня преступности в этом же регионе, в эти же периоды времени.  В качестве базиса возьмите уровень преступности в 2007 году.

 

Задача № 2.

В  городе М. за январь 2010 года правоохранительными органами было выявлено 50 лиц, совершивших преступления, за февраль - 60 лиц, за март - 65 лиц, за апрель - 70 лиц. Общее население города М. составляет 5000 человек, из которого 500 человек не достигли 14 лет и 500 лиц достигли 61года.

ВОПРОС: Определите коэффициент лиц, выявленных правоохранительными органами на каждую 1000 человек всего населения соответственно в январе, феврале, марте, апреле 2010 года. Определите цепным способом динамику изменения количества лиц, совершивших преступления, выявленных правоохранительными органами.

 

Задача № 3.

В городе П. за 2009 год зарегистрировано всего 3000 преступлений, из них 50 - особо тяжкие преступления, 450 - тяжкие преступления, 2000 - преступления средней тяжести, 500 - преступления небольшой тяжести. Общая численность населения города П. составляет 150.000 человек

ВОПРОС: Определите процентную структуру преступности в городе П. за 2009 год, классифицируя зарегистрированные преступления по степени общественной опасности.

 

Задача № 4.

В городе Н. за первое полугодие 2010 года зарегистрировано всего 2000 преступлений, из них к разряду особо тяжких и тяжких относится 500 преступлений. Остальные 1500 преступлений относятся к преступлениям средней тяжести и небольшой тяжести. Общая численность населения города Н. составляет 200.000 человек.

ВОПРОС: Определите коэффициент /число/ особо тяжких и тяжких преступлений на каждые 10.000 всего населения города Н. за первое полугодие 2010 года.

 

Задача № 5. 

По Псковской области за 2006 год всего было зарегистрировано – 18670 преступлений, за 2007 г. - 16597, за 2008 г. - 14714, за 2009 г. - 13163, за 2010 г. - 12312.

ВОПРОС: Определите базисным способом динамику преступности против личности в Псковской области за указанные годы. За базу взять количество этих преступлений в 2006 году.

                                             Литература:

 

1.Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

        

темА № 4. Детерминанты преступности 

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. А так же выработать умения в определении причин и условий отдельных видов преступности, ориентируясь в криминологичес­кой классификации причин и условий преступности, криминогенных ситуациях.

          Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.    Понятие причин и условий преступности.

2.    Теории причин преступности.

3.    Экономические отношения и преступность.

4.    Социальные отношения и преступность.

5.    Политические интересы и преступность.

6.    Нравственное состояние общества и преступность.

7.    Самодетерминация преступности.

 

методические указания

При рассмотрении темы необходимо чётко представлять, что под причинами и условиями преступности в криминологии понимают систему негативных для соответствующего общества социальных явлений, детерминирующих преступность как своё следствие. При этом, под детерминантами понимаются комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия - преступность и преступление.             

Определяя по отдельности причины и условия преступности можно сказать так: причины преступности - это такие социальные явления и процессы, которые порождают преступность, как своё закономерное следствие, а условия преступности - это такие явления и процессы, которые сами не порождают преступность, а лишь способствуют, облегчают действие причин преступности т.е. способствуют преступности. Фактически причина порождает преступление, а условие всегда этому способствует.

Основными задачами сотрудника правоохранительных являются не только задачи, связанные с выявлением, раскрытием преступлений, но и задачи выявления причин и условий, способству­ющих совершению конкретных преступлений, что закреплено в УПК РФ и других нормативных актах, регламентирующих деятельность пра­воохранительных органов. Зная конкретные причины и условия конкре­тных преступлений, можно проводить профилактическую работу целенаправленно в целях недопущения подобных преступлений впредь.

При подготовке к занятию следует обратить внимание  и на философское понятие причин и условий, в особенности на причинно-следственную связь, как одну из форм связей между явлениями  и процессами, происходящими в обществе. Необходимо чётко себе пре­дставлять звено "причина - следствие" из бесконечно длинной цепи таких звеньев.

Следует себе чётко представлять, что представляют собой криминогенные факторы и антикриминогенные факторы, как социальные явления. Какова роль при этом фоновых явлений?

Говоря о причинах преступности, криминологи различают причины преступности в целом, причины видов преступлений и причины конкретных преступлений. Необходимо самостоятельно научиться их различать и строить «цепочки» между ними на основе причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Кроме социальных факторов, как причин преступности, существуют и психологические причины отдельного преступления, кроящиеся в стремлении лица, совершающего преступление тем самым удовлетворить свои потребности в ущерб интересам общества и других лиц. Различают следующие виды потребностей: жизненно-необходимые, социально-оправданные, престижные,  извращённые.

Рассматривая причины и условия преступности и отдельных преступлений, следует знать и классификацию, так называемых криминогенных ситуаций, т.е. жизненных ситуаций, в которых оказыва­ется человек и которые в связи с наличием у него негативных нравственных качеств, вызывают решимость совершить преступления. Классификацию криминогенных ситуаций обычно дают по объёму действия, по источнику возникновения, по значению для виновного.

На основе изученного материала, необходимо себе чётко представлять, что в криминологии существует несколько теорий причин пре­ступности: 1) социальные, 2) психологические, 3) биологические. Хотя основная масса учёных криминологов России в большей степени придерживаются первой т.е. социальной теории - причины преступно­сти социальны.

Говоря о классификации общих причин преступности, следует отметить, что криминологи могут давать различную их клас­сификацию. В качестве классификационных критериев выбирают такие разделения, по которым можно сделать определённые теоретические и практические выводы. Также следует иметь ввиду, что разделение причин на самостоятельные группы по определённому признаку не означает полной обособленности этих причин. Как преступность представляет собой целостное явление, в котором группы преступлений вза­имодействуют друг с другом, так и причины преступности, порожда­ющие определённые виды преступлений не изолированы. Применительно к реальным процессам детерминирующим преступность и преступления, необходим комплексный анализ с использованием множественных подходов. Обычно классифицируют причины преступности по: I) происхождению, 2) глубине воздействия, 3) природе, 4) сферам социальной жизни, 5) уровню действия.  Необходимо самостоятельно разобраться с классификацией общих причин преступности по указанным пунктам, уметь их толковать основываясь на практических при­мерах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ  САМОКОНТРОЛЯ:

1.    Какими нормативными актами в обязанности сотрудников правоохранительных органов  включена обязанность выявления причин и условий преступности и преступлений?

2.    Что из себя представляет причинно-следственная связь, как одна из форм связей между явлениями?

3.    Что называют детерминантами?

4.    Что детерминирует преступность в обществе, как своё закономе­рное следствие?

5.    Что понимают под причинами преступности?

6.    Что понимают под условиями преступности?

7.    Почему причины и условия преступности по происхождению и сущности считают социальными?

8.    Что из себя представляют криминогенные факторы?

9.    Что из себя представляют антикриминогенные факторы?

10.Что является фоновыми явлениями преступности?

11.Что является психологическими причинами преступности?

12.Дайте классификацию потребностей человека, в силу которых он может пойти на преступление, как причин преступности и преступлений?

13.Что такое криминогенная ситуация?

14.Дайте классификацию криминогенных ситуаций по объёму действия.

15.Дайте классификацию криминогенных ситуаций по источнику возни­кновения.

16.Дайте классификацию криминогенных ситуаций по значению для виновного.

17.Какие теории определения причин преступности существуют в кри­минологии?

18.Дайте классификацию причин преступности по происхождению.

19.Дайте классификацию причин преступности по глубине воздействия.

20.Дайте классификацию причин преступности по природе.

21.Дайте классификацию причин преступности по сферам социальной жизни.

22.Дайте классификацию причин преступности по уровню действия.

Практические задания.

Для окончательного закрепления изученного материала предлагается определить причины и условия преступления, используя данные уголовных дел.

Пример 1. Назовите причины и условия преступления

Бокшин А.А., проживая в зарегистрированном браке с Бокшиной Н.Р., систематически на почве ссор и других семейно-бытовых причин наносил Бокшиной побои и другие телесные повреждения, которые в силу их неоднократности причиняли потерпевшей значительные физические и психические страдания, а потому носили характер истязания.

Так, в октябре 2010 года около 23 часов Бокшин, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, на почве ревности стал избивать свою жену, нанес ей несколько ударов кулаком по лицу, спине, ноге, бил по другим частям тела, причинив потерпевшей легкие без кратковременного расстройства здоровья повреждения в виде кровоподтеков левого плеча, левого бедра, левой ягодицы.

В ноябре 2010 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Бокшин в результате ссоры с женой избил ее, сбил ее с ног на пол, несколько раз ударил ее ногой по различным частям тела, причинив потерпевшей побои и телесные повреждения в виде кровоподтеков на теле.

В феврале 2011 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, Бокшин на почве неприязненных отношений стал наносить удары кулаками по лицу, сбил с ног, а когда Бокшина упала на пол, стал бить ее ногами по спине, рукам, груди, в результате чего потерпевшей была причинена закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения мозга, кровоподтеки на различных частях тела.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бокшин суду пояснил, что брак с Бокшиной был зарегистрирован два года назад. Отношения вначале были хорошие, заработанные деньги он отдавал жене, спиртное употреблял только по праздникам. В дальнейшем отно­шения стали портиться, поскольку, как заявил подсудимый, он не был готов к семейной жизни, к рождению ребенка. Стесненные бытовые условия (проживание в однокомнатной квартире) не давали ему воз­можности отдохнуть после работы. В результате Бокшин подал в суд заявление о расторжении брака, но суд брак не расторгнул, а дал срок на примирение.

Некоторые данные о личности преступника: Бокшин А.А. родился в 1952 году, имеет неполное среднее образование, ранее судим.

 

Пример 2. Назовите причины и условия преступления

2 мая 2010 года около 5 часов утра Клочкова Л.В. в комнате общежития в присутствии своего сожителя Бондарева С.В. родила живого, доношенного ребенка - мальчика. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Бондарева, Клочкова неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Клочкова попросила у Бондарева ножницы и отре­зала пуповину, затем, с целью убийства новорожденного, попросила Бондарева найти веревку. Бондарев отрезал часть от бельевого шнура и подал Клочковой, чем она и задушила ребенка.

Вечером 2 мая 2010 года Клочкова и Бондарев сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребен­ка на правую сторону колеи железнодорожного пути.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Клочкова вину в совершении преступления признала полностью и пояснила, что с Бон­даревым сожительствует более года, проживала вместе с ним в общежитие училища. О том, что беременна, она узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку в тот период времени нигде не работала и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, так как не имела ни постоянной работы, ни жилья, брак с Бондаревым не был за­регистрирован, а сделать аборт она опоздала.

Клочкова Л.В., 1959 года рождения, имеющая среднее - специальное образование, ранее не судима.

 

Пример 3. Назовите причины и условия преступления

Кулагин B.C., 43 лет, имевший высшее образование, работавший инженером электро-механического завода, пользовался авторитетом и уважением в коллективе, был хорошим семьянином, много времени уделял воспитанию детей.

В один из дней, позвонив домой, он пообещал жене, что приедет домой пораньше и они смогут сходить в цирк всей семьей. В тот день шел сильный дождь, был туман, в связи с чем видимость на дороге была ограниченной. Рассчитывая на свой большой опыт вождения машины (более 10 лет) и желая выполнить обещание, Кулагин вел машину со скоростью 70-80 км в час. На одном из поворотов водитель впереди идущей машины «Жигули» неожиданно затормозил и без включения сигнала поворота занял левый ряд и приготовился к повороту налево. Дистанция между машинами была чрезвычайно мала, и Кулагин во избежание столкновения с «Жигулями» стал резко тормозить и взял вправо. Но из-за скользкой дороги и высокой скорости машину сразу занесло, остановить ее не удалось, и правым боком машины был сбит человек, который шел по краю дороги.

 

Литература:

 

1.Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

        

темА № 5. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности.

 

          Цель занятия: закрепить вопросы, рассмотренные на лекции путем выступлений, докладов и ответов с места. Для более глубокого и детального уяснения рассматриваемой темы предлагается  на практическом занятии решить ряд заданий.

          Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска. 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.    Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности.

2.    Детерминанты краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности.

3.    Основные направления предупреждения краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности.

4.    Особенности деятельности правоохранительных органов по профилактике преступлений против собственности.

Методические указания

Изучению данной темы необходимо уделить особое внимание учитывая, что кражи, мошенничество, грабежи и разбои составляют значительную часть всех совершаемых в стране преступ­лений и борьба с ними, их профилактика - одно из важнейших на­правлений деятельности органов внутренних дел. При анализе пока­зателей, характеризующих эти преступления, способов их соверше­ния, личности виновных, обстоятельств, способствующих соверше­нию этих преступлений, иных криминологически значимых данных, следует обратить внимание на существенные различия между харак­теристиками рассматриваемых преступлений против собственности, уметь объяснить эти различия. Для изучаемых в этой теме преступле­ний особо актуальными являются такие вопросы, как их общая небла­гоприятная динамика; преобладающее участие в их совершении под­ростков и "молодых взрослых"; элементы криминального профессионализма, проявляющегося в преступном поведении и образе жизни лиц, совершающих эти преступления, виктимное поведение потер­певших как фактор, способствующий совершению краж, мошенниче­ства, грабежей, разбоев и других преступлений; значение материаль­ного фактора и негативных экономических процессов и т.п. При рас­смотрении обстоятельств, детерминирующих данную группу престу­плений, следует выделить экономические и нравственно-психологические условия, негативные организационно-управленческие факторы, недостатки правоохранительной деятельно­сти. Особое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям, осуществляемым различными службами и подразделениями правоохранительных структур. 

Практические задания.

Задание 1 

Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года. 25-29 лет, 30-40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототраспорта), грабежи, разбои, мошенничество? 

Задание 2 

На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в ис­текшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения опе­ративно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным де­лам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате: 

- недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы милиции, специфики жилого сектора мик­рорайона, где в основном совершались квартирные кражи;  

- слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступлений;  

- отсутствия необходимого опыта работы у участкового инспектора милиции, обслуживающего данный микрорайон; 

- упущений и недостатков в правовой пропаганде и информи­ровании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне; 

- наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска.  

Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без определенного места жительства и рода занятий. 

На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направлен­ных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики.

 

Литература:

 

1.Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

        

 темА № 6. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в сфере экономической деятельности. 

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. Рассмотреть криминологическую характеристику, причины и условия, основные формы и методы предупреждения преступлений в сфере экономики.

          Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска. 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.    Понятие, социальная оценка и основные характеристики преступности в сфере экономической деятельности.

2.    Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений в сфере экономики и лиц, их совершивших.

3.    Детерминанты преступности в сфере экономической деятельности.

4.    Основные направления предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

 

Методические указания.

 

Объединяющим признаком преступлений в сфере экономиче­ской деятельности является то, что они причиняют вред (чаще всего материальный, имущественный) этой очень важной области общест­венных отношений и их субъектам - гражданам, их объединениям, государству. Раскрывая понятие этого вида преступности, нужно преж­де всего определить ее структуру, учитывая изменения, внесенные в действующее законодательство. 

Оценивая основные показатели экономической преступности, следует учитывать весьма высокую латентность этих преступлений, в силу чего статистические данные о состоянии, структуре и динамике экономической преступности в значительной мере зависят от уровня правоохранительной деятельности - активности оперативно-розыскных и следственных аппаратов. В частности, статистические показатели экономической преступности могут снижаться, хотя в действительности количество этих преступлений растет и, наоборот, показатели могут расти, отражая активизацию воздействия на эконо­мическую преступность, сама же она остается на прежнем уровне или, возможно, в результате такой активизации даже снижается. Более точную оценку действительного положения даст учет латентности экономических преступлений и результаты их выборочного изучения. 

Рассматривая криминологическую характеристику лиц, со­вершивших указанные преступления, необходимо иметь в виду весь­ма разнообразные их характеристики (социально-демографические, нравственно-психологические, ролевые и пр.), а также то, что предла­гаемая в учебнике и других криминологических работах типология данного вида преступников является в значительной мере упрощен­ной. 

Анализируя детерминанты экономической преступности, сле­дует различать, с одной стороны, личностные детерминанты, связан­ные с нравственно-психологическими свойствами и особенностями виновных и с конкретными ситуациями и обстоятельствами их жизни, а с другой - внеличностные детерминанты: криминогенные факторы экономического, социально-культурного, социально-психологического, организационно-управленческого, правового и иного характера. В соответствии с этим и основные направления про­филактики экономической преступности должны ориентироваться на личностные и внеличностные детерминанты и осуществляться в виде общесоциальных и специально-криминологических мероприятий. По этой схеме и следует рассматривать виды и содержание таких меро­приятий. 

                           

 

                                               Литература:

 

1.Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

                  

тем № 7. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности. 

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. Рассмотреть социальные и правовые факторы, влияющие на динамику рецидивной  и профессиональной преступности, меры предупреждения рецидивной преступности, связанные с предварительным следствием, судебным разбирательством, назначением уголовного наказания.

          Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска. 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.    Понятие и характеристика рецидивной и профессиональной преступности.

2.    Характеристика лица совершающего преступление при рецидиве преступления и профессионала.

3.    Причины и условия рецидивной  и профессиональной преступности.

4.    Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

          Рецидивная преступность - составная часть всей преступности, существенным образом раскрывающая ее сущность и закономерности. Рецидив является интегрирующим элементом преступности. Именно рецидив определяет в решающей степени преступность как специфическое социальное явление, имеющее свое лицо (свою философию, культуру, традиции и т.д.).

          Особенности рецидивной преступности определяются спе­цификой личности преступника и его особой характеристикой как субъекта преступления, аналогично тому как выделяется, на­пример, преступность несовершеннолетних, женская преступность.

          Рецидивная преступность в общем, виде представляется как совокупность преступлений, совершаемых рецидивистами. Реци­дивная преступность - это один из наиболее опасных видов пре­ступности, ее ядро, так как речь идет о лицах, наиболее упорно противопоставляющих себя нравственным ценностям общества.

Обязательным компонентом общественной опасности реци­дивиста является криминогенная деформация правового созна­ния. Рецидивисты наносят существенный вред обществу: они ос­ложняют криминогенную обстановку в стране, совершают зна­чительное количество тяжких преступлений.

Повышенная общественная опасность рецидива обоснован­но влечет за собой усиление уголовной ответственности.

В литературе и на практике термин «рецидив» понимается в различных значениях: как уголовно-правовой, криминологичес­кий, пенитенциарный.

          При определении рецидивной преступности необходимо учи­тывать ее уровень, структуру и динамику, а они, в свою очередь, характеризуются количеством рецидивных преступлений и их участников; долей рецидивных преступлений во всей преступ­ности и ее отдельных видах; количеством рецидивистов среди преступников и среди лиц, отбывающих наказание; отдельных видов преступности во всей рецидивной преступности.

Значительная часть лиц совершающих преступления при рецидиве, утрачивая семью, заменяют ее случайными сожительствами, не имеют постоянного места жи­тельства. Уровень образования у рецидивистов значительно ниже, чем средний уровень образования всего населения.

Большинство из них имеют небольшой, общий трудо­вой стаж, несоразмерный с их возрастом и не соответствующий трудоспособности. Наиболее распространенными мотивами совершения преступ­лений рецидивистами являются корысть (26,1%), хулиганские по­буждения (26%), месть, ревность и зависть (10,1%). Нравственное сознание рецидивистов характеризуется суще­ственным отклонением от нормы, а в целом - антисоциальной направленностью. Деформация нравственного сознания у реци­дивистов выражается в их индивидуализме, в замене нравствен­ных принципов низменными моральными качествами. В основе типологии личности рецидивистов лежит глубина и стойкость антиобщественной направленности. В современных ус­ловиях различают 3 основных вида рецидивистов: антисоциаль­ный, асоциальный и ситуативный.

Анализируя детерминанты рецидивной преступности, следует различать общие детерминанты преступности, порождающие и пре­ступный рецидив, и специфические детерминанты рецидивной пре­ступности, разграничив их на две группы - субъективные (личност­ные) и объективные (внеличностные). Установление специфических детерминант рецидивной преступности позволяет определить и ос­новные направления профилактики этого вида преступности как на общесоциальном, специально-криминологическом так и на индивидуальном уровне.

 

Практические задания.

Задание 1 

Дайте основанные на определениях рецидивной и профессио­нальной преступности описания этих видов преступности; укажите черты, характеризующие их повышенную общественную опасность. 

Задание 2 

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свобо­ды. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы. 

Укажите, какой вид рецидива имеет место в описанном слу­чае. 

Задание 3 

В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивной преступности: 

а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы; 

б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужден­ных; 

в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населе­ния региона; 

г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших на­казание. 

Задание 4 

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: 

1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм? 

2. Каковы его проявления и признаки? 

3. Для каких категорий преступников он более характерен? 

Задание 5 

29 мая 1997 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительно-трудовой колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С., осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 1997 года на имя на­чальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С., в котором указы­валось на необходимость быстрого решения данного вопроса, по­скольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию об­служивания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного. Из материала на С. следовало, что он 1951 г. рождения, уро­женец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения ра­ботал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросове­стным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспита­тельного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал. 

После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый ин­спектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы рабо­тать. В течение недели С. был прописан по-прежнему месту житель­ства и трудоустроен на автобазу слесарем. 

10 июня на очередной беседе участковый инспектор милиции дал положительную оценку С., сказав, что он хорошо работает, пре­тензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразил­ся С., это бывает во всех семьях. 

14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки. 

22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми прияте­лями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, вос­питанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства. 

1. Дайте оценку обоснованности и законности действий со­трудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении С. 

2. Разработайте перечень общесоциальных, специально-криминологических и индивидуально - профилактических мер, необходимых для прове­дения в отношении С.

 

 

 

Литература:

 

1.Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

        

                    темА № 8. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних. 

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. Рассмотреть криминологическую характеристику личности несовершеннолетних преступников, причины и условия преступности несовершеннолетних, основные формы и методы предупредительной работы среди несовершеннолетних.

          Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, учебники, конспекты, классная доска. 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.    Общая характеристика и территориальные различия преступности несовершеннолетних.

2.    Динамика структурных, мотивационных характеристик преступлений  совершаемых несовершеннолетними.

3.    Причины совершения преступлений несовершеннолетними.

4.    В чем заключаются особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних.

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

Преступность несовершеннолетних не­обходимо рассматривать как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую особую криминологическую проблему. Такой подход к пониманию и оценке преступности несо­вершеннолетних и молодежи должен основываться на знании и учете тех юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему. 

Выделяются  две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола - 14-15 и 16-17 лет, а применительно к преступности со­ответствующие подгруппы - 18-24 и 25-29 лет.  

Оценивая данные официальной уголовной статистики пре­ступности несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятель­ства, в силу которых статистические показатели не полностью отра­жают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответст­венности с применением мер воспитательного воздействия, возрас­тные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14-15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.) 

 При изучении структуры преступности несовершеннолетних и осо­бенностей совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую подростковую мотивацию, характер­ную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганства и насильствен­ных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.  

          Весьма важным вопросом данной темы является криминоло­гическая характеристика личности несовершеннолетних преступни­ков. Особенно существенны данные об особенностях психики несо­вершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей необходимо для успешного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения. В данном случае важно детальное знание всех возможных неблагоприятных условий нравственного формирования подростков в семье, учебном и производственном кол­лективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических для под­ростков криминогенных ситуаций, непосредственно способствующих совершению ими конкретных преступлений. 

Практические задания.

Предлагается рассмотреть задания на определение степени криминогенности отдельных групп несовершеннолетних, разработки мер по предупреждению отдельных преступлений совершаемых несовершеннолетними.

Задание 1. 

Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних: 

- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.); 

- работающие на производстве; 

- неработающие и неучащиеся. 

Задание 2. 

Какие из названных преступлений наиболее часто совершают­ся несовершеннолетними преступниками: 

- хулиганство; 

- изнасилование; 

- карманная кража; 

- убийство; 

- квартирная кража; 

- неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения (угон): 

- применение насилия в отношении представителя власти; 

- мошенничество; 

- дача взятки.

 

Задание 3. 

Изучите материалы на несовершеннолетнего Артеева В.С. и составьте план профилактических мероприятий в отноше­нии несовершеннолетнего Артеева В.С. 

Артеев B.C. с 12-летнего возраста стал убегать из дома со своим другом. Находясь в бегах, они совершали кражи продуктов и вещей у граждан. Были поставлены на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, имели приводы в милицию. В 14 лет Артеев был привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 144 ч. 2 (по старому УК РСФСР) и осужден к трем годам лишения свободы. В воспитательно-трудовой колонии во время отбытия наказания Артеев познакомился с Нестеровым Б.А., с которым в первый же месяц после освобождения из ВТК совершили грабеж и вымогательство. Отбыв пять лет лишения свободы, назначенных по приговору за совершение ука­занных преступлений, Артеев устроился работать охранником в ком­мерческую фирму, принимал участие в криминальных «разборках» фирмы с другими подобными фирмами. Во время одной из таких «раз­борок» совершил умышленное убийство Васнева И.П.

Задание 4. 

Изучите материалы на несовершеннолетнего С. и составьте план профилактических мероприятий в отноше­нии несовершеннолетнего С. 

В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним С. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, пове­дение, отношение к труду. 

Из характеристики с места работы С. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабоче­го. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни уча­стия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезнен­но, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому. 

Из характеристики по месту жительства С. известно лишь то, что он часто бывает в состоянии алкогольного опьянения, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагиру­ет, сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сы­ном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оста­вить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет. 

Из источников оперуполномоченного уголовного розыска ста­ло известно, что С. является лидером неформальной группы, состоя­щей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете милиции. Объединение группы со­стоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений. 

При проверке по данным ИЦ ГУВД г. Москвы было установлено, что С. ранее привлекался к административной ответственности за распи­тие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков С. не совершал.

 

Литература:

 

1.Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Щит-М, 2005.

2.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

3.Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003.

4.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой,  проф. В. В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

5.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. Малкова В. Д. – М.: Юстицинформ, 2004.

6.Криминология: Конспект лекций в схемах. – М.: Приор-Издат, 2005.

7.Криминология: Учебник/ Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПб.: Изд. дом СПб. ун-та, Изд-во юридического факультета, 2005.

        

 

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!