Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Структура личности преступника»

/ Уголовное право
Контрольная, 

Оглавление

Для определения круга обстоятельств, характеризующих личность преступника, а также роли этих обстоятельств в совершении преступления и их влияния на общественную опасность преступника, необходимо рассмотреть структуру личности преступника.
Понятие «структура» может и должно применяться к личности в его прямом смысле – как единство элементов их связей и целого.
Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате возрастного созревания и формирования, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Кроме того, изменчивость личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности, другими и от изменения способов и степени этой компенсации.
К.К. Платонов элементами структуры человеческой личности считает ее отдельные свойства (черты). Всю структуру личности он подразделяет на четыре подструктуры:
1.    Исключительно социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные свойства, отношения).
2.    Индивидуально-приобретенный опыт (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры).
3.    Индивидуальные особенности отдельных психических процессов (форм отражения).
4.    Биологически отраженные свойства личности (темперамент, инстинкты, органические патологические изменения, свойства) .
По мнению Б.Г. Ананьева структура личности – продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения и, наконец, жизненного пути человека – истории личности.
Он выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические. При этом подчеркивает, что исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т.д. положения в обществе), равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций – ролей и б) целей и ценностных ориентаций .
Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Как и всякая структура, интраиндивидуальная структура есть целостное образование и определенная организация свойств.
Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и ценностных ориентации личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функционирования тех или иных образований.
Б.Г. Ананьев определяет четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности), которые тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
Статус и социальные функции – роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений – все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни.
Б.И. Додонов определяет три характеристики личности, которые могут влиять на способ ее общественного бытия: во-первых, ее общественный статус; во-вторых, ее социально значимые физические особенности; в-третьих, ее психологический склад. Таким образом он определяет основной «морфологический» состав системы «личность».
Социальный статус характеризует личность как компонент, зависимый от общества. Психологический склад и физические особенности, напротив, принадлежат личности как относительно самостоятельной системе, способной к определенному выбору доступных для нее общественных ролей и индивидуально-своеобразному их исполнению.
По мнению Б.И. Додонова, в системе самой личности функции регулятора поведения выполняют ее мировоззрение, направленность и характер.
Мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий.
Направленность личности – это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Характер – это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ними стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации.
Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность – ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы – объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки).
Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.
Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируясь под сильным воздействием мировоззрения и особенно направленности человека, ни в коей мере не перекрывает их, он определяет реактивное, а не инициативное первичное поведение личности. Другое дело, что сама вызванная внешним импульсом реакция характера может послужить началом формирования новой целевой программы, которая затем войдет в состав направленности личности.
При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что, прежде всего, она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
П. С. Дагель, приняв за основу подход К. К. Платонова к вопросу о структуре человеческой личности, разработал структуру личности преступника. По его мнению, структура личности преступника включает в себя пять подструктур, содержащих определенные признаки:
1.    Признаки, непосредственно характеризующие общественную опасность личности преступника (характер совершенного преступления, его тяжесть и преступные последствия; форма вины, мотив и цель преступления; способ совершения преступления; повод и ситуация совершения преступления; совершение преступления впервые, повторно, систематически или рецидивистом; наличие или отсутствие иных правонарушений и других антиобщественных поступков; иные отягчающие или смягчающие ответственность обстоятельства; отношение преступника к содеянному; поведение во время отбывания наказания).
2.    Признаки, раскрывающие социальные (и антисоциальные) отношения личности в различных областях общественной жизни (общегражданские отношения; трудовые отношения; участие в различных формах обучения и его результаты; семейные отношения; бытовые отношения с ближайшим непосредственным окружением; участие в общественных организациях; связи с преступными и иными антиобщественными элементами).
3.    Признаки, дающие нравственно-психологическую характеристику личности (направленность личности; мировоззрение личности; интересы личности; устойчивая система мотивов поведения; моральные принципы, ценности и нормы, которыми личность практически руководствуется в своей деятельности; нравственные навыки и привычки личности; характер и уровень потребностей личности).
4.    Признаки, характеризующие психологическую сторону личности, раскрывающие ее психические особенности (особенности ощущений, восприятия, памяти; особенности протекания интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов и соответствующие свойства личности; темперамент; способности; наличие или отсутствие психических аномалий; возрастные особенности психики).
5.    Признаки, характеризующие физические (биологические) свойства личности (пол; возраст; особенности физической конституции; физиологические особенности; состояние здоровья; инстинкты, влечения, физиологические потребности).
«Пределами включения свойств человеческой личности в структуру личности преступника является значимость этих свойств для целей исследования (например, для установления основания уголовной ответственности и ее индивидуализации)», – считает П.С. Дагель . Элементы, входящие в различные подструктуры, находятся в тесной взаимосвязи и проявляются в преступлении, как правило, совместно, хотя и по-разному. Индивидуально присущие каждому преступнику соотношение, характер и роль указанных элементов определяют конкретную характеристику его личности на определенный момент.
Б.С. Волков, признавая значимость социально-демографических, уголовно-правовых, нравственных свойств и психологических особенностей личности преступника в его криминологической характеристике, отмечает, что они недостаточно связаны между собой и, главное, не выражают сущности личности, ее динамического характера. По его мнению, главное в структуре личности – личностная установка  как система сложившихся критериев предпочтения и программы, в соответствии с которыми человек оценивает конкретные жизненные обстоятельства и делает выбор поведения, и система влечений (потребностей, стремлений и интересов), которые выступают как стимулы активности личности, характеризуют ее динамический аспект.
Б.С. Волоков считает, что указанные признаки дают возможность не только установить влияние тех или иных факторов на совершение преступления, но и строить модель антиобщественного поведения и определить методику исправления и перевоспитания правонарушителей .
Г.М. Миньковский предлагает выразить особенности личности преступника следующей структурной характеристикой:
•    демографические признаки;
•    культурно-образовательные признаки (не совпадающие с демографическими);
•    потребности, интересы и отношения быта и досуга;
•    эмоционально-волевые признаки, в том числе обусловленные соматически и психопатически;
•    непосредственные мотивы и другие моменты, характеризующие преступление и его ситуацию;
•    интегрирующие социально-мотивационную позицию личности особенности (направленность, ориентация).
Криминологический анализ личности предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
В настоящее время в криминологии изучение структуры личности преступника в основном предполагает исследование следующих социальных характеристик:
•    уголовно-правовая;
•    социально-демографическая;
•    социально-психологическая;
•    индивидуально-психологическая характеристика.
1.    Уголовно правовая характеристика основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид, характер и степень тяжести совершённого преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания. В последнее время стали выделять некоторые новые черты личности преступника, указывающие на его принадлежность к группировкам воров в законе, лидерам и активным участникам преступных сообществ, к числу профессионально действующих преступников и др.
2.    Социально-демографическая характеристика предоставляет информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъекта и объекта общественных отношений.
A)    Пол. Соотношение женщин и мужчин среди преступников составляет, в среднем 1:7, но при совершении определенных видов преступлений процент преступников женского пола значителен.
Б) Возраст. Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 – 29 лет, затем следуют 18 – 24, 14 – 17 и 30 – 40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступной деятельности. Так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны транспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица старше 30 лет преобладают среди тех, кто совершает должностные и экономические преступления.
B)    Образование. Характеристика образовательного уровня лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, её социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Уровень образования у преступников в целом ниже, чем у законопослушных граждан. Самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления и кражи личного имущества. Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путём присвоения и растрат, злоупотребление служебным положением, должностные и экономические преступления.
Г) Семейное положение. Около половины всех преступников холостые (не замужем). Брак, семья являются значительным моральным и социальным стабилизирующим фактором. Напротив, распад семьи, разлука с детьми вследствие осуждения женщин к лишению свободы приводит к безнадзорности детей.
Д) Социальное положение. Распределение преступников, исходя из их принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет постоянную величину и составляет примерно 50%. Преобладание рабочих, занимающихся неквалифицированным тяжёлым трудом объясняется тем, что для них характерны ряд признаков, например, низкий образовательный и культурный уровень, узость и деформированность круга потребностей и интересов. Сохраняется тенденция роста преступности среди учащихся и студентов .
3.    Социально-психологическая характеристика. Раскрытие этой характеристики способствует выявлению механизмов взаимодействия личности с микросредой, выяснения неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Социально-психологическая характеристика личности предполагает анализ социально-ролевых функций индивида, выяснение того, какой статус занимает лицо в семье, в трудовом коллективе .
4.    Индивидуально-психологическая характеристика. Данная характеристика охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира. Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющие типичные формы поведения .
Алексеев А.И. в структуре личности преступника выделяет следующие подструктуры:
•    социально-демографические признаки: социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;
•    уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;
•    нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;
•    психические процессы, свойства и состояния личности;
•    биофизиологические признаки: пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).
Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника .
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:
•    социально-демографические и уголовно-правовые признаки;
•    социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
•    нравственные свойства;
•    психические особенности .
Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а, прежде всего, содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому криминологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и т.д., равно как и психологические особенности . Это, конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.
Уголовно-правовая и социально-демографическая характеристики являются существенным компонентом обобщенного представления о личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики, в связи с чем предлагается рассмотреть их на примере данных об изучении личности преступников, совершивших кражи в г. Новокузнецке .

 
Рис. 1. Пол преступника (в %).
Как видно из рисунка 1, в основном совершают кражи лица мужского пола (81%), намного реже – женского (19%), что позволяет говорить об определенной криминальной направленности в зависимости от пола преступника.
 

Рис. 2. Возраст преступника, совершившего кражу (в %).

Возрастная характеристика лиц, совершивших кражу, позволяет сделать вывод о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Как видно из рисунка 2, наиболее криминогенными является возраст 18 – 45 лет.
Лицам от 18 до 25 лет, не имеющим в достаточной мере жизненного опыта, приходится решать немало жизненных проблем, что не исключает возможности столкновения их с законом. Наши исследования показали, что в этом возрасте совершают 40% преступлений.
В возрасте 25 – 45 лет завершено формирование и становление личности, однако, как показали наши исследования, криминальная активность в этом возрасте возрастает до 46 %. По нашему мнению, на это влияет сложившиеся криминальные интересы, потребности, жизненные планы, поведение, состояние здоровья и другие факторы.
Снижение криминальной активности наблюдается лишь в возрасте после 45 лет (4%).
 
Рис.3. Уровень образования лиц, совершивших кражу (в %).

Анализ уровня образования преступников (рис.3) позволяет сделать вывод, что наиболее криминально активны лица, имеющие общее полное среднее (37%) и среднее профессиональное образование (31%). Лица, имеющие высшее образование, совершают кражи значительно реже (3%). Возможно, это обусловлено более высоким уровнем нравственного формирования личности у лиц с высшим образованием, их способностями к выработке социально-полезных навыков.
По социальному положению осужденные до совершения преступления подразделялись следующим образом (рис. 4): безработные – 80 %, имеющие работу – 20 %. Преобладание среди преступников лиц, не имеющих работу, по нашему мнению, объясняется, прежде всего, многочисленностью этой социальной группы. Эти лица потеряли прежние профессиональные навыки, освоение новых профессий предполагает более высокий образовательный уровень и наличие средств для получения иной специальности или усовершенствования имеющейся. Отсутствие средств ведет к деградации тех лиц, часть из которых могут потерять жилье, связь с близкими, родными, товарищами по работе и в конечном итоге пополнить количество «бомжей», ведущих преимущественно противоправный образ жизни.
Данные показатели находятся в тесной взаимосвязи с уровнем образования указанной категории лиц и с социально-экономической ситуацией в городе.
 
Рис. 4. Наличие работы (в %).
Данные о семейном положении преступников, совершивших кражи, показаны на рис. 5. В специальной литературе высказана точка зрения, согласно которой семья может выступать в качестве сдерживающего (антикриминального) фактора . Справедливость этого подтверждается результатами проведенного нами исследования. Так, основная масса лиц, совершивших кражу, не имела семьи (82%).

 
Рис. 5. Семейное положение лиц, совершивших кражу (в %).

На основе проведенного нами исследования (рис.6), можно сделать вывод о том, что кражи совершают в основном несудимые лица (62%). Тем не менее, следует отметить, что показатель рецидива очень высок и достигает почти 40%, что свидетельствует о невыполнении задач по ресоциализации осужденных и формированию у них уважительного отношения к личности, обществу и государству в целом.
 
Рис. 6. Наличие судимости (в %).

При анализе уголовных дел нами было отмечено, что подавляющее большинство преступлений состояли из одного эпизода (рис. 7) – 87 %. Этот факт указывает на эффективность работы органов внутренних дел в вопросах реагирования на совершенные деяния в сфере преступления против собственности, а также непрофессионализм преступников.

 
Рис. 7. Количество эпизодов (в %).
В рассмотренных деяниях в основном преобладают квалифицированные составы (рис.8), что указывает на повышенную общественную опасность и тяжесть совершенных преступлений. Необходимо отметить, что наиболее распространенным признаком квалифицированного состава является причинение значительного ущерба гражданину, т.е. кража чужого имущества на сумму более 2500 рублей.
 
Рис. 8. Квалификация деяния (в %).
    При анализе приговоров суда нами было отмечено, что большинству осужденных, совершивших кражу, было назначено наказание в виде условного осуждения (61%), что, по всей видимости, определяется гуманизацией карательной политики и принципом экономии уголовно-правовой репрессии. Лишь в 9% случаев назначалось фактическое лишение свободы и в 16% – лишение свободы, связанное с непогашенной судимостью (рис. 9).

Рис. 9. Решение суда (в %).

В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, улучшению материальной обеспеченности, укреплению моральных устоев, что в очередной раз указывает на взаимосвязь признаков, входящих в структуру личности преступника. Кроме того, без их установления и всестороннего учета вряд ли возможно назначение справедливого наказания, что немаловажно в деле борьбы с преступностью.



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!