Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.Начало создания Совета Экономической Взаимопомощи
После Второй мировой войны весь регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), послуживший основой вместе с СССР для создания СЭВ, по соглашению великих держав-победительниц стал сферой особых интересов бывшего Советского Союза и подвергся жесткой системной трансформации, точнее, коммунизации. Всему региону практически была навязана советская командно-распределительная модель экономики.
По существу, весь регион ЦВЕ был отдан на откуп СССР, понесшему беспримерные жертвы во время Второй мировой войны. Цена за эти жертвы оказалась немалой: Советский Союз получил целый “лагерь социализма”, серьезно укрепив свои позиции в Европе и мире.
Впоследствии созданный СЭВ стал органом плановой социалистической интеграции, а Варшавский договор – гарантом ее безопасности и изоляции всего региона от остального мира. Расчет был на то, что мировая система социализма быстро добьется феноменальных успехов и победит капитализм в экономическом соревновании. Но этого не произошло. В 1989–1990 гг. под давлением внутренних причин система в данном регионе развалилась, вслед за этим, в 1991 г., она развалилась и в Советском Союзе.
Для объективной оценки тенденций экономического развития стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период важно иметь в виду, что до войны только Чехословакия и, естественно, ГДР как составная часть Германии были достаточно развитыми в экономическом отношении и примерно соответствовали среднему западноевропейскому уровню. Остальные же страны региона значительно отставали от этого уровня, и их можно было скорее считать развивающимися странами с низкой производительностью труда и отсталой структурой производства.
За исключением Чехословакии, во всех рассматриваемых странах на долю сельского хозяйства приходилось до войны свыше всех занятых, и эта доля уменьшалась медленно. Но и в Чехословакии она составила огромную величину: 37–40%. Все это свидетельствовало о низком уровне индустриализации. Доля промышленности и строительства в структуре занятости только в Чехословакии была сравнительно высока, в остальных же странах – всего 8–20% с очень небольшой (за исключением Польши) тенденцией к увеличению. Крайне низкой была доля таких отраслей, как транспорт, связь и вся сфера услуг. Ясно, что для индустриальных стран такая структура экономики попросту не годится, она должна быть изменена. Последнее возможно на рыночной или плановой основе. После войны эти страны встали на второй путь и пришли к еще большему искажению структуры своей экономики теперь уже на рельсах сверхиндустриализации.
О слаборазвитом характере экономики стран СЭВ в довоенный период говорит и высокая доля в них неграмотного населения. Так, в 1937 г: усредненный процент неграмотного населения в странах Западной Европы составлял всего 0,7%, а в Чехословакии – 3,0; в Венгрии – 7,0; в Польше – 18,5; в Болгарии – 31,4; в Югославии – 39,0.
После Второй мировой войны этот весьма разрозненный и неспокойный регион под влиянием Советского Союза и коммунистической идеологии сплотился и показал способность к радикальным преобразованиям, в том числе и в экономике. Его опыт представляет серьезный научный и практический интерес.
Экономическое развитие стран СЭВ в послевоенный период до своего распада прошло 3 этапа:
1. первый этап (50–60-е годы) – этап быстрого экстенсивного роста, индустриализации большинства стран региона;
2. второй этап (конец 60-х–конец 70-х годов) связан с исчерпанием факторов экстенсивного развития;
3. третий этап (конец 70-х–конец 80-х годов) характерен стагнацией экономики, началом агонии и краха социалистической общественной системы;
Прежде чем проводить конкретный анализ экономического роста по этим периодам, укажем, что, как и в бывшем СССР, официальная статистика стран СЭВ завышала темпы роста, лакировала действительность, всячески старалась представить картину лучше, чем она была в реальной жизни, чтобы доказать “преимущества” социализма. К сожалению, фальсифицированные официальные расчеты попадали не только в национальные (по соответствующим странам) статистические и аналитические публикации, но и в документы и издания международных организаций.
Тем не менее имелись и альтернативные оценки среднегодовых темпов экономического роста. Они ниже официальных в 1,1– 2,13 раза. Наименьшей степенью завышения темпов отличались Венгрия и Чехословакия, наибольшей – Болгария и Румыния.
Не менее удручающим было положение в СССР, на Кубе и в Монголии.
Скука, унылость и серость были характерными чертами внутриполитической ситуации в обществе. Делать вид, что работаешь, а также делать вид, что платишь за труд, было обычной практикой на производстве. Разбазаривание ресурсов и нарастающая неэффективность стали нормой повседневной жизни.
Почти 1/3 урожая уже постоянно и ежегодно уходила в потери, 1/4 занятой рабочей силы представляла собой скрытую безработицу, так как практически не работала, хотя и получала зарплату, размеры “теневой экономики” достигали 25% ВНП. Приписки выпуска продукции получили широкое распространение и в ряде случаев (например, в Узбекистане) достигали непомерных масштабов. Ненужных товаров, вообще не пользующихся спросом, выпускалось до 25% всего производства. Примерно половина рабочих в промышленности были заняты ручным трудом. Объем незавершенного строительства достигал величины годовых капвложений. Размах коррупции и иных злоупотреблений (например, валютных) достигал огромных размеров. Целые заводы и даже отрасли были планово-убыточными и сидели на дотациях. Общественные фонды потребления могли существовать только за счет недооплаты труда в сфере материального производства. Государственные финансы находились в катастрофическом положений. Но ситуация все ухудшалась. В 1982 г. производительность труда в народном хозяйстве уже была на Уд ниже, чем в среднем в 1966—1976 гг., с конца 70-х годов по реальному счету началось снижение объемов ВНП, которое продолжалось практически 20 лет без перерыва, эффективность производства (факторная производительность) в 1981—1985 гг. уже была равна 50% от уровня 1975—1980 гг. и также продолжала снижаться.
Особенно заметно экономическая зависимость Кубы от связей с СЭВ, прежде всего с СССР, стала после распада СССР и прекращения экономической поддержки карибского государства. Крутой вираж российского партнера без преувеличения был равносилен смертному приговору кубинской экономике. Карибское государство сразу же утратило (и не по своей воле) 70% традиционных рынков: именно такова была доля СССР в общем объеме кубинского товарооборота. Следствием этого стало более чем трехкратное сокращение объемов экспортно-импортных операций Кубы в течение двух лет. В кубинской ситуации мощное дестабилизирующее воздействие этого фактора усиливалось, по крайней мере, еще двумя обстоятельствами. Во-первых, экономика острова и без того находилась в тисках тридцатилетней американской блокады. А, во-вторых, роль внешнего сектора в хозяйстве Кубы на протяжении многих десятилетий была поистине ключевой. В структуре производства страны доминировали отрасли, ориентированные преимущественно на экспорт своей продукции (выращивание сахарного тростника, табака, цитрусов, добыча никеля). В не меньшей степени страна зависела от импорта продовольственных товаров и технологического оборудования. Накануне рассматриваемого периода на долю импорта приходилось свыше половины всего потребляемого кубинским населением продовольствия, из-за рубежа ввозилось до 80% устанавливаемого оборудования. Наконец, почти исключительно за счет внешних источников (а точнее, поставок из нашей страны) Куба удовлетворяла собственные потребности в топливе.
2.Первый этап развития СЭВ
На начальном этапе деятельность СЭВ была сосредоточена главным образом на развитии товарообмена, координации и развитии внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. С 1956—1957 гг. страны-члены СЭВ перешли к специализации и кооперированию производства, к согласованию народнохозяйственных планов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных организаций. Была внедрена практика координации народнохозяйственных планов на 1956—1960 (в дальнейшем — до 1976 — 1980 гг.). В 1964 г. был создан Международный банк экономического сотрудничества — орган по регулированию международных расчетов.
В эти годы делались попытки решить хозяйственные проблемы социалистических стран путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны Восточной Европы прибегнуть к использованию зарубежных кредитов.
Первый этап во всех без исключения странах СЭВ характеризуется высокими темпами экономического роста, искусственно подстегнутыми директивными плановыми заданиями. Цель – укрепить регион экономически, сделать из него надежного союзника для бывшего Советского Союза, еще один укреп район в капиталистическом окружении и еще один плацдарм для мировой революции.
Бурная индустриализация по советскому образцу (преимущественный рост I подразделения и группы “А” промышленности, жесткий режим накопления, завышенные капиталовложения) сопровождалась значительным ростом ;нормы накопления и созданием перекошенной, не отвечающей рыночным критериям структуры экономики. Очень скоро норма накопления достигла, по официальным данным, 25–30% национального дохода, хотя на деле она была выше вследствие занижения цен на инвестиционные и военные товары. В результате роста нормы накопления снизилась доля фонда потребления в структуре использования национального дохода стран СЭВ. В 1949–1953 гг. снизился в абсолютном выражении и жизненный уровень населения, но затем он начал расти. При товарном дефиците на потребительском рынке увеличивались общественные фонды потребления: бесплатные здравоохранение, образование, детские учреждения, льготное жилье и т.д. Появился феномен полной занятости, связанный с низким уровнем мотивации и культуры труда.
Не случайно среднегодовые темпы прироста национального дохода достигали в 1950–1960 гг. 7–11%, а капиталовложений – 9–16% по разным странам.
Ранее аграрные страны стали строить тяжелую индустрию, воспроизводить чуть ли ни весь комплекс отраслей, уже имевшийся в бывшем СССР. Доля машиностроения в структуре промышленного производства возросла с 1950 по 1960 г. в Чехословакии – с 21 до 34, в Польше – с 9 до 22, в Румынии – с 13 до 24, в Болгарии – с 8 до 17%, доля химической промышленности – соответственно в Чехословакии – с 4 до 6, в Польше – с 5 до 7, в Румынии – с 3 до 7, в Болгарии – с 3 до 6%. Доля группы “А” в промышленном производстве этих стран, составлявшая в 1950 г. 40–50%, поднялась к концу рассматриваемого десятилетия до 50–60%.
Плохо обстояло дело с формированием специализации стран СЭВ, ибо все они стремились создавать комплексную экономику советского типа, не слишком полагаясь на внешнюю торговлю. Страны СЭВ стали выпускать весьма масштабное количество ранее никогда у них не производившейся промышленной продукции по низкой технологии. Эта продукция была неконкурентоспособна на мировом рынке и предназначалась для потребления как в своей собственной стране, так и на так называемом мировом социалистическом рынке, прежде всего в Советском Союзе.
Помимо внутренних источников экономического роста (накопление, рост занятости в промышленности за счет сельского населения, централизованное планирование) важным фактором в экономическом развитии и становлении в новом качестве стран СЭВ стала в 1950–1960 гг. помощь со стороны Советского Союза. Он выделял часть необходимых ему самому ресурсов на поддержку братских стран в ущерб своему экономическому росту и жизненному уровню собственного населения.
В 1950–1960 гг. Советский Союз предоставил кредиты в первую очередь Польше и ГДР, Венгрии, Румынии и Албании на общую сумму в 17–18 млдр. старых рублей. Весь основной сырьевой импорт и импорт оборудования в страны СЭВ поступал из СССР. Поскольку поставки осуществлялись не по мировым, а по заниженным ценам “социалистического” рынка, то, по существу, они также играли роль серьезной помощи со стороны “старшего брата”.
Ведущую роль играл бывший СССР и в оказании экономической и научно-технической помощи странам СЭВ. При его содействии в странах региона было построено в рассматриваемый период около 500 крупных предприятий. СССР передал им техническую документацию на сооружение 22 тыс. объектов. Практически все научные исследования и прикладные, разработки для промышленности данной группы стран проводились в Советском Союзе и передавались им на льготных условиях.
В сферу компетенции СЭВ входили вопросы координации народнохозяйственных планов, согласование внешнеторгового оборота, предоставление кредитов, организация научно-технического сотрудничества и т.д.
СЭВ осуществлял нерыночную, т.е. ненастоящую, интеграцию, которую нельзя назвать экономической, на деле она была административно-командной, бюрократической. Никаких экономических механизмов попросту не было. СЭВ, например, координировал внешнюю торговлю между социалистическими странами. Но какая это торговля? Не существовало торговых отношений между производителем и потребителем. Это была государственная торговля, для которой не требовалась ни единая валюта, ни деньги вообще. Был организован многосторонний клиринг на базе так называемого переводного рубля в качестве расчетной единицы. Все это коренным образом отличалось от реальных интеграционных процессов, развивавшихся в Западной Европе.
В этот период важные изменения произошли в сельском хозяйстве стран СЭВ. В результате земельных реформ сразу же после войны в сельском хозяйстве этих стран преобладали мелкие фермы, но потом в результате широкого политического и экономического давления с начала 50-х годов стала проводиться коллективизация по примеру Советского Союза. Слой зажиточных крестьян вымывался путем завышенного налогообложения и принуждения к обязательным поставкам государству больших объемов продукции. Коллективизация не проводилась только в Польше и Югославии, в остальных странах она завершилась к 1961 г.
В 1950–1960 гг. в форсированной индустриализации стран СЭВ и построении неэффективного командно-административного механизма хозяйствования наметились серьезные недостатки:
· чрезмерные темпы индустриализации;
· структурные перекосы и дисбалансы (в частности, отставание сельского хозяйства);
· распыление капитальных вложений;
· наращивание объемов незавершенного строительства, не установленного оборудования, запасов сырья и материалов на складах;
· попытка каждой страны создать у себя комплексную межотраслевую экономику наподобие советской.
Доходило до абсурда: в Болгарии заговорили о желании влиться в состав Советского Союза на правах одной из его союзных республик. Экономические проблемы переплетались с политическими – прогрессирующим уходом от демократии, превращением людей в простых бездумных исполнителей, а стран СЭВ – в сателлитов Советского Союза.
Поэтому восстания, бунты и политические акции против становления тоталитарного режима с неэффективной экономической базой стали в 1950–1960 гг. одной из его важных характеристик. Имеются в виду восстание в Берлине в июне в 1953 г., восстание в Польше в 1956 г. и особенно страшные события в Венгрии осенью 1956 г., получившие огромный международный резонанс и ставшие, по существу, революцией.
К концу 60-х годов во всех странах СЭВ была создана централизованная дефицитная плановая экономика. Оптовая торговля заменена государственной системой материально-технического снабжения. Во главу планов поставлены показатели по производству продукции в количественном выражении, по валу. Темпы роста производства стали главным критерием успеха или неуспеха предприятия, отрасли или страны в целом. Об обеспечении реальных потребностей, серьезном повышении качества или ассортимента продукции, что заложено в рыночном механизме, практически и думать уже перестали. В условиях хронического дефицита вся продукция реализовывалась по государственному плану ее распределения, хотя объем непроданной продукции, незавершенного строительства и запасов сырья все время возрастал.
3.Второй и третий этапы развития СЭВ
На втором этапе экономического развития стран СЭВ проявились признаки исчерпания факторов первоначального накопления, быстрого экстенсивного экономического роста. Существенно замедлились темпы экономического роста.
Наибольшее замедление темпов роста имело место в Польше, затем в Венгрии, наименьшее – в Румынии. Однако в целом среднегодовой прирост национального дохода во всей группе рассматриваемых стран снизился почти вдвое: с 6,5% в 1966– 1970гг., до 3,7% в 1976–1980 гг.
Важно отметить, что снижение темпов экономического развития не сопровождалось уменьшением нормы накопления. Наоборот, как показывают статистические данные, доля капитальных вложений в национальном доходе стран СЭВ продолжала возрастать.
Увеличение нормы накопления при снижении темпов экономического роста свидетельствует о снижении эффективности инвестиционного процесса, нарастании дисбаланса и напряженности в экономике. (Особенно это было заметно на примере Польши.)
Во всех странах СЭВ продолжались структурные сдвиги в пользу тяжелой промышленности, заданные еще в 50-х годах. В структуре промышленного производства росла доля машиностроения и химической промышленности, падала доля легкой и пищевой промышленности. В 1978 г. доля машиностроения во всей промышленной продукции Венгрии, ГДР, Польши и Румынии оказалась заметно выше, чем в СССР, где она достигла 26,0%.
И на первом, и на втором этапе экономического развития стран СЭВ в послевоенные годы проявили себя все факторы низкой эффективности социалистической модели хозяйствования. Все более активно шел процесс экстенсивного пожирания всех видов ресурсов. Полная занятость поддерживалась за счет низкой производительности труда, росла материалоемкость производства, снижалась фондоотдача. Страны СЭВ стали предпринимать более широкие и активные попытки к увеличению своего экспорта на Запад, чтобы заработать твердую валюту. Однако эти попытки не всегда оказывались успешными: Запад прекрасно обходился без мировой социалистической системы.
Усиливающиеся признаки исчерпания и предстоящей агонии неэффективной социалистической системы, прослеживаемые по динамике основных макроэкономических показателей, в рассматриваемый период дополнялись признаками начавшихся изменений в экономической политике ив самой командно-распределительной модели хозяйствования.
Уже в начале 60-х годов руководители ряда стран СЭВ вынуждены были пойти на корректировки выбранного ранее жесткого курса на сверхцентрализованное планирование и сверхиндустриализацию в пользу некоторого стимулирования сельского хозяйства и повышения жизненного уровня населения. Легче стало с налогообложением крестьян, обязательные поставки сельхозпродукции сначала были сокращены, а затем отменены, ослаблены ограничения на приусадебные и садовые участки, на строительство жилых домов.
Эти корректировки курса и попытки изменить модель хозяйствования особенно были заметны в Венгрии. Именно с конца 60-х -и в 70-х годах стала изменяться социально-экономическая ситуация, повысились темпы роста жизненного уровня населения, развернулось широкое кооперативное и частное строительство, рынок стал наполняться качественными товарами. Конечно, это была реакция на трагические события 1956 г. В целом Венгрия шла по пути “рыночного социализма”.
Серьезные события назревали середине 60-х годов в Чехословакии. Здесь, в отличие от Венгрии, которая уже высказывалась открыто против “социалистических ценностей”, стал вызревать принципиальный отказ от неэффективной социалистической модели хозяйствования. В материалах к январскому Пленуму ЦК КПЧ 1965 г. говорилось: “Опыт, накопленный после XII съезда, позволяет сделать вывод, что без принципиальных изменений системы руководства нельзя выполнить основную экономическую директиву XII съезда для нынешнего этапа строительства социализма – ориентироваться на интенсивное развитие народного хозяйства, выдвинуть на первый план качественную сторону этого развития. Укоренившаяся система руководства постоянно повторяет старый, неэффективный подход к решению практических проблем, навязывает средства экстенсивного развития и не способствует развитию у хозяйственных работников прогрессивного экономического мышления... Прогрессивным и жизнеспособным будет только такое общественное производство, при котором неуклонно повышается эффективность каждой единицы общественного труда, как живого, так и овеществленного в сырье, энергии, материальных и основных фондах”.
Но мы хорошо знаем, что тоталитарная социалистическая экономика несовместима с интенсификацией общественного производства, потому что не содержит в себе экономического механизма научно-технического прогресса, каковым является прежде всего конкуренция. Несовместимость объективных требований к повышению эффективности производства, жизненного уровня населения, свободы личности и сложившейся командно-распределительной системы привела к кровавым событиям в Чехословакии в августе 1968 г. После этого Чехословакия, в отличие от Венгрии, надолго вернулась в старое казарменное русло “реального социализма”.
70-е годы отчетливо показали на примере всех стран СЭВ тупиковость социалистической модели хозяйствования. К концу 70-х годов темпы экономического развития стран региона еще более замедлились. Выходу из этой ситуации не могли помочь ни поставки сырья, ни кредиты со стороны СССР.
Начало 70-х годов – это то время, когда Запад вступил в новый этап научно-технической революции, массового освоения нового поколения техники, формирования нового технологического уклада. На этом фоне угасание социалистической экономики выглядело особенно символично. Социализм все время доказывал свою неадекватность меняющимся условиям мирового развития. К сожалению, лидеры стран СЭВ не понимали этого.
Основными чертами третьего этапа развития экономики стран СЭВ являются сначала продолжение замедления и стагнация экономического роста, затем агония и развал социализма как исторически несостоявшейся общественной системы.
Среднегодовые темпы роста произведенного национального дохода уже в первой половине 80-х годов во всем регионе стран СЭВ сократились до 2,2%, промышленного производства – до 2,8, а капитальных вложений – до -0,7. Самой больной страной региона оказалась Польша, где началось абсолютное сокращение не только капитальных вложений, но и промышленного производства. Во второй половине 80-х годов тенденция к падению темпов и абсолютного объема производства усилилась, перейдя в 1989–1992 гг. в глубокий экономический кризис.
В 80-х годах во всех странах СЭВ заметно усилились инфляционные процессы. Резко возросли мировые цены на энергоносители и другие виды сырья. СССР сокращал поставки своего сырья этим странам, поскольку они осуществлялись по ценам ниже мировых и своего сырья не хватало самому поставщику для его внутренних нужд. Страны СЭВ вынуждены были покупать растущую часть требуемого им сырья на мировом рынке. Все это подрывало ресурсную базу для инвестиций, необходимых не только для расширения, но и для модернизации и обновления имеющегося основного капитала.
В условиях нерыночной экономики и отсутствия внутренних стимулов к научно-техническому прогрессу страны СЭВ реагировали на рост мировых цен не переходом на ресурсосберегающие технологии, как Запад, а увеличением импорта сырья, расширением эксплуатации собственных ресурсов, что требовало дополнительных капиталовложений, база для которых сокращалась.
Условия торговли для стран СЭВ с ростом цен на сырье и усилением конкуренции со стороны развивающихся стран, прежде всего Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, стали серьезно ухудшаться. Кроме того, для покупки современного оборудования в целях модернизации своего производства и осуществления назревших структурных изменений в промышленности не хватало ресурсов твердой валюты. Поэтому практически все страны СЭВ отчаянно пытались пробиться, на мировые рынки с экспортом своих товаров и одновременно ограничить импорт. Во многих случаях это удавалось. Кроме того, страны СЭВ стали прибегать к масштабным заимствованиям валюты, и у них начал расти внешний долг. Особенно велик был долг у Венгрии, превысивший 20 млдр. долл.
Кризис инвестиционного процесса привел к снижению нормы накопления, которая возрастала в прежние годы. Уровень накопления еще в 1979–1982 гг. в регионе составил лишь от уровня 1978 г., в последующие же годы он еще больше сократился.
В условиях замедления и последующего падения производства, нарастающего кризиса инвестиционного процесса особенно отставали сфера услуг и народнохозяйственная инфраструктура. В своем развитии эти сектора экономики отставали и от сферы материального производства, и от потребностей населения. Повсеместно ухудшалось состояние дорог, средств связи, разрушались трубопроводы, мосты, канализация, водоснабжение, жилой фонд. Одновременно стал расти удельный вес частной и теневой экономики как естественная реакция на несрабатываемость государственной плановой хозяйственной системы. Во всех странах СЭВ в этот период заметное развитие получили частное строительство, розничная торговля, ремонт автомобилей и товаров длительного пользования, туризм. Последний начал играть важную роль в обеспечении населения потребительскими зарубежными товарами. Вещевые рынки стали обычным атрибутом городов рассматриваемых стран.
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 гг., выразившийся в росте цен на нефть.
Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьезнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
1) Страны СЭВ не испытывали на себе повышения цен на нефть, так как основной поставщик — СССР экспортировал в страны СЭВ нефть и нефтепродукты по ценам существенно ниже мировых.
2) Нерыночная экономическая система оказалась не в состоянии воспринять плоды нового этапа научно-технической революции. Между развитыми западными странами, с одной стороны, и социалистическими и большинством развивающихся стран — с другой, возник и начал увеличиваться разрыв не просто в уровнях и темпах роста, а в структуре экономики.
Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие наиболее радикальные экономические реформы, Венгрия и Чехословакия, а также Югославия, связанная с СЭВ рядом специальных соглашений, ставили задачу более активного включения в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран распался на два потока: наиболее качественная и конкурентоспособная продукция шла на западные рынки, а остальная экспортировалась по каналам СЭВ. Одной из наиболее острых проблем был вопрос о мировых ценах. Страны — экспортеры готовой продукции считали себя несущими убытки от реализации товаров по заниженным ценам. В результате усиления этих противоречий доля СЭВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы стабилизировалась (60% в 1960 г.) и начала снижаться, составив к началу 70-х 50—55%.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 70-е гг. роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличения физического объема товарооборота внутри СЭВ. Это произошло вследствие мирового энергетического кризиса и усиления зависимости от импорта нефти из СССР, а также реализации в рамках СЭВ (согласно принятой Комплексной программе) совместных проектов (например, строительство Усть-Илимского целлюлозного комбината, газопровода Оренбург — Западная граница, энергосистемы “Мир”). В течение 1971—1978 гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперация и специализация получили в автомобильной промышленности.
Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. В конце 70-х гг. была предпринята еще одна попытка модернизировать деятельность СЭВ: начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества.
В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили ряд факторов:
1) Не был преодолен барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующейся в основном на интересе партнеров к советскому сырью, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки внедрить технологическую модель сотрудничества. Например, уровень развития кооперации СССР со странами СЭВ в области машиностроения был в четыре-шесть раз ниже, чем в торговле между западными странами.
2) В рамках СЭВ формировались “тепличные” условия для развития взаимных связей. Будучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от нас причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса — конкурентной борьбы. Стратегически негативную роль сыграл СЭВ в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.
3) Общее нарастание кризисных явлений в социалистических странах.
4) Ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке.
5) Непрекращающиеся разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена.
6) Усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для большинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития. Прекращение деятельности СЭВ в 1991 г. по-разному отразилось на экономике ранее входивших в него стран. Для российского хозяйства прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась тем, насколько их хозяйство зависело от поставок сырья из СССР и каковы альтернативные источники импорта и перспективы перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.
К концу 80-х годов страны СЭВ оказались по отношению, например, к США по ВНП в расчете на душу населения примерно в той же позиции, что и 40 лет назад, когда они еще только начинали свой социалистический эксперимент. А в сравнении с более динамичными странами – Японией, ФРГ, Австрией и даже странами Южной Европы (не говоря о многих развивающихся странах) их достижения выглядят более чем сомнительно.
Собственно, страны СЭВ и не могли достичь уровня экономического, социального и технического развития стран Запада, поскольку принятая у них модель хозяйствования оказалась исторически не только безнадежно неэффективной, но и попросту тупиковой.
Как уже отмечалось, в этой модели все ориентировано не на удовлетворение реальных потребностей, а на выполнение плановых директив. Последние же выдвигали на передний план не качественные, а прежде всего количественные параметры производственной деятельности, задачи производства ради производства, цели, заданные не нормальными экономическими или просто человеческими потребностями, а идеологическими и политическими соображениями правящей номенклатуры.
Ценилось и поощрялось лишь то, что давало высокие темпы роста, те же области, где количественный рост не мог быть так заметен (производственная и социальная инфраструктура, охрана окружающей среды и т.д.), всегда оказывались не только в тени, но и в полном провале. Поэтому экстенсивное экономическое развитие было адекватно сущности этой модели, а все призывы к интенсификации оставались не более чем красивыми словами.
Социалистическая модель хозяйствования практически изолировала страны СЭВ от мировой экономики, мирового рынка, оставляя их вне системы постоянных сопоставлений с передовыми странами, которая создается механизмом конкуренции, лишала их возможности опираться на собственный научно-технический прогресс или на заимствование передовой технологии за рубежом. Эта модель стимулировала ресурсопожирание, неэффективность и технологическую отсталость. Бюрократы, управленцы и плановики на всех уровнях требовали как можно больше ресурсов и денег и одновременно заниженных плановых заданий. Имеющиеся мощности и ресурсы повсеместно скрывались, коэффициент их полезного использования был низок.
В то же время социалистическая плановая модель хозяйствования позволяла мобилизовать огромные ресурсы на одном участке в одно время и одним ударом достичь за короткий срок заданного результата. Но такая модель оказалась непригодной для постоянной, длительной, упорной и эффективной работы. Она была непригодной и для модернизации основного капитала на новейшей технологической базе, ибо не создавала новых внутренних источников экономического роста. Практически эти источники быстро себя исчерпали, и система развалилась.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!