Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Словарь терминов и персоналий по дисциплине «Педагогика и психология профессиональной деятельности»»

/ Психология
Контрольная, 

Оглавление

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПО ПСИХОЛОГИИ

 

 

п/п

 

Новое понятие

 

Содержание

1

2

3

1

Аккомодация

приспособление действия к изменившейся ситуации

 

 

2

Анамнез

сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц

3

Анимизм

древнее учение, согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа

4

Архетипы

такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению

5

Ассимиляция

распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия

6

Бихевиоризм

направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды

7

Валидность

качество метода психологического исследования, характе­ризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме

8

Внешняя деятельность

деятельность с предметами материального мира или их обоз­начениями, она называется соответственно, материальная или материализованная

9

Внутренняя деятельность

деятельность на уровне сознания, в идеальном плане -оперирование образами, символами, идеями

10

Возрастная психология

отрасль психологии, которая изучает закономерности разви­тия нормального здорового человека, психологические осо­бенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду

11

Генетическая психология

отрасль психологической науки, изучающая наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни

12

Гештальт

психология

направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих

13

Действие

процесс, подчиненный представляемому результату, обоз­наченному в цели, часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель

14

Детерминизм

закономерная и необходимая зависимость психических явле­ний от порождающих их факторов

15

Деятельность

специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

16

Дифференциальная психология

раздел психологии, изучающий индивидуально-психологи­ческие различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий

17

Зоопсихология

отрасль психологической науки, изучающая поведение живот­ных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие воз­никновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимодействие

18

Инженерная психология

отрасль психологической науки, которая изучает законно-мерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проек­тирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники

19

Инсайт

внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение

20

Инстинкты

сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах

21

Интериоризация

переход действия из внешнего материального (материализо­ванного) в умственное

22

Интроспекция

метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека

23

Клиническая психология

отрасль психологической науки, изучающая проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болез­ней психические изменения

24

Когнитивная психология

одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования

25

Медицинская психология

отрасль психологической науки, которая изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функцио­нальных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабили­тационные методы

26

Мотив

форма проявления потребности или опредмеченная потреб­ность

27

Наблюдение

научный метод исследования, заключающийся в последо­вательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении

28

Навыки

действия, сформированные путем повторения, характеризую­щиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэле­ментной сознательной регуляции и контроля

29

Надежность

качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода

30

Общая психология

изучает общие закономерности возникновения и функциони­рования психического отражения в деятельности человека и животных

31

Общение

взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера

32

Операция

способ осуществления действия

33

Опрос

метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психо­логического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные соци­ологом, вытекающие из целей и задач исследования

34

Основная задача психологии

изучение механизма закономерностей, качественных осо­бенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности

35

Педагогическая психология

область психологии, которая изучает закономерности разви­тия личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педагогического труда и лич­ности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса

36

Потребность

внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования

37

Принцип оперантного научения

сформулирован Б. Скиннером, согласно ему организм приоб­ретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции

38

Психика

форма активного отображения субъектом объективной реаль­ности, возникающая в процессе взаимодействия высокоор­ганизованных живых существ с внешним миром и осу­ществляющая в их поведении регулятивную функцию

39

Психическое отражение

форма активного отображения субъектом объективной реаль­ности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осу­ществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию

40

Психоанализ

учение, созданное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация

41

Психодиагностика

отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека

42

Психология

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности

43

Психология рекламы

отрасль психологии, которая занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подле­жащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избира­тельная программа политического деятеля

44

Психология труда

отрасль психологической науки, которая рассматривает психо­логические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков

45

Психотерапия

область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний

46

Психофизиология

отрасль психологической науки, которая изучает физиоло­гические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоми­нание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п.

47

Раздражимость

способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия

48

Сознание

высшая, свойственная человеку форма обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности

49

Социальная психология

раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности

50

Схема

определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе

51

Таксис

общая механическая ориентация организма в отношении источника раздражения

52

Тест

стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач

53

Тропизм

вынужденное автоматическое движение, обусловленное био­логическим значением раздражителя

54

Умения

способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности

55

Упражнения

многократные целенаправленные повторения действия с целью его усвоения

56

Учение

деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков

57

Цель

заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека

58

Чувствительность

способность организма отражать воздействие биологически нейтральных стимулов

59

Экстериоризация

перевод внутренних действий во внешний план

60

Эмпирическая психология

направление в психологической науке, основной принцип кото­рого состоит в наблюдении за конкретными психическими явле­ниями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души

61

Юридическая психология

отрасль психологии, которая изучает психологические осо­бенности поведения участников уголовного процесса (психо­логия свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения.

 

 формирования личности преступника

         

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

 

№ п/п 

 

Новые понятия 

 

Содержание 

1 

2 

3 

1.

Педагогическая психология

отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания

 

2.

Наблюдение

целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал или данные, характери­зующие особенности его протекания

 

3.

Психолого-педагогический эксперимент

исследовательская деятельность, которая предполагает искусствен­А введение в реальный педагогический процесс некоторых фак­торов, способных изменить его психологические качества и осуще­ствить последующую проверку и сравнительную оценку получен­ных результатов

 

4.

Формирующий эксперимент

метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе ак­тивного воздействия исследователя на испытуемого с заранее за­данной системой итоговых показателей

 

 

5.

Педология

особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, пси­хологических и социологических измерений определялись особен­ности поведения ребенка в целях диагностики его развития

 

6.

Экспериментальная педагогика

направление в психологии и педагогике, ставившее целью всесто­роннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем

 

7.

Предмет психологии обучения

развитие познавательной деятельности в условиях систематическо­го обучения

 

8.

Мотивация

побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность

 

9.

Учебный интерес

эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспе­чивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности

 

 

10.

Смысл учения

сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъектив­ной значимости учения для себя

 

 

11.

Усвоение

механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности

 

 

12.

Восприятие

процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, цело­стных ситуаций педагогического воздействия при их непосредст­венном воздействии на органы чувств

 

 

13.

Осмысление

процесс, направленный на выявление существенных связей и отно­шений между предметами окружающего мира на основе представ­ленного учебного материала

 

 

14.

Закрепление

процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной дея­тельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике

 

 

15.

Применение на практике полученных знаний

изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контроли­руемости сознанием

 

 

16.

Саморегуляция учебной деятельности

сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания

 

 

17.

Обучаемость

совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности

 

 

18.

Предмет психологии воспитания

развитие личности в условиях целенаправленной организации дея­тельности ребенка, детского коллектива

 

 

19.

Ценностные ориентации

важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплен­ные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его пере­живаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного

 

 

20.

«Практические правила»

способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры

 

 

21.

«Осознание правил»

знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры

 

22.

Эгоцентрическая перспектива

отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира

 

23.

Релятивистская перспектива

отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место

 

 

24.

Атрибуция

приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия

 

 

25.

Духовный слой сознания

единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты»

 

 

26.

Конформность

податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства

 

 

27.

Групповая сплоченность

один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов

 

 

28.

Педагогическое требова­ние

предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отноше­ния и поведения

 

 

29.

Субъектность школьника

личностное качество, которое характеризует способность соотно­сить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведе­ние, предвосхищая его последствия в контексте социальных отно­шений

 

 

30.

Коллективизм

чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готов­ность к действиям в пользу группы и общества

 

 

31.

Предмет психологии учителя

психологические аспекты формирования профессиональной педа­гогической деятельности, а также те особенности личности, кото­рые способствуют или препятствуют успешной деятельности

 

 

32.

Педагогическая деятельность

форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрас­тающим поколениям образцов (эталонов) производственных уме­ний и норм социального поведения, для выполнения которой чело­век должен обладать педагогическим образованием и соответст­вующими педагогическими качествами

 

 

33.

Педагогическое общение

профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и на­правленный на создание благоприятного психологического клима­та, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений

 

 

34.

Профессиональная на­правленность педагога

интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профес­сии, склонность к занятиям ею. Осознание своих способностей

 

35.

Профессионально-ценностные ориентации

избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее

 

 

36.

Стиль деятельности

индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования

37.

Я-концепция

относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осоз­нанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимо­действие с другими людьми и относится к себе

 

38.

Самооценка

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

 

39.

Педагогическая задача

отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования

 

40.

Диагноз

(в практической педагогике)

оценка общего состояния педагогического процесса или его от­дельных компонентов в тот или иной момент его функционирова­ния на основе подробного, целостного обследования

 

41.

Педагогическое прогнози­рование

процесс получения опережающей информации об объекте, опи­рающийся на научно обоснованные положения и методы

 

42.

Педагогическое проекти­рование

содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи

 

43.

Перевод социальной си­туации в педагогическую

процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отно­шения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре

 

44.

Интонирование значимых

факторов

способ инициирования учителем духовного усилия каждого учени­А средствами диалогического общения

 

45.

Мобилизация активности учеников

способ совместной деятельности, в ходе которого создаются усло­вия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка

46.

Позиция педагога

система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности

 

47.

Центрация

в гуманистической психологии особым образом построенное про­стое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности пере­живаний и поведения

 

48.

Развитие психики

закономерное изменение психических процессов во времени, вы­раженное в их количественных, качественных и структурных пре­образованиях

 

49.

Зона ближайшего развития

дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстни­ками

 

50.

Обучение

внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека

             

 

 

 

 

ПЕРСОНАЛИИ

 ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Абульханова (Абульханова-Славская) Ксения Александровна (род. 1922) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывая подход С.Л. Рубинштейна, построила концеп­цию личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельнос­ти и сознания. Основные труды: «О субъекте психической дея­тельности» (1973), «Диалектика человеческой жизни» (1977), «Дея­тельность и психология личности» (1980), «Стратегия жизни» (1991).

Ананьев Борис Германович (1907—1972) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, основатель ленин­градской школы психологии. Развивая традиции В.М. Бехтерева, создал единую концепцию человекознания как комплексной дис­циплины. Планомерно исследовал механизмы чувственного позна­ния. Основные труды: «Человек как предмет познания» (1969), «О проблемах современного человекознания» (1975).

Андреева Галина Михайловна (род. 1924) — доктор психоло­гических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель на­уки России. Специалист по фундаментальным методологическим проблемам социальной психологии. Автор первого в стране учеб­ника по социальной психологии для университетов.

Асмолов Александр Григорьевич (род. 1949) — доктор психо­логических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии деятельности, личности и образования. Ос­новные труды: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология ин­дивидуальности» (1986), «Психология личности» (1990), «Культур­но-историческая психология и конструирование миров» (1996).

Бандура Альберт (род. 1925) — американский психолог, пред­ставитель социально-когнитивного направления в психологической науке, создатель теории социального (викарного) научения.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский нев­ропатолог, психиатр, физиолог, морфолог и психолог. Основал пер­вую в России психофизиологическую лабораторию (1885, Казан-

ский университет), а затем Психоневрологический институт (1908), где проводилось комплексное изучение человека. Основатель объ­ективной рефлексологии. Основные труды: «Общие основы рефлексологии человека» (1917), «Коллективная рефлексология» (1921) — первый в России учебник по социальной психологии.

Богоявленская Диана Борисовна (род. 1935) — доктор психо­логических наук, профессор. Разрабатывает проблемы креативнос­ти, психологии творчества и творческих способностей. Основной труд: «Психология творческих способностей» (2002).

Бодалев Алексей Александрович (род. 1928) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает пробле­мы психологии личности и общения. Основные труды: «Формиро­вание понятия о другом человеке» (1970), «Личность и общение» (1983), «Восприятие и понимание человека человеком» (1987).

Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — известный россий­ский психолог. Внесла значительный вклад в разработку проблем развития личности в онтогенезе. Основной труд: «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968).

Бороздина Лидия Васильевна (род. 1941)— доктор психоло­гических наук, профессор. Исследует проблемы личности, самосо­знания и характера. Основные работы: «Исследование уровня при­тязаний» (1985), «Психология характера» (1997).

Боулби Джон (1907—1990)— английский психолог, детский психоаналитик. Разработал подход, синтезирующий методы и тео­ретические положения психоанализа, биологии развития, этологии и психологии когнитивного развития.

Брушлинский Андрей Владимирович (1933—2001) — крупный ученый и организатор науки, доктор психологических наук, профес­сор, член-корреспондент РАН, академик РАО. Разрабатывал про­блемы психологии субъекта, личности и мышления. Основные тру­ды: «Мышление и прогнозирование» (1979), «Мышление, процесс, деятельность, общение» (1982), «Психология мышления и проблем­ное обучение» (1983), «Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна» (в соавторстве, 1989).

Буева Людмила Пантелеевна (род. 1926) — доктор философ­ских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области соци­альной психологии личности и философской антропологии. Основ­ные труды: «Социальная среда и сознание личности» (1968), «Чело­веческая деятельность и общение» (1978).

Вагнер Владимир Александрович (1849—1934)— российский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психо­логии. Основные труды: «Биологические основания сравнительной психологии» (1910—1913), «Возникновение и развитие психи­ческих способностей» (1924—1929).

Валлон Анри (1879—1962) — французский психолог, исследо­ватель зарождения и развития психики ребенка с диалектико-мате-риалистических позиций. Акцентировал внимание на противоречи­ях, движущих процесс психического развития ребенка. Основной труд: «От действия к мысли» (1942).

Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, основа­тель экспериментальной психологии как науки о «непосредствен­ном опыте». Создал в 1879 г. первую в мире психологическую ла­бораторию (Лейпциг). Основные труды: «Основания физиологи­ческой психологии» (1881), «Введение в психологию» (1912).

Выготский Лев Семенович (1896—1934)— выдающийся со­ветский психолог, основатель культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций. Автор основополагающих работ по проблемам мышления и речи, развития нормального и аномального ребенка, психологии искусства. Основ­ные труды: «История развития высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934).

Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988)— крупный отече­ственный психолог, доктор психологических наук, профессор. Сфор­мировал систему представлений о психологии как науке об ориен­тировочной деятельности субъекта. Автор концепции планомерно­го поэтапного формирования умственных действий. Основные труды: «Основные результаты исследований по проблеме форми­рования умственных действий и понятий» (1965), «Введение в пси­хологию» (1976).

Гилфорд Джо Пауль (1897—1976) — американский психолог, разработавший модель структуры интеллекта. Создатель тестов для исследования продуктивности мышления и вербальной креативно­сти. В России наиболее известна его работа «Три стороны интел­лекта» (1965).

Гиппенрейтер Юлия Борисовна (род. 1931) — доктор психо­логических наук, профессор, специалисте области психологии вос­приятия, личности и общения. Основные труды: «Движения чело­веческого глаза» (1978), «Введение в общую психологию» (1999).

Давыдов Василий Васильевич (1930—1999) — крупный отече­ственный исследователь и организатор науки, доктор психологиче­ских наук, профессор, академик РАО. Разработал психологическую теорию учебной деятельности, создал систему развивающего обу­чения, в которой целенаправленно формируется теоретическое мышление. Основные труды: «Виды обобщения в обучении» (1972), «Проблемы развивающего обучения» (1986).

Дарвин Чарльз (1809—1882) — английский естествоиспыта­тель, создатель эволюционного учения о происхождении видов пу­тем естественного отбора. Основные труды: «Происхождение ви­дов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871), «Выражение эмоций у животных и чело­века» (1872).

Деркач Анатолий Алексеевич (род. 1944) — доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО, специалист в области психо­логии управления и акмеологии. Основные труды: «Творчество тренера» (1983), «Социально-психологические аспекты деятельнос­ти кадров» (1988), «Этнопсихология» (1992), «Акмеология— лич­ностное и профессиональное развитие человека» (2000).

Джеймс Вильям (1842—1910)— крупный американский пси­холог и философ, создатель первой американской психологической лаборатории. Рассматривал «поток сознания» как целостное, дина­мическое, избирательное приспособление личности к среде. Основ­ной труд: «Принципы психологии» (1890).

Добрынин Николай Федорович (1890—1981) — доктор психо­логических наук, профессор. Разрабатывал проблемы личности и внимания. Основные труды: «Колебание внимания» (1928), «Пси­хология» (1950), «Внимание и память» (1950).

Додонов Борис Игнатьевич (1922—1983) — доктор психологи­ческих наук, профессор. Разрабатывал проблемы психологии эмо­ций. Основной труд: «Эмоция как ценность» (1978).

Донцов Александр Иванович (род. 1949) — доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО. Исследователь в области психологии групп, социального познания, социальной конфликтоло­гии. Основные труды: «Проблемы групповой сплоченности» (1984), «Концепция социальных представлений в современной французской психологии» (в соавторстве, 1987).

Дубровина Ирина Владимировна (род. 1935) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Специалист в области возрастной и педагогической психологии, практической психологии образования. Основные труды: «Школьная психологическая служ­ба. Вопросы тернии и практики» (1991), «Рабочая книга школьного психолога» (1995), «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1995).

Дьюи Джон (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог. Развивал концепцию прагматизма в психологии познания и образования. Основные труды: «Введение в философию вос­питания» (1921), «Психология и педагогика мышления» (1921), «Шко­ла и общество» (1925).

Занков Леонид Владимирович (1901 —1977)— советский пе­дагог, психолог и дефектолог. Разработал дидактическую систему, обеспечивающую высокий уровень развития памяти и мышления школьников. Основной труд: «Обучение и развитие» (1975).

Запорожец Александр Владимирович (1905—1981) — доктор психологических наук, профессор, крупный исследователь и органи­затор науки. Выдвинул теорию перцептивных действий, разрабаты­вал проблемы онтогенеза психики, проблемы эмоций. Основной труд: «Развитие произвольных движений» (1960).

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900—1988) — доктор психоло­гических наук, профессор, основатель отечественной патопсихоло­гии. Установила закономерность зависимости запоминания от меры завершенности действия (эффект Зейгарник). Основные труды: «Патопсихология» (1976), «Теория личности К. Левина» (1981).

Зинченко Владимир Петрович (род. 1931) — доктор психоло­гических наук, профессор, академик РАО. Исследователь и органи­затор науки в области общей, экспериментальной и инженерной психологии (эргономики). Основные труды: «Основы эргономи­ки» (в соавторстве, 1980), «Функциональная структура действия» (в соавторстве, 1982), «Методологические вопросы психологии» (в со­авторстве, 1983), «Человек развивающийся» (в соавторстве, 1994).

Зинченко Петр Иванович (1903—1969)— доктор психологи­ческих наук, профессор. Видный исследователь проблем психоло­гии памяти с позиций деятельностного подхода. Основной труд: «Непроизвольное запоминание» (1961).

Иванников Вячеслав Андреевич (род. 1940) — доктор психо­логических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии мотивации и волевой активности. Основной труд: «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991).

Келер Вольфганг (1887—1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Экспериментально исследовал интеллектуальное поведение животных. Основной труд: «Иссле­дование интеллекта человекообразных обезьян» (1917).

Коломинский Яков Львович (род. 1934) — доктор психологи­ческих наук, профессор. Специалист в области социальной, возрас­тной и педагогической психологии. Основные труды: «Психоло­гия личных взаимоотношений в детском коллективе» (1960), «Пси­хология общения» (1974), «Человек: психология» (1980), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (1988), «Соци­альная психология школьного класса» (2003).

Кон Игорь Семенович (род. 1928) — доктор философских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области развития личности и самосознания, психологии юношеского возраста. Основные тру­ды: «Социология личности» (1967), «Психология ранней юности» (1982), «Ребенок и общество» (1988), «Психология подростка» (1991).

Кречмер Эрнст (1888—1964)— немецкий психолог, разрабо­тавший первую систематическую конституциональную теорию, связывающую особенности тела и психики человека. Основной труд: «Строение тела и характер» (1921).

Кричевский Роберт Львович (1936—2005) — доктор психоло­гических наук, профессор. Специалист по проблемам динамики груп­пового поведения, психологии лидерства, руководства и менеджмен­та. Основные труды: «Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе» (1985), «Психология малой группы» (1991), «Если Вы— руководитель» (1993).

Крутецкий Вадим Андреевич (1917—1989) — доктор психоло­гических наук, профессор, видный специалист в области педагоги­ческой психологии, психологии способностей. Основные труды: «Психология математических способностей» (1968), «Основы педа­гогической психологии» (1972), «Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития» (в соав­торстве, 1991).

Кузьмин Евгений Сергеевич (1922—1994) — доктор психоло­гических наук, профессор, создатель первой в стране лаборатории социальной психологии (1962, ЛГУ), а затем кафедры. Основной труд: «Основы социальной психологии» (1968).

Кузьмина Нина Васильевна (род. 1923) — доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО. Специалист в области педа­гогики и педагогической психологии. Основные труды: «Очерки психологии труда учителя» (1967), «Основы вузовской педагогики» (1972), «Методы системного педагогического исследования» (1980).

Ладыгина-Коте Надежда Николаевна (1889—1963)— отече­ственный психолог. Выявила природу качественных различий в развитии психики человекоподобных обезьян и ребенка. Основные труды: «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935), «Конструк­тивная и орудийная деятельность высших обезьян» (1959).

Лазурский Александр Федорович (1874—1917) — русский врач и психолог. Ввел в психологию метод естественного эксперимента.

Считается основателем естественно-научной характерологии. Ос­новные труды: «Очерк науки о характерах» (1909), «Общая и экс­периментальная психология» (1912).

Ланге Николай Николаевич (1858—1921)— русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Иссле­довал процессы восприятия, внимания и движений. Основные труды: «Психологические исследования» (1893), «Психология» (1914).

Левин Курт (1890—1947)— крупный немецкий (позднее аме­риканский) психолог, исследователь личности в русле гештальт-психологии, создатель «теории психологического поля». Плодотворно занимался проблемами социальной психологии. | Леонгард Карл (1904—1988) — немецкий психиатр и психолог. Разработал концепцию и метод диагностики акцентуированных лич­ностей. Основной труд: «Акцентуированные личности» (1981).

Леонтьев Алексей Алексеевич (1936—2004) — доктор филоло­гических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Крупный психолингвист, исследующий проблемы методологии, обще­ния, этнопсихологии. Основные труды: «Психолингвистика» (1967), «Психология общения» (1974), «Педагогическое общение» (1998).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психо­логических наук, профессор, академик АПН СССР. Выдающийся ученый и организатор науки, ученик и сотрудник Л.С. Выготского. Разработал психологическую теорию деятельности, изучал пробле­мы возникновения и развития психики в филогенезе, формирова­ния образа мира, сознания и личности. Основные труды: «Пробле­мы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Лисина Майя Ивановна (1929—1983) — доктор психологиче­ских наук, профессор. Исследователь проблем психологии младенче­ства, онтогенеза общения, его мотивации и средств. Основные тру­ды: «Общение и его влияние на развитие психики ребенка» (1974), «Генетические проблемы в социальной психологии» (1985), «Про­блемы оногенеза общения» (1986).

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологиче­ских наук, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР. Крупный исследователь и организатор науки в области ме­тодологии, общей, экспериментальной и инженерной психологии. Основные труды: «Человек и техника» (1966), «Антиципация в структуре деятельности» (в соавторстве, 1979), «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

Лурия Александр Романович (1902—1977) — доктор медицин­ских и психологических наук, профессор, основоположник отечественной нейропсихологии. Основные труды: «Высшие корковые функции человека» (1962), «Мозг человека и психические процес­сы» (1963), «Основы нейропсихологии» (1973), «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974).

Макаренко Антон Семенович (1888—1939)— выдающийся российский педагог, разработавший и внедривший в воспитатель­ную практику концепцию коллектива и законов его развития. Ос­новные труды: «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на баш­нях» (1938).

Маркова Аэлита Капитоновна (934—2005) — доктор психоло­гических наук, профессор. Специалист в области психологии моти­вации и педагогической психологии. Основные труды: «Формиро­вание мотивации учения в школьном возрасте» (1983), «Психоло­гия труда учителя» (1993), «Психология профессионализма» (1996).

Маслоу Абрахам Харольд (1908—1970) — американский психо­лог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал иерархическую модель мотивации, исследовал проблемы самоактуа­лизации личности. Основной труд: «Мотивация и личность» (1954).

Матюшкин Алексей Михайлович (род. 1929) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Разработал психологи­ческие основы проблемного обучения и детской одаренности. Ос­новные труды: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972), «Актуальные проблемы психологии в высшей школе» (1977), «Развитие творческой активности школьников» (в соавторстве, 1991).

Мерлин Вольф Соломонович (1892—1982)— доктор психо­логических наук, профессор. Разрабатывал проблемы дифферен­циальной психологии, выдвинул принцип уровневой организации индивидуальных различий. Основные работы: «Очерк теории тем­перамента» (1964), «Очерк интегрального исследования индивиду­альности» (1986).

Мухина Валерия Сергеевна (род. 1935) — действительный член РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Основные труды: «Близне­цы: Дневник развития двух мальчиков» (1969), «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» (1981), «Детская психология» (1992), «Возрастная психология: феноменоло­гия развития, детство, отрочество» (1999), «Таинство детства» (2000).

Мясищев Владимир Николаевич (1892—1973) — видный рос­сийский психолог, разработавший теорию отношений личности к внешнему миру и самому себе как основу формирования устойчивых черт личности и характера. Основной труд: «Личность и нев­розы» (I960).

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930—1972)— доктор психологических наук, профессор, психолог и психофизиолог, внес­ший большой вклад в разработку проблем физиологических осно­ваний индивидуальных психологических различий. Основные тру­ды: «Основные свойства нервной системы» (1966), «Психофизиоло­гические исследования индивидуальных различий» (1976).

Обухова Людмила Филипповна (род. 1938) — доктор психило-гических наук, профессор. Специалист в области исследований раз­вития мышления ребенка, возрастной психологии. Основные тру­ды: «Этапы развития детского мышления» (1972), «Концепция Жана Пиаже: за и против» (1981), «Детская психология: теория, факты, проблемы» (1995).

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог, ла­уреат Нобелевской премии (1904). Сыграл определяющую роль в развитии представлений о высшей нервной деятельности, создал учение об условных рефлексах, внес значительный вклад в станов­ление естественно-научной психологии. Основные труды: «Есте­ствознание и мозг» (1910), «Двадцатилетний опыт объективного изу­чения ВНД (поведения) животных» (1932).

Петровская Лариса Андреевна (род. 1937) — доктор психоло­гических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии общения и групповых методов развития и кор­рекции коммуникативной компетентности. Основные труды: «Те­оретические и методические проблемы социального тренинга» (1982), «Компетентность в общении» (1989).

Петровский Артур Владимирович (род. 1924) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО, организатор науки, извест­ный специалист в области истории и методологии психологии, в сфе­ре психологии коллектива. Основные труды: «История советской психологии» (1966), «Личность. Деятельность. Коллектив» (1984), «Воп­росы теории и истории психологии» (1984), «Основы педагогики и психологии высшей школы» (1986), «Социальная психология» (1987). Автор и редактор многих учебников и психологических словарей.

Пиаже Жан (1896—1980) — выдающийся швейцарский психо­лог, автор концепции генетической эпистемологии. Создатель опе­рациональной периодизации интеллектуального развития ребенка. Основные труды: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Психоло­гия интеллекта» (1946).

Платонов Константин Константинович (1904—1985) — доктор психологических наук, профессор, работавший в области психоло­гии труда, авиационной психологии, психологии личности. Основ-

ные труды: «Вопросы психологии труда» (1962), «Проблемы спо­собностей» (1972), «О системе психологии» (1972).

Пономарев Яков Александрович (1920—1997)— доктор пси­хологических наук, профессор, видный специалист в области психо­логии творчества. Основные труды: «Знания, мышление и умствен­ное развитие» (1967), «Психология творчества» (1976), «Психоло­гия творчества и педагогика» (1976).

Пономаренко Владимир Александрович (род. 1933) — доктор медицинских наук, профессор, академик РАО. Видный исследова­тель и организатор науки в области инженерной, военной психоло­гии, психофизиологии, психологии личности. Основные труды: «Экс­периментально-психологические исследования в авиации и космо­навтике» (в соавторстве, 1978), «Авиационная психология» (1992), «Практическая психология» (1994), «Психология духовности про­фессионала» (1997), «Авиация. Человек. Дух» (1998), «Созидатель­ная психология» (2000).

Роджерс Карл Рэнсон (1902—1987) — американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Разработал прин­ципы недирективной психотерапии. Основной труд: «Центриро­ванная на клиенте терапия» (1954).

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960)— выдающий­ся отечественный психолог и философ, организатор науки, один из создателей деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологические принципы психологичес­кой науки, концепцию психического как процесса. Основные тру­ды: «Основы общей психологии» (1940, 2000), «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Проблемы общей психологии» (1976), «Человек и мир» (1997).

Селиванов Владимир Иванович (1906—1992) — доктор психо­логических и философских наук, профессор, создавший направле­ние в области психологии воли и ее воспитания. Основные труды: «Психология волевой активности» (1974), «Воспитание воли школь­ников» (1976).

Селье Ганс (1907—1982) — канадский биолог и врач, разрабо­тавший учение о стрессе как адаптационном синдроме, внеся зна­чительный вклад в развитие представлений о психологическом стрес­се. Основные труды: «Стресс без дистресса» (1979), «От мечты к открыванию» (1987).

Скиннер Берхауз Фредерик (1904—1990) — американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Создал тео­рию оперантного научения на основе инструментальных условных рефлексов. Разработал основы метода программированного обуче­ния. Основной труд: «Поведение организмов» (1938).

Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980) — доктор пси­хологических наук, профессор. Видный исследователь в сфере об­щей и педагогической психологии, организатор науки. Системати­чески разрабатывал проблемы психологии памяти. Основные тру­ды: «Психология запоминания» (1948), «Проблемы психологии памяти» (1966).

Сосновский Борис Алексеевич (род. 1941) — доктор психоло­гических наук, профессор. Разрабатывает мотивационно-смысловые аспекты проблем общей и педагогической психологии. Основные труды: «Лабораторный практикум по общей психологии» (1979), «Общая психология» (на языке дари, в соавторстве, 1987), «Мотив и смысл» (1993).

Талызина Нина Федоровна (род. 1923)— доктор психологи­ческих наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает деятельнос-тную теорию учения. Основные труды: «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969), «Управление процессом ус­воения знаний» (1984), «Педагогическая психология. Психодиагно­стика интеллекта» (1967).

Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — доктор психологи­ческих наук, профессор, выдающийся исследователь в области пси­хологии способностей, создатель школы отечественной дифферен­циальной психологии. Основные труды: «Психология музыкаль­ных способностей» (1940), «Способности и одаренность» (1941), «Ум полководца» (1943), «Проблемы индивидуальных различий» (1961).

Телегина Элеонора Давидовна (род. 1940) — доктор психоло­гических наук, профессор: Разрабатывает проблемы творческого и социального мышления, их развития в обучении. Основные труды: «Психологические исследования творческой деятельности» (в со­авторстве, 1975), «Психологические механизмы целеобразования» (в соавторстве, 1977), «Творческое мышление» (1995), «Эксперимен­тальная психология» (в соавторстве, 2002).

Титченер Эдвард Брэдфлрд (1867—1927) — американский пси­холог, один из создателей структурализма. Ввел в психологию ме­тод аналитической интроспекции. Известен экспериментальными исследованиями ощущений и внимания. Основные труды: «Очер­ки психологии» (1898), «Учебник психологии» (1914).

Тихомиров Олег Константинович (1933—2001) — доктор пси­хологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы творческо­го мышления и искусственного интеллекта, создал направление психологии компьютеризации. Основные труды: «Структура мыс­лительной деятельности человека» (1969), «Психология мышления» (1984).

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — основатель об­щепсихологической теории установки, раскрывающей закономер­ности развития и функционирования психики в процессе целена­правленной активности субъекта. Основной труд: «Эксперимен­тальные основы психологии установки» (1961).

Уманский Лев Ильич (1921 —1983) — доктор психологиче­ских наук, профессор, один из основоположников исследований, по­священных проблемам психологии организаторских способностей и организаторской деятельности групп и коллективов. Основной труд: «Психология организаторской деятельности» (1969).

Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма — одного из распространенных направ­лений психологии XX в. Основные труды: «Обучение животных» (1903), «Бихевиоризм» (1925).

Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870) — выдающий­ся русский педагог, основоположник педагогической психологии в России. Создал психолого-педагогическую концепцию развития лич­ности на основе воспитывающего обучения. Основной труд: «Че­ловек как предмет воспитания» (1869).

Фабри Курт Эрнстович (1922—1990)— доктор психологиче­ских наук, профессор, крупный зоопсихолог. Изучал проблемы раз­вития психики животных в филогенезе и онтогенезе, биологиче­ские предпосылки антропогенеза. Основной труд: «Основы зоо­психологии» (1976).

Фельдштейн Давид Иосифович (род. 1929) — доктор психоло­гических наук, профессор, академик РАО. Разработал концепцию поуровневого социального и психического развития личности. Ос­новные труды: «Трудный подросток» (1972), «Психология воспита­ния подростка» (1978), «Психология современного подростка» (1987), «Психология развития личности в онтогенезе» (1989), «Психология развивающейся личности» (1996), «Психология взросления» (1999).

Фехнер Густав Теодор (1801 —1887) — немецкий физик, физи­олог, философ, психолог, основатель психофизики, автор основопола­гающей для экспериментальной психологии книги «Элементы пси­хофизики» (1860).

Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог, психи­атр, создатель психоанализа, оказавшего большое влияние на совре­менную психологию и психотерапию. Основные труды: «Толкова­ние сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927).

Холл Гренвилл Стенли (1846—1924)— американский психо­лог, создатель теории психического развития ребенка, основанной на принципе рекапитуляции. Основные труды: «Юность» (1904), «Проблемы воспитания» (1911).

Шадриков Владимир Дмитриевич (род. 1939) — доктор психо­логических наук, профессор, академик РАО. Исследователь проблем психологии деятельности, способностей, образования. Основные труды: «Проблемы системогенеза профессиональной деятельнос­ти» (1982), «Психология деятельность и способности человека» (1996), «Индивидуализация содержания образования» (1997), «Духовные способности» (1998).

Шорохова Екатерина Васильевна (1922—2004) — доктор пси­хологических наук, профессор. В ее трудах получили развитие тео­ретические проблемы общественно-исторической детерминации психического отражения, соотношения психического, физического и социального, сознательного и бессознательного. Основные рабо­ты: «Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных сис­темах» (1962), «Проблемы сознания в философии и естествозна­нии» (1962).

Штерн Вильям (1875—1938)— немецкий психолог, заложив­ший основы дифференциальной психологии. Ввел концепцию кон­вергенции двух факторов о психическом развитии целостной лич­ности, понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Основной труд: «Личность и вещь» (1906).

Эббингауз Герман (1850—1909) — немецкий психолог, осуще­ствивший первые систематические и ставшие классическими экс­периментальные исследования памяти. Основной труд: «О памя­ти» (1885).

Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — доктор психоло­гических наук, профессор, выдающийся специалист в области дет­ской и педагогической психологии. Основные труды: «Детская психология» (1960), «Психология обучения младшего школьника» (1974), «Психология игры» (1978), «Избранные психологические труды» (1989).

Эриксон Эрик (1904—1994) — американский представитель эго-психологии, создавший эпигенетическую теорию развития личнос­ти. Ввел понятие психосоциальной групповой идентичности, пола­гая возможным поступательное развитие личности к целостности до самой смерти человека. Основные труды: «Идентичность: юность и кризис» (1996), «Детство и общество» (1996).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО  И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1.    Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная.

2.    Почему метод интроспекции подвергся жесткой критике.

3.    В чем преимущество скрытого наблюдения перед открытым.

4.    Какие проблемы, поставленные мыслителями античности, на Ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии.

5.    Что, по вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как   З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, в общее направление «психоанализ».

6.    Почему возникла «поведенческая психология» (бихевиоризм) и каковы основные положения этого направления.

7.    Почему гуманистическую психологию назвали «третьей силой» в психологии XX в.

8.    В чем заключаются основные задачи когнитивной психологии.

9.    Каким образом концепция Н.А. Бернштейна интегрирует представление об условном рефлексе, оперантном научении, научении через наблюдение, инсайтном научении и научении через рассуждение.

10.В чем заключается суть опредмечивания потребности. Что является результатом этого процесс.

11.Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного.

12.Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным.

13.Как развивается реакция стресса.

14.Каковы основные признаки волевого действия.

15.С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия.

16.Чем отличаются студенческая, профессорская и старческая виды рассеянности.

17.Как происходит развитие произвольного внимания.

18.Почему говорят о взаимосвязи процессов ощущения и восприятия.

19.В чем биологический смысл явлений адаптации и сенсибилизации.

20.Как связана память с другими познавательными и регулятивными процессами психики.

21.Что мы запоминаем лучше – плохое или хорошее. Почему.

22.Всегда ли мышление и речь сопутствуют друг другу. Что такое «доречевая стадия» мышления и «доинтеллектуальная стадия» речи.

23.Какие факторы влияют на эффективность решения задачи.

24.В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по З. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности по Э. Эриксону.

25.Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности. Видите ли Вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися.

26.С чем связаны кризисы 3, 7 и 14 лет в развитии личности, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина.

27.Значение связей педагогики с другими науками, в чем выражаются эти связи?

28.Каковы основные категории педагогики?

29.Каковы методы исследования в педагогике?

30.Какие социальные задачи решает педагогика?

31.Что такое педагогический процесс?

32.Какова структура педагогического процесса?

33.Назовите основные компоненты педагогического процесса

34.В чем состоит специфика целостного педагогического процесса?

35.В чем состоит сущность процесса воспитания?

36.Каковы особенности воспитательного процесса?

37.Что придает воспитанию характер целостного процесса?

38.Каковы закономерности воспитания?

39.Раскройте содержание каждого принципа воспитания

40.Охарактеризуйте средства, методы и формы воспитания

41.Каковы особенности перевоспитания?

42.Что такое дидактика и как сформировалось это понятие?

43.Каковы особенности образования как педагогического процесса?

44.Из чего складывается содержание образования?

45.Какие факторы влияют на выбор и разработку содержания образования?

46.В чем состоит смысл и назначение государственного образовательного стандарта?

47.Каковы принципы и критерии отбора содержания общего образования?

48.Каково содержание государственного образовательного стандарта для высшего профессионального образования?

49.Каково место обучения в целостном педагогическом процессе?

50.Что составляет сущность обучения?

51.Каковы основные этапы процесса обучения?

52.Какие функции выполняет обучение в педагогическом процессе?

53.Назовите и раскройте содержание основных принципов обучения

54.Какова структура процесса обучения?

55.Назовите главные методы передачи и получения информации?

56.Назовите принципы управления образовательными системами

57.В чем состоит сущность непрерывного образования?

58.Каковы основные принципы управления образовательной системой современной России?

Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
  2. Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
  3. Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (А. Маслоу).
  4. Виды памяти, объем, условия перехода КВП в ДВП, индивидуальные различия памяти.
  5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
  6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
  7. Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
  8. Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
  9. Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
  10. Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
  11. Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
  12. Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
  13. Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
  14. Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
  15. Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
  16. Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (К. К. Платонов).
  17. Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
  18. Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (Б. Стаси).
  19. Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
  20. Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
  21. Структура психологии, её место в ряду других наук.
  22. Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
  23. Методы научной психологии.
  24. Понятие «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
  25. Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
  26. Сравнительный анализ психоаналитической модели личности  (З.Фрейд, А.Адлер).
  27. Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
  28. Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (А. Маслоу) в теориях развития личности.

29.Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие       педагогической теории.

30.Объект, предмет, задачи, функции педагогики.

31.Образование как общественное явление.

32.Методы исследований в педагогике.

33.Основные методологические положения научной педагогики.

34.Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).

35.Сущность, закономерности педагогического процесса.

36.Принципы организации и структура педагогического процесса.

37.Сущность, задачи, структура процесса обучения.

38.Функции обучения. Система дидактических принципов.

39.Цели, содержание непрерывного образования.

40.Задачи, структура непрерывного образования.

41.Сущность и структура учебной деятельности.

42.Характеристика методов обучения.

43.Педагогические средства и формы организации обучения.

44.Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).

45. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.

46.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

47.Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.

48.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.

49.Этапы формирования коллектива.

50.Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).

51.Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.

52.Цель и содержание, тенденции современного образования.

53.Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).

54.Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов).

55.Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (А. К. Маркова).

56.Стили педагогического руководства.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!