Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Аккомодация |
приспособление действия к изменившейся ситуации
|
||
2 |
Анамнез |
сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц |
||
3 |
Анимизм |
древнее учение, согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа |
||
4 |
Архетипы |
такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению |
||
5 |
Ассимиляция |
распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия |
||
6 |
Бихевиоризм |
направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды |
||
7 |
Валидность |
качество метода психологического исследования, характеризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме |
||
8 |
Внешняя деятельность |
деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется соответственно, материальная или материализованная |
||
9 |
Внутренняя деятельность |
деятельность на уровне сознания, в идеальном плане -оперирование образами, символами, идеями |
||
10 |
Возрастная психология |
отрасль психологии, которая изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду |
||
11 |
Генетическая психология |
отрасль психологической науки, изучающая наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни |
||
12 |
Гештальт психология |
направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих |
||
13 |
Действие |
процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели, часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель |
||
14 |
Детерминизм |
закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов |
||
15 |
Деятельность |
специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования |
||
16 |
Дифференциальная психология |
раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий |
||
17 |
Зоопсихология |
отрасль психологической науки, изучающая поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимодействие |
||
18 |
Инженерная психология |
отрасль психологической науки, которая изучает законно-мерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники |
||
19 |
Инсайт |
внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение |
||
20 |
Инстинкты |
сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах |
||
21 |
Интериоризация |
переход действия из внешнего материального (материализованного) в умственное |
||
22 |
Интроспекция |
метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека |
||
23 |
Клиническая психология |
отрасль психологической науки, изучающая проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения |
||
24 |
Когнитивная психология |
одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования |
||
25 |
Медицинская психология |
отрасль психологической науки, которая изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функциональных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабилитационные методы |
||
26 |
Мотив |
форма проявления потребности или опредмеченная потребность |
||
27 |
Наблюдение |
научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении |
||
28 |
Навыки |
действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля |
||
29 |
Надежность |
качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода |
||
30 |
Общая психология |
изучает общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных |
||
31 |
Общение |
взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера |
||
32 |
Операция |
способ осуществления действия |
||
33 |
Опрос |
метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования |
||
34 |
Основная задача психологии |
изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности |
||
35 |
Педагогическая психология |
область психологии, которая изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педагогического труда и личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса |
||
36 |
Потребность |
внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования |
||
37 |
Принцип оперантного научения |
сформулирован Б. Скиннером, согласно ему организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции |
||
38 |
Психика |
форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию |
||
39 |
Психическое отражение |
форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию |
||
40 |
Психоанализ |
учение, созданное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация |
||
41 |
Психодиагностика |
отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека |
||
42 |
Психология |
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности |
||
43 |
Психология рекламы |
отрасль психологии, которая занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля |
||
44 |
Психология труда |
отрасль психологической науки, которая рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков |
||
45 |
Психотерапия |
область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний |
||
46 |
Психофизиология |
отрасль психологической науки, которая изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоминание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п. |
||
47 |
Раздражимость |
способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия |
||
48 |
Сознание |
высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности |
||
49 |
Социальная психология |
раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности |
||
50 |
Схема |
определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе |
||
51 |
Таксис |
общая механическая ориентация организма в отношении источника раздражения |
||
52 |
Тест |
стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач |
||
53 |
Тропизм |
вынужденное автоматическое движение, обусловленное биологическим значением раздражителя |
||
54 |
Умения |
способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности |
||
55 |
Упражнения |
многократные целенаправленные повторения действия с целью его усвоения |
||
56 |
Учение |
деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков |
||
57 |
Цель |
заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека |
||
58 |
Чувствительность |
способность организма отражать воздействие биологически нейтральных стимулов |
||
59 |
Экстериоризация |
перевод внутренних действий во внешний план |
||
60 |
Эмпирическая психология |
направление в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души |
||
61 |
Юридическая психология |
отрасль психологии, которая изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения.
формирования личности преступника |
||
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
||||
1 |
2 |
3 |
||||
1. |
Педагогическая психология |
отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания
|
||||
2. |
Наблюдение |
целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания
|
||||
3. |
Психолого-педагогический эксперимент |
исследовательская деятельность, которая предполагает искусственА введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных изменить его психологические качества и осуществить последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов
|
||||
4. |
Формирующий эксперимент |
метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого с заранее заданной системой итоговых показателей
|
||||
5. |
Педология |
особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития
|
||||
6. |
Экспериментальная педагогика |
направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем
|
||||
7. |
Предмет психологии обучения |
развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения
|
||||
8. |
Мотивация |
побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность |
|
|||
9. |
Учебный интерес |
эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности
|
|
|||
10. |
Смысл учения |
сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя
|
|
|||
11. |
Усвоение |
механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности
|
|
|||
12. |
Восприятие |
процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, целостных ситуаций педагогического воздействия при их непосредственном воздействии на органы чувств
|
|
|||
13. |
Осмысление |
процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира на основе представленного учебного материала
|
|
|||
14. |
Закрепление |
процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной деятельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике
|
|
|||
15. |
Применение на практике полученных знаний |
изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием
|
|
|||
16. |
Саморегуляция учебной деятельности |
сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания
|
|
|||
17. |
Обучаемость |
совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности
|
|
|||
18. |
Предмет психологии воспитания |
развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива
|
|
|||
19. |
Ценностные ориентации |
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного
|
|
|||
20. |
«Практические правила» |
способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры
|
|
|||
21. |
«Осознание правил» |
знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры |
|
|||
22. |
Эгоцентрическая перспектива |
отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира |
|
|||
23. |
Релятивистская перспектива |
отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место
|
|
|||
24. |
Атрибуция |
приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия
|
|
|||
25. |
Духовный слой сознания |
единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты»
|
|
|||
26. |
Конформность |
податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства
|
|
|||
27. |
Групповая сплоченность |
один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов
|
|
|||
28. |
Педагогическое требование |
предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения
|
|
|||
29. |
Субъектность школьника |
личностное качество, которое характеризует способность соотносить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в контексте социальных отношений
|
|
|||
30. |
Коллективизм |
чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
|
|
|||
31. |
Предмет психологии учителя |
психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешной деятельности
|
|
|||
32. |
Педагогическая деятельность |
форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения, для выполнения которой человек должен обладать педагогическим образованием и соответствующими педагогическими качествами
|
|
|||
33. |
Педагогическое общение |
профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений
|
|
|||
34. |
Профессиональная направленность педагога |
интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею. Осознание своих способностей |
|
|||
35. |
Профессионально-ценностные ориентации |
избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее
|
|
|||
36. |
Стиль деятельности |
индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования |
||||
37. |
Я-концепция |
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе
|
||||
38. |
Самооценка |
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
|
||||
39. |
Педагогическая задача |
отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования
|
||||
40. |
Диагноз (в практической педагогике) |
оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе подробного, целостного обследования
|
||||
41. |
Педагогическое прогнозирование |
процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы
|
||||
42. |
Педагогическое проектирование |
содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи
|
||||
43. |
Перевод социальной ситуации в педагогическую |
процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отношения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре
|
||||
44. |
Интонирование значимых факторов |
способ инициирования учителем духовного усилия каждого учениА средствами диалогического общения
|
||||
45. |
Мобилизация активности учеников |
способ совместной деятельности, в ходе которого создаются условия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка |
||||
46. |
Позиция педагога |
система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности
|
||||
47. |
Центрация |
в гуманистической психологии особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения
|
||||
48. |
Развитие психики |
закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
|
||||
49. |
Зона ближайшего развития |
дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстниками
|
||||
50. |
Обучение |
внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека |
||||
ПЕРСОНАЛИИ
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
Абульханова (Абульханова-Славская) Ксения Александровна (род. 1922) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывая подход С.Л. Рубинштейна, построила концепцию личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельности и сознания. Основные труды: «О субъекте психической деятельности» (1973), «Диалектика человеческой жизни» (1977), «Деятельность и психология личности» (1980), «Стратегия жизни» (1991).
Ананьев Борис Германович (1907—1972) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, основатель ленинградской школы психологии. Развивая традиции В.М. Бехтерева, создал единую концепцию человекознания как комплексной дисциплины. Планомерно исследовал механизмы чувственного познания. Основные труды: «Человек как предмет познания» (1969), «О проблемах современного человекознания» (1975).
Андреева Галина Михайловна (род. 1924) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки России. Специалист по фундаментальным методологическим проблемам социальной психологии. Автор первого в стране учебника по социальной психологии для университетов.
Асмолов Александр Григорьевич (род. 1949) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии деятельности, личности и образования. Основные труды: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология индивидуальности» (1986), «Психология личности» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996).
Бандура Альберт (род. 1925) — американский психолог, представитель социально-когнитивного направления в психологической науке, создатель теории социального (викарного) научения.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, морфолог и психолог. Основал первую в России психофизиологическую лабораторию (1885, Казан-
ский университет), а затем Психоневрологический институт (1908), где проводилось комплексное изучение человека. Основатель объективной рефлексологии. Основные труды: «Общие основы рефлексологии человека» (1917), «Коллективная рефлексология» (1921) — первый в России учебник по социальной психологии.
Богоявленская Диана Борисовна (род. 1935) — доктор психологических наук, профессор. Разрабатывает проблемы креативности, психологии творчества и творческих способностей. Основной труд: «Психология творческих способностей» (2002).
Бодалев Алексей Александрович (род. 1928) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает проблемы психологии личности и общения. Основные труды: «Формирование понятия о другом человеке» (1970), «Личность и общение» (1983), «Восприятие и понимание человека человеком» (1987).
Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — известный российский психолог. Внесла значительный вклад в разработку проблем развития личности в онтогенезе. Основной труд: «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968).
Бороздина Лидия Васильевна (род. 1941)— доктор психологических наук, профессор. Исследует проблемы личности, самосознания и характера. Основные работы: «Исследование уровня притязаний» (1985), «Психология характера» (1997).
Боулби Джон (1907—1990)— английский психолог, детский психоаналитик. Разработал подход, синтезирующий методы и теоретические положения психоанализа, биологии развития, этологии и психологии когнитивного развития.
Брушлинский Андрей Владимирович (1933—2001) — крупный ученый и организатор науки, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАО. Разрабатывал проблемы психологии субъекта, личности и мышления. Основные труды: «Мышление и прогнозирование» (1979), «Мышление, процесс, деятельность, общение» (1982), «Психология мышления и проблемное обучение» (1983), «Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна» (в соавторстве, 1989).
Буева Людмила Пантелеевна (род. 1926) — доктор философских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области социальной психологии личности и философской антропологии. Основные труды: «Социальная среда и сознание личности» (1968), «Человеческая деятельность и общение» (1978).
Вагнер Владимир Александрович (1849—1934)— российский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Основные труды: «Биологические основания сравнительной психологии» (1910—1913), «Возникновение и развитие психических способностей» (1924—1929).
Валлон Анри (1879—1962) — французский психолог, исследователь зарождения и развития психики ребенка с диалектико-мате-риалистических позиций. Акцентировал внимание на противоречиях, движущих процесс психического развития ребенка. Основной труд: «От действия к мысли» (1942).
Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, основатель экспериментальной психологии как науки о «непосредственном опыте». Создал в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию (Лейпциг). Основные труды: «Основания физиологической психологии» (1881), «Введение в психологию» (1912).
Выготский Лев Семенович (1896—1934)— выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической концепции происхождения и развития высших психических функций. Автор основополагающих работ по проблемам мышления и речи, развития нормального и аномального ребенка, психологии искусства. Основные труды: «История развития высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934).
Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988)— крупный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор. Сформировал систему представлений о психологии как науке об ориентировочной деятельности субъекта. Автор концепции планомерного поэтапного формирования умственных действий. Основные труды: «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» (1965), «Введение в психологию» (1976).
Гилфорд Джо Пауль (1897—1976) — американский психолог, разработавший модель структуры интеллекта. Создатель тестов для исследования продуктивности мышления и вербальной креативности. В России наиболее известна его работа «Три стороны интеллекта» (1965).
Гиппенрейтер Юлия Борисовна (род. 1931) — доктор психологических наук, профессор, специалисте области психологии восприятия, личности и общения. Основные труды: «Движения человеческого глаза» (1978), «Введение в общую психологию» (1999).
Давыдов Василий Васильевич (1930—1999) — крупный отечественный исследователь и организатор науки, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разработал психологическую теорию учебной деятельности, создал систему развивающего обучения, в которой целенаправленно формируется теоретическое мышление. Основные труды: «Виды обобщения в обучении» (1972), «Проблемы развивающего обучения» (1986).
Дарвин Чарльз (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора. Основные труды: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871), «Выражение эмоций у животных и человека» (1872).
Деркач Анатолий Алексеевич (род. 1944) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, специалист в области психологии управления и акмеологии. Основные труды: «Творчество тренера» (1983), «Социально-психологические аспекты деятельности кадров» (1988), «Этнопсихология» (1992), «Акмеология— личностное и профессиональное развитие человека» (2000).
Джеймс Вильям (1842—1910)— крупный американский психолог и философ, создатель первой американской психологической лаборатории. Рассматривал «поток сознания» как целостное, динамическое, избирательное приспособление личности к среде. Основной труд: «Принципы психологии» (1890).
Добрынин Николай Федорович (1890—1981) — доктор психологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы личности и внимания. Основные труды: «Колебание внимания» (1928), «Психология» (1950), «Внимание и память» (1950).
Додонов Борис Игнатьевич (1922—1983) — доктор психологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы психологии эмоций. Основной труд: «Эмоция как ценность» (1978).
Донцов Александр Иванович (род. 1949) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Исследователь в области психологии групп, социального познания, социальной конфликтологии. Основные труды: «Проблемы групповой сплоченности» (1984), «Концепция социальных представлений в современной французской психологии» (в соавторстве, 1987).
Дубровина Ирина Владимировна (род. 1935) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Специалист в области возрастной и педагогической психологии, практической психологии образования. Основные труды: «Школьная психологическая служба. Вопросы тернии и практики» (1991), «Рабочая книга школьного психолога» (1995), «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1995).
Дьюи Джон (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог. Развивал концепцию прагматизма в психологии познания и образования. Основные труды: «Введение в философию воспитания» (1921), «Психология и педагогика мышления» (1921), «Школа и общество» (1925).
Занков Леонид Владимирович (1901 —1977)— советский педагог, психолог и дефектолог. Разработал дидактическую систему, обеспечивающую высокий уровень развития памяти и мышления школьников. Основной труд: «Обучение и развитие» (1975).
Запорожец Александр Владимирович (1905—1981) — доктор психологических наук, профессор, крупный исследователь и организатор науки. Выдвинул теорию перцептивных действий, разрабатывал проблемы онтогенеза психики, проблемы эмоций. Основной труд: «Развитие произвольных движений» (1960).
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900—1988) — доктор психологических наук, профессор, основатель отечественной патопсихологии. Установила закономерность зависимости запоминания от меры завершенности действия (эффект Зейгарник). Основные труды: «Патопсихология» (1976), «Теория личности К. Левина» (1981).
Зинченко Владимир Петрович (род. 1931) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Исследователь и организатор науки в области общей, экспериментальной и инженерной психологии (эргономики). Основные труды: «Основы эргономики» (в соавторстве, 1980), «Функциональная структура действия» (в соавторстве, 1982), «Методологические вопросы психологии» (в соавторстве, 1983), «Человек развивающийся» (в соавторстве, 1994).
Зинченко Петр Иванович (1903—1969)— доктор психологических наук, профессор. Видный исследователь проблем психологии памяти с позиций деятельностного подхода. Основной труд: «Непроизвольное запоминание» (1961).
Иванников Вячеслав Андреевич (род. 1940) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии мотивации и волевой активности. Основной труд: «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991).
Келер Вольфганг (1887—1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Экспериментально исследовал интеллектуальное поведение животных. Основной труд: «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» (1917).
Коломинский Яков Львович (род. 1934) — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области социальной, возрастной и педагогической психологии. Основные труды: «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (1960), «Психология общения» (1974), «Человек: психология» (1980), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (1988), «Социальная психология школьного класса» (2003).
Кон Игорь Семенович (род. 1928) — доктор философских наук, профессор, академик РАО. Специалист в области развития личности и самосознания, психологии юношеского возраста. Основные труды: «Социология личности» (1967), «Психология ранней юности» (1982), «Ребенок и общество» (1988), «Психология подростка» (1991).
Кречмер Эрнст (1888—1964)— немецкий психолог, разработавший первую систематическую конституциональную теорию, связывающую особенности тела и психики человека. Основной труд: «Строение тела и характер» (1921).
Кричевский Роберт Львович (1936—2005) — доктор психологических наук, профессор. Специалист по проблемам динамики группового поведения, психологии лидерства, руководства и менеджмента. Основные труды: «Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе» (1985), «Психология малой группы» (1991), «Если Вы— руководитель» (1993).
Крутецкий Вадим Андреевич (1917—1989) — доктор психологических наук, профессор, видный специалист в области педагогической психологии, психологии способностей. Основные труды: «Психология математических способностей» (1968), «Основы педагогической психологии» (1972), «Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития» (в соавторстве, 1991).
Кузьмин Евгений Сергеевич (1922—1994) — доктор психологических наук, профессор, создатель первой в стране лаборатории социальной психологии (1962, ЛГУ), а затем кафедры. Основной труд: «Основы социальной психологии» (1968).
Кузьмина Нина Васильевна (род. 1923) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Специалист в области педагогики и педагогической психологии. Основные труды: «Очерки психологии труда учителя» (1967), «Основы вузовской педагогики» (1972), «Методы системного педагогического исследования» (1980).
Ладыгина-Коте Надежда Николаевна (1889—1963)— отечественный психолог. Выявила природу качественных различий в развитии психики человекоподобных обезьян и ребенка. Основные труды: «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935), «Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян» (1959).
Лазурский Александр Федорович (1874—1917) — русский врач и психолог. Ввел в психологию метод естественного эксперимента.
Считается основателем естественно-научной характерологии. Основные труды: «Очерк науки о характерах» (1909), «Общая и экспериментальная психология» (1912).
Ланге Николай Николаевич (1858—1921)— русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Исследовал процессы восприятия, внимания и движений. Основные труды: «Психологические исследования» (1893), «Психология» (1914).
Левин Курт (1890—1947)— крупный немецкий (позднее американский) психолог, исследователь личности в русле гештальт-психологии, создатель «теории психологического поля». Плодотворно занимался проблемами социальной психологии. | Леонгард Карл (1904—1988) — немецкий психиатр и психолог. Разработал концепцию и метод диагностики акцентуированных личностей. Основной труд: «Акцентуированные личности» (1981).
Леонтьев Алексей Алексеевич (1936—2004) — доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Крупный психолингвист, исследующий проблемы методологии, общения, этнопсихологии. Основные труды: «Психолингвистика» (1967), «Психология общения» (1974), «Педагогическое общение» (1998).
Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Выдающийся ученый и организатор науки, ученик и сотрудник Л.С. Выготского. Разработал психологическую теорию деятельности, изучал проблемы возникновения и развития психики в филогенезе, формирования образа мира, сознания и личности. Основные труды: «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Лисина Майя Ивановна (1929—1983) — доктор психологических наук, профессор. Исследователь проблем психологии младенчества, онтогенеза общения, его мотивации и средств. Основные труды: «Общение и его влияние на развитие психики ребенка» (1974), «Генетические проблемы в социальной психологии» (1985), «Проблемы оногенеза общения» (1986).
Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР. Крупный исследователь и организатор науки в области методологии, общей, экспериментальной и инженерной психологии. Основные труды: «Человек и техника» (1966), «Антиципация в структуре деятельности» (в соавторстве, 1979), «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).
Лурия Александр Романович (1902—1977) — доктор медицинских и психологических наук, профессор, основоположник отечественной нейропсихологии. Основные труды: «Высшие корковые функции человека» (1962), «Мозг человека и психические процессы» (1963), «Основы нейропсихологии» (1973), «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974).
Макаренко Антон Семенович (1888—1939)— выдающийся российский педагог, разработавший и внедривший в воспитательную практику концепцию коллектива и законов его развития. Основные труды: «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938).
Маркова Аэлита Капитоновна (934—2005) — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психологии мотивации и педагогической психологии. Основные труды: «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» (1983), «Психология труда учителя» (1993), «Психология профессионализма» (1996).
Маслоу Абрахам Харольд (1908—1970) — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал иерархическую модель мотивации, исследовал проблемы самоактуализации личности. Основной труд: «Мотивация и личность» (1954).
Матюшкин Алексей Михайлович (род. 1929) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разработал психологические основы проблемного обучения и детской одаренности. Основные труды: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972), «Актуальные проблемы психологии в высшей школе» (1977), «Развитие творческой активности школьников» (в соавторстве, 1991).
Мерлин Вольф Соломонович (1892—1982)— доктор психологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы дифференциальной психологии, выдвинул принцип уровневой организации индивидуальных различий. Основные работы: «Очерк теории темперамента» (1964), «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).
Мухина Валерия Сергеевна (род. 1935) — действительный член РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Основные труды: «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков» (1969), «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» (1981), «Детская психология» (1992), «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» (1999), «Таинство детства» (2000).
Мясищев Владимир Николаевич (1892—1973) — видный российский психолог, разработавший теорию отношений личности к внешнему миру и самому себе как основу формирования устойчивых черт личности и характера. Основной труд: «Личность и неврозы» (I960).
Небылицын Владимир Дмитриевич (1930—1972)— доктор психологических наук, профессор, психолог и психофизиолог, внесший большой вклад в разработку проблем физиологических оснований индивидуальных психологических различий. Основные труды: «Основные свойства нервной системы» (1966), «Психофизиологические исследования индивидуальных различий» (1976).
Обухова Людмила Филипповна (род. 1938) — доктор психило-гических наук, профессор. Специалист в области исследований развития мышления ребенка, возрастной психологии. Основные труды: «Этапы развития детского мышления» (1972), «Концепция Жана Пиаже: за и против» (1981), «Детская психология: теория, факты, проблемы» (1995).
Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904). Сыграл определяющую роль в развитии представлений о высшей нервной деятельности, создал учение об условных рефлексах, внес значительный вклад в становление естественно-научной психологии. Основные труды: «Естествознание и мозг» (1910), «Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных» (1932).
Петровская Лариса Андреевна (род. 1937) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области психологии общения и групповых методов развития и коррекции коммуникативной компетентности. Основные труды: «Теоретические и методические проблемы социального тренинга» (1982), «Компетентность в общении» (1989).
Петровский Артур Владимирович (род. 1924) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, организатор науки, известный специалист в области истории и методологии психологии, в сфере психологии коллектива. Основные труды: «История советской психологии» (1966), «Личность. Деятельность. Коллектив» (1984), «Вопросы теории и истории психологии» (1984), «Основы педагогики и психологии высшей школы» (1986), «Социальная психология» (1987). Автор и редактор многих учебников и психологических словарей.
Пиаже Жан (1896—1980) — выдающийся швейцарский психолог, автор концепции генетической эпистемологии. Создатель операциональной периодизации интеллектуального развития ребенка. Основные труды: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Психология интеллекта» (1946).
Платонов Константин Константинович (1904—1985) — доктор психологических наук, профессор, работавший в области психологии труда, авиационной психологии, психологии личности. Основ-
ные труды: «Вопросы психологии труда» (1962), «Проблемы способностей» (1972), «О системе психологии» (1972).
Пономарев Яков Александрович (1920—1997)— доктор психологических наук, профессор, видный специалист в области психологии творчества. Основные труды: «Знания, мышление и умственное развитие» (1967), «Психология творчества» (1976), «Психология творчества и педагогика» (1976).
Пономаренко Владимир Александрович (род. 1933) — доктор медицинских наук, профессор, академик РАО. Видный исследователь и организатор науки в области инженерной, военной психологии, психофизиологии, психологии личности. Основные труды: «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике» (в соавторстве, 1978), «Авиационная психология» (1992), «Практическая психология» (1994), «Психология духовности профессионала» (1997), «Авиация. Человек. Дух» (1998), «Созидательная психология» (2000).
Роджерс Карл Рэнсон (1902—1987) — американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Разработал принципы недирективной психотерапии. Основной труд: «Центрированная на клиенте терапия» (1954).
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960)— выдающийся отечественный психолог и философ, организатор науки, один из создателей деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологические принципы психологической науки, концепцию психического как процесса. Основные труды: «Основы общей психологии» (1940, 2000), «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Проблемы общей психологии» (1976), «Человек и мир» (1997).
Селиванов Владимир Иванович (1906—1992) — доктор психологических и философских наук, профессор, создавший направление в области психологии воли и ее воспитания. Основные труды: «Психология волевой активности» (1974), «Воспитание воли школьников» (1976).
Селье Ганс (1907—1982) — канадский биолог и врач, разработавший учение о стрессе как адаптационном синдроме, внеся значительный вклад в развитие представлений о психологическом стрессе. Основные труды: «Стресс без дистресса» (1979), «От мечты к открыванию» (1987).
Скиннер Берхауз Фредерик (1904—1990) — американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Создал теорию оперантного научения на основе инструментальных условных рефлексов. Разработал основы метода программированного обучения. Основной труд: «Поведение организмов» (1938).
Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980) — доктор психологических наук, профессор. Видный исследователь в сфере общей и педагогической психологии, организатор науки. Систематически разрабатывал проблемы психологии памяти. Основные труды: «Психология запоминания» (1948), «Проблемы психологии памяти» (1966).
Сосновский Борис Алексеевич (род. 1941) — доктор психологических наук, профессор. Разрабатывает мотивационно-смысловые аспекты проблем общей и педагогической психологии. Основные труды: «Лабораторный практикум по общей психологии» (1979), «Общая психология» (на языке дари, в соавторстве, 1987), «Мотив и смысл» (1993).
Талызина Нина Федоровна (род. 1923)— доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разрабатывает деятельнос-тную теорию учения. Основные труды: «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969), «Управление процессом усвоения знаний» (1984), «Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта» (1967).
Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — доктор психологических наук, профессор, выдающийся исследователь в области психологии способностей, создатель школы отечественной дифференциальной психологии. Основные труды: «Психология музыкальных способностей» (1940), «Способности и одаренность» (1941), «Ум полководца» (1943), «Проблемы индивидуальных различий» (1961).
Телегина Элеонора Давидовна (род. 1940) — доктор психологических наук, профессор: Разрабатывает проблемы творческого и социального мышления, их развития в обучении. Основные труды: «Психологические исследования творческой деятельности» (в соавторстве, 1975), «Психологические механизмы целеобразования» (в соавторстве, 1977), «Творческое мышление» (1995), «Экспериментальная психология» (в соавторстве, 2002).
Титченер Эдвард Брэдфлрд (1867—1927) — американский психолог, один из создателей структурализма. Ввел в психологию метод аналитической интроспекции. Известен экспериментальными исследованиями ощущений и внимания. Основные труды: «Очерки психологии» (1898), «Учебник психологии» (1914).
Тихомиров Олег Константинович (1933—2001) — доктор психологических наук, профессор. Разрабатывал проблемы творческого мышления и искусственного интеллекта, создал направление психологии компьютеризации. Основные труды: «Структура мыслительной деятельности человека» (1969), «Психология мышления» (1984).
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — основатель общепсихологической теории установки, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Основной труд: «Экспериментальные основы психологии установки» (1961).
Уманский Лев Ильич (1921 —1983) — доктор психологических наук, профессор, один из основоположников исследований, посвященных проблемам психологии организаторских способностей и организаторской деятельности групп и коллективов. Основной труд: «Психология организаторской деятельности» (1969).
Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма — одного из распространенных направлений психологии XX в. Основные труды: «Обучение животных» (1903), «Бихевиоризм» (1925).
Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870) — выдающийся русский педагог, основоположник педагогической психологии в России. Создал психолого-педагогическую концепцию развития личности на основе воспитывающего обучения. Основной труд: «Человек как предмет воспитания» (1869).
Фабри Курт Эрнстович (1922—1990)— доктор психологических наук, профессор, крупный зоопсихолог. Изучал проблемы развития психики животных в филогенезе и онтогенезе, биологические предпосылки антропогенеза. Основной труд: «Основы зоопсихологии» (1976).
Фельдштейн Давид Иосифович (род. 1929) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Разработал концепцию поуровневого социального и психического развития личности. Основные труды: «Трудный подросток» (1972), «Психология воспитания подростка» (1978), «Психология современного подростка» (1987), «Психология развития личности в онтогенезе» (1989), «Психология развивающейся личности» (1996), «Психология взросления» (1999).
Фехнер Густав Теодор (1801 —1887) — немецкий физик, физиолог, философ, психолог, основатель психофизики, автор основополагающей для экспериментальной психологии книги «Элементы психофизики» (1860).
Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог, психиатр, создатель психоанализа, оказавшего большое влияние на современную психологию и психотерапию. Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927).
Холл Гренвилл Стенли (1846—1924)— американский психолог, создатель теории психического развития ребенка, основанной на принципе рекапитуляции. Основные труды: «Юность» (1904), «Проблемы воспитания» (1911).
Шадриков Владимир Дмитриевич (род. 1939) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Исследователь проблем психологии деятельности, способностей, образования. Основные труды: «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982), «Психология деятельность и способности человека» (1996), «Индивидуализация содержания образования» (1997), «Духовные способности» (1998).
Шорохова Екатерина Васильевна (1922—2004) — доктор психологических наук, профессор. В ее трудах получили развитие теоретические проблемы общественно-исторической детерминации психического отражения, соотношения психического, физического и социального, сознательного и бессознательного. Основные работы: «Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах» (1962), «Проблемы сознания в философии и естествознании» (1962).
Штерн Вильям (1875—1938)— немецкий психолог, заложивший основы дифференциальной психологии. Ввел концепцию конвергенции двух факторов о психическом развитии целостной личности, понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Основной труд: «Личность и вещь» (1906).
Эббингауз Герман (1850—1909) — немецкий психолог, осуществивший первые систематические и ставшие классическими экспериментальные исследования памяти. Основной труд: «О памяти» (1885).
Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — доктор психологических наук, профессор, выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии. Основные труды: «Детская психология» (1960), «Психология обучения младшего школьника» (1974), «Психология игры» (1978), «Избранные психологические труды» (1989).
Эриксон Эрик (1904—1994) — американский представитель эго-психологии, создавший эпигенетическую теорию развития личности. Ввел понятие психосоциальной групповой идентичности, полагая возможным поступательное развитие личности к целостности до самой смерти человека. Основные труды: «Идентичность: юность и кризис» (1996), «Детство и общество» (1996).
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная.
2. Почему метод интроспекции подвергся жесткой критике.
3. В чем преимущество скрытого наблюдения перед открытым.
4. Какие проблемы, поставленные мыслителями античности, на Ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии.
5. Что, по вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, в общее направление «психоанализ».
6. Почему возникла «поведенческая психология» (бихевиоризм) и каковы основные положения этого направления.
7. Почему гуманистическую психологию назвали «третьей силой» в психологии XX в.
8. В чем заключаются основные задачи когнитивной психологии.
9. Каким образом концепция Н.А. Бернштейна интегрирует представление об условном рефлексе, оперантном научении, научении через наблюдение, инсайтном научении и научении через рассуждение.
10.В чем заключается суть опредмечивания потребности. Что является результатом этого процесс.
11.Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного.
12.Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным.
13.Как развивается реакция стресса.
14.Каковы основные признаки волевого действия.
15.С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия.
16.Чем отличаются студенческая, профессорская и старческая виды рассеянности.
17.Как происходит развитие произвольного внимания.
18.Почему говорят о взаимосвязи процессов ощущения и восприятия.
19.В чем биологический смысл явлений адаптации и сенсибилизации.
20.Как связана память с другими познавательными и регулятивными процессами психики.
21.Что мы запоминаем лучше – плохое или хорошее. Почему.
22.Всегда ли мышление и речь сопутствуют друг другу. Что такое «доречевая стадия» мышления и «доинтеллектуальная стадия» речи.
23.Какие факторы влияют на эффективность решения задачи.
24.В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по З. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности по Э. Эриксону.
25.Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности. Видите ли Вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися.
26.С чем связаны кризисы 3, 7 и 14 лет в развитии личности, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина.
27.Значение связей педагогики с другими науками, в чем выражаются эти связи?
28.Каковы основные категории педагогики?
29.Каковы методы исследования в педагогике?
30.Какие социальные задачи решает педагогика?
31.Что такое педагогический процесс?
32.Какова структура педагогического процесса?
33.Назовите основные компоненты педагогического процесса
34.В чем состоит специфика целостного педагогического процесса?
35.В чем состоит сущность процесса воспитания?
36.Каковы особенности воспитательного процесса?
37.Что придает воспитанию характер целостного процесса?
38.Каковы закономерности воспитания?
39.Раскройте содержание каждого принципа воспитания
40.Охарактеризуйте средства, методы и формы воспитания
41.Каковы особенности перевоспитания?
42.Что такое дидактика и как сформировалось это понятие?
43.Каковы особенности образования как педагогического процесса?
44.Из чего складывается содержание образования?
45.Какие факторы влияют на выбор и разработку содержания образования?
46.В чем состоит смысл и назначение государственного образовательного стандарта?
47.Каковы принципы и критерии отбора содержания общего образования?
48.Каково содержание государственного образовательного стандарта для высшего профессионального образования?
49.Каково место обучения в целостном педагогическом процессе?
50.Что составляет сущность обучения?
51.Каковы основные этапы процесса обучения?
52.Какие функции выполняет обучение в педагогическом процессе?
53.Назовите и раскройте содержание основных принципов обучения
54.Какова структура процесса обучения?
55.Назовите главные методы передачи и получения информации?
56.Назовите принципы управления образовательными системами
57.В чем состоит сущность непрерывного образования?
58.Каковы основные принципы управления образовательной системой современной России?
29.Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
30.Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
31.Образование как общественное явление.
32.Методы исследований в педагогике.
33.Основные методологические положения научной педагогики.
34.Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
35.Сущность, закономерности педагогического процесса.
36.Принципы организации и структура педагогического процесса.
37.Сущность, задачи, структура процесса обучения.
38.Функции обучения. Система дидактических принципов.
39.Цели, содержание непрерывного образования.
40.Задачи, структура непрерывного образования.
41.Сущность и структура учебной деятельности.
42.Характеристика методов обучения.
43.Педагогические средства и формы организации обучения.
44.Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
45. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
46.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
47.Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
48.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
49.Этапы формирования коллектива.
50.Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
51.Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
52.Цель и содержание, тенденции современного образования.
53.Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
54.Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов).
55.Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (А. К. Маркова).
56.Стили педагогического руководства.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!