Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Скачать бесплатно Социальная работа в Средние века»

/ Педагогика
Контрольная,  6 страниц

Оглавление

Европа как культурно-историческое явление и социокуль-турная общность возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на ее территории так называемых «варварских» королевств. Выделяют три периода средневековья:

I. Раннее средневековье (V-XI ее.) – период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантич-ного и варварского социальных укладов.

II. Классическое средневековье (XI-XVвв.) – период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

III. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) – период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Таким образом, период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья – ран--нее и классическое. Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима, переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

1. Разложение рабовладельческой общественной системы, что проявилось в сокращении численности рабов и городского населения, в росте экономической замкнутости крупных землевладельческих комплексов (латифундий).

2. Кризис идеологии, что выражалось в забвении ценностей гражданского долга и ответственности, в падении престижа старых религиозных верований (политеизма) и в увеличении числа приверженцев христианства. Христианство после периода жестоких гонений во II–Щ вв. стало в конце IV в. государственной религией Римской империи.

Период общественной благотворительности

3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

Кризис Западной Римской империи совпал по времени с активизацией походов так называемых «варваров», а в IV в. началось Великое переселение народов, продолжавшееся до конца IX в.

Орды кочевников (гунны в IV-V вв., авары в VI в.), обрушившиеся на Европу, по большей части «растворились» среди местного населения, но также привели в движение народы Центральной и Восточной Европы – началось переселение германских племен.

Первоначально германские племена проживали в центре Европы и у побережья Балтийского моря. С III в. германцы также селились и на территории Римской империи, став союзниками римлян. Однако под ударами кочевников германские племена стали вторгаться на территорию Западной Римской империи, создав там свои «варварские королевства» (алеманов, вандалов, бургундов).

В 476 г. Западная Римская империя перестала существовать, когда германский военачальник Одоакр захватил в Риме власть. В 488 г. в Италию с Балканского полуострова вторглись остготы, а их король Теодорих убил Одо-акра и стал во главе Остготского королевства (занявшего территорию от Италии до Дуная). В конце VI в. эти земли были захвачены вначале Византией, а затем германским племенем лангобардов (ломбардов).

Одновременно в конце V в. на территории северной Галлии утвердилось господство германского племени франков. От их короля Хлодвига пошла первая династия франкских королей – династия Меровингов. С середины V в. германские племена англов, саксов и ютов (с полуострова Ютланд и низовьев Эльбы) начали завоевание населенной кельтами Британии, и в конце VI в. на ее территории образовалось семь англосаксонских королевств.

Итогом «великого переселения народов» стало образование «варварских королевств», основными чертами которых можно считать следующие:

1) королевство выступало в качестве личного владения короля, которое тот был вправе делить, завещать, дарить и т.п.;

2) отсутствовали органы государственного управления, которые слились с органами управления королевским хозяйством;

3) господствовало традиционное обычное право (с приоритетом кровной мести);

4) внутренняя нестабильность и постоянные войны между королевствами.

Последствием падения Западной Римской империи и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.), то есть общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане (гибель и сокращение народонаселения, уничтожение транспортной инфраструктуры, систем орошения, посевов сельскохозяйственных культур; забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти; утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала, стекольного производства и т.п.).

Но степень варваризации не была одинакова; захваченное культурное пространство не могло исчезнуть бесследно, более того, римская цивилизация была для варваров привлекательна. Так, например, лангобарды скопировали у римлян королевскую канцелярию, налоговую и монетную системы. В Остготском королевстве Теодорих восстановил римский Сенат, покровительствовал искусствам и наукам (так называемое «остготское возрождение»),

Сальвиан Марсельский, монах с острова Лерен, в своем трактате «О божественном управлении» (ок. 440 г.) так объяснял причины успехов варваров: «Римляне сами себе были врагами худшими, нежели внешние враги, и не столько варвары их разгромили, сколько они сами себя уничтожили. Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные, бегут к врагам. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они будут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян. У них нет ничего общего с народами, к которым они бегут; они не яют их нравов, не знают их языка и, осмелюсь сказать, не издают зловония, исходящего от тел и одежды варваров; и тем не менее они предпочитают смириться с различием нравов, неже-

Период общественной благотворительности

ли терпеть несправедливость и жестокость, живя среди римлян. Ибо они желают быть свободными в обличье рабов, а не рабами в обличье свободных».

Однако уже к VIII-IX вв., после периода упадка, начинается процесс складывания западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка, чертами которого стали:

1. Установление отношений вассалитета среди господствующего класса феодалов. Отсутствие слоя государственных чиновников потребовало реформирования системы управления в варварских королевствах. Складывается следующая иерархическая структура: король (реке) – графы (воеводы) – рыцари (дружинники). Территории королевства раздавались графам, последние собирали оброк с местного населения в пользу короля и дружины и в свою пользу. Рыцари получали от графов деревни в управление и «кормленье». Данная система управления получила название «вассалитета» и держалась на личных клятвах сеньоров (графов) и вассалов (рыцарей) в преданности королю, с признанием короля «первым среди равным» (отсюда, возможно, берет свое начало и знаменитое предание о рыцарях Круглого стола легендарного британского короля Артура). Притом хотя графы и являлись вассалами короля (рекса), однако рыцари (вассалы графа) таковыми не становились и подчинялись непосредственно только своему господину (графу-сеньору) («вассал моего вассала – не мой вассал»).

2. Формирование земельного феода (сеньории –у графов; вотчины –у рыцарей). Феод – это крупное или мелкое земельное владение, основанное на труде зависимых (крепостных) крестьян. Данное владение характеризовалось следующими чертами: оно было наследственным (то есть передавалось от отца старшему сыну) и условным (то есть условием владения им выступала обязательная служба королю или графу).

3. Закрепощение крестьянства. Раннее и классическое средневековье характеризуется множеством повинно- -стей, возложенных на крестьянство со стороны феодалов. Здесь выделяются как прямые повинности (оброк и барщина), так и косвенные (различного рода откупа и пошлины, например, за пользование мельницей, рыночные и до-рожные пошлины и т.п.). Разного рода поборы изымали 91 IV

до половины всех доходов крестьян. В то же время, крестьяне попадают не только в экономическую, но и во внеэкономическую зависимость от феодалов, возникают такие формы угнетения, которые унижают собственно человеческое достоинство (например, уплата сбора за право жениться, право «первой ночи» и т.п.).

Положение крестьянства ярко отразилось в куртуазной поэзии XII-XIII вв. Так, в поэме «Клижес» Кретьена де Труа дворянин говорит своему слуге:

Принадлежишь ты мне всецело.

Тебя могу отдать я в дар,

Продать я мог бы, как товар,

Тебя со всей семьей твоею.

Ты знаешь, я тобой владею.

Хотя именно крестьянский труд лежал в основе богатства и благосостояния сеньоров, отношение к крестьянству в обществе было крайне презрительным. Так, к примеру, в 1336 г. аббат монастыря Вейл-Роял в Чешире внушал своим крестьянам, что «они были вилланами и дети их останутся вилланами во веки веков», утверждал, что крестьянин подобен дикому зверю, безобразно уродлив и едва ли имеет человеческое обличье. Ад,– считал он,– естественное предназначение крестьянина, которому нужна исключительная ловкость, чтобы попасть в рай.

Средневековый хронист Гарен Лотарингский так описывал крестьянина: «Это был парень крепкого сложения, со здоровенными руками, мощными бедрами и широкими плечами. Глаза его отстояли друг от друга на длину ладони. В шести десятках стран нельзя было подыскать рожи страшнее и угрюмее. Его волосы торчали в разные стороны, щеки были в угрях и весьма черны, за последние полгода их омывала лишь небесная влага».

Подлость и моральное уродство оказывались в представлении тогдашнего образованного общества неотъемлемыми чертами крестьянства, хотя уже в период классического средневековья раздавались голоса, требовавшие милосердия по отношению к крестьянству. Так, хронист Жоффруа де Труа писал: «Крестьяне, что работают на всех, что в любой час, в любое время года надрываются, полностью отдаваясь рабскому труду, столь презираемому их хозяевами, постоянно унижаемые, чтобы другим хватало на одежду, на жизнь, на забавы. И их преследуют огнем,

Период общественной благотворительности

полоном, мечом; их бросают в темницы и в кандалы, затем заставляют выкупаться, или убивают их голодом, или предают всевозможным пыткам». По словам английского хрониста Фруассара, во время великого крестьянского восстания 1381 г. крестьяне кричали: «Мы – люди, созданные по подобию Христа, а нами помыкают как скотиной». Однако, как правило, крестьяне высмеивались литературой и искусством. Не случайно не было ни одного канонизированного церковью святого–выходца из крестьянской среды. Привычными формами борьбы крестьян против сеньоров были воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказ платить натуральные и денежные оброки, иногда – бегство. Крайней формой сопротивления являлись восстания, ответом на которые становились жесточайшие карательные меры. Картину последних рисовали Гильом Жумежский и Вас в «Романе о Ру»: Рауль так вспылил, Что без суда много душ погубил. Он обошелся с крестьянами грубо, Выбил глаза, не оставил и зубы, Многих вилланов он на кол сажал, Жилы тянул, кисти рук отсекал. Прочие были живьем сожжены, Иль раскаленным свинцом крещены. В успокоенье сумел преуспеть – Без содроганья нельзя посмотреть. И не осталось деревни одной, Где б не запомнили мести такой. Вообще, в средневековой литературе каждый человек сводился к определенному типу в соответствии со своей социальной принадлежностью или своим рангом. Так, например, благородные должны были иметь волосы цвета льна, часто вьющиеся; голубые «правдивые» глаза. Если великий деятель не укладывался в общепринятые рамки, то его личность оставалась неразличимой под грудой общих мест биографов. Это произошло с Карлом Великим, имевшем редкий рост (192 см), что выяснилось при вскрытии его могилы, между тем в хрониках об этом нет ни слова.

4.Рост влияния и роли христианской церкви. С конца TV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве». Основные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

Именно церковь становится основным носителем благотворительности и призрения в период раннего и классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена – сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимыми лишь путем самоотречения и удаления от мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.

Киновитное (или общежительное) монашество сложилось в следующей форме. Монахи поселялись по отдельным кельям, известное количество которых составляло лавру. В каждой лавре было общее место для трапезы, молитвы и иных собраний всех монахов. Работы распределялись между монахами сообразно с силами каждого. Одежда монахов была у всех одинаковая и состояла из коловия или левитона (длинной льняной или шерстяной рубашки), аналава (шерстяной перевязи под мышками), кожаного пояса, милоти (верхней накидки из белой козьей или овечьей шкуры), кукуля (шапочки конической формы) и мафория (покрова на шапочку, вроде капюшона или башлыка). Никогда ни один монах не должен был приближаться к другому ближе чем на локоть.

Серьезные изменения в устройстве монастырского общежития были внесены в VI в. Уставом Бенедикта Нур-сийского, в котором провозглашались четыре обета: нестяжание, целомудрие, повиновение и «постоянство» (то есть пожизненное пребывание монахов в одном и том же монастыре). Значительное место было отведено физическому труду и чтению. Последнее имело особенно важное

Период общественной благотворительности значение, проложив путь научной деятельности монахов. Орден бенедиктинцев вскоре стал на Западе могучей цивилизующей силой. Распространившись из Италии во Францию и Испанию, бенедиктинский орден широко развернул свою деятельность с конца VI в., когда его силами воспользовался папа Григорий I. Союз папства и монашества значительно упрочил позиции обеих сторон.

В XI-XIII вв. монашеские ордена ились на два основных типа. Традиционные ордена (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, кармелиты и др.) имели целью служение Богу молитвой, проповедью, соблюдением обетов. Обновленные ордена (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.) ставили перед собой практические цели (уход за больными и ранеными, охрана паломников, освобождение силой оружия Святой земли).

Х1-ХШ вв. вошли в историю под названием «лета средневековья-» – поры зрелости и жизненной силы феодализма. Характерной чертой данного периода стала так называемая «аграрная революция», приведшая к росту производства зерна, переходу от мотыжной обработки земли к пашенной с использованием плуга, распространению трехполья и применению органических удобрений. Аграрная революция вызвала «коммунальную революцию» (освободившую города из-под власти сеньоров и породившую новое сословие – бюргеров, буржуа) и «энергетическую революцию» (проявившуюся в массовом применении водяных и ветряных мельниц).

Основные черты периода классического средневековья:

I Обострение борьбы между королевской властью и вассалами, приведшее к феодальной раздробленности и междоусобным войнам.

На фоне борьбы в прошлое отошел принцип вассалитета, уступив место юридической фиксации правового состояния сословий (рыцари, духовенство, крестьянство, бюргерство). Итогом внедрения нового принципа стало появление сословно-представительных монархий, когда наряду с королевской властью возникли органы сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные Штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаг и ландтаги в Германских княжествах, сейм в Польше). Конечно же, прав представительства были лишены крестьяне; в значительной степени ограничивалось в правах и городскоенаселение, однако появление нового типа монархий во многом предопределило впоследствии рождение демократического общества в странах Западной Европы.

2. Противоборство церковной и светской власти.

Церковь играла в период классического средневековья неоднозначную роль. С одной стороны, христианство выступало как интегрирующий и стабилизирующий фактор, способствуя росту и развитию товарно-денежных и рыночных отношений., грамотности и просвещения. С другой стороны, папство стремилось диктовать свою волю национальным государям в попытках создания единой европейской христианской монархии под властью Рима. В основу этих попыток были положены положения, изложенные еще Аврелием Августином (354-430 гг.) в работе «О граде Божьем», где основным тезисом было подчинение светской власти духовному авторитету церкви. Одновременно именно церкви отводилась ведущая роль в подавлении свободомыслия и ересей. Католическая церковь стала инициатором знаменитых «крестовых походов», имевших цель освободить Иерусалим из-под власти «неверных». Всего с 1096 по 1270 гг. состоялось восемь походов, приведших к разрушению городов, распространению опустошительных эпидемий и гибели сотен тысяч людей.

3. Становление национальных европейских государств.

В 1066 г. в Англии возникает парламент, а при Генрихе I (131 0-1135) и Генрихе II (1154-1189) произошло объединение страны под властью короля. В 1215г. принимается «Великая Хартия Вольностей», ограничившая власть короля и зафиксировавшая права сословий (например, владения графов и рыцарей становились теперь безусловными). Во Франции на протяжении XI-XIII вв. шла борьба между королевской властью (Капетингами) и мелкими сеньорами Иль-де-Франса, центральной области страны, приведшая к постепенному расширению королевского домена за счет владений смутьянов. Особенных успехов в этом направлении добились Филипп Август (1180-1223), Филипп Храбрый (1270-1285) и Филипп Красивый (1285-1314). В правление последнего созываются Генеральные Штаты (но их функция оказалась иной, чем в Англии; власть короля не была существенно ограничена, а роль Штатов сводилась к утверждению вводимых королем налогов). Наконец, в XIII в. происходит возникновение национальных государств на Пиренейском полуострове – Португалии, Наварры, Кастилии, Арагона, где также возникают органы сословного представительства – кортесы. Таким образом, крушение Западной Римской империи оказало неоднозначное воздействие на пути дальнейшее развитие западного мира, но, в целом, после длительного периода упадка рождается новая европейская цивилизация. В условиях же ослабления государственности функции благотворительности надолго перешли к христианской церкви.



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!