Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Скачать бесплатно Римское право о проблемах усыновления и попечительства»

/ Римское право
Контрольная,  5 страниц

Оглавление

Во II в. до н. э.-П в. н. э. оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений – так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения.

I. Усыновление.

Усыновление как таковое могло совершаться в двух видах, в зависимости от его целей. В случае, если целью было получение наследника при отсутствии детей (arrogatio), то в древности усыновление совершалось на народных собраниях в присутствии особого должностного лица (понтифика), усыновителя и усыновляемого. По расследовании обстоятельств усыновления и при удостоверении в согласии обоих заинтересованных лиц, понтифик предлагал собранию подтвердить усыновление.

римский писатель Авл Геллий (II в.) привел по этому поводу следующую фразу: «Пожелайте и прикажите, квириты, чтобы Луций Валерий Луцию Тицию стал сыном по закону и праву так, как если бы был рожден от этого отца и матери фамилии, и чтобы в отношении него была власть жизни и смерти, как у отца в отношении сына. Об этом так, как я сказал, прошу вас, квириты».

филантропический период а истории социальной работы_______|

Таким образом, усыновление (в форме arrogatio) совершалось в виде общественного узаконения. Однако в связи с тем, что усыновляемый располагал правами наследства, должны были быть выполнены некоторые условия. Во-первых, могли быть усыновлены только те лица, которые имели право участвовать в народных собраниях (свободные граждане); во-вторых, не подлежали усыновлению женщины и несовершеннолетние. Кроме того, усыновителем мог стать только свободный гражданин – мужчина. Впоследствии усыновление стало совершаться «по рескрипту императора», который мог позволить усыновлять и несовершеннолетних.

Более сложная форма усыновления (adoptio) использовалась для привлечения дополнительной рабочей силы в семью. В этом случае совершалась троекратная фиктивная продажа члена семьи «в рабство». Вначале отец усыновляемого продавал его какому-нибудь постороннему доверенному человеку, а тот тотчас отпускал сына на волю. Затем следовали вторая продажа и повторное освобождение на волю. Наконец, осуществлялась третья продажа, после которой сын уже был формально свободен от уз, связывавших его со своей семьей, но третьего отпуска на волю не производилось и сын пока считался собственностью доверенного лица,

Именно тогда выступало лицо, желавшее усыновить, и предъявляло формальное обвинение против доверенного лица, после чего судья передавал усыновляемого усыновителю. В данном случае возможно было усыновление и женщин, и несовершеннолетних. II. Опека и попечительство.

Во всяком обществе могут оказаться лица, имеющие права («правоспособные»), но не обладающие достаточной степенью разумения и зрелостью воли для самостоятельного управления своими делами («недееспособные»), К последним по римскому праву относились несовершеннолетние и безумные; таковыми же являлись, согласно старым воззрениям, женщины; наконец, таковыми же признавались и расточители.

Если все эти лица находились под чьей-либо семейной властью, то особого вопроса об их охране не возникало. Во-первых, согласно римскому праву, никакого своего имущества они не имели, во-вторых, они находили «есте-ственную» охрану в лице главы семейства (paterfamilias). Иное дело, если они таковой естественной семейной охраны не имели. Тогда для права возникал вопрос об организации для них искусственной защиты, о создании своеобразного суррогата семейной охраны. Именно этой цели и служил оформленный в римском праве институт опеки и попечительства. На протяжении истории Древнего Рима данный институт постепенно видоизменялся и усложнялся.

Так, в древнейшее время, когда еще были сильны родовые связи, опека над недееспособными лицами составляла дело родственников, причем тогда в институте опеки на первом плане стоял вопрос не о заботе над подопечным, а о заботе об его имуществе в интересах его ближайших наследников. Именно для этих последних, в конечном итоге, оказывалось крайне важным, чтобы то имущество, которое может впоследствии дойти до них в порядке законного наследования, не оказалось в руках безумного, малолетнего и т.п., не было растрачено или расхищено. Вследствие этого опека имела характер некоторой предварительной охраны возможного в будущем наследства, и данная идея выражалась во всем функционировании опеки.

Прежде всего порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследованию, то есть естественным опекуном становился ближайший наследник. Причем наследование определялось только в рамках агнатическо-го родства, а естественным опекуном являлся ближайший агнат (агнатическое родство – это не родство вообще, а лишь имеющее значение по гражданскому праву кровное родство, ограниченное членами семейства, происшедшими от лиц мужского пола, или усыновленные ими. Например: братья и сестры суть агнаты, но дети сестры в их число уже не входят).

Однако уже в Законах XII таблиц данное правило было изменено, и глава семейства мог по завещанию изменить этот законный порядок и назначить для своих малолетних или слабоумных детей какого-либо иного опекуна («Если отец семейства узаконит опекунство в отношении своих дел, то это будет правом»). В таком случае возникала возможность несовпадения опекуна с ближайшим наследником опекаемых; то есть, подобно тому, как завещатель мог лишить своего законного наследника ожидаемого им наследства, так же точно он мог лишить его и права опеки.

филантропический период в истории социальной работа_______|

Опека первоначально являлась не обязанностью, а правом опекуна, тем самым ставя последнего во властное положение по отношению к опекаемому и его имуществу. Так, отмечалось, что опека составляет собою «силу и власть в отношении личности ребенка для надзора за тем, кто вследствие малолетства платить не может».

Однако постепенно элементы обязанности, заботы все более и более выступали на первый план, и положение опекуна коренным образом менялось: самые его права уже становились лишь средством для выполнения лежащей на нем обязанности. Таким образом, видоизменялась и основная цель опеки: не охранение своих возможных в будущем прав на наследование, а забота о чужих правах. Именно поэтому уже к началу новой эры в римском праве опека обозначалась не как право, а как «бремя, обременение», «общественная повинность» («onus», «munus publicum»).

При этом опека становилась общественной повинностью в двояком смысле. Прежде всего в этом определении заключалась идея о том, что опека в смысле заботы о лицах, которые сами о себе позаботиться не могут, есть общая обязанность государства. Данная мысль совершенно чужда старому, архаическому праву, по которому если у малолетнего или безумного не было ни опекуна по закону (вследствие отсутствия родственников), ни опекуна по завещанию, то он оставался вовсе без опеки, так как не было лиц, которые имели бы на нее право. Однако уже в начале II в. до н. э. данная ситуация коренным образом изменилась, а в указанных случаях опекуны назначались магистратами при участии народных трибунов. Таким образом, опекунами могли уже становиться лица, назначенные государством и не имевшие никаких родственных связей с опекаемым. Вместе с тем постепенно усиливался и контроль государства над деятельностью опекунов. Во многих случаях они должны были испрашивать разрешения на те или иные действия в отношении опекаемых у местных властей. Опекунские дела разрослись настолько, что сделались специальной компетенцией консулов, а в провинциях – органов муниципального управления. Последние также несли ответственность перед опекаемым за плохое управление рекомендованных ими опекунов.

В другом отношении опека превратилась в общественную обязанность и отдельных граждан. Если раньше one-кунство составляло право, от которого каждый мог свободно отказаться и которое можно было свободно «переуступить», то теперь оно стало обязанностью, освобождения от которой можно было просить только при наличии уважительных причин. Таким образом, сама сущность и правила опеки приобрели в императорском Риме примерно тот же вид, какой они имеют и в современном праве.

Римское право исстари различало два вида опеки: собственно опека (tutela) и попечительство (сига), хотя принципиальной разницы между функциями опекуна (тьютора) и попечителя (куратора) нет. В то же время роль опекуна или попечителя могла толковаться различно в зависимости от характера недееспособности, послужившей основанием для учреждения опеки,

Если недееспособность являлась полной (малолетний, безумный), тогда опекун или попечитель имел право заменить подопечного и самостоятельно вести его дела. Если же недееспособность являлась лишь частичной (несовершеннолетний, расточитель), тогда роль опекуна сводилась к подкреплению действий опекаемого в совершении отдельных имущественных актов.

Конечно же, в случае, когда опекуну приходилось полностью заменять опекаемого, возникала опасность бесконтрольности действий первого. В древнем праве Рима не было представительства при заключении сделок, то есть возможности заключения сделки одним лицом от имени и на счет другого. Вследствие этого опекун или попечитель обыкновенно заключал сделки на свое имя и лишь затем (например, по достижении малолетним определенного возраста) переносил все приобретенные права на подопечного.

Так же первоначально опекун не был ничем ограничен в своей деятельности: он мог заключать всякие сделки, мог продавать вещи опекаемого, закладывать его имущество и т.п. Такие права создавали базу для злоупотреблений и расхищения имущества опекаемого недобросовестным опекуном. Средств для защиты интересов опекаемого было лишь два: возбуждение кем-либо уголовного преследования против подозрительного опекуна, которое могло привести к его отстранению, и возбуждение иска по окончании опеки, однако, если опекун к тому времени умирал, то иск не мог быть предъявлен против его наследников.

филантропический период в истории социальной работы_______|

Эти средства с течением времени были признаны недостаточными, и уже во II-I вв. до н. э. появилась возможность предъявления бывшим опекаемым новых исков в отношении опекуна или попечителя. Во-первых, по окончании опеки опекаемый мог потребовать отчета от опекуна и возмещения возможных убытков не только от него самого, но и от его наследников, причем не только в случае растраты имущества, но и в случае нерадивости или бездеятельности. Во-вторых, по окончании опеки опекун мог потребовать от бывшего опекаемого уплаты понесенных им расходов, но вознаграждения непосредственно за ведение опеки римское право не предусматривало.

Далее, для лучшего обеспечения интересов опекаемых к этим искам присоединились дополнительные средства. Входит в обычай требовать от опекуна при самом вступлении его в должность обеспечения; кроме того, уже в период империи признается законная ипотека опекаемого на все имущество опекуна (то есть возможность возмещения убытков, понесенных опекаемым, за счет залога имущества опекуна для получения ссуды).

Однако все эти средства могли оказаться недейственными при имущественной несостоятельности опекуна. Именно поэтому усиливавшаяся забота государства об интересах опекаемых приводит к появлению различных ограничений самой деятельности опекуна. Раньше всего закон запретил опекунам акты дарения. По сенатскому постановлению от 195 г. запрещалось отчуждать сельскую недвижимость опекаемого без разрешения властей. В результате роль опекуна постепенно свелась к роли простого хранителя имущества иж ведению самых неотложных текущих дел опекаемого.

В зависимости от объекта опеки выделялись и ее различные формы:

1. Попечение о несовершеннолетних.

Человек (свободный римский гражданин) по римскому праву являлся правоспособным уже с момента своего рождения, он мог тотчас же оказаться обладателем огромного состояния и участником сложнейших юридических отношений. Однако было очевидным, что признать за ним тотчас же дееспособность нельзя. Вследствие этого уже в древности в Риме наступление дееспособности человека откладывалось до достижения им известной степени фи-зической и психической зрелости. Вопрос возникал лишь о том, какими признаками следовало определять наступление этой зрелости, достижение совершеннолетия.

Установления определенного возраста римское право не знало; решающим признаком становилось достижение физической, половой зрелости – возраста, когда мальчик превращался в мужчину. Момент этот для всех людей неодинаков, вследствие чего его определение для каждого отдельного лица составляло обыкновенно дело его же семьи, и признание совершеннолетним выражалось в каких-либо внешних признаках (например, в смене детской одежды на взрослую и т.п.).

Так же римское право длительное время различало совершеннолетие и несовершеннолетие по единственному признаку половой зрелости. Однако с развитием экономической и деловой жизни данный критерий оказывался решительно непригоден; условия новой жизни потребовали установления какого-либо определенного, для всех одинакового, возраста совершеннолетия. Ко времени правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) был зафиксирован единый возраст достижения мужчиной совершеннолетия – 14 лет.

Однако между только родившимся ребенком и юношей, достигшим совершеннолетия, имелись и промежуточные ступени, так как человек постепенно приобретал способность ориентироваться сначала в простых, а затем – и в более сложных вещах. Именно поэтому римское право различало среди несовершеннолетних две основные группы. Дети до 7 лет (инфанты) никакого участия в гражданском обороте не принимали; всякое волеизъявление их признавалось ничтожным и не могло быть даже основанием для действий или согласия опекуна. Именно поэтому опекун имел право всецело заменить опекаемых, ведя дела от их имени. Дети от 7 до 14 лет, за которыми уже признавалась определенная способность разумения, сделки чистого приобретения (например, принятие подарка) могли совершать без согласия опекуна; во всех же остальных случаях они действовали при участии опекуна и с его согласия. По достижении 14 лет человек признавался совершеннолетним, а потому мог вести дела самостоятельно. Однако этот возраст вскоре обнаружил свою недостаточность, что и было зафиксировано особым законом от 190 г. до н. э.

филантропически^ !]ериод в истории социальной работы_______|

По данному закону устанавливалась уголовное преследование против лиц, которые воспользовались неопытностью совершеннолетних, но не достигших 25 лет юношей. Наказывались в этом случае не только прямой обман, но и заключение невыгодной сделки.

Такое покровительство со стороны государства имело и обратную сторону: коммерсанты стремились ограничивать контакты с людьми, не достигшими двадцатипятилетнего возраста. Поэтому на рубеже двух эр в Риме возникает особый институт кураторства – советчики и представители лиц в возрасте от 14 до 25 лет. Постепенно в силу вошло предписание, по которому никакая сделка юноши не может быть признана действительной, если заключена без участия куратора. Тем самым реальный возраст достижения совершеннолетия сдвинулся до 25 лет, а правовое положение лиц от 14 до 25 лет фактически сравнялось с положением детей.

2, Опека над женщинами.

Женщина в римском праве считалась недееспособной даже тогда, когда она не находилась ни под властью отца, ни под властью мужа. Причиной тому являлся древний порядок, по которому обладание правом предполагало способность субъекта владеть оружием.

Женщина вследствие отсутствия такой способности всю свою жизнь должна была находиться под опекой своего ближайшего агната или того лица, которое было назначено ей в опекуны по завещанию отца или мужа. Однако постепенно, с изменением самих условий правовой жизни, характер опеки видоизменялся. Уже ко II в. до н. э. ее безусловный характер утрачивает смысл и отмирает. Женщина самостоятельно ведет свои дела и лишь в редких случаях требуется согласие опекуна, которое, впрочем, не имело решающего значения.

Однако и в таком виде опека над женщинами вскоре начала казаться стеснительной и ненужной. Так, римский юрист II в. Гай отмечал, что такая опека не имеет под собою основания, а «обычно вульгарное мнение, будто женщины вследствие присущего им легкомыслия делаются часто жертвой обмана, есть мысль более благовидная, чем истинная». В результате эдиктами императоров Гонория и Феодосия возможности установления опеки над женщинами были устранены.В то же время уничтожение опеки над женщинами отнюдь не означало полного уравнения в правах с мужчинами. Целый ряд юридических функций оставался для женщин недоступен. Во-первых, женщины не имели права занимать никаких государственных должностей; во-вторых, не могли выступать за других в суде (то есть являться чьим-либо представителем); в-третьих, не могли быть назначены опекунами (кроме матери или бабки по отношению к своим детям или внукам).

С другой стороны, римские свободные женщины имели и некоторые привилегии. Например, в целом ряде случаев женщины могли сослаться на незнание закона (вместе с крестьянами, несовершеннолетними и солдатами). Данное право было признано за женщинами «вследствие слабости пола». Недействительным также признавалось принятие женщинами ответственности за чей-либо долг: мотивом для данного узаконения признавалась «слабость» и «излишняя доверчивость» женщины.

Впоследствии права женщины были более полно развиты в византийском законодательстве. Так, согласно «Ди-гестам» Юстиниана (одной из частей Свода византийского права, составленного в VI в.), в браке супруг имел право на распоряжение и даже отчуждение некоторой части собственности своей супруги, но приданое находилось на «риске мужа», то есть он нес ответственность перед законом за целостность имущества жены. В случае развода жена могла вернуть себе все приданое. И в более поздний период государство продолжало стоять на защите имущественных прав свободной женщины. По данным законодательного свода 726 г. «Эклоги», если у мужа были финансовые проблемы и после его смерти оставались долги, то кредиторы не имели права войти в дом, пока вдова не восполнит своего приданого. Таким образом, за кредитоспособность мужа жена не несла никакой ответственности своим имуществом.

Стремление оградить от посягательств имущественные права жены и матери прослеживается и в законодательстве византийского императора Льва VI Мудрого (886-912). Статья 110 предписывала женщинам после прекращения брака составить инвентарную опись имущества, благодаря которой они могли защищать свои законные права, если те были нарушены.

филантропический период в истории социальной работы_______|

В руководстве для судей, составленном в Византии после 879 г.– «Эпаногоге» Василия Великого – четко выделяются три случая, когда жена могла распоряжаться своим приданым: а) для содержания себя, мужа и детей; б) для купли приличной земли; в) для поддержания своего отца, находящегося в изгнании. К XIV в. женщина стала иметь гораздо больше возможностей взять на себя управление приданым, чем раньше. Закон утрачивает свой покровительственный характер в правление династии Па-леологов (1261-1453), и женщины уравниваются с мужчинами в правах наследования.

Следует подчеркнуть, что сами мужчины требовали наделить своих жен правами наследования (имением, вотчиной) вместо приданого. Это способствовало развитию инициативности женщин в экономической сфере. Приданое стало вкладываться как капитал в такие сугубо «мужские» занятия, как ремесло и торговля. Особенно активно этим занимались представительницы высших сословий.

Взаимосвязь социально-правовых, социокулътурных, социально-демографических и других аспектов проблемы удобнее рассмотреть на примере изменения норм бракоразводного права. В этой области также проявляется тенденция к уравниванию прав мужа и жены. Так, жена имела возможность развестись с мужем по физиологическим причинам, а для мужчин такого повода не предусматривалось (хотя практика расторжения брака по причине бесплодия женщины, судя по всему, имела место). Статья 3 5 свода «Эклоги» гласит: «Если мужчина в течение трех лет оказывался неспособным к брачному сожительству, то женщина имеет полное право на развод».

3. Попечительство над безумными.

Законы XII таблиц постановляли, что «если человек впадет в безумие и не будет кому о нем позаботиться, пусть будет власть агнатов над его имуществом». Таким образом, попечительство и здесь становилось делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало полную власть над личностью и имуществом опекаемого.

Дальнейшее развитие шло по пути усиления государственного контроля за действиями попечителей. Так, при Юстиниане опекуны уже назначались властями. Сами безумные признавались пожизненно лишенными дееспособности, вследствие чего опекун полностью заменял опека- Щ

емого. Назначению попечителя предшествовало расследование психического состояния больного со стороны магистратуры, от которой и зависело установление опеки. В случае, если к помешанным изредка возвращалось сознание, то тогда они признавались временно дееспособными.

4. Попечительство над расточителями.

Уже по Законам XII таблиц была предусмотрена возможность расследования со стороны магистрата наличия расточительности того или иного лица. Расследование производилось по заявлению ближайших родственников. В случае, если обнаруживалось наличие расточительной наклонности, тогда магистрат налагал на расточителя запрет. Обычная формула такого запрета была следующей: «Поскольку ты имущество отцовское и дедовское расточительством своим губишь и ведешь детей своих к нищете, по этой причине запрещаю тебе распоряжаться этим имуществом».

Первоначально запрещение касалось лишь имущества, полученного по наследству («отцовское и дедовское»), того самого, которое должно было перейти к детям расточителя. Но с течением времени запрещение было распространено на всякое имущество вообще. Расточитель же ограничивался в своей дееспособности и его деятельность ставилась под надзор куратора (попечителя). Сам расточитель имел право заключать сделки чистого приобретения, для всех же остальных требовалось согласие попечителя. Длительность опеки в данном случае зависела как от характера опекаемого, так и от отношения к нему его родственников.

Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечительство над наследством, пока оно не будет принято наследниками; попечительство для охранения интересов еще нерожденного ребенка. Особого интереса заслуживает последняя из названных форм опеки: если умирал или погибал муж, а зачатый им ребенок должен был вскоре родиться, то для охраны имущества умершего назначался опекун. Далее же все зависело от игры природы: если рождался мальчик, то по закону имущество переходило к нему, а опекун исполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника, если же рождалась девочка, то имущество

филантропический период в истории социальной работы_______|

переходило вдове, а функции опекуна, тем самым, прекращались.

Итак, в рамках римского права разрабатывались отдельные проблемы, связанные с призрением, но они в основном касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усыновления, все происходило в рамках семьи, хотя и под контролем государства. Собственно же государственная политика в сфере общественного призрения была крайне ограниченной и ограничивалась в основном устройством народных зрелищ и угощений.

Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Риме особое развитие получила филантропическая деятельность, осуществлявшаяся как государством, так и частными лицами и означавшая зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устройство празднеств и зрелищ, и просто добрая пирушка.


Работа похожей тематики


Сравнительный анализ дефиниций "общественная безопасность" и "общественный порядок" во Франции, в Австрии, ФРГ, США, Канаде и России

Бондарев Д.А., Фирсова Е.А.
Электронный ресурс, 2010.
Статья посвящена сравнительному анализу дефиниций "общественная безопасность" и "общественный порядок" зарубежных стран и России. Также в статье проанализированы мнения зарубежных и отечественных ученых по проблематике общественной безопасности и общественного порядка.
Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, общественные отношения.
The article deals with comparative analysis of definition of "public security" and "public order" of foreign countries and Russia. The article also analyses the opinions of Russian and foreign scientists with regard to the sphere of "public security" and "public order".
Key words: public security, public order, public relations.
"Обеспечение безопасности" как правовая категория охватывает отдельные направления деятельности государства по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз его безопасности. По нашему убеждению, данная правовая категория является одновременно одной из основных функций любого современного демократического государства.
Однако понятия "общественная безопасность" и "общественный порядок" в действующем законодательстве Российской Федерации не закреплены, что вызывает многочисленные споры как среди ученых, так и среди практиков. В зарубежных источниках также нет однозначного взгляда по данному вопросу. Это, по нашему мнению, сделано умышленно, с целью обеспечить сотрудников полиции и военнослужащих жандармерии возможностью выбора наиболее эффективного варианта поведения для оптимальных действий при выполнении возложенных на них задач в каждой конкретной ситуации.
Например, по мнению французских юристов, термин "безопасность" относится к "неопределенным правовым понятиям" и законодателем не расшифровывается, оставляя простор для действий исполнителей - полицейских и жандармов. Что же касается толкования этого термина, то известный французский ученый-юрист Жорж Ведель определил его следующим образом: "Безопасность - деятельность, направленная на предупреждение опасности, угрожающей коллективу или частным лицам, начиная от предотвращения заговоров против безопасности государства и кончая предотвращением несчастных случаев" <1>.
--------------------------------
<1> Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1974. С. 466.
Аналогичное мнение имеет по данному вопросу и международная комиссия юристов <2>. В ежемесячном журнале, выпускаемом организацией, дано следующее определение понятия "общественная безопасность": "Общественная безопасность означает защиту личности от опасности, направленной против ее жизни и здоровья или с целью нанесения ущерба ее собственности. Необходимость защищать общественную безопасность может вызывать юридические ограничения прав и свобод граждан, установленные законом" <3>.
--------------------------------
<2> Это очень авторитетная международная организация, имеющая в своих рядах ведущих юристов мира, которая существует для распространения во всем мире правовых знаний и осуществления контроля со стороны общественности за деятельностью властей по соблюдению и защите прав человека. Международная комиссия юристов имеет штаб-квартиру в Швейцарии (г. Женева) и свыше 60 национальных филиалов в разных странах. Организация имеет консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы.
<3> International commission of jurists. The review. N 36. June 1986. P. 50.
В решении Баварского Конституционного суда от 13 октября 1951 г. термин "общественная безопасность" определен как "целостность здоровья, чести, свободы и имущества граждан, а также неприкосновенность правового порядка и основных учреждений государства" <4>.
--------------------------------
<4> Гиленсен В.М. Полиция ФРГ. М., 1973. С. 18
Известный австрийский юрист Петерс в своей книге "Учебник административного права" под понятием "общественный порядок" имеет в виду "совокупность всяких неписаных правил поведения индивидуума в обществе, которые по господствующим взглядам характеризуются как непосредственные предпосылки упорядоченного сосуществования государства и граждан" <5>.
--------------------------------
<5> Peters. Lehrbuch der Verwaltungsrecht. Frankfurt a/M., 1961. S. 377.
Представляется также интересной точка зрения германского правоведа Р. Зампера: "Общественная безопасность и порядок являются неопределенными правовыми понятиями. Это означает, что не может быть зафиксировано законом то, что в конкретном случае (в конкретном месте и в конкретное время) следует понимать под общественной безопасностью и порядком, т.е. то, что является охраняемым полицией. Это должно быть в большей мере в каждом конкретном месте и в конкретное время быть определено с деловой точки зрения" <6>.
--------------------------------
<6> Samper R. Kommentar zum bayerischen Polizeiaufgabengesetz. Munchen, 1965. S. 23.
В США рассматриваемое понятие определяется как "часть общего благосостояния, как осознанное чувство благополучия, порождающее у индивидуума относительную уверенность в том, что он или она в состоянии удовлетворить свои основные потребности и желания в настоящем и будущем" <7>. Если говорить об оборотной стороне этого явления, то "опасность заключается в потере доходов, различных средств (например, на поддержание здоровья), в недостаточных доходах (например, низкая зарплата или неполная занятость) или в неопределенности дохода (даже для высокооплачиваемого работника)" <8>. В свою очередь, в Канаде "общественная безопасность" означает поддержание таких условий, которые необходимы для постоянного и долгосрочного повышения производительности труда и увеличения капитала и, таким образом, высокого и увеличивающегося стандарта жизни страны, включая поддержание справедливой, безопасной и динамичной деловой атмосферы, способствующей инновациям, внутренним и внешним инвестициям и постоянному экономическому росту" <9>.
--------------------------------
<7> Шершнев И.Л. Общественная безопасность: Ключевые понятия // Проблемы внутренней безопасности России в XXI в.: Материалы научно-практической конференции 15 - 16 февраля 2001 г. М., 2001. С. 102 - 103.
<8> Там же. С. 102 - 103.
<9> Там же. С. 102 - 103.
Особое значение в преломлении к проблеме построения адекватной системы общественной безопасности сегодня приобретает безопасность социально-экономической сферы. Недаром в трактовках термина "общественная безопасность", используемых за рубежом, акцент сделан именно на этот аспект.
В административно-правовой литературе России вопрос о дефиниции "общественная безопасность" является дискуссионным.
Анализ русского законодательства показывает, что различные понятия, обозначающие общественный порядок и безопасность, встречались в актах уже начиная с середины XVII в. в Соборном уложении 1649 г. Слова "бесчиние" и "бесчинство" применялись к лицам, нарушающим порядок в общественных местах. Так, в главе II Уложения 1649 г. (ст. ст. 6 - 7) эти слова адресовались лицам, нарушающим порядок в церкви во время богослужения. В главе III "О государевом дворе, чтоб на государевом дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было" в понятие "бесчинство" входили: оскорбление словом и действием на царском дворе, обнажение оружия при государе, ношение оружия на царском дворе, ловля рыбы в государевых прудах и озерах <10>. Эта глава была направлена на охрану феодального порядка и чести царского двора.
--------------------------------
<10> См.: Соборное уложение 1649 г. / Рук. авт. колл. А.Г. Маньков. Л., 1987. С. 110, 137.
В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" безопасность определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз" <11>.
--------------------------------
<11> Закон Российской Федерации "О безопасности" // Российская газета. 1992. 6 мая.
Определение общественной безопасности найдено лишь в Приказе МВД РФ от 15 марта 2002 г. N 240 "Концепция развития службы общественной безопасности МВД России". Это "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями" <12>. Поэтому в настоящее время, по-видимому, целесообразно использовать именно это определение общественной безопасности.
--------------------------------
<12> Приказ МВД России от 15 марта 2002 г. N 240 "Концепция развития Службы общественной безопасности МВД Российской Федерации".
В юридическом энциклопедическом словаре общественная безопасность определяется как "система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий" <13>.
--------------------------------
<13> Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 204.
Наиболее удачно и полно определяет общественную безопасность Б.П. Кондрашов. Под общественной безопасностью он понимает "систему общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств" <14>. Общественный порядок в широком смысле он определил как установившуюся в результате соблюдения социальных норм (норм права, морали, обычаев, традиций и т.п.) систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется всей политической системой государства. В приведенных определениях сложно найти принципиальные отличия. По мнению Б.П. Кондрашова, отношения в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами, а отношения в сфере общественного порядка - и правовыми, и иными социальными нормами. Ниже автор отмечает, что общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Соблюдение правил, норм и требований общественной безопасности служит условием поддержания надлежащего общественного порядка <15>.
--------------------------------
<14> Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М.: Юрист, 1998. С. 8.
<15> См.: Там же. С. 18.
Интересна точка зрения В.Н. Васина, он определяет "общественную безопасность" следующим образом: это "состояние обеспеченности общества мерами охраны и механизмом их реализации от преступных посягательств, антропогенных воздействий природной среды, аварий и катастроф" <16>.
--------------------------------
<16> Васин В.Н. Право на общественную безопасность: Монография. М.: ЮИ МВД России, 1999. С. 84.
Л.Л. Попов трактует общественную безопасность как "систему общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо по другим чрезвычайным обстоятельствам социального или техногенного характера" <17>.
--------------------------------
<17> Административное право: Учебник / Под общ. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2001. С. 689.
Г.А. Туманов и В.И. Фризко определяют общественную безопасность "совокупностью опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими и техническими, и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде" <18>.
--------------------------------
<18> Туманов Г.А., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 8. С. 21.
Как видим, по своему смысловому содержанию точки зрения отечественных и западноевропейских юристов на понятие "общественная безопасность" довольно близки, обоснованы единым подходом и существенно не отличаются. Однако в трактовках термина "общественная безопасность", используемых за рубежом, акцент сделан на социально-экономическую сферу.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7306.html


0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!