Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Прочитайте статью Н. Бердяева “Русский коммунизм” // История России XIX-XX веков: Хрестоматия. Магнитогорск. 1998. С. 153-162»

/ Политология
Контрольная, 

Оглавление

Прочитайте статью Н. Бердяева “Русский коммунизм” // История России XIX-XX веков: Хрестоматия. Магнитогорск. 1998. С. 153-162

Ответьте письменно на следующие три вопроса:

Как был воспринят марксизм в России различными политическими течениями?

Первоначально марксизм был воспринят в России в основном с объективно-научной стороны. С надеждой была воспринята идея Маркса о том, что социализм является “необходимым результатом объективного экономического развития, что он детерминирован самим развитием материальных производительных сил”. Русские социалисты почувствовали себя не мечтателями, а людьми стоящими на научных позициях. Но достижение цели, предрекаемой марксизмом можно было достичь только в стране с развитым капитализмом. Россия была аграрной, крестьянской страной. Поэтому, чтобы доказать, что в России возможен социализм, необходимо было доказать, что здесь возможен и капитализм. Но здесь среди русских марксистов возникли разногласия. Одни (подобные Плеханову) считали, “что развитие капиталистической промышленности в России означает надежду на торжество социализма”. Чтобы достичь этого необходимо все силы отдать для развития сознания возникающего рабочего класса. Для других (легальных марксистов как, например, Струве) развитие капиталистической промышленности приобретало решающее значение, революционно-классовая сторона марксизма отходила на второй план.  Меньшевики считали, что социалистическая революция возможно лишь в стране с развитым капитализмом, когда Россия перестанет быть крестьянской и аграрной страной. Но часть русских марксистов не могла так долго ждать. “И наиболее революционно настроенные русские марксисты должны были иначе истолковать марксизм и построить другие теории русской революции, выработать иную тактику”. Среди таких марксистов революционная воля преобладала над интеллектуальным, книжным истолкованием марксизма. Произошло соединение традиций старой русской революционности с традициями революционного марксизма. “Марксисты-большевики оказались гораздо более в русской традиции, чем марксисты-меньшевики”. Именно большевики сделали из марксизма по отношению к России совершенно оригинальные выводы, которые скорей всего могли быть не приняты Марксом и Энгельсом. Большевикам приходилось рассчитывать первоначально на буржуазную революцию, на развитие капитализма, а затем уже совершить социалистическую революцию.1

Почему большевикам удалось создать специфический образ марксизма на русской почве?

Большевистский эксперимент стал возможен в силу специфических условий России. В первую очередь “это оказалось согласным с русскими традициями и инстинктами народа”. Народ не принял русскую интеллигенцию. Был необходим новый революционный миф. Поэтому был создан миф о пролетариате. Марксисты по-новому изложили прежний миф. Они отождествили русский народ с пролетариатом. По сути Ленин как бы вернулся с новых позиций к старой традиции русской революционной мысли.  Большевизм оказался “гораздо более традиционен, чем это принято думать, он согласен со своеобразием русского исторического процесса. Произошла русификация и ориентализация марксизма”. Специфика русского марксизма выразилась и в том, что высшей ценностью признавались не интересы рабочих, не ценность человека и человеческого труда, а сила и мощь государства.2

Почему русский коммунизм можно назвать извращенным православием?

Коммунизм имеет религиозный характер, но именно религия коммунизма делает его антирелигиозным и антихристианским. “Коммунистическое общество и государство
претендуют быть тоталитарными. Но это и есть основная ложь”. Только царство Божье может иметь тоталитарный характер. Здоровое и верное понимание жизни, вполне согласное с христианством о том, что человеческая жизнь должна служить не себе, а великому целому – искажается русским коммунизмом отрицанием самостоятельной ценности и достоинства любой человеческой личности, неприятием духовной свободы отдельного человека. Еще одна верная идея о призвании человека с другими людьми – “регулировать и организовывать социальную и космическую жизнь” находит свое искажение в русском марксизме. Человек превращается в орудие  и средство революции. В коммунизме правда и ложь очень сильно перемешаны. Идея бесклассового, трудового общества “в котором каждый работает для других и для всех”, соединяясь с ложным миросозерцанием, отрицающим дух и свободу, приводит к самым трагическим результатам. Русский коммунизм превратился в деформацию русской идеи, русского мессианизма и искания царства правды, особенно в условиях войны. Русский коммунизм очень тесно связан с русскими традициями, в том числе и плохими. “Нигилистическое отношению к миру и человеку есть извращенная форма аскетического православия”. Однако, парадокс русского коммунизма заключается в том, что даже если религия будет полностью уничтожена в душах русских людей, то коммунизм все равно не сможет восторжествовать. Другой стороной этого парадокса является то, что лучший тип коммуниста возможен только при христианском духовном  воспитании человеческих душ. Если этот дух будет окончательно уничтожен, то возобладает самый низкий, шкурнический тип человека.1                 



1 Бердяев Н.А. Русский коммунизм // История России XIX-XX веков: Хрестоматия. Магнитогорск. 1998. С. 153-155 

2 Там же. С. 160-161

1 Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 161

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!