Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Прочитайте статью Г.Т. Тавадов. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. 1997. №1. С. 38-45»

/ Политология
Контрольная, 

Оглавление

Задание 1

 

Прочитайте статью Г.Т. Тавадов. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. 1997. №1. С. 38-45

    Ответьте письменно на следующие три вопроса:

 

Какие виды федераций условно можно выделить?

            Одна из самых распространенных форм государственного устройства является федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Автор данной статьи выделяет различные виды федераций, используя при этом в качестве системообразующих отличий определенные признаки. Одним из таких признаков является – территориальный. К таким федерациям относятся: США, ФРГ, Австралия, Мексика и др. государства.

            Другой признак, позволяющий разграничить различные виды федераций – национально-территориальный. Федерации, отличавшиеся по данному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия) не выдержали проверку временем, потому что угроза национал-сепаратизма привела к повышению в этих государствах дезинтеграционных, сепаратистских тенденций и в конечном итоге к распаду таких федераций.

            Еще один тип федераций – федерации смешанного типа. Сюда относится Российская Федерация. В состав Российской Федерации входят различные субъекты (общее число которых достигает 89), одни из которых представляют собой национально-государственные и национально-территориальные образования: республики, автономные области, автономные округа, другие – административно-территориальные образования: края, области, города федерального значения.

            Необходимо учитывать, что большое количество различных национальностей на территории России (более 100) приводит к тому, что национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве российского государства. В ряде федераций при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается также и этнический фактор (Швейцария, Канада, Пакистан, Бирма). Существуют федерации, созданные по языковому признаку (Индия, Бельгия). Говоря о различных видах федераций нельзя забывать, что это деление весьма условно.

 

В чем отличие федерации от унитарного государства?

          Унитарное государство (фр. – единое, составляющее одно целое) – это простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным органам власти и местным представительным органам.

          Отличие федерации от унитарного государства состоят в следующем. В отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определенную политическую самостоятель­ность и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства. Федерация, как правило, имеет двухпалатный парламент, где верхняя палата выражает интересы субъектов федерации, а нижняя – является органом общефедерального представительства. Одним из формальных признаков федерации является нали­чие двойного гражданства. В федеративном государстве функционирует правовая си­стема, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Субъект федерации обладает правом иметь собственную су­дебную систему. В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации.

 

Каковы принципы разграничения предметов ведения в федеративных государствах?

            В федеративных государствах используется несколько принципов разграничения предметов ведения. Один из них – принцип “дуалистического федерализма” (впервые примененному в США) устанавливает сферу исключительной компетенции федерации, т.е. тем самым устанавливается перечень вопросов, по которым решения принимает только федерация, а вопросы, не упомянутые в этом перечне, считаются относящимися к ведению штатов. Согласно другому принципу устанавливается перечень предметов исключительного ведения субъектов федерации (Австрия, Индия, Канада).

            К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относится: местное управление, местные работы и предприятия, местные налоги, вопросы общественного порядка, культуры, санитарии и др. В Конституции федеративного государства могут быть указаны вопросы совместного ведения федерации и ее субъектов, например: ряд отраслей права (гражданское, уголовное, трудовое, земельное и др.), социальное обеспечение, общие принципы налогообложения и сборов, торговля, транспорт, банковское и биржевое дело, образование, культура и пр.  

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!