Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Понятие и содержание ипотеки
2. Льготы для работников совмещающих работу с обучением
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
2. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №29. Ст. 3400
3. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1997. №30. Ст. 3594
4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №35. Ст. 4135
5. Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. №3266-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 150
Литература
6. Ипотека в России / Под ред. А.В. Толкушкина. М., 2010
7. Правовые проблемы организации рынка ипотечного кредитования в России / Под ред. В.С. Ема. М., 2011
8. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2010
9. Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. М., 2011
Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации.
Клейменова, Е. В., Моралева, К. А.
Закономерности развития правовой культуры и выражение ее в конституциях РСФСР и Конституции РФ до настоящего времени не подвергались обстоятельному анализу. Между тем правовая культура играет большую роль в реформировании Основного Закона России, в сложных процессах формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни общества.
При анализе понятия «правовая культура» в отечественной литературе используются в основном три концепции: антропологическая, социологическая, философская.
В рамках антропологического подхода правовая культура рассматривается как проявление самых разнообразных сфер правовой жизни.1 Несмотря на его широту, он ориентирован лишь на суммарную, механическую фиксацию результатов правовой деятельности. Характеризуя ее результаты как ценности, предполагаемый метод не позволяет сформулировать четкие критерии того, что следует считать ценностями. Ограничиваясь данной точкой зрения, нельзя вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру.
Правовая культура при социологическом подходе рассматривается в общественном и личном плане. В данном случае в ее трактовке велика роль аксиологии, т. е. определенного качества правовой жизни общества и личности. Однако данный подход, высвечивая правовую культуру личности в ценностном аспекте, не раскрывает их связь и взаимодействие и не отражает другие ее проявления.2
Правовая культура при философском подходе «представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу».3
С нашей точки зрения, теоретические основы приведенных подходов к понятию «правовая культура» недостаточно прочны. Так, хотя в них имеется рациональное содержание, каждый из них указывает на какие-то более или менее существенные ее черты, однако остается неясным, как сочетаются между собой эти черты? Какие из них более, а какие менее существенны? Что объединяет их в одно целое, называемое «правовая культура»? Для ответа изданные вопросы необходимо теоретическое осмысление правовой культуры как целостной единой системы, имеющей определенный стандарт, понимание закономерностей, обусловливающих ее функционирование и развитие.
Для проведения исследования мы обратились к информационно-семиотической концепции, так как именно она сближает позиции адаптационизма, в котором правовая культура рассматривается как специфический способ правовой деятельности, и идеационизма, в котором правовая культура понимается как область, содержащая результаты духовного творчества человека (именно здесь создаются символы, идеи, ценности; благодаря им люди воспринимают правовую действительность и строят свое бытие).
Исходным пунктом данной теории является тезис о том, что в правовой культуре воплощаются способы и результаты человеческой деятельности. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры.
В жизнедеятельности людей взаимодействуют программы действий двух типов: биологические и социальные. Если первые передаются через наследственный генетический код, то вторые хранятся и передаются в обществе в качестве традиции. Расширяя и углубляя свою деятельность, люди постепенно погружаются в мир, состоящий из ее результатов и продуктов. Если говорить о правовой культуре, то она представляет собой совокупность результатов правовой деятельности.
Результаты правовой деятельности, вовлеченные в социальную жизнь, выступают в роли знаков, которые наделены определенным смыслом или значением, т. е. несут в себе правовую информацию (например, текст Конституции есть знак, содержащий информацию об основах государственного строя, о месте и роли человека и гражданина в государстве). Таким образом, под знаком понимается предмет (явление, событие и т. д.), выступающий в роли носителя информации, или смысла, значения, о других предметах и используемый для ее накопления, хранения, переработки и передачи. Эти предметы-знаки соединяются в разнообразные комплексы, знаковые системы, т. е. правовую культуру можно на данном этапе определить уже как совокупность знаковых систем в обществе.
Смыслы, которые скрываются за конкретными предметами-знаками, могут быть трех видов: знания, ценности и регулятивы.4 Знание — это информация о свойствах и отношениях объектов; ценность — то, что является или может явиться средством удовлетворения человеческих потребностей; регулятивы — программы деятельности, ведущие человека к достижению определенной цели. Правовые регулятивы, ценности и знания образуют правовую информацию. Созданный человеком язык выражает накопленные правовые знания и передает их потомкам. Это осуществляется также через письменные руководства и другие продукты правовой деятельности, которые, как уже отмечалось, рассматриваются как правовые знаки.
Таким образом, правовая культура с точки зрения информационно-семиотического подхода — это правовая информация (совокупность регулятивов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем.
В состав правовой культуры входит информация, заключенная в следующих элементах: а) правовое сознание; б) правовая наука; в) правовая деятельность; г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; д) юридические акты.
Правовая культура есть информация, которая сохраняется не только в объективном носителе — знаковых системах, но и в субъективном, которым являются человек, общество, социальные группы. В связи с этим можно выделить культуру поведения и культуру законодательства.
Определенная правовая культура заключена в непосредственном правовом поведении, деятельности людей, которую можно назвать культурой поведения. В данном случае под ней понимается информация, обеспечивающая такое правовое поведение. Согласно социологической теории, право появляется естественноисторическим путем в процессе общественной практики, в которой регулярно повторяются те или иные акты человеческого поведения. Как следствие возникают устойчивые правовые отношения между участниками общественно-исторического процесса. Данные отношения становятся необходимой формой упорядочивания общественного строя и только затем выражаются и закрепляются в текстах нормативных актов.
Правовая культура заключена в информации, содержащейся во всей совокупности нормативных юридических актов, действующих в определенном государстве, т. е. в культуре законодательства. В основе культуры поведения и культуры законодательства лежат общепризнанные правовые принципы и ценности, созданные обществом на конкретном этапе его развития, что и образует определенный стандарт правовой культуры.
В правотворческой деятельности законодатель, принимая вполне определенные по своему содержанию нормы, не действует по произволу. На его деятельность оказывает влияние, среди прочих условий, определенный эталон правовой жизни, или правовой идеал, объективно сложившийся в обществе. Он выражается, прежде всего, в совокупности основополагающих ценностей права, меняясь от эпохи к эпохе, и его развитие никогда не завершится. К правовым ценностям, в первую очередь определяющим правовой идеал, относятся: свобода; равенство как необходимое условие обладания всего людьми, без каких-либо различий и изъятий; неотъемлемость, неотчуждаемость прав человека; принадлежность прав человека с рождения и др.
Любая система права нуждается в периодическом обновлении. Культура законодательства требует, чтобы в процессе законотворчества изменялись и дополнялись правовые законы в соответствии с требованием времени. При этом особую важность приобретают принципы права как основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность.
Общепризнанными являются принципы: законности, социальной справедливости, охраны прав личности, единства прав и обязанностей, гуманизма, сочетания убеждения и принуждения в праве, демократизма и др.
В конкретно-историческом процессе развития права культура поведения либо культура законодательства, приобретая статус первичного начала, начинает доминировать. Правовые отношения в обществе находятся в постоянной динамике, вследствие чего изменяется сама культура общества: развиваются человеческие знания, выдвигаются новые ценности, устанавливаются новые программы правовой деятельности. В сознании людей формируется новый правовой идеал, к которому они стремятся в реальном положении, невзирая на «старые» юридические нормы. В реальной жизни все больше углубляется разрыв между поведением людей и требованиями законодательства. Указанный процесс, зарождаясь в виде различия между правовой культурой поведения и культурой законодательства, постепенно перерастает в противоречие. Если побеждает новая правовая культура поведения, то старое законодательство подвергается существенным изменениям, а то и коренной ломке. Данный процесс закрепляется в обновленном законодательстве, в котором отражается новый стандарт правовой культуры.
Взаимодействие различных правовых культур в обществе не обезличено. Носителями той или иной культуры являются социальные группы, классы, партии. Конституционный процесс в СССР и в современной России ярко выразил это взаимодействие правовых культур различных социальных групп. Процесс перехода от одной конституции к другой отразил глубокие изменения в правовой культуре российского общества, концентрированным выражением которой выступила правовая культура, закрепленная в конституционных нормах.
Под «правовой культурой Конституции» мы будем понимать информацию об уровне или степени отражения правовой культуры общества в Основном Законе страны.
Конституция СССР 1936 г., как и воспроизводившая ее положения Конституция РСФСР 1937 г., основывалась на таких принципах, как социалистическая законность, равноправие, справедливость, которые выступали основой ценностно-нормативной ориентации общества в правовой сфере. Конституции закрепили неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки, как бы гарантировав людям защиту от беззаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу, но это была во многом формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни общественного контроля над карательными органами в стране не существовало.
Конституция впервые закрепили принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы» (ст. 127). Несмотря на то что государство брало на себя обеспечение социального благополучия населения (гарантированная занятость, пенсии, бесплатное образование, медицинская помощь, пособия по болезни и т. п.), но все это предоставлялось государством по количественным и качественным «нормам», установленным для каждой социальной группы. Декларируемое в Конституции равноправие граждан оборачивалось системой привилегий и дискриминационных мер.
В Конституции впервые было закреплено право на труд. Оно выдвигалось как мощный аргумент в защиту социалистической системы, «освободившей человека от кризисов перепроизводства и безработицы». Однако право не могло иметь юридического механизма своей реализации, если его понимать как «право на получение гарантированной работы с оплатой труда по его количеству и качеству» (ст. 118).
В Основном Законе был фактически отражен принцип единства власти и трудового народа, воплощенный в Советах. Советы соединяли в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда признавалась чисто декларативно: выборность, подотчетность и отзываемость судей Советами фактически нуллифицировала их независимость.
Таким образом, права человека как демократические установления были ориентированы Конституцией классово и идеологически и во многом реального значения приобрести не могли. Отсутствие независимого суда лишало их защиты, а требования конституций к осуществлению прав и свобод только в интересах «строительства социализма» выхолащивало их содержание.
Конституция СССР 1977 г., как и Конституция РСФСР 1978 г., прямо говорила о сохранении в них преемственности идей, принципов и ценностей предшествующих советских конституций. Она сохранила антидемократическую машину власти, хотя в то же время попытались расширить перечень гражданских прав и свобод. Но на них легла печать двойственности. В Конституции, отражавшей достижения «развитого социализма», была включена ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.
Таким образом, правовая культура этих основных законов соответствует стандарту социалистической правовой культуры, которая отразила определенные достижения общецивилизационного уровня и в то же время продемонстрировала ограниченность, связанную с особенностями государственно-правового развития страны.
Вместе с тем было бы неправильно принижать значение содержания данных конституций для развития страны. Провозглашенные принципы и ценности в них носили в большинстве случаев прогрессивный характер. Они оказали значительное влияние на развитие общественного сознания страны и через него впоследствии на социально-экономические и политические преобразования.
Исчерпав свои идеологические ресурсы, социалистическая государственность не смогла преодолеть антидемократическую направленность политического режима, дать народу реальные права и свободы. Характеристика социализма как «зрелого» не нашла понимания у населения, поскольку не отражала ни новых качественных характеристик строя, ни принципиальных отличий от предшествующих этапов: ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Наблюдался значительный разрыв между провозглашенной культурой законодательства, ярко выраженной в Конституции 1977 г., и правовой культурой поведения представителей партийных и государственных органов, самого населения страны.
Начавшаяся в 1985 г. перестройка быстро привела к существенным изменениям в правосознании и правовой культуре страны. Этот процесс был отчасти закреплен посредством внесенных изменений и дополнений в Конституцию РСФСР 1978г.
Из Конституции были исключены характеристики общества и государства как советского и социалистического. Принцип однопартийности уступил место многопартийности и политическому плюрализму. Система власти, построенная на верховенстве Советов, была заменена провозглашением принципа разделения властей. Разрушено господство государственной собственности, изменена система общественно-социальных ценностей. В Конституции определялось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду. Закрепляется новая правовая культура статуса личности на основе общепризнанных принципов, ценностей и норм международного права. Учреждается принципиально новая система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне. В России появляется институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вводится местное самоуправление. Верховный Совет РФ становится постоянно действующим законодательным органом власти, осуществляются демократические выборы, реализуется принцип состязательности. Предпринимаются шаги по реформе судебной системы в целях обеспечения защиты прав личности. Таким образом, наблюдается переход в развитии правовой культуры от социалистического к современному демократическому стандарту, который содержит показатели, соответствующие международным научно-техническим требованиям важнейших принципов и ценностей права.
Однако, несмотря на многочисленные изменения, внесенные в Конституцию, она во многом не соответствовала новым общественным реалиям, наглядно иллюстрируя конфликт между культурой законодательства и значительно продвинувшейся в то время вперед правовой культурой населения. В результате Россия переживала кризис государственности. Назревший конфликт противоборствующих политических сил, проповедующих противоположные правовые культуры, привел к кровопролитным событиям осени 1993 г. и принятию новой Конституции.
Конституция РФ 12 декабря 1993 г. раскрывает в своем содержании правовую культуру через фундаментальные принципы и ценности демократии. Так, демократизм Российского государства находит свое выражение в обеспечении народовластия, в основе которого лежат идеологическое и политическое многообразие, незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Идея народовластия воплощена в принципе народного суверенитета. Политической основой демократии является наличие политического многообразия в стране.
Правовая культура, отраженная в Конституции РФ 1993 г., — одна из важных составляющих процесса обновления и преобразования России на основе права, демократии, справедливости. Речь идет о правовой культуре законодательного закрепления в Основном Законе проводимых в стране политических и экономических реформ, направленных на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод личности. Особенность правовой культуры обусловлена тем принципиальным обстоятельством, что в стране осуществляется переход от предшествующего антиправового социализма к демократическому строю.
Правовая культура, отраженная в содержании Конституции РФ 1993 г., представляет собой стандарт демократической правовой культуры, включающий демократические принципы и ценности, заключенные в следующих элементах:
— внедрение в общественное сознание и бытие идеи приоритета человеческой личности, уважения ее достоинства;
— непосредственное участие народа в осуществлении функций власти; не просто наличие определенных государственных органов, но демократический порядок их формирования на основе избирательной системы, основанной на всеобщности, равенстве, свободе, состязательности, справедливости, подлинности;
— набор стабильных конституционно-правовых институтов, в котором отражаются демократизм общества и государства, свобода личности, демократические права; институтов власти, сочетающих прямое волеизъявление, и органов, формируемых демократическим путем, испытывающих на себе влияние народа, имеющих необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга, при глубоком почитании связанности государства и общества правом и законом, политическом плюрализме и многопартийности; общественном сознании, построенном на убежденности в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих;
— наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений;
— система защиты конституционного строя и ценностей Конституции через требование признания ее верховенства и обязательности соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, любыми общественными объединениями, гражданами.
Таким образом, правовая культура, отраженная в Конституции РФ, есть важнейший результат общедемократических завоеваний в России — государстве, признающем в своей организации и деятельности примат права, гарантирующем неотчуждаемые права человека, что дает основания говорить о Конституции РФ 1993 г. как о феномене правовой культуры на данном этапе развития государства.
* Кандидат юрид. наук, старший преподаватель Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС).
** Кандидат юрид. наук, старший научный сотрудник СЗАГС.
© Е. В. Клейменова, К. А. Моралева, 2003'
1 См., напр.: Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 42-43; Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. М., 1983. С. 57; Комаров С. А. Общая теория права. М., 1996. С. 168; Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 183.
2 Теория государства и права / Под ред. В. В.Лазарева. М., 1994.С. 167; Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1998. С. 331; Общая теория государства и права/ Под ред. В. В. Лазарева. М., 1997. С. 199.
3 Алексеев С. С. 1) Общая теория права. Т. 1.М., 1981. С. 213; 2) Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 269
4 Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997. Гл. 1.
Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=189823
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!