Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по философии»

/ Ответы на вопросы
Контрольная, 

Оглавление

1.      Ответы на вопросы по философии

I. «Всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой – общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. Все научное мышление имеет своей задачей подвести ощущения, с помощью логических форм соединения, под эти общие правила». «Отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления».

В. Виндельбанд «Прелюдии. Философские статьи и речи».

Какая главная идея фрагмента?

2.      Ответы на вопросы по философии

I. «Как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддержать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму…

1. Какова главная идея приведенного фрагмента?

2. Что вкладывает автор в формулировку «цивилизованная форма прогресса»?

3. В каких случаях в обществе происходит революция? В чем заключается значимость революции, по мнению автора?

II. «Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой данности, со всех сторон на него наступающей. Наука и есть усовершенствованное приспособление к данному миру».

Н.А. Бердяев

В чем Вы видите гуманистическую значимость и ценность науки?

III. Раскройте проблему человека в русской религиозной философии 

3.      Ответы на вопросы по философии

I. «Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, т.е. самооценка». «Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни».

А.Г. Спиркин «Сознание и самосознание»

1. Какие две составляющие самосознания называет автор? Какое понятие, по его мнению, шире: самосознание или самооценка?

2. Как уровень самооценки влияет на личность человека?

3. Подтвердите справедливость последнего утверждения автора и на примере жизненных ситуаций покажите важность самооценки для самоопределения личности.

II. «Современный человек никогда не достигнет того, чтобы определить, что такое материя».

И. Вайл

1. Покажите эволюцию взглядов на материю.

III. Раскройте содержание гносеологии и этики Канта.

4.      Ответы на вопросы по философии

1. В чем суть концепции устойчивого развития?

2. Что утверждает о единстве биологического и социального в человеке социобиология?

5.      Ответы на вопросы по философии

1. По мнению В.О. Ключевского «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Согласны ли Вы с ним и почему?

2. Прочитайте отрывок из произведения Ф. Бэкона и ответьте на вопросы к тексту

1. Что, по мнению автора, ограничивает возможности человеческого разума?

2. Каков надлежащий путь познания истины?

3. Какой, по Бэкону, должна быть цель познания?

4. Что автор подразумевает под плодоносными и светоносными опытами?

5. Какие идеи Бэкона, по вашему мнению, могут быть актуальны для научного познания в наши дни?

6.      Ответы на вопросы по философии

1. «Не следует пытаться изменять обстоятельства, а лучше самому подготовить себя к любому обороту событий, как это делают моряки. Ведь они не прилагают усилия, чтобы изменить ветры или состояние морей, но готовы к тому, чтобы примениться к ним... Так и ты. Приспосабливайся к обстоятельствам». (Древнегреческий философ Телет). Выразите свое отношение к этой точке зрения.

2. Прочитайте отрывок из произведения У. Джеймса ответьте на вопросы к тексту.

7.      Ответы на вопросы по философии

1. Что такое биосфера, по мнению В.И.Вернадского?

2. В чем различие между понятием биосфера и ноосфера, по мнению В.И.Вернадского?

3. В чем различие во взглядах на науку В.И. Вернадского и С.Л.Франка?

4. В чем Х.Ортега-и-Гассет видит причины жизненной дезориентации?

5. Почему С.Л.Франк и Гассет в духовном варварстве современного человека обвиняют науку? 

8.      Ответы на вопросы по философии

1. Как бы Вы объяснили афоризмы Пифагора: «Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время», «Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются».

2. Прочитайте отрывок из произведения С. Франка и ответьте на вопросы к тексту.

9.      Ответы на вопросы по философии

1. Марк Твен вспоминал: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что отец мой знает кое-что». Прокомментируйте.

2. Прочитайте отрывок из произведения А. Бергсона, ответьте на вопросы к тексту.

10.   Ответы на вопросы по философии

Ф.Бэкон

1. Что, по мнению автора, ограничивает возможности человеческого разума?

2. Каков надлежащий путь познания истины?

3. Какой, по Бэкону, должна быть цель познания?

4. Что автор подразумевает под плодоносными и светоносными опытами?

5. Какие идеи Бэкона, по вашему мнению, могут быть актуальны для научного познания в наши дни?

Р. Декарт

1. Почему, по мнению Р.Декарта, «если кто-либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не должен выбирать какую-то отдельную науку»? Выскажите вашу точку зрения по этому вопросу.

2. Какие инструменты познания использует Р.Декарт? Почему Декарт выделяет их как основополагающие для своего метода?

3. Что такое абсолютные и относительные вещи?

4. Остаются ли актуальными правила для руководства ума, выделенные Р.Декартом, в наши дни и почему?

Дж. Локк

1. Какое содержание вкладывает Д.Локк в понятие «идея»?

2. Что Д.Локк определяет как первичные и вторичные качества, в чем их сходство?

3. Как первичные качества производят свои идеи?

4. Какие три вида качеств Д.Локк выделяет в телах?

5. Поясните высший принцип Дж. Локка: nihil est in intellects quod non ante fuerit in sensu.

Дж. Беркли

1. Что Беркли понимает под «вещью», «идеей»?

2. Какие доводы приводит автор в пользу невозможности познания «действительной природы» вещи?

3. Какую роль Беркли отводит чувственным ощущениям в процессе познания?

4. Что означает выражение Беркли: «Существовать значит быть воспринимаемым».

5. В чем выражается имматериализм философа?

11.   Ответы на вопросы по философии

А. ШОПЕНГАУЭР

1. Какие три существенных недостатка интеллекта выделяет Шопенгауэр?

2. Что является причинами этих недостатков?

3. В каком отношении находятся воля и сознание, как взаимодействуют воля и интеллект?

4. Каковы индивидуальные различия интеллекта, можно ли их преодолеть с помощью образования?

5. В чем качественное различие «дурной головы» и «выдающегося ума»?

А. БЕРГСОН

1. Что имеет виду автор, когда характеризует реальность как становление, истечение?

2. О каких двух иллюзиях идет речь?

3. Какова, по Бергсону, роль интеллекта в познании?

4. Почему, по мнению автора, познание имеет кинематогра­фическую природу?

5. Какая познавательная способность должна, по мнению ав­тора, дополнять интеллект для познания смысла эволюции?

Н. ГАРТМАН

1. Какое место в познании занимают категории?

2. Чем отличаются категории от понятий?

3. Как различаются живые и «падшие» понятия?

4. В чем заключается изменение категорий?

5. Приведите примеры изменения категорий на материале текста.

Д. ЮМ

1. Поясните, как вы понимаете «перцепции» Д.Юма?

2. Каким образом Д.Юм разделяет «перцепции»?

3. Какие из «впечатлений» и «идей» являются причинами, а какие – действиями?

4. Какой общий познавательный принцип устанавливает Д.Юм? Как подтверждает Д.Юм свой тезис, можно ли привести контраргументы?

5. Можно ли назвать Д.Юма солипсистом (см. определение в словаре) и почему?

12.   Ответы на вопросы по философии

П. Флоренский

1. Что такое символ и какова его роль в познании?

2. Что такое разум и каковы условия его самобытия?

3. Что такое истина и каково ее понимание в русской культуре?

4. В чем ограниченность принципа самоочевидности как критерия истины?

С. Франк

1. Каким основным действиям можно свести мирское дело человека?

2. Что такое реальность и каковы условия ее познания?

3. В чем состоит специфика философского познания реальности?

4. В чем состоит преимущество любви как способа и формы познания реальности по сравнению с разумом и рассудком?

Л.Шестов

1. С какими истинами, по Шестову, имеет дело наука?

2. Что сближает догматизм и скептицизм?

3. Как соотносится теория и факт?

4. Какие истины Шестов ставит выше всего?

5. Почему подлинная истина не может быть общезначимой?

Ж. Пиаже

1. Каковы основные недостатки эмпиризма по Пиаже?

2. За что автор критикует теорию преформизма (теорию врожденности знания)?

3. В чем слабые стороны эволюционистской теории К.Лоренца?

4. Каковы аргументы автора в поддержку своей теории конструктивизма в гносеологии?

5. В чем отличие взглядов автора от теорий физиологического редукционизма, эволюционной теории познания, теории врожденности знания?

13.   Философия Нового времени и Просвещения

1. Философия   Просвещения.   Человеческий   разум   как   принцип критики и «мера» существующего. Роль знаний в общественном прогрессе.

2. Англия – «заря» просвещения. Скептицизм как жизненная и философская позиция Д.Юма. Обоснование границ человеческого познания через анализ познавательных способностей. Социальная философия Т.Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея «войны всех против всех» и ее значение для последующего развития социальной философии. Теория «естественного права» и общественного договора. Происхождение государства. Абсолютный суверенитет государства и его функции. Благо и зло в рационалистической этике Т.Гоббса.

3. Дж.Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Виды естественного и общественного состояний. Условия расторжения общественного договора. Теория разделения властей. Трудовая концепция частной собственности. Учение о человеке и воспитании. Дж.Локк как родоначальник европейского либерализма.

4. Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки Французского Просвещения и его общеевропейское значение. Историческая роль «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера. Культурно-историческая концепция Ж.Ж.Руссо: теория общественного договора и народного суверенитета, происхождение социального неравенства, критика цивилизации. Просветительская концепция общественного прогресса Ж. Кондорсе. Дидро о свободе и отчуждении человека, характере и направленности развития цивилизации. Географический детерминизм Ш.Монтескье, классическая формула разделения властей. Французские просветители о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи Л.Гольбаха, П.Гассенди, Ж. Ламетри, К.Гельвеция.

5. Немецкое Просвещение. И.Гердер о проблемах общественного и культурного прогресса

14.   Античная философия

1.Социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли. Натурфилософский этап античной философии (досократики). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира.

2.Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита.

3.Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) о бытии.

4.Классический этап: Платон и Аристотель. Антропологическая проблематика софистов, Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика). Платон: теория идей и учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «правильные» формы государства.

15.   Ответы на вопросы по философии

1. В чем особенности познания как «орудия» и как «среды», согласно Г.Гегелю?

2. Как понимает сознание Г.Гегель?

3. Что понимает под сознанием и бессознательным З.Фрейд?

4. Что понимает под родовым сознанием С.Н.Трубецкой?

5. Как объясняет К.Э. Циолковский материальность сознания?

16.   Ответы на вопросы по философии

1. Какова специфика нового времени в работе К. Ясперса?

2. В чем К.Ясперс видит основные причины духовной ситуации времени?

3. Какова, по мнению К.Ясперса, роль бюрократии и массового соз­нания в современном обществе?

4. Что такое Римский клуб и причины его возникновения?

5. Насколько реальны прогнозы Римского клуба?

17.   Ответы на вопросы по философии

1. Что изучает философия с точки зрения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Т. Гоббса?

2. Где искать начала философии? Сравните мнение Платона и Декарта?

3. Кто может быть философом по мнению Платона, Аристотеля, Августина, Т. Гоббса?

4. Каково соотношение философии, конкретно-научных знаний и обыденного опыта по мнению И.В. Гете?

5. Каково предназначение философии с точки зрения Платона, Фомы Аквинского, М. Монтеня?

18.   Ответы на вопросы по философии

1. В чем специфика понимания культуры З. Фрейдом?

2. Какие основные методы исследования культуры выделяются в работе Э. Кассирера?

3. Какой смысл в понимании культуры и цивилизации вкладывают Н. Бердяев и О. Шпенглер?

4. Какие области культуры выделяются М.М. Бахтиным?

5. Есть ли различие в понимании культуры З. Фрейдом и Н. Бердяевым?

19.   Ответы на вопросы по философии

1. В чем специфика философского мышления с точки зрения М.А.Антоновича, А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, В.С.Соловьева?

2. Что такое философия с точки зрения В.С.Соловьева? В чем суть диалектики?

3. В чем, по мнению Н.А.Бердяева, сходство и отличие филосо­фии, теологии и конкретных наук?

4. Раскройте суть учения Н.А.Бердяева об антропологическом (персоналистском) характере философии. Какова роль оценки, эмоций, жизненного опыта в становлении философии?

5. Какова роль философии в обществе, по мнению П.Л.Лаврова и Н.А.Бердяева?

20.   Философия Нового времени и Просвещения

1. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Формирование теоретического и экспериментального естествознания, классической науки в XVII веке. Ориентация философии на естествознание, разрыв со схоластикой и религией. Полемика эмпиризма и рационализма.

2. Ф.Бэкон: методы опытного познания. Проект «Великого Восстановления наук». Учение об «идолах», порождающих ошибки в познании. Роль метода индукции.

3. Деизм Р. Декарта. Исходный пункт философии – «cogito ergo sum» как осознание роли субъективности. Критерии очевидности и истинности. Метод познания и его правила. Ведущая роль дедукции в рационализме Р.Декарта.

4. Б.Спиноза: учение о субстанции как природе и как Боге, ее атрибутах и модусах. Природа творящая и природа сотворенная. Свобода как познанная необходимость.

5. Г.В.Лейбниц: проект универсальной науки. Панлогизм. Монадология. Концепция «предустановленной гармонии». Врожденные принципы морали.

21.   Ответы на вопросы по философии

средневековая философия

иррационализм

сциентизм

22.   Ответы на вопросы по философии

немецкая классическая философия

познание

натурфилософия

23.   Ответы на вопросы по философии

1. В чем специфика научного знания?

2. Что отличает науку от искусства?

3. Есть ли смысл в науке и в чем он состоит?

4. В чем принципиальное отличие специальных (естественных) наук от гуманитарных?

5. В чем наука черпает свою доказательность?

24.   Средневековая философия

1. Общая характеристика инословные этапы философии европейского средневековья. Патристика и схоластика.

2. Особенности философско-религиозного мировоззрения: креационизм (природа и человек как творение Бога); теизм (абсолютность и трансцендентность Бога миру); теодицея (оправдание Бога в допущении зла); провиденциализм (Божий промысел); откровение (познание божественной истины сердцем); эсхатологизм (вера в конец света); персонализм (человек как образ и подобие Бога).

3. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».

4. Реализм и номинализм: спор об универсалиях. Роль схоластики в развитии логики.

5. Антропология Фомы Аквинского. Человек как личностное соединение души и тела. Интеллект в Боге и человеке. Учение о гармонии веры и разума. Двойственность истины. Диалектика «естественного» и «божественного» в этике и праве. Общее благо как цель государства. Доказательства бытия Бога.

25.   Ответы на вопросы по философии

Дайте развернутые ответы на вопросы:

1. Чем Ж.О.Ламетри объясняет более высокую развитость ума человека по сравнению с животными?

2. Как относился Л.Бюхнер к высказыванию К.Фогта о том, что «мысли находятся в таком же отношении к мозгу в каком желчь находится к печени или моча к почкам» и как он обосновывает свою позицию?

26.   Ответы на вопросы по философии

М. ХАЙДЕГГЕР

1. Какая связь, по Хайдеггеру, между человеком и бытием?

2. Почему экзистенция это способ существования, доступный только человеку?

3. Почему понимание Хайдеггером человеческой сущности противостоит гуманизму?

4. В чем отличие бытия от сущего?

А. КАМЮ

1. Какой вопрос А. Камю объявляет самым фундаментальным философским вопросом?

2.В какой ситуации человек становится, по словам автора, «посторонним» в мире?

3.Что имеет в виду А. Камю, когда говорит, что мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить?

Ж.П. САРТР

1.Что значит мысль: «существование предшествует сущности»?

2.Что такое экзистенциализм?

3.Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм?

4.Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой?

М. МАМАРДАШВИЛИ

1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?

4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?

5.Какова роль философствования в жизни человека?

27.   Ответы на вопросы по философии

1. Философские идеи Ф.М.Достоевского, и Л.Н.Толстого.

2. Философия С.Булгакова: обоснование целостного христианского мировоззрения. Софиология С. Булгакова.

3. Философский интуитивизм: Н.Лосский, С.Франк. Иррационализм Л. Шестова.

4. Человек и история в философии Н.Бердяева. Онтология свободы и творчества. Смысл истории. Размышления о судьбе России. Персонализм Н.Бердяева. Критика коммунизма и идея аристократического социализма.

5. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский.

28.   Ответы на вопросы по философии

К. ХЮБНЕР

1.Почему, по Хюбнеру, с течением времени миф начал восприниматься всего лишь как сказка?

2.Что такое архэ?

3.Может ли наука полностью вытеснить миф из жизни человека, из искания им истины?

И.А.ИЛЬИН

1.Определяя в качестве предмета философии жизнь, почему Ильин утверждает, что для многих людей философия остается чуждой и недоступной?

2.В чем особенность предметного опыта философского знания?

3.Согласны ли вы с утверждением Ильина, что «силы души могут быть заполнены нечувственным содержанием»? Как аргументирует свою позицию Ильин?

4.Ильин, являясь религиозным мыслителем, философское знание определяет как искание сверхчувственных сущностей и высших ценностей, соотнося их с богом. Действительно ли жизнь человеческая через эти сущности получает смысл и значение? Назовите эти сверхчувственные «предметы» и ответьте: являются ли они предметной областью философии в целом, включая атеистически ориентированные направления.

29.   Ответы на вопросы по философии

ФРЕЙД З.

1. Что такое культура?

2. Как взаимосвязаны культура и религия?

3.Что нам дает возможность считать религиозные представления иллюзиями?

4.В чем, по Фрейду, заключается главная причина возникновения религии?

5.Почему Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивости?

6.Какое будущее религии и культуры определяет автор? Согласны ли Вы и почему с его точкой зрения?

ФРОММ Э.

1.Что Фромм вкладывал в понятие религии?

2. В чем отличие религии от невроза?

3. Какие функции религии выделяет автор?

4.В чем заключаются основные характерные черты «авторитарных» религий ?

5.Какая роль в созидании собственной жизни отводится человеку в «гуманистических» религиях?

30.   Ответы на вопросы по философии

Н.А. Бердяев

1.Почему Н.А.Бердяев считал философию эротической формой знания?

2.Почему философия не является и не может являться наукой?

3.Как соотносятся философия и свобода?

В.С. Соловьев

2. Каким образом происходит генезис философского знания, по мнению автора?

3. В чем проявляется ценность философии для человека?

4. Какова ее сущность, по мнению автора?

31.   Ответы на вопросы по философии

Булгаков С.Н.

1.Почему, по мнению автора, философия – это всегда философия о чем-либо, вне нее данном и для нее «преднаходимом»?

2.Как соотносятся философия и жизнь? Какова роль мысли в этом соотношении?

3.Какие два течения философии вытекают из двойственной природы жизни? В чем существенные недостатки каждого из направлений?

4.Чем обусловлена множественность философских подходов к миру в философии?

5.Как соотносятся наука и философия: в чем их сходство и принципиальное отличие?

Кант И.

1. Как определяет И.Кант философию?

2. Какие задачи выполняет философия?

3. Что составляет сферу философии по автору?

4. Как философ доказывает, что философия есть наука.

32.   Ответ на вопрос по философии

Прокомментируйте хрестоматийное высказывание Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание».

33.   Ответы на вопросы по философии

М. ШЕЛЕР

1. Что такое философская антропология? Почему автор считает важнейшей задачей современной ему философии ее создание?

2. Какие существенные характеристики человека берут за основу сторонники каждой из пяти «идей»?

3. Какая из «идей о человеке», по-вашему, наиболее созвучна современным тенденциям в философии?

Ж.П. САРТР

1.Что значит мысль: «существование предшествует сущности»?

2.Что такое экзистенциализм?

3.Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм?

4.Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой?

К. ЮНГ

1. В чем автор видит причину проблем человеческой жизни?

2.Что такое сознание и как впервые, по мнению К.Г. Юнга, возникает сознание?

3.Какие стадии жизни проходит человек в своем развитии, и какие проблемы (конфликты) он решает на каждой из них?

34.   Ответы на вопросы по философии

С.ФРАНК

1. Кого С.Л. Франк называет «людьми дела и практической жизни»?

2. Какой взгляд на природу человека автор называет «наивным натуралистическим пониманием явлений душевной жизни»?

3. Что помимо сознания включает в себя «душевная жизнь» человека, по мнению С.Л. Франка?

А.КАМЮ

1. Какой вопрос А. Камю объявляет самым фундаментальным философским вопросом?

2.В какой ситуации человек становится, по словам автора, «посторонним» в мире?

3.Что имеет в виду А. Камю, когда говорит, что мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить?

К.ЯСПЕРС

1. Почему, с точки зрения К. Ясперса, неправомерно ставить вопрос о различии человека и животного?

2. Разъясните смысл слов К. Ясперса о том, что в теориях, претендующих на абсолютное знание человека, человек как таковой «исчезает». Почему невозможен «идеал человека»?

3. Какой смысл вкладывает К. Ясперс в понятия «конечность человека» и «незавершенность человека»? Являются ли они взаимоисключающими в объяснении человека?

35.   Ответы на вопросы по философии

Н. Бердяев

1. В чем, с точки зрения Н.А. Бердяева, слабость натуралистического антропоцентризма?

2. Каковы существенные различия между антропологической и религиозно-философской антропологией?

3. В чем, по Н.А. Бердяеву, проявляется кризис гуманистической антропологии?

Э. Финк

1. Что значит, по мнению автора, «адекватно воспринять нашу антропологическую реальность»?

2. Какие существенные черты человеческой игры выделяет автор?

3. Какое содержание автор вкладывает в понятие «игровой мир»?

4. Каким образом в игре осуществляется смысловое представление бытия?

М. Мамардашвили

1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?

4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?

5.Какова роль философствования в жизни человека?

36.   Ответы на вопросы по философии

Специфика философского знания в произведениях П.С. Юшкевича

1.Чем отличаются философские понятия от научных?

2.Из какого соотношения, по мысли П.С. Юшкевича, вырастает философствование?

3.Какую нагрузку несет понятие «Все», которое автор считает центральным?

4.Что он понимает под определением «интимная личность» и как оно связано с философией?

5.Как П.Юшкевич оценивает историю философии?

6.Исходя из текста, сгруппируйте вместе признаки философского мышления.

Специфика философского знания в произведениях Г. Шпета

1.Что автор текста считает истинной философией и что псевдофилософией?

2.Как такое (выше) понимание философии Г.Шпетом соотносится с современной трактовкой специфики философии?

3.В понимании Шпета «философия – чистое знание», соответственно: как тогда он определяет предмет философии? От чего, по его мнению, философии следует отказаться?

4.На концепции каких философов опирается автор? Каковы их философские позиции и аргументация?

5.Какое различие видит автор между восточным мышлением (философией) и европейским? Выделите различия.

6.Так что, по Г.Шпету, является истинным предметом «настоящей» философии? Найдите это место в тексте.

Специфика философского знания в произведениях К.Хюбнера

1.Почему, по Хюбнеру, с течением времени миф начал восприниматься всего лишь как сказка?

2.Что такое архэ?

3.Может ли наука полностью вытеснить миф из жизни человека, из искания им истины?

Специфика философского знания в произведениях М.Хайдеггера

1.Что значит, по Хайдеггеру, мыслить?

2.Почему «наука не мыслит»?

3.Может ли наука стать независимой от философии?

Специфика философского знания в произведениях И.А.Ильина

1.Определяя в качестве предмета философии жизнь, почему Ильин утверждает, что для многих людей философия остается чуждой и недоступной?

2.В чем особенность предметного опыта философского знания?

3.Согласны ли вы с утверждением Ильина, что «силы души могут быть заполнены нечувственным содержанием»? Как аргументирует свою позицию Ильин?

4.Ильин, являясь религиозным мыслителем, философское знание определяет как искание сверхчувственных сущностей и высших ценностей, соотнося их с богом. Действительно ли жизнь человеческая через эти сущности получает смысл и значение? Назовите эти сверхчувственные «предметы» и ответьте: являются ли они предметной областью философии в целом, включая атеистически ориентированные направления.

37.   Ответы на вопросы по философии

1. Основной вопрос философии.

2. Экзистенциализм.

3. Диалектика и ее альтернативы.

4. Проблема истины и заблуждения.

5. Источники сознания.

6. Человек в «пограничных ситуациях».

7. Человек и природа: проблема взаимодействия.

8. Обозримое будущее человечества.

9. Личность – это...

10. Эмпиризм – это...

38.   Ответы на вопросы по философии

З. Фрейд

1. Как развивалось отношение к смерти на протяжении истории развития человечества?

2. Какие категории людей по отношению к смерти выделяет автор?

3. Чем З. Фрейд объясняет совпадение бессознательного современного человека с действиями и мыслями первобытных людей?

Н.М. Бахтин

1. В чем заключается разлад личности, по мнению Н.М. Бахтина?

2. Что такое «внутренняя жизнь» человека, по Н.М. Бахтину, и есть ли она у животных?

3. В чем состоит двойственность сознания (свободы) человека?

4. Как слагается «внутренняя жизнь» человека и где ее исток?

5. Каким образом, по Н.М. Бахтину, можно обрести единство личности?

Э. Фромм

1.На какие трудности указывает Э. Фромм в определении человека, его сущности?

2.Достаточно ли определять человека, по мнению Фромма, через его социальные роли?

3.Какие две группы страстей выделяет Фромм, как он их подразделяет?

4.Что (какую страсть) он считает самой «ужасной»?

5.Как он характеризует индустриальное общество с точки зрения ценностей? С чем Вы согласны, с чем – нет?

39.   Ответы на вопросы по философии

Ж.П. САРТР

1.Что значит мысль: «существование предшествует сущности»?

2.Что такое экзистенциализм?

3.Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм?

4.Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой?

А. КАМЮ

1. Какой вопрос А. Камю объявляет самым фундаментальным философским вопросом?

2.В какой ситуации человек становится, по словам автора, «посторонним» в мире?

3.Что имеет в виду А. Камю, когда говорит, что мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить?

М. ХАЙДЕГГЕР

1. Какая связь, по Хайдеггеру, между человеком и бытием?

2. Почему экзистенция это способ существования, доступный только человеку?

3. Почему понимание Хайдеггером человеческой сущности противостоит гуманизму?

4. В чем отличие бытия от сущего?

М. МАМАРДАШВИЛИ

1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?

4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?

5.Какова роль философствования в жизни человека?

40.   Ответы на вопросы по философии

Н. Бердяев

1. В чем, с точки зрения Н.А. Бердяева, слабость натуралистического антропоцентризма?

2. Каковы существенные различия между антропологической и религиозно-философской антропологией?

3. В чем, по Н.А. Бердяеву, проявляется кризис гуманистической антропологии?

Ф. Ницше

1.Что есть благородство и почему благородный человек в глазах обывателя является глупцом?

2. Как в работе и скуке проявляет себя благородство и пошлость?

3.Какую оценку позиции реалиста дает Ницше? В понимании Ницше и в представлении реалиста «действительность» объективна или субъективна?

4.Согласны ли Вы с Ницше, что жестокость и беспощадность способствует утверждению жизни?

5.Какова природа гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше?

Р. Рорти

1.Почему Р. Рорти не устраивает кантианская теория морали?

2.Что Р. Рорти понимает под морально значимыми способностями у человека?

3.В чем трагедия существования «соломонов» этого мира?

41.   Ответы на вопросы по философии

Задание 1. Специфика философского знания в произведениях Сенеки

1. Чем отличается мудрость от философии, согласно Сенеке?

2.Что дает человеку философия и чему она его учит, по мнению автора?

Задание 2. Специфика философского знания в произведениях М. Монтеня

1.Что значит для Монтеня «возвыситься» до философии, почему для этого недостаточно стать «ученым»?

2.Согласны ли вы с утверждением, что Монтень «хорошо заполненной голове» (Рабле) предпочитал «правильно выработанный разум» (Монтень)?

3.Разделяете ли вы мнение Монтеня, что отличительный признак философии как мудрости – «это неизменно радостное восприятие жизни»? Обоснуйте свою позицию.

Задание 3. Специфика философского знания в произведениях Э. Фромма

1.Что Фромм вкладывал в понятие религии?

2. В чем отличие религии от невроза?

3. Какие функции религии выделяет автор?

4. В чем заключаются основные характерные черты «авторитарных» религий?

5. Какая роль в созидании собственной жизни отводится человеку в «гуманистических» религиях?

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕНЕКИ И МОНТЕНЯ О ФИЛОСОФИИ

42.   Ответы на вопросы по философии

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЛАО-ЦЗЫ

1.Какую роль играет Дао в жизни человека?

2.Какими качествами обладает мудрый человек?

3.Какими принципами должен руководствоваться человек, управляющий страной?

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА

1.Что такое человек, по определению Платона?

2.Каким образом человек может познать самого себя?

3.К каким видам сущего принадлежат душа и тело человека, по Платону?

4.Что происходит с душой человека после смерти тела, по мнению Платона?

5.Почему человеку нужно «заботиться» о душе в своей жизни?

43.   Ответы на вопросы по философии

ФРЕЙД З.

1. Что такое культура?

2. Как взаимосвязаны культура и религия?

3.Что нам дает возможность считать религиозные представления иллюзиями?

4.В чем, по Фрейду, заключается главная причина возникновения религии?

5.Почему Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивости?

6.Какое будущее религии и культуры определяет автор? Согласны ли Вы и почему с его точкой зрения?

Н. БЕРДЯЕВ

1. Почему Н.А. Бердяев считал философию эротической формой знания?

2.Почему философия не является и не может являться наукой?

3.Как соотносятся философия и свобода?

ДЖ. САНТАЯНЫ

1.Что, по мнению Сантаяны, является доказательством отсутствия прогресса в философии?

2.К какому онтологическому направлению относятся британская и немецкая философия?

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕРДЯЕВА И САНТАЯНЫ О ФИЛОСОФИИ

44.   Ответы на вопросы по философии

АРИСТОТЕЛЬ

1.Чем отличается мудрость философского знания, о которой пишет Аристотель, от житейской мудрости?

2. Почему первоначала и причины наиболее достойны изучения?

3.Как вы объясните то, что удивление и незнание – истоки философствования?

4.Почему автор считает философию (мудрость) единственно свободной наукой?

5.Что автор считает истиной и какое отношение истина имеет к бытию?

А.ЛОСЕВ

1.Почему, по мнению автора, миф – не вымысел, а подлинная действительность, сама жизнь?

2.Почему миф нельзя понимать как первобытную науку?

3.Каким образом возможна истина в мифе?

4.По вашему мнению, возможна ли «жизнь в мифе» для современного человека?

С.БУЛГАКОВ

1.Почему, по мнению автора, философия – это всегда философия о чем-либо, вне нее данном и для нее «преднаходимом»?

2.Как соотносятся философия и жизнь? Какова роль мысли в этом соотношении?

3.Какие два течения философии вытекают из двойственной природы жизни? В чем существенные недостатки каждого из направлений?

4.Чем обусловлена множественность философских подходов к миру в философии?

5.Как соотносятся наука и философия: в чем их сходство и принципиальное отличие?

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АРИСТОТЕЛЯ И С.БУЛГАКОВА О ФИЛОСОФИИ

45.   Ответы на вопросы по философии

М. ШЕЛЕР

1. Что такое философская антропология? Почему автор считает важнейшей задачей современной ему философии ее создание?

2. Какие существенные характеристики человека берут за основу сторонники каждой из пяти «идей»?

3. Какая из «идей о человеке», по-вашему, наиболее созвучна современным тенденциям в философии?

Х. ХЕНГСТЕНБЕРГ

1. Почему является важным решение проблемы человеческой природы?

2.В чем, по мнению автора, заключается постоянство человеческой природы?

3. Что такое «сочувствующая объективность»?

4. В чем принципиальное отличие человека от мира животных?

К. ЯСПЕРС

1. Почему, с точки зрения К. Ясперса, неправомерно ставить вопрос о различии человека и животного?

2. Разъясните смысл слов К. Ясперса о том, что в теориях, претендующих на абсолютное знание человека, человек как таковой «исчезает». Почему невозможен «идеал человека»?

3. Какой смысл вкладывает К. Ясперс в понятия «конечность человека» и «незавершенность человека»? Являются ли они взаимоисключающими в объяснении человека?

Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВ

1.Что, по мнению Б.П. Вышеславцева, выражает высшую сущ­ностную составляющую человека?

2.Что делает человека «богоподобным»? В чем заключается и проявляется его «богоподобие», по Вышеславцеву?

3.Как проявляется творческое начало человека?

4.Каким образом, по мнению автора, человек выражает себя как личность? Что есть личностное в человеке?

46.   Ответы на вопросы по философии

Ф. Ницше

1.Что есть благородство и почему благородный человек в глазах обывателя является глупцом?

2. Как в работе и скуке проявляет себя благородство и пошлость?

3.Какую оценку позиции реалиста дает Ницше? В понимании Ницше и в представлении реалиста «действительность» объективна или субъективна?

4.Согласны ли Вы с Ницше, что жестокость и беспощадность способствует утверждению жизни?

5.Какова природа гуманности, человечности и «человеческого достоинства» по Ницше?

З. Фрейд

1. Как развивалось отношение к смерти на протяжении истории развития человечества?

2. Какие категории людей по отношению к смерти выделяет автор?

3. Чем З. Фрейд объясняет совпадение бессознательного современного человека с действиями и мыслями первобытных людей?

Э. Фромм

1.На какие трудности указывает Э. Фромм в определении человека, его сущности?

2.Достаточно ли определять человека, по мнению Фромма, через его социальные роли?

3.Какие две группы страстей выделяет Фромм, как он их подразделяет?

4.Что (какую страсть) он считает самой «ужасной»?

5.Как он характеризует индустриальное общество с точки зрения ценностей? С чем Вы согласны, с чем – нет?

Г. Юнг

1. В чем автор видит причину проблем человеческой жизни?

2.Что такое сознание и как впервые, по мнению К.Г. Юнга, возникает сознание?

3.Какие стадии жизни проходит человек в своем развитии, и какие проблемы (конфликты) он решает на каждой из них?

47.   Ответы на вопросы по философии

Н. БЕРДЯЕВ

1. В ЧЕМ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА, СЛАБОСТЬ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО АНТРОПОЦЕНТРИЗМА?

2. КАКОВЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИЕЙ?

3. В ЧЕМ, ПО Н.А. БЕРДЯЕВУ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ?

С. ФРАНК

1. КОГО С.Л. ФРАНК НАЗЫВАЕТ «ЛЮДЬМИ ДЕЛА И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»?

2. КАКОЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА АВТОР НАЗЫВАЕТ «НАИВНЫМ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ЯВЛЕНИЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ»?

3. ЧТО ПОМИМО СОЗНАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ «ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ» ЧЕЛОВЕКА, ПО МНЕНИЮ С.Л. ФРАНКА?

М. МАМАРДАШВИЛИ

1.В ЧЕМ, ПО МНЕНИЮ МАМАРДАШВИЛИ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТАЙНА СУЩЕСТ­ВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА?

2.В ЧЕМ СОСТОИТ, ПО МАМАРДАШВИЛИ, ИСКУССТВЕННОСТЬ И БЕЗОСНОВНОСТЬ ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕКА?

3.ЧТО ТАКОЕ «ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ» В ПОНИМАНИИ МАМАРДАШВИЛИ?

4.ЧТО ТАКОЕ «ДЫРЯВОЕ БЫТИЕ», ПО МАМАРДАШВИЛИ, И КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОНО ИМЕЕТ К ФЕНОМЕНУ ЧЕЛОВЕКА?

5.КАКОВА РОЛЬ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

48.   Задания по философии

МОДУЛЬ 12

ИДЕЯ ИСТОРИИ

1.Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

2. В 1808 г. один из ярких представителей утопического социализма XIX в. – А. Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали – это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе… Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек – это тот, кто трудиться. Самая счастливая семья – это та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ – это тот, в котором меньше всего неработающих людей».

Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково Ваше отношение к этому принципу?

Тест.

49.   Задания по философии

МОДУЛЬ 5

РУССКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом… Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

2.Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода

- «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций:

а) формационного подхода;

б) цивилизационного подхода?

ТЕСТ

50.   Современная западная философия

1. Основные принципы и идеи философского иррационализма. Философия парадокса С. Кьеркегора. Критика рационализма.

2. «Идеальные типы» М.Вебера. Учение Вебера о роли протестантизма в становлении капитализма.

3. Основные положения «Философии жизни». Философские взгляды А. Бергсона, Г. Зиммеля, В. Дильтея.

4. Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке. «Воля к власти» как движущая сила человеческой истории. Критика христианской морали. Переоценка ценностей как задача философии. Миф о «вечном возвращении».

5. Циклическая концепция истории О.Шпенглера. Различия Природы и Истории, Пространства и Времени. Жизнь культуры. Цивилизация как последняя стадия культуры.

51.   Ответы на вопросы по философии

Ж.П. САРТР

1.Что значит мысль: «существование предшествует сущности»?

2.Что такое экзистенциализм?

3.Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм?

4.Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой?

А. КАМЮ

1. Какой вопрос А. Камю объявляет самым фундаментальным философским вопросом?

2.В какой ситуации человек становится, по словам автора, «посторонним» в мире?

3.Что имеет в виду А. Камю, когда говорит, что мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить?

М. ХАЙДЕГГЕР

1. Какая связь, по Хайдеггеру, между человеком и бытием?

2. Почему экзистенция это способ существования, доступный только человеку?

3. Почему понимание Хайдеггером человеческой сущности противостоит гуманизму?

4. В чем отличие бытия от сущего?

М. МАМАРДАШВИЛИ

1.В чем, по мнению Мамардашвили, заключается тайна сущест­вования человека?

2.В чем состоит, по Мамардашвили, искусственность и безосновность феномена человека?

3.Что такое «личностное действие» в понимании Мамардашвили?

4.Что такое «дырявое бытие», по Мамардашвили, и какое отношение оно имеет к феномену человека?

5.Какова роль философствования в жизни человека?

52.   Ответы на вопросы по философии

Средневековая философия Фома Аквинский.

1. В чем заключается гармония веры и разума.

2.В чем сущность Бога.

53.   Ответ на вопрос по философии

Мыслимо ли, чтобы люди, никогда не говорившие вслух, при всем этом владели внутренней речью, молчаливо обращались к самим себе.

Людвиг Витгенштейн

54.   Ответы на вопросы

1.Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки Французского Просвещения и его общеевропейское значение. Историческая роль «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».

2. Дидро о свободе и отчуждении человека, характере и направленности развития цивилизации. Географический детерминизм Ш.Монтескье, классическая формула разделения властей.

1.Предмет философской антропологии и ее место в системе философского знания.

2. Х.Плеснер: ступени органического и человек. Эксцентрическая позиция человека.

55.   Философская мысль России и русского зарубежья

1. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии. Религиозный характер русской философии. Русская философия и русская литература. «Русская идея» как проблема национального самосознания. Спор славянофилов и западников как теоретическое выражение раскола общества и культуры.

2. Историософия П.Я. Чаадаева. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Влияние взглядов Чаадаева на общественную мысль России.

3. Теория самобытного исторического пути России в трудах «ранних» славянофилов: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского.

4. Основные идеи западничества в русской философии: Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.Н.Герцен.

5. Философия «всеединства» В.С.Соловьева и идея истории как богочеловеческого процесса. Новое религиозное сознание. Критика «византизма». Понимание человека как Творца. Отвержение насилия. Идеи философии права B.C. Соловьева. B.C. Соловьев о конце истории.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!