Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по философии»

/ Ответы на вопросы
Контрольная, 

Оглавление

1.      Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Философия в структуре общественного сознания, ее место и роль в жизни современного общества / Философия и мировоззрение / Роль философии в разработке фундаментальных норм, принципов, идеалов, ценностей общества, человека личности в различных сферах современной общественной жизни: экономике, политике, нравственности, искусстве, религии, идеологии / Дискуссии о предмете философии, ее месте в современной духовной культуре / Проблема человека в отечественной и зарубежной философии / Обоснование идеи самоценности человеческой жизни, уникальности человеческой личности / Поиск единых оснований и характеристик человеческого бытия / Деятельность, познание, практика / Кризис научного рационализма, его причины и пути выхода  / Наука и культура, наука и философия / Наука, научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности / Экология человека, общественных отношений и среды обитания / Проблема языка в современной зарубежной и отечественной философии / Язык и общение, язык и социальное развитие / Проблема метода в отечественной и зарубежной философии / Единство и различие логических и исторических методов познания и действия / Специфика постановки и решения проблемы свободы в отечественной и зарубежной философии / Свобода и справедливость, проблема их гармонизации / Гносеологическая проблематика отечественной и зарубежной философии

2.      Ответы на вопросы по философии

1.Абстрактно-логическая ступень познания. Основные методы научного познания

2.Философская концепция человека. Предметно-практическая деятельность человека

3.Культура и цивилизация. Приоритетность общечеловеческих ценностей

3.      Ответы на вопросы по философии

1.Сознание и мышление

2.Философское учение Аристотеля

3.Бельгийский философ Л. Флам утверждает: “Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, - значит требовать, чтобы он перестал быть философом…” Сравните это высказывание с высказыванием К. Ясперса: “Нет философии без политики и политических выводов”

4.      Ответы на вопросы по философии

1.Сознание и познание

2.А. Шопенгауэр “Воля как основа мира; человек рабочей воли”

5.      Ответы на вопросы по философии

1.Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и обществе

2.Проблемы бытия в философии ХХ века / Объясните термин “агностицизм”

6.      Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Проблема познаваемости мира / Основания познания / Рационализм / Сенсуализм / Эмпиризм / Диалектический материализм / Скептицизм / Агностицизм / Иррационализм / Проблема истины / Корреспондентная теория истины / Конвенциональная теория истины / Прагматическая теория истины / Марксистская теория истины / Понятие метода. Основания метода / Идея развития, ее методологическое значение / Диалектическая и эволюционная концепция развития / Революция и реформа / Градуалистская модель диалектики

7.      Ответы на вопросы по философии и политологии

1.Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демократия. Проблема тоталитаризма

2.Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе

3.Индивид, индивидуальность, личность как критерий общественного прогресса

8.      Ответы на вопросы по философии

1.Основные направления мировой философии ХХ века

2.Сознание, мышление, язык. Общественное бытие и общественная практика

3.Человек и духовная жизнь общества. Проблема духовности человеческой личности

9.      Ответы на вопросы по философии

1.Абстрактно-логическая ступень познания. Основные методы научного познания

2.Философская концепция человека. Предметно-практическая деятельность человека 

3.Культура и цивилизация. Приоритетность общечеловеческих ценностей

10.   Ответы на вопросы по философии

1.Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и обществе

2.Проблемы бытия в философии ХХ века

3.Объясните термин “агностицизм”

11.   Ответы на вопросы по философии

1.Философия античности и средневековья

2.Материя. Движение, пространство, время, - атрибуты материи. Основные формы движения материи

3.Многообразие форм культурной жизни в современном обществе. Проблемы массовой, “элитарной”, молодежной культуры

12.   Ответы на вопросы по философии

1.Французские материалисты XVIII века

2.Цивилизация Востока и Запада

13.   Ответы на вопросы по философии

1.Особенности средневековой философии

2.Проблемы сознания в философии ХХ в. / Герменевтика

14.   Ответы на вопросы по философии

1.Философия К. Ясперса

2.Проблема общественного прогресса

3.Объясните термин “киники”

15.   Ответы на вопросы по философии

1.Эволюция и революция в истории

2.Гераклит и его философское учение о мире

16.   Ответы на вопросы по философии

1.Философия Милетской школы

2.Мировая социально-экологическая ситуация

17.   Ответы на вопросы

1.Мифологическая картина мира

2.Мировые религии: буддизм, христианство

3.Возникновение восточной и античной философии, ее крупнейшие представители

18.   Ответы на вопросы по философии

1.Сознание и бессознательное. Философская психология З. Фрейда

2.Г. Гегель и его учение о диалектике

3.В каком отношении находятся между собой понятия “движение”, “развитие”, “изменение”? Можно ли утверждать, например, что всякое движение есть развитие?

19.   Ответы на вопросы по философии

1.Категория “Бытие” в философии. Бытие как смысл существующего

2.Н. Бердяев. Свобода и творчество человека

3.Каково соотношение понятий “движение” и “развитие”. Определите, какая из схем соотношения объемов этих понятий, изображенная на рисунке, будет правильной

20.   Ответы на вопросы по философии

1.Материализм и атеизм Л. Фейербаха

2.Смысл человеческого существования / Объясните термин “цивилизация”

21.   Ответы на вопросы по философии

1.Материализм и пантеизм Спинозы

2.Марксистское понимание проблемы сознания

3.Объясните термин “аксиология”

22.   Ответы на вопросы по философии

1.Какие аргументы выдвигают теология, философия и наука XV-XVII вв. относительно необходимости обоснования нового положения человека в мире? В чем состоит их принципиальное различие от античных и средневековых и органическое единство?

2.Почему вопрос об определении естественной природы человека стоял в центре внимания практически всех философских теорий второго модуля и чем объяснить различие ответов на него?

3.Возможна ли ответственность без свободы выбора, можно ли вменять человеку вину или заслугу, если он действовал по принуждению, не имея вариантов выбора?

4.Сравните постановку проблем познания в античной философии с гносеологической проблематикой философии Просвещения. В чем их единство и различие?

5.Что обозначают понятия “диалектика” и “метафизика” в философии второго модуля? Сравните их значение с терминами в античной и средневековой философии

23.   Ответы на вопросы по философии

1.Что нового в проблеме отношения телесного и духовного в человеке открывает философия IV модуля (ХХ в.) по сравнению с философией первого и второго модуля (с зарождения философии – и до XIX века) и какие выводы следуют из этих новых аспектов?

2.Как измениться статус искусства в жизни человека и общества, если на него смотреть только сквозь призму принципа ценности? Сравните этот подход с классическим пониманием места и роли искусства в жизни человека и общества?

3.Понятия в философских течениях IV модуля (ХХ в.) по своему содержанию не образы реальных свойств и отношений объектов познания, а всего лишь их знаки или символы. Как, на Ваш взгляд, в этой связи изменяется содержание и роль логики и какие выводы из этого следуют?

4.К чему может привести, по Вашему мнению, абсолютизация ценностного подхода ко всем сторонам жизни человека, его исторической культуры?

24.   Ответы на вопросы по философии

1.Возникновение философии марксизма. Учение Маркса о человеке и об обществе

2.Сознательное и бессознательное

25.   Ответы на вопросы по философии и политологии

1.Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демократия. Проблема тоталитаризма

2.Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе

3.Индивид, индивидуальность, личность как критерий общественного прогресса

26.   Ответы на вопросы по философии

1.Бэкон и Декарт: сенсуализм и рационализм Нового времени

2.Российская цивилизация, сущность и особенности

27.   Ответы на вопросы по философии, политологии и социологии

Тема 1. «Человек как предмет философского переосмысления»

1. Проблема природы и сущности человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.

2. Человек: индивид, индивидуальность, личность.

3. Духовная природа человека. Смысл жизни, смерти и бессмертия.

Тема 2. «Социальные конфликты»

1. Причины и сущность социальных конфликтов.

2. Субъекты социальных конфликтов.

3. Динамика социальных конфликтов. Массовые действия.

4. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

28.   Ответы на вопросы по философии

1.Согласны ли Вы с утверждением Гегеля: «Есть лишь один разум, поэтому философия только одна и лишь одной может быть»? Ответ обоснуйте / В чем суть субстанциональной и реляционной концепции пространства времени?

2.Философские аспекты эволюционной теории Дарвина

3.Какой фактор или факторы определяют развитие общества? Ответ обоснуйте

4.Проблема истины в философии

5.Проблема типологии личности

6.Проблема соотношения природного и технологического мира

7.Онтология – это...

8.Пространство-время – это...

9.Гендер – это...

29.   Ответы на вопросы по философии

1.Рационализм как философское направление в философии

2.Учение о морали И. Канта 

30.   Ответы на вопросы по философии

1.Философский анализ общества

2.Исторические типы взаимоотношений человека и общества

31.   Ответы на вопросы по философии

1.Методология, значение и категории диалектики для правоведения

2.Проблемы жизни и смерти человека и пути его решения 

3.Россия в диалоге культур

32.   Ответы на вопросы по философии

1.Чувственное познание. Познание – отражение действительности

2.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

3.Человечество как мировое сообщество и гуманистическая мера прогресса

33.   Ответы на вопросы по философии

1.Философия Гегеля

2.Психоанализ и проблемы человека (З. Фрейд)

34.   Ответы на вопросы по философии

1.Религия как феномен человеческой культуры

2.Л. Толстой: «Непротивление злу насилием – учение о новом»

3.Проанализировать три мнения на семинаре о природе истины и продолжить дискуссию 

35.   Ответы на вопросы по философии

1.Назовите и коротко опишите основные функции философии

2.Как обогатилась классификация форм движения материи со времен Ф. Энгельса?

3.Охарактеризуйте основные взгляды на природу сознания

4.Каково соотношение понятий культура и цивилизация?

5.Проблема субъекта и объекта в гносеологии

6.Проблема философского изучения человека

7. чем суть автотрофной стратегии человечества?

8.Бытие

9.Скептизим

10.Истина

36.   Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Диалектики как наука и философский метод. Исторические формы диалектики / Понятие о материи. Развитие представлений о материи / Понятие движения. Движение и развитие. Движение и покой. Основные формы движения, их соотношение / Пространство и время / Природа и общество. Противоречие в системе «природа-общество». Глобальные проблемы современности / Проблема сознания в философии. Проблема идеального / Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его формы / Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Диалектика процесса познания. Эмпиризм и рационализм в гносеологии / Учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной истины / Специфика социального познания / Общество как система. Материальное и идеальное в обществе. Общественное бытие и общественное сознание / Объективная закономерность и сознательная деятельность людей / Общественно-экономическая формация, ее структура. Развитие общества как естественноисторический процесс смены формаций. Формационный и цивилизационный анализ общества / Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль исторической личности / Культура как предмет философского анализа. Культура и человек / Личность как социальное явление. Свобода личности

37.   Ответы на вопросы по философии

3. «Материя есть только мыслимая вещь, которую мы создали себе, чтобы представить непреходящее в вечной смене явлений...., действительное есть лишь энергия,.... признак реальности может быть приписан только энергии...» (Оствальд В.Ф.).

-        Справедливо ли говорить о материи как о «мыслимой вещи»?

-        В   каком   смысле   В.И. Ленин   определяет   материю   как   философскую категорию?

-      «Энергетизм» Оствальда в целом является:

7. «Реально понять бесконечную делимость материи значило бы умственно проследить деление до бесконечности, а на это потребовалось бы бесконечное время.... Материя, следовательно, в своей конечной природе также абсолютно непонятна, как пространство и время» (Спенсер Г).

-        Согласны ли Вы с автором, утверждающим «непонятность» материи?

-        Справедливо ли признавать материю бесконечно делимой?

-        Какая позиция соответствует диалектическому пониманию материи:

11. «Ряд между причиной и следствием не является бесконечным. При этом отдельные вещи не могут быть причиной самих себя. В противном случае возникает парадокс – вещь существует до своего существования. Отсюда следует допустить первую производящую причину, т.е. бога» (Аквинский Ф.).

-        Найдите аргументы, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.

-        Совпадает ли точка зрения автора с диалектической позицией?

-        Идея существования бога связана с признанием:

15. «Нет пропасти между физическим и психическим, нет ничего внутреннего и внешнего, нет ощущения, которому соответствовала бы внешняя, отличная от этого ощущения вещь. Существуют только одного рода элементы, из которых слагается то, что считается внутренним и внешним, которые бывают внутренними и внешними в зависимости от той или иной временной точки зрения» (Мах Э.).

-        Как соотносятся вещь и ощущение?

-        В   каком   смысле   ощущения   рассматриваются   как   субъективный   образ объективного мира?

-        В рамках какого направления физическое и психическое отождествляются?

19.«Деятельность мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, таким образом, достижение верование есть единственная функция мысли» (Пирс Ч.).

-        В чем принципиальное различие веры и знания?

-        Справедливо ли утверждать истинность веры?

-        Какая позиция в истории философии связана с сомнением в существовании истинных знаний?

23. «Я полагаю, что в истории науки всегда теория, а не практика, идея, а не наблюдение открывали путь к новому знанию» (Поппер К.).

-        Докажите или опровергните данное высказывание.

-        Каков     источник     развития     фундаментальных     наук,     не     имеющих непосредственного выхода на практику?

-        В рамках какого направления в философии источником познания признается практика?

27. «Не так уж глубока пропасть, отделяющая человека от животного…, там бегают утонченные хищники, и вы среди них..., воздвигнутые вами города, ваши войны..., ваши взаимные хитрости и суета, ваши вопли страдания, ваше упоение свободой – все есть продолжение животного начала» (Ницше Ф.).

-        В чем именно заключается принципиальное различие между человеком и животными?

-        Согласны   ли   вы   с   автором,   признающим   человека   как   продолжение животного начала?

-        Какая позиция связана с признанием природной сущности человека?

31.«...человек ...смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе самому как к человеку» (Маркс К.).

-        Обоснуйте позицию автора.

-        Характерно ли самопознание для животных?

-        Идеалистическая позиция связана с признанием:

38.   Ответы на вопросы по философии

2. «Современный человек никогда не достигнет того, чтобы определить, что такое материя. Если все есть материя, то само положение теряет смысл, ибо принимая все формы она не является больше той материей, какой ее рассматривали, и если материя – это все, то нельзя больше говорить о превращениях материи, тем более, что мы не знаем, что она собой представляет» (Вайл И.).

-        Прав ли автор, утверждая невозможность познания материи?

-        Почему понимание материи изменялось в истории философии?

-        Как понимали материю древнегреческие философы?

6. «He подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, движущийся предмет движет еще один предмет и т.д. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности... Посох сообщает движение, ибо сам движим рукою...» (Аквинский Ф.).

-        Как понимает сущность движения автор?

-        В чем ограниченность его позиции?

-        Позиция автора позволяет обосновать:

10. «Мы должны быть уверены, что нет столь малой и отдаленной причины, которая не оказала бы иногда на нас огромнейшего и неожиданнейшего влияния. Может быть в бесплодных равнинах Ливии собираются первые зародыши бури, которая, уносимая ветрами, прибудет к нам, сгущая нашу атмосферу и воздействуя на настроение и страсти человека, а человек в силу сложившихся обстоятельств может влиять на множество других людей и по своему произволу решать судьбу многих народов» (Гольбах Л).

-        Прав ли Гольбах, признавая однонаправленную и однозначную связь между причиной и следствием?

-        Возможна ли временная последовательность причины и следствия?

-        Причинно-следственная связь:

14. «Так как общество состоит из структурированных индивидуумов, то в нем проявляются те же закономерности структуры, что и в индивидууме... Закономерности отдельной души принимают форму закономерностей социальной жизни» (Дильтей В).

-        Справедливо ли отождествлять закономерности общества и закономерности отдельного индивида?

-        Согласны     ли     Вы     с     признанием     общества     как     совокупности структурированных индивидуумов?

-        Позиция автора в целом

18. «Заблуждение есть истина, это – частичная истина, ложная лишь поскольку она частичка и остается незавершенной» (Брэдли Ф.).

-        Каков критерий различения истины и заблуждения?

-        Чем отличается относительная истина от заблуждения?

-        Каков источник возникновения заблуждения?

22. «Ибо что такое истина? В вопросах религии – это простое мнение, которому удалось пережить другие мнения. В вопросах науки – это конечно впечатление. В вопросах искусства – это последнее настроение человека» (Уайльд).

-        Сколько истин существует по одному предмету?

-        Справедливо ли признавать существование истины в искусстве?

-        Для догматизма характерно:

26. «Знание человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все что недоступно чувствам, недоступно и для ума» (Локк Д).

-        Приведите   аргументы,   опровергающие   или   подтверждающие   данную позицию.

-        Оцените позицию автора с точки зрения метода.

-        В рамках сенсуализма признается:

30. «Развитие труда  по  необходимости  способствовало  более тесному сплочению членов общества» (Энгельс Ф.).

-        Докажите или опровергните данную идею.

-        Какие    подходы    существуют    в    философии    к    пониманию    причин формирования общества?

-        Для идеалистической философии основание общества:

39.   Ответы на вопросы по философии

1.Религиозно-идеалистическая картина мира, ее особенности. Этические начала мировых религий

2.Философские взгляды Н. Бердяева. Анализ произведения Н. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»

40.   Ответы на вопросы по философии

1.Исторические типы взаимоотношения человека и общества

2.Эссе на тему: «XXI в. – проблемы мировой цивилизации»

41.   Ответы на вопросы по философии

Исторические типы взаимоотношения человека и общества / Эссе на тему: «XXI в. – проблемы мировой цивилизации»

42.   Ответы на вопросы по философии

4.«Может материя всегда существовала и всегда была упорядочена высшим разумом, который, очевидно, пребывает в природе» (Вольтер).

-        Найдите аргументы, которые бы доказывали или отвергали эту идею.

-        Какие современные идеи близки данной точке зрения?

-        Какому    направлению    в    философии    принадлежит    позиция    автора высказывания:

8.«Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» (Маркс К.).

-        Объясните, в чем состоит отрицание прежних форм существования?

-        Раскройте единство преемственности и поступательности в развитии.

-        Закон отрицания отрицания характеризует развитие как

12.«В природе нет причины и нет следствия. Природа нам дана только раз. Повторение равных случаев, в которых А всегда было бы связано с В, т.е. равные результаты при равных условиях, т.е. сущность связи между причиной и следствием существуют только в абстракции, которую мы предпринимаем в целях воспроизведения фактов.» (Мах Э).

-        Согласны ли вы с мнением автора о причинно-следственной связи только как абстрактной?

-        В каких моментах позиция автора совпадает с позицией агностика Д. Юма?

-        Существование объективной причинно-следственной связи доказывается:

16.«Мы познаем не «предметы», это означало бы, что они раньше и независимо определены и даны как предметы, а предметно, создавая внутри равномерного течения содержания опыта определенные разграничения и фиксируя постоянные элементы и связи» (Кассирер Э).

-        Как доказать, что объект познания существует вне сознания?

-        В чем именно заключается активность субъекта познания?

-        В рамках агностицизма признается:

20.«Мы приходим к признанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции...Опыт часто вводит наев заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой...никогда не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению, из этого ясно, почему арифметика и геометрия гораздо более достоверны, чем все другие науки...» (Декарт Р.).

-        Согласны ли вы с аргументацией превосходства дедукции над опытным познанием?

-        Что выступает доказательством достоверности научных знаний?

-        К какому направлению в философии относится данное высказывание:

24.«…самое решительное опровержение ...философских вывертов заключается в практике, именно, эксперименте и в промышленности» (Энгельс Ф.).

-        Выделите философские подходы к пониманию критерия истины.

-        Почему автор признает именно практику как конечный критерий истины философских знаний?

-        Для конвенциализма характерно понимание истины:

28.«Человек – это прямоходящая, живущая на земле обезьяна, без шерстяного покрова, с увеличенной головой и мозгом, со слабо развитыми зубами и ослабленным обонянием, с отличным зрением и поразительной ловкостью, владеющая речью» (Дарвин Ч.).

-        Какие показатели выделяет автор – количественные или качественные?

-        Какова роль природы в процессе возникновения человека?

-        В рамках диалектического материализма место человека в природе:

32.«То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще... Человек есть то живое существо, которое может относиться принципиально аскетически к своей жизни» (Шелер М).

-        Справедливо ли утверждать, что собственно человеческое противоположно живой природе?

-        Как вы оцениваете принцип аскетического отношения человека к своей жизни?

-        Какую роль играет природа в процессе развития человека?

43.   Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Исторические типы мировоззрения / Философия Востока. Философия древней Индии и Китая / Философия древней Греции (натур. философы, Сократ, Демокрит и Платон) / Философия древней Греции (Аристотель, Стоики, Эпикурейцы) / Философия Средних веков (святой Августин)  Философия Средних веков (Фома Аквинский) / Философия эпохи Возрождения / Философия Нового времени (специфика философии) / Проблема субстанции в философии Нового времени / Немецкая классическая философия. Иммануил Кант / Проблема бытия / Проблема материи / Пространство и время, атрибуты материи / Философская категория сознания / Структурный анализ сознания. Проблема идеального / Философия природы  / Философия в системе общества (социальные детерминанты) / Субъекты исторического процесса / Осознание политики и государства в философии / Проблема познания в философии / Абстрактнологическая ступень познания /  Специфика диалектики и ее отличия от метафизики / Закон единства и борьба противоположности / Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания / Глобальные проблемы современности / Проблема культур / Характерные черты культуры XX века

44.   Ответы на вопросы по философии и политологии

1.Человек и политическая жизнь общества. Диктатура и демократия. Проблема тоталитаризма

2.Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе

3.Индивид, индивидуальность, личность как критерий общественного прогресса

45.   Ответы на вопросы по философии

1.Сознание и мышление

2.Философское учение древнегреческого философа Аристотеля

46.   Ответы на вопросы по философии

1. «Что в понятие материи надо включить и мысли, это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму» (Ленин В.И.).

-        В чем именно смысл гносеологического противопоставления материи и духа.

-        В каком смысле материя и дух не противостоят друг другу?

-        Возможно ли преодоление альтернативности философских учений материализма и идеализма?

5. «Не вещи (тела), а цвета, звуки, давления, пространства, времена (то, что мы называем обыкновенно ощущениями) суть настоящие элементы мира...» (Мах Э.).

-        Определите философско-методологическую позицию автора.

-        Сравните это утверждение с идеей В.И. Ленина о том, что материя как объективная реальность дана нам в ощущениях.

-        Субъективный идеализм является:

9. «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К).

-        Объясните смысл отношений противоположностей – единство и борьба.

-        Возможно ли существование противоположностей вне взаимосвязи друг с другом?

-        Альтернативой диалектики выступает:

13. «Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса» (Ленин В.И.).

-        Означает ли признание «приблизительности» отражения причинно-следственной связи ограниченность ее познания в принципе?

-        Возможно ли полное и исчерпывающее знание причинно-следственной связи?

-        Причинно-следственная связь явлений природы по сути:

17. «Понятия получают свою истинность не благодаря тому, что они являются отображением существующих в себе реальностей, а потому, что они выражают идеальные порядки, устанавливающие и гарантирующие связь опытов» (Кассирер Э).

-        Каков источник формирования понятий?

-        Согласны ли вы с признанием идеального критерия истинности понятий?

-        В рамках какого направления в философии признается практика как источник формирования понятий:

21. «Идеи являются всего-навсего предметами, рассматриваемыми в определенном отношении, и, наоборот, вещи, взятые с точки зрения их познания, представляют собой идеи» (Перри).

-        Докажите или опровергните идею автора о том, что идеи и предметы тождественны.

-        Как связаны идеи и предметы?

-        В рамках какого направления утверждается первичность идеи по отношению к предмету?

25. «И в зависимости от того, на что мы напираем, получаются совсем различные формулировки истины. Действительность нема, она ничего не говорит о себе. Мы говорим за нее» (Джемс У.).

-        В зависимости от чего изменяется содержание истины?

-        Истина объективна или субъективна?

-        Какое направление в философии рассматривает истины только как относительные?

29. «Только существование для смерти придает существованию цель и толкает его к конечности» (Хайдеггер М.).

-        Согласны ли вы с идеей о том, что человек живет, чтобы умереть?

-        Имеет ли человек право на добровольное решение о смерти?

-        Религиозная философия средневековья признавала смысл жизни человека:

47.   Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Философия, ее предмет, структура, особенности и роль в обществе / Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения / Специфика философского мировоззрения / Зарождение и развитие философских идей на Древнем Востоке / Возникновение и становление философских учений в Древней Греции / Античная философия: основные проблемы и философские школы позднего этапа развития / Сущность и основные этапы развития средневековой христианской философии / Средневековая христианская этика, ее роль в формировании личностных качеств человека / Основные идеи философии Возрождения / Проблема познаваемости мира в философии XVII в. (разработка научного метода; Ф. Бэкон и Р. Декарт) / Рационализм эпохи Просвещения (XVIII в.) / Идея «правового» государства в философии Просвещения / Проблема познаваемости мира в философии ХIХ в. (гносеология И. Канта) / Немецкая классическая философия (диалектика Гегеля) / Становление и основные идеи философии марксизма / Современная иррациональная философия: особенности, основные направления / Этапы формирования и особенности развития русской философской мысли / Характеристика основных течений русской философской мысли первой трети XIX – начала XX в. / Понятие «русская идея» в интерпретации русских философов / Философский смысл проблемы бытия / Проблема бытия в различные исторические эпохи / Судьба проблемы бытия в XX веке / Русская религиозная философия о проблеме бытия / Основные проблемы философии человека / Сознание – как сущностная характеристика человека / Взгляды на сознание в различные исторические эпохи / Сознание и бессознательное / Формирование личности и типы личности / Свобода личности и ответственность человека в современном мире / Человек в философии рационализма и иррационализма / Проблема свободы в философии / Проблема смысла существования человека / Проблема счастья человека

48.   Ответы на вопросы по философии

1.Мировоззрение, его структура и основные функции

2.Миф как историческая форма мировоззрения

3.Религия как историческая форма мировоззрения

4.Философия как историческая форма мировоззрения

5.Философия как любовь к мудрости

6.Предмет философии, его историческое развитие

7.Структура и основные функции философии

8.Специфика философского знания

9.Материализм как одно из онтологических направлений в философии

10.Идеализм как одно из онтологических направлений в философии

11.Диалектика и «метафизика» как основные концепции развития

12.Философия и наука

13.Философия и религия

14.Философия и искусство

49.   Ответы на вопросы по философии

1.Философия эпохи Возрождения и Нового времени

2.Современная естественнонаучная картина мира

3.Человек и социальная жизнь общества. Общность, социальные группы

50.   Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Предмет и функции философии / Классификация философских учений. Материализм и идеализм / Космоцентрический характер античной философии. Учения милитцев, пифагорийцев, элеатов, атомистов / Философское учение Платона. Его онтология, гносеология, педагогические и социально-политические воззрения / Философские взгляды Аристотеля. Его онтология, гносеология, педагогические и общественно-политические воззрения / Характерные черты средневековой культуры и философии. Теоцентризм средневековой схоластики. Номинализм и реализм / Проблема метода и субстанции в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм / Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма / Теория познания и этические воззрения И. Канта / Идеалистическая диалектика и учение об абсолютной идее Г. Гегеля / Марксизм как течение философской и общественно-политической мысли / Особенности русской философии XX века. Русский космизм / Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм как характерные течения философской мысли 2-ой половины XIXXX вв. / Диалектика и метафизика как философские методы. Основные принципы диалектики и метафизики / Материя как философская категория. Изменение представлений о материи в ходе истории человечества / Движение – способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь / Пространство и время – формы существования материи / Происхождения и сущность сознания. Проблема идеального / Познание. Чувственное и рациональное познание. Особенности рационализма и сенсуализма в гносеологии / Проблема истины. Критерий истины. Истина и оценка / Специфика научного познания. Отличие научного и обыденного познания действительности. Методы и формы научного познания / Наука как социальное явления. Проблема генезиса науки / Развитие общества как естественноисторический процесс. Формационный и цивилизационный анализ общества / Культура как явление общественной жизни

51.   Ответы на вопросы по философии

1.Философия как наука

2.Положения нерелигиозной, собственно философской картины мира

3.Общая характеристика основных сфер общества

52.   Ответы на вопросы по философии (по Ф. Ницше)

1.Сущность истинной жизни

2.Критика христианской морали

3.Истина и вера

53.   Ответы на вопросы по философии

1.Основной вопрос философии. Его сущность и значение, решение «основного» вопроса материалистами и идеалистами

2.Гипотезы происхождения государства (теологическая, патриархальная, психологическая общественного договора). Перспективы развития государства

54.   Ответы на вопросы по философии

1.Материя как философская категория и естественнонаучные представления о ней

2.Россия, Восток и Запад в диалоге культур

55.   Ответы на вопросы по философии

Проблема бытия в истории философии (концепция бытия в древнегреческой философии; концепция бытия в средневековой философии; проблема бытия в экзистенциализме) / Познание как процесс и как социально-исторический феномен. Диалектика субъекта и объекта в познании. Познание как отражение действительности

56.   Ответы на вопросы по философии

1.Экологический кризис и будущее человечества

2.Закон отрицания отрицания. Сущность и формы проявления закона. Отрицание и преемственность в развитии природы, общества, знаний. Понятие «прогресс» и «регресс» в связи с категориями «отрицание» и «преемственность»

57.   Ответы на вопросы по философии

1.Стоики об идеале мудрой жизни

2.Социальная философия французского Просвещения

58.   Ответы на вопросы по философии

1.Что означает понятие «бытие»? Какова трактовка бытия в античной, средневековой философии, в Новое время, в современной философии?

2.Моральная философия И. Канта

59.   Ответы на вопросы по философии

1.Ф. Ницше и его учение о сверхчеловеке

2.Философия о развитии общества. Формационный и цивилизационный подход. Концепция О. Шпенглера

3.Объясните термин «гедонизм»

60.   Ответы на вопросы по философии

1.В чем состоит софийная функция философии? Охарактеризуйте основные черты мудрости, развитие которых в человеке является целью философии. Объясните как софийная функция философии влияет на реализацию всех других ее функций

2.Охарактеризуйте понятие диалектики, объясните его философский смысл. Определите содержание и взаимосвязь основных принципов диалектики, раскройте их значение в современной жизни, образовании, культуре. Как соотносятся друг с другом диалектический метод и методы частных наук? Как Вы понимаете мысль русского мыслителя Б.Н. Чичерина «без диалектики нет философии»? Чем обусловлено противостояние диалектики и метафизики

3.Охарактеризуйте закон отрицания отрицания. Приведите примеры, характеризующие каждое из положений данного закона. Какие стороны механизма развития отражает данный закон. Объясните значение данного закона для познания и практической деятельности

4.Сформулируйте   определения основных системных законов. Приведите примеры, иллюстрирующие действие данных законов. Объясните каким образом эти законы позволяют отличить систему от бессистемного конгломерата элементов и связей. Как связаны системные законы с основными ориентациями принципа системности

61.   Характерные черты средневековой философии

62.   Ответы на вопросы по философии

1.Средневековая философия. Августин Блаженный. Фома Аквинский

2.Проблема сознания в философии ХХ в. Учение З. Фрейда о роли бессознательного

3.Объясните «термин волюнтаризм»

63.   Ответы на вопросы по философии

1.Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения, (мифология, религия, философия). Особенности философского знания

2.Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза

3.Культура как предмет философии

64.   Ответы на вопросы по философии

1.Воля – как сущность мира

2.Мир как представление

3.Жизнь как кара и искупление

65.   Ответы на вопросы по философии

Классификация философских учений

66.   Ответы на вопросы по философии

1.Немецкая классическая философия: Г.Гегель, законы диалектики

2.Проблемы свободы в философии

3.Объясните термин «эмпиризм»

67.   Ответы на вопросы по философии

1.Экзистенциализм как основное направление в философии ХХ века

2.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

3.Объясните термин «диалектика»

68.   Ответы на вопросы по философии

Философия и мифология / Антропологический принцип философии А. Фейербаха

69.   Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Мировоззрение   и    его   исторические   типы:    мифология,   религия, философия. Специфика и функции философии / Философская мысль Древнего Востока / Метафизический материализм XVI-XVIII веков. Социальные воззрения эпохи Просвещения / Идеализм      немецкой      классической      философии.      Становление диалектики / Антропологическая философия. Проблема смысла бытия / Основные положения марксизма. Суть материализма в истории / Иррациональная картина мира / Характерные черты философии XX века. Сциентизм и антисциентизм / Понятие бытия. Типы бытия. Модели единства мира / Основные     методы      философии.     Диалектика     и     метафизика. Исторические формы диалектики / Диалектическая концепция развития. Принцип детерминизма. Принцип целостности бытия / Природа как предмет философского осмысления. Учение о ноосфере / Философская концепция человека. Природное и социальное в человеке / Проблема личности. Отчуждение и проблема свободы / Сознание.  Отражение как всеобщее свойство материи.  Сознание и язык / Познание. Критика сенсуализма и рационализма / Основные концепции истины. Практика как критерий истинности / Особенности научного познания. Роль науки в обществе / Общество как объект философского осмысления / Развитие общества. Закономерности и направленность исторического процесса

70.   Ответы на вопросы по философии

1.«Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел… Это есть сама жизнь.» (Лосев А.Ф.). Раскройте   особенности   мифологического   мировоззрения,   причины   его появления и функционирования в обществе

2.«..Религиозные учения, они все – иллюзии, доказательства им нет, нельзя заставить считать их истинными, верить в них.» (Фрейд З.) Раскройте  указанные   черты  религии:   иллюзорность,   бездоказательность. Покажите роль веры в религии

3.«Философом нужно быть не на словах, а на деле. Философия учит делать, а не говорить.» (Сенека). Покажите основные особенности философского мировоззрения

4.«Что в понятие материи нужно включить и мысли, это путаница...» (Ленин В.И.) Раскройте противопоставление материи и сознания

5.«Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования.» (Маркс К.) Покажите сущность диалектики и закона отрицания отрицания

6.«Истинное знание, как и сам объективный мир развивается.» (Миронов В.В.) Покажите соотношение абсолютной и относительной истины

7.«Никто не сомневается в ценности науки. Наука – неоспоримый факт, нужный человеку.» (Бердяев Н.А.) Раскройте специфику функционирования науки в обществе

8.«Не так уж глубока пропасть, отделяющая человека от животного...» (Ницше Ф.) Покажите принципиальное отличие человека от животных

71.   Ответ на вопрос по философии

Диалектика и «метафизика» как основные концепции развития

72.   Ответы на вопросы по философии

1.Основной вопрос философии (ОВФ). Две стороны ОВФ. Материализм и идеализм

2.Кризис классической философии Германии. Волюнтаризм (А.Шопенгауэр и Ф. Ницше)

73.   Ответы на вопросы по философии

1.Критическая философия Им. Канта. Всеобщий категорический императив

2.Философия истории. Основные подходы к изучению истории и к процессу исторической эволюции

74.   Ответы на вопросы по философии

1.Славянофилы и западники о проблеме будущего России

2.Учение Сократа о нравственности

75.   Ответы на вопросы по философии

1.Принцип детерминизма. Необходимость и случайность, возможность и действительность. Специфика социального детерминизма

2.Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Проявление закона в природе и обществе

2.Основные формы общественного сознания

76.   Ответы на вопросы по философии

1.«...Для   мифического   сознания   все   явлено   и   чувственно   ощутимо. Мифология всегда оперирует образами, невозможна без них.» (Лосев А.Ф.) Как Вы понимаете образность мифологии. Раскройте значение мифа сейчас и в истории человечества

2.«Чем совершеннее Бог, тем несовершеннее человек. Человек проецирует лучшее, что у него имеется на Бога и тем самым обедняет себя (Э. Фромм) / Покажите причины возникновения религии и зависимость понимания сути Бога от развития человека

3.«Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной.» (Бердяев Н.Н.). Покажите основные черты философии.

4.«Современный человек никогда не достигнет того, чтобы определить, что такое материя.» (Вайл И.) Покажите эволюцию взглядов на материю

5.«Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и их слияние    в    новую    категорию    составляют    сущность    диалектического движения» (Маркс К.) Докажите единство и борьбу противоположностей

6.«Истина – дочь времени». (Бэкон Ф.) Раскройте объективность истины. Перечислите концепции истинности

7.«Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в темном лесу мировой жизни.» (Бердяев Н.А.) Покажите     особенности     научного     познания     и     раскройте     причины формирования науки

8.«Человек – это прямоходящая, живущая на Земле обезьяна, без шерстяного покрова, с увеличенной головой и мозгом...» (Дарвин Ч.) Покажите взаимодействие биологического и социального в человеке

77.   Ответы на вопросы по философии

1.«Мифическое    сознание    совершенно    непосредственно    и    наивно, общепонятно.» (Лосев А.Ф.) Раскройте доступность мифа и его значение для человека

2.«В религии существует культ.» (К.Ясперс). Раскройте основные черты религиозного мировоззрения

3.«Философия больше, чем жизнь; она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет.» (Ильин И.А.) Покажите основные особенности философского мировоззрения

4.«Материя есть только мыслимая вещь, которую мы создали себе, чтобы представить непреходящее в вечной смене явлений...» (Оствальд В.Ф.) Покажите   реальность    существования    материи    и    раскройте    критику идеализма с точки зрения материалистического понимания мира

5.«Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное..» (Аквинский Ф.) Покажите отличие понимания движения в метафизике и в диалектике. Раскройте сущность движения в философии

6.«Заблуждение   есть   истина,   это      частичная   истина,   ложная   лишь поскольку она частичка и остается незавершенной.» (Брэдли Ф.) Покажите отличие истины и заблуждения. Раскройте значение практики как критерия истинности

7.«Ценность научных законов природы прежде всего была в практической ориентировке в природе, в овладении ею ее же средствами, т.е. через приспособление.» (Бердяев Н.А.). Покажите роль науки в обществе и изменение ее места в настоящем общественном развитии

8.«Развитие   труда   по   необходимости   способствовало   более   тесному сплочению членов общества.»(Энгельс Ф.) Покажите значения социальных факторов в становлении и жизни человека

78.   Ответы на вопросы по философии

1.Созерцательность как основная характеристика докантовской гносеологии (Демокрит и Платон). Принцип деятельности в гносеологии: концепции Канта, Маркса, Пиаже-Выготского

2.Диалектика интуитивного и дискурсивного в познании

79.   Ответы на вопросы по философии

Задание 1. Анализ текста.

«… Так, Фалес Милетский утверждал, что начало сущих (вещей) – вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше). Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он (об этом), во-первых, из того, что начало всех животных – сперма, а она влажная; так и все (вещи), вероятно, берут (свое) начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и (от влаги) плодоносят, а лишенные (ее) засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель» (Фрагменты ранних греческих философов. ч. 1. – М., 1989. с.109-114. Перевод А.В. Лебедева).

1.Исходя из анализа текста, объясните, что считали предметом философии античные мыслители?

2.Почему милетцев считают наивными материалистами и диалектиками?

3.Что понимали древнегреческие философы под первоосновой бытия?

4.Какая проблема, кроме онтологической, видна в приведенном отрывке? 

Задание 2. Анализ текста.

Демокриту – автору атомистической теории, принадлежит следующее высказывание: «Есть два рода познания; один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие (виды познания): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого… Когда темный (род познания) уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование (должно проникнуть) до более тонкого (недоступного уже чувственного восприятия), тогда на сцену выступает истинный (род познания) так как он в мышлении обладает более тонким познавательным  органом» (Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – с. 169).

Главным инструментом в руках человека является учение, которое совершенствует самого человека. «Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы. Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» (там же, с. 171). 

1.На основе анализа данного текста обоснуйте – предшественником  какого из философских направлений является Демокрит: рационализма или сенсуализма?

2.Что подразумевает философ под темным и истинным видами познания?    

3.Как согласуется последний фрагмент  Демокрита с  сократовским убеждением о том, что высшей целью достижения добродетели является познающая душа?

4.Какие высказывания древнегреческого философа по точности и лаконичности могут быть афоризмами для современного человека?

Задание 3. Анализ текста.

«Вот, например, – пояснял Сократ, – мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?

А разве не то же самое с рассудительностью и понятливостью? С умом и образование, и воспитание приносят пользу, а без ума – вред. Одним словом, разве не все, к чему стремится душа и что она претерпевает, оканчивается счастливо, если ею управляет разум, и несчастливо, если – безрассудство? Так вот, если добродетель – это нечто обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то, значит, она и есть разум:  ведь все, что касается души, само по себе не полезно и не вредно, но становится вредным или полезным благодаря  разуму или безрассудству. В согласии с этим рассуждением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное как разум. Добродетель есть знание, мудрость. …Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле». (Платон. Собрание соч. в  4-х т. – М., 1990. т. 1. Менон, 88 d – c ).

1.Как раскрывается в данном фрагменте соотношение разума и морали?

2.Почему диалектика Сократа называется субъективной?

3.Можно ли считать рассуждения Сократа актуальными и сегодня или они утопичны?

Задание 4. Анализ текста.

1. «…Та жизнь блаженная, при которой нет препятствий к осуществлению добродетели, а добродетель есть середина (между двумя крайностями)».

2. «…В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. …Умеренность и середина – наилучшее (между двумя крайностями), то, очевидно, и средний достаток из всех благ всегда лучшее…»

6. «…Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй…».

7. « …Эти – то средние граждане и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что им принадлежит…».

8. «Итак, ясно, что  наилучшее государственное общение – то общение, которое достигается через посредство среднего элемента; и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большом количестве…, приобретает влияние и воспрепятствует образованию… крайностей. Поэтому-то величайшим благополучием для государства является то, чтобы граждане обладали собственностью среднего, но достаточною… Очевидно, что средняя форма … есть форма идеальная,  ибо не только она не ведет к партийной борьбе… в иных случаях возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания…», из-за крайностей  в имущественном отношении (граждан).

(Аристотель. Политика. Извлечения. Соч. Т. 4. – М.; Мысль, 1984. (Филос. наследие). с. 375-645)

1.Исходя из анализа текста, объясните, какую роль играли философы в общественной жизни греческого полиса?

2.Какую форму государственного устройства Аристотель считал наилучшей?

3.Есть ли в данном фрагменте идеи, которые можно было бы учесть  современным политикам? Ответ обоснуйте.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!