Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по экономике»

/ Общая экономика
Контрольная,  18 страниц

Оглавление

1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются особенности монополизма в России? В чем отличие Российского монополизма от Западного?

 

    Монополия (греч. monos – один; роlео – продаю) в этом смысле – захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.

    Основоположником научного исследования проблем конкуренции и монополии в России стал в середине 20-х годов ХХ в. теоретик сверхиндустриализации Е.Л. Преображенский, видевший сложности экономического развития в государственной собственности, подавляющей все, государственной монополии на предпринимательскую деятельность.

    Но на этом исследование проблем конкуренции в нашей стране закончилось. В течении всего советского периода истории конкуренция считалась чем-то, что противоречит устоям социалистического образа жизни. Даже термина такого не было в законодательстве. Но несмотря на это полностью обойтись без основных принципов, на которых базируются отношения конкуренции, было очень сложно. В связи с этим в обиход вошло такое понятие, как социалистическое соревнование. Оно хотя и противопоставлялось понятию конкуренции, преследовало те же цели.

    В настоящее время возникновение законодательства о конкуренции обусловлено необходимостью преодоления общего экономического кризиса, усиления эффективности производства, ликвидации хронического дефицита. Оно также было нацелено на решение проблемы деконцентрации и демонополизации рынка. Россия – страна с высоким уровнем монополизации и концентрации рынка. В 1987 году средний размер индустриального предприятия достиг 813 рабочих мест, что намного выше, чем в странах рыночной экономики. Например, в Венгрии – 186, в Западных странах – 86 человек. Особенно сильно этот процесс проявился в металлургии, химической и текстильной промышленности, машиностроении. Государственная монополия сохранилась и в торговле, хотя во всех капиталистических странах она является отраслью с хорошо развитой конкуренцией. В руках центральных административно-командных органов, например, Госснаба, находилась большая часть внутриторговых оборотов СССР, в то время как Министерство экономических связей обладало монополией на внешнюю торговлю. Таким образом, опыт хозяйствования в условиях монополизма убедил общество и государство в необходимости широкого развития конкурентных механизмов рынка, демонополизации и создания открытой экономики.

    После окончания гражданской войны в России в 20-е годы ХХ в. получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок, как говорится, вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

а)      государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;

б)      оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

    Отличие российского монополизма от западного заключалось в том, что государство не только не препятствовало, но, напротив, всемерно способствовало развитию монополизации на всех уровнях народного хозяйства. Преобладающей в экономике стала тенденция к укрупнению и централизации предприятий. В то же время экономическая наука установила, что преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий-гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим же заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль. Если в Западной Германии в 1989 г. 90% машиностроительной продукции изготавливалось предприятиями численностью менее тысячи человек, то в нашей стране такими производствами, не входящими в объединения, создавалось всего 0,05% техники и оборудования. Не случайно все указанные выше естественные и искусственные формы монополий получил и приоритетное развитие в нашей стране. Государство, министерства и ведомства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной противоположностью конкурентному рынку. 

 

2. Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Общая выручка продавца равна цене, умноженной на количество проданной продукции.

 


3.

 

L

MPL

MRPL

Совокупный продукт L

k

MPk

MRPk

Совокупный продукт k

1

10

5

10

5

1

21

10,5

21

7

2

8

4

18

4

2

18

9

39

6

3

6

3

24

3

3

15

7,5

54

5

4

5

2,5

29

2,5

4

12

6

66

4

5

4

2

33

2

5

9

4,5

75

3

6

3

1,5

36

1,5

6

6

3

81

2

7

2

1

38

1

7

3

1,5

84

1

 

 

Рk = 3 ден. ед.

РL = 2 ден. ед.

– правило наименьших издержек

1) 21 : 3 = 7

2) 18 : 3 = 6

3) 15 : 3 = 5

4) 12 : 3 = 4

5) 9 : 3 = 3

6) 6 : 3 = 2

7) 3 : 3 = 1

1) 10 : 2 = 5

2) 8 : 2 = 4

3) 6 : 2 = 3

4) 5 : 2 = 2,5

5) 4 : 2 = 2

6) 3 : 2 = 1,5

7) 2 : 2 = 1

 

1) 1L + 3K = 10 + 54 = 64

2) 2L + 4K = 18 + 66 = 84

3) 3L + 5K = 24 + 75 = 99

4) 5L + 6K = 33 + 81 = 114

5) 7L + 7K = 38 + 84 = 122

 

Фирма получает max прибыли при соотношении 1L и 3K, т.к. только при этом соотношении труда и капитала мы получили указанные 64 единицы продукции:

Правило max прибыли =

Данному соотношению соответствует:

5L и 6K, т.к.

Ответ: max прибыль фирма получит при соотношении 5L и 6K.

 

 

4. Заработная плата и определяющие ее факторы. Основные формы и современные оплаты труда

    Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.    На сегодняшний день в России в сфере оплаты труда сложилась тяжелейшая ситуация. Проблема заключается в том, что в условиях переходного периода и либерализации социально-трудовых отношений государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу. Это привело к тому, что процессы в этой области приобрели стихийный, бессистемный характер.

    В результате сложились непропорциональные, а порой и уродливые формы оплаты труда. Заработная плата фактически перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функции. Минимальная оплата труда, составляет чуть больше 20% официального прожиточного минимума и, естественно, не выполняет функции социальной гарантии. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже штрафов и пеней. Уровень оплаты труда, задержки выплаты зарплаты являются наиболее конфликтогенными факторами: согласно данным социологических исследований в каждом третьем случае конфликты на предприятиях возникают по причине несвоевременной выплаты зарплаты и в каждом пятом случае – по причине неудовлетворенности работников ее размерами.

    Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше среднего по стране уровень заработной платы в топливно-энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансово-кредитных учреждениях. В то же время в сельском хозяйстве, легкой промышленности, машиностроении, в отраслях бюджетной сферы уровень заработной платы существенно ниже среднего по стране. Так за 1 полугодие 2003 г. средняя зарплата в газовой промышленности составила 13628 руб., а в легкой – только 4780 руб. Региональные различия в уровнях зарплаты в значительной мере объясняются существующей схемой размещения производительных сил, сложившейся региональной экономической структурой. Так более высокая зарплата в Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном районах, где преобладают предприятия ТЭК, продукция которых в значительной степени идет на экспорт. Низкий уровень заработной платы сложился в Центрально-Черноземном, Волго-Вятском и Северо-Кавказском районах, где преимущественно развит аграрный сектор экономики и доминируют предприятия обрабатывающей промышленности.

    Структура оплаты труда разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную долю заработка работника. Это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с тем, чтобы тариф более адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.

    Основными особенностями развития системы оплаты труда в последнее десятилетие стали: повышение роли повременной заработной платы, широкое распространение поощрительных форм оплаты труда, внедрение гибких форм вознаграждения. При этом базой для оценки выполненной работы и начисления заработной платы рабочих является тарифная система. Для более полного учета количества и качества труда используются поощрительные системы оплаты.

    Среди наиболее типичных форм и принципов оплаты труда и материального стимулирования на Западе можно назвать:

        увеличение доли нестабильных элементов заработной платы (премии, бонуса и т.п.), достигающих 1/3 всей заработной платы и используемых в качестве поощрения за экономию сырья и материалов, прирост производительности труда и улучшение качества продукции;

        применение так называемой аналитической системы оценки трудового вклада, где дифференцированно в баллах оцениваются многочисленные факторы процесса труда: квалификация работника, объем работы, ее качество, финансовые результаты деятельности компании. Для оценки результатов труда административно-управленческого и инженерно–технического персонала в западных компаниях широко применяется метод, основанный на достижении поставленных целей. Этот метод включает четыре основных этапа: установление перечня главных обязанностей работника на установленный срок; определение сферы ответственности применительно к каждой функциональной обязанности; установление единицы измерения по каждой категории ответственности, например %, долл. и т.п.; установление индивидуальных “стандартов исполнения”, которые соотносятся с расчетными стандартами. Эту систему в 90-х гг. использовали 75% американских компаний;

        использование системы тарифных ставок, которые стимулируют рабочих к достижению высоких конечных результатов, прежде всего, по параметрам качества, а также к овладению смежными и иными профессиями, на пример профессиями по ремонту производственного оборудования;

        существование значительной дифференциации в заработной плате, которая отражает индивидуальные различия в результатах труда, а также в уровне квалификации и опыте работников;

        использование различных планов группового (бригадного) стимулирования, устанавливающего связь между конечными результатами деятельности бригады или другого трудового коллектива (прирост производства, производительности труда и т.д.) и вознаграждением в виде премий и бонусов;

        использование различных форм участия работников в прибылях, которые увязывают денежное вознаграждение не с производственными результатами деятельности компании, а с финансовыми, т.е. с ростом прибыли;

        участие работников во владении акциями.

    Помимо непосредственной оплаты труда в западных компаниях широко распространены разнообразные программы частного социального страхования и дополнительных доходов работников. Так, пенсионным обеспечением из частных фондов компаний охвачено около 90% работников компаний с численностью персонала более 100 человек. Среди прочих программ дополнительных доходов, пособий и услуг можно назвать различные медицинские пособия (отпуска по болезни, пособия по беременности и родам, расходы на лечение и т.д.), пособия в связи с несчастными случаями, страхование жизни, программы общего образования и повышения квалификации, бесплатное питание в рабочих столовых и др. Причем все эти программы являются дополнением к системе обязательного государственного социального страхования.

 

5.

Единицы продукта

Предельная полезность

Предельная полезность

на 1 ден. един.

булочки

сока

булочки

сока

1

20

18

5

9

2

8

10

2

5

3

4

2

1

1

 

1 стакан сока + 1 булочка = 4 + 2 = 6 (ден. ед.)

1 булочка + 2 стакана сока = 4 + 4 = 8 (ден. ед.)

 

Рациональный потребитель имея 8 един. купит 1 булочку и 2 стакана сока

 

 

6. Средние переменные издержки сначала падают благодаря возрастающей предельной отдаче, но затем начинают расти вследствие убывающей предельной отдачи.

    Т.е. при малом объеме производства производственный процесс будет относительно неэффективным, поскольку имеющиеся у фирмы оборудование окажется недогруженным. Недостаточное количество переменных ресурсов будет комбинироваться с оборудованием фирмы; производство будет неэффективным, а переменные издержки в расчете на единицу продукции соответственно относительно высокими. Однако по мере расширения производства более высокий уровень специализации рабочих и более полное использование капитального оборудования фирмы обеспечат повышение эффективности производства.

    В результате переменные издержки в расчете на единицу продукции будут снижаться. Вследствие применения все большего и большего количества переменных ресурсов, в конце концов, наступит такой момент, когда закон убывающей отдачи вступит в действие. С этого момента капитальное оборудование фирмы будет использоваться настолько интенсивно, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину, чем предыдущая. Значит AVC начнут возрастать.

 

7. Раскройте причины, порождающие необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику

    Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

    Рынок свободной конкуренции – это регулятор общественного производства, поскольку позволяет решить ряд специфических экономических задач. Рынок свободной конкуренции дает возможность сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш (“излишек”) тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и предложения и установления цены равновесия. Следовательно, свободный рынок дает механизм равновесной цены. Рынок свободной конкуренции ориентирует всю экономику на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система работает на одну цель – на конечные потребности человека. Исторический опыт показывает, что рыночная система решает эту задачу лучше других систем. Почему? Потому что, во-первых расширение закупок товаров потребителями сопровождается увеличением их предложения и снижением цен; во-вторых, рынок выявляет вкусы и предпочтения потребителей и реагирует на них; в-третьих, при наличии свободного рынка явления дефицита носят временный характер. Рынок свободной конкуренции эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, которую дают цены. Это значит, во-первых, что рынок позволяет находить нужное, соответствующее спросу, количество производителей; во-вторых, задает производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей; в-третьих, заставляет производителя поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок. Наконец, у рынка свободной конкуренции есть еще одно важное преимущество: он разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном (международном) масштабе. Таким образом, если обобщить все сказанное, то рыночная система наиболее эффективно справляется с решением трех фундаментальных проблем: Что производить? Как производить? Для кого производить? Так что можно по-разному относиться к рынку, но никакой другой механизм не сможет его заменить с той же эффективностью.

    Однако в своей жизнедеятельности общество встречается с множеством других проблем, решать которые рынок не может. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании. Речь, скорее, идет о том, что рынку не принадлежит по самой его природе. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация экономики вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К ним прежде всего относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название “общественных” (или “коллективных”) товаров. “Производство” этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счет налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что “общественные товары” имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) “потребляется” всем населением страны поровну, другая – лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья – лишь малым коллективом (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населенного пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на “общественные товары” не может происходить на рыночной основе. Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми “внешними эффектами”. Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорции в производстве и пр. Конечно же, рыночный механизм “сам по себе” не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путем их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие). Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путем прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии. Все это дает возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах. Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и в первую очередь с правом на труд. Надо иметь в виду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Существует мобильность всех видов ресурсов, включая трудовые, как одна из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность автоматически предполагает периодическое возникновение, рост или уменьшение разных видов безработицы: технологической (из-за свертывания устаревших производств), структурной (из-за перестройки структуры экономики), региональной (из-за неравномерности развития разных регионов), скрытой (из-за разорения части фермеров).

 

8.

Правильный ответ

в). ВНП уменьшился бы из за нехватки кредитных ресурсов и вызванного этим спада деловой активности.

Кризис банковской системы приводит к сокращения предложения денег в экономике, уменьшается объем и качество накопленного капитала страны, таким образом сокращается совокупное предложение, что влечет уменьшение ВНП.

 

9. Причины и формы безработицы

    Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработицавременная незанятость экономически активного населения. Уровень безработицы связан с очень важным экономическим показателем – реальным объемом ВНП. Объем валового национального продукта, который произведен в условиях полной занятости, называют потенциальным ВНП. Полной занятостью (или естественным уровнем безработицы) называют отсутствие циклической безработицы и некоторый такой ее объем, который естественен и неустраним в принципе. В 90-х годах ХХ в. в развитых странах естественный уровень безработицы составлял приблизительно 6-7%, т.е. безработные составляют 6-7% рабочей силы страны. Поскольку занятые участвуют в общественном производстве, а безработные – нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы будет сопровождаться снижением реального объема ВНП и общество как бы “недополучит” часть ВНП.

    Реформирование экономики России со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах (1992–1995 гг.) произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было вызвано не только кризисными явлениями (спадом производства), но и тем, что в условиях командно-административной экономики занятость населения искусственно поддерживалась на очень высоком уровне (практически все трудоспособное население работало, в то время как для эффективной рыночной экономики этот показатель не превышает 94-95%). В результате на предприятиях был существенный избыток рабочей силы. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, т.е. “скрытая” форма безработицы перешла в “открытую”. Уже в конце 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные. В России в 1991 г. во всех регионах была создана государственная служба занятости, основная задача которой состояла в том, чтобы помочь безработным найти работу. В дальнейшем функции служб занятости заметно расширился. Опасения многих экономистов по поводу высокого уровня безработицы – не оправдались: безработица не превышала опасно допустимого уровня. Произошло это в результате того, что многие предприятия (прежде всего крупные) начали ориентироваться на сохранение численности персонала путем введения сокращенной рабочей недели, вынужденных отпусков и других мер. Поэтому уровень “скрытой безработицы” сохраняется в пределах 15%, а официальный – 3,4% (на начало 2006 г.). Отличительной особенностью рынка труда в начале реформ было активное сокращение женщин и лиц с высшим образованием: доля этих категорий в составе безработных составляла 60-70%. Однако в настоящее время ситуация несколько изменилась: все чаще безработными становятся мужчины и те, кто не имеет специального профессионального образования. Последнее свидетельствует о том, что все больше растет спрос на квалифицированную рабочую силу, имеющую специальную профессиональную подготовку. Так как регионы страны существенно различаются по экономическому потенциалу, демографической структуре населения и климатическим условиям, то и регионы (или локальные) рынки труда значительно отличаются друг от друга. 

 

10.

    Когда банк принимает вклады наличными, в нашем случае 500 тыс. ден. ед., увеличились банковские деньги (активы банка) на 500 тыс. ден. ед. когда коммерческий банк покупает гособлигации, возникает по существу, тот же эффект, что и при кредитовании. Создаются новые деньги. В нашем случае банк из 500 тыс. ден. ед. потратил 100 тыс. ден. ед. на покупку ценных бумаг, количество банковских денег будет 500 тыс. ден. ед., но при этом изменится балансовый отчет банка, в активах появится статья «Ценные бумаги на 100 тыс. ден. ед. и уменьшится на 100 тыс. ден. ед. статья «наличные средства».

    Норма обязательных резервов, в нашем случае, это 20%, норма, устанавливаемая законом Центробанка и составляет 100 тыс. ден. ед.

    100 тыс. ден. ед. коммерческий банк должен держать на счете в федеральном резервном банке. И не может ее пользовать для кредитования. Следственно, в нашем примере предложение уменьшится на 100 тыс. ден. ед. банковской системы.

 

 

11. Потребительские расходы С = ВНП – (Ig + G + Xu) = 10000 – (2000 + 1800 + 200) = 6000 ден. ед.

 

ЧНП = ВНП – отчисления на потребления капитала = 10000 – (1800 – 1200) = 10000 – 600 = 9400 ден. ед.

 

12. Облигации, цель выпуска и основные виды. От чего зависит размер дохода по облигациям?

    Важным объектом торговли на фондовых рынках России являются облигации. Они выступают важнейшим инструментом, с помощью которого корпорации обычно мобилизуют основную часть финансовых ресурсов на фондовых рынках, и главным инструментом мобилизации средств правительствами,   различными   государственными   органами   и муниципалитетами. Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации (ФЗ “О рынке ценных бумаг” от 25 апреля 1996 года). Облигация удостоверяет отношения займа между ее владельцем, являющимся кредитором, и эмитентом, являющимся должником. В роли эмитента может выступать либо государство, либо частные лица, как правило, акционерные общества. Выпуск государственных облигаций обычно происходит в условиях дефицита государственного бюджета и преследует цель сдерживания инфляции. Кроме того, с помощью выпуска так называемых целевых облигаций может устанавливаться специальная система распределения товаров. Выпуск облигаций коммерческими  юридическими  лицами   позволяет  им   привлечь дополнительные средства и сформировать заемный капитал. Облигации могут быть именными и предъявительскими, с залоговым обеспечением и без такового, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, обычными и конвертируемыми, т.е. обмениваемыми при определенных условиях на акции.

    Как правило, целью выпуска облигаций является мобилизация долгосрочного капитала. Как и акции, облигации являются фондовыми бумагами, но в отличии от акций, который представляет собственный капитал корпораций, облигации являются выразителем заемного капитала, т.е. для корпорации они являются “долговыми бумагами”. Таким образом, держатели облигаций (облигационеры) являются по существу кредиторами корпораций, тогда как акционеры ее собственниками. В этой связи существуют различия в правах держателей облигаций и правах держателей акций. В частности облигационеры не имеют права голоса и не могут участвовать в управлении компанией-эмитентом. В то же время в качестве кредиторов они обладают правами, которых не имеют акционеры. Например компания-эмитент обязана выплачивать проценты по облигациям, тогда как в отношении акций, даже привилегированных, таких обязательств не существует. Проценты по облигациям также выплачиваются до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами. Именно в этой связи облигации иногда называют “ценными бумагами более высокого порядка”.

    Фирма-эмитент и инвестор оформляют облигационные отношения специальным договором. По условиям этого договора корпорация обязуется  возместить  инвестору  предоставленную  им  сумму  в установленный срок (срок погашения или дата погашения), а также в течении всего срока, на который выпущена облигация, выплачивать проценты по установленной ставке. Как и акционер, облигационер получает соответствующий документ, который подтверждает факт его владения облигациями. Это так называемый облигационный сертификат. В этом сертификате указываются название фирмы-эмитента, номинальная стоимость облигации, ставка процента, а также имя “платежного агента” как по процентам, так и по капитальной сумме облигации. Следует отметить, что в качестве такого агента может выступать сама корпорация-эмитент или какой-либо банк. В мировой практике широкое распространение получили несколько видов облигаций, а именно купонные, именные, балансовые. К купонным облигациям или облигациям на предъявителя прилагается специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и отсылаться или представляться лично платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон представляет собой своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат при них выступает в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует их собственника. Следует отметить, что хотя облигации на предъявителя все еще обращаются на мировом фондовом рынке, их широкий выпуск в настоящее время прекращен.

    К именным облигациям относятся облигации корпораций, которые регистрируются на имя их владельца в бухгалтерской документации корпорации.

    При этом компании выдают их владельцам именные облигационные сертификаты. Эти облигации не имеют купонов. Платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старых   сертификат аннулируется и выпускается новый с указанием нового владельца облигации. “Балансовые” облигации приобретают в настоящее время все большее распространение, так как их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выпуск именных облигаций, при этом не выдается никаких сертификатов, а просто вводятся соответствующие данные об облигационере в компьютерную систему. Кроме того при продаже таких облигаций или их обмене не требуется передаче какой-либо документации, так как сведения о новом владельце обычно вводятся в компьютер. В зависимости от обеспечения облигации подразделяются на два основных вида обеспеченные облигации, или облигации с залогом, и необеспеченные облигации, или облигации без залога.

    К обеспеченным облигациям относятся облигации, имеющие реальное обеспечение (активами). Они подразделяются на три подвида: облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации: облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности корпорации-эмитента ценными бумагами (акциями или облигациями) какой-либо другой компании (но не компании-эмитента) как правило, ее филиала или дочерней компании; облигации с залогом оборудования, которые выпускаются транспортными корпорациями, использующими в качестве залогового обеспечения транспортные средства. Смысл залогового обеспечения заключается прежде всего в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть имущества компании, ее недвижимость, оборудование или ценные бумаги. К разряду  необеспеченных  облигаций  относятся  облигации,   не обеспечивающиеся   какими-либо   материальными   активами.   Они подкрепляются заверениями корпорации-эмитента оплатить проценты и возместить всю сумму облигации по наступлении срока погашения. В случае неплатежеспособности компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации являются менее надежными по сравнению с обеспеченными, но и на них распространяется действие преимущественного права урегулирования обязательств при ликвидации компаний, т.е. такие обязательства по облигациям должны в обязательном порядке погашаться до осуществления платежей акционерам. В связи с тем, что они менее надежны, чем обеспеченные облигации, ставка процента по ним, как правило более высокая. По субъектам облигации подразделяются на именные и предъявительские. На именных облигациях указывается наименование держателя. В Российской Федерации корпоративные облигации могут быть именными и предъявительскими.

    По условиям выплаты процентов различают облигации с фиксированным и плавающим процентом. Фиксированный процент обычно определяется как часть  номинальной  стоимости  облигации.  Плавающий  процент устанавливается периодически в соответствии с изменениями ставок денежного рынка и рынка капиталов. Проценты рассчитываются по отношению к номиналу облигаций независимо от их курсовой стоимости. Процент может выплачиваться чеком, платежным поручением, почтовым или телеграфным переводом. Выплата очередных процентов держателю облигаций удостоверяется путем погашения или отрезания купона на облигации. Купоны обычно прикрепляются к бланку облигации, их число определяется периодичностью выплат и сроками займа. Проценты по облигациям могут выплачиваться раз в квартал, полугодие или итогам за год. Оплата может производиться в форме ценных бумаг, перечисления денежных сумм, в том числе в иностранной валюте, товарами или иными имущественными правами. Выплата процентов по облигации является юридическим обязательством предприятия. В случае отказа в выплате эмитент может быть объявлен неплатежеспособным и подлежать ликвидации. Источником выплаты процентов является чистая прибыль, а в случае ее недостаточности – специальные резервные фонды эмитента. По способам погашения облигации классифицируется на отзывные и безотзывные. Отзывные облигации дают эмитенту право их досрочного отзыва (погашения). При отзыве выдается премия, облигации выкупаются с некоторой надбавкой к номинальной стоимости. Безотзывные облигации погашаются по номиналу в заранее установленный срок погашения. По характеристикам резервных фондов различают облигации с отложенным фондом, выкупным фондом. Отложенный фонд создается для погашения части или всей суммы займа путем периодических фиксированных отчислений из чистой прибыли. По мере формирования отложенного фонда осуществляется досрочное гашение части выпуска по номинальной стоимости без выплаты премии. Гашение производиться путем прямого обращения к держателям облигаций. Выкупной фонд также формируется за счет отчислений от прибыли. Однако он для приобретения облигаций на рынке, если выкуп можно произвести по заранее установленной цене или ниже ее. Такая возможность появляется при росте ставки ссудного процента. Обычно путем выкупа на рынке погашается меньшая часть займа. Разновидностью выпусков с отложенным фондом являются сериальные облигации. По этим облигациям часть долга подлежит обязательному погашению ежегодно. По наличию конверсионной привилегии облигации подразделяются на конвертируемые, обменные, неконвертируемые. Конвертируемые облигации дают их держателю право на покупку обыкновенных акций этой же компании по определенной цене в определенный срок. Обменные облигации  дают  право  приобретения  по  фиксированной  цене обыкновенных акций других компаний (кроме акции-эмитента данных облигаций). При этом акции других компаний служат закладом для обеспечения прав держателя обменных облигаций. Неконвертируемые облигации не обладают конверсионной привилегией, т.е. правом покупки обычных акций.

    Облигации по доходам на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления. То есть, в случае выпуска таких облигаций полностью гарантируется погашение их основной суммы, а выплата процентов зависит уже от решения совета директоров. Обычно выпуск таких облигаций практикуется при осуществлении рекапитализации корпорации. Как правило, это случается, когда ей грозит банкротство. Часто они выпускаются и для замены ранее выпушенных облигаций с одобрения облигационеров компании, предпочитающих пойти на определенный риск с целью избежать опасности неполучения капитальной суммы по облигации. Облигации этого вида продаются на рынке ценных бумаг на беспроцентной основе.



150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!