Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается международная торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства.
В литературе часто дается следующее определение: Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.1
Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и ХIХ вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран, (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.
В ХХ в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914–1918 гг.; он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.
Роль продавцов и покупателей в международной торговле могут играть не только государственные организации, но и отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные
предприятия. Ввозимые товары (импорт) и вывозимые (экспорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между импортом и экспортом за определенный промежуток времени образует сальдо торгового баланса. Оно бывает активное, положительное, если экспорт превышает импорт, пассивное или отрицательное, если экспорт меньше импорта. В этом случае пассивное сальдо покрывается золотом или конвертируемой валютой.
Структурно мировой рынок включает в себя рынок товаров, труда, капиталов, а также рынки достижений НТП. Территориально-географический мировой рынок подразделяется на региональные и континентальные секторы.
Для успешного ведения торговли на мировом рынке необходимо располагать экспортными ресурсами, средствами оплаты импорта, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, т.е. систему, обеспечивающую продвижение товара от производителя к потребителю в другой стране. Она складывается из материально-технической базы внешней торговли – склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортные средства; средства связи.
Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и кредитование внешней торговли производятся банковскими учреждениями, страхование грузов – учреждениями страхового бизнеса. Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой, то она вынуждена нести большие расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.
Мировой рынок представляет собой сферу острой конкурентной борьбы между экспортерам к аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Некоторые торговые конфликты уподобляются войнам: так, периодически вспыхивают “текстильные”, “автомобильные”, “компьютерные” войны. Конфликт между ЕС, с одной стороны, США и латиноамериканскими странами – с другой, по поводу квотных ограничений на поставку бананов в страны ЕС получил название “банановой войны”.
В структуре товарооборота и в направлениях основных внешнеторговых потоков происходят постоянные сдвиги, что меняет положение разных стран на мировом рынке. Основные направления долговременных структурных сдвигов в международном товарообороте состоят в существенном сокращении удельного веса сырьевых товаров и соответствующем росте доли готовых изделий обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных товаров, в превращении современной технологии и технических знаний в особый товар.
В современных условиях высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием. В этом отражается углубление международного разделения труда между развитыми странами в ходе НТР. Кроме того, увеличиваются закупки машин и оборудования развивающимися странами, осуществляющими индустриализацию и модернизацию своего хозяйства. В товарной группе “машины и оборудование” наиболее быстрыми темпами увеличивается торговля продукцией электротехнической промышленности, особенно электронным оборудованием, в том числе компьютерами. Развитые страны Запада выступают основными экспортерами наукоемких товаров, тогда как развивающиеся – преимущественно их импортерами. В последние годы отмечается подключение к экспорту высокотехнологичных изделий “новых индустриальных” стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Но специализация развивающихся стран на экспорте преимущественно сырья все еще остается. Ряд таких стран с выгодой вывозит нефть, входя в состав ОПЕК (эта организация экспортеров нефти объединяет 13 государств). На продаже меди специализируются Чили, Замбия, Заир; бокситов – Гвинея, Ямайка, Бразилия, Суринам; оловянной руды – Малайзия, Индонезия, Боливия, Таиланд.
Характер современного международного разделения таков, что из года в год увеличивается доля взаимной торговли индустриальных стран. На нее сейчас приходится более 70% мировой торговли, тогда как доля развивающихся стран в мировом товарообороте не достигает 20%, на 4/5 он формируется торговым обменом с развитыми странами Запада.
На мировом рынке товар продается по ценам мирового рынка, которые являются денежным выражением интернациональной стоимости. Конкуренция на мировом рынке сводит различные национальные стоимости к единой интернациональной. Она регулируется условиями производства в тех странах, в которых производится преобладающая масса поступающих на мировой рынок товаров.
В современной мировой торговле встречается неэквивалентный обмен из-за монополизации торговли определенным видом товара. Через каналы частных капиталистических монополий, контролирующих мировой рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися странами. Монополии не только добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием мирового рынка, но и воздействуют на само это состояние. Они могут искусственно создать дефицит одних товаров, вызывающий повышение цен, избыток других, ведущий к падению цен. Этим они обеспечивают себе сбыт по более выгодным ценам.
Для мирового рынка характерна множественность цен. Они различны для одного и того же товара в зависимости от того, кто покупает его, где он продается, в какой валюте ведутся платежи и от ряда других обстоятельств. По самой низкой цене скупается урожай экспортных культур у крестьян в развивающихся странах. По более высокой цене эти товары экспортируются. Далее на мировых товарных биржах складываются “котировальные цены” (цены биржевых товаров, которые регистрируются и публикуются котировальной комиссией соответствующей биржи), нередко содержащие спекулятивною надбавку.
Поскольку национальное хозяйство любой страны в той или иной мере зависит от внешней торговли, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила и условия внешнеторговой политики. Исторически сложились две противоположные системы такой политики: протекционизм и свобода торговли.
Основной чертой политики протекционизма прошлых десятилетий было использование высоких таможенных тарифов как инструмента защиты национального производителя от зарубежных импортеров. ЕЭС, однако, выработало меры по сокращению тарифов совместно со своими партнерами. В результате тарифы на промышленные товары были снижены более чем на треть.
На сегодняшний день развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами – транспортными, туристическими, финансовыми.
Влияние товарной продукции и производства на мировой экономический процесс оказывается меньшим. Расширение экспорта и активизация инвестиционной деятельности – неотъемлемые черты мировой экономической ситуации. На этом фоне роль тарифного барьера теряет былую актуальность: текущая фаза развития экономики сопровождается формированием новых комплексных и более изощренных систем экономической защиты. Необходимы новые принципы при разработке торговой стратегии для решения текущих проблем, таких как отмена барьеров для инвестиций в развивающиеся страны, борьба с пиратством в сфере авторских прав и интеллектуальной собственности, либерализация торговли и т.д.
В период после окончания второй мировой войны произошло заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.
Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. – 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т.е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста – 9,0%; в 1991–1995 гг. этот показатель был равен 6,2%.
Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил 172,0 млрд., в 1970 г. – 193,4 млрд., в 1975 г. – 816,5 млрд. долл., в 1980 г. – 1,9 трлн., в 1990 г. – 3,3 трлн. и в 1995 г. – свыше 5 трлн. долл.1
Беспрецедентно высокие темпы роста мировой торговли в послевоенный период обусловлены рядом факторов. Прежде всего это следствие более высоких темпов экономического роста в послевоенный период в результате развернувшихся процессов создания новых отраслей и коренной технической реконструкции старых. Под влиянием НТР углубляется международная специализация и кооперация как предметная (по конечной продукции), так и подетальная (производство узлов, деталей, комплектующих продукции), а также технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).
Это приводит к тому, что наряду с обычной коммерческой торговлей возрастает товарооборот, обслуживающий международные производственно-технические связи. Углубление международной специализации и кооперации производства способствовало либерализации мировой торговли, отмене ее количественных ограничений и существенному снижению таможенных пошлин.
Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран.
После 5 лет довольно умеренного роста и стагнации в 1993 г. объем мировой торговли с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли в 1994 г. составил 9,5%, что является рекордным показателем за последние 20 лет. Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры во многих развивающихся странах и особенно в новых индустриальных странах.1
Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования возросла в 1995 г. на 25% и достигла 12% общей стоимости мировой торговли.
Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференции.
В период до 2000 г. в динамике роста мировой торговли сохранятся положительные тенденции. В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами в 1995 г. достиг почти 10 трлн долл., в том числе мировой экспорт составил 4875 млрд. долл., а мировой импорт – 4955 млрд. долл. Расхождение между объёмом мирового экспорта и импорта товаров составило 80 млрд. долл., что объясняется различием в методиках исчисления цен стоимости экспорта товаров – в ценах ФОБ и импорта товаров – в ценах СИФ.
Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии. По совокупному объему внешней торговли (920 млрд. долл. в 1993 г.) Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объема мировой торговли.
Из азиатских новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг, который в 1993 г. занимал в этом списке 7-е место по экспорту и 8-е место по импорту. Гонконг значительно опережает все страны мира по стоимости экспорта и импорта в расчёте на душу населения.
Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая. С 1979 по 1995 г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5%, что значительно превышало темпы роста мировой торговли. Стоимостный объем внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. долл. в 1979 г. до 281 млрд. долл. в 1995 г., что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.
После официальной передачи Гонконга (с 1 июля 1997 г.) под юрисдикцию КНР объединенный Китай в списке крупнейших торговых держав мира переместится примерно на 4-е место.
В целом торговля расширяется быстрее, чем производство, что находит выражение в росте экспортной квоты. Экспортная квота поднялась с 10,9% в 1970 г. до 17,4% ВМП в 1995 г.1
Понимание значения международной торговли для своего успешного развития заставили многие страны искать новые методы организации мирового рынка. В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма. Положения ГАТТ разрешают вводить тарифы, но ограничивают их применение. Согласно принципу наибольшего благоприятствования в торговле, члены ГАТТ должны взимать одинаковые тарифные ставки с товаров, импортируемых из стран – членов ГАТТ. В результате деятельности ГАТТ удалось понизить средние тарифные ставки: сегодня тарифы на ввозимую продукцию меньше 10%. Страны-участницы ГАТТ стремятся к отказу от самой грубой формы защиты своих рынков импортных квот. В настоящее время это соглашение подписали уже более 100 стран.
Кроме деятельности ГАТТ, за последние четыре десятилетия предпринимались многочисленные попытки образования региональных торговых объединений, в которых бы значительно ослаблялись или полностью снимались ограничения на перемещение произведенных ими товаров через границы. Наиболее известное из таких объединений – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), создано в 1958 г., которое включает 15 стран Западной Европы. Цель ЕЭС – устранить все барьеры для торговли ведущими европейскими странами, что в итоге должно привести к полной свободе торговли в этом регионе. Хотя конечная цель еще не полностью достигнута, ЕЭС сделало большой вклад в повышение благосостояния населения Западной Европы. ЕЭС планирует снять в ближайшие годы практически все торговые барьеры между странами-участницами. Тогда ЕЭС со своими более чем 300 миллионами потребителей будет самым большим единым рынком в мире. Экономисты предсказывают значительное увеличение темпов экономического роста стран – членов ЕЭС и снижение потребительских цен в результате этих мер.
США достигли подобного соглашения с Канадой – своим крупнейшим торговым партнером. В течение 10-летнего периода, начавшегося в 1989 году, договор о свободной торговле приведет к устранению почти всех тарифов на товары, которыми торгуют между собой США и Канада. Объединение торговых, потенциалов США и Канады будет представлять собой второй по величине и богатству торговый союз в мире.
В орбиту мировой торговли втянуты и развивающиеся страны. Значительной является их доля в мировом производстве. Созданная развивающимися странами конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) объединяет почти 170 стран; а также ряд международных организаций. Это содействует развитию и согласованию торговых отношений между индустриально развитыми и развивающимися странами.
Вместе с рынком товаров, капиталов, рабочей силы имеется и мировой рынок услуг. Находящиеся на рынке услуги разнообразны и распадаются на отдельные узкие рынки: факторинга, транспортных перевозок, туризма, банковских операций, посреднических и др.
К сфере услуг относят:
q традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;
q такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
q социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.
Во второй половине ХХ века происходит быстрый рост сферы услуг потому, что в странах с развитой рыночной экономикой высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни людей. Именно эти факторы, как показывает опыт развитых стран, и является причинами роста спроса на услуги.
В валовом продукте развитых капиталистических стран на долю услуг приходится 70%, в нашей стране более 50%, численность работников, занятых в этой сфере, соответственно составляет 80% и 50%.1
Из истории развития услуг известно, что первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы, которые 3,5 тысячи лет назад занимались морской перевозкой товаров, а 2,5 тысячи лет назад древние греки путешествовали по разным странам с различными целями.
В чем заключаются особенности торговли услугами по сравнению с торговлей товарами?
Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не нуждаются в хранении, а также большинство услуг основано на непосредственном прямом контакте между их производителями и потребителями (за исключением услуг, оказываемых с помощью ЭВМ).
Торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, особенно ЭВМ, машинами, оборудованием и способствует расширению продажи этих товаров.
Сфера услуг лучше защищена государством от иностранной конкуренции. А также такие виды услуг, как финансовые и страховые, транспорт, связь, наука, образование, медицина во многих странах реализуются госсектором в значительном объеме.
Не все виды услуг можно широко использовать на международном рынке, например, коммунальные, бытовые; но их наличие в той или иной стране может привлечь иностранцев – медицина, образование, культура, спорт и т.д.
Пока еще нельзя признать совершенной классификацию услуг и статистику о ней. Международная статистика в соответствии с классификацией Международного валютного фонда выделяет только четыре вида услуг: фрахт – 10-12%; остальные транспортные услуги 16-17%; туризм – 28-29 %; прочие услуги – 43-44%. При этом доля прочих услуг – банковских, страховых, посреднических, биржевых, компьютерных – постоянно растет.
Постоянно растет доля развивающихся стран в оказании услуг и некоторые из них уже стали экспортерами: Южная Корея – в области инженерно-консультационных и строительных услуг; Мексика – туристических; Сингапур, Гонконг – финансовых.
В России также есть возможности роста услуг на основе развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных и строительных работ. Но необходимо учитывать и конкуренцию со стороны Западной Европы. Квотирование услуг, морских перевозок – все это пока существенно сдерживает возможности страны. В связи с этим возникает необходимость международного регулирования торговли услугами. Первый регулятор – двусторонние соглашения, как отраслевые (транспорт, связь), так и торгово-экономические. Второй регулятор – многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. Например, снятие ряда ограничений в ЕС позволяет снизить цены на услуги от 4 до 21%. Третий регулятор – на основе международных организаций. Обычно это межправительственные специализированные организации, такие как – ИКАО – Организация международной гражданской авиации; ИМО – Морская международная организация; ВТО – Всемирная туристическая организация; международные торгово-экономические организации широкого профиля: ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Это основные организации, а в целом услугами международной торговли занимаются более 40 международных организаций.
Самый большой вклад в международную торговлю услугами вносит – туризм, особенно международный. Почти 0,5 млрд. человек ежегодно бывают туристами в зарубежных странах. Число международных туристов постоянно растет, млн. чел.: в 1950 г. – 25; 1970 г. – 160; 1990 г. – 420; 1995 г. – 560. Туризм обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. Доходы от иностранного туризма в общих поступлениях от экспорта товаров и услуг составляют, %: в США и Великобритании – 5; Франции и Дании – 7–8; Италии и Швейцарии – 11–12; Португалии – свыше 20; Испании и Австрии – 30–35.1
Существует толкование понятия – иностранный турист которым является любое лицо, посещающее другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Обычно это люди, приехавшие на экскурсию, отдых, лечение, спортивные мероприятия, к родственникам, с деловыми и научными целями.
Международный туризм делится на три основных вида: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного приходится почти 70% всех туристических поездок. Быстрыми темпами растет деловой туризм. Рост туризма вызван повышением уровня жизни народов многих стран мира, развитием инфраструктуры (транспорт, гостиницы), увеличением тенденции к экономическому и культурному сближению стран и народов.
Многие страны, особенно небольшие, активно подключают к туризму другие отрасли, связанные с обслуживанием людей.
Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаже путевок и туров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. На туризм работают предприятия культуры, торговли, спорта (рис. 1).
Наибольшее число туристических поездок в мире осуществляется между развитыми странами с рыночной экономикой. В производстве и экспорте туризма в этих странах большую роль играют мелкие предприятия. Но уже и в туризме быстро развивается процесс централизации и концентрации производства и капитала. В Западной Европе около двадцати туристических оптовых компаний держат в руках продажу 80% туров.
Определенное место в международном обмене играет образование; особенно часто возникает взаимодействие между студентами, преподавателями, учеными высшей школы. Происходит обмен опытом, информацией, преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами, студентами; проводятся совместные исследования.
В конце восьмидесятых годов за пределами своих стран обучались почти 1 млн. студентов, две трети от этого числа – студенты из развивающихся стран и Восточной Европы. 350 тысяч студентов-иностранцев обучается в США, Англии, ФРГ. В университетах и институтах России также обучаются тысячи иностранных студентов. В международном обмене участвуют здравоохранение, физкультура, спорт. Услуги предоставляются как безвозмездно (особенно пострадавшим от аварии на Чернобыле), так и на коммерческой основе, при этом практикуется создание сети клиник от передовых медицинских компаний в различных странах.
С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурных мероприятий: выставки изобразительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео и музыкальными записями.
Крупнейшие экспортеры фильмов: США, Франция, Италия, Россия, Великобритания, ФРГ, Япония, Индия, Гонконг.
В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для России баланс валютных поступлений от туризма.
Трудности развития иностранного туризма в России следующие: высокие цены на туристические товары и услуги, низкое качество обслуживания в общественном питании и в гостиницах, нехватка мест в гостиницах и комфортабельного транспорта, неподготовленность многих объектов для демонстрации их иностранным посетителям, очень слабое развитие туризма по показу национальных обычаев и быта.
В настоящее время перед туристическими фирмами России стоит задача восстановления и создания сферы обслуживания иностранных туристов. Наиболее перспективными базами туризма следует считать исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов; посещение озер, гор, вулканов и т.д.
Углубление во второй половине ХХ в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к росту международной подвижности населения. Душевой международный пассажирооборот составляет, тыс. пассажиро-км: в Северной Америке – 12,7; Западной Европе – 8,2; Японии – 6,0; Центральной и Восточной Европе – 2,5; Северной Африке – 2,0; Латинской Америке – 1,5; России – около 4,0.
В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.
В международных пассажирских сообщениях лидирующее положение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное преимущество перед другими видами транспорта в скорости перевозки.
Огромное значение имеет развитие связи. В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются современные электронные средства – переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в качестве средства связи. Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно. На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.
Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от современных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ. Ярким примером принципиально новой технологии в области средств информатики и связи является внедрение волоконно-оптической связи. В частности, сооружены две подводные волоконно-оптические линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США – Гавайи – Япония) и через Атлантический океан – 6,5 тыс. км (США – Западная Европа).1
Появился новый вид услуг – факторинг. Факторинг – это вид услуг в области финансирования, предназначенный, в первую очередь, для поддержки малых и средних фирм. Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними фирмами.
Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2-3 дней оплачивает им от 70-90% требований в виде аванса, оставшиеся 10-30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера. Преимуществом такой формы услуг является увеличение ликвидности (легкость превращения материальных ценностей в наличные деньги), высокий уровень которой является необходимой предпосылкой для быстрого роста предприятия1.
Скидка за немедленный платеж по счету (в течение 5-10 дней) составляет в странах с рыночной экономикой около 3% и называется “сконто”. И если фирма в течение года закупает товары на сумму 10 млн. руб., то за год экономия составит 300 тыс. руб. Поэтому предприятиям выгодно платить по своим счетам в течение предусмотренного срока для скидки, по системе “сконто”.
Факторные фирмы могут предоставлять своим клиентам такие дополнительные услуги, как гарантию за платеж. При этом фактор-банк покупает у своих клиентов их требования к партнерам, выплачивая, как и при обычной системе, в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требований и предоставляя остаток клиенту после того, как его партнер оплатит счет.
Фактор-банки могут регулярно информировать своих клиентов о платежеспособности покупателя, а также могут брать на себя гарантию за платежи в зарубежных странах. Благодаря наличию разветвленной компьютерной информационной системы крупных банков, фактор-фирмы хорошо осведомлены о финансовом положении многих предприятий, в том числе и зарубежных. Поэтому им нетрудно определить финансовый риск при покупке требований.
Фактор-фирмы через свою компьютерную систему могут круглосуточно получать информацию о том, какие счета уже оплачены, какие являются срочными и другую информацию, необходимую в данный момент. Система подобного рода не позволяет подключаться к ней конкурентам за счет кодирования информации.
В сфере экспорта фактор-фирмы могут предоставить своим клиентам дополнительные услуги по обеспечению “тихого” факторинга и “открытого” факторинга.
При “тихом” факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком и регулярно сообщает ему о всех заключенных сделках, присылая копии всех экспортных счетов. Партнер экспортера не знает об этом. Если партнер экспортера не может оплатить счет за 60 дней после истечения срока, то экспортер информирует его об уступке требования фактор-банку, который со своей стороны принимает различные меры, включая и предъявление иска к покупателю через Международную факторинговую организацию.
Стоимость системы “тихого” факторинга в зависимости от размера оборота и платежеспособности заключена в интервале от 0,5 до 1% суммы счетов. К этому также добавляется рыночная процентная ставка для кредитов по финансированию экспортных сделок.1
Вторая система факторинга, включая инкассо, называется открытой. В этой системе экспортер обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме в стране покупателя. Если экспортер не может получить оплату, то фактор-фирма через 90 дней переводит экспортеру всю сумму счета. Стоимость для экспортера системы факторинга составляет 0,7-1,5% суммы счетов в зависимости от оборота и кредитоспособности покупателей.
Факторинг является новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для малых и средних фирм.
1 Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М., 1994. С. 5
1 Основы внешнеэкономических знаний // Под ред. И.П. Фаминского. М., 1990. С. 50
1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998. С. 40-42
1 Эльянов А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2. С. 3-5
1 Основы внешнеэкономических знаний. Указ. соч. С. 209
1 Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. С. 185
1 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2. С. 24-32
1 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992. С. 116
1 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М., 1999. С. 128-129
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!