Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Международная торговля и мировой рынок услуг как показатели формирования мирового хозяйства»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Контрольная, 

Оглавление

Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается международная торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста ми­рового промышленного производства.

    В литературе часто дается следующее определение: Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.1

    Зародившись в глубокой древности, ми­ровая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и ХIХ вв. Мощным импульсом этого процесса по­служило создание в ряде промышленно более развитых стран, (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Ла­тинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных то­варов, преимущественно потребительского назначения.

    В ХХ в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914–1918 гг.; он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй миро­вой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отме­тить, что все эти кризисы были преодолены.

    Роль продавцов и покупателей в международной торговле могут играть не только государственные организации, но и отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные

пред­приятия. Ввозимые товары (импорт) и вывозимые (экспорт) составляют внешнетор­говый товарооборот страны. Разница между импортом и экспортом за определен­ный промежуток времени образует сальдо торгового баланса. Оно бывает активное, положительное, если экспорт превышает импорт, пассивное или отрица­тельное, если экспорт меньше импорта. В этом случае пассивное сальдо покрывается золотом или конвертируемой валютой.

    Структурно мировой рынок включает в себя рынок товаров, труда, капиталов, а также рынки достижений НТП. Территориально-географический мировой рынок подразделяется на региональные и континентальные секторы.

    Для успешного ведения торговли на мировом рынке необходимо располагать экс­портными ресурсами, средствами оплаты импорта, а также иметь свою внешнеторго­вую инфраструктуру, т.е. систему, обеспечивающую продвижение товара от производителя к потребителю в другой стране. Она складывается из материально-технической базы внешней торговли – склады, оснащенные современным оборудо­ванием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортные средства; средства связи.

    Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и кредитование внешней тор­говли производятся банковскими учреждениями, страхование грузов – учреждениями страхового бизнеса. Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой, то она вынуждена нести большие расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.

    Мировой рынок представляет собой сферу острой конкурентной борьбы между экспортерам к аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Некоторые торговые конфликты уподобляются войнам: так, периодически вспыхивают “текстильные”, “автомобильные”, “компь­ютерные” войны. Конфликт между ЕС, с одной стороны, США и латиноамериканс­кими странами – с другой, по поводу квотных ограничений на поставку бананов в страны ЕС получил название “банановой войны”.

    В структуре товарооборота и в направлениях основных внешнеторговых по­токов происходят постоянные сдвиги, что меняет положение разных стран на миро­вом рынке. Основные направления долговременных структурных сдвигов в между­народном товарообороте состоят в существенном сокращении удельного веса сырьевых товаров и соответствующем росте доли готовых изделий обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных товаров, в превращении совре­менной технологии и технических знаний в особый товар.

    В современных условиях высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием. В этом отражается углубление международного разде­ления труда между развитыми странами в ходе НТР. Кроме того, увеличиваются закупки машин и оборудования развивающимися странами, осуществляющими ин­дустриализацию и модернизацию своего хозяйства. В товарной группе “машины и оборудование” наиболее быстрыми темпами увеличивается торговля продукцией электротехнической промышленности, особенно электронным оборудованием, в том числе компьютерами. Развитые страны Запада выступают основными экспорте­рами наукоемких товаров, тогда как развивающиеся – преимущественно их импор­терами. В последние годы отмечается подключение к экспорту высокотехнологич­ных изделий “новых индустриальных” стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Но специализация развивающихся стран на экспорте преимущественно сырья все еще остается. Ряд таких стран с выгодой вывозит нефть, входя в состав ОПЕК (эта организация экспортеров нефти объединяет 13 государств). На продаже меди спе­циализируются Чили, Замбия, Заир; бокситов – Гвинея, Ямайка, Бразилия, Сури­нам; оловянной руды – Малайзия, Индонезия, Боливия, Таиланд.

    Характер современного международного разделения таков, что из года в год увеличивается доля взаимной торговли индустриальных стран. На нее сейчас при­ходится более 70% мировой торговли, тогда как доля развивающихся стран в миро­вом товарообороте не достигает 20%, на 4/5 он формируется торговым обменом с развитыми странами Запада.

    На мировом рынке товар продается по ценам мирового рынка, которые являются денежным выражением интернациональной стоимости. Конкуренция на мировом рынке сводит различные национальные стоимости к единой интернациональной. Она регулируется условиями производства в тех странах, в которых производится преобладающая масса поступающих на мировой рынок товаров.

    В современной мировой торговле встречается неэквивалентный обмен из-за мо­нополизации торговли определенным видом товара. Через каналы частных капита­листических монополий, контролирующих мировой рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися странами. Монополии не только добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоя­нием мирового рынка, но и воздействуют на само это состояние. Они могут искусст­венно создать дефицит одних товаров, вызывающий повышение цен, избыток дру­гих, ведущий к падению цен. Этим они обеспечивают себе сбыт по более выгодным ценам.

    Для мирового рынка характерна множественность цен. Они различны для одного и того же товара в зависимости от того, кто покупает его, где он продается, в какой валюте ведутся платежи и от ряда других обстоятельств. По самой низкой цене ску­пается урожай экспортных культур у крестьян в развивающихся странах. По более высокой цене эти товары экспортируются. Далее на мировых товарных биржах складываются “котировальные цены” (цены биржевых товаров, которые регистри­руются и публикуются котировальной комиссией соответствующей биржи), нередко содержащие спекулятивною надбавку.

    Поскольку национальное хозяйство любой страны в той или иной мере зависит от внешней торговли, государство в законодательном порядке устанавливает опре­деленные правила и условия внешнеторговой политики. Исторически сложились две противоположные системы такой политики: протекционизм и свобода торговли.

    Основной чертой политики протекционизма прошлых десятилетий было ис­пользование высоких таможенных тарифов как инструмента защиты национального производителя от зарубежных импортеров. ЕЭС, однако, выработало меры по сокра­щению тарифов совместно со своими партнерами. В результате тарифы на промыш­ленные товары были снижены более чем на треть.

    На сегодняшний день развитие мировой экономики во многом определяется рос­том торговли услугами – транспортными, туристическими, финансовыми.

    Влияние товарной продукции и производства на мировой экономический про­цесс оказывается меньшим. Расширение экспорта и активизация инвестиционной деятельности – неотъемлемые черты мировой экономической ситуации. На этом фоне роль тарифного барьера теряет былую актуальность: текущая фаза развития экономики сопровождается формированием новых комплексных и более изощренных систем экономической защиты. Необходимы новые принципы при разработке торговой стратегии для решения текущих проблем, таких как отмена барьеров для инвестиций в развивающиеся страны, борьба с пиратством в сфере авторских прав и интеллектуальной собственности, либерализация торговли и т.д.

    В период после окончания второй мировой войны произошло заметное ускорение темпов развития мировой торговли, до­стигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую исто­рию человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

    Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. – 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т.е. рассчитанный в не­изменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста – 9,0%; в 1991–1995 гг. этот показатель был равен 6,2%.

    Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил 172,0 млрд., в 1970 г. – 193,4 млрд., в 1975 г. – 816,5 млрд. долл., в 1980 г. – 1,9 трлн., в 1990 г. – 3,3 трлн. и в 1995 г. – свыше 5 трлн. долл.1

    Беспрецедентно высокие темпы роста мировой торговли в послевоенный период обусловлены рядом факторов. Прежде всего это следствие более высоких темпов экономического роста в послевоенный период в результате развернувшихся процессов создания новых отраслей и коренной технической реконструк­ции старых. Под влиянием НТР углубляется международная специализация и кооперация как предметная (по конечной про­дукции), так и подетальная (производство узлов, деталей, ком­плектующих продукции), а также технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение от­дельных технологических процессов).

    Это приводит к тому, что наряду с обычной коммерческой торговлей возрастает товарооборот, обслуживающий междуна­родные производственно-технические связи. Углубление между­народной специализации и кооперации производства способ­ствовало либерализации мировой торговли, отмене ее количе­ственных ограничений и существенному снижению таможенных пошлин.

    Значительную роль в ускорении темпов роста мировой тор­говли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промыш­ленно развитых стран.

    После 5 лет довольно умеренного роста и стагнации в 1993 г. объем мировой торговли с 1994 г. начал расти достаточно высоки­ми темпами. Темп прироста мировой торговли в 1994 г. составил 9,5%, что является рекордным показателем за последние 20 лет. Кроме того, существенным фактором роста междуна­родной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры во многих развивающихся странах и особенно в новых индустри­альных странах.1

    Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила ре­волюция в области информационных технологий. Стоимость экс­порта офисного и телекоммуникационного оборудования возросла в 1995 г. на 25% и достигла 12% общей стоимости мировой тор­говли.

Важным фактором роста мировой торговли является существен­ный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и матери­алов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференции.

    В период до 2000 г. в динамике роста мировой торговли сохра­нятся положительные тенденции. В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами в 1995 г. достиг почти 10 трлн долл., в том числе мировой экспорт составил 4875 млрд. долл., а мировой импорт – 4955 млрд. долл. Расхождение между объёмом мирового экспорта и импорта това­ров составило 80 млрд. долл., что объясняется различием в методи­ках исчисления цен стоимости экспорта товаров – в ценах ФОБ и импорта товаров – в ценах СИФ.

    Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится око­ло трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку круп­нейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. 

    В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к рос­ту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии. По совокупному объему внеш­ней торговли (920 млрд. долл. в 1993 г.) Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объема мировой торговли.

    Из азиатских новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг, который в 1993 г. занимал в этом списке 7-е место по экспорту и 8-е место по импор­ту. Гонконг значительно опережает все страны мира по стоимости экспорта и импорта в расчёте на душу населения.

    Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично раз­вивается внешняя торговля Китая. С 1979 по 1995 г. среднегодо­вой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5%, что значительно превышало темпы роста мировой торговли. Стои­мостный объем внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. долл. в 1979 г. до 281 млрд. долл. в 1995 г., что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.

    После официальной передачи Гонконга (с 1 июля 1997 г.) под юрисдикцию КНР объединенный Китай в списке крупнейших тор­говых держав мира переместится примерно на 4-е место.


    В целом торговля расширяется быстрее, чем производство, что находит выражение в росте экспортной квоты. Экспортная квота поднялась с 10,9% в 1970 г. до 17,4% ВМП в 1995 г.1

    Понимание значения международной торговли для своего успешного развития заставили многие страны искать новые методы органи­зации мирового рынка. В 1947 г. 23 страны подписали Гене­ральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ), направ­ленное против протекционизма. Положения ГАТТ разрешают вводить тарифы, но ограничивают их применение. Согласно принципу наибольшего благоприятствования в торговле, члены ГАТТ должны взимать одинаковые тарифные ставки с то­варов, импортируемых из стран – членов ГАТТ. В результате деятельности ГАТТ удалось понизить средние тарифные став­ки: сегодня тарифы на ввозимую продукцию меньше 10%. Страны-участницы ГАТТ стремятся к отказу от самой грубой формы защиты своих рынков импортных квот. В настоящее время это соглашение подписали уже более 100 стран.

    Кроме деятельности ГАТТ, за последние четыре десятиле­тия предпринимались многочисленные попытки образования региональных торговых объединений, в которых бы значительно ослаблялись или полностью снимались ограничения на перемещение произведенных ими товаров через границы. Наибо­лее известное из таких объединений – Европейское экономи­ческое сообщество (ЕЭС), создано в 1958 г., которое включает 15 стран Западной Европы. Цель ЕЭС – устранить все барьеры для торговли ведущими европейскими странами, что в итоге должно привести к полной свободе торговли в этом регионе. Хотя конечная цель еще не полностью достигнута, ЕЭС сдела­ло большой вклад в повышение благосостояния населения За­падной Европы. ЕЭС планирует снять в ближайшие годы прак­тически все торговые барьеры между странами-участницами. Тогда ЕЭС со своими более чем 300 миллионами потребителей будет самым большим единым рынком в мире. Экономисты предсказывают значительное увеличение темпов экономичес­кого роста стран – членов ЕЭС и снижение потребительских цен в результате этих мер.

    США достигли подобного соглашения с Канадой – своим крупнейшим торговым партнером. В течение 10-летнего пери­ода, начавшегося в 1989 году, договор о свободной торговле приведет к устранению почти всех тарифов на товары, которы­ми торгуют между собой США и Канада. Объединение торговых, потенциалов США и Канады будет представлять собой второй по величине и богатству торговый союз в мире.

    В орбиту мировой торговли втянуты и развивающиеся страны. Значительной является их доля в мировом производстве. Созданная развивающимися странами конференция ООН по тор­говле и развитию (ЮНКТАД) объединяет почти 170 стран; а также ряд международных организаций. Это содействует раз­витию и согласованию торговых отношений между индустриально развитыми и развивающимися странами.

    Вместе с рынком товаров, капиталов, рабочей силы имеется и мировой рынок услуг. Находящиеся на рынке услуги разнооб­разны и распадаются на отдельные узкие рынки: факторинга, транспортных перевозок, туризма, банковских операций, посред­нических и др.

   К сфере услуг относят:

q      традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

q      такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

q      социально-культурные отрасли: наука и научное обслужи­вание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммуналь­ное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреацион­ные услуги.

    Во второй половине ХХ века происходит быстрый рост сферы услуг потому, что в странах с развитой рыночной экономи­кой высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жиз­ни людей. Именно эти факторы, как показывает опыт развитых стран, и является причинами роста спроса на услуги.

    В валовом продукте развитых капиталистических стран на долю услуг приходится 70%, в нашей стране более 50%, числен­ность работников, занятых в этой сфере, соответственно составля­ет 80% и 50%.1

    Из истории развития услуг известно, что первыми крупны­ми экспортерами услуг были финикийцы, которые 3,5 тысячи лет назад занимались морской перевозкой товаров, а 2,5 тысячи лет назад древние греки путешествовали по разным странам с различ­ными целями.

    В чем заключаются особенности торговли услугами по сравнению с торговлей товарами?

    Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляют­ся одновременно и не нуждаются в хранении, а также большинство услуг основано на непосредственном прямом контакте между их производителями и потребителями (за исключением услуг, оказы­ваемых с помощью ЭВМ).

    Торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, особенно ЭВМ, машинами, оборудованием и способствует расши­рению продажи этих товаров.

    Сфера услуг лучше защищена государством от иностран­ной конкуренции. А также такие виды услуг, как финансовые и страховые, транспорт, связь, наука, образование, медицина во многих странах реализуются госсектором в значительном объеме.

    Не все виды услуг можно широко использовать на между­народном рынке, например, коммунальные, бытовые; но их нали­чие в той или иной стране может привлечь иностранцев – медици­на, образование, культура, спорт и т.д.

    Пока еще нельзя признать совершенной классификацию ус­луг и статистику о ней. Международная статистика в соответствии с классификацией Международного валютного фонда выделяет только четыре вида услуг: фрахт – 10-12%; остальные транспорт­ные услуги 16-17%; туризм – 28-29 %; прочие услуги – 43-44%. При этом доля прочих услуг – банковских, страховых, по­среднических, биржевых, компьютерных – постоянно растет.

    Постоянно растет доля развивающихся стран в оказании услуг и некоторые из них уже стали экспортерами: Южная Корея – в области инженерно-консультационных и строительных услуг; Мексика – туристических; Сингапур, Гонконг – финансовых.

    В России также есть возможности роста услуг на основе развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных и строительных работ. Но необходимо учитывать и конкуренцию со стороны За­падной Европы. Квотирование услуг, морских перевозок – все это пока существенно сдерживает возможности страны. В связи с этим возникает необходимость международного регулирования торговли услугами.    Первый регулятор – двусторонние соглашения, как от­раслевые (транспорт, связь), так и торгово-экономические. Второй регулятор – многостороннее регулирование внут­ри интеграционных объединений. Например, снятие ряда ограни­чений в ЕС позволяет снизить цены на услуги от 4 до 21%. Третий регулятор – на основе международных организа­ций. Обычно это межправительственные специализированные ор­ганизации, такие как – ИКАО – Организация международной граж­данской авиации; ИМО – Морская международная организация; ВТО – Всемирная туристическая организация; международные тор­гово-экономические организации широкого профиля: ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Это основные орга­низации, а в целом услугами международной торговли занимают­ся более 40 международных организаций.

    Самый большой вклад в международную торговлю услуга­ми вносит – туризм, осо­бенно международный. Почти 0,5 млрд. человек ежегодно бывают ту­ристами в зарубежных странах. Число международных туристов постоян­но растет, млн. чел.: в 1950 г. – 25; 1970 г. – 160; 1990 г. – 420; 1995 г. – 560. Туризм обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. Доходы от иностранного туризма в общих поступлениях от экспорта товаров и услуг составляют, %: в США и Великобритании – 5; Франции и Дании – 7–8; Италии и Швейцарии – 11–12; Португалии – свыше 20; Испании и Ав­стрии – 30–35.1

    Существует толкование понятия – иностранный турист которым является любое лицо, посещающее другую страну с лю­бой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Обычно это люди, приехавшие на экскурсию, отдых, лечение, спортивные мероприятия, к родственникам, с дело­выми и научными целями.

    Международный туризм делится на три основных вида: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного приходится почти 70% всех туристических поездок. Быстрыми темпами растет деловой туризм. Рост туризма вызван повышением уровня жизни народов многих стран мира, развитием инфраструк­туры (транспорт, гостиницы), увеличением тенденции к экономи­ческому и культурному сближению стран и народов.

    Многие страны, особенно небольшие, активно подключают к туризму другие отрасли, связанные с обслуживанием людей.

    Основу туризма составляют фирмы по организации тури­стических поездок и продаже путевок и туров, а также фирмы, ор­ганизующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. На туризм работают предпри­ятия культуры, торговли, спорта (рис. 1).

    Наибольшее число туристических поездок в мире осущест­вляется между развитыми странами с рыночной экономикой. В производстве и экспорте туризма в этих странах большую роль играют мелкие предприятия. Но уже и в туризме быстро развива­ется процесс централизации и концентрации производства и капи­тала. В Западной Европе около двадцати туристических оптовых компаний держат в руках продажу 80% туров.


    Определенное место в международном обмене играет обра­зование; особенно часто возникает взаимодействие между студен­тами, преподавателями, учеными высшей школы. Происходит об­мен опытом, информацией, преподавателями, научными сотруд­никами, аспирантами, студентами; проводятся совместные иссле­дования.

    В конце восьмидесятых годов за пределами своих стран обучались почти 1 млн. студентов, две трети от этого числа – сту­денты из развивающихся стран и Восточной Европы. 350 тысяч студентов-иностранцев обучается в США, Англии, ФРГ. В уни­верситетах и институтах России также обучаются тысячи ино­странных студентов. В международном обмене участвуют здраво­охранение, физкультура, спорт. Услуги предоставляются как без­возмездно (особенно пострадавшим от аварии на Чернобыле), так и на коммерческой основе, при этом практикуется создание сети клиник от передовых медицинских компаний в различных стра­нах.

    С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурных мероприятий: выставки изобразительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео и музыкальными запи­сями.

    Крупнейшие экспортеры фильмов: США, Франция, Ита­лия, Россия, Великобритания, ФРГ, Япония, Индия, Гонконг.

    В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, по­сещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для Рос­сии баланс валютных поступлений от туризма.

    Трудности развития иностранного туризма в России сле­дующие: высокие цены на туристические товары и услуги, низкое качество обслуживания в общественном питании и в гостиницах, нехватка мест в гостиницах и комфортабельного транспорта, неподготовленность многих объектов для демонстрации их ино­странным посетителям, очень слабое развитие туризма по показу национальных обычаев и быта.

    В настоящее время перед туристическими фирмами России стоит задача восстановления и создания сферы обслуживания ино­странных туристов. Наиболее перспективными базами туризма следует считать исторические памятники Москвы, Санкт-­Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов; посещение озер, гор, вулканов и т.д.

    Углубление во второй половине ХХ в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к росту международной подвижности населения. Душевой международный пассажирооборот состав­ляет, тыс. пассажиро-км: в Северной Америке – 12,7; Западной Европе – 8,2; Японии – 6,0; Центральной и Восточной Евро­пе – 2,5; Северной Африке – 2,0; Латинской Америке – 1,5; России – около 4,0.


    В пассажирских перевозках лидером остается легковой авто­мобильный транспорт индивидуального пользования, доля кото­рого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт прибли­зился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

    В международных пассажирских сообщениях лидирующее по­ложение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное пре­имущество перед другими видами транспорта в скорости пере­возки.

    Огромное значение имеет развитие связи. В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются совре­менные электронные средства – переносные коммутаторы, фак­симильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в каче­стве средства связи. Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно. На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.

     Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от со­временных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ. Ярким примером принципиально новой технологии в облас­ти средств информатики и связи является внедрение волокон­но-оптической связи. В частности, сооружены две подводные во­локонно-оптические линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США – Гавайи – Япония) и через Атлантический океан – 6,5 тыс. км (США – Западная Европа).1


   

    Появился новый вид услуг – факторинг. Факторинг – это вид услуг в области финансирова­ния, предназначенный, в первую очередь, для поддержки малых и средних фирм. Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними фирмами.

    Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2-3 дней оплачивает им от 70-90% требова­ний в виде аванса, оставшиеся 10-30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера. Преимуществом такой фор­мы услуг является увеличение ликвидности (легкость превращения материальных ценностей в наличные деньги), высокий уровень которой является необходимой предпосылкой для быстрого роста предприятия1.

    Скидка за немедленный платеж по счету (в течение 5-10 дней) составляет в странах с рыночной экономикой около 3% и называется “сконто”. И если фирма в течение года закупает товары на сумму 10 млн. руб., то за год экономия составит 300 тыс. руб. Поэтому предприятиям выгодно платить по своим счетам в тече­ние предусмотренного срока для скидки, по системе “сконто”.

    Факторные фирмы могут предоставлять своим клиентам такие дополнительные услуги, как гарантию за платеж. При этом фактор-банк покупает у своих клиентов их требования к партне­рам, выплачивая, как и при обычной системе, в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требований и предоставляя остаток клиенту по­сле того, как его партнер оплатит счет.

    Фактор-банки могут регулярно информировать своих кли­ентов о платежеспособности покупателя, а также могут брать на себя гарантию за платежи в зарубежных странах. Благодаря нали­чию разветвленной компьютерной информационной системы крупных банков, фактор-фирмы хорошо осведомлены о финансо­вом положении многих предприятий, в том числе и зарубежных. Поэтому им нетрудно определить финансовый риск при покупке требований.

    Фактор-фирмы через свою компьютерную систему могут круглосуточно получать информацию о том, какие счета уже оп­лачены, какие являются срочными и другую информацию, необ­ходимую в данный момент. Система подобного рода не позволяет подключаться к ней конкурентам за счет кодирования информа­ции.

    В сфере экспорта фактор-фирмы могут предоставить своим клиентам дополнительные услуги по обеспечению “тихого” факторинга и “открытого” факторинга.

    При “тихом” факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком и регулярно сообщает ему о всех заключен­ных сделках, присылая копии всех экспортных счетов. Партнер экспортера не знает об этом. Если партнер экспортера не может оплатить счет за 60 дней после истечения срока, то экспортер ин­формирует его об уступке требования фактор-банку, который со своей стороны принимает различные меры, включая и предъявле­ние иска к покупателю через Международную факторинговую ор­ганизацию.

    Стоимость системы “тихого” факторинга в зависимости от размера оборота и платежеспособности заключена в интервале от 0,5 до 1% суммы счетов. К этому также добавляется рыночная процентная ставка для кредитов по финансированию экспортных сделок.1

    Вторая система факторинга, включая инкассо, называется открытой. В этой системе экспортер обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме в стране покупате­ля. Если экспортер не может получить оплату, то фактор-фирма через 90 дней переводит экспортеру всю сумму счета. Стоимость для экспортера системы факторинга составляет 0,7-1,5% суммы счетов в зависимости от оборота и кредитоспособности покупате­лей.

    Факторинг является новой эффективной системой улучше­ния ликвидности и уменьшения финансового риска для малых и средних фирм.



1 Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М., 1994. С. 5

1 Основы внешнеэкономических знаний // Под ред. И.П. Фаминского. М., 1990. С. 50

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998. С. 40-42

1 Эльянов А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2. С. 3-5

1 Основы внешнеэкономических знаний. Указ. соч. С. 209

1 Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. С. 185

1 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2. С. 24-32

1 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992. С. 116

1 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М., 1999. С. 128-129

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!