Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Малый бизнес: проблемы становления и развития»

/ Общая экономика
Контрольная, 

Оглавление

Анализируя проблему становления и развития малого бизнеса в первую очередь необходимо разобраться с самим понятием “малый бизнес”. За прошедшие несколько лет в печати, специализированной, в том числе научной, литературе и просто в кругах специалистов, дело­вых людей прочно вошли в обиход такие клише, как “малый и сред­ний бизнес”, “малые и средние предприятия” (МСП)”, “предприятия малого и среднего бизнеса”, “малый бизнес как сектор экономики”, “предприниматели малого бизнеса”, “предпринимательство и малый бизнес”.1 Не касаясь пока экономического содержания, стоящего за этими понятиями, сделаем несколько кратких замеча­ний относительно самой терминологии и ее адекватности как органике русского языка - одного из самых богатых достояний российс­кой культуры, так и международной деловой терминологии в этой области.

    Прежде всего подчеркнем, что вопросы терминологии не явля­ются просто абстрактной научной или чисто филологической пробле­мой. Игнорирование того глубинного содержания на уровне подсозна­ния, которое скрывается порой за внешне безобидными словесными клише, на каком-то этапе может принести соответствующий, но неожи­данный, не всегда желаемый и справедливый результат. С дру­гой стороны, учитывая, что при всех противоречиях развития ре­форм Россия идет по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, следует своевременно обращать внимание на вопросы деловой терминологии. В особенности это важно при введении новых терминов, отражающих новые для реформируемой экономики России явления.

    Можно отметить, что вышеперечисленные клише, а также неко­торые другие обороты, не столь широко употребляемые, как, напри­мер, “малые формы хозяйствования”, не только не
содер­жат в себе каких-либо смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеют совершенно определенные аналоги в де­ловом английском языке: “small business”, “stnad businesses”, “small and medium enterprises (SМЕs)”, “small business sector”, “entrepreneurship and small business”.

    Вместе с тем с чьей-то легкой руки в профессиональной лексике специалистов прочно укрепляются и такие “неологизмы”, как “малый предприниматель” или “малый сектор экономики”, иногда даже пере­ползая с отдельных страниц диссертаций и научных статей в норматив­но-правовые акты и документы государственной важности. Прочно утвердившийся в официальных документах оборот “малое предпри­нимательство” также может быть подвергнут сомнению. В отношении адекватности своего использования, тем более что он начал приме­няться только в России.

    Относительно таких словесных комбинаций можно отметить сле­дующее.

    Во-первых, предпринимательство (любое) - чрезвычайно много­гранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и... - этот пере­чень можно было бы продолжить. Причем надо заметить, что существу­ет “большое искусство” и просто “искусство”, но нет “малого искусст­ва”, иначе это уже не искусство, а плохая художественная самодеятель­ность. Существует “большой спорт” и просто “спорт”, но нет “малого спорта”, иначе это уже не спорт, а физкультура. Есть “большие уче­ные” и просто “ученые”, но не существует “малых ученых”, или это уже не ученые, а юные члены кружка технического творчества. Соот­ветственно неправомерно, на наш взгляд, говорить о “малых пред­принимателях” и/или “малом предпринимательстве”, поскольку понятия “предпринимательство” и “малый бизнес” взаимосвязаны, но не эквивалентны. При этом владелец малого бизнеса или собствен­ник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство – малый бизнес.

    Во-вторых, с точки зрения международной деловой терминоло­гии понятие “малое предпринимательство” также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом пере­вода термина “small business”. 

    Говоря об экономическом содержании понятия “малый бизнес” нужно заметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому биз­несу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными измене­ниями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и органи­зационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.

    Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая, во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения активно втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20—30% граждан страны имеют свое собственное дело); во-вторых, они обеспечивают необходимую мобиль­ность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых не­мыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономи­ческому росту национальной экономики; в-третьих, изменя­ющейся ролью малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий. Если в прошлом малые предприятия создавались как ре­зультат стремления каждого открыть свое собственное “дело”, то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, ко­торые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малые предприятия очень часто по поручению крупных компаний или с их по­мощью ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как “С.Реnnу” и “Seaes”, кон­тактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Это дает этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение. спроса потребителей. Такие промышленные кор­порации, как “Форд” и ‘Крайслер”, покупают отдельные ком­поненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требу­ющих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему “франчайзинг” в монополистические производ­ственные комплексы, и большие компании являются клиен­тами малых фирм, а последние — поставщиками для больших фирм. Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая манев­ренность производства по сравнению с крупными предпри­ятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и техно­логии, лучшее использование производственных мощностей и др. Согласно статистическим данным, мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных нов­шеств, в том числе 95% радикальных изобретений (кальку­лятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, поляроидная фотография и др.). На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза боль­ше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость про­хождения всех этапов НИОКР на 1/3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных — 3 года). Затраты на одного инженера или ученого вдвое ниже, чем в корпорациях.1

    Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпус­каемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специали­зированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их раз­вития, к примеру в CШA, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупате­лей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изу­чении и обслуживании определенных товарных рынков. Причем в каждой отрасли, как показывает опыт США, долж­но быть, как и среди производителей, не менее 10—35 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

    В отличие от крупного, малое предпринимательство в боль­шинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует боль­ших первоначальных вложений капитала. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыноч­ной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое пред­принимательство создает благоприятные условия для более рациональ­ной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются невысокая капита­лоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия или рекон­струкции прежнего по сравнению с крупными объектами.

    Когда речь идет о малом бизнесе, малых предприятиях, тем бо­лее в аспекте сравнения с другими странами, необходимо рассмотреть критерии и принятые стандарты отнесения предприятий к этому виду бизнеса. В связи с этим следует сразу же подчеркнуть, что в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Напри­мер, в 75 странах используется более 50 различных статистических по­казателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко используются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от ближних рынков и источников сырья и др. преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т.д.

    В Великобритании, например, к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятых до 200 человек в промышленности и до 26 т в строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия и фирмы с количеством занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным — с числом работающих до 10 человек. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 человек, к средним — до 200.

    В Японии, в соответствии с основным законом о средних и малых предприятиях от 20 июля 1963 г., к средним и мелким предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен (около 700 тыс. долл.) и числом работающих до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно, — до 0,03 млрд. иен и до 100 рабо­тающих. В розничной торговле и сфере услуг — 0,01 млрд. иен и 50 рабо­тающих.

    В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству относятся фирмы с числом занятых менее 300 человек и с годовым оборотом до 100 млн. марок. Только 1% фирм в западных землях имеет численность работников более 300 человек, а у 88,5% предприятий годовой оборот составляет менее 1 млн. марок.1

    В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принад­лежности. Согласно действовавшему законодательству, к малым пред­приятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве — до 200 человек, науке и научном обслуживании — до 100, в других отраслях производственной сферы — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25, в розничной торговле — до 15 человек.

    Согласно принятому в мае 1995 г. Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия любой организационно-правовой формы, у которых среднесписочная численность работников не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, стро­ительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60; оптовой торговле — 50; научно-технической сфере — 60 человек; в роз­ничной торговле и бытовом обслуживании — 30; в остальных отраслях и других видах деятельности — до 50 человек. Малые предприятия, осу­ществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), отно­сятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.2

    Представляется, что предлагаемое уточнение критериев малого предприятия, более четкое и полное определение его статуса позволит в дальнейшем проводить более гибкую по отношению к тем или иным видам малых предприятий политику налогообложения, льготного финан­сирования, применения других экономических рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития.

    Небольшой численный состав и юридическая самостоя­тельность — не самые главные черты малого предприятия. Наиболее су­щественными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого пред­принимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в полу­чении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможно­стях эффективной рыночной самореализации, малое предприниматель­ство, как нам представляется, утверждается не столько как количествен­но, сколько качественно определенный вид предпринимательской деятельности. Не случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий приходится половина всей выпускаемой продукции, а де­вять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.

    Вместе с тем малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной час­тью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом сви­детельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и ин­теграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориен­тируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функцио­нируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного про­странства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мо­бильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

    Как свидетельствует мировой опыт, одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не только не противопостав­ляется мелкому, как это было многие годы в нашей стране в соот­ветствии с требованиями социалистического хозяйствования, а напро­тив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий. Крупные монополистические объединения отнюдь не наступают там на малый бизнес, а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие характерно для всех стран с развитой сферой малого бизнеса.

    Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что вы­сокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы ба­лансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирова­ние и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, ре­шают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыно­чной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.

    Анализ показывает, что сеть малых предприятий в России стала активно формироваться с 1991 г., когда были приняты нормативные до­кументы (правительственные постановления, ведомственные инструк­ции), регулирующие процесс их создания и деятельности.

    Количество предприятий малого бизнеса в России по данным Госкомстата РФ увеличилось с 1991 г. в несколько раз и составляет в настоящее время более одного миллиона1, хотя возможно, многие из них пока далеки от рыночных кондиций. Тем не менее представляется, что фактическое число малых предприятий на­много выше, так как по ряду причин (несовершенство системы реги­страции, стремление избежать высоких налогов и др.) не все предпри­ниматели оказались в поле статистического контроля. Хотелось бы подчеркнуть, что статистика малого предпринимательства еще только оформляется в самостоятельное направление. На пути ее формирования возникают значительные трудности: несовершенство законодательства, определяющего обязательства малых предприятий перед органами ста­тистики, низкая техническая оснащенность, слабая кадровая


обеспечен­ность статистической службы, непрерывное изменение методологии учета вследствие радикальных преобразований в экономике. Необходи­ма серьезная работа по совершенствованию системы учета и отчетности субъектов малого предпринимательства с использованием при атом за­падного опыта. Это позволит аналитикам получать более или менее объективную картину о состоянии российского предпринимательства, что так необходимо для эффективного регулирования процесса его развития. Между тем, по оценкам Минэкономики, чтобы добиться суще­ственных изменений в структуре экономики и создать реальную конкурентную среду, в России должно быть не менее 2,5—3,5 млн. субъектов малого бизнеса.

    Следует отметить положительную тенденцию роста численности занятых на малых предприятиях за последние годы. По данным Госком­стата России в 1996 г. их среднесписочная численность составила 5,6 млн. человек (см. таблицу)1. Рост числа малых предприятий и заня­того в них населения на фоне кризиса крупной промышленности демон­стрирует высокий потенциал и жизнеспособность этого сектора экономики.

    Обращает на себя внимание следующий факт: пусть медленно, но все же улучшается динамика развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это очень важно, поскольку эффектив­ность вложений в малый бизнес, связанный с производством и обслужи­ванием, намного ниже эффективности вложений в перепродажу и пере­распределение продукции. Здесь, на наш взгляд, необходима государст­венная политика стимулирования малого предпринимательства с учетом приоритетности его главных производственных направлений. На нынеш­нем этапе развития необходимо отдавать предпочтение сфере произ­водства (что нельзя, конечно, понимать как игнорирование сферы

обра­щения) при детальной дифференциации самого производства на основе изучения общественного спроса, происходящих в нем изменений и на­мечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны формироваться механизмы льготного кредитования, налогооб­ложения, различного рода преференций, включая и связанные с внеш­неэкономической деятельностью.

 


 

    Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут сыг­рать регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансо­вые и материальные возможности, реальные общественные потребности в тех или иных видах продукции и услуг, наиболее эффективные с точки зрения региона направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. О возможности влияния региональных властей на развитие предпринимательских структур сви­детельствует опыт Москвы, где предпринимательство получило довольно серьезное развитие. достаточно отметить, что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков более 200 тыс. являются негосудар­ственными. Это — прежде всего малые предприятия, 27% из которых действуют в торговле и общественном питании. Каждый четвертый ра­ботоспособный москвич занят в частном бизнесе.

    Тенденция такова, что малый бизнес в Москве численно увеличи­вается, однако медленнее, чем в предыдущие годы. Руководство Мо­сковского департамента развития и поддержки малого предпринима­тельства связывает это прежде всего с несовершенством законодательной базы, большими налогами и нехваткой помещений. С последними дело обстоит особенно сложно. По меньшей мере 40% от общего числа новых, зарегистрированных в Москве в 1994 г. малых предприятий не может начать нормальную работу главным образом из-за отсутствия у них необходимых помещений.

    Московские власти намерены в ближайшие полтора года увели­чить число малых предприятий вдвое, до необходимого городу коли­чества. На это ориентирована городская комплексная программа разви­тия и поддержки малого предпринимательства, принятая правительст­вом столицы в середине 1994 г. На эти цели будет выделено примерно 45% общей потребности из средств городского бюджета, более 1 млрд. рублей из федерального бюджета, 4,5 млн. долл. из фондов зарубежных инвесторов. Эти средства будут выдаваться в виде кредитов с учетом приоритетов, определенных комплексной программой.

    Приоритетными направлениями деятельности малого бизнеса и предпринимательства в Москве признаны производство и реализация продуктов питания, бытовые услуги населению, здравоохранение, благо­устройство города, производство товаров народного потребления, услу­ги для инвалидов и малообеспеченных граждан, развитие туризма.

    В муниципальных округах предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой техники, 14 пивоварен, 10 мясоперера­батывающих заводиков, б деревообрабатывающих и столько же трико­тажных производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных подразде­лений.

    Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и общественных струк­тур. Так, на базе Московского фонда поддержки малого предпринима­тельства создана Лизинговая компания, задача которой — обеспечить малый бизнес необходимым оборудованием. Лизинговая компания предоставляет оборудование в кредит на 3—4 года прежде всего тем фир­мам, деятельность которых относится к приоритетным для Москвы на­правлениям. Это, например, пищевая промышленность, медицинские, коммунальные и информационные услуги, наукоемкие производства. В 1994 г. московским правительством было выделено 60 млн. долл. для лизинговой поддержки малого предпринимательства. Клиентами компа­нии стали 19 малых предприятий, получивших оборудование на сумму более 4 млрд. рублей. В 1995 г. Московский департамент развития и поддержки малого предпринимательства предполагает увеличить по­ставку оборудования в несколько раз.1

    Выводы. Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок — рыночной инфраструкту­ры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелко­го и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ве­дущих целей государственной политики, осуществляемой как на феде­ральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период. Для активизации отечественного малого предпринимательства необходим ряд факторов:

        здесь чрезвычайно важны роль и усилия государства и других общественных институтов (средств массовой информации и др.), направленных на финансовую поддержку малого
предпринимательства, на формирование цивилизованного класса малых предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса

        необходимо уменьшить влияние криминальных структур на малый бизнес

        необходимо создание системы образования, которая даст малому предпринимательству не только современные управленческие знания, но сумеет привить и определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику и предпринимательское мышление

        необходимо осознание предпринимателями (в любой форме предпринимательства) своей социальной ответственности. В такой стране как Россия предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой. 



1 Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1998. С. 157-159

1 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики // Экономика предприятия. – М., 1998. – С. 166-170

1 Иванова Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. – 1995. - №12. – С. 76

2 Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы // Общество и экономика. – 1996. - №1-2. С. 153-154

1 Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Указ. соч. – С. 160

1 Орлов А. Зарубежный опыт государственно-общественной поддержки малого предпринимательства / Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. – 1997. - №4. – С. 140

1 Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы. С. 156-157

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!