Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Анализируя проблему становления и развития малого бизнеса в первую очередь необходимо разобраться с самим понятием “малый бизнес”. За прошедшие несколько лет в печати, специализированной, в том числе научной, литературе и просто в кругах специалистов, деловых людей прочно вошли в обиход такие клише, как “малый и средний бизнес”, “малые и средние предприятия” (МСП)”, “предприятия малого и среднего бизнеса”, “малый бизнес как сектор экономики”, “предприниматели малого бизнеса”, “предпринимательство и малый бизнес”.1 Не касаясь пока экономического содержания, стоящего за этими понятиями, сделаем несколько кратких замечаний относительно самой терминологии и ее адекватности как органике русского языка - одного из самых богатых достояний российской культуры, так и международной деловой терминологии в этой области.
Прежде всего подчеркнем, что вопросы терминологии не являются просто абстрактной научной или чисто филологической проблемой. Игнорирование того глубинного содержания на уровне подсознания, которое скрывается порой за внешне безобидными словесными клише, на каком-то этапе может принести соответствующий, но неожиданный, не всегда желаемый и справедливый результат. С другой стороны, учитывая, что при всех противоречиях развития реформ Россия идет по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, следует своевременно обращать внимание на вопросы деловой терминологии. В особенности это важно при введении новых терминов, отражающих новые для реформируемой экономики России явления.
Можно отметить, что вышеперечисленные клише, а также некоторые другие обороты, не столь широко употребляемые, как, например, “малые формы хозяйствования”, не только не
содержат в себе каких-либо смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеют совершенно определенные аналоги в деловом английском языке: “small business”, “stnad businesses”, “small and medium enterprises (SМЕs)”, “small business sector”, “entrepreneurship and small business”.
Вместе с тем с чьей-то легкой руки в профессиональной лексике специалистов прочно укрепляются и такие “неологизмы”, как “малый предприниматель” или “малый сектор экономики”, иногда даже переползая с отдельных страниц диссертаций и научных статей в нормативно-правовые акты и документы государственной важности. Прочно утвердившийся в официальных документах оборот “малое предпринимательство” также может быть подвергнут сомнению. В отношении адекватности своего использования, тем более что он начал применяться только в России.
Относительно таких словесных комбинаций можно отметить следующее.
Во-первых, предпринимательство (любое) - чрезвычайно многогранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и... - этот перечень можно было бы продолжить. Причем надо заметить, что существует “большое искусство” и просто “искусство”, но нет “малого искусства”, иначе это уже не искусство, а плохая художественная самодеятельность. Существует “большой спорт” и просто “спорт”, но нет “малого спорта”, иначе это уже не спорт, а физкультура. Есть “большие ученые” и просто “ученые”, но не существует “малых ученых”, или это уже не ученые, а юные члены кружка технического творчества. Соответственно неправомерно, на наш взгляд, говорить о “малых предпринимателях” и/или “малом предпринимательстве”, поскольку понятия “предпринимательство” и “малый бизнес” взаимосвязаны, но не эквивалентны. При этом владелец малого бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство – малый бизнес.
Во-вторых, с точки зрения международной деловой терминологии понятие “малое предпринимательство” также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом перевода термина “small business”.
Говоря об экономическом содержании понятия “малый бизнес” нужно заметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.
Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая, во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения активно втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20—30% граждан страны имеют свое собственное дело); во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики; в-третьих, изменяющейся ролью малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий. Если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления каждого открыть свое собственное “дело”, то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малые предприятия очень часто по поручению крупных компаний или с их помощью ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как “С.Реnnу” и “Seaes”, контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Это дает этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение. спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как “Форд” и ‘Крайслер”, покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему “франчайзинг” в монополистические производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние — поставщиками для больших фирм. Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др. Согласно статистическим данным, мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, поляроидная фотография и др.). На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на 1/3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных — 3 года). Затраты на одного инженера или ученого вдвое ниже, чем в корпорациях.1
Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру в CШA, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Причем в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10—35 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.
В отличие от крупного, малое предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое предпринимательство создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего по сравнению с крупными объектами.
Когда речь идет о малом бизнесе, малых предприятиях, тем более в аспекте сравнения с другими странами, необходимо рассмотреть критерии и принятые стандарты отнесения предприятий к этому виду бизнеса. В связи с этим следует сразу же подчеркнуть, что в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Например, в 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко используются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от ближних рынков и источников сырья и др. преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т.д.
В Великобритании, например, к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятых до 200 человек в промышленности и до 26 т в строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия и фирмы с количеством занятых от 10 до 50 человек, к ремесленным — с числом работающих до 10 человек. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 человек, к средним — до 200.
В Японии, в соответствии с основным законом о средних и малых предприятиях от 20 июля 1963 г., к средним и мелким предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен (около 700 тыс. долл.) и числом работающих до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно, — до 0,03 млрд. иен и до 100 работающих. В розничной торговле и сфере услуг — 0,01 млрд. иен и 50 работающих.
В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству относятся фирмы с числом занятых менее 300 человек и с годовым оборотом до 100 млн. марок. Только 1% фирм в западных землях имеет численность работников более 300 человек, а у 88,5% предприятий годовой оборот составляет менее 1 млн. марок.1
В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действовавшему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве — до 200 человек, науке и научном обслуживании — до 100, в других отраслях производственной сферы — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25, в розничной торговле — до 15 человек.
Согласно принятому в мае 1995 г. Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия любой организационно-правовой формы, у которых среднесписочная численность работников не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60; оптовой торговле — 50; научно-технической сфере — 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30; в остальных отраслях и других видах деятельности — до 50 человек. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.2
Представляется, что предлагаемое уточнение критериев малого предприятия, более четкое и полное определение его статуса позволит в дальнейшем проводить более гибкую по отношению к тем или иным видам малых предприятий политику налогообложения, льготного финансирования, применения других экономических рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития.
Небольшой численный состав и юридическая самостоятельность — не самые главные черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малое предпринимательство, как нам представляется, утверждается не столько как количественно, сколько качественно определенный вид предпринимательской деятельности. Не случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий приходится половина всей выпускаемой продукции, а девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.
Вместе с тем малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Как свидетельствует мировой опыт, одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не только не противопоставляется мелкому, как это было многие годы в нашей стране в соответствии с требованиями социалистического хозяйствования, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий. Крупные монополистические объединения отнюдь не наступают там на малый бизнес, а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие характерно для всех стран с развитой сферой малого бизнеса.
Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что высокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы балансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.
Анализ показывает, что сеть малых предприятий в России стала активно формироваться с 1991 г., когда были приняты нормативные документы (правительственные постановления, ведомственные инструкции), регулирующие процесс их создания и деятельности.
Количество предприятий малого бизнеса в России по данным Госкомстата РФ увеличилось с 1991 г. в несколько раз и составляет в настоящее время более одного миллиона1, хотя возможно, многие из них пока далеки от рыночных кондиций. Тем не менее представляется, что фактическое число малых предприятий намного выше, так как по ряду причин (несовершенство системы регистрации, стремление избежать высоких налогов и др.) не все предприниматели оказались в поле статистического контроля. Хотелось бы подчеркнуть, что статистика малого предпринимательства еще только оформляется в самостоятельное направление. На пути ее формирования возникают значительные трудности: несовершенство законодательства, определяющего обязательства малых предприятий перед органами статистики, низкая техническая оснащенность, слабая кадровая
обеспеченность статистической службы, непрерывное изменение методологии учета вследствие радикальных преобразований в экономике. Необходима серьезная работа по совершенствованию системы учета и отчетности субъектов малого предпринимательства с использованием при атом западного опыта. Это позволит аналитикам получать более или менее объективную картину о состоянии российского предпринимательства, что так необходимо для эффективного регулирования процесса его развития. Между тем, по оценкам Минэкономики, чтобы добиться существенных изменений в структуре экономики и создать реальную конкурентную среду, в России должно быть не менее 2,5—3,5 млн. субъектов малого бизнеса.
Следует отметить положительную тенденцию роста численности занятых на малых предприятиях за последние годы. По данным Госкомстата России в 1996 г. их среднесписочная численность составила 5,6 млн. человек (см. таблицу)1. Рост числа малых предприятий и занятого в них населения на фоне кризиса крупной промышленности демонстрирует высокий потенциал и жизнеспособность этого сектора экономики.
Обращает на себя внимание следующий факт: пусть медленно, но все же улучшается динамика развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это очень важно, поскольку эффективность вложений в малый бизнес, связанный с производством и обслуживанием, намного ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение продукции. Здесь, на наш взгляд, необходима государственная политика стимулирования малого предпринимательства с учетом приоритетности его главных производственных направлений. На нынешнем этапе развития необходимо отдавать предпочтение сфере производства (что нельзя, конечно, понимать как игнорирование сферы
обращения) при детальной дифференциации самого производства на основе изучения общественного спроса, происходящих в нем изменений и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны формироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью.
Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут сыграть регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребности в тех или иных видах продукции и услуг, наиболее эффективные с точки зрения региона направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. О возможности влияния региональных властей на развитие предпринимательских структур свидетельствует опыт Москвы, где предпринимательство получило довольно серьезное развитие. достаточно отметить, что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков более 200 тыс. являются негосударственными. Это — прежде всего малые предприятия, 27% из которых действуют в торговле и общественном питании. Каждый четвертый работоспособный москвич занят в частном бизнесе.
Тенденция такова, что малый бизнес в Москве численно увеличивается, однако медленнее, чем в предыдущие годы. Руководство Московского департамента развития и поддержки малого предпринимательства связывает это прежде всего с несовершенством законодательной базы, большими налогами и нехваткой помещений. С последними дело обстоит особенно сложно. По меньшей мере 40% от общего числа новых, зарегистрированных в Москве в 1994 г. малых предприятий не может начать нормальную работу главным образом из-за отсутствия у них необходимых помещений.
Московские власти намерены в ближайшие полтора года увеличить число малых предприятий вдвое, до необходимого городу количества. На это ориентирована городская комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства, принятая правительством столицы в середине 1994 г. На эти цели будет выделено примерно 45% общей потребности из средств городского бюджета, более 1 млрд. рублей из федерального бюджета, 4,5 млн. долл. из фондов зарубежных инвесторов. Эти средства будут выдаваться в виде кредитов с учетом приоритетов, определенных комплексной программой.
Приоритетными направлениями деятельности малого бизнеса и предпринимательства в Москве признаны производство и реализация продуктов питания, бытовые услуги населению, здравоохранение, благоустройство города, производство товаров народного потребления, услуги для инвалидов и малообеспеченных граждан, развитие туризма.
В муниципальных округах предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой техники, 14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков, б деревообрабатывающих и столько же трикотажных производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных подразделений.
Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и общественных структур. Так, на базе Московского фонда поддержки малого предпринимательства создана Лизинговая компания, задача которой — обеспечить малый бизнес необходимым оборудованием. Лизинговая компания предоставляет оборудование в кредит на 3—4 года прежде всего тем фирмам, деятельность которых относится к приоритетным для Москвы направлениям. Это, например, пищевая промышленность, медицинские, коммунальные и информационные услуги, наукоемкие производства. В 1994 г. московским правительством было выделено 60 млн. долл. для лизинговой поддержки малого предпринимательства. Клиентами компании стали 19 малых предприятий, получивших оборудование на сумму более 4 млрд. рублей. В 1995 г. Московский департамент развития и поддержки малого предпринимательства предполагает увеличить поставку оборудования в несколько раз.1
Выводы. Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок — рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период. Для активизации отечественного малого предпринимательства необходим ряд факторов:
■ здесь чрезвычайно важны роль и усилия государства и других общественных институтов (средств массовой информации и др.), направленных на финансовую поддержку малого
предпринимательства, на формирование цивилизованного класса малых предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса
■ необходимо уменьшить влияние криминальных структур на малый бизнес
■ необходимо создание системы образования, которая даст малому предпринимательству не только современные управленческие знания, но сумеет привить и определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику и предпринимательское мышление
■ необходимо осознание предпринимателями (в любой форме предпринимательства) своей социальной ответственности. В такой стране как Россия предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.
1 Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1998. С. 157-159
1 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики // Экономика предприятия. – М., 1998. – С. 166-170
1 Иванова Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. – 1995. - №12. – С. 76
2 Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы // Общество и экономика. – 1996. - №1-2. С. 153-154
1 Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Указ. соч. – С. 160
1 Орлов А. Зарубежный опыт государственно-общественной поддержки малого предпринимательства / Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. – 1997. - №4. – С. 140
1 Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы. С. 156-157
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!