Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по психологии»

/ Психология
Контрольная, 

Оглавление

2.1 Психологическая структура деятельности сотрудников УИС

 

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения в психическом смысле представляет форму взаимосвязи лич­ности с окружающей социальной и природной средой. Пути ее изучения выявляются в двух аспектах: личность и объект, на который направлена активность человека. Подобно тому, как нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на ко­торый она направлена, не изучая личность, невозможно рас­крыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения, не обращаясь к анализу дея­тельности и отношений, которые в ней реализуются. В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфическим механизмом удов­летворения потребностей человека, как организма и как чле­на общества. Благодаря сознанию, человек получает воз­можность отвлечься от актуальной в данный момент потреб­ности и подчинить свою деятельность достижению целей, которые не только могут удовлетворять сиюминутную потребность, но и нередко противоречат ей.

Во-вторых, деятельность объективирует внутренний мир личности сотрудника, делает его доступным наблюдению со стороны. Как известно, психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности наблюдаться не мо­гут. Только в деятельности человека обнаруживаются мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Имен­но по внешним проявлениям мы судим о личности.

В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую «вторую природу», создаст ма­териальные и духовные ценности.

В-четвертых, деятельность как бы переносит личные ка­чества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обна­ружить отпечаток личности сотрудника.

В-пятых, деятельность не только проявляется вовне и переносится на объект, изменяя его, но и одновременно ус­ваивается личностью и влечет за собой изменения в ее пси­хике, например, в деформации личности сотрудника, по­скольку человек усваивает не только профессиональное со­держание, но и нравственную сущность деятельности.

В-шестых, деятельность не только удовлетворяет по­требности и оказывает воздействие на оба полюса – личность и объект, на который направлена активность, но и реализу­ет социальные роли, поскольку личность, осуществляя дея­тельность, выполняет различные социальные роли.

Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной си­стемы по выполнению своих служебных обязанностей, вы­текающих из Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Закона о пенитенциарной системе. Уголовно-исполнительного кодекса РФ, концепции со­вершенствования пенитенциарной системы, имеет целый ряд особенностей. Работа в уголовно-исполнительной системе – это, прежде всего вид государственной службы. Особый ха­рактер выполняемых сотрудником функций предопределя­ет специфику в подготовке и подборе кадров, в порядке на­значения на должность и освобождения от нее, в регулиро­вании ответственности и порядка прохождения службы.

Важным психологическим фактором является соблюде­ние сотрудниками субординации, связанной с «послушани­ем» и «авторитетом» вышестоящих по «служебной лестни­це» лиц, На международной конференции в Гааге (Нидерланды), проходившей 17-19 ноября 1994 года, в проекте Руководства для пенитенциарных работников но соблюдению междуна­родных тюремных правил говорилось о том, что: «подго­товка сотрудников для работы в тюрьмах должна включать следующие компоненты:

·            знание конституционного права, уголовного права, уголовно-исполнительного права и правил, действующих в тюрьмах;

·            умение распознавать потенциальных самоубийц;

·            умение обращаться с агрессивными заключенными и разумно применять силу».

В деятельности пенитенциарного учреждения участву­ют специалисты почти 50 профессий. Три основных направления осуществляют:

1.         Сотрудники, которые организуют собственно исполнение наказания (служба безопасности, оперативно-розыскная деятельность, охрана).

2.         Сотрудники, осуществляющие воспитательную работу (начальники отрядов) и оказывающие  социальную, психологическую и медицинскую помощь осужденным (социальные работники, психологи и врачи), а также обучающие осужденных (учителя, преподаватели ПУ и средних общеобразовательных школ).

3.         Работники технических и инженерных служб, призванные обеспечить инженерное и техническое функционирование ИУ.

Объектом деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений являются осужденные, поэтому учет этого фактора является главным в поступках и действиях персонала. Отсюда вытекает ряд специфических требовании к осуществлению его деятельности, имеющих психологическое содержание: а) формировать направленность на другого человека; б) развивать практические умения и навыки познавать личность осужденного; в) развивать память, то есть помнить фамилии, лица, знать их особенности; г) помнить, что человек всегда находится среди других людей в группах, значимых для него и незначимых. Они мо­гут активизировать человека или подавлять его активность. Следует подчеркнуть, что достижение такого понимания объектов деятельности персоналом пенитенциарных учреж­дений дело далеко не простое.

Специфика государственной службы сотрудников пе­нитенциарных учреждений обусловливается Законом Рос­сийской Федерации "Об уголовно-исполнительной системе":

·            исполнение назначенных судами уголовных наказаний в виде лишения свободы и ограничения свободы, а также ис­ключительной меры наказания;

·            обеспечение правопорядка и законности в учреждении пенитенциарной системы, безопасности содержащихся в ней лиц, а также персонала, должностных лиц и граждан, нахо­дящихся на территории этих учреждений;

·            содействия органам, осуществляющим оперативно-ро­зыскную деятельность;

·            обеспечение трудовой занятости осужденных и заклю­ченных;

·            развитие материально-технической базы и социальной сферы пенитенциарной системы.

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения отличается от других видов, прежде всего своим правовым характером, который предопределяет и ее психологическое своеобразие.

Во-первых, объектом этой деятельности чаще всего слу­жат поступки людей, нарушивших закон. Во-вторых, эта деятельность составляет его право и обя­занность. Каждое действие сотрудника влечет за собой се­рьезные правовые последствия, что отличает его работу от большинства других профессий и придает ей особую соци­альную значимость. В-третьих, все действия, из которых слагается эта дея­тельность, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основаны на законе, предопределяются им в основных чертах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудни­ком пенитенциарного учреждения своих служебных обязан­ностей всегда является нарушением того или иного норма­тивного акта (бездействие, злоупотребление, превышение власти, дискредитация власти и т.д.). Все это порождает повышенную ответственность со­трудника за каждое свое действие.

Деятельность сотрудника УИС связана с противодействием  ему других лиц. Как известно, большинство граждан заинтересовано в раскрытии преступлений, наказании преступника, они готовы оказать помощь. В то же время остается определенная группа людей, сочувственно относящихся к лицу, совершивше­му преступление, надеющихся на неудачу расследования и готовых принять необходимые меры. Наиболее заинтересо­ван в этом сам преступник, который всеми силами противо­действует действиям органов расследования. Необходимость преодоления экстремальных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются, вы­зывает у сотрудников пенитенциарных учреждений стрес­совые состояния и требует постоянных волевых и умствен­ных усилий.

С возможностью противодействия заинтересованных лиц связана другая психологическая особенность деятельности со­трудников исправительных учреждений ее властный характер. Наличие властных полномочий ставит сотрудника пенитенциарного учреждения в особое положение. Он действует от имени государства, его поддерживает авторитет и прину­дительная сила власти, применение санкций. Умение пользо­ваться властью важнейшее профессиональное требование. Правомерность и целесообразность использования влас­ти зависит от личных качеств сотрудников. Ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на объективность выводов.

Своеобразной особенностью деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений является сохранение служебной тайны. Простое дело, как может показаться на первый взгляд. Здесь имеются свои психологические трудности. Умение мол­чать является не природным даром, а продуктом воспитания и зависит от волевых качеств и дисциплинированности. Известно, что человек, узнавший какую-либо новость, получивший важные сведения и интересные данные, всегда испытывает потребность поделиться своими мыслями с другими людьми. Деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений связана с такими знаниями, которые могут представлять ин­терес для преступников, поэтому существует необходимость соблюдать требования конспирации, чтобы не выдать слу­жебных секретов и предотвратить их утечку. Законодательством, служебными инструкциями уста­новлены правила, обеспечивающие сохранение служебных тайн и служебных документов. Выполнение этого требова­ния должно быть профессиональной привычкой сотрудника.

Следует отметить, что специфической особенностью де­ятельности сотрудников пенитенциарных учреждений явля­ется напряженность и стрессогенность. По мнению американ­ского ученого Р.Калимо, обобщившего результаты ряда ис­следований по источникам стресса у тюремного персонала они имеют широкий спектр.

Новые концепции психолого-педагогической деятельно­сти исправительных учреждений предполагают активное ис­пользование положений и рекомендаций уголовно-исполнительного права, пенитенциарной психологии в целях совер­шенствования деятельности персонала исправительных уч­реждений. Это обусловлено тем, что в настоящее время в деятель­ности пенитенциарных учреждений наблюдается ряд явле­ний, осложняющих организацию исправления и ресоциализации преступников в местах лишения свободы:

·            рост количества осужденных в исправительных учреж­дениях, характеризующихся высокой криминальной заражен­ностью;

·            "тюрьмонизация" социальной среды осужденных, возрождение уголовных обычаев и законов, влияние на нее извне, со стороны организованной преступности;

·            слабая юридическая, социальная, экономическая и психологическая защищенность персонала пенитенциарных учреждений;

·            не достаточная психолого-педагогическая подготовленность сотрудников пенитенциарных учреждений и психологи­ческих служб осуществляющих воспитательное воздействие на осужденных и оказание им психологической помощи;

·            превалирование традиционных форм воспитательной работы: беседы (групповые занятия и т.п.) и неумение лич­ного состава применять нетрадиционные методы воспита­тельного влияния (суггестивное воздействие, групповая дискуссия, игра, социально-психологический тренинг, пси­ходрама и т.п.);

·            сохраняющийся приоритет режимной и оперативно-режимной деятельности по сравнению с воспитательной работой.

С психологической точки зрения центральным вопро­сом организации деятельности сотрудника ИУ является фор­мирование у него профессионально-должностной позиции (ПДП), позволяющей обеспечить эффективное включение в служебную деятельность. В условиях реформирования пенитенциарной системы важно знать отношение к ним. Исследования показывают неодноз­начность понимания сотрудниками смысла и сущности гуманизации испра­вительных учреждений.

Постановка перед персоналом пенитенциарных учреждений конкретных и перспективных задач в их деятельности сопровождается обращением либо к объективным факторам (организационным, правовым, материально-техническим и т.п.), либо к личностным факторам (профессиональные зна­ния, творчество, инициатива, дисциплинированность, орга­низованность и т.п.). Отдельно можно выделить ориентацию сотрудников ИУ на улучшение исполнения функциональных обязанностей, ко­торые они прочно связывают с точным и добросовестным отношением к своим правам и обязанностям. Выделяется значительная группа среди персонала исправительных учреждений, которая ориентируется в пред­стоящих изменениях системы на общие суждения, не "привя­занные" к конкретной деятельности и задачам по организа­ции исполнения наказания.

Мнения сотрудников ИУ в связи с инновациями в дея­тельности мест лишения свободы связаны с их констатаци­ей и фиксацией на отдельных, в основном негативных мо­ментах. Подобные оценки показывают, что такие сотруд­ники ориентированы на оценку процессов гуманизации не всегда адекватно. В качестве мер, направленных на совершенствование деятельности персонала учреждений выделяют, две основ­ные разновидности. Одни сводятся к организации самой де­ятельности, ее планированию, техническому оснащению, улучшению условий и режима службы, другие связаны с личностными профессиональными особенностями: повышение профессионального мастерства, получение соответс­твующего образования и т.п.

Профессионально должностная позиция отражает в себе систему отношений работника к различным факторам служеб­ной деятельности: функциональным обязанностям, организа­ционному и психологическому климату в учреждении, к про­блеме ресоциализации осужденных. Посредством ПДП у него формируется смысл и значение тех или иных сторон профес­сиональной деятельности: оперативной, службы безопасности, воспитательной работе, психологической, социальной и др. Профессионально-должностная позиция представляет собой, по существу, личностные убеждения сотрудника по поводу реа­лизации своих обязанностей и прав, ответственности и взаи­модействия с другими сотрудниками и осужденными в процес­се реализации профессиональных функций (А.М. Столяренко, М.Г. Дебольский, А.И. Папкин, И.Б. Пономарев и др.)

Внимание к формированию профессионально-должнос­тной позиции (ПДП) сотрудника, ее динамике позволяют со­здать благоприятные социально-психологические условия его деятельности, в частности:

·            профессионально и психологически правильно опреде­лить место сотрудника в системе совместной деятельности и обеспечить быстрейшее включение в эффективную работу;

·            стимулировать добросовестный, творческий и иници­ативный труд;

·            учитывать социально-психологические факторы со­вместной деятельности труда и полноценного отдыха;

·            создавать для молодых сотрудников благоприятные условия овладения должностью и адаптации в служебном коллективе;

·            определять перспективу служебного роста и повыше­ния профессиональной подготовленности, активизировать у сотрудников проявление активности и творчества в работе.

Содержательной сущностью таких отношений можно выделить следующие:

·            концептуальные это профессиональные убеждения, связанные с деятельностью;

·            познавательные знание должностных обязанностей, прав и обязанностей, понимание социальной значимости пе­нитенциарной системы и своей службы в ней;

·            целемотивационные профессиональные цели, побуж­дения и мотивы, интересы, жизненные планы и перспективы;

·            эмоционально-оценочные, связанные с отношением к уровню своей профессиональной подготовленности, оценкой достижений и их соответствия поставленным целям, самокритичность и адекватность самооценки, чувства и пережива­ния по поводу успехов и неудач в служебной деятельности.

В совокупности концептуальные, познавательные, целемотивационные и эмоционально-оценочные отношения к профессиональной деятельности образуют психологичес­кую сущность профессионально-должностных позиций, ко­торые взаимосвязаны и взаимозависимы в реальной деятель­ности сотрудников пенитенциарных учреждений.

В деятельности сотрудников ИУ выделяется ряд функций. Во-первых, функция решения социальной задачи, связанной с профилактикой преступности, ресоциализацией осужденных, выступающих в роли социального объекта. Во-вторых, основ­ная цель деятельности достигается путем укрепления режима, профилактики правонарушений и преступлений со стороны осужденных; раскрытия и расследования правонарушений, со­вершенных во время отбывания наказания; проведения целе­направленной воспитательной работы с осужденными по их ис­правлению и ресоциализации; организации их общеобразова­тельного и профессионально-технического обучения; психологической подготовки осужденных и сотрудников; организации труда и оптимального их трудоиспользования.

Каждая из деятельностей сотрудников ведет к кажущей­ся автономии. Например, деятельность инженерно-техничес­ких работников или лиц оперативного состава по своему «внешнему строению» отличается от деятельности началь­ников отряда. Однако эти непохожие по применяемым спо­собам и средствам деятельности совпадают по своим внут­ренним и "глубинным" параметрам. Объединяет их наличие общего социального объекта деятельности осужденные. При этом социальный объект деятельности личность осужденных претерпевает изменения в связи с тем или иным состоянием. Например, с возникновением организованной пре­ступности изменялась ее структура в сторону значительно­го увеличения удельного веса тяжких преступлений; типо­логические характеристики преступников, наличие у значи­тельной части большого криминального опыта и отсутствие трудового привели к тому, что цели деятельности пе­нитенциарного учреждения часто сужались, ограничиваясь режимными и оперативными задачами за счет воспитатель­ных.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы услож­нила объект социальной деятельности сотрудника исправи­тельного учреждения. Возросла значимость процесса ресо­циализации осужденного и умений диагностировать следу­ющие характеристики личности:

·            степень выраженности его криминальной направлен­ности;

·            сопротивляемость воспитательным воздействиям;

·            опыта преступной деятельности;

·            цели и мотивы осужденных в условиях изоляции;

·            особенности связей осужденных с окружающей средой и внешним миром.

Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надле­жащего исполнения уголовно-исполнительного наказания в отношении осужденных к лишению свободы. Точное и стро­гое исполнение приговора, вынесенного и провозглашенно­го от имени государства, имеет психологическое и пе­дагогическое значение для осужденных, воспитывая у них уважение к закону. В процессе исполнения уголовного наказания сотрудни­кам пенитенциарного учреждения приходится сталкиваться со многими областями трудового, гражданского, админист­ративного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, финансового, наследственного права, ибо вся жизнь осужденного в местах лишения свободы строго рег­ламентирована различными правовыми нормами. Для ус­пешного осуществления юридической подструктуры своей де­ятельности у персонала пенитенциарного учреждения долж­но быть сформировано правовое мышление и воспитана пра­вовая культура. Только при этом условии он может знать, как оказывать юридическую помощь осужденному.

Необходимость хорошей юридической подготовки со­трудника пенитенциарного учреждения диктуется тем, что он является защитником интересов и прав осужденного. По­этому   принцип законности, уважения к законам должны стать личным убеждением. Сотруднику пенитенциарного учреждения приходится не только преодолевать правовую неосведомленность у ча­сти осужденных, но и вести борьбу с правовым инфантилиз­мом (безразличным отношением осужденных к своему пере­воспитанию) и правовым нигилизмом (отрицательным от­ношением осужденных к своему преступлению и наказанию).

В пенитенциарном учреждении существует много дол­жностей, отражающих разнообразные направления его дея­тельности: оперативной, службы безопасности, воспитатель­ной, инженерно-технического обеспечения и др. Вместе с тем существует общее, объединяющее всех сотрудников и по­зволяющее выделить характерные для всех них функции. К числу таких функций можно отнести: исследовательско-диагностическую; организаторскую; педагогическую (соб­ственно воспитательную); психологического сопровождения и прогнозирования поведения осужденных.

Успешность процесса исправления и ресоциализации осужденных в определяющей мере зависит от информации, которой располагает сотрудник применительно к конкрет­ному осужденному, а также к их общностям. Поэтому исследовательско-диагностическая является первичной и определяющей функцией. От информационной достаточно­сти зависит выбор конкретных программ воздействия, со­ответствующих методов психолого-педагогического вли­яния на осужденных. Сбор информации определяется степенью подготовленности сотрудника, владения им методи­ками диагностики личности и среды осужденных. В про­цессе реализации указанной функции возникает ряд вопро­сов, требующих их решения: определение объектов изуче­ния (личности, официальных или неформальных групп осуж­денных и т.п.), а также периодичности или систематичнос­ти обследования с учетом поведения осужденных, опреде­ления методов и методических приемов, которые необхо­димо применить для сбора информации и т.д.

Организаторская функция сотрудников ориентирована на меры но организации деятельности групп осужденных и управления ими. К числу основных аспектов такой организа­ции относятся: рациональное использование сотрудниками ра­бочего времени; планирование служебной деятельности (как текущее, повседневное, так и перспективное); рационализа­ция работы с документами; использование оргтехники и ЭВМ в целях совершенствования организации труда. Организаторская функция работников по отношению к работе с осужденными реализуется в процессе деятель­ности по комплектованию отрядов, распределению осуж­денных по бригадам (отделениям), работе самодеятельных организаций, решении текущих вопросов жизни осужден­ных (перевод из бригады в бригаду, определение на работу (учебу), перевод на другие виды режима и условия, пред­ставление к условно-досрочному освобождению и т. п.).

Воспитательная (педагогическая) функция сотрудни­ка пенитенциарного учреждения заключается в участии в воспитательных мероприятиях и оказании психологической помощи осужденному. Это может быть, во-первых, состав­ление совместно с психологом программ или планов инди­видуальной работы с конкретным осужденным, оценка сте­пени изменения поведения осужденного и его ресоциализации. Воспитательная функция может быть реализована че­рез участие в работе совета воспитателей, методических комиссий, подготовку методических разработок по общению и распространению педагогического опыта. Воспита­тельная деятельность сотрудника ориентирована не толь­ко на индивидуальную работу, но и на формирование са­модеятельных организаций осужденных, преодоление воз­действий отрицательно направленных групп осужденных на других. Во-вторых, воспитательная функция побужда­ет сотрудника к постоянному поиску применения сов­ременных психолого-педагогических методов воспитания.

С воспитательной функцией прямо связана функция психологического корректирования и прогнозирования по­ведения осужденных. Прогнозирование позволяет ставить реальные задачи в исправлении и ресоциализации, исходя из уровня криминализации осужденных, срока наказания и воспитательных воз­можностей, имеющихся в распоряжении сотрудников пенитен­циарного учреждения. Психолого-педагогическое проектиро­вание может быть ориентировано на изменения в качествах и свойствах или на глубинную перестройку личности. Сов­местно с психологом начальник отряда и другие сотрудники должны уметь более или менее точно прогнозировать адап­тацию освобожденных к условиям жизни на свободе и в связи с этим готовить конкретные рекомендации для органов внут­ренних дел в зависимости от потенциальной готовности освобожденных совершить новое преступление.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!