Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

ТЕМА ЛЕКЦИИ 11.

«СТРУКТУРА ПРЛАМЕНТА И ЕГО ПАЛАТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ»

 

1. СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРХНИХ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА 

 

Современные парламенты состоят из одной или двух палат. Однако в истории известны случаи большего количества палат. Союзная скупщина (Югославия до 1963 года) – 6 палат, ЮАР – 3 палаты: Палата собрания из белых, Палата представителей из «цветных» (мулатов) и Палата делегатов из индийцев.

Федеративные государства имеют двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъект федерации (США, Германии, и др.). В унитарных государствах верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Франция, Польша, Япония и др.). Примерно в половине государств Европы парламенты однопалатные (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

В большинстве стран тропической Африки, особенно в автократических республиках (Мавритания, Малави), парламенты однопалатные. В Азии в странах с либеральными и демократическими режимами (Индия, Филиппины, Малайзия) парламенты обычно двухпалатные.

Нижние или единственные палаты часто именуются: Национальным собранием, Национальным советом, Палатой депутатов или Палатой представителей. Верхние палаты, в большинстве стран, именуются Сенатами, в некоторых федерациях названия верхних палат отражают названия субъектов данной федерации, представленных в верхней палате. Так, в Австралии, Германии верхняя палата именуется Федеральный совет, в Швейцарии - Совет кантонов, в Индии - Совет штатов.

Каким же образом отличить верхнюю и нижнюю палату парламента? Отличия следующие:

1)    по порядку рассмотрения законопроектов (сначала нижняя, затем верхняя);

2)    по порядку формирования (нижняя всегда избирается народом);

3)    по представительству (нижняя всегда представляет интересы населения всего государства);

4)    по численности депутатов (сенаторов) (нижняя палата всегда более многочисленна);

5)    по возможности роспуска (возможен роспуск только нижней палаты, за редкими исключениями (Польша);

6)    по сроку полномочий (верхние палаты имеют, как правило,  более длительный срок полномочий).

Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Срок полномочий (легислатура, созыв) нижних палат обычно 4-5 лет с полным одновременным обновлением. Но бывает срок и меньше (в США Палата представителей – 2 года).

Способ формирования верхних палат разнообразен. Правилом является выборность всего состава верхней палаты или подавляющего большинства, причем выборы бывают либо прямые, либо косвенные.

Прежде уникальным исключением, являлась Великобритания, где значительная часть верхней палаты - это титулованные особы (пэры), занимали свои места в палате по наследству, другая часть - пожизненные пэры, назначались королевой по представлению кабинета в силу заслуг или занимаемой должности.

Другое исключение - назначение всего состава верхней палаты или его большинства главой государств, а иногда и главой правительства (Иордания, Таиланд, Барбадос и др.).

В некоторых случаях верхняя палата состоит из лиц, занимающих определенную должность. Так, в Бундесрат (ФРГ) входят члены правительств германских земель, делегируемых этими правительствами; США – прямые выборы сенаторов; в Норвегии верхняя палата избирается из числа нижней (1/4 состава)

Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у депутатов нижних палат, 6-9 лет. Мы уже отмечали, что нижние палаты обновляются полностью, а верхние - нередко путем ротации (по частям) (во Франции сенаторы избираются на 9 лет и одна треть Сената переизбирается каждые три года, США – Сенат избирается на 6 лет, ротация через каждые 2 года).

 

2. СТРУКТУРА ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА 

 

Палаты парламентов обычно возглавляются председателями. В странах с англосаксонской правовой системой председатель палаты именуется Спикером. Избирается он членами палат на весь срок полномочий. Вице-председатель замещает председателя в случае необходимости.

В палатах образуется президиум или бюро, которые имеют установленную регламентом компетенцию. Они являются руководящим органом палаты, и коллегиально представляет ее в ряде стран, в составе руководства парламентских палат имеются также секретари, их не следует путать с техническими секретарями.

В некоторых парламентах из числа депутатов избираются квесторы - на них возложены хозяйственные заботы палаты.

Для осуществления полномочий в палатах создаются вспомогательные органы, состоящие из парламентариев, которые именуются комитетами (комиссиями) парламентов и палат. Прежде всего, комитеты (комиссии) следует разделить на - постоянные и временные:

А) Постоянные создаются на весь период созыва парламента, нередко перечисляются в регламентах, а некоторые даже упоминаются в конституциях. Обязательно создаются постоянные комитеты финансово-бюджетные, по иностранным делам, по обороне и безопасности и др.;

Б) Временные создаются для выполнения какой-то определенной задачи, после чего их существование прекращается (например: следственные, специальные - для изучения какого-либо вопроса или разработки одного законопроекта).

В некоторых двухпалатных парламентах наряду с комитетами палат образуются также постоянные объединенные комитеты (комиссии), основанные на паритетном представительстве обеих палат. Временными объединенными комитетами являются согласительные комиссии. Также создаются секции, осуществляющие компетенцию палат по наиболее узким направлениям.

Помимо перечисленных структурных элементов выделяются объединения парламентариев.

Чаще всего они создаются на базе общей партийной принадлежности. Они обычно именуются фракциями (Германия), но возможно и другое название – парламентские партии (Великобритания), парламентские группы (Испания), депутатские клубы (Польша). Иногда такие объединения представляются в виде блоков нескольких партий, при этом включаются и беспартийные депутаты.

В структуре же самих фракций выделяются: лидеры, кнуты, руководящие органы фракции и др. Во многих палатах имеются такие специальные органы, которые представляют собой органы объединения лидеров фракций.

 

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНА ПАРЛАМЕНТА

 

Правовое регулирование депутатов и сенаторов осуществлено конституцией государства, законами и  регламентами палат парламента.

В структуру правового статуса парламентария включают: его права и обязанности, депутатский мандат, гарантии и ответственность депутата.

Названный статус в первую очередь определяется природой мандата депутата. В теории вы­деляют императивный и свободный депутатские мандаты. Пер­вый означает связанность депутата волей избирателей, что обеспечивается возможностью отзыва депута­та избирателями, подотчетностью и наказами избирателей, обязательных к осу­ществлению. Свободный мандат – осуществление депутатом интересов избирателей в том виде, в каком он их видит. Между тем депутат обязан поддерживать связь с избирателями, рассматривать их обраще­ния, встречаться с ними, отчитываться перед ними о своей ра­боте.

Формами деятельности сенаторов и депутатов являются: 1) участие в заседани­ях своей палаты в порядке, установленном ее регламентом; в совместных заседаниях палат; 2) участие в работе комитетов и комиссий палат; в работе согласительных и специальных ко­миссий, создаваемых палатами; 3) участие в выполнении по­ручений своих палат; 4) участие в парламентских слушаниях; 5) внесение законопроектов в парламент; 6) внесение собственных запросов, а также инициирование парламентского запроса; 7) обращение с вопросами к членам правительства на заседании своей палаты; 8) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немед­ленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граж­дан. Формами деятельности депутата также являются работа с избирателями и участие в работе своих депутат­ских объединений.

В структуру правового статуса парламентария входят парламентский иммунитет и индемнитет. Первый означающий неприкосновенность депутата, которая представляет собой одну из гарантий его статуса. Неприкосновенность парламентария нацелена на то, чтобы оградить парламентария от уголовного преследования. Индемнитет имеет два значения. Во-первых, это неответственность парламентария за свои публичные высказывания и позицию. Во-вторых, это вознаграждение за  парламентскую деятельность, включая оплату проезда, связи, представительских расходов парламентария.

Полномочия сенатора, депутата могут прекращаться досрочно в случаях, установленных законодательством государства.

 

4. Понятие и виды парЛАМЕНТСКИХ ПРОЦЕДУР

 

Парламент осуществляет свою работу в виде основных процедур сессий и заседаний.

Сессия – период времени, в течение которого палаты парламента могут проводить пленарные заседания и принимать свои решения.

Виды сессий:

- очередные

- внеочередные (чрезвычайные)

Пленарные заседания – собрания членов палат, созванные и проводимые в установленном порядке.

Среди заседаний палат выделяются:

1)                      организационные или учредительные заседания (обычно проводятся после выборов). На этих заседаниях палата конституируется, т.е. организуется: избирается руководство,  создаются рабочие органы и др.

2)                      обычные заседания

Чтобы палата могла принимать решения, требуется кворум – т.е. установленное минимальное число присутствующих парламентариев.

Япония: члены парламента могут начинать работу только при наличии не менее 1/3 общего числа членов.

Организация работы парламента определяется Регламентом – внутренним актом палаты.

В практике современных парламентов распространено флибустьерство. Меры, ускоряющие работу парламента, направленные на борьбу с флибустьерством:

1)                            установление фиксированного времени обсуждения вопроса (гильотина – усечение дебатов);

2)                            предоставление права председателю выбрать для обсуждения лишь некоторые поправки (кенгуру – перепрыгивание через ряд поправок);

3)                            внеочередное рассмотрение предложения о закрытии прений;

4)                            предварительное установление числа заседаний на обсуждение вопроса и др.

Способы голосования в парламента могут быть следующие:

1)    электронное;

2)    поднятием руки;

3)    вставанием;

4)    разделением;

5)    бюллетенями;

6)    аккламация – решение принимается в зависимости от того, сторонники какого варианта, по мнению председателя, громче кричат или аплодируют, а, следовательно, составляют большинство;

7)    поименное голосование.

Также голосование бывает: личное и делегированное.

 

5. Понятие и СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Главная задача парламента – принятие законов. Процесс законодательства занимает более половины времени работы парламента. Законодательный процесс тщательным образом регламентирован и строго формализован. Это касается как самой процедуры, так и формы законодательных актов.

В общем виде под законодательным процессом можно определить урегулированную нормами конституционного права и осуществляемую в определенной последовательности деятельность компетентных органов, направленную на разработку, принятие и введение в силу законодательных актов.

Для обозначения процесса создания законов наряду с термином «законодательный процесс» используется термин «законотворческий процесс». В литературе зачастую категории законотворческого и законодательного процесса отождествляются, поскольку они, по сути, представляют собой осуществляемую в определенной последовательности деятельность компетентных органов по разработке и принятию законов.

Однако законотворческий процесс не сводится лишь к процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования.[1] Его следует рассматривать как более широкое понятие, поскольку, во-первых, он не полностью формализован и, во-вторых, его начальный этап – выявление потребности принятия закона и законодательная идея – не ограничен по времени и по кругу лиц. Законодательный же процесс предельно формализован и начинается с внесения законодательной инициативы в компетентный орган. Следовательно, законодательный процесс составляет центральную часть законотворческого процесса, который обширнее как по времени, так и по содержанию.[2]

В свою очередь в центре законодательного процесса находится законодательная процедура. Если первый означает фактическую процедуру принятия закона, проводимую на основе соответствующих правовых положений, то вторая есть официально установленный порядок принятия закона, закрепленный нормами конституционного законодательства.[3]

Законотворческий процесс основывается на принципах демократизма, законности, гуманизма, справедливости, научности, гласности, профессионализма, использования правового опыта, связи с практикой, своевременности.

Таким образом, исходным началом законодательного процесса выступает законотворческий процесс, представляющий собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

В литературе выделяют множество стадий законодательного процесса. Воспримем следующую последовательность его стадий:

1) законодательная инициатива субъектом права законодательной инициативы. Данная стадия заключается в формальном внесении законопроекта компетентным субъектом в парламент. Иногда используется внесение законодательного предложения. Правом законодательной инициативы обладают депутаты, глава государства, правительство. Президент иногда использует такое право через депутатов (США).

2) подготовка законопроекта в нижней палате направлена на соблюдение всех формальностей для оптимального прохождения законопроекта в первой палате;

3) обсуждение и принятие закона парламентом (нижней палатой) заключается в детальном рассмотрении законопроекта, как правило, в трех чтениях. При рассмотрении проекта закона используются процедуры, способствующие ускоренному прохождению законопроекта: «гильотина» (ограничение времени на каждую стадию закпроцесса), «кенгуру» (выборочное рассмотрение поправок).

4) обсуждение и одобрение закона верхней палатой. В зависимости от роли верхней палаты в законодательном процессе выделяют «сильные» и «слабые» верхние палаты. Первые оказывают решающее воздействие на судьбу закона, несогласие вторых можно преодолеть. Для преодоления разногласий зачастую используется, метод «челнока» (направление закона из одной палаты в другую), потому здесь важна конструктивная работа формируемых согласительных комиссий, призванных выработать компромиссное решение.

5) подписание закона главой государства и официальное опубликование закона. Иногда такую стадию называют промульгацией, вбирающей в себя рассмотрение, подписание или отклонение закона главой государства (право вето), и после подписания его официальное опубликование.

В некоторых случаях возникают дополнительные стадии, поэтому подчеркнем, что данная последовательность носит общий характер и условна.

 

6. ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ УСКОРЕНИЮ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА. ПРИНЦИП ДИСКОНТИНУИТЕТА

 

Для сессионного порядка работы парламента характерно наличие одного из двух принципов.

Первый действует в США. Это так называемый принцип дисконтинуитета – все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут рассматриваться лишь с самого начала.

Второй – принцип континуитета (преемственности). Более частый принцип. Согласно ему, прохождение законопроекта, находящегося в парламенте, не прекращается с закрытием сессии палат (ст.107 Конституции Индии).

 

 

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ 12.

«МОНАРХ  и правительство в зарубежных странах»

 

1. МОНАРХ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. сУВЕРЕНИТЕТ МОНАРХА

 

 

Глава государства - это должностное лицо и одновременно конституционный орган, занимающий высшее место в системе органов государства, представляющий государство внутри и за его пределами.

Глава государства может:

1) не входить ни в одну из ветвей власти. ФРГ: «Федеральный Президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли».

2) входить в исполнительную и законодательную власть. Индия: «Исполнительная власть Союза вверяется Президенту (ст.53) и Парламент состоит из Президента и двух палат (ст.79).

3) входить только в исполнительную власть. США: Исполнительная власть вверятся Президенту США.

4) входить во все ветви власти. Монарх в Великобритании.

Существуют такие формы главы государства, как:

1. единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании, Японии, Испании, Нидерландах, Марокко);

2. единоличный монарх, назначаемый своей семьей правящей династией (например, в Саудовской Аравии);

3. единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации, из своей среды (например, в Малайзии);

4. единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии);

5. коллегиальный орган, выбранный парламентом, на установленный срок (например, на Кубе, в Китае);

6. глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);

7. представитель британского монарха в государствах - доминионах, т.е. признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Барбадосе);

По своему статусу в системе высших органов государственной власти главы государств имеют много общего. Вместе с тем, в статусе президентов и монархов имеется много различий, влияющих на характер взаимоотношений с другими государственными органами, и это требует раздельной характеристики их конституционно - правового статуса.

Монарх - это должностное лицо, обычно занимающее должность главы государства по праву рождения.

Институт монархического главы государства сохранилось во многих странах Западной Европы и Ближнего Востока.

Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству. Порядок престолонаследия регулируется в конституции страны или особых законодательных или других актах.

Монарх считается лицом неприкосновенным. Никакой властью в государстве монарх не может быть привлечен к ответственности, однако неприкосновенность не может быть истолкована, как его безответственность. В конституциях исключается лишь правовая ответственность монарха. Однако с него не снимается обязанность соблюдать конституцию и законы, он отвечает за конституционность и целесообразность своих действий. Положение монарха в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления.

В абсолютной монархии глава государства сосредоточивает в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти. В дуалистической монархии исполнительная власть находится в руках главы государства. Правительство подотчетно монарху и не может быть смещено парламентом. В парламентских монархиях глава государства хотя и имеет определенные полномочия, но обычно не пользуется ими.

 

2. СИСТЕМЫ ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ  в зарубежных странах

 

Важнейшая черта порядка замещения должности монарха – пожизненность этого поста. Порядок замещения его должности зачастую определен конституционным законодательством. Иногда еще встречаются помимо престолонаследия иные способы замещения должности монарха, среди которых выборность (Малайзия, ОАЭ) назначение монархом своего наследника (Норвегия).

Постепенно пришло понимание того, что переход должен осуществляться в строго установленном законодательством порядке. Почти повсеместно был признан принцип неделимости престола, который должен оставаться в одном роду и уходить из него только при отсутствии наследников.

Существуют следующие основные системы престолонаследия:

1.              салическая: наследование престола исключительно по мужской линии (Япония, Норвегия);

2.              кастильская: наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру (Испания, Великобритания, Нидерланды);

3.              австрийская: женщина наследует только при полном отсутствии мужских линий;

4.              шведская (скандинавская): женщина наследует престол на равных правах с мужчиной.

5.              мусульманская: трон наследует не определенное лицо, а «благородная» правящая семья, которая сама решает кто будет монархом;

6.              племенная: наследника определяет племенной совет.

В случае вакантности престола и отсутствии законного наследника решение вопроса о приемнике монарха часто передается парламенту.

Если монарх несовершеннолетний или не достиг возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует, на соответствующий период устанавливается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или несколько регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

Для занятия престола в некоторых странах требуется происхождение от брака с лицом из царствующего (или царствовавшего) дома, а также получение согласия парламента (например, в Швеции).

Процедура вступления монарха в должность – коронация.

 

3. ЛИЧНЫЕ ПРЕРОГАТИВЫ МОНАРХА. ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА

 

Монарх имеет право на особый титул - короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) - трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание - цивильный лист.

Супруга царствующего монарха обычно носит тот же титул, что и он, но полномочий главы государства не осуществляет. Напротив, супруг монарха-женщины соответствующего титула не носит, но может иметь специальный титул (например, принц-консорт в Великобритании). Наследные принцы нередко имеют специальные титулы.

Довольно часто монархам предъявляется требование определенной религиозной принадлежности, им запрещается покидать страну без разрешения парламента, либо правительства.

 

4. ПоЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕРОГАТИВЫ МОНАРХА. «СПЯЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯ» МОНАРХА

 

В соответствие с конституцией монарх назначает членов правительства, хотя фактически в парламентских монархиях он только подписывает соответствующий документ, а реальный состав правительства обусловливается соотношением политических сил в парламенте. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, фактически возглавляя правительство, при том, что формально имеется пост премьера.

По традиции на монарха возлагаются некоторые обязанности. Он рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности (быть приверженцем англиканской церкви в Великобритании, евангелической веры в Швеции, буддизма – в Тайланде). Зачастую требуется разрешение парламента для выезда монарха за рубеж, вступления в брак.

Вместе с тем у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, которые могут быть использованы в определенных ситуациях. Смысл «спящих» полномочий сводится к тому, что формально они принадлежат главе государства, но практически он их не осуществляет. Потому и само название «спящих» полномочий свидетельствует о том, что они не реализуются или редко осуществляются.  Такие полномочия существуют у монарха, как правило, в парламентской монархии. Хотя иногда возникают ситуации, вынуждающие монарха использовать такие полномочия. Например, в 1981 г., используя свои полномочия, испанский король выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить реакционные франкистские порядки. Встречаются и противоположные ситуации: по тексту конституций в дуалистических монархиях (Марокко, Непале) монархи выступают с крайне антидемократических позиций.[4]

 

5. Понятие и виды пРаВИТЕЛЬСТВ  в зарубежных странах

 

 

Правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением.

Названия правительства могут быть разнообразные: совет министров, кабинет, кабинет министров, Государственный совет (КНР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и т.д..

Виды правительства. С точки зрения политического состава правительство бывает однопартийное (с доминирующей или двухпартийной системой); коалиционное (по соглашению лидеров нескольких партий); правительство парламентского меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий (когда крупные партии  не имеют большинства) и правительство парламентского большинства, которое имеет поддержку большинства депутатов парламента; беспартийное (служебное, деловое), создается когда партиям не удалось договориться о создании коалиции, а роспуск парламента нежелателен.

Кроме  того, выделяют правительство национального единства (коалиционное правительство формируется в кризисные моменты с широким представительством разных партий; общие первоочередные цели, но различны пути развития). Также выделяют правительство, основанное на принципе позитивного и негативного парламентаризма.

Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается  постоянным, хотя возможна его отставка в определенных случаях. Временное правительство создается, как правило, неконституционным путем при смене режима и изменении конституции.

 

6. СТРУКТУРА И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА. ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАТУСА МИНИСТРОВ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

 

Правительство может иметь различные наименования (Совет министров в Бельгии, Франции, Кабинет министров в Японии, федеральное правительство в ФРГ, Австрии и т.п.)

Состав правительства традиционен:

1) премьер-министр, министр-председатель, председатель правительства

2) министры, государственные министры, государственные секретари

3) министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса.

Главную роль в правительстве играет премьер-министр, от которого зависит персональный состав данного органа.

Нередко в составе правительства создают более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые полномочия правительства. Существует 4 формы таких организаций:

1)             правительство и кабинет (особо важные члены правительства)

2)             совет министров (официальные заседания) и совет кабинета (оперативные вопросы)

3)             президиум (бюро) правительства – создание особого органа

4)             межведомственные комитеты (комиссии) – из «родственных» министерств.

Важен также численный и партийный состав правительства. Численный состав зачастую определен отдельным законом (Австрия, Италия), однако иногда такой вопрос получает конституционное закрепление (Бельгия – не более 15 министров, Норвегия не менее 7 министров плюс премьер).

 Как правило, основная масса министров являются членами парламента и  победившей на парламентских выборах партии. В смешанных республиках партийный состав правительства может намного разнообразнее, а премьер не обязательно должен быть членом партии (Р. Барр в 1976 г. во Франции).

Иногда зарубежные конституции устанавливают особые требования к составу правительства. Например, в Бельгии министры должны быть в равном количестве из лиц, говорящих на французском и нидерландском языках. В Швейцарии Федеральный Совет  не может включать нескольких членов от одного кантона.

 

7. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Способ формирования правительства зачастую зависит от формы правления. Выделяются следующие способы формирования правительства: парламентский, полупарламентский, внепарламентский.

В парламентских странах определяющим является принцип формирования правительства на партийной основе с решающим участием парламента. Парламентский тип формирования правительства сводится к решающей роли парламента при формировании правительства с тем, чтобы правительство опиралось на парламентское большинство. Парламентский способ формирования правительства увязан с выборами в парламент, после каждых выборов которого образуется новое правительство. Порядок такой: сначала назначается (в Германии, Японии – избирается парламентом) глава правительства, который ведет переговоры и осуществляет подбор министров. При неудаче формирование правительства поручается другому лицу, а если все попытки остаются безуспешными, глава государства распускает парламент и назначает новые выборы. Правительство считается созданным, если получит доверие избранного парламента.

Однако в парламентах далеко не всегда имеется устойчивое большинство. Партиям приходится создавать коалиции и искать поддержки коллег. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды)  появляются институт форматоров и информаторов, назначаемых специально для формирования правительства.

Если предлагаемое правительство или его глава не могут получить доверия парламента, то возможет их роспуск и назначение на период, пока не сформирован вновь избранный парламент, служебного правительства.

Формально премьер-министр назначается главой государства. Хотя иногда назначение производится парламентом по предложению его спикера (Риксдаг в Швеции).

Полупарламентский способ формирования правительства обусловлен необходимость получения согласия парламента (как правило, нижней палаты парламента) на назначение только премьер-министра, членов кабинета глава государства назначает самостоятельно (Украина, Киргизия). Возможна и ситуация, связанная с невозможностью получения в парламенте абсолютного большинства, когда Президент поручает лидеру одной из ведущих партий сформировать правительство, пользующееся доверием парламента, а случае неудачи назначает премьер-министра при наличии заключения Совета республики (Греция). В таком случае Президент имеет возможность увязать назначение премьер-министра с вопросом о возможном роспуске  парламента и новых выборах.

Внепарламентская модель характерна для президентских республик и дуалистических монархий, при которой правительство формируется независимо от парламента и не нуждается в его доверии.

В президентской республике главой исполнительной власти является президент, избираемый помимо парламента, он олицетворяет правительство в широком смысле. Министры назначаются президентом, зачастую с участием парламента (США, Бразилия).

Однако и в этом способе выделяют две модели. В первой парламент вообще не участвует в формировании правительства (Колумбия). При второй все же парламент принимает определенное участие в его формировании. Например, в США Президент назначает членов Кабинета по совету и с согласия Сената  (ч. 2 разд. 2 ст.П Конституции США).

В Израиле премьер-министр вообще избирается населением одновременно с выборами депутатов парламента. Затем формирует правительство, состав которого одобряется парламентом (Кнессетом). К кандидатам на должность министров предъявляются определенные законом требования (гражданство, возраст).

 Разновидности…

 

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТеЛЬСТВА И МИНИСТРОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Ответственность правительства является одним из критериев, определяющих форму правления. Если правительство ответственно перед главой государства, то  это признак президентской республики или абсолютной монархии, если перед парламентом то это характеризует парламентскую монархию или республику.

Парламентская ответственность правительства характеризуется обычно как политическая ответственность, что отличает ее от юридической ответственности, которая наступает за правонарушение. Политическая ответственность предполагает солидарную ответственность правительства за проводимый им курс и осуществляемую управленческую деятельность.

Политическая ответственность - это отказ в доверии и вотум недоверия (резолюция порицания) за недолжную, по мнению парламента, политику. Вотум недоверия правительству может быть деструктивным и конструктивным. Последний при рассмотрении вопроса о недоверии правительству предполагает одновременно обязательное внесение и рассмотрение парламента кандидатуры нового премьер-министра. (ФРГ).

При необходимости этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашается. Это так называемая солидарная ответственность.

Что же касается ответственности за правонарушения, то в тех странах, где за членами правительства признается в той или иной мере иммунитет от судебного преследования, лишение этого иммунитета производится парламентом, после чего возможна обычная установленная законом ответственность.

Согласно классической конституционной доктрине, министры несут коллективную (солидарную) ответственность за политику и решения правительства в целом, независимо от своей позиции при голосовании, и индивидуальную ответственность за дела своего министерства, департамента. Хотя фактически индивидуальная ответственность налагается на министров главой государства или премьером (дисциплинарная ответственность), а парламентская ответственность распространена в первую очередь на премьера, который во многих странах наделен  право постановки вопроса о доверии правительству.

За преступления наступает уголовная ответственность конкретных министров, при подаче исков как к правительству, так и отдельных министров за причинение ущерба наступает гражданско-правовая ответственность.

 

9. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Определение фактического объема полномочий правительства зарубежных стран не может быть осуществлено посредством анализа самих конституционных текстов. Для этого необходимо исследовать реальную деятельность правительства. Для всех стран характерен поразительный разрыв между юридическим и фактическим статусом правительства.

В унитарных государствах конституция все исполнительные полномочия вручает главе государства, хотя фактически они всегда осуществляются правительством.

К основным функциям правительства относится:

1. Управление государственным аппаратом. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью;

2. Исполнение законов. Согласно традиционной теории правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность, заботиться о должном исполнении законов.

3. Контроль над законодательной деятельностью парламента. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям. Во-первых, правительство является главным источником законодательной инициативы. В парламентарных странах правительство является фактически единственным субъектом законодательной инициативы. Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс.

4. Нормоустанавливающая деятельность. Акты правительства можно подразделить на три основные части: - акты на основе и во исполнение парламентских законов - акты подзаконного характера; - акты по прямому или косвенному уполномочию парламента - содержат себе общие правила поведения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента, без какого бы то ни было уполномочия со стороны последнего.

5. Составление и исполнение бюджета. Составление доходной и расходной частей бюджета осуществляется различными административными ведомствами, а окончательный проект представляется на утверждение правительства министерством финансов. .

6. Осуществление внешней политики. Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, с помощью которых осуществляются внешнеполитические функции государства. Оно комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингент вооруженных сил, руководит деятельностью органов закордонной разведки, ведет международные переговоры и заключает международные договора и соглашения.

Полномочия правительства весьма велики и их осуществление даже в обычных условиях мало подвержено законодательной регламентации. В условиях же чрезвычайного положения, которое вводится прокламацией или приказом главы государства, эти полномочия приобретают жесткий характер. Поводом для введения чрезвычайного положения являются войны, забастовки, внутренние беспорядки и т.д. Условия применения правительством чрезвычайных полномочий подробно регламентируются.

Таким образом, органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются так же распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительных задач, издают нормативные акты в исполнение законов. В соответствии с этим страны тоталитарного социализма принята концепция правительства как исполнительного - распорядительного органа

 

 

 

Тема лекции 13.

«Муниципальные системы зарубежных стран»

 

1. Англосаксонская система. Особенности определения компетенции органов местного самоуправления и организации органов местного самоуправления

 

В теории права возможно выделение нескольких видов (типологий) местного самоуправления. Так, на основании степени автономии местных (территориальных) коллективов и признания «местных свобод» Р. Драго выделяет четыре типа местного управления: федерализм, самоуправление, децентрализация и централизация.[5]

Но наиболее распространена другая классификация. С точки зрения соотношений государственной и муниципальной (местной) власти в западных странах традиционно выделяются три основные модели:

1) англо-американская (ее чаще называют англосаксонской);

2) европейская континентальная;

3) иберийская.[6]

К этим моделям также добавляется система советов, действующая в социалистических государствах.

Англосаксонская система сложилась в странах, принадлежащих к системе общего права, – Австралия, Канада, Кения, США, Новая Зеландия, Ирландия и др. Для нее характерно отсутствие на местах полномочных представителей государственной власти, опекающих местные органы публичной власти.

Для рассматриваемой муниципальной системы характерно, что местные представительные органы (советы) избираются вместе с некоторыми должностными лицами сроком на три-четыре года непосредственно населением (например, в штате Иллинойс – шериф, клерк графства, казначей; налоговый инспектор, аудитор и др.).

Исполнительные коллегиальные органы общей компетенции не создаются. Их функции выполняют либо комитеты, формируемые из числа членов совета и лиц, нанимаемых по контракту, либо непосредственно население или нанимаемые менеджеры. Так, в США это деятельностью занимаются избранные должностные лица, а в Великобритании – отраслевые органы (по образованию, по строительству, по охране порядка и др.).

В тоже время некоторые авторы указывают, что «…при анализе места и роли местных органов в политической системе англосаксонских стран главный упор обычно делается на то, что они являются составной частью механизма государства. Используемый в законодательстве этих стран термин «местное управление» для обозначения организации и деятельности местных органов власти обычно указывает лишь на один из критериев их отграничения от всех других государственных органов, на их локальный характер…».[7]

Подобное утверждение требует более пристального внимания к полномочиям органов местной власти при англосаксонской системе и контролю за ними.

Особенность англосаксонской системы – четкое определение компетенции органов местного самоуправления. Местные органы власти вправе совершать только действия, определенные законом.

В США этот принцип нашел свое отражение в «правиле Диллона»,[8] согласно которому любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия трактуется судами против муниципальных корпораций и спорные положения отрицаются.[9] Учитывая данный принцип, муниципальные образования, разрабатывая свои хартии местного самоуправления, стремятся как можно подробнее зафиксировать в них свои полномочия.[10]

В Великобритании наряду с общенормативными законами о местном самоуправлении принимаются так называемые «местные» или «частные» парламентские акты, каждый из которых адресован какому-либо конкретному муниципалитету. Подобные акты обычно принимаются по инициативе муниципалитета. В настоящее время значение частных актов невелико, но они еще продолжают использоваться. Кроме того, в некоторых странах англосаксонского права деятельность местных органов власти может регулироваться и так называемыми «адоптивными» законами. Такой закон или его отдельные нормы вводятся в действие в отношении тех или иных местных органов не автоматически, а лишь по просьбе их муниципальных советов путем принятия соответствующей резолюции.[11]

Также необходимо признать, что в странах англосаксонской правовой семьи на компетенцию местных органов власти влияет и судебный прецедент – «…хотя местное управление получает свои полномочия почти исключительно  на основании писанного права (конституций штатов, статутов, распоряжений, постановлений муниципальных советов и уставов), судебное толкование законодательства играет исключительную роль в спорах по поводу местного управления…».[12]

Формы контроля и взаимодействия государственной и местно власти могут быть различными. Например, в большинстве штатов США имеются специализированные департаменты, занимающиеся вопросами местного самоуправления. К числу их функций относится сбор необходимой статистической информации, консультирование муниципальных органов по тем или иным вопросам, регистрация муниципальных правовых актов[13] и др.[14]

Однако в реальности контроль со стороны государства за деятельностью органов местного самоуправления в англосаксонской системе возможен только путем финансового и судебного контроля.

Например, в Великобритании контроль за финансовой деятельностью местной власти проявляется в деятельности аудиторов местных органов власти (они назначаются и нанимаются самими местными представительными органами власти), а также аудиторской комиссией, которая формируется государством. Обычно аудиторская комиссия состоит либо из числа чиновников, либо из профессиональных независимых аудиторов. Таким образом, государство проверяет не только законность использования денежных средств, но и их эффективность использования.

Таким образом, в целом, контроль над деятельностью местных органов в англосаксонской модели осуществляется косвенным путем.

 

2. Континентальная система. Особенности определения компетенции органов местного самоуправления и организации органов местного самоуправления

 

Традиционно считается, что данная модель возникла во Франции. Ее специфичность проявлялась в том, что именно представители королевской власти управляли местными территориями, а не избираемые самоуправляющиеся коллективы.

На сегодняшний день подобная модель функционирует в таких странах как Италия, Бельгия, Норвегия, Дания, Греция и др.

В странах с континентальной системой местного самоуправления параллельно действуют два вида органов власти на местах: назначенные представители государственной власти и избранные населением административно-территориальной единицы органы. Таким образом, главной отличительной чертой континентальной системы является сочетание выборности и назначаемости.

В качестве признаков континентальной (романо-германской) системы В.Б. Евдокимов и Я.Ю. Старцев выделяют такие черты:

1.  существуют административно-территориальные единицы, где нет самоуправления, т.е. выборных органов власти (более того, в рамках континентальной системы представительные органы власти порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателями в качестве территориальных сообществ; например, в округах и кантонах Франции они просто не создаются);

2.  в «базовых», созданных государством административно-территориальных единицах присутствует правительственный чиновник, обладающий контрольными полномочиями за местными органами власти;

3.  параллельно с администрацией самоуправляющихся сообществ на их территории действуют представители центральных министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление;

4.  неправомерные действия местных органов власти могут быть санкционированы в административном (несудебном) порядке;

5.  четко выражена тенденция к унификации статуса местных сообществ и органов управления на всей национальной территории.[15]

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют назначенные центром представители путем: подписания (утверждения) правовых актов (Греция), конституционного надзора или контроля (Франция), инспекционных поездок представителей министерств на места, согласования назначения некоторых должностных лиц и других форм.[16]

В странах с континентальной системой получил распространение принцип «негативного правового регулирования» деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с которым они вправе осуществлять все действия, не запрещенные законом.

Так, п.2 ст.28 Основного закона ФРГ 1949 г. гласит: «Общинам должно быть предоставлено право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Союзы (объединения общин) также пользуются правом самоуправления в рамках своих полномочий и в соответствии с законом…».

Данная норма в понимании Федерального конституционного суда понимается как гарантированное право коммунальных органов заниматься всеми местными делами, которые не отнесены законом к компетенции других органов управления.[17]

Несмотря на существенные различия между континентальной и англосаксонской муниципальными системами, все больше в современном мире проявляется тенденция к их сближению. На сегодняшний день можно уже говорить о возникновении неких «смешанных муниципальных систем». Например, в Индии местное самоуправление обладает признаками англосаксонской модели (что вполне естественно, учитывая влияние Британии на становление индийского конституционализма). В тоже время в Индии распространено государственное управление, проявляющее в деятельности значительного числа назначенных чиновников (а это уже характерно для континентальной модели).

 

3. Иберийская муниципальная система

 

В Испании, Португалии, Мексике, в ряде стран Латинской Америки, а также в некоторых арабских государствах (Египет, Сирия) применяется иберийская муниципальная система.

На всех уровнях избираются местные советы (избираемые населением) и главы местной администрации (самим советом или непосредственно населением), но последние утверждаются центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице.

И с одной стороны глава администрации (регидор, алькад, префект и т.п.) является представителем местной власти (является органом местного самоуправления), а с другой – представляет интересы государственной власти (так как утверждается главой государства, правительством, каким-либо иным органом центральной исполнительной власти). Его «двойственная природа» проявляется на практике в том, что он исполняет решения местного совета, с другой – контролирует местное самоуправление (право приостановления решений местных советов, обращение к центральным органам власти с вопросом о роспуске представительных органов).

Например, в Египте на низовом территориальном уровне действуют избираемые населением старосты деревень и шейхи деревенских кварталов. Они избираются гражданами, но непосредственно подчиняются министру безопасности и являются государственными служащими. Как представители государственной власти на местах, старосты и шейхи главным образом выполняют полицейские функции, контролируют обеспечение безопасности.[18]

Таким образом, при иберийской системе «…избранный глава местной администрации обладает широкими полномочиями, объединяя в своих руках публичную власть территориального коллектива (как его представитель) и государственную власть (по уполномочию государственных органов)…».[19]

 

4. система советов

 

Система советов (или система советов и исполнительных комитетов) традиционно была присуща социалистическим государствам. Но в настоящий момент данная система представляет скорее научный, чем практический интерес. Сейчас она продолжает сохраняться в той или иной форме лишь в нескольких странах, продолжающих считать себя социалистическими (Китай, Куба, КНДР, Вьетнам).

В ее основе лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия (или точнее единовластии) представительных органов – советов – на соответствующей территории.

Идеал советской модели исключает любые разногласия в осуществлении власти. И потому такой способ организации власти исключает не только разделение властей по горизонтали (т.е. на законодательную, исполнительную и судебную), но и по вертикали (т.е. по территории). Как отмечает К.В. Арановский, из-за отсутствия разногласий между местными и общегосударственными интересами отсутствует необходимость законодательно регулировать обособление местного управления от государства, средства контроля за территориями.[20]

«Советская» модель характеризуется иерархической соподчиненностью входящих в нее звеньев. Причем иерархичность начинается с низового территориального уровня, вплоть до общегосударственного. Все другие органы государства считаются производными от советов и им подчинены. Следовательно, никакой самостоятельности, автономности у органов местной власти в условиях жесткой вертикали власти – не существует.

Так, в ст.3 Конституции КНР 1982 года говорится: «Государственные органы Китайской Народной Республики применяют принцип демократического централизма. Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей разных уровней формируются через проведение демократических выборов. Они несут ответственность перед народом и находятся под его контролем. Все административные судебные и прокурорские органы государства создаются собраниями народных представителей, перед которыми они несут ответственность, и под контролем которых они находятся».

Иерархичность подобных органов можно рассмотреть опять же на примере Китая. Так, во главе государства находиться высший орган государственной власти КНР – Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП), с его постоянным органом – Постоянным Комитетом ВСНП. Далее следуют: органы власти в провинциях; городах центрального подчинения и городах с районным делением; уездах, городах, городских районах, волостях, национальных волостях и поселках. Причем статус низовых звеньев системы советов регулируется самой Конституцией Китая: раздел пятый – «Местные собрания народных представителей и местные правительства разных уровней».

Исполнительными органами местных советов обычно являются формируемые ими из своего состава исполнительные комитеты. Они действуют согласно принципу двойного подчинения: вышестоящему органу управления и соответствующему местному совету. Так, ст.146 Конституции КНДР 1972 г указывает, что «…Местные Народные комитеты работают под руководством соответствующих Народных собраний, вышестоящих Народных собраний и Народных комитетов и ответственны в своей деятельности перед ними…».

Полномочия таких органов можно рассмотреть на примере ст.143 Конституции КНДР. Она гласит: «Местные Народные комитеты обладают следующими обязанностями и полномочиями:

1.   созывают сессии Народных собраний;

2.   проводят работу для выборов депутатов в Народные собрания;

3.   ведут работу с депутатами Народных собраний;

4.   принимают меры к исполнению решений соответствующих Народных собраний и вышестоящих Народных собраний и Народных комитетов;

5.   руководят деятельностью соответствующих административно-экономических комитетов;

6.   руководят деятельностью нижестоящих Народных комитетов;

7.   осуществляют руководство деятельностью учреждений, предприятий и организаций в соответствующих районах;

8.   отменяют неоправданные решения и распоряжения соответствующих административно-экономических комитетов, нижестоящих Народных комитетов и административно-экономических комитетов и приостанавливают исполнение неоправданных решений нижестоящих Народных собраний;

9.   назначают и освобождают от должности заместителей председателя, управляющих делами и членов соответствующих административно-экономических комитетов в период между сессиями Народных собраний…».

Однако на деле советы, а уж тем более исполнительные комитеты, с большой натяжкой можно назвать властными органами. Реальная власть на местах принадлежит партийным организациям, функционирующим на различных уровнях административно-территориального деления и принимающим все важные решения.

 

 

 

 

МОДУЛЬ № 2 «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ»

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ 14.

«вЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ сша»

 

1.СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНГРЕССА США

 

Конгресс Соединённых Штатов Америки является высшим общефедеральным законодательным и представительным органом. Он построен на основе принципа бикамерализма, то есть состоит из двух палат. Верхней палатой Конгресса США является Сенат, а нижней – Палата представителей.

Каждый штат в США представлен  в верхней палате двумя сенаторами, таким образом, общее численность Сената составляет сто человек. Палата представителей в настоящее время состоит из четырёхсот тридцати пяти депутатов.

Каждая из палат американского парламента имеет свои рабочие органы. Председателем Палаты представителей является избираемый на заседании палаты из числа депутатов спикер. Председателем верхней палаты – Сената – является, по должности, Вице-президент Соединённых Штатов (голосует он лишь в том случае, если мнения сенаторов разделились поровну и требуется решить вопрос его голосом), однако, в случае отсутствия Вице-президента в Сенате, либо, исполнения им обязанностей Президента США, из числа членов данной палаты избирается временный председатель (pro tempore). Председатель Палаты представителей и временный председатель Сената, как правило, избираются партийным большинством каждой из палат Конгресса, и сами принадлежат к нему.

Другими рабочими органами палат Конгресса США являются постоянные и временные комитеты, комиссии, подкомиссии. У палат также могут быть совместно создаваемые рабочие органы: объединённые комитеты, согласительные комитеты.

Основная деятельность палат Конгресса концентрируется в рамках комитетов и иных рабочих органов, а отнюдь не в пленарных заседаниях палат.

Деятельность палат американского парламента определяется партийным большинством в каждой из них. В Сенате и Палате представителей существуют фракции партий, деятельность которых возглавляют их лидеры. Партийные фракции реализуют свою политику с помощью «рулевых комитетов», политических комитетов. Наибольшее влияние на деятельность Конгресса, конечно, оказывают партии, завоевавшие большинство в его палатах.

Обе палаты Конгресса США формируются путём прямых выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании. В Сенат жители каждого из американских штатов избирают по два представителя (в двух одномандатных округах), независимо от численности населения. Срок полномочий сенатора составляет шесть лет. Состав Сената обновляется каждые два года на одну треть. Чтобы быть избранным в Сенат Соединённых Штатов, лицо должно достичь тридцатилетнего возраста, состоять в гражданстве США не менее девяти лет, и проживать на территории того штата, от которого оно избирается представителем.

Претендовать на членство в Палате представителей может любой гражданин США со стажем гражданства не менее семи лет, проживающий в соответствующем штате (и даже, в соответствующем избирательном округе). Округа образуются пропорционально численности населения в штатах. Каждый округ является одномандатным. Срок полномочий Палаты представителей составляет два года. Помимо полноправных депутатов от населения штатов избираются представители от федерального округа Колумбия и ряда территорий, находящихся под юрисдикцией США (Пуэрто-Рико и других). Они имеют лишь право совещательного голоса в рамках работы палаты.

 

 

2. КОМПЕТЕНЦИЯ  КОНГРЕССА  США

 

Конгресс Соединённых Штатов Америки обладает обширной компетенцией. Как и многим другим парламентам стран мира, ему и его палатам присущие следующие функции: представительная, правотворческая, бюджетная, избирательная, контрольная. Компетенция палат Конгресса не является одинаковой, у них есть свои специфические полномочия, хотя, и много общего.

Представительная функция реализуется обеими палатами – Сенатом и Палатой представителей. Однако, выражена она по-разному. Если в Палате представителей депутаты представляют интересы непосредственно жителей штатов, от которых избираются, то сенаторы, хотя и избираются путём прямых выборов (то есть, опять-таки, непосредственно населением), но они, как принято считать, выражают интересы штатов как составных частей американской федерации. Прямые выборы сенаторов появились не сразу. Первоначально, Конституцией США было предусмотрено избрание представителей штатов в Конгрессе легислатурами (законодательными органами) штатов. Несмотря на то, что члены обеих палат считаются представителями соответственно населения и штатов, они обладают свободным мандатом.

Правотворчество Конгресс может осуществлять как в форме законотворчества, то есть, принятия законов, так и в других формах (принятие совместных резолюций палат, принятие каждой из палат собственного регламента). Как специальное полномочие в рамках данной функции предлагаем выделить принятий поправок к Конституции США. Круг законодательных полномочий Конгресса достаточно чётко определён в самой Конституции Соединённых Штатов  и поправках к ней путём указания на: те предметы, по которым Конгресс уполномочен принимать законы; те предметы, по которым Конгресс не вправе принимать законы, устанавливать законодательные ограничения (в основном, касается, интересов штатов); те предметы, по которым не вправе осуществлять законотворчество штаты (чтобы не ущемить законодательную власть, осуществляемую самим Конгрессом США). С течением времени, практика применения Конституции США скорректировала компетенцию Конгресса в сторону расширения его полномочий (что характерно для всего механизма государственной власти этого государства). Таким образом, в настоящее время,  круг полномочий данного органа шире за счёт так называемых «подразумеваемых полномочий», нежели тот, что был первоначально установлен Конституцией (однако, это не означает ущемления прав штатов как составных частей американской федерации).

По предмету полномочия Конгресса можно разделить на следующие группы: финансово-бюджетная сфера, торгово-экономическая сфера, сфера внешней политике и национальной обороны, сфера внутригосударственной жизни и другие. Они определены в Конституции несколько бессистемно, хаотично. Ряд полномочий Конгресса предусмотрены прямо, другие вытекают из запретов на его деятельность, третьи выработаны конституционно-правовой практикой. Так, например, в сфере внешней политики и национальной обороны Конгресс обладает полномочиями решать вопросы войны и мира, ратифицировать международные договоры и соглашения (хотя, например, за Президентом США признаётся право вести военные действия, на определённых условиях).

Бюджетная функция Конгресса США  может считаться подфункцией в рамках законотворческой функции, однако, учитывая особую важность данного вопроса для любого государства, предлагается выделить её в качестве самостоятельной. В седьмом разделе статьи первой Конституции (посвящённой статусу высшего законодательного органа США) установлено, что все законопроекты о поступлении государственных доходов исходят от Палаты представителей (однако, Сенат может предлагать к ним поправки, либо соглашаться на их внесение).

Полномочия в рамках избирательной функции присущи обеим палатам Конгресса. В случае невозможности избрания Президента и Вице-президента Соединённых Штатов в обычном порядке, в соответствии с двенадцатой поправкой к Конституции США, Президент будет избираться Палатой представителей, а Вице-президента будет избирать Сенат. Это полномочие в буквальном смысле является избирательным. Однако, Сенат, помимо вышеуказанного полномочия, обладает правом утверждать назначения Президентом должностных лиц в сфере исполнительной и судебной власти: послов и других официальных представителей, консулов, судей Верховного суда США (если только иной порядок, то есть,  без обязательного согласия Сената, не будет установлен Конгрессом в законодательном порядке).

Наконец, контрольная функция реализуется палатами Конгресса США в рамках процедуры отрешения от должности (импичмента) федеральных должностных лиц, занимающих должности в сфере исполнительной и судебной ветвей власти. Наиболее важное должностное лицо, которое может подвергнуться импичменту – Президент Соединённых Штатов Америки. В рамках контрольной функции каждая из палат обладает собственными специальными полномочиями: нижняя палата выдвигает обвинение против должностного лица, а верхняя – рассматривает дело и принимает итоговое решение по нему.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В США

 

Основным содержанием деятельности Конгресса Соединённых Штатов, безусловно, является законотворчество. Каждая из палат имеет собственный, принимаемый ею регламент.

Законопроекты могут вноситься в любую из палат, за исключением тех, кто касаются финансовых вопросов (государственных доходов). Эта разновидность законопроектов вносится в нижнюю палату – Палату представителей Конгресса. Таким образом, в рамках законодательного процесса палаты, практически, равны (за исключением вышеупомянутого требования).

В целом, законы в Конгрессе США принимаются в том же порядке, в каком и законы в иных парламентах мира, с учётом некоторых особенностей.

Законодательный процесс в американском Конгрессе состоит из следующих основных стадий: законодательная инициатива (внесение законопроекта в одну из палат); обсуждение законопроекта; принятие закона; подписание и опубликование закона.

Право законодательной инициативы принадлежит только депутатам Палаты представителей и сенаторам. Реально же, в значительном числе случаев, инициатором рассмотрения законопроекта является исполнительная власть в лице Президента США. Президентом законопроекты могут вноситься через членов Конгресса, которые состоят с ним в одной партии. Дальнейшее движение законопроекта возможно только при включении его в план законопроектной работы палаты (для этого необходимо получить одобрение определённого числа членов каждой из палат).

Обсуждение законопроекта происходит в трёх чтениях. В рамках трёх чтений законопроект сначала регистрируется и передаётся в соответствующий комитет; потом к нему предлагаются и принимаются поправки по существу; далее осуществляются редакционные правки и закон направляется на голосование.

Принятие закона заключается в голосовании по проекту в той палате, в которую он был внесён. В случае положительного решения по законопроекту, он передаётся в другую палату. При отклонении его в другой палате, применяются согласительные процедуры (создаётся специальный согласительный комитет, который готовит согласованный текст; если согласованный текст не утверждается палатами, то либо создаётся новый комитет, либо законопроект считается отвергнутым). Кроме того, палата может вносить изменения в закон, который поступает из другой палаты, а та, в свою очередь, согласиться с ними, и внести свои поправки, вернув закон последней. Рассмотрение и изменение законопроектов таким способом (методом челнока) продолжается до тех пор, пока палаты не перестанут проявлять соответствующую инициативу.

На практике подтверждается, что окончательное принятие законопроекта зависит от результатов его рассмотрения в соответствующих комитетах (одобрение, или отклонение). В комитетах концентрируется реальная законодательная деятельность.

Законопроект, принятый палатами Конгресса, передаётся для подписания и опубликования Президенту Соединённых Штатов Америки. Если Президент одобряет законопроект, то он подписывает его, и тот становится законом. В противном случае, Президент может воспользоваться правом вето и отклонить законопроект (вето носит отлагательный характер; оно может быть преодолено обеими палатами Конгресса, если за преодоление в каждой из палат выскажется не менее двух третей их членов). Если Президентом в течение десяти дней не будет дан ответ по поводу законопроекта, то он становится законом автоматически, как если бы был им подписан. Если же истёк срок текущей парламентской сессии, в этом случае, согласно принципу дисконтинуитета, процедуру законотворчества необходимо будет начать заново и снова пройти все стадии (молчание Президента по поводу законопроекта в данном случае получило название «карманного вето»).

 

4. ПРЕЗИДЕНТ США: ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯ, КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Главой государства в Соединённых Штатах Америки является Президент. Срок, в течение которого он занимает свою должность, равняется четырём годам. Президент избирается совместно с Вице-президентом.

Требования, которые предъявляются к кандидату на должность Президента, следующие: достичь тридцатипятилетнего возраста, быть гражданином Соединённых Штатов по праву рождения, прожить в США в течение четырнадцати лет. Вице-президент также должен соответствовать указанным требованиям. Помимо этого, кандидаты на две эти взаимосвязанные должности не должны быть жителями одного и того же штата. Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более двух раз на полный срок; если лицо занимало должность Президента, либо исполняло его обязанности более двух лет, оно может быть избрано на должность не более одного раза.

Президент и Вице-президент избираются путём косвенных выборов. Вначале избиратели непосредственно формируют коллегию выборщиков в числе пятисот тридцати восьми человек (численность равна числу членов Палат Конгресса США, дополнительно избираются три выборщика от федерального округа Колумбия). Первый этап проходит в ноябре выборного года. Следующим этапом является избрание выборщиками в каждом штате собственно Президента (в декабре того же года). На первом этапе применяется мажоритарная система относительного большинства, а на втором – мажоритарная система абсолютного большинства.

В том случае, если ни одному кандидату в Президенты не удалось набрать абсолютного большинства голосов выборщиков, Президента должна избрать Палата представителей, а Вице-президента должен избрать Сенат. В таком случае в Палате представителей голосование производится по штатам, представительство от каждого штата имеет один голос. Кворум составляют две трети от всех штатов; лицо, чтобы быть избранным Президентом, должно набрать большинство голосов всех штатов. В Сенате по кандидатуре Вице-президента голосование персональное, кворум составляют две трети сенаторов, для избрания лица Вице-президентом требуется также большинство голосов.

В должность избранный Президент США вступает в январе следующего за выборным года, сразу после истечения полномочий предыдущего Президента. Одна из поправок к Конституции установила правило, согласно которому, если к моменту начала срока полномочий избранного Президента наступает его смерть, Президентом становится избранный Вице-президент.

Основаниями досрочного прекращения полномочий Президента США являются: отстранение от должности (путём процедуры импичмента), смерть, отставка. Во всех указанных случаях Президентом становится Вице-президент. Когда становится вакантной должность Вице-президента, его назначает Президент (в должность Вице-президент вступит после утверждения его большинством обеих палат Конгресса). В США разработан чёткий механизм замещения должности Президента в случае досрочного прекращения его полномочий.

Помимо досрочного прекращения полномочий главы американского государства, возможна ситуация, когда Президент не в состоянии их осуществлять (на этот период их исполняет Вице-президент). Передача полномочий Вице-президенту происходит на основании письменного заявления Президента, Вице-президента, иных должностных лиц в сфере исполнительной власти. Данное заявление адресуется палатам Конгресса США. Возобновление исполнения полномочий самим Президентом также происходит на основании такого письменного обращения к Конгрессу. Если Президент обращается с заявлением возобновить исполнение своих полномочий, а Вице-президент (либо иные должностные лица исполнительной власти) обратится к американскому парламенту с обращением противоположного содержания (утверждающего, что глава государства не в состоянии осуществлять принадлежащие ему полномочия), то окончательное решение по данному вопросу принимает Конгресс.

Конституция Соединённых Штатов определяет Президента как носителя исполнительной власти, главнокомандующего армией, флотом и милицией штатов. Его полномочия развивались на протяжении всей истории американского государства. Президент осуществляет государственной управление с помощью системы органов исполнительной власти (администрации Президента). Он назначает должностных лиц в сфере исполнительной и судебной власти. Освобождает от должности лиц в сфере исполнительной власти. В рамках своих полномочий Президент издаёт различные акты (исполнительные приказы и другие). Президент участвует в законотворческом процессе (однако, не обладает правом роспуска ни одной из палат американского парламента). Он представляет государство во внешних сношениях и внутри страны. Президент обладает полномочиями во внешнеполитической и военной сферах. Кроме того, ряд полномочий носит и чрезвычайный характер (объявление чрезвычайного положения, направление войск за пределы США). В целом, его статус схож со статусом глав иных государств. Представляется, что специфика его положения определяется тем, что он сочетает в себе статус главы государства и главы (носителя исполнительной власти).



[1] См.: Законотворчество в Российской Федерации / под ред. А.С.Пигол­кина. – М., 2000. – С. 17-20; Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. – М., 2000. – С. 53-54.

[2] Хотя в литературе присутствует и другая точка зрения, сводящая законодательный процесс к процедурной деятельности, а законотворческий процесс отличается созидательным началом анализируемой деятельности См.: Правотворческая деятельность субъектов РФ. Теория. Практика. Методика. – Екатеринбург, 2001. – С. 72-73.

[3]  См.: Маклаков В.В. Указ. раб.  С. 638-640.

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран . М., 2007. С. 304-305.

[5] См.: Драго, Р. Административная наука / Р. Драго. – М., 1982. – С.125.

[6] См. например: Чиркин, В.Е Современные модели местного самоуправления / В.Е. Чиркин // Российский юридический журнал. – 1995. – №3.

[7] Евдокимов, В.Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В.Б. Евдокимов, Я.Ю. Старцев. – М., 2001. – С.42-43.

[8] Считается, что это правило было сформулировано в 1868 г. верховный судьей штата Айова Дж. Диллоном – «…муниципальные корпорации обязаны своим созданием и извлекают все свои права и полномочия от легислатур штатов…». Dillon, J. Commentaries on the Law of Municipal Corporations / J. Dillon. – Boston, 1991. – P.154.

[9] См.: Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). – М., 1994. – С.21.

[10] Так, Г.В. Барабашев в качестве сравнения приводит данные: хартия г. Филадельфия содержит более 320 статей, а хартия г. Нью-Йорка – 52 главы и 4454 параграфа. См.: Барабашев, Г.В. О хартиях местного самоуправления в США / Г.В. Барабашев // Государство и право. – 1994. – №5.

[11] См.: Черкасов, А.И. Местное управление и самоуправление: конституционные модели / А.И. Черкасов // Сравнительное конституционное право : учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.414.

[12] Valente, W.D. Local Government Law / W.D. Valente. – St.Paul., 1987. – P.14. Цит. по: Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие / К.В. Арановский. – М., 2000. – С.478.

[13] «….Заверенные копии принятой или пересмотренной хартии… подписываются клерком или секретарем города или тауна. Одна заверенная копия передается для регистрации в канцелярию секретаря Республики… Все суды могут принимать к рассмотрению хартии и поправки к хартиям городов и таунов…». См.: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. – М., 1993. – С.91.

[14] См.: Черкасов, А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика / А.И. Черкасов. – М., 1998. – С.213.

[15] См.: Евдокимов, В.Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В.Б. Евдокимов, Я.Ю. Старцев. – М., 2001. – С.121.

[16] См. подробнее о формах контроля: Чиркин, В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2008. – №8.

[17] См.: Тимофеев, Н.С. Коммунальное право ФРГ / Н.С. Тимофеев. – М., 1982. – С.60.

[18] См.: Граф, И.В.Основные системы местного самоуправления в зарубежных странах / И.В. Граф //Муниципальное право России: учебник / отв. ред. Г.Н. Чеботарев. – М., 2005.

[19] Чиркин, В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М., 1997. – С.337.

[20] См.: Арановский, К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие / К.В. Арановский. – М., 2000. – С.472.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!