Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"»

/ Конституционное право
Контрольная, 

Оглавление

Тема лекции 5.

«Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в зарубежных странах»

 

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

 

В самом общем виде конституционные права и свободы можно определить как меру возможно поведения человека и гражданина, предусмотренную рамками конституции. 

Конституционные права и свободы характеризуются следующими признаками: 

1.  особый источник – конституция;

2.  они являются основными, т.е. важнейшими, относятся к самым главным потребностям личности;

3.  конституционные права и свободы обладают учредительным характером, т.е. являются базовыми для отраслевых прав и свобод;

4.  повышенная охрана; во многом это обуславливается тем, что эти права и свободы содержатся в источнике, подлежащем особой правовой охране.

Различные науки (философия, теория государства и права и др.) пытались развести категории «право» и «свобода». В конституционно-правовом отношении «право» и «свобода» тесно переплетаются и зачастую не разграничиваются. Так, ч.1 ст.11 Основного закона ФРГ 1949 г. свободу передвижения называет «свободой», а ч.2 этой же статьи определяет ее как «право».

С точки зрения В.В. Маклакова, «право» есть закрепленная возможность индивида действовать определенным образом или сохранять определенное отношение. Термин «свобода» представляется как выбор деятельности в какой-либо сфере. Если «право» предполагает достаточно четко обозначенного обладателя провозглашенного права, то «свобода» –наличие неопределенного числа обладателей.[1]

Существует два основных способа конституционного формирования прав и свобод:

1. позитивный устанавливается, что субъект обладает определённым правом.

Это самый распространенный способ. Конституция Азербайджанской Республики 1995 г. гласит: «Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы» (ч.2. ст.35).

2. негативный представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу.

Очень часто негативное регулирование осуществляется словами «никто», «никому» и т.п. Например, «Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению» (ч.2 ст.24 Конституции Республики Молдова 1994 г.).

Дифференциация прав и свобод зачастую весьма условна, что связано с нередкой принадлежностью одного и того же права (свободы) к нескольким классификационным группам.

В зависимости от субъекта обладания правом выделяют:

-    права человека;

-    права гражданина (подданного);

Права человека проистекают из естественного права, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми; принадлежат каждому человеку в силу его биологического происхождения. К таковым относятся – право на жизнь, достоинство личности и др. Права гражданина являются порождением позитивного права, проистекают из связи между личностью и государством (монархом). К числу таких прав относятся – право избирать и быть избранным, иные политические права. Подобное деление прав и свобод зачастую приводит к выделению естественных (принадлежащие человеку в силу факта рождения) и позитивных (предоставляемые государством) прав.

По форме осуществления права и свободы делятся на:

-    индивидуальные;

-    коллективные.

Индивидуальные права (право на жизнь) осуществляются каждым человеком самостоятельно, в то время как коллективные (право на объединение) лишь при участии иных членов общества. Следует добавить, что многие индивидуальные права могут осуществляться коллективно.

«... дихотомия индивидуальные права – коллективные права не совсем точна, потому что не всякую общность и даже не всякую организацию (ее человеческий субстрат) можно считать коллективом... Поэтому от индивидуальных прав следует отличать групповые права, а коллективные права суть вид групповых».[2]

По степени абсолютизации выделяют:

-    абсолютные права (абсолютно основные; исходные; фундаментальные; незыблемые; обладающие полным и абсолютным иммунитетом);

-    относительные (относительно основные).

Абсолютные (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) права не подлежат ограничению ни при каких условиях. Таких прав не так уж и много — например, достоинство личности. Ведь даже право на жизнь ограничено в странах, применяющих смертную казнь, и т.д.

Международное право к числу абсолютных прав относит те, которые не подлежат приостановлению и ограничению в условиях чрезвычайного положения (ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). К числу таких прав отнесено: право на жизнь, право на признание правосубъектности и др.

В ряде государств с учетом национальных особенностей конституционно предусмотрены и некоторые иные права и свободы, которые не могут быть ограничены. В частности: свобода наук и искусства (Турция); доступ к всемирным и национальным культурным ценностям (Румыния); запрет общей конфискации (Люксембург); право на достойный образ жизни (Кипр) и др.[3]

Права можно различать по времени возникновения. Так появилось понятие «поколения прав человека».

Первым поколением признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы законодательстве демократических государств, - право на свободу мысли, совести и религии и др.

Второе поколение прав человека возникает со второй волной конституций. В эту группу прав входят социальные, экономические и культурные права.

В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Некоторые авторы называют их правами народов: право на мир, на здоровую окружающую среду и др. Зачастую такие права являются коллективными.

В современных теориях прав человека наблюдается тенденция относить к новому поколению такие права, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (право на отличие, право на тишину и покой и др.), а также ряд коллективных прав (право на солидарность и на общение).

Кроме того, имеет место быть точка зрения о возможности выделения еще одного поколения прав человека. Так, О.Ю. Малинова предполагает, что «…возможно, на горизонте – пятое или шестое поколение прав...». Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой – каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты новых прав со старыми, в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.[4]

Классифицировать прав и свободы, а равно и обязанности, можно на:

-    основные;

-    дополнительные.

Последние производны от первых и конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него, суть одно из его проявлений.

Но наибольшее значение имеет традиционная классификация соответствующих прав, свобод и обязанностей по содержанию на личные (гражданские), политические, социально-экономические, духовно-культурные.

Личные (гражданские) права и свободы относятся к естественным, неотъемлемым правам человека. К числу таковых относятся: достоинство личности; право на жизнь; свобода и неприкосновенность личности и др.

Политические права предоставляют гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Политическими правами являются свобода союзов и ассоциаций; свобода демонстраций и собраний, печати, радио и телевидения, право на участие в отправлении правосудия.

Экономические (право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности), социальные (трудовые права, право на социальное обеспечение) и культурные (свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований) права являются возможностями каждого человека, имеющимися в указанных сферах.

 

2. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Личные права и свободы традиционно являются естественными, неотъемлемыми правами. Будучи самыми главными для любого человека, они распространяются не только лишь на граждан государства, но и на иные категории лиц. Данные права предоставляются человеку в силу того, что он является личностью, вне зависимости от иных факторов социального положения, происхождения и т.п.

Рассмотрим основные личные права человека.

Право на жизнь. Это право провозглашается многими международными правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира.

Никто не может быть произвольно лишен жизни. Юридически право на жизнь означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда. Правда, во многих государствах смертная казнь запрещена либо на нее введен мораторий. Так, Дополнительный протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятый Советом Европы в 1983 г., призвал государств-участников отказаться от смертной казни.

Однако, существуют экстраординарные случаи ограничения права на жизнь, например, в случае необходимой обороны или крайней необходимости и т.п. В некоторых государствах разрешена эвтаназия (Нидерланды), подобный подход объясняется тем, что в конституциях закрепляется право, а не обязанность на жизнь. Даже в международных актах допускается лишение жизни человека – в случае ведения военных действий.

Аборт не считается лишением жизни, хотя в некоторых странах из конституционного права на жизнь сделаны выводы о запрещении абортов и об охране жизни еще до рождения (Словакия, Ирландия; в клерикальных государствах вопрос об абортах решается на основе религиозных норм).

С правом на жизнь тесно связана проблема клонирования. На сегодняшний день конституционное законодательство многих государств запретило клонирование человека.

Также сложно и неоднозначно во всех странах решается вопрос о моменте возникновения права на жизнь, о начале жизни человека – с момента зачатия или с момента рождения.

С правом на жизнь тесно связана и внешняя политика государства. Подобное связано с тем, что право на жизнь влечет мирную политику государства, отказ от войны, создания вооруженных сил. Ярким тому примером служит ст.9 действующей Конституции Японии.

Достоинство личности. Это право человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других; данное право предполагает как уважение к личности со стороны окружающих, так и уважение «самого себя, к самому себе».

Уже в Международном пакте о гражданских и политических правах (преамбула) говорится о присущем человеческой личности достоинстве.

Данное право предполагает запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Достоинство личности тесно связано с иными личными правами, в первую очередь правом на жизнь, И в отличие от иных прав достоинство личности однозначно является абсолютным правом.

Время возникновения и прекращения данного права у личности отличается от других прав, например, права на жизнь. Достоинство личности охраняется законодательством многих государств и после смерти человека.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для других людей и самого государства. Ограничение свободы допускается только на основе законодательства.

Право на свободу и личную неприкосновенность тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством ряда государств, где запрещены произвольные, необоснованные задержания и арест лица. Однако, как известно, ряд государств (США, Великобритания) в целях борьбы с терроризмом приняли ряд актов, расширивших возможность ограничения данного права человека. Возможны и иные формы судебного ограничения свободы и личной неприкосновенности (содержание в медицинском учреждении лица с психическим заболеванием по судебному решению и др.).

Такое ограничение рассматриваемого права как рабство (работорговля) признаны незаконными не только в национальном законодательстве многим стран, но и международным правом.

Неприкосновенность частной жизни и жилища. Конституции многих государств закрепляют, что каждый имеет право на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Все это в целом составляет неприкосновенность частной жизни.

Неприкосновенность частной жизни тесно связано и с неприкосновенностью жилища. Без воли проживающих в жилище лиц, доступ в него возможен лишь при определенных условиях - в первую очередь судебное решение.

Закрепление данных прав в большинстве демократических государств именно на конституционном уровне является стремлением создать противовес тоталитарному обществу, оградить от подобных режимов демократический уклад общества. Однако, последние события (11 сентября 2001 г. и др.) вынудили даже такое государство как США, славящееся возведением неприкосновенности частной жизни в абсолют,[5] к принятию ряда законов ограничивающих неприкосновенность частной жизни и жилища.

Многие страны (Россия, Португалия и др.) установили на конституционном уровне требование обеспечить каждому человеку доступ к той информации, которая была собрана в их отношении органами государственной власти или иными субъектами.

Неприкосновенность частной жизни во многом является важным доводом противников введения биометрических паспортов либо иных документов со статистическими данными.

Свобода передвижений. Данное право обычно предполагает возможность лица находиться в любой части государства. Однако, почти все страны устанавливают ряд ограничений (в том числе и на основе международных норм) либо для конкретных категорий лиц (например, для иностранцев) либо для всех – в зонах военного и чрезвычайного положения, приграничных территориях и т.п.

Свобода совести и вероисповедания. В первую очередь необходимо помнить, что данная формула, содержащаяся во многих конституциях (в том числе и российской), предполагает разные права. При этом свобода совести более широкое право, включающее в себя и возможность исповедовать любую религию и атеистические воззрения.

Несмотря на то, что подобные права обычно имеют место в светских государствах, некоторые страны, закрепляя свободу совести и вероисповедания, устанавливают государственную религию.

Например, статья 13 Конституции Болгарии 1991 г. устанавливает: «1. Вероисповедание свободно. 2. Религиозные учреждения отделены от государства. 3. Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание...». А часть 1 статьи 3 Конституции Греции 1975 г. гласит, что «... 1.Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой...».

Подобное право обычно отсутствует в конституциях стран исламского фундаментализма, что связано с клерикальным характером государства.

Свобода мысли и слова. Данное право является одновременно и личным, и политическим правом. Оно гарантирует каждому человеку возможность свободно выражать все свои мнения, убеждения, размышления. Традиционно это право дополняется еще свободой печати и информации. Цензура в современных развитых государствах подлежит запрету.

Например, статья 21 Конституции Италии 1947 г. гласит: «Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым иным способом их распространения. Печать не может подлежать разрешению или цензуре...».

Данное право подлежит ограничению с целью сохранения сложившихся устоев в обществе, организации государства. Многие государства ограничивают свободу слова в рамках охраны государственной и общественной безопасности, нравственности населения, недопущения пропаганды или агитации расового, национального и иного превосходства.

Также традиционно законодательством устанавливается ответственность за такие уголовно-наказуемые деяния как – клевета, оскорбление и т.п.

В конституциях могут закрепляться и иные личные права – право на определение национальной принадлежности, свободу выбора места жительства, право на брак и др.

 

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Политические права традиционно характеризуют личность не с биологической точки зрения, а как субъекта управления обществом и государством. Вот почему политические права непосредственно связаны с тем, какая связь существует между человеком, обществом и государством. И наиболее распространенным среди политических прав является право на участие в управлении государством (обществом), которое словесно может выражаться различными способами и конкретизироваться в ряде других политических прав.

Следует помнить, что не для всех конституций характерно обширное количество политических прав. Так, особенностью арабских конституций является довольно незначительно конституционное регулирование политических прав и свобод граждан, что объясняется общим уровнем развития политических систем, отсутствием прочных демократических традиций, сильными тенденциями авторитаризма в государственном управлении, отсутствием закрепленных прав легальной политической оппозиции и т.д.[6]

Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций. Данное право предусматривает возможность граждан создавать профсоюзы, политические партии, общественные объединения, участвовать в их деятельности.

В тоже время свобода деятельности таких объединений граждан не является абсолютной. Например, деятельность определенных из них может быть запрещена или ограничена. Так, Основной закон ФРГ 1949 г. устанавливает, что: «...Партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, неконституционны...» (ч.2 ст.21). А п.ХII Переходных и заключительных постановлений Конституции Италии 1947 г. запрещает восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии.

Свобода проведения публичных мероприятий. Суть данного права предусматривает возможность граждан участвовать в различных формах публичных мероприятий – собраниях, манифестациях, митингах, шествиях, демонстрациях и др.

Конституции различных стран могут предусматривать уведомительный или разрешительный порядок проведения публичных мероприятий.

Конституционным законодательством отдельных стран могут устанавливаться некоторые ограничения свободы проведения публичных мероприятий – по месту и времени проведения, количеству участников и т.п. Так, ст. 8 Основного закона ФРГ 1949 г. устанавливает, что все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного заявления или разрешения, но для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основе закона.

Избирательное право. Избирательные права не редко называют базисом политических прав. В зависимости от формы участия граждан в выборах можно выделить: активное избирательное право и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право – это субъективное право личности обладать решающим голосом при формировании органов публичной власти. Данное право предоставляет гражданину возможность не только голосовать за кандидата, который ему симпатичен, расставлять преференции, но и голосовать против всех кандидатов. Категория лиц, которым принадлежит активное избирательное право, определяется рядом избирательных цензов: возрастным, цензом оседлости и т.д. Практически во всех странах обладание избирательным правом связано с наличием гражданства (подданства) у лица. Однако, в последние годы многие страны предоставляют избирательные права и некоторым «негражданам».

Пассивное избирательное право - это субъективное право личности быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для обладания пассивным избирательным правом требуется отвечать более высоким требованиям, чем для активного: более высоким возрастным цензом, моральными цензами, не занимать определенные должности (должностной ценз и ценз несовместимости) и т.д.

Право на обращения (петиции). Данное право представляет гражданам возможность обраться к представителям власти с коллективными или индивидуальными жалобами, предложениями, пожеланиями и т.п. Например, ст.29 Конституции Испании 1978 г. устанавливает, что «...Все испанцы имеют право на подачу индивидуальных и коллективных петиций в письменном виде, в форме и целях, устанавливаемых законом...».

Право на обращение может принадлежать не только лишь гражданам, но и иным категориям лиц. В тоже время в некоторых случаях оно, наоборот, ограничено по субъектам. Так, уже упоминаемая ст.29 Конституции Испании, гласит, что «... Лица, служащие в вооруженных силах или военных учреждениях или корпорациях, подчиняющихся военной дисциплине, могут осуществлять это право только в индивидуальном порядке и в соответствии со специальным законодательством...». А ст.63 Конституции Египта 1971 г. закрепляет возможность коллективных обращений лишь от юридических лиц и государственных организаций.

Право на участие в отправлении правосудия. Данное право является одной из форм проявления права на участие в управлении государством (обществом). Участие в отправлении правосудия возможно в различных формах – в качестве судьи, присяжного заседателя, народного заседателя и т.п.

Конституционное законодательство зарубежных стран знает и иные политические права - право на равный доступ к государственной службе, свобода массовой информации, право на сопротивление угнетению (насилию) и др.

 

4.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Экономические права имеют важное значение для любого человека. Они призваны обеспечить жизненные (материальные) потребности лица, гарантировать ему возможность реализации многих других прав и свобод. Эта группа прав регулирует отношения, возникающие между индивидами, государством и иными субъектами в экономической сфере.

Право частной собственности. Это право является базисом всех экономических отношений не только в капиталистических государствах. Без признания государством (и соответственно защиты со стороны государства) права частной собственности нельзя вести речь о рыночной экономике, развитом гражданском обществе.

Закрепленное в конституциях большинства стран мира, право частной собственности предполагает возможность безграничного пользования, владения и распоряжения собственностью.

Но в тоже время данное право не является абсолютным. И если для социалистических государств нивелирование (даже полное отрицание) частной собственности вполне закономерное явление, то ряд демократических стран ограничивают право частной собственности в рамках общественных (государственных) интересов. Некоторые конституции даже увязывают право частной собственности с формулой – «собственность обязывает».

Например, ст.14 Основного закона ФРГ гласит, что: «...Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить общему благу. ... Отчуждение собственности допускается только для общего блага. Оно может производиться только законом или на основе закона, регулирующего вид и размеры возмещения. Возмещение должно определяться со справедливым учетом общих интересов и интересов сторон. В случае споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в судах общей юрисдикции...».

А ст.13 Конституции Украины 1996 г. устанавливает: «...Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу...». Как указывает А.Г. Мучник, «...Это конституционное положение совершенно очевидно согласуется со знаменитым определением свободы, содержащимся в статье 4 Декларации прав человека и гражданина: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому»... ».[7]

Кроме того, государство может устанавливать запрет на некоторые объекты собственности – ядерное оружие, отравляющие вещества и т.п.

Неизменным атрибутом права частной собственности является закрепление права наследования, которое можно считать своего рода гарантией рассматриваемого права.

Свобода экономической деятельности (предпринимательства, хозяйственной инициативы). Данное право гарантирует каждому заниматься любой экономической деятельностью, включая предпринимательскую. Некоторые исследователи (М.В. Баглай) полагают, что данное право можно отнести также и к числу личных прав.

Несмотря на то, что рассматриваемая свобода зачастую обладает обширными гарантиями со стороны государства, она не является абсолютной. Многие государства устанавливают запрещенные виды деятельности (производство наркотиков, торговля оружие и т.п.) или лицензируемые, создают ограничения в сфере конкурентоспособности, монополизации, экспорта, импорта и др.

Так, ст.41 Конституции Италии 1947 г. устанавливает, что: «...Частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или образом, причиняющим ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству. Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях...».

Право на жилище. Данное экономическое (и социальное) право появилось в конституциях последнего поколения. Данное право предполагает возможность каждому иметь, приобретать жилище. Малоимущим и другим нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно либо за низкую, доступную цену. В действующем законодательстве государство стремится прописать гарантии лиц, обладающих жильем, поощрить строительство и приобретение жилья.

Право на жилище предполагает и наличие определенных требований к жилищу, которое предоставляется лицу. Так, ст.47 Конституции Испании 1978 г. устанавливает, что «...Все испанцы имеют право на пользование благоустроенным жильем...».

Конституции зарубежных стран закрепляют и иные экономические права – защита прав потребителя, право создания объединений граждан в целях защиты экономических прав и др.

В целом следует признать точку зрения, что социально-экономические права обладают такими особенностями как:

-    распространенность на определенную – социально-экономическую – область жизни человека;

-    допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «удовлетворительное существование»);

-    зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов.[8]

 

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Социальные права относятся ко второму поколению прав человека. Их подлинная реализация зачастую непосредственно связана с экономическими (материальными) возможности государства.

Несмотря на то, что почти все современные конституции содержат положения по социальным вопросам, А. Бланкенагель выделяет несколько проблем, присущих всем социальным правам:

1.  Проблема финансирования (имеющиеся финансовые ресурсы являются абсолютной границей осуществления социальных прав).

2.  Проблема демократии и принципа разделения властей (что связано с вопросом распределения бюджетных средств на осуществление социальных прав).

3.  Проблема социального уравнивания (оно подразумевает меры  по поддержке слабых, но также и большую нагрузку на социально сильных).

4.  Проблема требования социальной гарантии обеспечения каждому индивидууму достойного человека существования (система социального страхования основана на структурных особенностях общества, и в случае их изменения должна меняться вся система; например, пенсионная система не может функционировать в условиях снижения рождаемости.

5. Проблема определения социальной справедливости.[9]

Право на социальное обеспечение. Данное право является самым распространенным среди социальных прав, имеет место в том или ином виде во многих современных конституциях. В первую очередь, речь идет о социальных государствах (ФРГ и др.).

Право на социальную помощь включает в себя различные социальные выплаты, пенсии и др., которые выплачиваются государством в случае инвалидности, достижения пенсионного возраста и т.п.

Как указывает A.M. Арбузкин, в современном государстве система социального обеспечения охватывает и такие категории граждан, которые прежде были исключены из этой системы. В частности, он ссылается на те зарубежные страны, где легализована проституция (Нидерланды, Франция, Италия и др.), на эту категорию «занятых» распространена система социального страхования.[10]

Трудовые права. Это одно из самых «разнообразных» прав в конституциях зарубежных стран. Зачастую это право относится к числу не социальных, а экономических прав.

Это право включает: возможность выбора труда, защиту от безработицы, равное вознаграждение за работу, свободу труда и некоторых случаях запрещение принудительного труда, право на отдых, охрана труда и др.

В некоторых странах устанавливается конституционная обязанность трудится.

Право на забастовку (право на трудовой конфликт) является одной из гарантий должного обеспечения трудовых прав. В тоже время конституции стараются прописать и иные способы разрешения трудовых споров. Так, ст.28 Конституции Швейцарии 1999 г. гласит, что: «...Споры подлежат разрешению по возможности через переговоры или посредничество... Забастовка и локаут допустимы, если они касаются трудовых отношений и если этому не препятствуют обязательства сохранять мир в трудовых отношениях или вести переговоры об улаживании конфликта .... Закон может запретить забастовку определенным категориям лиц...».

В целом права на забастовку, объединение в профсоюзы, заключение коллективных трудовых договоров и т.п. можно считать и политическими (особенно учитывая роль профсоюзов в политической системе государства).

Социалистические конституции традиционно не указывают права на забастовку. Как полагает В.Е. Чиркин, теоретически считается, что трудящиеся, которым принадлежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собственность, не будут бастовать против самих себя.[11]

В целом же обычно трудовые права детализируются в трудовых кодексах (Тунис, Алжир, Египет) или специальных законах о труде (Ливия, Судан).

Охрана здоровья. Социальное государство не просто обеспечивает медицинскую помощь личности. Иногда на конституционном уровне провозглашается бесплатная медицинская помощь. Однако, таких стран немного (например, ряд социалистических государств). В некоторых государствах существует страховая медицина (ФРГ, Франция), а в ряде стран сочетается как страховая, так и государственная (бесплатная) медицина (Италия, Болгария).

Право на охрану здоровья гарантируется государством в различных формах. Например, ст.54 Конституции Йеменской Республики 1991 г. гласит: «Все граждане имеют право на охрану здоровья, и государство гарантирует осуществление этого права путем строительства различных больниц и других учреждений здравоохранения и расширения объема их деятельности. Закон регулирует организацию подготовки медицинских профессий, расширение бесплатных услуг по охране здоровья, а также расширение медицинских знаний среди населения».

В теории и практике сложилось мнение, что «... право на охрану здоровья может быть истолковано как в узком, так и в широком понимании. В первом случае конституция дает право требования бесплатного медицинского лечения и ухода только тем, кто сам не может нести связанные с лечением затраты. Бесплатное лечение и уход для всех, в том числе и для обеспеченных граждан, – это привилегия, возможная только в благосостоятельном государстве...».[12]

Право на образование.[13] Право на образование обеспечивает возможность человека достигнуть определенного уровня развития. Получив закрепление на международном уровне, право на образование вошло в текст многих конституций. Но это право обычно предоставляется не всем. Государство не в состоянии обеспечить каждому человеку полное, всестороннее образование. Обычно речь идет об определенном уровне образования, которое должен получить каждый гражданин.

Например, ст.26 Конституции Японии 1946 г. устанавливает: «...Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями и в порядке, предусмотренном законом. Все должны, в соответствии с законом, обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно...».

Таким образом, мы видим, что зачастую государство устанавливает обязанность лиц, заботящихся о детях, обеспечить последних соответствующим образованием. Подобное положение содержится в конституциях многих стран. В тоже время некоторые государства предоставляют в этом вопросе относительную свободу родителям и опекунам. Так, ст.76 Конституции Дании гласит, что: «...Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы...».

В ряде демократических стран конституции провозглашают не только право родителей на выбор форм и способов обучения своих детей, но и закрепляется право на академическую свободу. Право на академическую свободу предполагает наличие в гражданском обществе идеологического и политического плюрализма. Оно является своего рода неотъемлемой частью свободы мысли и слова, права на поиск и распространение информации и т.п.

В тоже время социалистические государства всецело стремятся поддерживать получение образования своими гражданами. Согласно ст.47 Конституции КНДР 1972 г. государство бесплатно обучает всех учащихся и выплачивает студентам вузов и техникумов стипендии, а ст. 73 указывает на обеспечение данного права передовой системой просвещения и народными мероприятиями государства в области образования.

Конституционное право зарубежных стран знает и иные социальные права – государственная охрана и опека материнства, отцовства и детства; равноправие супругов в семье и др.

 

6. КУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Культурные и экологические права человека и гражданина зачастую относятся к правам последнего поколения. Но в современном мире они приобретают все большее значение.

Право на благоприятную окружающую среду.[14] Данное право стало особенно актуальным в последние годы, что обуславливается высоким уровнем развития промышленности, негативным воздействием на окружающую среду. Оно получило свое закрепление в ряде международно-правовых актов (Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Протокол к Американскому соглашению по экономическим, социальным и культурным правам человека 1969 г. и др.). Считается, что на внутригосударственном уровне это право было закреплено в Испании в 1978 г.

Многие государства устанавливают право каждого на доступ к информации о состоянии окружающей среды, право собирать сведения о подлинном ее состоянии. Кроме того, тексты конституций содержат гарантию на возмещение ущерба, нанесенного здоровью и имуществу человека в связи с экологическим правонарушением.

В тоже время не все государства достигли такого уровня развития, при котором жизненно необходимо закрепление подобного права. Так, М.А. Сапронова отмечает, что в арабских странах это право закреплено только Конституцией Ирака 2005 г., которая в ст.33 закрепляет право каждого «жить в благоприятной окружающей среде», и государство гарантирует «защиту и сохранение экологии и биологического разнообразия».[15]

Свобода творчества. Свобода творчества предполагает возможность человека создавать произведения искусства и науки, «Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью».[16]

Таким образом, свободу творчества можно рассматривать как некое проявление свободы мысли и слова. Конституция Казахстана 1995 г. ст.20: «Свобода слова и творчества гарантируется...».

Свобода творчества имеет непосредственное отношение к авторскому, интеллектуальному праву. Так, Конституция Молдовы 1994 г. гласит: «...Свобода художественного и научного творчества гарантируется. Творчество не подвергается цензуре ... Право граждан на интеллектуальную собственность, их материальные и моральные интересы, возникающие в связи с различными видами интеллектуального творчества, охраняются законом...» (ст. 33). Авторское право справедливо признается главной гарантией конституционной свободы творчества.

Несмотря на возможность создавать любые произведения, свобода творчества не является абсолютным правом. Ее ограничения могут быть связаны с государственной политикой, религиозными догмами и т.п.

Например, можно вспомнить Конституцию КНДР 1972 г., ст.50 которой гласит, что «Государство устанавливает принцип чучхе в научно-исследовательской работе...». Или можно вспомнить какие социальные и правовые последствия в мусульманских странах повлекло написание и издание британским писателем Ахмедом Салманом Рушди романа «Сатанинские стихи» (The Satanic Verses) в 1988 г.

Доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует каждому не только свободно заниматься творчеством, но и иметь возможность лицезреть уже имеющие произведения искусства. Каждый человек должен иметь право на различное участие в культурной жизни. Так, ст.40 Конституции Азербайджана 1995 г. устанавливает, что каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, использовать культурные учреждения и культурные ценности.

Перечень того, что может относиться к культурным ценностям, содержится, в частности, в Европейской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей (ETS 119) 1985 г.: картины, живопись и рисунки ручной работы на любой основе и с использованием любых материалов, имеющие важное значение для художественной, исторической, археологической, научной и других областей культуры; предметы мебели, гобелены, ковры и одежда более чем столетней давности; предметы, связанные с важными национальными событиями; и др.

Конституционно-правовая практика зарубежных стран знает и иные культурные и экологические права.

 

7. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Обязанности являются одним из элементов правового статуса личности наряду с правами и свободами. Если конституционные права и свободы можно определить как меру возможно поведения человека и гражданина, то конституционные обязанности являют собою меру должного поведения, предусмотренную рамками конституции.

Обязанности, прописанные в конституциях, можно разделить на различные категории.

Например, М.В. Баглай пишет об обязанностях, нарушение которых влечет наказание (соблюдение законов, уплата налогов и др.), и обязанностях, которые лишь отражают социальные предписания, не связанные с каким-либо принуждением (забота о свое здоровье (Уругвай) и др.).[17] Некоторые допускают классификацию обязанностей на: обязанности перед государством и обязанности перед обществом.

Однако наиболее распространенным является деление конституционных обязанностей на обязанности человека и обязанности гражданина. Первые относятся ко всем лицам, находящимся на территории соответствующего государства. Вторые же проистекают из связи между человеком и государством и распространяются только лишь на граждан (подданных).

Рассмотрим некоторые основные конституционные обязанности.

Соблюдение прав и свобод других лиц. Эта первейшая обязанность проистекает из взаимозависимости и взаимообусловленности прав и обязанностей. Любое право человека порождает корреспондирующую другому лицу обязанность соблюдать это право. Так, ст. 12 Конституции Турции 1982 г. развивает данную формулу: «...Основные права и свободы подразумевают также обязанности и ответственность гражданина перед обществом, его семьей и другими лицами...».

Соблюдение конституции и законодательства. Закрепление данной обязанности связано с необходимостью поддержания правопорядка на территории государства. Эта обязанность распространяется на все категории лиц, пребывающие в стране.

Обязанность трудиться. На сегодняшний день данная обязанность закреплена в конституциях многих стран мира (Китай, Япония, Турция, Куба и др.). Однако во многих странах она является формальной, не влечет соответствующего наказания за неисполнение.

В частности, можно сравнить формулировки конституционных текстов. Так, Конституция Японии 1946 г. гласит: «Все имеют право на труд и обязаны трудиться» (ст.27). В то время как ст. 83 Конституции КНДР 1972 г. устанавливает, что «...труд является священным долгом и делом чести гражданина. Граждане обязаны сознательно и добросовестно участвовать в труде, строго соблюдать трудовую дисциплину и рабочее время...».

Воинская обязанность. Эта обязанность гражданина неизменно связана с обязанностью защиты родины, отечества.

Обязанность служить в вооруженных силах имеет место не во всех странах. В частности, можно вспомнить государства, в которых вооруженные силы формируются полностью на контрактной основе (США и др.). Распространенным является право на альтернативную гражданскую службу (Франция, Италия, Австрия).

В качестве примера можно привести формулировку ст. 12а Основного закона ФРГ 1949 г.: «1. Мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут быть обязаны нести службу в вооруженных силах, федеральной пограничной охране или в корпусе гражданской обороны. 2. Тот, кто по мотивам совести отказывается от военной службы с оружием, может быть обязан нести заменяющую службу. Срок заменяющей службы не должен превышать срока военной службы...».

Уплата налогов и сборов. Эта важнейшая обязанность во многом определяет материальные устои в государстве. При этом само государство должно быть чрезвычайно осторожно устанавливая налоговое бремя на своих граждан, так как увеличение размеров налогов может привести к обратно эффекту – налоговые уборы уменьшатся из-за уклонения (сокрытия) уплаты налогов.

Так, ст.64 Конституции Алжира 1996 г. устанавливает, что каждый обязан участвовать в финансировании общественных затрат в зависимости от своей налогоспособности, а любой налог вводится только на основании закона.

В странах тоталитарного социализма, как отмечает В.Е. Чиркин, конституции устанавливают и иные обязанности: соблюдать общественный порядок, беречь государственную тайну, укреплять сплоченность национальностей, охранять честь родины, соблюдать правила социалистического общежития и др. И хотя многие из таких обязанностей имеют, по существу, моральный характер, они могут быть по-своему истолкованы и применены против «антисоциалистических» элементов.[18]

В подтверждение сказанного можно привести несколько примеров. Конституция Египта 1971 г. устанавливает, что национальным долгом каждого гражданина является защита социалистических завоеваний, их упрочнение и защита (ст.59), а ст.60 в качестве обязанности каждого гражданина называет укрепление национального единства и сохранение государственной тайны.

А Конституция Китая 1982 г. возлагает на своих граждан обязанности «...соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали...» (ст.53).

Обязанность охраны окружающей среды. Данная обязанность зачастую идет в связке с соответствующим правом личности. Например, ст.55 Конституции Болгарии 1991 г. гласит: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду».

В конституциях зарубежных стран встречаются и иные обязанности человека и гражданина.

 

 

 

Тема лекции 6.

«Правовое регулирование создания и деятельности общественных объединений и политических партий в зарубежных странах»

 

1. Общественные объединения как субъекты политической системы, основы конституционно-правового регулирования общественных объединений в зарубежных странах

 

В общем виде политическая система общества представляет собой систему различных элементов (субъектов), отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление.

Набор компонентами политической системы разнообразен (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения и др.), и включает, в том числе, общественные объединения.

В каждом государстве действует внушительное число объединений людей, которые не являются политическими партиями. Они объединяют граждан на основе общности целей и интересов. Именно общность целей (неполитического характера) и функциональность отличает такие объединения от политических партий.

В зарубежной литературе различного рода объединения граждан иногда называются группами интересов или иногда, при использовании американской политической терминологии, «группами давления».[19]

Создание объединений граждан в своей правовой основе содержит конституционное право на объединение.

Например, ст.18 Конституции Италии 1947 г. гласит: «Граждане имеют право свободно, без особого разрешения, объединяться в организации в целях, не запрещенных отдельным лицам уголовным законом…». Статья 27 Конституции Бельгии 1994 г. определяет, что: «Бельгийцы имеют право на объединения; это право не может быть подвергнуто какой-либо предупредительной мере».

Традиционно деятельности общественных объединений, также как и политических партий, посвящаются специальные правовые акты, регулирующие их порядок создания, деятельности и т.п. В тех же странах, где отсутствуют специальные законы о политических партиях, партии и различного рода объединения образуются и функционируют на основе одних и тех же правовых норм.

В качестве признаков общественных объединений можно назвать следующее.

1.    Некоммерческий характер. Общественные объединения не носят цели получения прибыли. Если в ходе своей деятельности объединения получают прибыль, то она тратиться на достижение общественных целей.

2.    Постоянный характер деятельности. Постоянство деятельности предполагает неоднократное участие граждан в функционировании объединения.

3.    Добровольность. Участие в общественном объединение основывается на добровольном волеизъявлении граждан.

В тоже время в странах тоталитарного социализма подавляющее большинство работников состоят в профсоюзах, ибо сам факт неучастия в этой организации расценивается властями отрицательно, соответственно признак добровольности для таких объединений не совсем характерен.

4.    Общность интересов. Рассматриваемое объединение людей в своей основе должно иметь какие-то общие интересы, цели, на достижение (реализацию) которых и направлена вся деятельность общественного объединения. В целом направленность интересов общественных объединений предполагает аполитичность.

Так, ст.12 Конституции Болгарии 1991 г. гласит, что: «1. Объединения граждан служат для удовлетворения и защиты их интересов. 2. Объединения граждан, включая и профсоюзные, не могут ставить перед собой политические цели и заниматься политической деятельностью, которые присущи только политическим партиям».

5.    Формальность деятельности. Деятельность общественных объединений основывается на определенных правовых актах (в том числе и собственном уставе) и осуществляется в четко прописанных формах.

Могут выделяться и иные признаки общественных объединений. Так, Г.Н. Андреева указывает, что хотя многие из общественных объединений проявляют значительную активность в политической жизни, политическое участие не является основной целью (в отличие от политической партии); это только вспомогательное средство для достижения целей.[20]

Конституционное регулирование деятельности общественных объединений может предполагать определенные требования к ним или ограничения их деятельности. Так, упомянутая ст.18 Конституции Италии, запрещает тайные общества и такие объединения, которые хотя бы косвенным образом преследуют политические цели посредством организаций военного характера. Статья 9 Основного закона ФРГ 1949 г. гласит, что: «…Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами, запрещаются….».

Наиболее распространенным видом общественных объединений в зарубежных странах, на которые распространяются формулировки конституционного текста, являются профсоюзы.

Профсоюзы образуются для защиты социально-экономических интересов трудящихся.

Профсоюзные объединения могут строиться различным образом. Выделяются цеховые профсоюзы: они объединяют рабочих и служащих по единству профессии. Производственные (отраслевые) профсоюзы организуются на основе единства производства. Кроме того, за рубежом действуют конфессиональные профсоюзы (чаще всего христианские; существуют в Германии, Камеруне, Италии и др.), объединяющие работников на основе единства религии. Такие профсоюзы, по общему правилу, не выдвигают политических требований и ограничиваются лишь социальными и экономическими.

В одних странах члены профсоюзов входят в общегосударственное профсоюзное движение, которое может включать несколько отраслевых профсоюзов в своей структуре, а в других – профсоюзные организации рассредоточены по отраслям хозяйства или профессиям.

Так, например, во Всекитайскую федерацию профсоюзов входят несколько отраслевых профессиональных союзов: железнодорожников; моряков; работников автотранспорта и шоссейных дорог; гражданской авиации; связи; просвещения; рабочих машиностроительной промышленности и металлургии и других отраслей народного хозяйства.[21]

Конституционные тексты могут наделять значительными правами профсоюзные объединения. Например, ч.2 ст.56 Конституции Португалии 1976 г. предоставляет следующие права профсоюзным объединения:

«…а) участвовать в разработке трудового законодательства;

b) участвовать в управлении организациями социального страхования и другими организациями, целью которых является удовлетворение интересов трудящихся классов;

с) высказываться о социально-экономических планах и участвовать в контроле за их выполнением;

d) осуществлять, согласно закону, представительство в органах социального партнерства;

e) участвовать в реорганизации предприятия, в особенности в вопросах образования или в случаях, когда изменяются условия труда…».

Между профсоюзами и политическими партиями часто устанавливаются тесные взаимоотношения. Например, в Великобритании профсоюзы являются основой Лейбористской партии; члены партии (например, парламентарии) часто следуют пожеланиям профсоюзов. Известны и другие отношения партий и профсоюзов. Например, крупнейший французский профсоюз – Всеобщая конфедерация труда – на протяжении десятилетий обеспечивает поддержку Французской коммунистической партии.

Нельзя не сказать и о том, что профсоюзы действуют не только в рамках своего государства. Они объединяются на международном уровне для достижения общих целей. Такими профсоюзами, например, являются Международный профсоюз сельского хозяйства, продуктов питания, торговли, текстильной промышленности и смежных профессий, Международный профсоюз работников публичной службы и смежных профессий, Международный профсоюз транспортных рабочих, Международный профсоюз строительных рабочих, лесной промышленности и производства стройматериалов, Международный профсоюз рабочих химической, энергетической, нефтяной, металлургической и смежных отраслей промышленности, Мировая федерация профсоюзов учителей; кроме того, в Праге с 1945 г. находится Мировая федерация профсоюзов.

Виды общественных объединений в зарубежных странах. Объединения могут быть подвергнуты классификации

Так, по членству объединения бывают массовые и кадровые. К первым относятся большие по количеству членов объединения (например, общественные движения[22]), а вторые – это небольшие, зачастую специфические объединения (например, созданные по профессиональному признаку).

По признаку публичности объединения можно разделить на публичные и частные. Например, профсоюзы частных предприятий, скорее, относятся ко вторым, а профсоюзы работников государственных учреждений – к первым.

По социальному признаку общественные объединения могут быть в виде профсоюзов, союзов предпринимателей[23], союзов потребителей и др. Также подобный критерий позволяет выделить женские организации, молодежные и др.

В зависимости от государственной регистрации общественные объединения могут быть юридически зарегистрированными (и в силу этого обладать определенными дополнительными правами) и незарегистрированными (распространены в странах общего права).

 

2. Понятие и виды политических партий

 

Термин «партия» происходит от латинского слова «pars», означающего часть, участие, доля, роль.[24]

Политическая партия представляет собой общность людей, объединенных единой идеологией, интересами, целями или идеалами, стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.

В качестве признаков политической партии можно выделить следующее.

1)    Это автономная организация граждан государства, действующая на началах самоуправления.

Традиционно считается, что главенствующим принципом деятельности политической партии является невмешательство государства во внутреннюю деятельность. Однако, подобное происходит не всегда в государства недемократического режима вполне возможен государственный контроль за деятельностью партий.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что право на объединение в партии предоставлено только гражданам государства.

2)    Это устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе.

Постоянство деятельности характерно для политической партии, также как и для других общественных объединений.

3)    Объединение в партию осуществляется на основе идеологических факторов.

В партии должны находиться приверженцы лишь одной идеологии. Политическая воля членов партии, их политические (идеологические) установки должны совпадать, чтобы такое объединение могло функционировать.

4)    Это некоммерческая организация.

Целью политической партии не является получение экономической выгоды, прибыли. Любая прибыль полученная партией в ходе своей деятельности должна направляться на достижение партийных целей.

5)    Партия содействует формированию и выражению политической воли народа.

Политическая партия является проводником народной воли. Для реализации этого постулата, используются, в первую очередь, мирные, законные (конституционные) средства, такие как участие в выборах, референдумах и др.

6)    Это организация, основанная на демократических принципах; на основе гласности, публичности, открытости.

В отличие от других объединений, действующих на политической арене (групп давления, профсоюзов и др.) партии открыто борются за власть, за получение мест в органах публичной власти, дающие возможность осуществлять управление государством и обществом.

7)    Партия преследует особые политические цели.

Целью любой политической партии является завоевание публичной власти или возможность оказывать влияние на ее осуществление.

В качестве функций политической партии можно выделить такие функции как:

1.    Идеологическая. Партия является проповедником некой идеологии не только среди своих членов, но и всего общества.

2.    Кадровая. Эта функция предполагает не только набор новых членов, воспитание активистов партии, но и подготовку управленческих кадров для государственного аппарата.

3.    Коммуникативная. Партия является связующим звеном между населением и властью, представляет интересы одних и отражает позицию вторых.

4.    Интегративная. Любая партия на основе своей идеологии способна провести национальную интеграцию с целью достижения какой-либо цели. Так, следует говорить о каких-то первоочередных целях – вывод страны из политического, экономического или иного кризиса.

5.    Контрольная. Данная функция находит свое отражение в контроле политической партии за деятельностью органов публичной власти.

Также за партиями закрепляются функции по повышению электоральной, политической и правовой культуры населения; привитие партийной дисциплины должностным лицам и т.п.[25]

Классификация политических партий. В советской науке государственного права присутствовал устаревший критерий классификации партий по классовой сущности: партии мелкой буржуазии, революционные партии и др.

На сегодняшний день более целесообразно упомянуть об иных критериях классификации.

Так, по содержанию идеологии возможно выделять партии консервативные, социалистические, коммунистические, фашистские или национал-социалистические, экологические (партия «зеленых») и др.

По способу проведения реформ выделяют партии:

1)              либеральные – выступающие за плановое, постепенное реформирование государства;

2)              радикальные – предполагающие возможность резкого проведения реформ, путем существенных затрат со стороны государства (даже допускающие ущемление прав и свобод личности);

3)              экстремистские – стремящиеся к незаконным, зачастую террористическим, методам борьбы за власть и такому же изменению политики государства.

В зависимости от характера организации партии классификация предполагает наличие:

а) организационно-оформленных (кадровых) партий, которые являются небольшими по числу членов, но обладают четкой организацией и дисциплиной; имеется профессиональный централизованный аппарат и т.п.;

б) организационно неоформленные партии, в которых отсутствует членство, нет четких структур партии; такие партии больше схожи с общественными движениями.

В зависимости от принципа положенного в основу построения партии бывают:

а) построенные по территориальному принципу;

б) построенные по производственному принципу;

в) построенные по национальному или религиозному принципу.

По влиятельности в государстве выделяются правящие и оппозиционные партии.

Политологи Ричард Гантер и Ларри Даймонд выделили пять различных видов «идеальных» политических партий: партии элиты, народные/массовые партии, этнически-направленные партии, избирательные объединения и партии тех или иных движений. Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные соединения делятся на: 1) индивидуальные, 2) партии большинства (англ. catch-all), 3) программные объединения. В частности, демократическую партию США относят ко второму типу, а Республиканскую Партию США – к третьему.[26]

Допускается выделение и иных видов партий – центристских, левых и правых; и т.д.



[1] Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть : учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В.В. Маклаков. – М., 2006. – С.162.

[2] Маклаков, В.В. Конституционно-правовой статус человека / В.В. Маклаков, Б.А. Страшун / Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 2005. – С.155.

[3] См. подробнее: Селивон, Н. Критерии ограничения прав человека в практике конституционного правосудия / Н. Селивон // Конституционное правосудие: Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. – 2005. – Вып. 3(29). – С.19-20.

[4] См: Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: учебное пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. – Спб., 2003. – С.80-91; Головистикова, А.Н. Права человека: эволюция развития / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына // Адвокат. – 2006. – №6.

[5] В качестве примера можно вспомнить знаменитое «Уотергейское дело», повлекшее отставку Р.Никсона.

[6] См. подробнее: Сапронова, М.А. Высшие органы государственной власти арабских республик / М.А. Сапронова. – М., 2007. – С.173-174.

[7] Мучник, А.Г. Комментарий к Конституции Украины / А.Г. Мучник. – К., 2003. – С.228-229.

[8] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2001. – С.159-160

[9] См. подробнее: Бланкенагель, А. Конституционные суды, социальные права и социальное государство / А, Бланкенагель // Конституционное правосудие и социальное государство : сборник докладов. – М., 2003. – С.9-13.

[10] См. подробнее: Арбузкин, А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / A.M. Арбузкин. – М., 2004. – С.149.

[11] См.: Чиркин, В.Е. Конституционно-правовой статус личности / В.Е. Чиркин // Сравнительное конституционное право: учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.159.

[12] Лыхмус, У. Защита социально-экономических прав конституционными судами стран Восточной Европы. Эстонская Республика / У. Лыхмус // Конституционное правосудие и социальное государство: сборник докладов. – М., 2003. – С.204.

[13] Многие авторы полагают, что данное право можно относить и к числу культурных прав.

[14] Некоторые исследователи (М.В. Баглай) полагает, что данное право относится к числу социальных прав.

[15] См. подробнее: Сапронова, М.А. Высшие органы государственной власти арабских республик / М.А. Сапронова – М., 2007. – С.203.

[16] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2001. – С.171.

[17] См.: Баглай, М.В. Основы правового положения личности / М.В. Баглай // Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М., 2005. – С.140.

[18] См.: Чиркин, В.Е. Конституционно-правовой статус личности / В.Е. Чиркин // Сравнительное конституционное право : учебное пособие / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М., 2002. – С.165.

[19] См.: Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть : учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / В.В.Маклаков. – М., 2006. – С.375.

[20] См.: Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник / Г.Н. Андреева. – М., 2005. – С.309.

[21] См.: Златопольский, Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии : учебник для вузов / Д.Л. Златопольский. – М., 1999. – С. 112-113.

[22] Некоторые исследователи полагают, что общественные движения обладают временным характером и потому не являются общественными движениями. Например, в социалистических странах, такими движениями были национальные, отечественные фронты и др. Однако, в ряде стран общественные движения это некая разновидность общественных объединений, не обладающих ярко выраженным членством.

Можно согласиться с утверждением, что неполитические общественные объединения могут иметь форму организации с индивидуальным или коллективным членством либо же организационно неоформленного движения, а особую форму представляют собой общественные фонды, учреждаемые для финансирования гражданских инициатив в той или иной сфере.

[23] Традиционно деление предпринимательских организаций на торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей (отраслевые и национальные, т.е. общегосударственные), союзы работодателей.

[24] Есть две точки зрения о возникновении политических партий. Так, по одному мнению считается, что современные политические партии возникли в США (первые из них известны в США около 1830 г. при президенте Д.А. Джексоне (1767-1845 гг.)). Иные исследователи стоят на позиции, что партии возникли в Англии, где из группировок «кавалеров» и «круглоголовых», существовавших в парламенте в XVII в., выросли партии тори и вигов, превратившиеся позднее в консервативную и либеральную партии.

[25] Возможно, выделение и иных функций политических партий. Так, профессор Ю.А. Юдин выделил три группы функций партий – политические, идеологические и воспитательные. К политическим функциям были отнесены:  участие в формировании органов власти; рекрутирование политических кадров; содействие осуществлению политических прав граждан. К идеологическим функциям – агитационно-пропагандистская деятельность, а к воспитательным – патриотическое и гражданское воспитание, укрепление морали и национального самосознания, просвещение народа. См.: Юдин, Ю.А. Политические партии и право в современном государстве / Ю.А. Юдин. – М., 1998. – С.51-52.

[26] См.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsplaneta.com/2007/06/11/chto-takoe-partiya.html.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!