Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Консерватизм: понятие и типология»

/ Политология
Контрольная, 

Оглавление

Консерватизм можно трактовать как политическую философию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям.1

    Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоре­чивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии “Мудрость консерватизма” среди приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим социально-философским и идейно-политичес­ким взглядам мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Болингброк, Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бо­нальд, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Ф. фон Хайек и др. Этот факт свидетельствует о неоднознач­ном толковании консерватизма, разнообразии его идейных кор­ней, а также его сложности и многовариантности.2

    По общепринятому мнению, писаная история современного консерватизма начинается со времен Великой французской рево­люции конца XVIII в., а именно с опубликования в 1790 г. эссе английского политического деятеля и политического философа того времени Э. Берка. Именно с того времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. де Бональду; вто­рая — к Э. Берку. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политичес­кие мыслители К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. С. Соловьев, И. Ильин и др.

    Отправным пунктом философии консерватизма является убеждение в греховной сущности человека. Для нее зло и страдания неотделимы от самого человеческого существования, и мудрость правителей состоит в том, чтобы свести к минимуму их последствия. На этом основании классический консерватизм отвергал абстрактные идеи индивидуальной свободы, прав чело­века и общественного договора, а также утилитаризм и веру в прогресс. Как утверждал, например, Э. Берк, над человеком довлеет проклятие первородного греха. В силу злой и греховной сущности своей природы он не ведает, что для него лучше и что хуже. Человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития об­щества. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов.


    Свобода, о которой говорят идеологи Просвещения и Вели­кой французской революции, утверждал Берк, не имеет ничего общего с истинной свободой, дарованной английскому народу обычаем и традицией. Цель общества состоит не в придумыва­нии мнимых свобод, которые могут обернуться всеобщей анар­хией, а в сохранении и защите существующих свобод, основыва­ющихся на традиции1.

    Очевидно, что консерватизм представляет собой нечто боль­шее, чем просто защиту интересов тех или иных слоев населе­ния. “Консервативное” включает в себя утвердившийся и об­щепринятый в обществе набор ценностей, детерминирующих по­ведение и образ мыслей значительных категорий людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам. Важное место в нем занимают глубинные традицио­налистские и ностальгические тенденции, характерные для пси­хологии массовых слоев населения. Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной соци­альной философии. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, обосновывать необходимость его сохранения, должен учитывать изменяющиеся реальности и приспосабливаться к ним. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изме­нениям, консерватизм не может отвергать все без исключения изменения. Показательно, что, начиная со второй половины ХIХ в., особенно в ХХ в. (в ряде случаев после второй мировой войны), приспосабливаясь к социально-экономическим и обще­ственно-политическим изменениям, консерваторы приняли мно­гие важнейшие идеи и принципы, которые ими раньше отвергались. Речь идет, например, о свободно-рыночных отношениях, конституционализме, системе представительства и выборности органов власти, парламентаризме, политическом и идеологичес­ком плюрализме и т.д. При всей своей приверженности религи­озной вере после второй мировой войны большинство консерва­торов приняли рационализм и технократизм. Они также усвои­ли отдельные кейнсианские идеи государственного регулирова­ния экономики, социальных реформ, государства благосостояния и т.д. В этом аспекте консерватизм претерпел радикальную трансформацию в 70—80-х годах.

    Традиционалистское течение в консерватизме, которое исторически было первым, положившим начало консерватизму, связывают с такими именами, как Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд. В ХХ в. главным провозвестником этого направления был Р. Керк, опубликовавший в 1953 г. книгу “Консервативное мышление”. Родиной консерватизма как политической идеологии, ставшей определенной реакцией на идеи Просвещения и французской буржуазной революции, явилась Англия.  

    В политическую идеологию консерватизма вошли многие категории, разработанные этими мыслителями. Богатство по соображениям разума и политики заслуживает привилегированного общественного положения. В противном случае возможны “рецидивы революции”. Важную роль играет понятие “традиционализм”. В противоположность идеям Просвещения традиция противопоставляется разуму и ставится над ним, поскольку подчинение ей означает действие в соответствии с естественным ходом вещей и вековой мудростью. Традиционализм лежит в основе понимания изменения, обновления, реформы, проведение которых не должно нарушать естественного хода вещей.

    В целом политическая идеология традиционализма включает в себя: органическую концепцию общества, согласно которой оно существует изначально, подобно органической природе, а не возникает в результате социальной эволюции; трактовку участи индивида как не представляющей никакой самостоятельной ценности, но всецело зависящей от поддержки консервативного порядка; идеи эпитизма и антидемократизма, согласно которым неравенство людей является аксиомой политики, поскольку “равенство - враг свободы” (Берк), свободы для родовитых и имущих; неприятие идей прогресса и противопоставление ему провиденциализма и идей исторического круговорота.

    В 80-е годы ХХ в. Р. Керк, развивая традиционалистские принципы, выделил следующие принципы традиционалистского консерватизма: веру в порядок более высокого уровня, чем человеческая способность приспособиться, и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия. Важным союзником традиционалистского консерватизма выступают в последние десятилетия “новые правые”.

    Либертаристское течение в консерватизме, по мнению его представителей, наследует классическую либеральную традицию ХVIII-ХIХ вв. как единственно подлинную. Либертаризм с этих позиций призван, с одной стороны, воспринять и продолжить стремление к свободе, сложившееся в прошлые эпохи, а с другой - исключить распространение социалистических идей и стремлений, получивших широкое распространение на Западе с середины ХIХ в. в связи с экономическим подъемом послевоенных лет. Ведущие представители либертаризма Ф. Хайек, М. Фридман, и др. доказывают, что эрозия свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции либертаристского индивидуализма и свободной рыночной экономики. По их мнению, на смену “умирающему социализму” пришел возрожденный классический либертаризм. Либертаристы убеждены в том, что основой общественной свободы служит частная собственность, что необходимы социальная иерархия и признание в качестве единственно возможного “нравственного равенства”, что уважение и вера в традиции народа являются существенной чертой эффективной политики. Правые интеллектуалы либертаристского образца имели колоссальный успех в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США. Вместе с тем следует иметь в виду коренное различие социального содержания политических идей классического либерализма и современного либертаризма. Для классического либерализма принцип laissez faire означал борьбу за права и свободы, которых было лишено третье сословие. Для либертаризма это требование означает требование защиты и охраны достигнутых привилегий, частных интересов и собственности от идущих снизу требований демократических реформ.

    Неоконсервативное (либерал-консервативное) течение современного консерватизма - явление сравнительно новое. Объективной основой его появления считается структурный кризис, охвативший мировую экономику в 70-е годы. Он обнаружил недостаточность прежних реформ рыночной системы и потребовал более радикальных средств. Была поставлена под сомнение существовавшая вера в то, что современная цивилизация сама стабилизирует общество в силу рациональности своего механизма, что она не нуждается в моральном подкреплении, легитимации и обладает каким-то внутренним регулятором. Предполагалось, что не только экономика, но и социальные отношения, духовное состояние общества имеют некий автоматически действующий стабилизатор, заключенный в самой системе. Кризис подорвал эти иллюзии. Неоконсерватизм, по мнению одного из его ведущих представителей в Германии Г. Рормозера, вновь и вновь воссоздается кризисом современного общества.1 Его порождают ослабление моральных устоев человеческого сообщества и кризис выживания, в условиях которых он выступает как один из механизмов сохранения системы. Неоконсерватизм исходит из идеи свободы рыночных отношений в экономике, но категорически против перенесения подобных принципов в политическую сферу и потому предстает и как наследники как критик либерализма. В его политической доктрине выделяется ряд центральных положений: приоритетность подчинения индивида государству и обеспечения политической и духовной общности нации, готовность использовать в своих отношениях с противником весьма радикальные средства.

    Для всех течений современного консерватизма, особенно для новых правых и традиционалистов, характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная при­чина всех негативных явлений в современном обществе. Отрицание всего трансценденталь­ного привело к релятивизму, рассматривавшему человека как “меру всех вещей”, к отказу от доктрины первородного греха, которую заменили идеей о доброй природе человека. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начались упадок религии и возвышение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок, консерваторы де­лают особый упор на исчезновении уверенности людей в себе, упадке таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дис­циплина, сдержанность, консенсус, патриотизм и т.д. Эта сторона у них проявляется в откровенной ностальгии по более простому, более организованному и гомогенному миру, который, по их мысли, существовал в XVIII—XIX вв. в период свободно-предпри­нимательского капитализма. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие про­межуточные институты. Иначе говоря, новое у новых правых и неоконсерваторов в значительной степени состоит в том, что они делают упор на социокультурные и религиозные проблемы, на религиозное и культурное отчуждение.

    Значительное место в конструкциях современных консервато­ров занимают проблемы свободы, равенства, власти, государст­ва, демократии и т.д. Следует отметить, что в трактовке данного круга проблем большинство консерваторов считают себя реши­тельными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. В целом для них характерно амбива­лентное отношение к государству и связанным с ним институ­там. “Человек рожден свободным, но он всюду в цепях”, — говорил Ж. Ж. Руссо. “В цепях он и должен быть”, — отвечает на это консерватор, защищающий “необходимые цепи традиции и исторической преемственности”, на которых, по его мнению, основываются гражданские свободы1. С одной стороны, в глазах консерваторов государство — это источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. Для них характерно позитивное, зачастую авто­ритарное отношение к государству, что, в свою очередь, предпо­лагает или порождает антииндивидуализм. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Поэтому теоретики консерватизма по­стоянно подчеркивают важность ассоциаций людей, меньших по размеру, чем государство.

    При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место обще­ство. По их мнению, последнее, будучи значительно шире пра­вительства, исторически, этически и логически выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно есте­ственный и социальный характер: естественный потому, что принадлежат человеку, созданному Богом в качестве части вели­кого плана мироздания, а социальный потому, что человек может пользоваться этими правами лишь в организованном об­ществе. Правительство является политическим орудием общест­ва, призванным обеспечивать и защищать естественные права человека, а стабильная и эффективная экономика — это слия­ние индивидуального предпринимательства, групповой коопера­ции и правительственного регулирования.

    Далеко идущие выводы в этом вопросе делают сторонники европейского традиционалистского консерватизма, представлен­ного патерналистским крылом в английском торизме, голлизмом во Франции, правыми консерваторами и частью представи­телей социал-консерватизма в ФРГ. В качестве важного шага в направлении преодоления наметившегося во второй по­ловине 70-х — начале 80-х годов “кризиса доверия” традициона­листские консерваторы предлагают восстановление авторитета и престижа власти и государства. Настаивая на том, что власть — предпосылка всех свобод, они придают первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. Подлинный поря­док в обществе зиждется, по их мнению, на образовании, дис­циплине и институтах, а свободу может обеспечить только силь­ное государство. Здесь приходится признать правоту консер­ваторов, поскольку там, где нет дисциплины, закона и порядка, нельзя говорить об эффективности и дееспособности государст­венно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения.

    Идеи и концепции традиционного консерватизма, которые в тех или иных пропорциях интегрировали в себя и остальные ва­рианты консерватизма, сводятся к следующему: вера в естест­венный закон, независимый от воли людей; убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода “ду­ховную корпорацию”, такую, как церковь; тезис, согласно кото­рому порядок, справедливость и свобода являются продуктами очень длительного периода человеческой истории; вера в много­образие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни; убеждение в том, что частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель и т.д.

    Подводя итоги всему изложенному, можно констатировать, что современный консерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разно­образные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы и поэтому, естественно, он пронизан глу­бокими противоречиями. Разнородны и противоречивы выдвигаемые ими идеи и рецепты решения проблем, стоя­щие перед капиталистическим обществом.

    С одной стороны, они ратуют за восстановление принципов свободной конкуренции и свободно-рыночных отношений. С другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты, которые, как говорилось выше, подрываются в процессе реализации принципов свободно-рыночной экономики. Вместе с тем тради­ционалистское и патерналистское течения консерватизма высту­пают в защиту сильной власти и государства, видя в них средст­во обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и нацио­нального начала и т.д. Здесь, пожалуй, в наиболее отчетливой форме высвечиваются противоречивость, амбивалентность пози­ций консерваторов в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государст­вом. Такая позиция вполне объяснима, если учесть, что пробле­мы слишком сложны и деликатны, и их невозможно объяснить с помощью простых и однозначных формул, доводов и аргумен­тов. Особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует подойти в периоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чреваты непредсказуемыми негативными последст­виями. В условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взве­шенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, спо­собны послужить противовесом таким крайностям.



1 Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. С. 139

2 Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. С. 134

1 Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1994. С. 87

1 Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии // Труды СГУ. Выпуск 2. Серия “Общественные науки”. М., 1997. С. 23

1 Гаджиев К.С. Указ. соч. С.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!