Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В течение десятилетий, будучи составной частью советской экономики, российская экономика была ориентирована на участие в международном разделении труда преимущественно в рамках Стран Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Особенностью этой интеграционной группировки было планово-централизованное регулирование внешнеэкономических связей. Это позволяло ограждать национальные экономики от процессов мирового рынка, но одновременно лишало необходимости объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерным следствием таких условий развития стало отставание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международную торговлю и международные валютно-финансовые отношения.
Сегодняшняя Россия ставит своей целью активное участие в международном разделении труда. Международное разделение труда представляет собой специализацию стран на производстве отдельных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются не только собственным производством, но и посредством международной торговли. Такая специализация отдельных стран приводит к формированию отраслей международной специализации, продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт.
Однако в промышленно развитых странах зависимость специализации от естественной основы со временем значительно уменьшается. Для этих стран характерна зависимость специализации от уровня и особенностей экономического развития. По мере экономического развития и углубления специализации стало невозможным выпускать продукцию постоянно расширяющейся номенклатуры в рамках отдельных стран.
Тенденция к расширению международного обмена товарами, услугами, факторами производства неоднократно сталкивалась с противоположной тенденцией к автаркии – экономической самообеспеченности одной страны или группы стран. Примером создания автаркической экономики служит СССР, а в 50-80-х гг. страны – члены Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
В противовес автаркии во второй половине ХХ века стала усиливаться тенденция к открытой экономике, которая предполагает отмену ограничений международного обмена товарами, услугами, рабочей силой, капиталами, технологиями. Снятие внешнеэкономических барьеров ведет к усилению конкуренции в странах с открытой экономикой и тем самым к повышению экономической эффективности в этих странах.
В настоящее время расширяется применение наиболее развитых форм внутриотраслевой специализации в промышленности, что ведет прежде всего к росту взаимной торговли готовыми изделиями между странами, расширению внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и много образнее формы ее внешнеэкономических связей. Но это прежде всего относится к внешней (международной) торговле и международному движению капиталов. Поэтому участие страны в международном разделении труда определяется, в первую очередь, ее участием в этих формах внешнеэкономических связей.
Перед Россией стоит задача создания открытой экономики, реализация которой является настоятельной необходимостью ввиду неудачи политики автаркии, проводившейся в течение нескольких десятилетий. Экспортная квота в России в 90-е гг. росла, достигнув в 1995 г. примерно 13% (если экспорт товаров сравнивать с объемом ВВП по паритету покупательской способности рубля, т.е. с учетом отличия внутренних цен от мировых). Экспорт стал заметным фактором стабилизации и роста отдельных отраслей российской промышленности – нефтедобывающей, газовой, черной и цветной металлургии, ряда производств химической промышленности. Так, в середине 90-х гг. экспортная квота составила около 40% производства нефти и нефтепродуктов, около 20% добычи газа и т.д.
Немаловажным показателем необходимости участия страны в международном разделении труда (МРТ) является импортная квота в розничном товарообороте. Доля импортных товаров в общем объеме продаваемых в розничной торговле России товаров превысила в 1996 г. 50%, в том числе по продовольствию – около 20%, тогда как в бывшем СССР эти показатели составляли соответственно 15 и 8%.
Общий объем иностранных инвестиций в экономику России, привлеченных в 1992-1995 гг., составил, по оценке, около 10 млрд. долларов США. Размер ежегодно вывозимого из России капитала в середине 90-х гг. оценивался в несколько десятков миллиардов США.
С ростом международного разделения труда масштабы воздействия мирового хозяйства становятся такими, что внешнеэкономические задачи из подчиненных перерастают в приоритетные, определяя многие черты и тенденции развития экономики даже крупных стран. Решающим для дальнейшего развития становится конкурентоспособность страны - способность национальных хозяйств улучшать свое положение в мировом хозяйстве, активно участвовать в формировании международного разделения труда (и получать выгоды от него), завоевывать себе новые внешнеэкономические позиции.
На мировом рынке конкурируют прежде всего фирмы, на базе деятельности которых формируется внешнеэкономическая стратегия вначале отрасли, а затем и страны в целом. В свою очередь внешнеэкономическая стратегия страны все более активно и реально воздействует на принятие решений на отраслевом и фирменном уровнях. В настоящее время через каналы товарного экспорта и импорта реализуется до 25-30% ВВП западноевропейских государств, 13-15% - ВВП Японии и 8-10% - ВВП США. В России данный показатель составляет 12-13%. Учитывая, что ВВП более чем наполовину состоит из услуг, проводимых и потребляемых в основном на месте, на внешние рынки вывозится более 70% материальной продукции, производимой в ФРГ и Великобритании, 60% - во Франции и Италии, 30-35% - в США и России. Поэтому закономерно, что внешнеэкономическая стратегия превратилась в одну из основ общехозяйственной стратегии.
В 90-е гг. на смену понятию текущей конкурентоспособности отдельных фирм и отраслей приходит более комплексное долгосрочное понятие конкурентоспособности страны, включающее долгосрочные аспекты развития в контексте мирового хозяйства. Нынешний уровень разделения труда ставит конкурентоспособность отдельных хозяйственных единиц в растущую зависимость от эффективности всех звеньев национального хозяйства. Предпринимаются попытки комплексно оценить реальное положение экономики страны, состояние и перспективы развития мирового хозяйства, развертывается поиск конкретных возможностей усилить свои внешнеэкономические позиции. На этой основе и вырабатывается внешнеэкономическая стратегия страны, краеугольным принципом которой стало признание необходимости более активного и целенаправленного вмешательства государства в мирохозяйственные проблемы.
Перемены, произошедшие во внешней торговле России за последние годы, носят радикальный характер. Осуществлена демонополизация внешнеэкономической деятельности. Ею сейчас занимаются сотни тысяч хозяйствующих субъектов. Сохраняется основное достижение политики либерализации экономики; насыщение потребительского рынка товарами. В немалой степени это достигается за счет импорта, на долю которого приходится около 40% розничного товарооборота. Интернационализация производства имеет, помимо привлечения инвестиций из-за рубежа, и другой аспект: выход на мировой рынок с отечественной продукцией и импорт товаров и услуг из других стран. Эффективное участие в международном разделении труда является необходимым условием высоких темпов научно-технического прогресса и экономического роста.
Для развития внешнеэкономических связей российская экономика имеет ряд конкурентных преимуществ:
q дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила;
q внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран;
q значительные масштабы свободных производственных площадей;
q наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей.
Вместе с тем, в последние годы потеряны многие традиционные рынки сбыта российской продукции. Неблагоприятное воздействие на внешнеэкономические связи оказала и динамика мировых цен: на основные товары российского экспорта (сырьевые) они упали, импорта - выросли. Новая система регулирования внешнеэкономической деятельности характеризуется усилением экономических, тарифных методов регулирования и снижением роли количественных ограничений экспорта и импорта. Интеграции в мировую экономику может способствовать и создание зон свободной торговли, в которых предприятиям предоставляются налоговые и таможенные льготы, действуют стимулы для привлечения иностранных инвестиций.
Одна из главных целей внешнеэкономической стратегии России – это преобразование лидерства национальных фирм на внутреннем рынке в лидерство на международном рынке. В более общем плане – определение приоритетных целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом, с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Центральное место во внешнеэкономической стратегии занимает внешнеэкономическая политика – проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Из инструментов внешнеполитической политики государства, в том числе и России, выделяются:
· льготные государственные кредиты своим фирмам за рубежом;
· гарантирование капиталовложений;
· инвестиционные премии;
· налоговые льготы;
· информационно-консультационная помощь;
· таможенные тарифы, как самый традиционный инструмент.
В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от этих форм права заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Мировой опыт использования ВЭД для преодоления отставания от стран – лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии:
· первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт;
· вторая – на замещение импорта.
Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а за ними – новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны для СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
В России есть отрасли, производящие конкурентоспособную по критериям мирового рынка продукцию (энергоносители, минеральное сырье, первый передел конструкционных материалов). Они формируют долговременную материальную базу отечественного экспорта, имеющего явные преимущества на мировом рынке. Поэтому очень важно умело использовать его как в ближайшей перспективе, так и в отдаленном будущем. Меры государственной поддержки этих экспортно-ориентированных производств в основном уже определились - обеспечение устойчивых и долговременных условий для самофинансирования и инвестирования, создание рациональной системы налогообложения, регулирование цен и издержек естественных монополий, полная отмена экспортных пошлин при приближении внутренних цен к мировым.
Отрасли, выпускающие наукоемкую и высокотехнологичную продукцию (авиастроение, космическое производство, атомная промышленность, энергомашиностроение), также имеют значительные возможности для конкурентоспособного экспорта. Однако здесь требуется прямая и значительная государственная поддержка в различных формах: финансовое содействие за счет средств федерального бюджета; предоставление гарантийных обязательств со стороны государства для кредитования экспорта; создание системы страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков; использование различных форм налогового поощрения производителей - экспортеров, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости; применение организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта. По мере увеличения отечественного производства экспортной высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, зарубежные страны, сохраняя свои интересы, будут, естественно, создавать дополнительные торгово-политические препятствия к их доступу на свои рынки. Поэтому потребуется подписание комплексных, ориентированных на перспективу, межгосударственных соглашений торгово-политического и торгово-экономического характера.
Таким образом, наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели – общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!