Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Непременной составной частью государственной власти в большинстве современных стран является прямое народное представительство — выборные парламенты. В одних государствах — Англии, Голландии, Дании, Швеции — история парламентов насчитывает многие столетия, в других подобный строй утвердился лишь в ХIХ—ХХ вв. В России парламентаризм имеет непродолжительную историю: в 1906—1917 гг. существовала Государственная дума, затем после долгого перерыва парламентская система возродилась только в 1989 г. Но это вовсе не значит, что в русской истории отсутствуют традиции представительной власти. Россия знала народное представительство, и корни его уходят вглубь веков.
В контексте развития сословно-представительной монархии особый интерес представляет вопрос о Земских соборах. Со времени Ивана Грозного прослеживается особая форма легитимации властных решений — через посредство открытого обращения к народу, представленному сословиями. Источники сообщают даже о такой акции, как речь молодого царя с Лобного места (1549 г.). Историки спорят, является ли это сообщение домыслом или в его основе лежит реальный факт. Во всяком случае, это известие интересно тем, что в нем говорится о “повелении собрать свое государство из городов всякого чину”, о намерении царя быть самому “судом и обороной” подданных, установить справедливый суд. К подобной открытой форме обоснования своих действий царь прибегал и впоследствии. Направляясь в военный поход на Казанское ханство, царь во Владимире, где собралось войско, произнес обращение “к боярам, воеводам, княжатам, детям боярским дворовым и городовым московской и новгородских земель” о вреде местнических споров, причем предлагалось отложить эту практику во время похода.
В какой-то мере это, возможно, напоминало низшим слоям общества традиционные вечевые обычаи всенародного совета, вызывало определенные иллюзии единения народа и власти. Однако в новых условиях следует интерпретировать этот прием как демагогический. Обращение к представителям населения изначально не предполагает выбора из двух возможных решений (как это было на вече), но, напротив, подразумевает общую поддержку и принятие к исполнению предложенного образа действия. Вероятно, эта мера полезна для власти и еще в одном отношении — создание образа единства царя с “миром”, “землей”, “народом”, которому мешают и противодействуют те или иные лица из окружения монарха. В одном из подобных случаев обращения к народу, царь заранее получает кредит доверия для борьбы с ними. В период подготовки опричнины в обращенной к царю грамоте от московских “гостей, купцов и прочих граждан града Москвы” содержалась просьба, “чтобы царь их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял” и предлагалось содействие в истреблении “государских лиходеев и изменников, они за тех не стоят и сами тех потребят”. Идея единения власти и народа весьма широко распространена в политической мысли и публицистике ХVI в. Наследственные права на престол и полнота власти монарха представляют идеал политического строя, отстаиваемый самим Грозным в его сочинениях. Участие сословий в управлении (в том числе и в Земских соборах), формы их взаимодействия с монархической властью выступают как главные темы политической мысли.1
Земские соборы явились самой яркой страницей в истории представительной власти в Московском государстве XVI—XVII вв. Первые Земские соборы созываются в России в середине XVI столетия, в правление Ивана Грозного. Однако, чтобы верно понять причины их появления, нужно обратиться к истории Древней Руси.
Верховная княжеская власть в Киевской Руси и в русских княжествах в домонгольское время никогда не имела неограниченного характера. Самовластие киевских князей умерялось волей дружины, особенно старшей дружины — бояр, с которыми они держали совет по всем важнейшим военным и государственным вопросам. Со второй половины ХI в. появляется новый ограничитель княжеского самовластья: городское вече — собрание свободных горожан. Собравшись на вече, жители крупнейших русских городов решали не только свои городские дела, но и вмешивались в дела княжеские. В 1068 г. киевское вече присвоило себе право смещать неугодного князя и избирать нового: так на место Изяслава Ярославича киевляне поставили Всеслава Брячиславича. В 1093 г. именно киевское вече не допустило к великому княжению Владимира Мономаха, но 20 лет спустя оно же пригласило его на киевский престол. В ХII столетии веча начинают выражать и волю “всей земли”. В 1157 г. веча Ростова и Суздаля пригласили на княжение Андрея Юрьевича, сообщив ему свое решение как волю всей Ростово-Суздальской земли. И именно здесь в начале ХIII столетия великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо стал собирать “большие советы”, которые многие историки считают прообразом будущих Земских соборов.
“Большие советы” князя Всеволода действительно представляли как бы “всю землю”. В них участвовали духовенство, дворяне, богатые горожане. Это действительно был прообраз того, что принято в истории называть сословно-представительным учреждением, т.е. учреждением, которое составляют выборные представители ведущих сословий государства. К таковым в средневековой Руси, как и во всей христианской Европе, относились духовенство, дворянство, городская верхушка.
После долгого и тягостного ига монгольских ханов в XIII-XIV веках, сильного и единовластного княжения Василия III – в период боярского правления при малолетнем Иване IV на Руси начинается постепенное возрождение местного самоуправления. Главным его проявлением в последующие годы и было появление Земских соборов.
Слово “земский” означало, в сущности, “государственный”. Земский собор — это совещание представителей “всех земель”, или всей русской земли.1 В этом смысле земские соборы имели, как показано выше, прочные “земные” корни. Они “вырастали” из Новгородского веча, из княжеских “съездов” по поводу важнейших событий русской
истории и старых традиций обсуждать спорные вопросы “всем миром”. В XVI в., однако, прежний демократизм народных собраний сменился сословной строгостью “лучших людей”, понимавших свое участие в этих соборах как причастность к “государевым делам”. Ясно, что ни о какой “вольнице” не могло быть и речи, к примеру, на войсковом собрании 1550 г. во Владимире, на котором обсуждался вопрос о походе русского войска на Казань, или на “Стоглавом соборе” 1551 г., на котором тон задавали представители православной церкви и который принял особое “Соборное уложение”, или “Стоглав”. И архистрогими были соборы, посвященные разбору “персональных дел” Адашева и Сильвестра в 1560 г. или дела митрополита Филиппа в 1568 г.
Таким образом, соборность решений важнейших политических, военных, судебных и иных вопросов стала неотъемлемой чертой общественной жизни Руси второй половины ХVI в. По мнению многих историков, например А.В. Черепнина, сословные соборы явились действенным средством укрепления царской власти и вообще монархии.
Первый собственно земский собор состоялся в феврале 1549 г. Он не был специализирован на каком-либо частном вопросе. На нем присутствовали бояре, дьяки, высшие церковные иерархи, “сливки” московского дворянства, но отсутствовали “делегаты” от торговцев и ремесленников, не говоря уже о крестьянах.1
Сохранилось краткое известие о составе первого Земского собора: царь повелел собрать представителей “всякого чина”. Но неизвестно, какие чины тогда существовали, ибо иерархия их только складывалась. Трудно говорить и об условиях созыва первого Земского собора, о том, избирались или назначались его участники. Однако ясно одно: присутствие на нем большого числа дворян говорит об их усилении в государстве. Специальным решением дворянство освобождалось от подсудности боярам-наместникам и получало право апеллировать к суду самого царя.
Этот собор называют “Собором примирения”: хотя Иван Грозный и обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, чинимых ему в его малолетство, но призвал всех жить в согласии и объявил о подготовке новых Судебника и реформ.
К таким реформам некоторые “вольнодумцы” того времени готовы были отнести ограничение власти царя. Так, в “Беседе Валаамских чудотворцев”, явившейся откликом на Стоглавый собор 1551 г., говорилось, что царь должен править вместе с “советом”, князьями и боярами и прочими мирянами.1
Отношение к Земским соборам у исследователей последующего времени было далеко неоднозначное. Славянофилы видели в соборах существенную черту облика ХVII столетия. Земские соборы были для них продолжением старинного русского народного собрания, веча — этого уникального русского феномена, — которое противоположность западноевропейским сословным собраниям находилось с царем в отношениях гармоничной взаимопомощи, поддержки ради общего блага. Наиболее острая критика этих положений была выдвинута историками государственной школы, которые считали, что Земские соборы с их несовершенной представительской системой и едва ли не рабской лояльностью по отношению к царской власти не играли в российской истории какой-либо самостоятельной роли.
Использовав эти старые позиции в качестве отправной точки, наука в исследовании проблем, касающихся сословных представительств ушла затем далеко вперед. Особое внимание при этом уделялось исследованию функций Земских соборов, конкретнее — их взаимоотношений с царской властью, а также вопроса относительно их схожести с соответствующими институтами в других странах.
Нередко оспаривается право Земских соборов вообще называться сословными собраниями. Так западный исследователь Х.-Й. Торке предпочитает употреблять совершенно нейтральный термин “Московские собрания”.
Научные точки зрения на сословные собрания как имеющие ограниченные или неограниченные функции по отношению к царской власти играют, как ранее было сказано, решающую роль в оценке характера государственной власти и при ее периодизации.
Безусловно, преобладающей является точка зрения на сословные собрания как не означавшие какого-либо ущемления царской власти, а, напротив, являвшиеся необходимым условием ее укрепления. Так, С.Ф. Платонов категорически отвергает мнение о Земских соборах как оказывавших влияние на процесс управления. По утверждению этого ученого, соборы вступали на сцену лишь тогда, когда их созывали, и отвечали лишь на те вопросы, которые ставил царь.
Земские соборы являлись, таким образом, полезным орудием царя и выполняли различные узаконивающие и исполнительские функции. Используя этот канал, царь мог быть осведомлен как о потенциальных возможностях, так и о настроениях любой части населения, игравшей роль, важную в конкретной политической ситуации.
Другие авторы избегают столь смелых обобщений. Они утверждают, что значение Земских соборов зависело от конкретных соотношений сил, в особенности же от позиции царя в данный момент. Эта идея получает дальнейшее развитие в положении о классовой борьбе как факторе, который в значительной степени содействовал выбору направления политической деятельности соборов и регулированию их взаимоотношении с царской властью.
Некоторые историки придерживаются того мнения, что при новой романовской династии первые Земские соборы имели прерогативу принятия решений, в то время как все остальные собрания были лишь совещательными. Земские соборы 1648—1649 гг. также представляют собой пример того, что сословные представительства могли с известным успехом проводить некоторые из своих проектов в жизнь через голову временно ослабевшей царской власти.
Например, упомянутый выше западный исследователь Х-Й. Торке, характеризует подобное положение следующим образом: формально Земские соборы вообще автократию не ограничивали, но в реальной жизни это им иногда удавалось. И когда такие случаи имели место то, по мнению исследователя, происходило это все же не по причине влияния классовой борьбы, но на основе групповых интересов. Форма же правления, как выражение классовых интересов, никогда не подвергалась опасности ликвидации или критике.
В отечественной исторической науке ограничительная функция сословных собраний по отношению к государственной власти подчеркивалась, безусловно, сильнее всего С.В. Юшковым. Тем не менее, даже он прибегал при этом к довольно умеренной форме. Что касается вопроса о подобии московских соборов западноевропейским сословным собраниям или его отсутствии, то историк права В.H. Сергеевич, а также В.Н. Латкин делают в своих основанных на богатом материале обзорах истории русских Земских соборов вывод о их глубинном сходстве с соответствующими институтами Западной Европы. Тем не менее ряд ученых считают, что между сословными собраниями на Западе и на Востоке имелись различия, заключавшиеся в их социальной основе.
Упомянутая исследовательская линия прослеживается в общих чертах вплоть до нашего времени, и ныне делаются выводы относительно этого основополагающего сходства. Однако одновременно подчеркивается, что сословное представительство в России не получило того же развития, как это случилось в западноевропейских странах; самодержавие не было ограничено Земскими соборами, напротив, чаще всего дело обстояло так, что соборы узаконивали правительственные акции.
В большинстве своем ученые считают, что глубинное сходство, о котором шла речь, отмечено правильно, но одновременно они отмечают, что Московские соборы находились на более примитивном уровне, чем соответствующие западноевропейские институты.1
Подводя итог развитию взглядов на Земские соборы можно осторожно предположить рассматривать Земские соборы в качестве синтеза византийской формы и самостоятельного социального содержания соборов, содержания, которое тем не менее не было свободным от
влияния польско-литовского прототипа или образца. А между тем именно польско-литовскую форму сословных собраний вполне допустимо сравнивать с их западноевропейским вариантом. Таким образом, Земские соборы заняли свое место в государстве с автократической системой правления, форма которой представляла собой нечто среднее между азиатской деспотией и западноевропейским абсолютизмом. При этом общество не играло в управлении русским государством столь важной роли, как в Западной Европе. Можно сказать, что общество здесь было обусловлено государством, но при этом оно представляло собой постоянную величину в государственной политическо-правовой практике.
Сам Иван IV свое наследственное право на престол и полноту власти считал своими нерушимыми прерогативами. Он иронически относился к сословно-представительному строю современной ему Англии. Так, в 1570 г. в письме Елизавете, королеве Англии, он издевательски подчеркивал ее зависимость от третьего сословия. Раздражали его и идеи князя Андрея Михайловича Курбского, ратовавшего за усиление боярской аристократии. Реакцией царя на подобные идеи и мечты как раз и явилась опричнина.
В 60-е годы, когда Иван IV настоял на введении опричнины, этим он хотел свести к нулю сословные притязания на “хождение во власть”. Но, хотя учреждение опричнины сильно укрепляло именно неограниченное самодержавие, царь, решая многие государственные вопросы, не мог обойтись без обращения к знатным представителям верхних сословий.
Тем не менее уход с исторической арены Земских соборов был заранее предрешен. Это было обусловлено двумя основными причинами.
Во-первых, соборы никогда не имели своей воли и созывались в основном царями, решая лишь те вопросы, которые ставила перед ними верховная власть. Этим русские Земские соборы отличались, например, от английского парламента, имевшего свои собственные права, и напоминали Генеральные штаты во Франции, также исполнявшие королевскую волю.
Во-вторых, сословно-представительный строй в России не мог вполне развиться из-за того, что все сословия были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. “Холопов своих казниты и миловать мы вольны”, — утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Сословия в России XVI— ХVII вв. отличались не правами, а обязанностями, как замечательно точно подметил В.О. Ключевский, один из крупнейших отечественных историков, исследователь русского средневековья.
1 Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2-х тт. Т. 1. – М., 1996. С. 50-51
1 Советская историческая энциклопедия. В 16 тт. Т. 5. – М., 1964. Стб. 673
1 Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. – Новосибирск-Москва, 1997. С. 6-8
1 История политических и правовых учений // Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1997. С. 211
1 Свен Оге Кристенсен История России XVII века. – М., 1989. С. 51-56
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!