Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Закон отрицания. Проявление закона в природе и обществе»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

В мире все конечно, а значит, все имеет как закономерный     свою весну и лето, склоняется к осени и, наконец, гибнет в леденящей стуже зимы. Такова неумолимая логика жизни – и всего природного, и все­го человеческого, социального. В бесчисленной смене нарож­дающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Во всем существую­щем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенден­ций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникнове­нию нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания. И так до бесконечно­сти. В этом постоянном отрицании и реализуется диалектичес­кий процесс становления качественной определенности явлений, смена узловых линий мер развития через противоречие. Напри­мер, юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Вместе с тем все это – различные стадии жизни одного и того же человека. В этом про­цессе осуществляется почти неуловимое переплетение нового со старым: оставаясь тем же, человек всегда уже и иной, объемля в себе крайние моменты уходящего и нарождающегося. Таким образом, между новым и старым есть и сходство (общее), и различие, и сосуществование, и борьба, взаимоотрицание и взаимопереход. 

          Отрицание как простое уничтожение одного другим носит чисто негативный, деструктивный характер. Это «зряшное» отрицание, бесплодное, не содержа­щее в себе позитивных ростков нового, более прогрессивного. Так, критика, которая, по существу, есть отрицание, особенно должна заботиться о том, чтобы не быть односторонне дест­руктивной и тем самым «зряшной», а содержать в себе кон­структивность, позитивную направленность, быть в полном смысле слова созидающей. Только такая критика может быть плодотворной и, следовательно, полной, нужной, необходимой.

          Ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, тем, какова его роль в созидании нового. От­рицание поэтому есть вместе с тем и утверждение, удержание: уничтожая существующее, оно сохраняет положительное в сня­том виде. Это «удержание», единство отрицания и преемствен­ности в развитии составляет важную черту диалектики отрица­ния как универсального принципа всего сущего.

Вся история научного знания свиде­тельствует о том, что развитие знаний от древнейших времен до наших дней идет через отрицание: каждая очередная ступень раз­вития науки находит в себе силы для беспощадного преодоления предыдущей. Наука умирает, если она перестает рождать новое. Например, в области физики это диалектическое отрицание выра­зилось в крутой ломке фундаментальных понятий, разработанных творцами классической физики Г. Галилеем, И. Ньютоном и т.д. 

Наиболее характерными процессами поступательного развития являются биологические формы от простейших до обезьяны и об­щество от первобытного стада до современной формации. В неор­ганической природе совершаются процессы развития, которые, од­нако, не охватывают все изменения и не сводятся к восхождению от низшего к высшему. К процессам развития относятся образова­ние элементарных частиц, атомов, молекул, космических систем.

Развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Развитие природы нельзя представ­лять в виде прямой линии. Этим и обусловливается бесконеч­ное многообразие форм существования материальных тел и явле­ний. Так, развитие органической материи пошло по сотням тысяч направлений, давшим все богатство видов растительному и живот­ному царствам, поражающим нас многообразием своих форм и красок.

Развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. Тут причудливым образом сочетаются поступательное движение и движение по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.

Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы – элементар­ных частиц, атомов, молекул, макромолекул. Применительно к биологическим формам критерием прогрессивности является уро­вень развития организма, прежде всего нервной системы, богатст­во взаимоотношений организма со средой, уровень развития пси­хики. По мере развития материи и образования все более высокоорганизованных систем последовательно возрастает и качествен­ное многообразие предметов. Науке известно всего лишь несколь­ко разновидностей устойчивых элементарных частиц, химических элементов – уже более 100, а структурных образований на моле­кулярном уровне – десятки тысяч. Макромолекулярных образо­ваний практически неисчислимое множество. Критерий прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего развития.

Необратимые изменения могут проявляться в трех возмож­ных формах: 1) как изменения на одном уровне сложности; 2) как восходящее поступательное развитие с повышением уров­ня сложности; 3) как деградация и распад систем.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что всеобщая чер­та всякого движения – его необратимость – является необ­ходимой основой, на которой становится возможным такой специфический тип развития, как поступательное развитие с повышением уровня сложности. Это развитие мы назовем прогрессивным.

Прогресс – это такая форма поступательного развития, которая включает в себя движение от относительно просто­го к сложному, от низшего к высшему, от менее организован­ных форм к более организованным и совершенным. При таких условиях возможен переход от простого необратимого измене­ния к прогрессивному развитию.

Для этого необходима такая связь между предшествующи­ми и последующими состояниями, когда достигнутые в процес­се усложнения материи и движения результаты не уничтожа­ются при качественном преобразовании структуры системы, а сохраняются в большей или меньшей степени и составляют ос­нову для дальнейшего усложнения. Прогрессивное развитие предполагает переход от неинформационных систем с бедны­ми связями к информационным со множеством разнокачественных внутренних и внешних функциональных связей, ус­ложнение форм отражения, оптимизацию структуры и функ­ций системы, с повышением степени целесообразности в их стремлении, возможность достижения максимума эффекта с минимумом усилий. Вместе с этим совершенствуются процес­сы управления в системе, повышается степень зависимости структуры части от целого, усложняются формы самоорганиза­ции и саморепродукции. Все названное выступает в качестве критериев, по которым можно судить о ступенях прогрессив­ного развития, сравнивать системы по степени их сложности.

Все эти критерии действуют и в развитии общества, но по­является также много специфических критериев: уровень раз­вития производительных сил и производственных отношений, возрастание количества знаний об окружающем нас мире, сте­пень проникновения человека в тайны природы, уровень раз­вития личности и т.д.

В случае прогрессивного развития у него появляется целый ряд особенностей, которые не отражены в других законах диалектики. Для их отражения диалектика и выработала закон отри­цания отрицания. Таким образом, если первые два закона диалектики от­ражают наиболее общие черты всякого развития, то специфи­ка закона отрицания отрицания состоит в том, что он отра­жает наиболее общие черты прогрессивного развития. В то же время закон отрицания тесно связан с другими законами диалектики.

Всякое развитие, как известно, происходит вследствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противо­речия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разру­шение старого единства, старого предмета и возникновение но­вого.

Разрушение старого предмета есть его отрицание. Отри­цание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс чистой негации, просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое от­рицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.

          Итак, прогрессивное развитие осуществлено тогда, когда старое качество отрицается новым с запоминанием, удержани­ем положительного содержания прошлого развития. Это на­кладывает известные требования и на ход развития познания. В наиболее общем виде они состоят в том, что в процессе по­знания отрицание одного положения другим нужно осущест­влять так, чтобы выявление различия между старой и новой точкой зрения сочеталось с выявлением их связи, тождества, с отысканием в утверждаемом отрицаемого.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!