Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В мире все конечно, а значит, все имеет как закономерный свою весну и лето, склоняется к осени и, наконец, гибнет в леденящей стуже зимы. Такова неумолимая логика жизни – и всего природного, и всего человеческого, социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания. И так до бесконечности. В этом постоянном отрицании и реализуется диалектический процесс становления качественной определенности явлений, смена узловых линий мер развития через противоречие. Например, юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Вместе с тем все это – различные стадии жизни одного и того же человека. В этом процессе осуществляется почти неуловимое переплетение нового со старым: оставаясь тем же, человек всегда уже и иной, объемля в себе крайние моменты уходящего и нарождающегося. Таким образом, между новым и старым есть и сходство (общее), и различие, и сосуществование, и борьба, взаимоотрицание и взаимопереход.
Отрицание как простое уничтожение одного другим носит чисто негативный, деструктивный характер. Это «зряшное» отрицание, бесплодное, не содержащее в себе позитивных ростков нового, более прогрессивного. Так, критика, которая, по существу, есть отрицание, особенно должна заботиться о том, чтобы не быть односторонне деструктивной и тем самым «зряшной», а содержать в себе конструктивность, позитивную направленность, быть в полном смысле слова созидающей. Только такая критика может быть плодотворной и, следовательно, полной, нужной, необходимой.
Ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, тем, какова его роль в созидании нового. Отрицание поэтому есть вместе с тем и утверждение, удержание: уничтожая существующее, оно сохраняет положительное в снятом виде. Это «удержание», единство отрицания и преемственности в развитии составляет важную черту диалектики отрицания как универсального принципа всего сущего.
Вся история научного знания свидетельствует о том, что развитие знаний от древнейших времен до наших дней идет через отрицание: каждая очередная ступень развития науки находит в себе силы для беспощадного преодоления предыдущей. Наука умирает, если она перестает рождать новое. Например, в области физики это диалектическое отрицание выразилось в крутой ломке фундаментальных понятий, разработанных творцами классической физики Г. Галилеем, И. Ньютоном и т.д.
Наиболее характерными процессами поступательного развития являются биологические формы от простейших до обезьяны и общество от первобытного стада до современной формации. В неорганической природе совершаются процессы развития, которые, однако, не охватывают все изменения и не сводятся к восхождению от низшего к высшему. К процессам развития относятся образование элементарных частиц, атомов, молекул, космических систем.
Развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Развитие природы нельзя представлять в виде прямой линии. Этим и обусловливается бесконечное многообразие форм существования материальных тел и явлений. Так, развитие органической материи пошло по сотням тысяч направлений, давшим все богатство видов растительному и животному царствам, поражающим нас многообразием своих форм и красок.
Развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. Тут причудливым образом сочетаются поступательное движение и движение по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.
Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы – элементарных частиц, атомов, молекул, макромолекул. Применительно к биологическим формам критерием прогрессивности является уровень развития организма, прежде всего нервной системы, богатство взаимоотношений организма со средой, уровень развития психики. По мере развития материи и образования все более высокоорганизованных систем последовательно возрастает и качественное многообразие предметов. Науке известно всего лишь несколько разновидностей устойчивых элементарных частиц, химических элементов – уже более 100, а структурных образований на молекулярном уровне – десятки тысяч. Макромолекулярных образований практически неисчислимое множество. Критерий прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего развития.
Необратимые изменения могут проявляться в трех возможных формах: 1) как изменения на одном уровне сложности; 2) как восходящее поступательное развитие с повышением уровня сложности; 3) как деградация и распад систем.
Отсюда мы можем сделать вывод о том, что всеобщая черта всякого движения – его необратимость – является необходимой основой, на которой становится возможным такой специфический тип развития, как поступательное развитие с повышением уровня сложности. Это развитие мы назовем прогрессивным.
Прогресс – это такая форма поступательного развития, которая включает в себя движение от относительно простого к сложному, от низшего к высшему, от менее организованных форм к более организованным и совершенным. При таких условиях возможен переход от простого необратимого изменения к прогрессивному развитию.
Для этого необходима такая связь между предшествующими и последующими состояниями, когда достигнутые в процессе усложнения материи и движения результаты не уничтожаются при качественном преобразовании структуры системы, а сохраняются в большей или меньшей степени и составляют основу для дальнейшего усложнения. Прогрессивное развитие предполагает переход от неинформационных систем с бедными связями к информационным со множеством разнокачественных внутренних и внешних функциональных связей, усложнение форм отражения, оптимизацию структуры и функций системы, с повышением степени целесообразности в их стремлении, возможность достижения максимума эффекта с минимумом усилий. Вместе с этим совершенствуются процессы управления в системе, повышается степень зависимости структуры части от целого, усложняются формы самоорганизации и саморепродукции. Все названное выступает в качестве критериев, по которым можно судить о ступенях прогрессивного развития, сравнивать системы по степени их сложности.
Все эти критерии действуют и в развитии общества, но появляется также много специфических критериев: уровень развития производительных сил и производственных отношений, возрастание количества знаний об окружающем нас мире, степень проникновения человека в тайны природы, уровень развития личности и т.д.
В случае прогрессивного развития у него появляется целый ряд особенностей, которые не отражены в других законах диалектики. Для их отражения диалектика и выработала закон отрицания отрицания. Таким образом, если первые два закона диалектики отражают наиболее общие черты всякого развития, то специфика закона отрицания отрицания состоит в том, что он отражает наиболее общие черты прогрессивного развития. В то же время закон отрицания тесно связан с другими законами диалектики.
Всякое развитие, как известно, происходит вследствие того, что предметы имеют внутри себя противоположности, противоречия, между которыми обеспечивается переход постепенных количественных изменений в коренные качественные, разрушение старого единства, старого предмета и возникновение нового.
Разрушение старого предмета есть его отрицание. Отрицание является необходимым моментом развития. Отрицание происходит вследствие борьбы противоположностей и в этом плане выступает как самоотрицание. Отрицание объективно, однако такое понимание отрицания является недостаточным. Диалектическое отрицание не есть процесс чистой негации, просто уничтожения старого. Диалектическое отрицание есть такое отрицание, которое выступает следствием развития и разрушения, свойственных материальному образованию, но не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, а представляет собой такое отрицание, в ходе которого удерживается и переносится в новое качественное состояние все положительное, содержащееся в отрицаемом состоянии.
Итак, прогрессивное развитие осуществлено тогда, когда старое качество отрицается новым с запоминанием, удержанием положительного содержания прошлого развития. Это накладывает известные требования и на ход развития познания. В наиболее общем виде они состоят в том, что в процессе познания отрицание одного положения другим нужно осуществлять так, чтобы выявление различия между старой и новой точкой зрения сочеталось с выявлением их связи, тождества, с отысканием в утверждаемом отрицаемого.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!