Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Государственное регулирование экономики и экономическая политика»»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Тема 1. Изменения и противоречия в макроэкономической политике

1. Вопросы циклического развития рыночной экономики от подъемов к спадам разрабатывались в динамической теории цикла, наиболее видным представителем которой является американский экономист Э. Хансен. Основная рекомендация Хансена – расширение спроса за счет государственного бюджета, что неизбежно развязывает инфляцию и сводит в конечном счете на нет попытки преодолеть противоречие между производством и потреблением, так как финансирование осуществлялось бы за счет государственного долга.

Экономический кризис 1973–1975 гг. способствовал формированию нового течения – посткейнсианства, признанным лидером которого является представительница английской кембриджской школы Дж. Робинсон. Оригинальность посткейнсианства как самостоятельного течения наиболее отчетливо проявилась в разработке теории экономического роста и распределения продукта, в основу которой положена идея, что темпы роста общественного продукта зависят от распределения национального дохода, которое, в свою очередь, является функцией накопления капитала. Именно скорость накопления капитала определяет норму прибыли, а следовательно, и долю прибыли в национальном доходе. Доля же заработной платы определяется как остаточная величина. Реальное значение посткейнсианской теории состоит в том, что в ней предпринята попытка увязать пропорции распределения с пропорциями воспроизводства.

2. В апреле 1996 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации (№440), определивший основные направления перехода России к устойчивому развитию. В данном разделе работы приводятся положения концепции устойчивого социально-экономического развития России.

Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), и руководствуясь ими, необходимо и возможно осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Устойчивое развитие – объективное требование времени. Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей.

Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя   нынешние   стереотипы   мышления,   пренебрегающие   возможностями  биосферы  и  порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований. 


Тема 2. Экономические модели и экономическая политика

            Как в период становления капиталистического способа производства, так и при зрелых его формах положение отдельных стран внутри подсистемы и в мировом хозяйстве менялось в связи с неравномерностью их экономического развития. Она проявляется прежде всего в неодинаковости темпов развития всех составных элементов подсистемы – макроэкономик, отраслей, предприятий. Это определяется тем, что любая система включает в себя неоднородные элементы, которые связаны между собой, но обладают относительной самостоятельностью и испытывают воздействие различных факторов и условий. Неравномерность экономического развития имеет многомерное измерение. Расхождения в темпах роста могут либо увеличивать, либо выравнивать уровень развития стран в той или иной подсистеме.     Систему современного мирового хозяйства можно рассматривать как соотношение центра и периферии. К центру традиционно относят развитые западные страны, к периферии – страны «третьего мира», некоторые из которых по уровню развития начинают приближаться к центру.

            Центр. До второй половины ХХ в. среди промышленно развитых стран преобладала тенденция усиления неравномерности экономического развития. В 1890–1913 гг., в частности, уровень расхождения в производительности труда, являющийся самым важным фактором повышения роста производства, по отношению к ведущий стране в среднем составил 0,43. Данная тенденция усилилась в 1913–1950 гг.: уровень расхождения повысился до 0,57. Только в пяти случаях происходило сближение уровней производительности труда – у Канады и Финляндии в 1890–1913 гг., Норвегии, Швеции и Швейцарии – в 1913–1950 гг., но этот процесс был очень умеренным. В течение последних двух веков были три лидирующие страны, которые определяли технический прогресс и занимали ведущее место в производительности труда. С 1580 г. до начала ХIХ в. в рассматриваемой подсистеме главенствовала Голландия. В начале ХIХ в. лидером в мировой экономике стала Британия, в которой произошли крупные технические сдвиги в хлопчатобумажной, угольной промышленности, в черной металлургии. Большую роль в прогрессе промышленного производства наряду с первоначальным накоплением сыграли расширяющиеся рынки сбыта, которые Британия захватила в результате упорных и длительных войн за мировое господство, а также благодаря быстрому росту спроса внутри страны. За 1653–1797 гг. Англия 66 лет провела в морских войнах: в ХVII в. – с Голландией и в ХVIII в. – с Францией. Разрушив голландское торговое превосходство с помощью мощного флота и меркантилистской политики, Британия установила свою торговую монополию в Северной Америке, Вест-Индии, Индии, Бразилии. Почти 2/3 экспорта Британии составлял текстиль. Высокие прибыли, получаемые в текстильной промышленности, способствовали изменению отношения к нововведениям в британской экономике, а затем и в других странах. Рост производительности труда был выше, чем в Голландии в свое время. Структура британской промышленности концентрировалась на быстроразвивающихся секторах. В стране сложилась развитая сфера услуг, особенно коммерческих, банковских, морских перевозок, что помогало сохранить открытость экономики и имперские позиции Британии. Однако по темпам прироста основного капитала Британия стала отставать от США, а затем и Франции. Выдвижение CШA в качестве экономического лидера произошло главным образом в результате их усилий по увеличению капиталовложений, развитию внутреннего рынка. Исследователи выделяют ряд факторов, предопределивших успех американского предпринимательства: специализация производства за счет упрощения трудовых операций, разработка и внедрение правил предпринимательства, распространение и внедрение управленческой информации. Первый фактор позволил широко использовать неквалифицированную рабочую силу, специализация по операциям также позволила осуществлять прямой и эффективный контроль сверху. Управленческие правила позволили наблюдать и контролировать упрощенный процесс производства через пирамидальную структуру управления. На каждом уровне были тщательно определены и укрощены обязанности так, что высшие управляющие точно знали, что делается на каждой ступени производственной лестницы.  Важную роль сыграло и играет увеличение масштабов рынка как за счет развития структуры, так и увеличения территорий. В 1818 г. была присоединена Флорида, в 1840–1850 гг. была захвачена 1/3 территории Мексики, в 1867 г. к США перешли Аляска и Алеутские острова.

             В послевоенных условиях механизм действия неравномерности приобрел ряд новых черт. Во второй половине ХХ в. усилился процесс сближения уровней производительности труда по отношению к ведущей стране. Коэффициент сближения уровней производительности труда составил 2,11 в 1950–1973 гг., понизившись до 1,32 в 70–80-е годы. В 50–60-е годы наибольшее ускорение темпов роста производительности труда, ВВП отмечалось в Австрии, Германии, Италии, Финляндии, Японии и наименьшее – в Австралии, Канаде, Норвегии, Швейцарии, Швеции и CШA.

      Периферия. Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 80% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторические корни. На современном облике многих развивающихся стран лежит глубокий отпечаток их исторического развития, связанного с их колониальным и полуколониальным прошлым. Большинство этих государств образовалось в результате национально-освободительной борьбы народов за независимость, распада колониальной системы империализма в 50–60-е годы, текущего столетия. В Латинской Америке формальная независимость стран была достигнута в первой половине ХIХ в. В подсистеме развивающихся стран до сих пор сосуществуют доиндустриальные и индустриальные типы производительных сил. Длительный исторический период производительные силы азиатских, африканских и латиноамериканских стран оставались практически без изменений, обеспечивая повторение процесса производства в прежних объемах. Прогресс в них осуществляется медленно. Сменяемости в полном объеме типов производительных сил не происходило, что неизбежно сказывалось на характере и развитии форм их общественной организации. В этих странах происходило напластование одних социально-экономических структур на другие. Разнородность производительных сил предопределила многоукладность социально-экономической структуры стран Азии, Африки и Латинской Америки. В колониальный период внедрение западного капитала привело к определенному подрыву традиционного воспроизводственного процесса. В колониальных и полуколониальных странах стал набирать силу товарно-капиталистический уклад. Но насаждавшееся и спонтанное капиталистическое развитие оказалось не в состоянии преобразовать существовавшие традиционные структуры. Поскольку непосредственной целью капитала является получение прибыли, он нередко обтекал их или создавал синтезированные объединения. Таким образом, старые структуры либо консервировались, если они отвечали интересам колонизаторов, либо подключались к механизму извлечения прибылей с помощью экономических и неэкономических методов. В последнем случае создавались образования, в которых капиталистические элементы постепенно вытесняли традиционные. Приспосабливая колониальные владения к потребностям метрополий, империализм способствовал формированию в порабощенных странах дезинтегрированного экономического строя, в котором и традиционные формы были подчинены потребностям воспроизводственных процессов метрополий.


Тема 3. Открытая или закрытая экономика?

1-2. При множестве точек зрения относительно путей включения России в систему международного разделения труда (МРТ) и мирохозяйственные связи несомненно то, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода крыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого. Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньших усилий требует создание законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы. Россия как суверенное государство делает, по существу, лишь первые шаги на мировой арене. В этих условиях предстоит в сжатые сроки разработать долговременные, научно обоснованные приоритеты во внешнеэкономической политике страны. Причем, как известно, и внешнеполитический и внешнеэкономический курсы, неразрывно связанные между собой, складываются пока в крайне неблагоприятных условиях. К тому же Россия унаследовала от бывшего Советского Союза не только сложившиеся десятилетиями стереотипы отношений с внешним миром, но и подавляющую часть международных экономических обязательств бывшего СССР, хотя ее реальные экономические возможности пока уступают тому, что было.

В этих условиях предстоит решить многие проблемы принципиальной важности органичного вхождения России в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей МРТ для решения своих внутренних задач, географических и структурных проблем внешнеэкономических связей страны. Предстоит не просто провозгласить переход России в течение определенного времени к экономике открытого типа, но и принять соответствующие решения по практической реализации этого курса.

Представляется, что ключ к созданию жизнеспособной экономики переходного периода в России – в ее открытости. На этом пути резко сокращаются сроки решения задачи значительного снижения уровня монополизации. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо и косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. В этом случае у производителей России остается один главный путь для процветания – повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Разумеется, переход к экономике открытого типа – процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась вместо созидательного фактора в силу, разрушающую российскую экономику.

Формирование цен на продукцию в экономике России переходного периода под воздействием мирового рынка выдвигает на передний план механизм оценки основных факторов производства – природных ресурсов, капитала и труда. При этом, однако, оценки будут отклоняться от критериев мирового рынка, общепринятых представлений. В переходный период нерационально ориентироваться на «нормальную» рентабельную работу значительной части предприятий, поскольку столкновение с мировым рынком выявит их неконкурентоспособность, а следовательно, и убыточность. Отсюда перед государством встает очень важная задача, связанная с централизованным перераспределением финансовых ресурсов, направленным на создание условий, обеспечивающих выживание отечественной экономики в условиях ее все большей открытости. Необходимы экономическая переоценка и экономическая защита всех государственных ресурсов – земли, природных богатств, фондов, запасов сырья, материалов, готовой продукции. Главное достояние России в переходный период – природные богатства. Они требуют рационального использования и высокой оценки в соответствии с критериями мирового рынка.

Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. В этом случае снижаются риски негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и становятся более ясными положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.


Тема 4. Рыночный экономический механизм и государственное регулирование экономики

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в экономике должно опираться на простое суждение: государству следует делать то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы». Например, мелкое производство или торговля валютой не нуждаются в государственном участии, потому что этим занимаются частные предприниматели. В крупном производстве решение вопроса не столь однозначно: здесь требуется сочетание рыночной мотивации – стремления к получению максимальной прибыли путем эффективной и рациональной организации дела – со способностью государства привлечь большие ресурсы. Естественно, что на практике степень участия государства и частного капитала в конкретных проектах в огромной степени зависит от всего предшествующего экономического развития страны, в том числе от экономической мощи частных компаний.

Если оставить в стороне административно-правовые задачи, стоящие перед государством (формирование рамочных условий экономической деятельности), и сосредоточиться на чисто экономических функциях, то они состоят в следующем.

1. Производство «общественных благ». Наряду с обороной и охраной общественного порядка – важное место среди «общественных благ» занимает транспортный сектор: автомобильные и железные дороги, мосты, каналы и т. д. Хотя некоторые из этих объектов, например дороги и мосты, бывают частными и платными, чаще всего они принадлежат государству.

2. Регулирование «естественных монополий» в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства и т.д. «Естественными монополиями» называются такие сферы экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются по мере расширения объема предложения товаров или услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг, тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например на транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний. Однако для того чтобы эта компания не злоупотребляла монопольным положением, государство должно устанавливать «потолок» цен и следить за качеством ее товаров (услуг). Наиболее распространенными видами «естественных монополий» являются электроэнергетика, трубопроводный транспорт, железные дороги, почтовая, телеграфная и телефонная связь, городской водопровод. В зависимости от сложившейся практики государство контролирует цены на продукцию «естественных монополий» (США) или осуществляет производство этой продукции государственными компаниями (Франция).

3. Устранение чрезмерного социального неравенства с помощью инструментов социальной политики (установление гарантированного минимума оплаты труда, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов, дотации нуждающимся и т.д.).

4. Защита общества от «внешних эффектов», например охрана окружающей среды.

5. Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса, ограничение внутреннего и внешнего долга и т. д.),

6. Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста. Решение этой задачи достигается использованием очень широкого набора экономических инструментов: денежно-кредитного и налогового антициклического регулирования, промышленной, научно-технической политики и других.

Это минимальный перечень экономических функций государства в современном обществе. Зачастую государству приходится гораздо активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи. Так, государство часто учреждает государственные компании по производству промышленной продукции, причем таких изделий, которые не относятся к числу «общественных благ» (например, нефтепродуктов, автомобилей). Довольно много крупных государственных предприятий в Западной Европе. Нередко государство выкупает крупные нерентабельные компании у владельцев с тем, чтобы провести техническую модернизацию и структурную реорганизацию, а потом продает их частному капиталу (так происходило после второй мировой войны с английскими и французскими угольными, металлургическими и железнодорожными компаниями). Но важно, чтобы государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма и падает эффективность всей экономики.


Тема 5. Политика экономического развития

1. В настоящее время население Земли по данным ООН составляет более 6 млрд. человек. По вычислениям, проведенным в ООН, предполагалось, что ежегодный прирост населения планеты в 1990–1995 гг. будет равен 1,57%, на самом же деле он составил 1,48%, таким образом, ежегодно прибавлялось по 81 млн. человек. В предыдущее пятилетие – в период с 1985 по 1990 гг. – население Земли ежегодно увеличивалось на 87 млн. Предполагается, что в 2020 г. численность населения планеты превысит 8 млрд. человек, в середине ХХI в. – 10,5 млрд. человек. Время с середины XIX века и до середины ХХ, когда население немногим более чем за 100 лет выросло на 2 млрд. человек (тогда как на первый миллиард потребовалась вся история человечества), есть время «демографического взрыва». Последний характеризуется показателем времени «удвоения населения». Он очень быстро сокращался вплоть до наших дней, что подчеркивало устойчивую тенденцию к быстрому росту человечества. Предположение о возможной стабилизации численности населения в будущем находит подтверждение в особенностях темпа роста в наше время: если на «переход» от 1 до 2 млрд. человечеству потребовалось 85 лет, и от 2 до 3 млрд. – 25 лет, то на «переход» от 3 к 4 млрд. – 15 лет. Это означает, что в первом случае процесс ускорился в 3 раза, во втором – менее чем в 2 раза. Для прироста еще одного миллиарда человек, пятого, потребовалось столько же времени, сколько для четвертого – ускорение как бы прекратилось; темпы роста населения планеты стабилизировались, хотя и на очень высоком уровне. Уменьшение времени «удвоения населения» также прекратилось и не прогнозируется на будущее.

         На основе имеющихся данных демографы вывели теорию, получившую название «демографического перехода». Согласно этой теории, при низких уровнях промышленного развития рождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается, запаздывание рождаемости на 1–2 поколения приводит к разрыву между уровнями рождаемости и смертности, который способствует быстрому росту численности населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального общества, рождаемость тоже снижается, и темпы роста численности населения опять уменьшаются. Этот процесс наблюдается сейчас и прогнозируется примерно до ХХII в., когда предполагается стабилизация численности населения на уровне 10–12 млрд. человек. Однако сразу следует обратить внимание на особенность этого прогноза: представление о стабилизации населения отвечает современному уровню развития производительных сил. Все идеи ограничения рождаемости, стабилизации роста населения всегда были обусловлены сложностями экономического развития. Они не вытекают из представлений о человеке как самостоятельном явлении. Не случайно поэтому появление предположений о том, что современная НТР, базирующаяся на достижениях физики, химии и адекватной им техники, за пределами ХХI в. сменится так называемой гуманитарной революцией на основе достижений биологических, гуманитарных и естественных наук. Одним из последствий может быть увеличение продолжительности жизни, совершенствование физических и духовных сил человека. При развитии этой тенденции рост человечества может продолжаться. Предположения такого рода неявно прослеживаются в оценках максимально возможной численности населения в 40–50 млрд. человек.

2. Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене. Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке. Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Какова же при этом роль государства, государственных органов?

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг. В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками. Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан. Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.


Тема 6. Траектория мирового технико-экономического развития

1. Вопросы регулирования научно-технического сотрудничества уже сейчас выходят за рамки национальных интересов, становятся предметом выработки взаимоприемлемой политики как на двусторонней, так и на многосторонней основах. В будущем этот процесс усилится, а его результатом станет качественное изменение понятия «национальная безопасность». Главным условием безопасности любой социально-экономической системы становится ее собственная жизнеспособность, определяемая достигнутым экономическим и технологическим уровнем развития, конкурентоспособностью, качеством жизни и лишь в последнюю очередь – защищенностью от внешней угрозы. Ключевыми элементами концепции национальной безопасности России становятся уровни развития образования и науки, их открытость и включенность в мировой интеллектуальный потенциал. Актуальная цель научно-технической политики российского государства в этих условиях – поиск оптимального соотношения между охраной национальной интеллектуальной собственности и дальнейшей глубокой интернационализацией научно-технической деятельности. Именно такой подход может стать наиболее конструктивным и в России. Важный элемент экономического механизма научно-технического прогресса (НТП) – государство, ибо прежде всего оно берет на себя функции по стимулированию НТП, ассигнуя на НИОКР значительные средства. Важную роль играет государство в поддержке и стимулировании деятельности малого бизнеса. Это осуществляется передачей прав на использование изобретений, созданных на государственные субсидии, выдачей лицензий на принадлежащие государственным ведомствам изобретения, размещением заказов. Надо заметить, что в последнее время в создании фирм-новаторов активно участвуют местные органы власти (в частности, они организуют при университетах отделения по развитию научно-технических фирм).

2. Если в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, то в России прослеживается прямо противоположная тенденция – к его разрушению. Научно-технический потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.

Такая ситуация возникла еще в бывшем Советском Союзе, где сама экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития. Невосприимчивость экономики к нововведениям была одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции деградации научно-технического потенциала.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку, которые за период с 1988 г. по 1992 г. снизились в России почти в 3 раза. Если общие расходы на науку в бывшем Советском Союзе составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, то в 1992 г. в России удельный вес ассигнований на НИОКР сократился до 0,87%, что соответствовало 27-му месту в мире. По абсолютным расходам на НИОКР (901 млн. долл.) Россия занимала 24-е место в мире, уступая не только промышленно развитым странам, но и отдельным развивающимся государствам.

Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний. Так, например, в начале 90-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее 82%, в Швейцарии – 75, Бельгии – 73, Японии – 69, Швеции – 68, США – 68, Германии – 68, Великобритании – 63, Ирландии – 62, во Франции – 61%.

В России в настоящее время финансирование науки на 95% осуществляется за счет государственного бюджета, фактически отсутствуют ассигнования на эти цели со стороны коммерческих структур, что лишает страну важного источника сохранения и развития научно-технического потенциала.

Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира в среднем на исследования в области обороны тратится лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России – около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов (НИИ) и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.

В 1992 г. научно-техническая сфера России включала 2,9 тыс. научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (КБ), 559 проектных и проектно-изыскательских организаций, 400 научно-исследовательских и конструкторских подразделений на промышленных предприятиях и 450 высших учебных заведений с общим числом занятых около 2,5 млн. человек.

К началу 2002 г. из-за отсутствия финансирования, сокращения спроса на науку, падения престижа ученого были закрыты многие научно-исследовательские учреждения, часть из них перепрофилирована, отдельные уникальные НИИ используются не по назначению в коммерческих целях. Общее число занятых в научной сфере сократилось почти в 2 раза – до 1,7 млн. человек.

Возникла весьма серьезная угроза сужения образовательной базы страны. Россия стала выпускать специалистов с высшим образованием в 2 с лишним раза меньше, чем США. Резко сократилась подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру.

Между тем мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.

Сохранение и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной ее общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти свое место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.

 


Тема 7. Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом

Выдающийся английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) стал настолько известным, что его именем названо целое направление в экономической науке, основанное на взглядах и позициях, существенно отличающихся от проповедовавшихся другими учеными. Книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 году и появилась как нельзя вовремя. В этот период в основных промышленно развитых странах мира наблюдалось абсолютное падение производства, рост безработицы, массовое банкротство фирм и всеобщее недовольство. В мире стали распространяться коммунистические и национал-социалистические идеи. Казалось бы, крах капиталистической системы хозяйствования не за горами, и уже никто и ничто не в силах ее спасти.

Положение усугублялось тем, что неоклассическая доктрина не только не предлагала улучшения ситуации но и вовсе отрицала саму постановку вопроса рецептов о возможности более или менее продолжительного периода кризисного состояния в экономике рыночного типа. Такое представление базировалось на так называемом законе Дж. Сея, в соответствии с которым «предложение всегда создает соответствующий спрос». Поэтому, по выводам неоклассического анализа, несоответствие между спросом л предложением в масштабах экономики в целом и безработица могут носить лишь временный характер и вмешиваться в этот процесс нет необходимости. Книга Кейнса отвергает этот тезис, обосновывая необходимость и определяя конкретные направления регулирующего воздействия на экономику со стороны государства. По Дж. Кейнсу, экономика в целом (макроэкономика) функционирует не так, как каждый рынок в отдельности (микроэкономика). Производство, а следовательно и предложение, любого отдельно взятого товара может увеличиваться постоянно. Производственные же возможности хозяйства в целом ограничиваются количеством трудовых ресурсов в данной стране. По мере того как трудовые ресурсы постепенно включаются в процесс производства, общий объем продукции увеличивается, но как только свободных ресурсов не остается, объем производства расти перестает. Таким образом получается, что законы микроэкономики и законы макроэкономики не совпадают.

Дж. Кейнс впервые обратил внимание на то, что средний уровень доходов граждан в развитых странах мира в ХХ веке гораздо выше минимально необходимого уровня доходов, поэтому экономическое поведение современных людей изменилось таким образом, что они стремятся при росте своих доходов все большую их часть сберегать и все меньшую часть потреблять. Чем выше общая величина доходов, тем меньшая часть потребляется и большая часть сберегается. Таким образом, если спрос состоит только из потребительских расходов населения, общая величина его падает тем быстрее, чем быстрее растут доходы. При этом необходимо помнить, что сбереженные средства вовсе не обязательно будут инвестированы в полном объеме. Дело в том, что если сбережения зависят от доходов, то инвестиции в конечном итоге – от цены денег, банковских процентов ставок на кредиты. Чем более дороги деньги, то есть чем выше ставки процента, тем меньше предприниматели инвестируют средств. И наоборот, чем кредитные деньги дешевле, тем больше их вкладывается в экономику. Следовательно, могут быть ситуации, когда сумма сбережений не равна сумме инвестиций. Если объем инвестиций превышает объем сбережений (вследствие «разводнения денег») в экономике возникает инфляция, если сбережений больше, чем инвестиций (вследствие складывания денег «в кубышку»), возникает безработица.

Экономическое развитие дестабилизируется под влиянием рыночного механизма хозяйствования из-за тенденции к сокращению общей величины спроса, это приводит к затовариванию рынков, последующему закрытию предприятий, сокращению рабочих мест, росту безработицы. Это в свою очередь еще больше снижает спрос, и начинается новый виток банкротств. Таким образом, рынок не в состоянии выправить создавшееся положение, и ему следует помочь справиться с этими трудностями с помощью государственной политики. Так полагает Дж. Кейнс.  Государственная экономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивого платежеспособного спроса. Так как общая величина совокупного спроса складывается из нескольких компонентов, сокращение одного из них должно быть компенсировано ростом другого. Например, если происходит сокращение потребительских расходов населения, должно произойти увеличение государственных расходов.

Монетаризм – теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Поэтому монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег. При таком подходе «политике экспансии» – главной надежде кейнсианцев – противопоставляется «политика сдерживания». Суть ее состоит в целенаправленном ограничении роста доходов населения, что должно сопровождаться уменьшением величины совокупного спроса. На поверхности такие меры представляются как ограничение денежных выплат населению (государственных расходов). Эти меры видимы и ощутимы всеми. Поэтому политика сдерживания и получила такое название, как «монетаризм», ибо она связывает антистагфляционные меры прежде всего с ограничением прироста денежной массы. Как легко догадаться, «монетарная» траектория движения рыночной экономики будет противоположна «кейнсианской». Дело в том, что исходным пунктом здесь выступает уже стагфляционное состояние производства. Политика сдерживания, уменьшая спрос, вызывает противоположный результат: рост безработицы (вследствие уменьшения объема производства) при снижении инфляции. Снижение инфляции является главным итогом политики сдерживания, в результате чего уменьшаются и издержки производства. В этой новой ситуации политика сдерживания, то есть искусственного ограничения совокупного спроса, сменяется «политикой либерализации», предоставлением большей свободы действия рыночным факторам. Производство восстанавливает прежний уровень, что означает и рост занятости, но уже при существенном ослаблении инфляции. «Бег на месте» продолжается, но уже без инфляционной «одышки». 

 


Тема 8. Кейнсианская модель регулирования и современная экономика

1. Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы. Дж.М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

Таким образом, кейнсианская модель знаменовала новый этап в развитии экономической теории. Она доказала, что равновесное состояние рыночной экономики не совпадает с ситуацией полного использования факторов производства и может быть результатом только целенаправленного регулирования со стороны государства.

Однако экономическая практика в который раз ускользнула от всеобъясняющей теоретической модели. Дело в том, что кейнсианская модель позволяла бороться или с безработицей, или с инфляцией. Но современная экономика вынуждена вести оборону сразу на двух «фронтах», ибо ее поразил новый недуг – «стагфляция», как стали называть постоянно присутствующее в современной рыночной экономике сочетание высокой безработицы и высокой инфляции.

Стагфляция не вписывалась в кейнсианскую модель. Более того, обосновав целесообразность искусственного роста спроса, эта модель, как полагают многие экономисты, сама спровоцировала в определенной степени стагфляцию. Ведь политика экспансии (выплата денежных сумм населению) означает рост номинального, а не реального совокупного спроса. На короткий срок это может дать стимулирующие производство импульсы, однако в более продолжительном периоде искусственный рост спроса приводит к инфляции, сокращению производства и увеличению безработицы, то есть к прямо противоположным результатам. 

2. Мировая практика показывает, что система методов, инструментов и форм государственного регулирования многообразна, и в каждой стране она имеет свои особенности. Наиболее важными инструментами государственного регулирования рынка являются: финансовая и денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, антиинфляционная, антимонопольная, внешнеэкономическая политика, как отдельные направления государственной экономической политики. Остановимся на их основных характеристиках.

Денежно-кредитная или монетарная политика государства проводится центральным банком, который реализует государственную политику. Объектом денежно-кредитной политики является предложение денег в экономике, уменьшая или увеличивая которое, центральный банк оказывает влияние на процентную ставку, а тем самым - на инвестиции хозяйствующих субъектов, соотношение потребления и сбережения населения. Воздействие на денежное предложение осуществляется с помощью следующих инструментов:

r    изменение ставки рефинансирования или учетной ставки процента;

r    изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков;

r    проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

r    денежные реформы и изменения в денежном обращении, носящие характер денежных реформ (деноминация, девальвация, нуллификация). Финансовая политика государства складывается из:

r    фискальной политики – политики государства в области налогообложения и государственных расходов;

r    бюджетной политики – политики государства по формированию доходов, расходов бюджета, и политики управления бюджетным дефицитом и бюджетным профицитом.

Политика регулирования доходов и социальная политика государства – это политика регулирования доходов населения и уровня жизни, воздействия на неравенство доходов, а также проведение государственной политики занятости. Направлена на регулирование спроса и предложения на рынке труда в рамках национальной экономики.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя внешнеторговую политику, управление валютным курсом.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!