Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Государственное регулирование экономики и экономическая политика»»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Тема 16. Социальная политика государства

            Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (естественно, с известной степенью условности) является американская модель. Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным представителем (также условно) является шведский вариант социального государства. Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

            Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.

            В Конституции РФ, принятой в 1993 г., российское государство определяется как социальное государство. Иными словами, Конституцией декларирована ориентация на ту модель социального устройства, которая сложилась в развитых рыночных экономиках стран Запада. Обращение именно к этому типу социально-экономического устройства было вполне естественным, так как оно соответствует особенностям социально-экономического развития России и мировому опыту, который показывает, что успешное функционирование рыночной экономики непосредственно взаимосвязано со степенью социальной защищенности населения. От ориентации на такую перспективу в огромной степени зависит и поддержка реформ со стороны части общества.

            Однако на практике государственная социальная политика стала развиваться в сторону остаточной модели. При разработке концепции и конкретных направлений экономических преобразований не просчитывались или неверно оценивались их социальные последствия, не создавалась своевременно система соответствующих социальных амортизаторов, способных смягчить неблагоприятное воздействие реформ и создать предпосылки для адаптации населения к рыночным условиям. Такое отношение к социальной составляющей реформ не случайно. Принятая стратегия экономической трансформации предусматривает лишь узкий круг мероприятий по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, а остальные социальные вопросы должен автоматически решать рынок.

      Для обеспечения социальной стабильности российского общества прежде всего необходимо ликвидировать базу воспроизводства бедности: преодолеть кризисное состояние экономики. Важно повысить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, увеличив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходимо также усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении. Раз речь идет не о стремлении к всеобщей уравниловке, которая не совместима с рыночной системой хозяйствования. Задача в другом – в выработке механизма справедливого распределения тяжести кризисного периода в развитии страны между различными группами населения. Еще в октябре 1997 г. Федеральным Собранием РФ был принят новый закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», где поставлена задача поэтапного повышения минимальных размеров оплаты труда и минимальной пенсии по старости до величины прожиточного минимума; декларирована цель предоставления государственной социальной помощи семьям (или одиноким гражданам), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленном в соответствующем субъекте Федерации; изменен порядок формирования и оценки потребительской корзины. Идеология формирующейся в России государственной социальной помощи учитывает стоящие перед страной задачи в социальной сфере и экономические условия их реализации. Предполагается:

        постепенный отказ от патернализма в социальной сфере и разработка системы минимальных государственных социальных стандартов, обеспечиваемых государством;

        усиление роли страховых принципов в предоставлении социальных благ и услуг;

        повышение эффективности функционирования социальной сферы и качества предоставляемых ею услуг за счет развития элементов конкуренции;

        дифференциации социальной политики по регионам и ее муниципализация.


Тема 17. Сельскохозяйственная (аграрная) политика

1. Сельское хозяйство является традиционной болевой точкой российской экономики. Согласно распространенной легенде, еще в советские времена неугодного чиновника сознательно («бросали» на сельское хозяйств). Расчет был прост: улучшить в этой сфере он все равно ничего не сможет, значит, рано или поздно ему придется отвечать за очередной провал, стать «козлом отпущения». Экономический кризис 1998 года резко снизил спрос на аграрную продукцию; непродуманная внешнеэкономическая политика позволила мощным иностранным поставщикам продовольствия вступить в прямую конкуренцию с неподготовленным к рыночным условиям отечественным сельским хозяйством.    Катастрофический неурожай зерна 1998 г., отбросивший страну по этому показателю на 40 лет назад, показал, что аграрная проблема актуальна и в наше время. При этом каждый раз находятся убедительные причины для объяснения провала. В 1998 г. это была рекордная засуха, в других случаях получить высокий урожай мешали проливные дожди, бури и т.д.

               С чем же связаны сельскохозяйственные трудности в нашей стране: с неумением хозяйствовать или с объективными причинами? Очевидно, что объективными следует считать проблемы, вызванные природными факторами. Географическое положение России действительно создает весьма сложные для аграрного сектора природно-климатические условия. Специалисты считают, что оптимально для земледелия выпадение 700 мм и более осадков в год. В США лишь 1% пашни расположен в зоне недостаточного увлажнения, а Западная Европа с этой проблемой не сталкивается вообще. В то же время в России 40% всей пашни получает менее 400 мм осадков в год, т.е. находится в зоне рискованного земледелия, а уровень в 700 мм приходится лишь на 1% полей. Однако тяжесть природных условий нельзя рассматривать как фатальную предопределенность, диктующую неизбежно неблагоприятный характер сельскохозяйственного развития. Противодействие негативным природным факторам может базироваться на достижениях научно-технического прогресса, применении интенсивных технологий, внедрении научных систем землепользования и ведения хозяйства. Речь идет о целом комплексе мероприятий, включающем облагораживание почв органическими и минеральными удобрениями, строительство мелиоративных и ирригационных сооружений, переход к выращиванию овощей и плодово-ягодных культур раннего и одновременного вызревания, широкое внедрение морозоустойчивых, не склонных к заболеваниям и полеглости культур и так далее вплоть до использования новейших открытий клеточной и генной инженерии. Мировой опыт показывает: перевод сельского хозяйства на индустриальную основу позволяет обеспечить устойчивость аграрного производства, ослабляет его зависимость от неблагоприятных природно-климатических условий. Сошлемся на пример Голландии, которая при весьма бедных по естественным характеристикам почвах сумела стать мировым лидером урожайности зерновых культур.    Особо следует сказать о техническом уровне аграрного производства, с его малопроизводительными машинами и оборудованием. Так, используемые в хозяйствах зерноуборочные и картофелеуборочные комбайны оставляют на полях до 30% урожая. Поставляемые на село мощные тракторы не располагают соответствующим шлейфом сельскохозяйственных устройств и оборудования. Часто низким является профессиональный уровень сельских механизаторов, срок обучения которых редко превышает 3 месяца.

            Таким образом, объективные – прежде всего природного характера – трудности, мешающие созданию высокопроизводительного сельского хозяйства в России, реально существуют. Однако они вполне могли бы быть компенсированы умелой экономической политикой государства, внедрением современной техники и передовых технологий. То, что в реальности события на селе пока развиваются в направлении снижения технического уровня, объясняется не бурями и засухами, а чисто экономическими причинами.

2. Сельское хозяйство России нуждается в реальной помощи со стороны государства. Сельское хозяйство Российской Федерации в настоящее время еще не вышло на оптимальный уровень своего развития и характеризуется, к сожалению, низкой эффективностью. По основным экономическим показателям аграрный сектор России ощутимо отстает от передовых хозяйств США и Западной Европы, причем этот разрыв отнюдь не сокращается, а наоборот, увеличивается. Достаточно привести следующие данные. Производительность труда в российском земледелии меньше, чем в США, в 8 раз, а в животноводстве – почти в 40 раз. На единицу животноводческой продукции расходуется зерна в 2–3 раза больше, чем в большинстве развитых стран. Потери сельскохозяйственной продукции при уборке, транспортировке и хранении, по оценкам экспертов часто достигают трети всего урожая. Из крупнейшей в начале века страны – экспортера сельскохозяйственной продукции Россия превратилась в главного ее импортера. Так, в 1911 г. в связи с выгодной конъюнктурой на мировом рынке России удалось вывезти 13,5 млн. т зерна. С начала 60-хгодов можно говорить о начале эпохи импорта продовольствия. Однако до середины 80-х годов его ввоз был ограниченным: импортировалось в основном фуражное зерно в связи с попыткой создания в СССР интенсивного животноводства. Со второй половины 80-х годов увеличение импорта продовольствия приобрело лавинообразный характер. При этом акцент сместился с импорта кормов для собственного животноводческого производства на ввоз полностью готового продовольствия. В целом в последние годы за счет импорта обеспечивается примерно треть общего потребления продовольствия в стране и свыше половины его розничного товарооборота. Это обстоятельство стало одной из главных причин резкого снижения уровня жизни населения после девальвации 1998 г.: импортное продовольствие резко подорожало, а своим – при современном уровне его производства – страна уже не могла обойтись.


Тема 18. Японская модель «корпоративной экономики»

1. В обостряющемся соперничестве с США наряду с Западной Европой в 60-х годах все больше начала выдвигаться Япония. Теперь по производству многих важнейших видов продукции на душу населения (сталь, чугун, суда, синтетическое волокно, телевизоры, полиэтилен и т.д.) она уже превосходит США. Достижению этих результатов способствовали разные факторы, в том числе и более высокая интенсивность труда в Японии по сравнению с американской и западноевропейской. Известно, что в послевоенный период японцы трудились усерднее, чем народы других развитых капиталистических стран. В Японии были и остаются наивысшими норма сбережений, норма капиталовложений, самая продолжительная рабочая неделя. Япония продемонстрировала пример эффективного освоения массовых закупок зарубежной техники и технологии, особенно американской. Это позволило стране не только сэкономить собственные средства на развитие НИОКР, но и существенно сократить сроки освоения новых мощностей, быстрее перестроить старый и создать новый производственно-технический аппарат. По данным исследования, проведенного японским управлением по науке и технике, свыше 42% используемой промышленными фирмами техники и технологии обязано своим происхождением импорту. Государственное предпринимательство в послевоенный период занимало скромное место. В Японии широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер. Этим образуется сложная, взаимоувязанная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных, компаний – «Кэй-данрэн», «Дюкай», «Никкэйрэн», а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами. Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов – план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Планы и программы, несмотря на свою индикативность, подкрепляются широким арсеналом средств финансового, правового и организационного характера, которые обеспечивают их значительную эффективность и реализуемость. Общегосударственные экономические планы – это своего рода государственные инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства. В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распространения. Только 1% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств получают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере услуг. Владельцы мелких земельных участков работают у себя в хозяйстве лишь в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший орган принятия решений банком) устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума. Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки. Наряду с количественным ограничением банковского кредитования это позволяло до начала 70-х годов эффективно осуществлять прямое кредитно-денежное регулирование, а также занижать издержки привлечения средств банками и в определенной мере капитальные издержки компаний. В 70-е годы началась либерализация процентных ставок на финансовых рынках, которая включала не только освобождение ссудного процента, но и процента по депозитам и другим инструментам мобилизации средств банками и предприятиями, который долгое время устанавливался на заниженном уровне. Своеобразие японской экономической модели дополняется также ролью высших должностных лиц. По принятому обычаю их указания обязательны для исполнения фирмами. Если кто-то их нарушает, для назидания наказывают одну фирму, но сурово.

2. России еще предстоит выбрать наиболее подходящую для нее модель государственного управления экономикой, вначале просто копируя ее, а затем творчески развивая на основе отечественной теории и практики управления. Видимо, более привлекательной для нас будет японская модель государственного управления экономикой, так как она в большей степени отвечает особенностям нашей истории, культуры и национальной психологии (например, приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.). Российское государство должно стать как и в Японии монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Такой выбор, на мой взгляд, несомненно приведет к изменению геополитических интересов России, к ее большей ориентации на страны, расположенные в Тихоокеанском регионе (Япония, Китай, Бразилия, Чили, Австралия, Южная Корея и т.д.), с их огромными людскими, финансовыми, сырьевыми и технологическими возможностями и исторической перспективой. Выбор модели менеджмента будет означать смену мировоззренческих ориентиров в процессе подготовки будущих менеджеров. Это будет выбор, который определит исторический путь развития России на сотни лет. Ведь Россия – это страна, находящаяся на стыке Запада и Востока и вобравшая в себя ценности как западного, так и восточного мира.


Тема 19. Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики

Глубокие перемены произошли в структуре экономики Южной Кореи. Доля сельского, рыбного и лесного хозяйства в ВВП сократилась с 37% в 1962 г. до 5,7% в 1997 г., а доля обрабатывающей промышленности и сферы услуг возросла за этот период с 25,7 до 57%. При населении 46,5 млн. человек и ограниченных природных ресурсах страна по состоянию на 1 июля 1998 г. имела положительное сальдо торгового баланса в размере 20 млрд. долл. и золотовалютные резервы в размере 48 млрд. долл. на 15 октября 1998 г.

ВВП на душу населения увеличился с 253 долл. в 1970 г. до 9511 долл. в 1997 г. Ежегодный прирост заработной платы в 70-е годы составил 10%, 80-е – 8,3%. Средняя почасовая заработная плата рабочего в промышленности в 1995 г. превысила 7,4 долл., что выше, чем в Тайване (5,82 долл.). Ежегодный прирост зарплаты в 90-е годы превысил 7,6 % , в то время как ее уровень в ведущих индустриальных странах в эти годы оставался практически неизменным, а в США даже уменьшился (на 0,8% за 1990-1995 гг.).

В значительной мере успехи связаны с высокой интенсивностью труда, удачным сочетанием регулирующей роли государства и интересов крупнейших южнокорейских чеболей (финансово-промышленные группы). В целом экономика Южной Кореи характеризовалась устойчивым фиксированным курсом национальной валюты, отсутствием дефицита государственного бюджета, высокими темпами прироста ВВП, уровнем инвестиций – более 30% ВВП, низким уровнем инфляции.

Правительство разработало и реализует программу реструктуризации финансового и корпоративного секторов в рамках договоренности с МВФ о предоставлении срочной финансовой помощи. Под корпоративным реструктурированием понимаются мероприятия по повышению конкурентоспособности компаний путем реструктуризации капитала, слияний и поглощений, реорганизаций и банкротств, а также переобучения и трудоустройства высвобождающейся рабочей силы. Для реализации этой программы в июне 1998 г. создана правительственная комиссия по оздоровлению бизнеса, которая будет работать до конца 1999 г. Комиссия призвана осуществить ряд функций, в частности:

r    в случае затруднений координировать усилия компаний и банков-кредиторов путем прямого вмешательства в договоренности об их совместных действиях; определять несостоятельные компании;

r    требовать ликвидации неплатежеспособных компаний; контролировать осуществление компаниями согласованной программы реструктуризации;

r    разрабатывать мероприятия по сокращению задолженности, включая конверсию задолженности в акции и сокращение капитала (списание акций);

r    устанавливать новые бухгалтерские требования и стандарты;

r    обеспечивать финансовую устойчивость чеболей путем погашения или упразднения всех существующих перекрестных гарантий дочерних компаний;

r    способствовать полной либерализации слияний и поглощений и упрощению процедуры банкротства;

r    обеспечивать права акционеров, владеющих меньшинством акций, и юридическую ответственность основных акционеров.

Начиная с июня 1998 г. акцент государственной политики перенесен с совершенствования корпоративной финансовой системы на реорганизацию деятельности корпораций, прежде всего чеболей. Правительство считает, что основные проблемы конгломератов, а именно слабая международная конкурентоспособность и большая задолженность, обусловлены такими негативными факторами, как излишняя диверсификация бизнеса, дублирование инвестиций и избыточные производственные мощности.

Таким образом, даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

q         обеспечение экономики нужным количеством денег;

q         регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;

q         удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

            Рассмотрим подробнее две последние функции. Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта:    фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.  Рассмотрим теперь следующую функцию государства: удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. – эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основы.

2. России необходимо взять из опыта Южной Кореи следующее: Увеличить накопления капитала. Заимствовать иностранные технологии. Развивать собственные НИОКР. Улучшить количество и качество рабочей силы. Поднять на более высокий уровень общеобразовательную подготовку населения.

 


Тема 20. Германская модель «социального рыночного хозяйства»

Предпосылками экономического роста являются упорядоченная правовая система и эффективно действующие органы управления на земельном и коммунальном уровнях, сформировавшиеся за короткое время благодаря широкой помощи западногерманских управленцев, оказанной по служебной линии. Создание системы государственных органов здесь практически завершено.

Но несмотря на впечатляющие показатели экономического роста, средний уровень жизни в новых федеральных землях все еще ниже, чем в старых. Другого и не следовало ожидать, поскольку нехватка капитала, более низкая производительность труда, дефицита в сфере инноваций в бывшей ГДР все больше увеличивали разрыв в уровнях благосостояния между ней и Федеративной Республикой Германия.

Несомненно, в проведении преобразований допущены просчеты и даже ошибки, в результате которых возникли трудности для населения, которое никогда не знало, что такое свежий ветер конкуренции.

Крах крупных промышленных комбинатов также оставил заметную брешь в промышленном производстве, которую долгое время не могли закрыть даже новые предприятия. Поэтому доля промышленности в ВВП новых земель составляет лишь около 15%, тогда как в старых землях – примерно 26%.

Население Восточной Германии высказалось в пользу успешно функционирующей системы рыночной экономики, вследствие чего ему пришлось отказаться от некоторых удобств и привилегий, существовавших в условиях неэффективной плановой системы. Неудовлетворительной остается и ситуация на рынке труда. Доля безработных – после некоторого снижения – вновь достигла высокого уровня. В частности, в 1997 г. она составила 17% (1,3 млн. человек). Однако оживление конъюнктуры позволило в последующие годы сократить армию безработных. Федеральное правительство по-прежнему преследует цель сформировать на востоке страны эффективную экономику, которая может самостоятельно удерживать позиции на рынке и предоставлять достаточные возможности в сфере занятости и получения доходов.

Посредством планового снижения налогов на предприятия, дальнейшего дерегулирования рынков и приватизации правительство создает лучшие условия для деятельности иностранных инвесторов в новых федеральных землях. Около 1700 зарубежных компаний из примерно 50 стран инвестировали свои средства в экономику Восточной Германии, Среди них «Дженерал моторз», «Длоу кемикл», «Эдванст майкро дивайсез» из США, вложившие свои деньги соответственно в автомобильную, химическую промышленность и производство компьютеров, «Эльф аквитен» из Франции (энергетика), «Самсунг» из Южной Кореи (электроника), «Квернер» из Норвегии (судостроение).Для обеспечения высокой производительности труда и высокого уровня доходов необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках. Большим шансам, которые открываются в результате глобализации, противостоят и большие проблемы. Во всем мире сокращаются пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играет разница в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи предприятий. Поскольку инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу, то необходимо повысить инвестиционную привлекательность Германии. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения – больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше отдачи, больше риска и меньше государственного регулирования – все это необходимо для повышения международной конкурентоспособности страны.

В условиях международной конкуренции Германия как место вложения капитала имеет целый ряд плюсов – высокую производительность, хороший уровень профессионально-технической подготовки рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку. Именно это также необходимо современной России. Однако перечисленных факторов недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию в будущем. На мировом рынке германским предприятиям трудно тягаться с конкурентами по таким параметрам, как стоимость единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды. Эти расходы должны быть нейтрализованы за счет роста производительности труда, сохранения конкурентоспособности в области научных исследований и разработок, развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию, что также должно быть и в нашей стране.

Германия – член Европейского союза, с 1975 г. участвует в работе группы семи ведущих индустриальных государств мира. Поэтому вместе с ними, а также с Европейской комиссией Федеративная Республика Германия вырабатывает совместную торговую политику по отношению к третьим странам.

Для того чтобы подстраховаться от возможного экономического и политического риска, Германия выработала особый механизм финансирования – она заключила договоры со 115 развивающимися странами и государствами Центральной и Восточной Европы. Для защиты от политического риска федеральное правительство предоставляет гарантии на размещение в указанных странах капитала, если инвестиции там рассматриваются как целесообразные. Прямые капвложения в странах третьего мира и в государствах, проводящих реформы, поощряет и Германское общество по вопросам инвестиций и развития, образованное правительством страны. В частности, средние фирмы получают льготные ссуды и субсидии, если они создают в этих регионах свои филиалы и осуществляют передачу технологии.


Тема 21. Прогнозирование экономического развития России

Наиболее сложной частью процесса реформ в России является, по всей видимости, перестройка промышленности. В число основных задач, стоящих перед государством в данной сфере, не входит поддержание физических объемов производства всех видов продукции, поскольку сокращение выпуска продукции, которая в перспективе не будет пользоваться спросом, означает высвобождение ресурсов для иных, более важных нужд. Главные усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы содействовать структурным сдвигам в промышленности в направлении ее социальной ориентации, поддерживать предпринимательство и развитие частного сектора на основе приватизации, стимулировать накопления и инвестиции, оказывать помощь предприятиям – как перспективным, так и испытывающим временные трудности или подлежащим свертыванию. При этом должны применяться те средства и методы осуществления структурной политики, которые соответствуют возможностям страны и специфике конкретных отраслей.

Решающим компонентом успеха в этой области станет для России грамотная разработка и реализация адекватной ситуации в промышленности программы приватизации и реорганизации предприятий государственного сектора. Приватизация – это, так или иначе, сложный и долгий процесс; на пути быстрой приватизации стоят, как правило, многочисленные серьезные преграды, даже если это и определено в качестве общегосударственного приоритета. Поэтому многие государственные предприятия останутся в руках государства в течение достаточно долгого периода времени. Из этого следует, что проблеме управления оставшимися государственными предприятиями следует также уделять повышенное внимание. Крайне важно не допустить распыления средств производства и создать структуры управления, в максимальной степени приближающиеся к стандартам частного сектора. Весьма важным в сфере реорганизации государственных предприятий является и вопрос о том, как быть с убыточными предприятиями. В долгосрочной перспективе предприятия, постоянно терпящие убытки, должны быть закрыты, однако в краткосрочном плане, скорее всего, многие убыточные предприятия будут сохранены. Их убытки, особенно на первоначальном этапе переходного периода, лучше всего покрывать при помощи специализированных финансовых учреждений, на которые должна быть возложена такая задача, – это помогло бы локализовать все «безнадежные» займы в одной части финансового сектора, а также не вовлекать в данный процесс банковскую систему, испытывающую при данных обстоятельствах нехватку капитала.

Важнейшим шагом при переходе к рыночной экономике является развитие частного сектора. Для государственных предприятий это имеет двоякие последствия; с одной стороны, частный сектор создает им конкуренцию, становящуюся со временем все более серьезной, а с другой – поглощает высвобождающуюся из-за банкротств, сокращений и ликвидации традиционных предприятий лишнюю рабочую силу. Таким образом, это способствует ограничению социальных издержек перестройки государственного сектора. Развитие частных предприятий повышает динамику и эффективность экономики в целом, так как малые и особенно средние предприятия являются теми новыми источниками, которые могут обеспечить гибкость экономики в период быстрых и резких перемен. Именно поэтому развитие частного сектора должно стать неотъемлемой и активной частью процесса реформы предприятий и всей экономики в целом.

Поддержка развития частного сектора потребует от государства новых выборочных капиталовложений в развитие средств связи, систем снабжения и распределения энергии, городской инфраструктуры, в улучшение состояния и рационального использования окружающей среды. Во многих случаях сфера этих услуг находится в упадочном состоянии на данном этапе, либо они становятся вовсе ненужными в таких условиях. Как правило, необходимы большие инвестиционные вливания для возрождения и рационализации инфраструктурных сетей. Хотя средства для финансирования этих целей могут быть получены за счет экспортных кредитов и от международных финансовых учреждений, следует в максимальной степени использовать собственные ресурсы.

Государственная политика в области конверсии оборонного комплекса должна проводиться в русле общей концепции экономических реформ. Демилитаризацию следует проводить на основе развития негосударственных форм собственности и предпринимательства, сокращения государственных дотаций и свертывания неэффективных производств и предприятий, снятия ограничений на иностранную конкуренцию.

Приоритетами в области сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса (что также имеет особое значение для России) должны являться, помимо реформы цен и налогов, изменение организационной структуры производства, установление соответствующего режима стимулирования, восстановление прибыльности, разработка законодательства для мобилизации иностранных капиталовложений. Структурные сдвиги в производстве энергоносителей в сторону большей степени их переработки, производство современного оборудования для перерабатывающей промышленности помогут наиболее эффективно использовать имеющиеся топливные ресурсы, а в некоторых случаях – восстановить внешнюю кредитоспособность и достигнуть положительного внешнеторгового сальдо, необходимого для преобразования остальной экономики. На выполнение этих же стратегических задач должны быть нацелены преодоление диспропорций в сфере производства и распределения продовольствия, формирование новой отраслевой и территориальной структуры агропромышленного комплекса, модернизация сферы снабжения и оказания услуг, создание современной производственной инфраструктуры.

Одной из наиболее серьезных проблем, возникающих на этапе реструктурирования экономики, является острая нехватка инвестиционных ресурсов. Неизбежно снижается инвестиционная активность правительства, что объясняется сложной ситуацией в налоговой области и отсутствием административных рычагов пополнения государственного бюджета. Большинство предприятий, находящихся в государственной собственности, испытывают серьезные финансовые трудности и недостаточно кредитоспособны. Еще хуже положение, в котором оказываются государственные компании, ожидающие скорой приватизации. Их инвестиционная активность полностью парализована, все ждут прихода новых собственников. Высокая степень неопределенности при принятии инвестиционных решений, неразвитость финансового сектора и нежелание его институтов кредитовать частные фирмы, несформированность рынка капиталов, а также высокие процентные ставки на предоставляемые кредиты из-за неизбежного роста темпов инфляции в переходный период – все это оказывает значительное негативное воздействие на все хозяйствующие субъекты.

Для стимулирования инвестиций государство должно использовать все имеющиеся у него средства. Помимо первоочередных мер, направленных на подавление инфляции, улучшение налоговой системы, формирование рынка капиталов, с инвестиционной точки зрения необходимо ускорить смену форм собственности государственных предприятий, делая при этом упор на разработку инвестиционных проектов и программ создания новых рабочих мест. Значительную роль в этой сфере могли бы играть домашние хозяйства, которые способны принимать участие в финансировании, в частности, жилищного строительства. Следует создавать благоприятные условия (льготные кредиты, налоговые скидки) для стимулирования инвестиционной активности населения, что послужит одним из важных факторов преодоления кризиса.

Путь к успеху в реформировании структурной организации экономики лежит также через выработку и реализацию серьезной антимонопольной политики на государственном уровне. Такая программа должна быть тщательно продумана: существующие монополии, созданные административным путем, не должны быть просто переданы в частные руки в форме, препятствующей повышению эффективности экономики в долгосрочном плане. С точки зрения эффективности желательно демонополизировать существующие структуры до их приватизации. После того, как монополии попадут в частные руки, разрушить их будет намного сложнее; владельцы монополий будут противодействовать последующим реформам. Административные монополии, особенно в области снабжения, оптовой торговли и систем распределения, также должны быть разрушены до приватизации. Однако, ввиду большого числа существующих монопольных структур и слабого контроля над государственными предприятиями в переходный период, разрушить монополии до их приватизации не всегда представляется возможным – это заняло бы столько времени, что приватизация была бы замедлена и поставлена под угрозу. Поэтому крайне важно, чтобы демонополизация существующих структур была увязана с разработкой конкретных планов корпоратизации и приватизации.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!