Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Государственное регулирование экономики и экономическая политика»»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Тема 9. Теория рациональных ожиданий и государственная экономическая политика

1-3. Теория рациональных ожиданий получила весьма широкое признание. Она предполагает, что фирмы в своих прогнозах исходят из следующих вопросов: как функционирует существующая экономическая модель; какова была прошлая динамика цен, расходов, уровня процента и т.д.; каковы вероятные последствия принимаемых правительством решений; как в связи с этим могут измениться основные показатели макроэкономики (размеры национального продукта, темпы экономического роста, занятость, спрос, валютный курс)? На основе этих оценок формируется рациональное поведение участников экономической деятельности.

Гипотеза рациональных ожиданий приводит к выводу, что возможности правительства воздействовать на экономику существенно сузились. Краткосрочная политика управления спросом все чаще оказывается малоэффективной. В долгосрочном плане уровень занятости, показатели производства определяются структурными сдвигами. Реакция на решения и повороты экономической политики зависит не только от предполагаемых рациональных ожиданий. Она обусловливается степенью воздействия на доходы, тем, в какой мере принимаемые решения затрагивают интересы людей.

Не следует думать, будто все участники событий – фирмы и частные лица – обладают достаточной информацией и проводят строгую оценку предстоящих экономических событий. Важная информация утаивается. Информация стоит денег, это дорогой товар, она не всем доступна. Тем не менее гипотеза рациональных ожиданий в целом справедливо отмечает изменения, происходящие в формировании механизма ожиданий.

При крупных переменах участники событий нередко действуют весьма согласно. Когда произошел резкий скачок цен на нефть (1973), то ее импортеры действовали по сценарию рациональных ожиданий. В поведении потребителей нефти произошел «неадаптивный» процесс постепенного приспособления к новой ситуации. Покупатели среагировали немедленно; они действовали по модели рационального поведения, без поправок на исторические данные о ценах на нефть.

По гипотезе рациональных ожиданий все участники событий дают себе отчет, какова будет модель будущего развития. И когда государство, к примеру, увеличивает денежную массу, предприниматели, профсоюзы, население немедленно стараются компенсировать последствия подобного шага. В основе ожиданий лежит не прошлая, а истинная модель.

Один из рецептов теоретиков рациональных ожиданий – использование неожиданных, непредвиденных решений. Такова, например, политика «инфляционного шока». Но и в случае принятия «шоковых» мер должны просчитываться возможные последствия.

Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно наблюдать на российском рынке в последние годы. В августе 1998 г. толпы напуганных покупателей буквально сметали с прилавков любые товары. Люди вполне резонно полагали, что после девальвации они резко вздорожают. На какое-то время даже воскресли призраки прошлого: длиннейшие очереди, исчезновение некоторых товаров из продажи и т.п. Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий. Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На сами потребительские предпочтения и их изменения, в свою очередь, оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и прочее. 


Тема 10. Бюджетная политика и государственный долг

1. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств по различным направлениям. С начала XX века наблюдается тенденция к увеличению расходов государственных бюджетов. В периоды войн расходы увеличиваются в десятки раз, после войны расходы незначительно снижаются. Во второй половине XX века наблюдается увеличение социальных расходов и затрат по вмешательству в экономические процессы, но военные расходы остаются до сих пор одними из главных.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы: военные расходы; вмешательство в экономику; социально-культурные нужды; содержание государственного аппарата управления. На военные расходы приходится от 20 до 40% общей суммы расходов государственного бюджета. Эти расходы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО). К косвенным военным расходам относится часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. В связи с изменениями международной обстановки в последние годы наблюдается сокращение военных расходов.

В настоящее время государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики. Финансовая поддержка государства осуществляется в виде затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на экономическую и социальную инфраструктуру, государственных отраслей экономики, поддержку сельского хозяйства. Значительно возросли государственные капитальные вложения. Вложения государства обычно создают почву ля проникновения частного капитала, который со временем вытесняет государственный сектор.

Расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. Общее назначение этих расходов – создание наиболее благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В целом в развитых странах доля расходов бюджетов по вмешательству в экономику увеличилась с 15% в 1950 г. до 22-25% в 90-х годах.

Затраты на социальные цели включают расходы на здравоохранение, образование, науку, социальное страхование и социальное обеспечение. Во многих странах государство берет на себя расходы по образованию наиболее нуждающихся групп населения.

2. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами (в России второй год объявлен профицит бюджета). Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.

Причин тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы. Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении,– это собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Предположим, что Казначейству США необходимо 100 млн. долл. на покрытие определенных правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС, которая покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита за счет Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100 млн. долл. новых банковских резервов. Они и становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении.

3. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики и комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения. В настоящее время наиболее приоритетными областями являются агропромышленный топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы, а также транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через расходы и налоги бюджет становится важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной, промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Это характерно также в отношении реализации высокоэффективных; и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле – один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей является главным двигателем человеческого прогресса. В социальной политике приоритетными становятся поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Чтобы, успешно идти по пути создания подлинно демократического государства, необходимо существенно усилить гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводить активную социальную политику, обеспечивающую адресную защиту социально слабых слоев населения, а также эффективно использовать денежные средства, выделяемые на социальные цели и решение жилищной проблемы.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через него перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности в сфере материального производства, он влияет на размеры накоплений и определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего федерального бюджета РФ.

При переходе на рыночные механизмы увеличивается значение бюджетного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В этих условиях основные задачи бюджетной политики состоят в обеспечении экономического роста и финансовой стабилизации. Для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры по укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Как известно, инфляция – многофакторный процесс. В Российской Федерации на развитие инфляционного процесса наибольшее воздействие оказали значительные бюджетные дефициты и либерализация цен, проведенная в 1992 г. В 1995–1997 гг. инфляционный процесс резко снизился. Для укрепления денежного обращения необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание государственного аппарата управления, установить жесткий контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в производство.

Другие задачи бюджетной политики состоят в следующем:

·             стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

·             сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

·             укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

·             создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

·             усилить контроль за величиной государственного долга.

            Существует несколько способов решения проблемы срочных выплат. По различным оценкам, путем реструктуризации части внешнего долга можно было бы отложить около 8 млрд. долл. выплат в 1999 году. Кроме того, Россия имеет шансы на реструктуризацию или частичное списание долгов бывшего СССР Парижскому клубу. Эти шансы даже возросли после августовского кризиса 1999 года, так как если ранее показатель отношения объема внешнего долга к ВВП составлял примерно 35%, то сейчас – около 90%. Таким образом, согласно классификации Парижского клуба, Россия попадает в число стран, тяжело обремененных долгами, для которых разработаны механизмы и схемы реструктуризации и списания долгов. Кроме того, Россия может рассчитывать на понимание и со стороны международных финансовых организаций. Одним из направлений работы по управлению долгом могла бы стать передача кредиторам за долги акций российских банков и предприятий. Кроме того, при решении вопроса управления государственными долгами, необходимо учитывать и те суммы, которые различные страны должны СССР или Российской Федерации, так как существует возможность перепродажи этих обязательств.


Тема 11. Кредитно-денежная политика государства

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель – регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

    Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

    Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, таки ее отдельные агрегаты.

    Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

    Главные задачи в данной области в России определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ «Основных направлениях денежно-кредитной политики» и совместных заявлениях Правительства РФ об экономической политике.

    В качестве примера можно сказать, что в 1994–1996 гг. наиболее эффективным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики – сдерживания инфляции – было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходит из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов и др.), устанавливает поквартальные предельные величины роста денежной массы и денежной базы, а также целевые показатели объемов международных резервов, предельные величины внутренних активов Центрального банка РФ. Осуществление этой политики в 1994 – 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 и 1996 гг.

    Важнейшими направлениями и инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ в настоящее время являются:

1)        отказ от прежней практики использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования бюджета;

2)        предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО (договор о сделке с правом обратного выкупа) с использованием для этого ставок рефинансирования Центробанка РФ;

3)        повышение эффективности других имеющихся инструментов денежно-кредитного регулирования, например обязательных резервов (это – депонирование части привлеченных средств коммерческих банков и кредитных организаций в Банке России), в целях повышения эффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.

Важной задачей кредитно-денежной политики России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.

Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются:

– жесткий контроль за темпами денежной эмиссии:

– проведении политики гибко управляемого валютного курса с установлением границ его возможного изменения;

– дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков;

– активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;

– реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.

Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе. В 90-е годы наблюдалась устойчивая тенденция, в соответствии с которой темпы инфляции снижались быстрее, чем сокращались темпы прироста денежного предложения. Приросту денежной массы на 1% соответствовали относительно меньшие темпы прироста цен. Денежная масса росла в реальном выражении, что создало условия для развития стабилизационных процессов. 

 


Тема 12. Регулирование инфляции и безработицы

Ограничение цен и доходов позволяет воздействовать на рост издержек производства и соответственно на обусловленное им увеличение цен. При невысоких темпах роста инфляции потребительские доходы эффективно регулируются с помощью системы налогообложения. Доходы фирм, кроме налогов, регулируются также с помощью изменения учетной ставки ссудного процента и величины резервных фондов. При развитии инфляции применяется индексирование доходов, позволяющее установить пропорции роста заработной платы от роста цен. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется.

Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому необходимо ограничение роста цен фирм-монополистов, создание в отрасли конкурентной среды, проведение структурных преобразований. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» цен и заработных плат.

Регулирование цен также осуществляется с помощью таможенных пошлин и тарифов. Так, при увеличении издержек производства снижение пошлин на сырье, оборудование, комплектующие и т.п. позволяет затормозить рост цен. Либеральная миграционная политика позволяет привлечь в экономику иностранных рабочих и понизить уровень заработной платы.

В целом такая политика позволяет «адаптировать» потребителей к некоторому уровню инфляции, противодействовать возникновению неконтролируемого роста цен.

Политика регулирования денежного обращения (монетарная политика), применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса. Политика регулирования цен и доходов (немонетарная политика) применяется для воздействия на инфляцию предложения. Однако как невозможно повести четкую границу между видами инфляции, так и невозможно разграничить антиинфляционные меры. Монетарная и немонетарная политики оказывают воздействие как на инфляцию спроса, так и на инфляцию предложения. Поэтому можно говорить о преобладающем влиянии этих мер регулирования на различные виды инфляции. 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен. Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних обычно привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли изменяться таким образом, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены. Эффективность реально проводимой политики доходов в 60-е годы в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как того хотелось бы. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения. К косвенным методам воздействия на цены относятся «дифляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики (метод точной настройки конъюнктуры). По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке. Кроме ограничения количества денег в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений. В целях замедления инфляции могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Последнее помогает противостоять импорту инфляции, однако может относительно безболезненно применяться лишь при наличии положительного сальдо платежного баланса и солидных золотовалютных резервов.

Все более настоятельной необходимостью для России является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Уповать и надеяться лишь на позитивные результаты саморегуляции рынка трудовых ресурсов ни в коей мере нельзя. Ведь в нашей стране широко распространена монопсония, сравнительно слабы профсоюзы, отсутствуют традиции поиска компромиссов и социального партнерства между трудом и капиталом, словом, крайне велика степень несовершенства рынка и, следовательно, крайне ограничены возможности автоматического устранения существующих диспропорций. В этих условиях государство должно быть гарантом обеспечения нормальной жизнедеятельности лиц наемного труда, выступать в роли главного «социального контролера».

Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, законодательных, административных и организационных мер, направленных,

q           во-первых, на стимулирование роста занятости,

q           во-вторых, на подготовку и переподготовку работников,

q           в-третьих, на содействие найму рабочей силы и,

q           в-четвертых, на введение системы социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения.

В России формирование конкретных механизмов этого регулирования идет в настоящее время параллельно со становлением самого рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив. 

 


Тема 13. Антимонопольная политика государства

                Создание и постоянное поддержание государством конкурентного состояния рынка не позволяет злоупотреблять экономической властью, запрещает в этой связи определенные действия, направленные на недобросовестное приобретение экономических преимуществ, способствует сбалансированному развитию всех участников рыночных отношений. Таким образом, на лицо необходимость создания и применения специальных правил и мер, гарантирующих конкуренцию и открытость экономики России. Эти меры и правила можно обозначить как антимонопольную политику. Антимонопольную политику следует рассматривать не в рамках действующего антимонопольного законодательства, а гораздо мире. Антимонопольную политику нельзя сводить к мерам административного воздействия в плане регулирования монопольного ценообразования или предотвращения искусственного ограничения доступа на рынки тем или иным покупателям и продавцам и проч. Следует подразумевать под ней прежде всего механизм проводимых институциональных и структурных реформ. Другими словами, проводимые в институциональные и структурные реформы, должны иметь антимонопольную направленность и рассматриваться как неотъемлемая часть антимонопольной политики. В связи с этим, на наш взгляд, следует расширить функции антимонопольного комитета.

            Цели антимонопольной политики можно обозначить следующие: способствовать поддержанию, развитию конкурентной среды хозяйствования, достижению большей сбалансированности народного хозяйства, снижению инфляции, укреплению рубля путем снижения темпов роста цен (демонополизации ценообразования), расширения ассортимента предлагаемых товаров, наращивания объемов их выпуска. Тогда механизм институциональных, структурных реформ, не только не будет противоречить, а наоборот, будет всячески способствовать финансовой стабилизации. В результате снизится мафиозная коррумпированность вновь нарождающихся негосударственных структур. Экономическая эффективность проводимых реформ будет более предсказуемой.

        В течение нескольких лет существования антимонопольного законодательства большинство антиконкурентных актов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления пресекались антимонопольными органами. Такая практика быстро была принята другими регионами в качестве противодействия антимонопольным органам, что естественно осложнило их работу по пресечению монополистических действий власти. Деление органов местного самоуправления на законодательные и исполнительные позволяет задействовать антимонопольным органам механизм предписаний в отношении законодательных органов местного самоуправления.

        Что касается политики совершенствования действующего антимонопольного законодательства, то она должна исходить из принципов долговременного и неукоснительного осуществления принятых законодательных актов, которые не могут регулярно пересматриваться в ту или иную сторону под воздействием меняющейся социально-экономической конъюнктуры. Важно, чтобы основополагающие принципы, заложенные в нормативных актах, неукоснительно выполнялись всеми ветвями власти, особенно в период выхода из создавшегося кризиса.  Между тем, с возникновением кризиса (август 1998 г.) наблюдалась как раз прямо противоположная картина: при первых же признаках дефицита отдельных групп товаров повседневного спроса ярко проявилась тенденция сепаратизма со стороны субъектов Федерации, многие из которых ввели ограничения и запреты на вывоз товаров из регионов. Появление региональных актов, прямо противоречащих законодательно закрепленным федеральным законодательством нормам и принципам конкурентного права, явилось нарушением Конституции РФ и конкурентном законодательства, свидетельствующем, по существу, об ослаблении влияния федеральной исполнительной власти в части поддержания единства политического и экономического пространства России.

           Более корректными методами противостояния кризису выглядело бы введение временных ограничений на перемещение товаров при тщательном обосновании фактических объемов производства и потенциальных резервов предназначенной для межрегионального товарообмена продукции. В свою очередь, при контроле за актами и действиями органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленными на ограничение конкуренции, функции антимонопольных органов на местах должны быть сосредоточены на выполнении конкретной задачи – законными методами содействовать развитию производства и способствовать адресной защите интересов населения региона.

 


Тема 14. Промышленная политика государства

1-2. Промышленность – важная составная часть единого хозяйственного комплекса Российской Федерации. На ее долю приводится 1/4 валового внутреннего продукта. Ведущая роль промышленности в экономике России определяется прежде всего тем, что, снабжая все отрасли народного хозяйства орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексирующими и районообразующими функциями. Темпы роста, уровень развития и структура промышленности – важнейшие показатели не только количественной, но и качественной характеристики народного хозяйства и жизненного уровня населения. От степени развития индустрии зависят технический уровень производства, структура хозяйства, территориальная организация. За годы Советской власти опережающее развитие отраслей тяжелой индустрии определило уровень экономического и военного потенциала страны. Тяжелая индустрия была ориентирована на развитие военно-промышленного комплекса, а не на подъем экономики отраслей, производящих предметы потребления. Это привело к коренным изменениям в структуре промышленного производства. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии достиг в 1997 году 2/3 объема промышленного производства. За прошедшие годы реформ существенных изменений в отраслевой структуре промышленного комплекса не отмечается. Следовательно, промышленный спад в России носит структурный характер и ведет к дальнейшему утяжелению промышленного комплекса.

Промышленность России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом. Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности. Отраслевая структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры промышленности, выступают научно-технический прогресс и его основные направления – автоматизация и механизация производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходит непрерывно.

Промышленность в своем развитии прошла огромный путь. В настоящее время она насчитывает свыше 134 подотраслей. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей. Научно-технический прогресс оказал особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получили развитие такие отрасли, как электроэнергетическая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, компьютеров, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. Созданы новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности. Возникли новые отрасли промышленности – микробиологическая, космическая и т.д.

Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую, К добывающей промышленности относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, уловом рыбы и других продуктов моря. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов и переработке продукции сельского хозяйства. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. За период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей. Ориентация на развитие добывающих отраслей промышленности привела к росту доли добывающих отраслей с 17% в 1992 г. до 21,6% в 1997 г. и снижению доли отраслей, связанных с получением готового продукта до 78,4%. По прогнозам многих аналитических групп и международных организаций, экономика страны находится в ожидании начала экономического роста. Однако этот процесс будет протекать не во всех регионах и не на всех предприятиях одновременно. Начало оживлению будет положено в регионах, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для инвестиций, и на предприятиях, в наибольшей степени готовых к их приему и использованию. Признаки оживления проявляются как по показателям роста объемов производства, объемов вложений в основной капитал, так и в изменениях структуры и объемов доходов населения, в росте объемов поставок и в оживлении товарооборота, а также в ряде тенденций развития финансовой сферы.

В 1997 г. впервые с 1989 г. отмечена положительная динамика объемов промышленного производства, возросших на 1,9% по сравнению с 1996 г. Подъем отмечается в отраслях с высокой добавленной стоимостью – машиностроении и металлообработке, медицинской, полиграфической, химической, микробиологической промышленности, а также в цветной металлургии. Относительная стабилизация промышленного производства обусловлена расширением выпуска продукции на малых и совместных предприятиях. Вместе с тем, отмечается дальнейший спад производства на крупных и средних предприятиях, тринадцать регионов Российской Федерации за 1996 г. имели рост объемов промышленного производства на 10 – 29%, опережавший сред-нереспубликанский. К ним относят Тюменскую, Свердловскую, Самарскую области, Москву, Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан и др. В то же время значительное падение объемов промышленного производства отмечалось в Московской, Нижегородской, Липецкой, Ярославской, Брянской, Тульской и других субъектах Федерации.

Банковский кризис, начавшийся в августе 1998 г., значительно углубил общий кризис экономики. Произошли обесценение всех видов потенциальных инвестиционных ресурсов, потеря предприятиями большей части оборотных средств, сокращение спроса на продукцию, использующую импортное сырье и комплектующие в связи с обесценением рубля, ограничение доступа к иностранным кредитам, сокращение государственного спроса, усиление оттока капитала, сокращение бюджетных возможностей государства.

Разработанная Правительством РФ программа антикризисных мер, которая предусматривает изменение режима налогообложения, государственные субсидии, процедуру банкротства, помощь банковской системе, социальные гарантии для населения, должна способствовать  смягчению  негативных тенденций  дальнейшего спада экономики России.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). Следует отметить, что деление промышленности на группы А и Б не совпадает с отраслевой структурой промышленного производства, так как натуральная форма произведенной продукции еще не определяет ее экономического назначения.

Так как продукция многих предприятий может быть использована как для производственного, так и непроизводственного потребления, ее и относят к группе А или к группе Б в зависимости от фактического использования.

Деление промышленности на группу А и группу Б позволяет определить натурально-вещественный состав произведенной продукции, исчислить долю каждой из этих групп в общем объеме промышленного производства и на этой основе установить правильное соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления.

Длительный период экстенсивного развития промышленности за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов (материальных и трудовых), а также милитаризация экономики способствовали углублению диспропорций между этими важнейшими группами. Так, в 1940 г. доля группы А в промышленном производстве составляла 61,0%, а в 1994 – 84,6%, что далеко не соответствует аналогичной структуре государств с развитой рыночной экономикой.

Принятая Правительством Российской Федерации программа социально-экономического развития на период до 2000 г. должна способствовать изменению структурных соотношений в реальном секторе экономики, что предусматривает:

q           совершенствование организационной и управленческой структур;

q           улучшение технологической структуры материального производства путем обновления устаревших технологий и основных фондов;

q           изменение структуры промышленного производства за счет увеличения доли продукции с высокой степенью обработки;

q           развитие инфраструктуры, в том числе таких важнейших отраслей промышленности, как транспорт и связь.

Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.

В соответствии с этой целью формируются стратегия и приоритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах:

·          Включение России в систему международного разделения труда за счет развития отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

·          Создание необходимых условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и услуг для существующих и новых рынков как внутренних, так и внешних.

·          Дальнейшее сокращение и конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ.

·          Унификация государственных стандартов РФ с международными стандартами и, в первую очередь, стандартами Европейского союза.

Подход к развитию отраслей хозяйства будет существенно отличаться по их значимости. Так, в отношении отраслей добывающей промышленности – нефтяной, газовой, лесной, продукция которых пользуется большим спросом на мировом рынке, проводится, политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение как отечественных, так и иностранных инвесторов. В отношении отраслей, располагающих большим научно-техническим потенциалом и способных производить конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной поддержке (к ним относят космическую промышленность, атомную промышленность, самолетостроение, квантовую электронику, лазерную технику), государственное финансирование будет ограничиваться. 

 


Тема 15. Импортировать или экспортировать продукцию?

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1995 г. составила около 1,5%, а в импорте – менее 1%.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами – членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Структура российской внешней торговли и ранее была отнюдь не характерна для промышленно развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие.

Сокращение в структуре экспорта, особенно в страны дальнего зарубежья, доли машин и оборудования вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран – бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответствующих ей по техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования б тех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми и весьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистских ограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнего зарубежья сдерживаются низкой платежеспособностью последних.

Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В российском импорте сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров существенно возросла, составив в 1995 г. около 40% всего объема импорта.

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров – машин и оборудования.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!