Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Язык – достояние народа, его нужно охранять»

/ Русский язык и культура речи
Конспект, 

Оглавление

Язык является мощным средством регуляции деятельно­сти людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как лич­ность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача.

Сегодня речь наших современников привлекает все боль­шее внимание журналистов, ученых разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов), писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядо­вых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополу­чие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано трево­жащее многих состояние речевой культуры. Извечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» вполне закономерны по отношению к русскому языку и к русской речи. 

Особое влияние оказывают на состояние речевой культу­ры средства массовой информации. Каждый человек ежеднев­но испытывает мощное воздействие телевизионной речи, ре­чи, звучащей в радиоэфире или представленной на страницах газет и журналов. Качество этой речи вызывает непосредст­венный эмоциональный отклик. Именно газеты и журналы, радио и телевидение для многих носителей языка служат ос­новным источником представлений о языковой норме, именно они формируют языковой вкус; со средствами массовой ин­формации справедливо связывают и многие болезни языка. 

Языковая раскрепощенность, временами переходящая в разнузданность, тиражирование языковых ошибок, не встречающих должного отпора, притупляют чувство языковой от­ветственности. Речевая неряшливость, приверженность штам­пам, стремление прикрыть банальность мысли «престижны­ми» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адре­сованные молодежи, расшатывают представления о допусти­мом и недопустимом в публичной речи.

Современная периодическая печать пестрит немотивиро­ванными заимствованиями, неумело образованными окказио­нальными словами (единичными авторскими новообразова­ниями), жаргонной лексикой. Снятие идеологических запретов, стремление обновить лексико-стилистические ре­сурсы публицистики обусловливают высокую степень раско­ванности масс-медиа. «Загрязнение языковой среды», которое происходит при активном участии средств массовой информации, не может не оказывать пагубного воздействия на речевую культуру носи­теля языка. Здесь уместно вспомнить слова С.М. Волкон­ского, который еще в 20-е годы XX века писал: «Чувство язы­ка (если можно так выразиться, чувство чистоты языка) есть очень тонкое чувство, его трудно развить и очень легко поте­рять. Достаточно самого малого сдвига в сторону неряшливо­сти и неправильности, чтобы уже эта неряшливость преврати­лась в привычку, и, как дурная привычка, в качестве таковой она будет процветать. Ведь это в природе вещей, что хорошие привычки требуют упражнения, а дурные сами развиваются» (Волконский С.М. О русском языке // Русская речь. 1992. №2).

Сегодня умение вести диалог становится одной из важ­нейших характеристик личности как социального феномена. Значительное возрастание роли устной речи в структуре об­щения, расширение ее функций существенно изменили пред­ставление об эталонных качествах оратора. Ориентация на устное (значит, более свободное) речевое общение определяет многие качества речи, обнаруживающиеся на разных уровнях.

Философы, психологи с большой тревогой говорят сего­дня об экспансии экранной культуры, вытесняющей культуру чтения. Как известно, читающий человек иначе мыслит, обла­дает большим запасом слов, однако черты языковой личности определяются не только количеством, но и качеством прочи­танного; свойства создаваемых речевых произведений зависят от свойств регулярно перерабатываемых текстов, представля­ют собой результат их переработки.

Писатель И. Волгин с тревогой отмечает: «Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей рас­павшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный раз­брод ударений сигнализируют о некоторой ущербности бы­тия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души. <...> Повреждение языка – это, помимо прочего, и по­вреждение жизни, неспособной выразить себя в ясных грамматических формах и поэтому всегда готовой отступить в зо­ну случайного и беззаконного. Язык – неписаная консти­туция государства, несоблюдение духа которой ведет к гибели всякую (в том числе и духовную) власть» (Лит. газета. 1993. №34). По мнению автора, у многих носителей русского язы­ка, в том числе и получающих высшее образование «будущих интеллектуалов», исчезло естественное чувство стыда за гру­бые ошибки в письменных текстах; во всеобщем «празднике вербальной свободы» участвуют и те, кому по роду деятель­ности следовало бы отстаивать идеалы отечественной словес­ной культуры.

В разных речевых сферах наблюдается заметное оскуде­ние речи на лексическом уровне, ее усеченность – на уровне построения высказывания, небрежность – на фонетическом и морфологическом уровне. Происходит явное снижение обще­го уровня речевой культуры в средствах массовой информа­ции, в профессиональном и бытовом общении. Более катего­рично об этом пишет Н.Г. Комлев: «Люди используют разнообразие языковых средств в микроскопических разме­рах. Культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких ка­нонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вуль­гарной» (Лит. газета. 1997. 8 октября).

 

 

 

Итак, наш современник, свободный и раскрепощенный в своей речи, не должен забывать о языковой ответственности: именно с помощью языка передаются культурные и интеллек­туальные богатства из поколения в поколение, именно хоро­шее владение родным языком дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и в творчестве; качество языковой среды свидетельствует о духовном здоровье общества.

 

 

Литература

 

1.    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. М., 2001

2.    Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!