Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Возрождение олимпийского движения и его функционирование в настоящее время»

/ Реклама
Конспект, 

Оглавление

Идея о необходимости возродить Игры античной Греции воз­никла еще в XV в. Предложения о необходимости возрождения игр мы находим в произведениях И. Шиллера, Ж.Ж. Руссо. Первую значительную научную работу в форме докторской диссертации по истории древнегреческих олимпиад выполнил английский уче­ный Д. Вест в XVIII в. Эта идея развивалась в работах немецких филантропов, чешского педагога Я.А. Коменского и др. 

Предпринимаются попытки и практической реализации идеи возрождения состязаний по образцу Олимпийских игр античной Греции: в 1516 г. в Германии показательные Олимпийские игры в Бадене организовал И. Аквилла, в 1604 г. в Бартоне-на-Хюсе под­готовил и провел «Олимпийские игры» королевский прокурор Англии Р. Довер при поддержке короля Якова I. Эти соревнова­ния организовывались с незначительными перерывами почти сто лет. Герцог Дессауский Л. Фридрих в 1772–1779 гг. устраивает в своем имении празднества по программе античных соревнований. С 1850 г. проводятся Уэнлокские игры в одном из графств Англии, собиравшие до 5 тыс. зрителей. Для проведения этих соревнований была основана Национальная олимпийская ассоциа­ция – по сути, первый в мире своеобразный национальный олим­пийский комитет. В 1859 г. благодаря энергии майора греческой армии Э. Цаппаса на стадионе Афин были открыты Пангреческие игры, на которых присутствовало 20 тыс. зрителей. Эти игры уст­раивались регулярно до 1889 г. Попытки проведения соревнова­ний наподобие олимпийских неоднократно предпринимались в Канаде (1844), Швеции (1834, 1836), Греции (1838) и других странах. Все перечисленные выше соревнования носили характер узконациональных народных праздников. 

Толчком к возобновлению современных Олимпийских игр по­служили археологические исследования мест проведения антич­ных состязаний. Еще в XVIII в. идею раскопок высказал француз­ский исследователь Монфокон, но она не была реализована. Пер­вые раскопки были осуществлены французской военной экспе­дицией в 1829 г. Тогда были найдены десятки памятников и раз­личных предметов, которые затем были вывезены в Париж... Наи­более крупные и результативные раскопки провел немецкий ар­хеолог профессор Э. Курциус. За 7 лет раскопок (1875 – 1881) най­дено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, мно­гочисленные инструменты, треножники, гантели, диски, копья и др.

Резонансом раскопок во многих странах стали публикации об Олимпийских играх античности. В России в 1856 г. выходит в свет первая книга по истории физической культуры – «Очерк гимна­стических игр у древних греков», автором которой был П. Тиханович.

Известно, что бурное развитие капитализма во второй поло­вине XIX в. поставило развитые страны в такие условия, что их национальная обособленность стала невозможной. Обмен в обла­сти культуры, международные промышленные и торговые выс­тавки, ярмарки, всемирные конгрессы и т.п. сделались необхо­димым атрибутом межгосударственного общения, т.е. значитель­но возросла роль международных общественных организаций.

Становление и функционирование гимнастических систем в XIX в. имели своей целью, как правило, укрепление буржуазных государств, их национальной самобытности. Впоследствии, как известно, эти национально-буржуазные гимнастические систе­мы невольно оказались поставленными на службу пангерманским и панславянским идеям.

В гимнастическом движении не было единого отношения к соревновательному методу физического воспитания и не сло­жилась система сопоставления результатов соревнований, что уже тормозило формирование системы международного спорта. Спорт как часть общественного явления также стремился выйти за рамки отдельных стран. В последнее десятилетие XIX в. и «джентльменский спорт» свою развлекательную направленность меняет на соревновательную деятельность. Для консолидации спортивных отношений, выработки единых для всех правил со­ревнований по всем видам спорта возникла необходимость в со­здании единой в мире организации. В этом отношении почти напрашивалась необходимость реализации олимпийской тради­ции, идея возрождения которой к тому времени была подготов­лена самим ходом истории. Для претворения этой благородной идеи в жизнь необходимы были гений и настойчивость фран­цузского общественного деятеля, педагога барона Пьера де Кубертена (1863-1937).

Многие историки спорта придерживаются мнения, что идея возрождения олимпийского движения созрела у Кубертена под влиянием прочитанной им в детстве книги Т. Хьюза «Школьные дни Тома Брауна» (книга о школьном физическом воспитании в Англии, ос­нованном на спортивно-игровой деятельности). Од­нако в ранних работах Ку­бертена речь идет не об олимпийском движении, а главным образом о не­благополучном состоянии физического воспитания в школах Франции.

Впервые вопрос об ор­ганизации международных спортивных соревнований по образцу древних олим­пиад Кубертен поставил в 1889 г. на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Па­риже во время междуна­родной выставки. Посте­пенно вся деятельность Кубертена приводит его к мысли, что лишь интерна­ционализация спорта спо­собна преодолеть замкну­тость различных систем физического воспитания, национальные предрассудки в развитии тех или иных видов спорта, вывести спорт из тупика, в котором он оказался.

Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обоб­щенном виде определенные педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции, прочитанной им 25 ноября 1892 г. в Сорбоннском университете по случаю пятилетней годовщины создания Фран­цузского легкоатлетического союза. Именно тогда он, будучи ге­неральным секретарем Союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр. Весной 1893 г. по предложению Кубертена создается организа­ционный комитет для подготовки и созыва Учредительного конг­ресса. В основном благодаря международному пацифистскому дви­жению Кубертен установил связи с теми государствами, в кото­рых спортивное движение получило довольно широкое развитие.

16 июня 1894 г. на I Учредительном конгрессе делегаты 10 стран: Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландов и Греции – единогласно принима­ют главное постановление. В нем говорилось: «Поскольку нет ника­ких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интерна­циональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».[1] На этом конгрес­се был создан МОК, его первым президентом был избран гречес­кий поэт Д. Викелас, принята Олимпийская хартия, решено, что Игры I Олимпиады состоятся в 1896 г. в Афинах. Так через 1500 лет забвения Олимпийские игры вновь были возвращены человечеству.

Современное олимпийское движение очень много заимствова­ло от древнегреческих агон:

1. Сама идея возрождения современного олимпийского движе­ния могла осуществиться благодаря существованию древнегречес­ких агон.

2. Взято название – Олимпийские игры.

3. Заимствована периодичность проведения Игр – через 4 года.

4. Предназначение современных Игр – служить миру, содей­ствовать дружбе и взаимопониманию между народами, т.е. многие положения Олимпийской хартии созвучны той прогрессивной роли, которую выполняли древние игры.

5. Многие виды современных состязаний берут свое начало от древнегреческих агон: бег на 200 м, бег на средние дистанции, метание копья и диска, прыжок в длину с места, пятиборье, гре­ко-римская борьба и др.

6. Заимствован ритуал – «олимпийский огонь и олимпийский факел».

7. Олимпийская клятва судей и спортсменов пришли из практи­ки игр древности.

8. Ряд терминов пришел к нам из древнегреческой физической культуры: олимпиада, стадион, диск, марафонский бег, гимнас­тика и др.

9. Некоторые правила соревнований заимствованы современ­ным спортом у древнегреческих агон.

Кубертен ясно представлял себе ограниченность со­ревновательного спорта, а также возможность злоупотребления его влиянием. Поэтому в интересах международного развития спортив­ного движения он хотел увязать его со стремлением внушить миру гуманистические идеи всеобщего характера, преодолеть сослов­ные, национальные и расовые ограничения, международные про­тиворечия. Однако в общественных отношениях тогдашней эпохи главными, господствующими были как раз противоположные тен­денции. С целью преодоления этого противоречия была предложе­на система самоизбрания состава МОК, благодаря которой Ку­бертен хотел международное олимпийское движение сделать неза­висимым от международных конфликтов и противоречий. Однако существовать и развиваться любительское олимпийское движение могло только при помощи влиятельных лиц, обладающих относи­тельно крупной собственностью и весом в обществе, способных организовать, а в отдельных случаях и финансировать олимпий­ское движение. Кубертену и его сторонникам удалось таким обра­зом создать базис олимпийского движения из просвещенных ари­стократов, независимых в принятии хозяйственных и организаци­онных решений в области международного спорта.

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышлен­ники не были наивными идеалистами и понимали, что спорт мо­жет служить коммерческим, низменным страстям. Но в то же вре­мя они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утвер­ждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расо­вых различий. Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

С самого начала было ясно, что противоположность этих ком­понентов спорта относительна. Скоро стало понятным, что время и материальные затраты для достижения высоких спортивных ре­зультатов слишком велики, чтобы каждый желающий в свободное время и на свои деньги мог тренироваться и ездить на соревнова­ния. Конечно, людям, способным показывать высокие, рекорд­ные спортивные результаты, необходима материальная и соци­альная поддержка, компенсация затрат и вознаграждение – как форма признания общественной ценности спортивной победы.

По мере развития олимпийского движения спортивные успехи становились показателем национального престижа. Спортивные «звезды» «горят» в одном ряду с другими героями нашего времени.

Чемпион, спортсмен, олимпиец считаются национальным досто­янием. СМИ создают им особую популярность. Спорт открывает путь к успеху, ломает сословные и расовые пре­грады, а государство, патронируя спорт, добавляет себе доверия, уважения, блеска. Спортивность стала признаком прогресса.[2]

Кубертеновская концепция олимпизма, несмотря на ее проти­воречивость и явные черты идеализма, представляла собой такую систему идей, которая послужила приемлемой исходной идеоло­гической основой для организации мирных спортивных соревно­ваний и сближения народов, живущих в разных регионах Земли.

В своей деятельности олимпийское движение руководствует­ся положениями Олимпийской хартии. Разумеется, в нее посто­янно вносятся изменения и уточнения, но целевые установки олимпийского движения, разработанные П. Кубертеном в 1894 г., остаются неизменными и в наше время. В последней редакции Олимпийской хартии записано: «Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира посредством воспи­тания молодежи средствами спорта, без какой-либо дискрими­нации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включа­ет в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».

Олимпийская хартия содержит следующие разделы:

1. Основополагающие принципы. В разделе, в частности, записано: «Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагаю­щие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия празднования Олимпийских игр».

2. Олимпийское движение. В разделе излагается роль МОК в МОД, даются основные определения понятиям, терминам, ритуалам, разъясняются права на Олимпийские игры, символы, флаг, девиз и гимн.

3. Международный олимпийский комитет (МОК). В этом разделе, в частности, записано: «МОК является международной неправи­тельственной организацией, созданной не для извлечения прибы­ли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, при­знанной указом Швейцарского федерального совета 17 сентября 1981 г., срок его деятельности не ограничен». Раздел излагает воп­росы членства в МОК, деятельности органов МОК: сессий, ис­полкома, президента.

4. Международные федерации (МСФ). Этот раздел посвящен рас­смотрению вопросов взаимодействия МОК с МСФ в целях содей­ствия олимпийскому движению.

5. Национальные олимпийские комитеты (НОК). Он излагает воп­росы: роли НОК в олимпийском движении, формирования соста­ва НОК, взаимодействия НОК с Национальными федерациями по отдельным видам спорта.

6. Олимпийские игры. Здесь дается разъяснение действиям по орга­низации и руководству Играми, порядку участия в Играх, состав­лению программ Олимпийских игр.

7. Протокол. В заключительном разделе Олимпийской хартии сформулированы форма приглашения на Олимпийские игры, по­рядок аккредитации, порядок использования олимпийского фла­га и огня, церемонии открытия, закрытия, награждения, арбит­раж на Олимпиаде.

В системе МСД МОД наиболее мощная, организованная и при­знанная, популярнейшая в мире форма спортивного движения. Его огромная роль и утвердившаяся жизненная необходимость суще­ствования доказаны 100-летней практикой успешной деятельно­сти: НОК 200 государств планеты признаны МОК, в который вхо­дят 115 членов из различных стран мира (положение на январь 2001 г.). СССР вступил в олимпийское движение в 1951 г. Современная Россия продолжает оставаться его участником.[3]



[1] Цит. по: Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М., 2001. С. 242

[2] Сараф М.Я. Спорт в культуре XX в.: (Становление и тенденции раз­вития) // Теория и практика физической культуры. 1997. №7. С. 31

[3] Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. М., 2000. С. 23-25

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!