Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Возникновение и развитие применения упражнений для развития слухового восприятия»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Попытки обучения глухих языку, как известно, появились в XVI в., а вопросом практического развития слуха с помощью упражнений сурдопедагоги и врачи начали заниматься только в XIX в. Впервые эта мысль была четко выражена у Итара, врача Института глухонемых в Париже. До Итара высказывались предположения о возможности развития слуха, но эти предположения не получали дальнейшего развития. Итар заметил, что некоторые из его учеников, ранее не реагировавшие на звуки, начали потом сами их различать. Это привело его к мысли, что использование упражнений, направленных на развитие слуха, дает благоприятные результаты.

Только в середине XIX в. слуховые упражнения начинают внедряться в практику работы школ.

Венскому профессору Урбанчичу принадлежит заслуга систематического использования упражнений для развития слуха глухонемых детей.

Почти в это же время профессор Бецольд тоже вводит слуховые упражнения в процесс обучения Мюнхенской школы глухонемых.

И тот и другой отмечали улучшение слуха под влиянием систематических упражнений, но по-разному оценивали наблюдавшиеся факты и возможности развития слуховой функции у детей с различными остатками слуха.

Так, Урбанчич находил возможным применять слуховые упражнения для всех глухих и правильно предполагал, что можно получить положительные результаты при кажущейся полной глухоте, когда глухой не слышит ни гласных, громко произносимых в ухо, ни камертонных тонов. Однако он неверно оценивал получаемые результаты, считая, что слуховые упражнения расширяют область слышимого. Подобное преувеличение вызывало необоснованные надежды по поводу возвращения слуха глухим. Истинные же результаты разочаровывали и превращали сторонников слуховых упражнений в противников.

Бецольд тоже признавал необходимость занятий по развитию слуха с помощью упражнений, но неправомерно ограничивал их применение только для слышащих гласные звуки и отдельные слова. Он справедливо считал, что слуховые упражнения развивают слуховое внимание, способствуют развитию речи на основе использования остатков слуха. Эти упражнения он называл «обучением речи через ухо». (Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М., 2008)

Постепенно точка зрения Урбанчича и Бецольда о необходимости развития слуха упражнениями была признана правильной, и слуховые упражнения стали внедряться в школы. В 1892 г. были открыты классы при Парижском институте глухонемых, где использовались слуховые упражнения для развития слуха. В этом же году в Венском институте глухонемых были введены систематические упражнения по развитию слуха; занятия по развитию слуха с помощью упражнений вменялись в обязанность учителю класса. В Мюнхенском институте глухонемых в 1901 г. было открыто три класса, где развитием слуха с помощью упражнений занимался специально выделенный учитель.

И наконец, на съезде учителей глухих в Париже в 1900 г. официально было признано, что в ходе обучения необходимо использовать специальные слуховые упражнения обязательно для тех учащихся, у которых сохранился значительный остаток слуха.

Так слуховые упражнения постепенно стали занимать достойное место в обучении глухих детей. Однако по-прежнему сохранились две точки зрения (Урбанчича и Бецольда) на факт улучшения слуха под влиянием упражнений: согласно одной – увеличивался объем слуховой функции, слуховые пороги понижались; согласно другой – объем слуховой функции не изменялся, но воспитывалось слуховое внимание и улучшалось использование остатков слуха, что создавало впечатление улучшения слуха.

Пользуясь материалами российского сурдопедагога А. Н. Пфафенродт (Кагармановой) (1976), следует отметить, что уже в XX в. появилась точка зрения, будто бы «слуховые упражнения» не приносят пользы, и предлагалось заменить это выражение другим – «дополнительное обучение речи». Недооценка роли слуховых упражнений нашла своих сторонников в лице многих западных исследователей: Грубер, Трайтель, Политцер, Крафт, Гейдзик и др. полагали, что большую пользу принесут упражнения над звуками речи, а не над слухом. Так, Крафт предлагал не использовать слуховые упражнения для позднооглохших, иначе они могут оказать неблагоприятное воздействие на чтение с губ.

Гейдзик все факты улучшения слуха под влиянием упражнений объяснял следствием работы по формированию устной речи. Он был прав в том, что развитие речи способствует улучшению слухового восприятия, но он не учитывал влияние остаточного и сниженного слуха на развитие устной речи.

В России проблемы развития слуха также привлекали сурдопедагогов и врачей. Так, директор Санкт-Петербургского училища глухонемых В. И. Флери еще в первой половине XIX в. считал, что детей с остатками слуха необходимо учить прислушиваться к звукам собственной речи. Это оказывает положительное влияние на их слуховую способность.

Слуховые упражнения оказывают большое влияние не только на развитие слухового восприятия, но и на общий уровень развития ребенка, это подчеркивала еще в 1910 г. сурдопедагог Н. К. Патканова. Она считала, что упражнения по развитию слуха приносят огромную пользу, повышая общий уровень развития ребенка. Значительное место в работе учителя отводил слуховым упражнениям доктор медицины, директор Санкт-Петербургского училища глухонемых П. Д. Енько. Он полагал, что применение упражнений является одной из основных задач обучения, тем более что эта задача не требует особых затрат и приспособлений.

Внедрение слуховых упражнений в школы потребовало разработки методики работы в этом направлении.

Особого внимания заслуживает методика русского оториноларинголога, врача Санкт-Петербургского училища глухонемых М. В. Богданова-Березовского, основанная на теоретических и практических положениях Бецольда. Соглашаясь с Бецольдом в том, что слуховая функция не развивается, только улучшается ее использование, он предложил проводить слуховые упражнения не только на базе элементов речи, но и при помощи музыкальных инструментов. Ученый считал, что упражнения с музыкальными инструментами дадут возможность получить правильное представление о силе и высоте звука, пение поднимет деятельность голосовых связок.

В дальнейшем работа по развитию слуха при помощи упражнений была тесно связана с поисками методик активации слуха и средств усиления звука. В начале XX в. получили распространение следующие методики: способ, где камертоны были заменены электрофоном; способ, предлагавший использовать фонограф для упражнений по развитию слуха; способ с использованием прибора-сирены для активации слуха. Этим вопросам посвящены работы крупнейших ученых, работающих в области речевой коммуникации: Д. Пикетта, Л. Пименова и др. В России использовались отечественные электроаппараты Н.А. Скрицкого.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!