Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Как послания из далекого прошлого дошли до нас шумерский эпос о Гильгамеше и древнегреческие мифы о Геракле, поведавшие потомкам о могучих героях, донесшие до нас мечту о человеке, которого не остановят никакие преграды, который не отступит ни перед гневом богов, ни перед самой судьбой, перед которой склоняются даже боги.
Мы не знаем, существовал ли реальный прототип полубога Геракла, но нам известны имена реальных атлетов Древней Эллады: гиганта Полидама, на скаку останавливавшего колесницу и голыми руками одолевшего льва; победителя 65-х олимпийских игр Филиппа, над местом гибели которого враги соорудили храм, где приносили жертвы, – так поразила их красота тела атлета: знаменитого Милона Кротонского. С 532 по 512 г. до н.э. Милон Кротонский побеждал на олимпиадах в борьбе и атлетике, а помимо этого десять раз был победителем истмийских, девять – немейских, шесть – пифийских игр. Его слава гремела по всему эллинскому миру: на Балканах и в колониях. Слава великого атлета была вполне заслуженной, незаслуженным было забвение другого имени – его спарринг-партнера Титорма. Однажды тот поднял и вынес из реки камень, который Милон едва смог сдвинуть с места. По свидетельству писателя Элиана, Милон воскликнул: «О Зевс» ты послал нам нового Геракла!». По другим источникам, перидиодонику не раз приходилось уступать Титорму в схватках. Однако новый Геракл был пастухом и рабом. Классовый принцип в классической Греции соблюдался последовательно...
Многие граждане Древней Греции выделялись атлетической одаренностью, среди них цари: спартанский – Леонид, македонский – Филипп, сын его Александр, а также военачальники, сподвижники великого царя-завоевателя. Среди них отметим Лиссимаха, повторившего подвиг Геракла и Полидама, убив льва голыми руками.
А имена таких атлетов, как Пифагор, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель, Софокл, Еврипид, известны нам как имена людей, обогативших мировую культуру.
В основу классической воспитательной системы эллинов была положена идея о гармоничном развитии человека. Справедливо считалось, что люди должны быть совершенны как духовно, так и физически. Платон называл «хромым» каждого, у кого развитие разума отставало от развития тела и наоборот. А безупречный Перикл говорил, что не мог бы доверить даже самую ничтожную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не дополняет физическим. Ибо тот, кто не умеет управлять собственным телом, едва ли в состоянии управлять другими людьми.
Обосновывая свое стремление с раннего детства развивать и закалять тело, греки говорили: «Сначала надо создать прочный сосуд, а потом уже наполнять его вином просвещения». Но все же основным стимулом для физического воспитания граждан, конечно, следует считать необходимость создания сильного войска при сравнительно немногочисленном населении.
Как говорит история, до появления более совершенного вооружения отборные спартанские воины побеждали всех врагов. Напрашивается простая истина: физическая культура является неотъемлемой составляющей общей культуры народа и физическое развитие человека в значительной степени определяется целым комплексом социальных, культурных, экономических, национальных, этнических характеристик данного общества.
Когда войско города Рима называлось «легион» и состояло из одного легиона, система физического воспитания граждан (напомним, слово «гражданин» означало «воин») не отличалась принципиально от эллинской времен государств-полисов. Но когда Римская республика (впоследствии империя) раскинулась от Британии до Евфрата и от лесов северной Германии до среднего течения Нила, римляне столкнулись с новыми проблемами. Число легионов достигло тридцати, и система индивидуального воспитания атлетов перестала удовлетворять Рим.
В Риме, конечно, были выдающиеся атлеты: циркач Атлас, всходивший по лестнице в 200-килограммовом панцире и поножах по 100 кг каждая; легионер Вирий Валент, поднимавший на плечи повозку с дневным рационом своей когорты и удерживавший ее все время разгрузки; императоры – великан Максимин и совсем непохожий на гиганта Тиберий.
И конечно, один из самых выдающихся героев одного, из самых крупных восстаний рабов – Спартак. «Его атлетическая фигура, поразительная сила крепких мышц, совершенная гармония всех линий тела, несокрушимая, непреодолимая храбрость, несомненно, должны были выдвинуть этого человека, особенно в ту эпоху, когда физическая сила и твердость характера являлись главным условием успеха в жизни» – таким увидел его сквозь мглу времен Рафаэле Джованьоли. Но Спартак, как и другие гладиаторы, не был римлянином...
Рим знал выдающихся атлетов, но имен оставил немного – в империи приходилось ориентироваться на обучение возможно большего числа воинов. Римские легионеры, «победители и повелители мира», сами себя называли гораздо прозаичней – «мулы». Действительно, каждый солдат нес на себе оружие, доспехи, недельный запас воды и продовольствия, шанцевый инструмент, пару кольев, палатку для устройства лагеря. Учитывая это, охотно веришь «Запискам» Цезаря, где говорится, что легионеры с радостью строились для боя – привычная работа сражения казалась легче переходов и строительства лагерей и к тому же сулила добычу.
Шло время, пала Римская империя. Античность сменило средневековье. Христианская религия предлагала людям качественно отличную от античной систему ценностей. Она противопоставляла дух телу, считала человеческое тело греховным.
«Языческие игры» с их проповедью гармонии человеческого тела и разума входили в опасное противоречие с главными догматами христианского вероучения. В частности, они противоречили властному призыву церковников «умерщвлять грешную плоть, дабы возвысился дух». И соответственно изменился эстетический идеал. Иметь рельефные мышцы, быть цветущим и румяным среди аристократии того времени считалось чуть ли не «дурным тоном».
Впрочем, физическая культура в этот период существовала в форме разнообразных народных игр и забав. Своеобразной ее формой являлись и рыцарские турниры. Культ силы не был утрачен и в этот период. Вопреки преданной анафеме заботе о человеческом теле силу ценили, силу лелеяли, силу воспевали, силой гордились все – и аристократы, и простолюдины. Искусство – зеркало жизни. Стоит лишь вспомнить франкскую «Песнь о Роланде» и испанскую «Песнь о моем Сиде», русское «Слово о полку Игореве», британские легенды о рыцарях короля Артура и многие другие эпические произведения разных народов – везде гремит гимн силе человека.
И в мрачные времена средневековья крестьяне и ремесленники должны были работать, купцы – торговать, а значит, путешествовать, феодалы всех калибров и их дружинники – воевать. А для этого нужно было иметь крепкие мускулы. Других источников энергии практически не было – разве что лошадь, водяные и ветряные мельницы, парусные корабли. Поэтому полностью отрицать развитие физической культуры в этот период было бы неверно. Представим себе хотя бы турниры рыцарей. Турнирные доспехи весили гораздо больше боевых – до 40 кг. А ведь участнику турнира приходилось не просто сидеть на коне в этом доспехе – нужно было ворочать шитом солидных размеров, орудовать длинным копьем, громадным мечом, тяжелой палицей, здоровенным топором...
Правда, можно возразить – в конце концов, не так уж много было рыцарей. А сколько было войн, когда человеку труда приходилось брать в руки оружие? Топоры, выкосившие на Чудском озере рыцарскую, а на Куликовом поле монгольскую конницу, мечи, остановившие врагов под Грюнвальдом, гуситские цепы и швейцарские алебарды держали сильные руки. Таким образом, можно сказать, что в эпоху средневековья массовая физическая культура все же существовала, развивалась. И распространялась в той или иной степени буквально на все слои населения. Русские богатыри представляют практически все социальные слои общества: профессиональный потомственный воин Святогор, крестьяне Микула и Илья, боярин Добрыня, купцы Садко и Василий Буслаев, поповский сын Алеша... Другое дело, что а это время физическое воспитание не нашло столь всеобъемлющего философского обоснования и отображения в изобразительном искусстве, как до и после – в античности и эпоху Возрождения.
Ренессанс, отрицая самые разные стороны средневековой жизни, попутно отмел и старую систему физического воспитания. Так, Ф. Рабле описывает «рубеж, эпохи и сопоставляет два образа жизни – человека средневековья и Ренессанса. Средневековое воспитание его героя Гаргантюа сводится к потаканию лености, обжорству, к долгим молитвам и отсутствию всякой физической закалки. «Насмотревшись на такую жизнь, Понократ понял, почему из Гаргантюа вышел такой глупец и бездельник. И решил завести новый порядок». И тут герой Рабле начинает совершенно новую жизнь: учится разным наукам, музыке, закаляется, занимается верховой ездой, борьбой, плаванием, гимнастическими упражнениями и т.д.
Таким образом, в комплексную программу воспитания, выдвинутую Возрождением, вошли идеи гармоничного развития человеческой личности; огромное значение в этой системе придавалось физическим упражнениям, и, наконец, деятели Возрождения считали, что абсолютный мрак, царивший в средневековье, распространялся, естественно, и на систему физического воспитания.
Титаны Возрождения... Многие из них были титанами и в прямом смысле слова. Руки Микеланджело, Леонардо, Дюрера, как отмечали современники, были руками атлетов. А идеал физической красоты, запечатленный в их работах, как и в работах Якопо делла Кверча, Беллини, Тициана и других, вопреки их собственным утверждениям, не возрождал идеалы античности, а формировал новые, отличные и от них, и от эталонов средневековья.
Упражнения с тяжестями как средство физического развития были известны с глубокой древности. Уже в античный период поднимание тяжестей представляло собой не только соревновательную программу: самые разнообразные упражнения с использованием тяжестей являлись продуманным средством физической подготовки. В Европе XVI–XVIII вв. подобные упражнения все шире использовались в качестве средства физического развития, а позже – и оздоровления. В эпоху развития капитализма начинается накопление и систематизация знаний по физическому воспитанию и их популяризация. В качестве примеров рекламы упражнений с тяжестями можно назвать работы английского просветителя Джона Нортбрука, жившего во времена Шекспира, труд сэра Томаса Эллиота «Книга, называемая властелином для воспитания сыновей придворных, готовящихся к военной службе» (1531 г.). В числе «способов упражнений, для здоровья необходимых каждому джентльмену», называется и поднимание гири. А в 1544 г. в Германии выходит статья И. Камерариуса о занятиях в народной школе, где приводятся разные способы измерения силы. Специфические силовые упражнения включены в классическую работу «Гимнастика для молодежи», выпущенную И. Гутс-Мутсом в 1793 г. В 1869 г. доктор Уиншоп в помещении бостонского мюзик-холла прочитал свою первую лекций, сопровождая ее демонстрацией упражнений с гирями. В 1876 г. Равенштейн и Хелли издают учебник по гимнастике и атлетике, где предлагают ряд упражнений со штангой.
Во второй половине прошлого столетия поднимание тяжестей из одного из методов тренировки превращается в самостоятельный вид спорта и приобретает широкую популярность, особенно во Франции, Германии, Австро-Венгрии и России. В те времена атлетика, как правило, сочеталась с борьбой: разделения на весовые категории не было. Больших успехов достигали силачи с могучими фигурами, высокого роста и большого веса, крупных габаритов. На гармоничное развитие фигуры и красоту телесных форм внимание обращали далеко не всегда. Для упражнений использовали тяжелые шаровидные гантели и штанги с массивными, невращающимися рукоятками, различные гири, слитки металла, бочки с пивом, большие камни, что не могло обеспечить всестороннего и пропорционального развития; в результате формировались, как правило, нелепо огромные атлеты – мастодонты.
Правда, уже в то время существовали определенные системы физических упражнений, зачастую достаточно интересные. Создавались различные атлетические союзы, спортивные школы и заведения, которыми руководили так называемые профессора атлетики. Некоторые из них достигли действительно замечательных успехов и пользовались большой популярностью, так же как и их ученики. В этой связи следует упомянуть имена О. Аттилы (Д. Дурлахера), работавшего в Великобритании и США, француза Е. де Бонна и отца русской атлетики В. Краевского.
Это было время первых шагов современного спорта и современного атлетизма. Это была романтичная эпоха первопроходцев, время могучих атлетов, ставших легендой, время, когда интерес к силе проникал в самые разные слои общества. Мы можем назвать немало имен людей, оставивших заметный след в развитии культуры, людей, которые любили и ценили силу в себе и в окружающих и были ее страстными пропагандистами. Ломоносов, Гете, Байрон, Лунин, Пушкин, а потом и Л.Н. Толстой, Шишкин и Мясоедов, Куприн и Гиляровский...
Молодому офицеру Льву Толстому ни ядра, ни картечь, ни бомбы на бастионах Севастополя не мешали регулярно проводить разнообразные силовые тренировки. И в старости Толстой без дополнительного отягощения мог подтянуться на одной руке, в простейшем единоборстве никто из молодых гостей Ясной Поляны не мог прижать к столешнице руку старика хозяина.
Федор Иванович Шаляпин, обладавший завидными атлетическими задатками, долгое время серьезно тренировался под руководством профессиональных атлетов и увлеченно соревновался с желающими в различных атлетических забавах; по воспоминаниям современников, излюбленным, «коронным» номером певца был подъем одной рукой стульев, поставленных друг на друга; как только соперник повторял его номер, Федор Иванович прибавлял еще стул и, как правило, побеждал в импровизированном соревновании. Тренировки для Шаляпина были не только забавой; по его утверждению, они помогали ему петь и позволили сначала шокировать, а потом покорить парижан рискованно-оригинальным гримом – партию Мефистофеля артист пел с обнаженным торсом.
На рубеже XIX и XX вв. в России получили самое широкое распространение разные атлетические номера, включая индивидуальное и групповое позирование. В то же время в Европе начал развиваться специфический вид атлетических тренировок, получивший название «культуризм». Его родоначальником считают Юджина Сэндоу, или, в другой транскрипции, Евгения Сандова. (Под этим именем известен немец Фредерик Миллер.) Зарождение культуризма относят к периоду между мировыми войнами, а бурное развитие и широкую экспансию – к первым послевоенным годам и далее. Родиной культуризма, по-видимому, следует считать США.
А как же с «русской школой» атлетизма? Была ли она? Была. Кружки, арены и школы атлетизма в XIX в. возникли в Петербурге, Москве, Риге, Тифлисе, Твери, Киеве, Одессе, Ревеле, Тарту; в начале XX в. – в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Пскове, Подольске, Мытищах, Перми, Орле, Екатеринодаре, на Украине, в Белоруссии, на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике... 26 из 50 зарегистрированных Всемирным союзом мировых рекордов – вот багаж, с которым русские силачи шагнули из старой России в Советское государство.
До второй мировой воины в нашей стране развивались такие виды, как тяжелоатлетический и гиревой спорт, в послевоенные годы – гантельная гимнастика, а в последние десятилетия – атлетическая гимнастика.
Интерес к занятиям с отягощениями как средству гармоничного физического развития мышц всего тела, формирования правильной и красивой осанки, силы, укрепления здоровья постоянно велик.
В России, как и на Западе, в тренировках и на соревнованиях применялись два стиля выполнения упражнения – немецкий и французский. Для немецкого стиля характерны чисто силовые приемы, основанные на медленной работе с натуживанием. На грудь штанга поднималась в несколько приемов: захватив гриф, атлет медленно выпрямлялся, укладывал штангу на колени, перекатывал ее на бедра, на живот, укладывая на специальный крюк, прикрепленный к пряжке пояса, потом одной рукой поднимал правую или левую сторону штанги вверх и, подседая, подворачивал другую руку и вкатывал снаряд на грудь. Жим выполнялся мучительно медленно, с отклоном туловища и сгибанием коленей... Как ни странно покажется на современный взгляд, этот стиль обеспечивал довольно быстрый рост результатов. Недостаток его был в другом: именно немецкая школа формировала тех могучих, но неуклюжих и малоподвижных людей-мастодонтов, которые знали один путь к победе: увеличение собственного веса. Да, конечно, в идеале – за счет увеличения мышечной массы, но идеал редко достижим в жизни» и реально мощная мускулатура оказывалась покрытой солидным слоем жира. Знаменитый Карл Свобода, имевший 170 кг собственного веса и в жиме и толчке далеко опередивший свое время (рывок сравнить невозможно, тогда он проводился правой и левой рукой раздельно), был одним из наиболее ярких представителей этой топорной и бесхитростной мощи. Свои выступления он завершил еще до первой мировой войны, а превзойти его результаты смогли только в середине 50-х годов! Результаты завидные, долголетие рекордов и вовсе уникальное, но... 170 кг живого веса! Такие атлеты удивляли, поражали, иногда восхищали, но редко вызывали желание подражать.
Темпераментные французы поднимали снаряд на грудь в один прием. Касаться грифом бедер, живота и груди до того, как подвернутся локти, не разрешалось. Пояс с массивной металлической бляхой для удержания штанги французы запретили и ввели деление участников чемпионатов на весовые категории.
Борьба между этими двумя стилями была жесткой. Да она не закончена и до сих пор, если, конечно, говорить не о технике упражнений, которая давно уже в основном унифицирована – используются максимально рациональные способы выполнения соревновательных движений, а гораздо шире – о стиле проявления атлетических качеств спортсмена.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!