Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1. Основы народной педагогики
Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у наших предков стали складываться в VI–IX вв. По мере разделения поселений на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи – простых селян или князей. Но в целом характер воспитания определяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.
Семья в крестьянской общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. Что позволяло ей обрести эту силу? В общинах господствовал культ семьи. Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее», «Каков батька, таковы и детки», «Каково дерево, таков и плод», «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын», «Родительское слово на ветер не молвится» и др.
Авторитет родителей стал чрезвычайно велик, их взаимоотношения с чадами были основаны на безусловном послушании детей – независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.
Неженатых общество порицало. Беднякам во время свадьбы помогали всем миром – деньгами и продуктами. Устраивалась «помочь» – коллективно и безвозмездно возводился дом.
Развод у крестьян считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведенных с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Им в течение 5–6 лет не разрешалось венчаться вновь. Родители «соломенных» вдов и вдовцов не принимали у себя, священник в церкви «не брал их под крест»(14, с. 243-247).
В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.
Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».
За детьми, как правило, закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6–7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост. В косовицу и жатву ребятишки присматривали за домом, за младшими братьями и сестрами, поили и кормили скотину. С 10–11 лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов. Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготавливали пищу. С 12-летнего возраста они умели печь хлеб.
Дети рано узнавали цену хлеба. Отношение к продуктам труда было чрезвычайно бережным, уважительным. О хлебе даже не очень хорошего качества никогда не говорили «плохой». И тем более его никогда не выбрасывали. Каждый ребенок видел, как мать или бабушка сметали крошки хлеба со стола и отправляли их в рот. Дети наблюдали, как родители подают нищим, принимают странников, помогают обедневшим, погорельцам, ухаживают за больными, опекают убогих. Например, у старообрядцев особой заботой были окружены одинокие старики и старухи. Каждую субботу и в праздники крестьяне через детей посылали им разные продукты со своего стола. Идеи милосердия, таким образом, имели у крестьян не абстрактный характер, а были наполнены конкретным, жизненным, живым содержанием.
Согласно семейному этикету, мужчина при посторонних не играл с детьми, не обращался к жене с праздными разговорами. Она чаще всего уважительно обращалась к нему, называя по имени отчеству.
Родители стремились воспитывать в детях смелость, трудолюбие, правдивость, честность, вежливость, почтительное отношение к старшим. Воровство, трусость, леность считались страшнейшими пороками. Крестьянские избы не запирались на замок. Лентяев и пьяниц «справные» крестьяне презирали. Гуляния по престольным праздникам не в счет: «справный» мужик ума не пропивал, потому что знал, что за него никто не напоит, не накормит скотину, никто не вспашет, не запасет сена.
Дети в крестьянской семье с раннего возраста приобщались к труду. О степени взросления ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем учился искать для себя удовлетворение. Уже шестилетний малыш любил домашнюю работу, гордился своим участием в ней наравне со взрослыми. Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Отрывок из нее под названием «Мужичок с ноготок» ребятишки заучивают наизусть еще в начальной школе. Но интерпретируется он односторонне. Учителя говорят детям о ранней эксплуатации детей в крестьянской семье по причине ее крайней нищеты. А о том, что ребенок гордится своим трудом, что работает с удовольствием и испытывает чувство собственного достоинства, современные учителя чаще всего умалчивают.
10–12-летний подросток считался уже важной рабочей силой, необходимой подмогой, 16-летний парень считался взрослым человеком, трудился наравне с родителями.
Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального доведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух-трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль(13, с.300-302).
Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище. Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе православной церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.
На семейных посиделках говорили о Державине, Крылове, Пушкине, Лермонтове, Сурикове, Есенине, Майкове и других русских поэтах.
В семьях ценили опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не бывало случаев, чтобы раз в неделю перед баней не сменялось постельное и нательное белье, которое проглаживалось паровым утюгом или тщательно прокатывалось рубелем. Только в чистых рубахах выходили пахари на ниву и косари на покос.
Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип: «Старший сказал – делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно спрашивал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайдут. И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своем проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.
Вечерами старики действительно собирались, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в их разговоры никогда не вмешивалась.
При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.
Важную роль в воспитании играло и общество сверстников. Молодежь участвовала в различных состязаниях, колядовала, славила Христа, водила хороводы, общалась на вечерних посиделках, пела русские народные песни и частушки. Случаи хулиганства или озорства были редкими. Жизнь в деревнях и селах била ключом и была полнокровной.
Немало внимания уделялось религиозному воспитанию подрастающих поколений. Рано внушались ребенку идея Бога, сущность греха, праведная жизнь. С молитвами садились за стол и заканчивали трапезу. Религиозное воспитание осуществлялось в церковноприходских и сельских школах, где изучались Евангелие, священная история и Жития святых. Поощрялось и светское школьное образование. Родители и сельская община порой стремились дать необходимое образование одаренным крестьянским детям.
В русских, украинских и белорусских волшебных сказках сохранилось много информации о домах молодежи под названием «дом в лесу», «дом в степи». Воспитание детей в этих домах было равным для всех. Здесь старцы приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы, приобщали к обычаям и обрядам рода. С усложнением хозяйственной деятельности единобрачная семья нуждалась в рабочей силе. Поэтому родители прекращают посылать своих детей в дома молодежи, которые постепенно исчезают. Однако в обществе еще долго были сильны старые традиции. Дети воспитывались у брата матери, т.е. у дядьки. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Создавались оригинальные семьи, в которых дядьки воспитывали не своих детей, а детей сестер, т.е. племянников. Дядьки были наиболее близкими наставниками племянников и племянниц, а те – первыми их помощниками. Такой структурой семьи объясняется тот факт, что во всех индоевропейских языках первоначальным смыслом слова отец был не родитель, а кормилец. В этих условиях народная педагогика в поэтических формулах отразила роль дядьки в системе воспитания детей: «Каковы дядьки, таковы и детятьки»; «У доброго дядьки добры и детятьки».
То, что дает ребенку мать, никто дать не может. Но самое главное – мать дает ребенку жизнь. Многие изречения о матери нашли отражение в первых памятниках древнерусской письменности. Публикуя старинную пословицу «Держи матерь во чти и в матерстве», т.е. почитай, чти ее, В.И. Даль слово «матерство» объясняет как достоинство матери. Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства. Нарушившему ее угрожает проклятие: «Укоряющего старость материю, да исклюют его вранове, да съедят орли». Народная педагогика с древнейших времен измеряла воспитанность детей их заботой о старости прежде всего матери. Как общественное предписание детям звучат пословицы об их обязанности беречь достоинство, здоровье матери, заботиться о ее старости.
Новорожденного одевали в вывернутый шерстью наружу кожух, обносили вокруг избы и таким образом прилучали его к домашнему очагу. Этим актом ребенок зачислялся в семейный коллектив. Возле мальчика клали какой-либо инструмент, чтобы ребенок вырос умельцем, а возле девочки – пучки льна, которые символизировали женское занятие. В этих и им подобных обрядах языческие суеверия переплетались с надеждой на счастливую судьбу ребенка. В малой семье отпала потребность воспитывать детей у дядьки. Обычай посылать сыновей и дочерей для воспитания на сторону продолжал сохраняться лишь в семьях князей и феодальной знати. Здесь дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, а у младших – обязанности перед старшими. Старшие оказывали большую помощь родителям, приобретали опыт воспитания, младшие старались подражать старшим. «Передний заднему мост», – утверждала пословица. В малой семье усилилось чувство личной ответственности родителей за воспитание детей, укрепились новые оценочные категории – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи. Обобщенный в устном народном творчестве, опыт семейного воспитания становится важнейшей частью народной педагогики.
Домашние воспитатели – дедушка и бабушка. Поскольку мать и отец были заняты тяжелым земледельческим трудом, старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становились главными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди, трудовые навыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать того, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.
Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. По тогдашним верованиям, они оставались покровителями детей и после своей смерти; дух их продолжал обитать в жилище, помогал потомкам в случае беды. Считалось, что живут духи под печью. Когда семья переходила в новопостроенное жилище, самая старая женщина обращалась к печи и говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жиль». Тут же прямо дается домовому название «дедушка».
Расселение малых семей было связано с миграцией людей и возникновением новых населенных пунктов. Рвались сложившиеся веками в большой патриархальной семье родственные связи. В этот период на уровне соседской общины возникает институт кумовства как одна из форм общественного воспитания детей.
Кумовство – результат распада родовой общины, трансформации «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного наставника тех же племянников в семье их родителей. Когда в территориальной общине не было родственников, родители подбирали кума и куму среди соседей. История народного воспитания свидетельствует, что педагогическая функция кумов сохраняла свою практическую значимость в течение многих веков. С принятием христианства кумовство прибрала к рукам церковь. Кум и кума были объявлены крестным отцом и матерью. По каноническим правилам крестный отец – «воспреемник» при крещении дитяти, т.е. при принятии его в «лоно церкви»(12, с.312-314).
С возникновением соседской общины возникает новая форма общения детей подросткового возраста – побратимство и сосестринство, которые строились не по принципу родства, а на основе личных симпатии. Узы, соединявшие побратимов, нередко оказывались сильнее родства, но по традиции принимали форму последнего. Наиболее древним способом братания было заключение союза между сверстниками путем обмена горстями земли. Земля символизировала силу обоюдной клятвы и верности слову. Зашивали горсть земли в ладонку и носили ее на шее. В этом проявляется связь обычая с языческими верованиями. Побратимство занимало большое место в воспитании и самовоспитании подростков. Стимулом к чистоте нравственных взаимоотношений, критерием дружбы выступала совесть и воля побратимов. Верность клятве формировала понятие о дружбе и чести как высших нравственных качествах. По-иному совершалось посестринство. Этнографические материалы показывают, что акт посестринства приурочивали к весне. Девушки шли в лес, выбирали самую красивую березку, украшали ее цветными лентами, а после «завивали ее», т.е. загибали концы веток в кольцо, закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве. Под березкой водили хоровод и пели песню. После окончания хоровода девушки целовались через венок и давали друг другу слово посестринской верности. В других местах украшенную березу устанавливали в поле и повторяли в такой же форме ритуал посестринства. Внимание, которое уделялось березке, объясняется тем, что березка первая весной зеленеет.
В числе средств воспитания широко использовались запреты, которые в народе называли запуками. Запуки представляли собой предписания, оберегающие птиц, животных, растения от бессмысленного уничтожения. Им принадлежала немалая роль в формировании у детей бережного отношения к природе. С незапамятных времен замечалось, что детям и особенно подросткам свойственно обостренное любопытство, принимающее иногда нездоровые формы в обращении с птицами и другими бессловесными существами. Привыкнув пренебрежительно смотреть на них, не умеющих говорить, но способных чувствовать боль, подросток постепенно переносит такое представление на своих младших товарищей. Чувство жестокости порождает преступление. В данных случаях запуки выполняли роль дисциплинатора, регулятивную и сдерживающую функции. Разнообразие природы, ее красота рассматривалась народной педагогикой как набор пособий для наглядного обучения нравственности.
Наблюдения за природными явлениями формировали у детей чуткое отношение ко всему живому, помогали осмысливать великое право всего живого на жизнь. Издавна средства природы использовались в целях воспитания детей.
В народе слово «вежество» употреблялось для обозначения знания и соблюдения правил прилежного поведения. В.И. Даль приводит следующие народные толкования термина «вежество» – приличие, доброе поведение и обращение, или вежливость – учтивость, учливость, учтивство... вежливый, соблюдающий светские, житейские приличия, учтивый, услужливый, предупредительный. Все противоречащее вежеству считалось невежеством. Вежество составляло важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. В обществе, вышедшем из родового строя, создавалась новая мораль, нормы и правила поведения, утверждавшие свою этику, эстетику отношений, внешний облик общения с окружающими людьми. Все это находило выражение в вежестве, в гуманизации межличностных отношений, в преодолении грубости. Тон и манеры поведения определялись правилами приличия, следовательно, в задачу воспитания детей входило приучение их к этим правилам. Не случайно берестяная грамота ученика Онфима к товарищу по школе Даниле начинается словом «поклон». В одной из былин мать мечтает о том, чтобы ее сын был похож вежеством на Добрынюшку Никитича. В помощь родителям и детям в форме пословиц и поговорок народной педагогикой была разработана система правил-наставлений, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В. Даля находим свод этих народнопоэтических моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Характерно, что подобные стандарты имеются в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Учтивость, внимательность, уважение другого человека как обычай.
1.2. Воспитание в дворянской и императорской семье
Начиная с Киевской Руси главным очагом воспитания и обучения для всех сословий была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга сама воспитала сына Святослава. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
В дальнейшем шло формирование различий воспитания в знатной и простой семье. Особенно заметным этот процесс стал начиная с Петровской эпохи. Дворянство России начиная с этого времени сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета. К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. Дворянское воспитание – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это прежде всего образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не столько теоретические предписания, сколько те принципы, которые реально проявлялись в быте, поведении, живом общении(10, с. 35-39).
Конечно, здесь было много и отрицательного. О недостатках домашнего воспитания писала в статье «О воспитании» Е.Р. Дашкова. Из публикаций Н.И. Новикова узнаем об обеспокоенности общества уровнем преподавания домашними учителями, которые, «чтобы не обедать и ужинать в Бастилии, едут в Россию учить детей». Подобную красочную картину поведал А.С. Пушкин: «француз убогий учил дитя всему шутя», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Это домашнее воспитание именитого дворянства, а в семье мелкопоместного дворянина в воспитатели для мальчика перевели стремянного Савельича за трезвое поведение, и выписали из Москвы с «годовалым запасом прованского масла» француза Бопре, который в отечестве своем был парикмахером, в Пруссии солдатом, а в России стал учителем. И как заключение: А.С. Пушкин писал, что домашнее воспитание в России «в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей» об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем»(6, с. 268).
Это все критические оценки, их можно продолжить. Но возникает вопрос: в чем же была сильная сторона домашнего образования, если в каждом томике современного издания серии «Жизнь замечательных людей» об ученом, писателе или общественном деятеле России XIX в. встретим, как штамп, слова: «получил прекрасное домашнее образование»?
Мы сможем ясно представить программу домашнего образования, если обратимся к педагогическому наследию Михаила Сергеевича Лунина.
Герой Отечественной войны 1812 г., после восстания декабристов был осужден, содержался в тюрьмах Читы и Петровского завода, на поселении в с. Урик, близ Иркутска, где сблизился с семьей Волконских, и стал воспитателем их восьмилетнего сына.
Основным в воспитании Лунин считал воспитание «истинного гражданина», «сына отечества», человека образованного, обладающего самостоятельностью мышления. «Нравственные качества, – писал он, – необходимы». Глубоко верующий, он считал, что нравственность – это вера и что противоречия духа могут быть разрешены только ею. В одном из писем М.Н. Волконской (1843) есть такая строка: «Разум и суждения даются нам не учителями, а Богом». Нравственность – это понимание особого божественного смысла человеческого бытия, и внести этот смысл невозможно, он обретается и обретается человеком самим. И потому никакой учитель не может научить нравственности.
Программа обучения и воспитания Миши Волконского была изложена Луниным в «Плане начальных занятий». Это была программа обучения, близкая к программе Царскосельского лицея. Цель обеих – подготовить воспитанника к поступлению в университет.
Интересны сравнения этих программ. Рассмотрим лицейскую с добавлениями Лунина.
1. Грамматическое изучение языков: русского, французского, немецкого, латинского (у Лунина еще английский).
2. Философия и богословие.
3. Науки математические: арифметика, алгебра (Лунин вводит высшую математику).
4. Науки естественные и физические: физика, география, естественная история (Лунин включает астрономию).
5. Науки исторические: история священная и древняя, история российская, история всеобщая (Лунин добавляет историю церкви).
6. Риторика: разбор «избранных мест» из произведений лучших писателей, упражнения в сочинении по-русски (Лунин добавляет: «упражнения в сочинении по-русски, если ученик не предпочитает другой язык. Темы по выбору ученика»).
7. Изящные искусства: чистописание, танцы (Лунин исключает чистописание и танцы, включает музыку и законы гармонии).
8. Физическое воспитание: гимнастика, плавание, верховая езда (Лунин включает охоту, считая ее и спортом, и искусством).
Кроме перечисленных Лунин включает в «План» «науки политические, общественные и военные».
Обучение по «Плану начальных занятий» Лунин делил на три этапа: первый – с 8 до 10 лет, второй – с 10 до 12, третий – с 12 до 14 лет. Для каждого периода – отдельная программа, последующие этапы углубляли знания, полученные на предыдущем. Так, изучение истории планировалось таким образом, чтобы на первом этапе ребенок знакомился со священной историей по рассказам родителей и фрагментам из Библии, на втором – изучал русскую и всемирную историю, на третьем – историю церкви.
Важной в «Плане» является заметка Лунина: «Больше всего прилежания к языкам, ибо они – ключ к знаниям».
В семье Волконских говорили по-русски, по-французски и по-немецки. Лунин советовал знать Мише французский, немецкий, английский и латынь, так как «эти четыре языка – ключи современной цивилизации». Он считал, что знание языков – это ключ к самообразованию, возможность знакомиться с ученой и художественной литературой в подлинниках.
В «Плане» Лунин выделяет самостоятельное чтение. Подбирая литературу, следует обязательно учитывать возраст ребенка. На первом этапе он вносит в список только детских писателей, а на втором и третьем этапах – Локка и Руссо, Ломоносова, Фонвизина и Крылова, Кантемира и Курбского. Если в начале обучения преобладала художественная публицистика, то позднее – произведения древнеримских и английских историков. Именно публицистику и историю он считал важными жанрами для образования.
Сохранилось 12 писем Лунина Волконским, которые примыкают к «Плану», в них он советует, как выполнять его программу. Письма Лунина говорят о прекрасных отношениях учителя и ученика, которых разделяли сотни верст и разница в воспитание возрасте в 40 лет (3, с. 147-149).
Домашнее воспитание молодой дворянки не очень сильно отличалось от воспитания мальчика: из рук крепостной нянюшки (заменявшей в этом случае крепостного дядьку), девочка поступала под надзор гувернантки – чаще всего француженки, иногда англичанки. В целом образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно ограничивалось обычно навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках (чаще всего – на французском или немецком; знание английского языка свидетельствовало о более высоком, чем средний, уровне образования), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. С началом выездов в свет обучение прекращалось.
Конечно, бывали и исключения. Таково, например, обучение пятнадцатилетней Натальи Сергеевны Левашовой, провинциальной дворянской девушки из Уфы. Учитель ее, Г.С. Винский, свидетельствовал: «Скажу, не хвастаясь, что Наталья Сергеевна через два года понимала столько французский язык, что труднейших авторов, каковы: Гельвеций, Мерсье, Руссо, Мабли, переводила без словаря; писала письма со всею исправностию правописания; историю древнюю и новую, географию и мифологию знала также достаточно» (9, с. 87).
Цели и качество обучения зависели не только от учителей, но и от состоятельности семьи, от ее духовной направленности (особенно – от устремлений матери). Так, соседка Пушкина по Михайловскому, Прасковья Осипова (дочь Вындомского, сотрудника журнала «Беседующий гражданин», ученика Н.И. Новикова и знакомого А.Н. Радищева), воспитывая своих дочерей в имении, в Псковской губернии, добилась того, что они выросли литературно образованными, владеющими французским и английским языками.
Сама Осипова, нарушая сложившиеся обычаи, продолжала свое образование, будучи уже зрелой женщиной. Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее ревностной союзницы княгини Екатерины Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII – начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университетов. Тип высокодуховной русской женщины сложился под воздействием русской литературы и культуры эпохи.
Определенные особенности существовали при воспитании Великих Князей, в том числе и наследника престола.
По традиции, Великие Князья не могли обучаться ни в казенных, ни в частных учебных заведениях, а потому были окружены целым штатом наставников, большая часть которых отличалась особой строгостью(5, с.14).
Воспитание старшего сына было постоянной заботой Императора Николая Павловича. Тотчас по воцарении Николай I избрал ему в наставники В.А. Жуковского, который в течение полугода составил специальный «План учения», рассчитанный на двенадцать лет и одобренный Императором. Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели»(7, с. 165). При этом набор предметов был весьма обширен: русский язык, история, география, статистика, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Языки – французский, немецкий, английский, польский. В отдельную группу выделялись предметы, направленные на развитие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение-декламация.
Несмотря на свое происхождение, Наследник престола рос неизолированно от своих сверстников. Праздники он проводил с друзьями, среди которых были сыновья воспитателя Мердера и сановников ближайшего окружения Николая Павловича, воспитанники кадетских корпусов. «Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10–11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему и в зрелые годы, и после воцарения»(7, с. 170-171).
Чем выше положение в обществе, тем большая нравственная ответственность налагалась на дворянина за слова и поступки: «Кому много дано, с того много и спросится»(10, с. 37), – повторял своим сыновьям Великий Князь Константин Константинович уже в начале двадцатого столетия.
Как вспоминал Великий Князь Александр Михайлович, его воспитание «<...> было подобно прохождению строевой службы в полку»(4, с. 20). Внуки Императора Николая Павловича спали на узких железных кроватях с тончайшими матрацами, положенными на деревянные доски. В шесть часов следовал подъем, затем дети читали молитвы, стоя на коленях перед иконами, потом после принятия холодной ванны следовал завтрак, состоящий из чая, хлеба и масла. Чтобы не приучать детей к роскоши, другие продукты были запрещены. По завершении завтрака начинался урок фехтования и гимнастики, а также практической артиллерии. В возрасте десяти лет мальчики могли принять участие в бомбардировке большого города.
Вся учебная программа была разделена на восьмилетний период и состояла из уроков по Закону Божию, истории Православия и Православной церкви, сравнительной истории и других вероисповеданий, русской грамматики и литературы, истории иностранной литературы, истории России, Европы, Америки и Азии, географии, математики, латинского, греческого, французского, английского, немецкого языков, музыки, верховой езды. Малейшая провинность учеников строго наказывалась наставниками. А за ошибку в вычислении скорости двух встречных поездов дети стояли на коленях лицом к стене в течение целого часа. Жалобы на учителя не допускались.
С раннего возраста дети приучались соблюдать строгие правила этикета. К примеру, во время завтраков и обедов не начинать разговоры первыми. Ответы на вопросы также ограничивались определенными рамками. Если какая-либо персона спрашивала Великих Князей, кем они хотят быть, то их выбор карьеры лежал между кавалерией, артиллерией и военным флотом. «Брат Георгий как-то робко высказал желание сделаться художником-портретистом. Его слова были встречены зловещим молчанием всех присутствующих, и Георгий понял свою ошибку только тогда, когда камер-лакеи, обносивший гостей десертом, прошел с малиновым мороженым мимо его прибора»(4, с. 23), – вспоминал Великий Князь Александр Михайлович.
За столом детям не разрешалось сидеть вместе, их размещали между взрослыми. Встав из-за стола, они могли играть в кабинете отца в течение часа после завтрака и двадцати минут – после обеда. Ровно в девять дети шли в спальню и, облачившись в длинные белые ночные рубашки, немедленно ложились в постель. Но и здесь они не оставались без надзора. Дежурный наставник входил в их комнату не менее пяти раз за ночь.
Около полуночи дети просыпались от звяканья шпор, возвещавших о приходе отца. На просьбы супруги не будить их Великий Князь отвечал, что будущие солдаты должны приучаться спать несмотря ни на какой шум. «Что они будут делать потом, – говорил он, – когда им придется урывать несколько часов для отдыха под звуки канонады?»
«Никогда не забуду я его высокой фигуры и серьезного красивого лица, склоненного над нашими кроватками, когда он благословлял нас широким крестным знамением. Потом, прежде чем покинуть нашу спальню, он молился перед иконами, прося Всевышнего помочь ему сделать из нас добрых христиан и верноподданных Государя и России. Никакие религиозные сомнения не омрачали его твердых убеждений. Он верил каждому слову Священного Писания и воздавал (Божие) Богу богово, а Кесарю кесарево»(4, с. 25), – вспоминал Великий Князь Александр Михайлович.
Отметим, что подобная педагогическая система была принята практически во всех монархических домах Европы. Будущие правители воспитывались «<...> в страхе Божьем для правильного понимания будущей ответственности перед страной»(4, с. 22).
Такая система не притупила умы сыновей кавказского наместника Великого Князя Михаила Николаевича и не вызвала ненависти ко всем тем предметам, которым их обучали в детстве. Так, Великий Князь Георгий Михайлович был управляющим Русским музеем, а крупный военно-морской теоретик, историк, библиофил Великий Князь Александр Михайлович считался современниками истинным отцом российской авиации.
Император Александр III уделял большое внимание воспитанию своих детей. Он лично инструктировал учительниц: «...Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, потачки не давайте, спрашивайте по полной строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйте прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать, повторяю, мне фарфора не нужно, мне нужны нормальные, здоровые, русские дети»(1, с. 86).
Наследник престола с братьями и сестрами воспитывались в спартанской суровости. Спали они на солдатских койках, утром принимали холодную ванну, на завтрак ели кашу, а за обеденным столом получали свою порцию в последнюю очередь, после всех гостей. Учебные занятия были рассчитаны на двенадцать лет. Первые восемь – гимназический курс с заменой классических языков основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, географии. Затем добавились преподавание русской литературы, английского, французского, немецкого языков и расширенный курс политической истории. Приходил учитель танцев, требовавший, чтобы на пианино всегда стояла большая ваза со свежими цветами. Александр III часто играл с детьми, учил их пилить дрова, строить снежные крепости. Император обладал твердой волей, ненавидел все показное и считал, что истинно русский человек должен быть прост в поведении, манерах, еде, речах и одежде. Как отмечал С.Ю. Витте в своих мемуарах: «Если бы не знали, что он Император, и он вошел бы к нам в комнату в каком угодно костюме, несомненно все бы обратили на него внимание. Поэтому меня не удивляет замечание Императора Вильгельма: «Завидую самодержавной царственности в фигуре Александра III»(1, с. 82).
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!