Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Понятие о внимании. Физиологические особенности внимания
В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в “чистом” виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить “материю” внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это – наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.
Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:
1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.
2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентном и эфферентного проведения сенсорной информации).
3. Нейроны внимания – клетки-детекторы новизны – можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головном мозга.
4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным.
По словам известного американского философа и психолога У. Джемса, наиболее важными физиологическими особенностями внимания являются следующие: “1) по возникновения внимания к данному объекту необходимо, чтобы соответствующий кортикальный центр был возбужден и центральным путем – идеационно, и путем внешнего чувственного раздражения; 2) затем орган чувств должен быть приноровлен посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления; 3) по всей вероятности, необходим известный приток крови к соответствующему кортикальному центру”.[1]
В чем же сущность этого процесса и одновременно состояния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.
Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.[2] Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится
содержанием размышлений.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности которые на данный момент времени становятся познаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.[3]
Свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
С физиологической точки зрения устойчивость внимания зависит от способности нервных клеток длительно находиться в деятельном состоянии, обусловливающем наличие возбуждения в соответствующем очаге мозга. Если при концентрации внимания большое значение имеет система распределения возбуждений и торможений в коре полушарий, то для устойчивости внимания важную роль играет работоспособность клеток, благодаря чему они продолжительное время не переходят в состояние охранительного торможения, как бы “сопротивляются” утомлению. Устойчивость внимания, как и его интенсивность, имеет большое значение во всякой работе, в частности в научных занятиях и в обучении.
Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множеств сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Иногда ученик во время учебных занятий настолько углубляется в работу, что не видит и не слышит, что делается вокруг него. Такое состояние внимания характеризуется большой ясностью и отчетливостью отражения в сознании ученика того, что он воспринимает. Высокая концентрация внимания дает возможность замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии при отсутствии концентрированности внимания сознание как бы “скользит” по предметам. В результате впечатления от них оказываются очень слабыми, и человек многого не замечает из того, что действует на его анализаторы.
Концентрированность внимания обусловливается силой возбуждения в соответствующем очаге коры полушарий и величиной торможения в остальных участках мозга в силу закона отрицательной индукции. Благодаря этому внимание сосредоточивается на одном предмете и отвлекается от всего другого. Определить степень концентрации внимания человека можно следующим простым опытом. Испытуемому дается рисунок, на котором изображен круг, разделенный напять секторов. В каждом секторе – черные кружочки. Надо считать их от сектора к сектору (не водя по ним пальцем или каким-нибудь другим предметом). Наилучшую способность сосредоточиваться покажет тот, кто просчитывает кружки во всех секторах без ошибки. Задача осложняется, если читать кружки какого-либо одного вида.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется вскорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.
Распределение внимания его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.
Объем внимания зависит и от связей, которые образовались в мозгу в прошлом опыте человека, в особенности если они возникли в результате восприятия материала, близкого в каком-либо отношении к тому, что воспринимается в данный момент. Благодаря этому старые и новые связи легко объединяются в единую систему, обеспечивающую большой объем внимания. Так, ученик, имеющий некоторые представления о принесенном на урок физическом приборе, скорее обратит внимание на все его детали, чем тот, кто видит этот прибор в первый раз. Таким образом, чем шире у ученика объем внимания, тем он больше схватывает из того, что ему объясняется и показывается на уроке, тем больше проявляет он наблюдательности.
Исследованиями установлены значительные индивидуальные различия в объеме внимания. Чтобы убедиться в этом, можно проделать следующий простой опыт: предложить группе лиц на несколько секунд заглянуть в комнату, в которой никто из них до этого не был, а затем предложить перечислить те предметы, которые они там заметили. По количеству названных предметов можно судить об объеме внимания человека. При изучении этого свойства внимания можно предъявить испытуемому на короткое время рисунок, затем закрыть его и предложить назвать изображенные на нем предметы. Чем больше испытуемый заметит предметов, тем, следовательно, у него больше объем внимания. Об этом же говорит и быстрота нахождения цифр на рисунке 1.
Испытуемым говорят: “Сейчас вам покажем три числа, вы должны будете их сложить в уме”.
Затем показывают рисунок 2 на короткое время и предлагают записать сумму. После этого спрашивают: “На каких фигурах были написаны какие числа?” Не у всех объем внимания окажется таким, чтобы заметить и числа и фигуры. Для более точного экспериментального определения объема внимания употребляется особый прибор, называемый тахистокопом (“тахюс” по-гречески – быстрый, “скопео”– смотрю), который дает возможность предъявлять испытуемому, например, таблицу с буквами или другими объектами на десятые доли секунды. Простейший тахистоскоп устроен следующим образом. На подставке установлена ширма с отверстием. За ней находится задвижка с таким же отверстием. Аппарат сделан так, что эта задвижка опускается и на какой-то момент оба отверстия совпадают. В это время испытуемый видит карточку с изображенными на ней буквами (или какими-либо значками). Экспозиция карточки продолжается долю секунды, после чего испытуемый должен назвать буквы, которые он успел заметить. По их количеству можно судить об объеме его внимания. Обычно дети младшего школьного возраста называют 2–3 буквы, подростки – 3–4, старшие школьники и взрослые –5–6 букв.[4]
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильном понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Виды внимания
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу таком внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Однако наиболее важными являются два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направлял все свое внимание на удовлетворение другого.
Непроизвольное внимание характеризуется ярко выраженным ориентировочным или исследовательским рефлексом, благодаря чему мы автоматически включаемся в восприятие окружающих нас предметов и явлений. Это внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны в результате непосредственного воздействия раздражителей, которые и создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением. Окружающий мир оказывает воздействие на человека через внешние (предметные) раздражители (звуки, запахи, вид предметов и т.п.). Это, как указывал И.П. Павлов, первая сигнальная система. Но, кроме того, сигнализация о том, что происходит в мире, осуществляется и посредством слова, что составляет вторую сигнальную систему.
Непроизвольное внимание возникает прежде всего в связи с первосигнальными раздражителями, вызывающими у человека ощущения, восприятия и представления. В основе этого вида внимания лежат нервные процессы, происходящие в разных участках коры полушарий. Поэтому у животных есть только непроизвольное внимание, которое, конечно, есть и у человека. Однако у последнего оно значительно отличается, так как “в человеке прибавляется, можно думать, специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы – речью”.[5] Эта вторая сигнальная система участвует в актах непроизвольного внимания и делает его весьма отличным от того внимания, которое есть у животных.
Что же обусловливает появление непроизвольного внимания? Оно зависит, во-первых, от особенностей внешних раздражителей, действующих на человека, и, во-вторых, от его внутреннего состояния. К числу особенностей воздействий извне, вызывающих непроизвольное внимание, относится сила раздражителей.
Вызывают непроизвольное внимание также движения, изменения в предметах, их новизна, контрасты, внезапность. Кроме того, непроизвольное внимание возникает в связи с особенностями человека, характерными для него всегда или в данный момент. Это потребности, интересы, чувства, общее состояние организма и т.п. Прошлый опыт и накопленные знания определяют силу и характер непроизвольного внимания. Для возникновения внимания необходима установка на приобретение новых знаний. Небольшой, даже самый беглый просмотр какой-нибудь книги по конкретной проблеме поможет восстановить в памяти ряд забытых сведений, отнимет у очень мало времени, но зато во много раз повысит интерес и внимание при слушании сообщения.
Если непроизвольное внимание привлекается интенсивным (сильным или интересным) раздражителем, отвлекающим человека от всего остального, то при произвольном внимании он нередко сосредоточивается не на сильнейшем, а на одном из наиболее для него слабых раздражителей. Здесь человеку приходится “вступать в борьбу” с отвлечениями, т.е. с более сильными внешними воздействиями, чтобы в “фокусе” сознания оказалось не то, что невольно привлекает внимание, а то, на чем необходимо сосредоточиться.
Самый термин “произвольное” внимание говорит о том, что здесь принимает участие воля человека. Этот вид внимания обычно связан с внутренним напряжением, усилием, стремлением заставить себя сосредоточиться на чем-то, отвлекаясь от всего остального. Эта форма внимания также подчинена объективным закономерностям, и конечные ее причины тоже лежат в воздействии на организм окружающей среды. Однако для произвольного внимания характерно наличие задачи, которая побуждает к сосредоточенности. Если человек читает письмо, полученное от знакомого, он может и не заметить в нем грамматических ошибок, но, когда учитель проверяет письменную работу ученика, он сосредоточивается на ее орфографии, чтобы не пропустить ни одной ошибки. Здесь поставленная задача вызвала произвольное внимание.
Исторически этот вид внимания возник в результате труда человека. Возникнув и получив развитие в процессе эволюции человеческого общества, произвольное внимание является достоянием только человека. Такого внимания нет у животных; их психическая направленность всегда определяется только интенсивностью и жизненной значимостью внешних раздражителей и потому имеет непроизвольный характер. С физиологической точки зрения произвольное, или преднамеренное, внимание характеризуется тем, что здесь раздражителем, побуждающим нас сосредоточиться на определенном предмете, являются сигналы, идущие от второй сигнальной системы, возникшее в коре полушарий возбуждение, соответствующее той или иной мысли, самоприказу, который мы произносим про себя, и т.п., становится в мозгу преобладающим раздражителем. Те же воздействия (внешние или внутренние), которые не соответствуют этому внутреннему раздражителю, задерживаются, тормозятся. Происходит это потому, что в коре полушарий актуализируется (возбуждается) целая система ранее возникших связей, результат прежних воздействий на нас окружающей среды. Но актуализация соответствующих связей в коре полушарий происходит не “сама по себе”, а тоже в силу каких-то внешних воздействий, которые даже не всегда нами замечаются. Мозг человека в данном случае напоминает собой механизм, который был заведен ранее и не приходил в движение, но вот какой-то толчок извне, и “аппарат” начинает действовать. Нередко таким толчком может быть первосигнальный раздражитель (например, вид книги, которую надо читать). Таким образом, произвольное внимание есть результат сложного взаимодействия двух сигнальных систем при ведущей, направляющей роли второй сигнальной системы.1
Групповое внимание, факторы его оптимизации и снижения
Групповое внимание очень важно поддерживать и развивать для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Факторы, привлекающие внимание, разделяются на внутренние и внешние. К внешним относятся прежде всего новизна, интенсивность и физические характеристики сигналов, а к внутренним – их актуальность для данного человека, соответствие его потребностям и эмоциональному настрою. Кроме того, внимание сохраняется дольше на действиях, недостаточно автоматизированных и поэтому требующих текущего контроля и не законченных (прерванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его последующего завершения.
Монотонность, шаблонность, стереотипность, выполняемых операций (даже мыслительных) понижают устойчивость внимания. В этом случае для его поддержания приходится прикладывать все большие усилия, что, в свою очередь, порождает утомление. Однообразие информации и ее малый приток, порождающие у человека состояние монотонии, сопровождаются ощущением скуки и медленно текущего времени, вызывая торможение, сонливость. Длительные усилия для поддержания бдительности могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующей развитию утомления, что в случае возникновения острой ситуации может проявиться в резком сужении зоны внимания. Влияние монотонии особенно ярко отмечается у водителей грузовиков в дальних рейсах, у наблюдателей за различными экранами, у пилотов в дальних полетах. Утомление от монотонии может быть уменьшено и необходимый уровень внимания сохранен рядом приемов: переключениями – заменой слуховой информации на зрительную, изменением на короткое время темпа работы, но, главное, для поддержания бдительности очень важно сохранить активное взаимодействие группы и руководителя (преподавателя).
Один из известных приемов организации внимания опирается на фактор новизны. Эффективный рассказ, изложение какого-либо парадоксального случая или спорного утверждения сразу ставит слушателей перед проблемой, интригует и заставляет сконцентрировать внимание. Для привлечения внимания иногда используются и неожиданные приемы. Так, в конце 60-х годов преподаватели биологии Калифорнийского университета США пришли к заключению, что классическая лекционная система терпит крах. Студенты перестали посещать многие лекции. И тогда профессору Ричарду Икину, читавшему курс по истории биологии, пришла в голову идея: для привлечения внимания студентов гримироваться под великих биологов прошлого и рассказывать об их открытиях от первого лица в манере и стиле автора. Он подготовил и провел подобным образом несколько лекций. Его выступления пользовались неизменным успехом, они привлекали не только множество студентов, по их посещало с удовольствием и большинство коллег Икина, поскольку этот прием позволял полнее раскрыть радости и трудности научного творчества.1
Иногда внимание можно сконцентрировать, используя внешний фактор, - интенсивность сигнала, например, выделить какое-либо слов, предложение.
Неполное представление содержания также может использоваться для привлечения внимания. Все, что изображено неполно, незаконченно, намеком, штрихом, пробуждает интерес людей, привыкших наблюдать предметы и явления в их нормальной целостности. Внимание получает толчок и тогда, когда говорящий неожиданно прерывает начатую мысль и временно переключается на другую.
Понимание потребностей личности и учет возрастных особенностей позволяет правильно предсказать, на чем будет концентрироваться внимание. “Управление вниманием всегда основывается на знании его особенностей. Некоторые люди отличаются подвижным вниманием и легко переходят от одного вида работы к другому. Им доставляет удовольствие работа, наполненная множеством разных дел. Людям инертного типа трудно начать какое-то дело, но нередко так же трудно отключиться от него и перейти к очередному занятию. Одни постоянно погружены в свои мысли и не сразу понимают обращенный к ним вопрос, другие же моментально реагируют на любой пустяк: скрипнул стул, упала ручка, проехала по улице машина. Указанные слабости внимания при неблагоприятных условиях могут приобрести болезненный характер. Например, малая подвижность может принять форму “вязкости”, “липкости” внимания, когда, начав разговор, человек не может его закончить, хотя и понимает необходимость этого. Застревание внимания на каких-то мыслях может принять форму навязчивых идей, “пунктиков”. Любой разговор человек будет сводить к излюбленной теме, например своей болезни, невоспитанным соседям и т.п.”1
Внимание снижается при утомлении. Одним из наиболее эффективных средств организации паузы и снятия утомления служит юмор.
Логически стройное изложение нового содержания составляет существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания.
[1] Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М., 1991. С. 131
[2] Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. С. 123
[3] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1997. С. 204
[4] Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. С. 28-29
[5] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. – М.- Л., 1951. С. 214-215
1 Гоноболин Ф.Н. Указ. соч. С. 16-21
1 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984. С. 54
1 Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990. С. 24
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!