Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Внимание»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Понятие о внимании. Физиологические особенности внимания

 

        В системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все ос­тальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в “чистом” виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика по­знавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить “материю” внимания, отвлекаясь от всего остального содержа­ния психических феноменов, она как бы исчезает.

        Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это – наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых харак­теристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

        Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядополо­женный другим психический процесс не существует, но пред­ставляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается из­вестными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

1.  Механизм доминанты как физиологический коррелят вни­мания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкрет­ных анализаторов в них локализуются.

2.  Ретикулярная формация, работа которой связывается с яв­лениями внимания, находится на пути нервных импульсов, ка­сающихся практически всех познавательных процессов (неспе­цифические пути афферентном и эфферентного проведения сен­сорной информации).

3. Нейроны внимания – клетки-детекторы новизны – мож­но встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головном мозга.

4.  Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автоном­но и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что го­ворит о том, что внимание все же является особенным феноме­ном, не сводимым ко всем остальным.

        По словам известного американского философа и психолога У. Джемса, наиболее важными физиологическими особенностями внимания являются следующие: “1) по возникновения внимания к данному объекту необходимо, чтобы соответствующий кортикальный центр был возбужден и центральным путем – идеационно, и путем внешнего чувственного раздражения; 2) затем орган чувств должен быть приноровлен посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления; 3) по всей вероятности, необходим известный приток крови к соответствующему кортикальному центру”.[1]

        В чем же сущность этого процесса и одновременно состоя­ния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллю­стративно, а затем в более точном его определении.

        Одной из характернейших особенностей нашей духовной жиз­ни, писал известный американский психолог Э. Титченер, явля­ется тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все но­вых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.[2] Только эта часть внешних впечат­лений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится
со­держанием размышлений.

        Внимание можно определить как психофизиологический про­цесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредото­ченности на сравнительно узком участке внешней или внут­ренней действительности которые на данный момент времени становятся познаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного пе­риода времени. Вниманиеэто процесс сознательного или бес­сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.[3]

 
Свойства внимания

 

        Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, рас­пределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

        Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания может определяться раз­ными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными фи­зиологическими особенностями человека, в частности со свойст­вами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету дея­тельности, его значимостью для личности), четвертые – с внеш­ними обстоятельствами осуществления деятельности.

        С физиологической точки зрения устойчивость вни­мания зависит от способности нервных клеток длительно находиться в деятельном состоянии, обусловливающем наличие возбуждения в соответствующем очаге мозга. Если при концентрации внимания большое значение име­ет система распределения возбуждений и торможений в коре полушарий, то для устойчивости внимания важную роль играет работоспособность клеток, благодаря чему они продолжительное время не переходят в состояние ох­ранительного торможения, как бы “сопротивляются” утомлению. Устойчивость внимания, как и его интенсивность, имеет большое значение во всякой работе, в частности в научных занятиях и в обучении.

        Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивны­ми. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физиче­ски, также, как правило, характеризуется неустойчивым вни­манием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение дли­тельного периода времени. При обстановке, которая характе­ризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внима­ние бывает достаточно устойчивым. При наличии множеств сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становит­ся недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

        Сосредоточенность внимания (противоположное качество рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в сте­пени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого тек­ста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рас­сматриваются как синонимы.

        Иногда ученик во время учебных занятий настолько углубляется в работу, что не видит и не слышит, что делается вокруг него. Такое состояние внимания характеризуется большой ясностью и отчетливостью отра­жения в сознании ученика того, что он воспринимает. Высокая концентрация внимания дает возможность за­мечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии при отсутствии концентрированности внимания сознание как бы “скользит” по пред­метам. В результате впечатления от них оказываются очень слабыми, и человек многого не замечает из того, что действует на его анализаторы.

        Концентрированность внимания обусловливается си­лой возбуждения в соответствующем очаге коры полу­шарий и величиной торможения в остальных участках мозга в силу закона отрицательной индукции. Благодаря этому внимание сосредоточивается на одном предмете и отвлекается от всего другого. Определить степень концентрации внимания человека можно следующим простым опытом. Испытуемому дает­ся рисунок, на котором изображен круг, разделенный напять секторов. В каждом секторе – черные кружочки. Надо считать их от сектора к сектору (не водя по ним пальцем или каким-нибудь другим предметом). Наилуч­шую способность сосредоточиваться покажет тот, кто просчитывает кружки во всех секторах без ошибки. За­дача осложняется, если читать кружки какого-либо од­ного вида.

        Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется вскорости, с которой он может переводить свое внимание с од­ного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае инди­вид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, уси­лием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключа­емость внимания, если она происходит на непроизвольной ос­нове, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как от­рицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

        С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внима­ния. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

        Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, по­мимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможе­ние. Соответствующие свойства нервной системы непосредст­венно определяют качества внимания, особенно непроизволь­ного, и поэтому их следует рассматривать в основном как при­родно обусловленные.

        Распределение внимания его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значитель­ном пространстве, параллельно выполнять несколько видов де­ятельности или совершать несколько различных действий. За­метим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко и подобное впечатление создается за счет спо­собности человека быстро переключаться с одного вида дея­тельности на другой, успевая возвращаться к продолжению пре­рванного до того, как наступит забывание.

        Известно, что память на прерванные действия способна со­храняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще все­го в случаях распределения внимания между несколькими од­новременно выполняемыми делами.

        Распределение внимания зависит от психологического и фи­зиологического состояния человека. При утомлении, в процес­се выполнения сложных видов деятельности, требующих повы­шенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

        Объем внимания – это такая его характеристика, которая оп­ределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) чело­века. Численная характеристика среднего объема внимания лю­дей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень корот­кое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

        Объем внимания зависит и от связей, которые обра­зовались в мозгу в прошлом опыте человека, в особенно­сти если они возникли в результате восприятия матери­ала, близкого в каком-либо отношении к тому, что вос­принимается в данный момент. Благодаря этому старые и новые связи легко объединяются в единую систему, обеспечивающую большой объем внимания. Так, ученик, имеющий некоторые представления о принесенном на урок физическом приборе, скорее обратит внимание на все его детали, чем тот, кто видит этот прибор в пер­вый раз. Таким образом, чем шире у ученика объем внимания, тем он больше схватывает из того, что ему объясняется и показывается на уроке, тем больше проявляет он на­блюдательности.

            Исследованиями установлены значительные индиви­дуальные различия в объеме внимания. Чтобы убедиться в этом, можно проделать следующий простой опыт: предложить группе лиц на несколько секунд заглянуть в комнату, в которой никто из них до этого не был, а за­тем предложить перечислить те предметы, которые они там заметили. По количеству названных предметов мож­но судить об объеме внимания человека. При изучении этого свойства внимания можно предъявить испытуемо­му на короткое время рисунок, затем закрыть его и пред­ложить назвать изображенные на нем предметы. Чем больше испытуемый заметит предметов, тем, следова­тельно, у него больше объем внимания. Об этом же гово­рит и быстрота нахождения цифр на рисунке 1.

        Испытуемым говорят: “Сейчас вам покажем три чис­ла, вы должны будете их сложить в уме”.

 

        Затем показы­вают рисунок 2 на короткое время и предлагают запи­сать сумму. После этого спрашивают: “На каких фигу­рах были написаны какие числа?” Не у всех объем вни­мания окажется таким, чтобы заметить и числа и фигуры. Для более точного экспериментального определения объема внимания употребляется особый прибор, называемый тахистокопом (“тахюс” по-гречески – быстрый, “скопео”– смотрю), который дает возможность предъ­являть испытуемому, например, таблицу с буквами или другими объектами на десятые доли секунды. Простейший тахистоскоп устроен следующим образом. На подставке установлена ширма с отверстием. За ней находит­ся задвижка с таким же отверстием. Аппарат сделан так, что эта задвижка опускается и на какой-то момент оба отверстия совпадают. В это время испытуемый видит карточку с изображенными на ней буквами (или каки­ми-либо значками). Экспозиция карточки продолжается долю секунды, после чего испытуемый должен назвать буквы, которые он успел заметить. По их количеству можно судить об объеме его внимания. Обычно дети младшего школьного возраста называют 2–3 буквы, подростки – 3–4, старшие школьники и взрослые –5–6 букв.[4]

        Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

        С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наи­более важным для организма, для реализации интересов лично­сти. Вниманием определяется точность и детализация восприя­тия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качест­во и результаты функционирования всей познавательной ак­тивности.

        Для перцептивных процессов внимание является своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, спо­собный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильном понимания и решения задачи. В системе межчелове­ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо­ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жиз­ни, чем недостаточно внимательный.


Виды внимания

 

         Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредст­венное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произ­вольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

        Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес­печивающий работу таком внимания, называется ориентировоч­ным рефлексом. Он связан с активно­стью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

        Социально обусловленное внимание складывается прижизнен­но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу­ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова­нием на объекты.

        Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то­го объекта, на который оно направлено и который соответству­ет актуальным интересам и потребностям человека. Опосредст­вованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

        Можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе – с сосредото­ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни­мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе­чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

        Однако наиболее важными являются два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

        Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ­вольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизволь­ное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то вни­мание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Нако­нец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из ин­тересов, направлял все свое внимание на удовлетворение другого.

        Непроизвольное внимание характеризуется ярко вы­раженным ориентировочным или исследовательским ре­флексом, благодаря чему мы автоматически включаемся в восприятие окружающих нас предметов и явлений. Это внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны в результате непосредственного воздействия раздражи­телей, которые и создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением. Окружающий мир оказывает воздействие на челове­ка через внешние (предметные) раздражители (звуки, запахи, вид предметов и т.п.). Это, как указывал И.П. Павлов, первая сигнальная система. Но, кроме того, сигнализация о том, что происходит в мире, осуществляется и посредством слова, что составляет вторую сигнальную систему.

        Непроизвольное внимание возникает прежде всего в связи с первосигнальными раздражителями, вызывающими у человека ощущения, восприятия и представле­ния. В основе этого вида внимания лежат нервные про­цессы, происходящие в разных участках коры полушарий. Поэтому у животных есть только непроизвольное внимание, которое, конечно, есть и у человека. Однако у последнего оно значительно отличается, так как “в че­ловеке прибавляется, можно думать, специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой си­стемы – речью”.[5] Эта вторая сигнальная система уча­ствует в актах непроизвольного внимания и делает его весьма отличным от того внимания, которое есть у животных.

        Что же обусловливает появление непроизвольного внимания? Оно зависит, во-первых, от особенностей внешних раздражителей, действующих на человека, и, во-вторых, от его внутреннего состояния. К числу особенностей воздействий извне, вызывающих непроизвольное внимание, относится сила раздражителей.

        Вызывают непроизвольное внимание также движения, изменения в предметах, их новизна, контрасты, внезапность. Кроме того, непроизвольное внимание возникает в связи с особенностями человека, характерными для него всегда или в данный момент. Это потребности, интересы, чувства, общее состояние организма и т.п. Прошлый опыт и накопленные знания определяют силу и характер непроизвольного внимания. Для возникновения внимания необходима уста­новка на приобретение новых знаний. Не­большой, даже самый беглый просмотр какой-нибудь книги по конкретной проблеме поможет восстановить в памяти ряд забытых сведений, отнимет у очень ма­ло времени, но зато во много раз повысит интерес и внимание при слушании сообщения.

        Если непроизвольное внимание привлекается интен­сивным (сильным или интересным) раздражителем, от­влекающим человека от всего остального, то при произ­вольном внимании он нередко сосредоточивается не на сильнейшем, а на одном из наиболее для него слабых раздражителей. Здесь человеку приходится “вступать в борьбу” с отвлечениями, т.е. с более сильными внешни­ми воздействиями, чтобы в “фокусе” сознания оказалось не то, что невольно привлекает внимание, а то, на чем не­обходимо сосредоточиться.

        Самый термин “произвольное” внимание говорит о том, что здесь принимает участие воля человека. Этот вид внимания обычно связан с внутренним напряжением, усилием, стремлением заставить себя сосредоточиться на чем-то, отвлекаясь от всего остального. Эта фор­ма внимания также подчинена объективным закономер­ностям, и конечные ее причины тоже лежат в воздействии на организм окружающей среды. Однако для произволь­ного внимания характерно наличие задачи, которая побуждает к сосредоточенности. Если человек читает письмо, полученное от знакомого, он может и не заме­тить в нем грамматических ошибок, но, когда учитель проверяет письменную работу ученика, он сосредоточи­вается на ее орфографии, чтобы не пропустить ни одной ошибки. Здесь поставленная задача вызвала произволь­ное внимание.

        Исторически этот вид внимания возник в результате труда человека. Возникнув и получив развитие в процессе эволюции человеческого общества, произвольное вни­мание является достоянием только человека. Такого внимания нет у животных; их психическая направленность всегда определяется только интенсивностью и жизненной значимостью внешних раздражителей и потому имеет непроизвольный характер. С физиологической точки зрения произвольное, или преднамеренное, внимание характеризуется тем, что здесь раздражителем, побуждающим нас сосредоточиться на определенном предмете, являются сигналы, идущие от второй сигнальной системы, возникшее в коре полу­шарий возбуждение, соответствующее той или иной мысли, самоприказу, который мы произносим про себя, и т.п., становится в мозгу преобладающим раздражителем. Те же воздействия (внешние или внутренние), кото­рые не соответствуют этому внутреннему раздражителю, задерживаются, тормозятся. Происходит это потому, что в коре полушарий актуализируется (возбуждается) целая система ранее возникших связей, результат прежних воз­действий на нас окружающей среды. Но актуализация соответствующих связей в коре по­лушарий происходит не “сама по себе”, а тоже в силу каких-то внешних воздействий, которые даже не всегда нами замечаются. Мозг человека в данном случае напо­минает собой механизм, который был заведен ранее и не приходил в движение, но вот какой-то толчок извне, и “аппарат” начинает действовать. Нередко таким толч­ком может быть первосигнальный раздражитель (напри­мер, вид книги, которую надо читать). Таким образом, произвольное внимание есть резуль­тат сложного взаимодействия двух сигнальных систем при ведущей, направляющей роли второй сигнальной си­стемы.1


Групповое внимание, факторы его оптимизации и снижения

 

        Групповое внимание очень важно поддерживать и развивать для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Факторы, привлекающие внимание, разделяются на внутренние и внешние. К внешним относятся прежде всего новизна, интенсивность и физические характеристики сигналов, а к внутренним – их актуальность для данного человека, соответствие его потребностям и эмоциональному настрою. Кроме того, внимание сохраняется дольше на действиях, недостаточно автоматизированных и поэтому требующих текущего контроля и не законченных (прерванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его последующего завершения.

        Монотонность, шаблонность, стереотипность, выполняемых операций (даже мыслительных) понижают устойчивость внимания. В этом случае для его поддержания приходится прикладывать все большие усилия, что, в свою очередь, порождает утомление. Однообразие информации и ее малый приток, порождающие у человека состояние монотонии, сопровождаются ощущением скуки и медленно текущего времени, вызывая торможение, сонливость. Длительные усилия для поддержания бдительности могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующей развитию утомления, что в случае возникновения острой ситуации может проявиться в резком сужении зоны внимания. Влияние монотонии особенно ярко отмечается у водителей грузовиков в дальних рейсах, у наблюдателей за различными экранами, у пилотов в дальних полетах. Утомление от монотонии может быть уменьшено и необходимый уровень внимания сохранен рядом приемов: переключениями – заменой слуховой информации на зрительную, изменением на короткое время темпа работы, но, главное, для поддержания бдительности очень важно сохранить активное взаимодействие группы и руководителя (преподавателя).

        Один из известных приемов организации внимания опирается на фактор новизны. Эффективный рассказ, изложение какого-либо парадоксального случая или спорного утверждения сразу ставит слушателей перед проблемой, интригует и заставляет сконцентрировать внимание. Для привлечения внимания иногда используются и неожи­данные приемы. Так, в конце 60-х годов преподаватели биоло­гии Калифорнийского университета США пришли к заключе­нию, что классическая лекционная система терпит крах. Сту­денты перестали посещать многие лекции. И тогда профессору Ричарду Икину, читавшему курс по истории биологии, пришла в голову идея: для привлечения внимания студентов гримиро­ваться под великих биологов прошлого и рассказывать об их открытиях от первого лица в манере и стиле автора. Он подго­товил и провел подобным образом несколько лекций. Его выступления пользовались неизменным успехом, они привлекали не только множество студентов, по их посеща­ло с удовольствием и большинство коллег Икина, поскольку этот прием позволял полнее раскрыть радости и трудности на­учного творчества.1

        Иногда внимание можно сконцентрировать, используя внешний фактор, - интенсивность сигнала, например, выделить какое-либо слов, предложение.

        Неполное представление содержания также может использоваться для привлечения внимания. Все, что изображено неполно, незаконченно, намеком, штрихом, пробуждает интерес людей, привыкших наблюдать предметы и явления в их нормальной целостности. Внимание получает толчок и тогда, когда говорящий неожиданно прерывает начатую мысль и временно переключается на другую.

        Понимание потребностей личности и учет возрастных особенностей позволяет правильно предсказать, на чем будет концентрироваться внимание. “Управление вниманием всегда основывается на знании его особенностей. Некоторые люди отличаются подвижным вниманием и легко переходят от одного вида работы к другому. Им достав­ляет удовольствие работа, наполненная множеством разных дел. Людям инертного типа трудно начать какое-то дело, но нередко так же трудно отключиться от него и перейти к очередному заня­тию. Одни постоянно погружены в свои мысли и не сразу понимают обращенный к ним вопрос, другие же моментально реаги­руют на любой пустяк: скрипнул стул, упала ручка, проехала по улице машина. Указанные слабости внимания при неблагоприятных условиях могут приобрести болезненный характер. Например, малая подвижность может принять форму “вязкости”, “липкости” внимания, когда, начав разговор, человек не может его закон­чить, хотя и понимает необходимость этого. Застревание внима­ния на каких-то мыслях может принять форму навязчивых идей, “пунктиков”. Любой разговор человек будет сводить к излюблен­ной теме, например своей болезни, невоспитанным соседям и т.п.”1

        Внимание снижается при утомлении. Одним из наиболее эффективных средств организации паузы и снятия утомления служит юмор.

        Логически стройное изложение нового содержания составляет существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания.



[1] Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М., 1991. С. 131

[2] Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. С. 123

[3] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1997. С. 204

[4] Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. С. 28-29

[5] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. – М.- Л., 1951. С. 214-215

1 Гоноболин Ф.Н. Указ. соч. С. 16-21

1 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984. С. 54

1 Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990. С. 24

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!