Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Валютный контроль»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

Глава 1.         Валютный контроль как одна из форм     

              государственного регулирования внешнеэкономической    

                                                деятельности.

 

1.1. Валютная система, валютное регулирование в России .

 

       Валютная система  России  формировалась  с  учетом   принципов  и положений мировой валютной системы. Это связано с тем, что Россия стремиться быстрее войти во взаимодействие с мировым хозяйством, интегрироваться в мировой рынок, полнее открыть для него свою экономику. Подтверждением этого является  вступление России в июне 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ). Страна, вступившая в МВФ, обязана признавать его устав, а валютная система этой страны отвечать требованиям устава. Валютная система представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений, которая функционирует на основе национального законодательства и с учетом международных соглашений.

      Основные элементы валютной системы России:

1 - с 1993 г. введена в обращение национальная российская валюта - российский рубль;

2 - в России действовал режим «плавающего» валютного курса, а с 1995 г. для стабилизации курса российского рубля введен «валютный коридор», границы которого устанавливаются Правительством  РФ. Кроме того, в российском рубле не зафиксировано весовое содержание золота;

3 - в области международных кредитных средств обращения и международных расчетов Россия использует унифицированные международные нормы (обращение чеков и векселей);

4 - при осуществлении международных расчетов, платежные средства России должны быть ликвидными. Ликвидность этих средств поддерживается ее золото - валютными резервами;

5 - в отличие от ряда стран особенностью валютной системы России является практически отсутствие рынка золота. С 1993 г. Минфин РФ начал выпускать в обращение золотые сертификаты. Один сертификат обеспечен 10 кг. золота пробы 0,9999;

6 - важнейшим элементом валютной  системы России является ее организационный аспект. Определены государственные органы, обязанные осуществлять управление и регулирование валютных отношений в России. К ним относятся Президент, Правительство, ЦБ РФ, Государственная дума. В их функции входит: принятие законодательных актов в области валютной политики страны; контроль за соблюдением  валютного законодательства; распределение     полномочий   и   функций    в    области      валютной  политики.            

        Понятие «валютное регулирование» означает способ государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е. регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. При этом государство исходит из необходимости:

- повышения экономической эффективности страны;

- обеспечение экономической безопасности России.

     Осуществляя валютное регулирование, государство устанавливает и определяет:

- сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва

страны;

- порядок создания валютных фондов хозяйствующих субъектов;

- сферу и порядок проведения валютного контроля.

      В России действует закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле », принятый в 1992 г.. Именно этим законом определены:

1.  Принципы осуществления валютных операций в РФ;

2. Полномочия и функции органов валютного регулирования и        валютного контроля;

3.     Права и обязанности, юридических и физических лиц в отношении     

 владения,  пользования и распоряжения валютными ценностями;

4. Ответственность   за   нарушения      валютного   законодательства ( 2  ).

     Предприятия и организации, независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки по рыночному курсу, а также  по согласованию с департаментом  иностранных операций  Банка России - в его валютный  резерв.

     Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий подлежат обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках России  ( 3 ). Предприятию открываются параллельно два счета:

n   транзитный валютный счет, для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

n   текущий валютный счет, для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий после обязательной продажи части экспортной  выручки.

     При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия, уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку  на обязательную продажу валюты и перечисление оставшейся части на свой  текущий валютный счет.

      Уполномоченный банк осуществляет продажу иностранной валюты на торгах межбанковской  валютной биржи в течение семи рабочих дней (включая день зачисления) по курсу, установленному в результате торгов, либо при условии предварительного согласования - в  Валютный резерв Банка России.      В случае непредставления предприятием поручения на обязательную продажу части валютной выручки в течение 14 рабочих дней от даты зачисления средств на транзитный валютный счет предприятия, банк самостоятельно продает указанные средства на торгах межбанковской валютной биржи в течение семи рабочих дней по курсу, установленному в результате торгов. Рис.1.

 

 

 

 

 



                                                                   

 

                                                                    Оплата товара

                                                                     100%

          к


      Уполномоченный

                 банк

          Транзитный

        валютный счет 

 

          о

  т      н                                                                          Продажа 50%

  о      т                                                                         

  в      р                                                                          государству

  а       а

  р      к       

          т                                                      50%

                                                                 после 

                                                                 обязательной

                                                                 продажи 

 

 

 

 

 

 



Рис.1  Порядок обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров

     Помимо закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» отдельные вопросы  валютного регулирования и валютного контроля отражаются в ряде других нормативных документов: в Указах Президента, постановлениях и рекомендациях Правительства РФ, инструкциях, положениях, письмах, приказах ЦБ РФ, ГТК РФ.

      Наличие в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения  резидентов и нерезидентов, большого количества так называемых «валютных ограничений», связанных с особенностями экономического развития государства, необходимостью защиты валюты РФ, подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства  при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных.

 

1.2. Цель и основные направления валютного контроля.

 

          Валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом и решает конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества. До либерализации внешнеэкономической деятельности, валютное регулирование было основано на государственной монополии. Состав участников ВЭД был строго регламентирован, международные расчеты осуществлял Центральный Банк (Внешэкономбанк СССР), валютные поступления были строго централизованы, за их использованием был установлен жесткий контроль.

     Во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности появилась возможность использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. В это же время началась     реформа   банковской      системы, которая привела к росту уполномоченных банков, осуществляющих международные расчеты.

     Введение Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» декларировало само понятие «валютный контроль». При этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также  определены основные направления валютного контроля:   

- определение соответствия проводимых валютных операций  действующему законодательству и наличия  необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;            

-   проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по  валютным операциям, а так же по операциям нерезидентов в валюте РФ.

     Таким образом, Закон РФ установил целый ряд направлений валютного контроля, охватывающих за небольшим исключением весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ.

  

1.3. Валютный контроль в мировой практике.   

 

      Валютный контроль активно использовался  абсолютным большинством государств в критические периоды для их экономики, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы, либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, либерализации валютных ресурсов.

      В соответствии с особенностями экономического развития различных стран, при определении форм и методов валютного контроля  существовали достаточно серьезные различия. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль  может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность  рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода. Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

      В настоящий момент практически во всех развитых странах валютный контроль, выполнив свои функции, был отменен. Но даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение  за процессами, происходящими при движении капиталов. Зачастую при этом используются механизмы, ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой  с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание. Наиболее развитые механизмы валютного контроля были разработаны в Бельгии и Франции .(15).

 

      Организация валютного контроля в Бельгии.

             

      Система валютного контроля  Бельгии функционировала в период с 1955г. по 1990г.. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования, текущих валютных операций  и операций, связанных с движением капиталов.

      Национальный Банк Бельгии (БНБ) регламентировал операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих  валютных операций).

      Операции, связанные с движением капиталов, осуществлялись на не регулированном  «свободном рынке». Таким образом, риски осуществления «капитальных» операций из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.   

      Основной орган валютного контроля - Бельгийско-Люксембургский  институт валютного контроля (ИВК)(Рис.2), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. ИВК имел собственный бюджет, в который зачислялось 0,2% от суммы каждой сделки. Сотрудникам института было предоставлено право на осуществление расследований незаконных валютных операций  и передача материалов в судебные органы. В то же время имелась возможность не передавать дела в суд, в случае, если нарушитель   признавал  свою вину и добровольно уплачивал штрафы.


     Министерство

         финансов

 



 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Рис. 2 Схема организации валютного контроля в Бельгии

 

 

      Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую роль по контролю за репатриацией валютной выручки.

      Задача таможенных органов Бельгии сводилась к необходимости представления ИВК таможенных деклараций, подтверждающих перемещение товаров через границу. Уполномоченный банк, в случае осуществления валютных операций, связанных с организацией расчетов по внешнеэкономическим сделкам, заполнял специальный формуляр, фиксируя основные  условия платежа, позволяющие отнести данную операцию к разряду текущих, либо капитальных. Отчетность направлялась банками в ИВК в 3-х видах - при осуществлении расчетов, связанных с экспортом, импортом и транзитными поставками.

      Таким образом, банки контролировали направление проводимой операции в тот или иной сегмент валютного рынка, а участники ВЭД получали возможность либо использования льготного курса при осуществлении текущих операций, либо рыночного курса на рынке капитальных операций (разница достигла 2%).

      ИВК помимо контрольных функций исполнял роль аналитического центра, обрабатывая данные таможенных органов и банков.

      Система «двойного валютного рынка», при ее громоздкости и реальной возможности принятия уполномоченными банками субъективных решений, в то же время позволяла сделать привлекательным для иностранных инвесторов рынок капитальных операций, поскольку на данном сегменте валютного рынка,   завышенный курс  позволял получать серьезную прибыль уже только за счет курсовой разницы.

           Следует отметить, что при развитой системе контроля валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью и основанной на сопоставлении данных таможенных органов и банков, эффективность контроля услуг была чрезвычайно мала и основывалась только на доверии к уполномоченным банкам.

     К отрицательным факторам системы валютного контроля  Бельгии следует отнести низкую степень автоматизации информационного обмена, что    обусловлено    особенностями    применения технологии.

 

    Организация валютного контроля во Франции.

 

     В период с 1953 г. по 1989 г. во Франции существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. Постепенное ослабление контроля, начиная с 1983 г. было завершено его отменой 29 декабря 1989 года.

       Следует отметить, что законодательство Франции позволяет в случае необходимости в любой момент вновь ввести в действие как отдельные        элементы      валютного   контроля,  так   и     систему в целом.

      Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций, при этом особое внимание уделялось следующим вопросам:

- обязательная репатриация валютной выручки с ее 100% продажей за       национальную валюту; осуществление всех видов валютных операций только через   уполномоченные банки;

- осуществление валютных операций только после обоснования их необходимости в строго регламентированном порядке;

- контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через границу валютных ценностей и национальной валюты;  

- строгая, регламентация операций, связанных с движением капиталов.

      Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена на следующие органы:

1. Министерство финансов:

    - казначейское управление, 

    - главное таможенное управление,

    - страховое управление.

2. Национальный банк Франции.

3.  Уполномоченные банки или «Избранные посредники».

4.  Министерство промышленности.

     Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного контроля. Однако ввиду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности, основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.

      Основу контроля «коммерческих» операций составляла двухуровневая схема:

                                    - уполномоченными банками;

                                    - таможенными органами.

      Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить нарушение на стадии предварительной проверки операций.

      В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское домицилирование», т.е. проведение всех расчетов по сделке только в  конкретном уполномоченном банке по выбору клиента.

      В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк  - домицилиант.

      Одним   из  основных   элементов   непосредственного         контроля     было сопоставление  банками   таможенных    документов   и   информации  о    реальных   движениях  валютных  средств на счетах своего клиента.

      Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном порядке  направлял в таможенные органы для проведения необходимого расследования и применения к нарушителям санкций.

      На более позднем этапе организации контроля, основу информационно-аналитической обработки базы данных валютного контроля составила специально созданная автоматизированная система, позволившая таможенным органам осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции. Помимо валютного контроля, информация,  полученная в результате действия системы, активно использовалась для составления торгового и платежного баланса Франции.

      Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющие проверять достоверность данных, предоставляемых как предприятиями, так и банками.

 

1.4. Валютный контроль в Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля.

 

       Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в 1992 г. была определена необходимость введения в России валютного контроля, обозначены его основные направления и цели.(2).

       В период с 1992 г. по 1993 г. отдельные элементы валютного контроля практически стихийно осуществлялись ЦБ РФ, уполномоченными банками, Минфином России, Государственной налоговой службой России. Их действия нельзя было назвать системой, объединенной единой задачей  и общими целями.

      В то же время, принимая во внимание сложившуюся в России за последние годы ситуацию, когда актуальной стала проблема массовых нарушений действующего законодательства, в том числе и валютного, постановка вопроса  о необходимости введения эффективного валютного контроля, должна была повлечь за собой не введение отдельных элементов контроля, а создание глобальной системы, охватывающей все сферы валютных правоотношений  между резидентами и нерезидентами.

       В сфере интересов контроля должны находиться все виды  валютных операций, в том числе операции с национальной валютой. При этом особое внимание должно быть, уделено:

- валютным операциям, связанным с осуществлением внешнеторговой деятельности резидентов;

- операциям   резидентов   по предоставлению и погашению кредитов;  

- инвестиционной деятельности резидентов и вопросам контроля инвестиций в российскую экономику;

- валютным операциям, связанным  с предоставлением и оплатой услуг;

- операциям по перемещению через границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;

- валютообменным операциям.                                            

      Следовательно, существует спектр первоочередных интересов валютного контроля, при этом надо отметить, что предпочтительнее было бы единовременное введение контрольных мер на перечисленных направлениях, поскольку в противном случае появляется возможность последовательного «перетекания» нарушений из одного направления деятельности в другое, по мере введения отдельных элементов системы, контролирующей деятельность резидентов.

      В соответствии с законодательством РФ валютный контроль осуществляется органами валютного контроля  и их агентами.

      В 1992 г. к числу органов валютного контроля были отнесены только Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ.

      Закон определил полномочия органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст.12):

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, а так же за соблюдением ими актов органов валютного контроля.(2)

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.93 г. № 560, Федеральной службе России по валютному экспортному контролю, были делегированы функции органа валютного контроля «за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций».

     Для таможенных органов возможность активного участия в вопросах организации валютного контроля появилась только с принятием в июле 1993г. таможенного кодекса РФ, определившего на уровне законодательного акта функции ГТК РФ, как органа валютного контроля, а иных таможенных органов - как агентов валютного контроля, подотчетных ГТК РФ.

      В постановлении Верховного совета РФ от 18.06.93г. «О введении в действие Таможенного кодекса РФ» была определена иерархия взаимоотношений двух органов валютного контроля - Правительства РФ и ГТК РФ:

      Совет Министров - Правительство РФ, руководит подотчетными ему органами валютного контроля. 

       Организационную структуру субъектов, участвующих в осуществлении валютного контроля, можно представить в виде следующей схемы.. Рис. 3

 

 

 

 

 

 


  ГТК РФ

 



 Правительство

         РФ     

 



    Банк  

   России

 

1.Органы

валютного

контроля

 

 

 

 

 

 

 

 



2.Агенты

валютного

контроля

 

 

 

 

 

 

 




    МВЭС

   России

 



 

   ФСНП

 



      ГНС

    России

 

3.Иные

контролиру-

ющие

органы

Рис.3 Организационная структура  субъектов, участвующих в осуществлении валютного контроля .

 Глава 2.     Роль    и   значение     таможенных     органов    

                           в системе    валютного контроля.

 

2.1. Функции таможенных органов при осуществлении валютного контроля.

 

      Мировая практика подтверждает  невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью  без активного участия в этой работе таможенных органов. Сотрудник таможни первым получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через границу, на основании условий, заложенных во внешнеторговых

договорах. Именно в момент  таможенного оформления было бы наиболее целесообразно выполнять отдельные процедуры валютного контроля. Период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного нарушения законодательства, в т.ч. валютного. Это послужило основанием для определения функций  и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля.   

      Компетенция таможенных органов зафиксирована в ст. 194 Таможенного кодекса РФ (5):

n   таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты РФ, валютных ценностей, а так же за валютными операциями, связанными  с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

        Более детально функции таможенных органов при осуществлении валютного контроля представлены на Рис.4



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Рис.4 Функции таможенных органов при осуществлении   валютного контроля

 

       Таким образом, одновременно с наделением таможенных органов правом осуществления валютного контроля впервые на уровне законодательного акта  была конкретизирована компетенция одного из органов валютного контроля. Такая постановка вопроса позволила значительно раздвинуть сферу интересов таможенного ведомства, увязать таможенное и валютное законодательство.         

      Участие таможенных органов в создании первого этапа    системы

валютного контроля  позволило привлечь к решению этой задачи организационные и технические возможности ГТК РФ, что помогло значительно сократить  период введения в действие практических технологий валютного контроля.

       В результате только за счет средств ГТК РФ удалось создать в  структуре органов всех уровней  специализированные подразделения валютного контроля, обеспечить их необходимыми техническими средствами  и нормативно-правовой базой, позволяющей          осуществлять     свои     функции в   процессе таможенного контроля.

        Преимуществами такого решения вопроса стала и возможность сбора соответствующей информации, формирования в электронном виде базы данных валютного контроля, создаваемой в рамках Единой автоматизированной   информационной системы ГТК РФ с использованием технических возможностей его главного научно-информационного центра, что сделало реальной идею автоматизации отдельных элементов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенных органов.

      

2.2.  Организация системы таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК).

 

      С получением ГТК РФ в июне 1993 г. статуса органа валютного контроля и определением  компетенции таможенных органов  в части контроля валютных операций  в торговом обороте, впервые в Российской Федерации появилась реальная возможность создания практических технологий контроля.

       Перед ЦБ РФ и ГТК РФ была поставлена задача в кратчайшие сроки   разработать  и ввести в действие соответствующие механизмы.

       В первую очередь  речь шла об организации контроля за исполнением  валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли- продажи. В связи с этим, ЦБ РФ и ГТК РФ было принято решение о разработке в первоочередном порядке  системы валютного контроля  за поступлением в РФ валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.

         В короткие сроки данная задача была реализована,  и уже 12 октября 1993 г. ГТК РФ и ЦБ РФ была подписана совместная инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров». Данный документ стал первым элементом системы валютного контроля и от результатов внедрения предложенной технологии во многом зависели дальнейшие шаги  по пути организации валютного контроля в РФ.

       Контрольные механизмы, используемые при разработке системы валютного контроля, были основаны на организации обмена информацией между таможенными органами, осуществляющими оформление товаров, и уполномоченными банками, ведущими расчетное обслуживание российских экспортеров.

       Введение     в    действие    инструкции осуществлялось в два этапа:

1. С 01.01.94 г. при экспорте стратегически важных сырьевых товаров.

2. С 01.03.94 г. при экспорте всей номенклатуры товаров.

При этом действие технологии таможенно - банковского  контроля ограничивалось поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты РФ. Веденная система контроля показана на Рис. 5.


    Уполномоченный

              банк

 



          

             Экспортер     

 

                                                               1,7

                                                    

                                                     

                                                                2

 

        10                 3          4                                               8                      6

 

                                                                5 


        Таможенный

             орган

 



    

     ГНИВЦ ГТК РФ

 

                                           

                                                                9 

 

 

Рис.5 Схема осуществления таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров в РФ.

1- Предоставление парафированного контракта в уполномоченный банк;

2- Оформление оригинала и заверение копий ПС уполномоченным лицом банка;

3, 4- Предоставление   для     таможенного    органа  ГТД   и копии  ,

     ПС     возвращение      экспортеру   заверенной    копии   ГТД   для          

     предоставления   в   уполномоченный   банк    в   10 - дневный

     срок    с даты выпуска груза;            

5- Отправка   таможней   реестров  экспортных   ГТД   в   ГНИВЦ ГТК РФ;

6- Формирование для отправки в банки реестров учетных карточек в 2-х экземплярах по принципу  календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки;

7- Заполнение и возврат в банк экспортером своего варианта заполнения учетных карточек;

8- Возврат банком заполненных УК  в ГНИВЦ ГТК РФ;

9- Обобщение информации о непоступившей выручке и направление информации в таможню для проверки факта нарушения;

Выход группы проверки ФХД на предприятие для подтверждения поступления или непоступления выручки.

       При организации контроля за поступлением  валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется на нескольких этапах.

1. Предварительный контроль:

n   контроль правильности оформления грузовой таможенной декларации (ГТД), паспортов сделок (ПС), достоверности содержащихся в них данных;

n   контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству;

n   формирование   и   направление в ГТК сводных форм отчетности.

2. Информационно- аналитический контроль :

n   проверка достоверности получаемых от таможенных органов сведений;

n   формирование основного обменного документа валютного контроля - учетной карточки валютного контроля (УК) и направление ее в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделке;

n   получение и обработка УК, оформленных банком;

n   сопоставление и анализ информации таможенных органов об

экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств;

n   выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне действия которых зарегистрированы экспортеры.

3. Окончательный документальный контроль:

n   осуществление целевой проверки экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки;

n   применение    санкций,   установленных Таможенным кодексом РФ;

     Введение рассматриваемой системы  контроля позволило:

- осуществлять контроль соответствия каждой валютной операции, связанной с осуществлением расчетов, действиям экспортера по поставкам товаров; 

- получить возможность оценки реальных объемов не репатриации валютной выручки;

- упорядочить требования к условиям платежа, фиксируемым при заключении внешнеторговых договоров;

- нацелить уполномоченные банки на более активную работу по предварительному консультированию своих клиентов в вопросах соблюдения действующего законодательства;

- создать автоматизированную систему оперативного обмена и обработки информации, таможенных органов и банков; подключить таможенные органы к активному контролю за соблюдением валютного законодательства.

 

Следующим шагом по развитию системы валютного контроля РФ стало введение в действие с 01.01.96 г. новой совместной инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

       Введение системы контроля по  предварительной оценке позволило сократить потери страны примерно на 3-4 млрд. долларов США в год, и направлено в первую очередь на предупреждение от возможных потерь, связанных с авансовыми платежами участников ВЭД. Техническое решение этой задачи - максимальное использование возможности таможенных органов в уполномоченных банках, отработанные на этапе контроля экспорта (Приложение №7).

             В целях совершенствования правовых основ осуществления внешнеторговых бартерных сделок Президентом РФ 18.08.96 г. был подписан Указ №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», в котором оговорены требования, предъявляемые к бартерным договорам.     Контроль за исполнением устанавливаемых настоящим Указом требований в части совершения бартерных сделок  осуществляют таможенные органы Российской Федерации.

      С 10.11.96 г. таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, осуществляются при условии представления в таможенные органы РФ паспорта бартерной сделки, оформленного в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе.(9).

       Порядок оформления, учета паспортов бартерной сделки и обмена информацией   в целях контроля внешнеторговых бартерных сделок подписан тремя ведомствами : МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ.

       Настоящий порядок устанавливает в соответствии  с требованиями  Указа Президента РФ от 18.08.96 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»  правила оформления, переоформления и выдачи документа «Паспорт бартерной сделки» (ПСб), формирование и ведение базы данных ПСб в МВЭС РФ, а так же информационного обмена между МВЭС РФ и ГТК РФ   в  целях   учета   и контроля внешнеторговых бартерных сделок. (13).

      Таким образом, в настоящее время в торговом обороте таможенными органами осуществляется валютный  контроль при ввозе и вывозе товаров в счет договоров, предусматривающих расчеты в иностранной валюте, а так же при ввозе и вывозе товаров в счет договоров мены (бартера) в соответствии с нормативно-правовой базой.

       Предварительные данные, полученные ГТК России в 1994г., а так же информация других источников, позволяет говорить об эффективности введенной системы валютного контроля. Так по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, МВЭС России   в 1994 г. резко увеличились поступления валютных средств на счета российских экспортеров, что во многом связывается с появлением контрольного механизма.

     Объемы нерепатриации иностранной валюты оцениваются ГТК РФ и ЦБ РФ в размере 10 - 12% от общего объема экспорта, что с учетом международного опыта построения аналогичных систем считается удовлетворительным показателем.

     Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных санкций.

      Ответственность за нарушения таможенных правил, выразившееся в несоблюдении требования таможенного режима экспорта в части обязательного зачисления в установленном порядке  на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта  товаров в определенные  законодательством сроки исполнения текущих валютных операций, предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса РФ.

       Для помещения под таможенный режим экспорта товаров и транспортных средств, экспортер обязан произвести их таможенное оформление, т.е. уплатить все таможенные платежи и предъявить  таможенному органу грузовую таможенную декларацию, содержащую сведения, необходимые для контроля за зачислением валютной выручки, иные документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей (ст.173 ТК РФ). В число таких документов входит паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, содержащий необходимые сведения для осуществления таможенными органами валютного контроля. (Приложение №1)

         Без предоставления таможенному органу копии паспорта сделки товары, вывозимые с таможенной территории  РФ по внешнеторговым договорам купли-продажи, расчеты по которым предусматриваются в валюте иной, чем валюта Российской  Федерации, не могут быть помещены под таможенный режим экспорта.(6)

         Предоставление в таможенный орган   паспорта сделки (ПС) в качестве документа, необходимого для помещения товаров и транспортных средств под режим экспорта, является одним из юридических фактов, с которым связано возникновение правоотношения между экспортером и государством  в лице таможенных органов,  выражающегося в принятии экспортером    обязанностей об исполнении требования законодательства РФ о зачислении в уполномоченные банки всей валютной выручки в установленные сроки и возложении на таможенные органы  обязанности осуществлять контроль за полным и своевременным поступлением валюты в Россию.

        При решении вопроса о заведении, принятии к производству, расследовании и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил по ст.273 ТК РФ, таможенные органы исходят из того, что таможенный режим экспорта может быть завершен надлежащим образом,  только после зачисления валютной выручки от экспорта товаров .

      Заведению дела о нарушении таможенных правил предшествует проверка финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, по информации ГТК РФ или других органов , предположительно допустившего нарушения таможенного и валютного законодательства.

 

2.3. Контроль таможенной стоимости, как одной из форм валютного контроля.

 

        Наряду с валютным контролем таможенными органами осуществляется контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

       Таможенная стоимость - это та стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление). В этом состоит основное функциональное назначение категории «таможенная стоимость товаров» - быть базой для расчета таможенных платежей.(15)

       Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо для иных таможенных целей, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль за эквивалентностью встречных товарных отправок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций.

       В установлении четких правил определения налогооблагаемой  базы при перемещении через таможенную границу РФ заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в Федеральном бюджете  значительная доля его доходной части формируется  за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений  в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения  ввозимых и вывозимых товаров - это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли или убытки от конкретных сделок  и операций.

       Например, не изменяя уровни ставок ввозной пошлины и налогов  (НДС и акцизов) можно за счет изменения правил определения той базы, на основе которой будут рассчитываться эти таможенные платежи, значительно увеличить или уменьшить их сумму. Это может быть достигнуто за счет включения в налогооблагаемую базу каких-либо дополнительных элементов затрат, либо наоборот, исключения из налогооблагаемой базы соответствующих элементов затрат.

      С учетом этого становиться понятным, почему в международной торговой практике использование различных национальных методик определения  таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера. Это дает правительству страны реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных  пошлин и налогов.

       Так, например, применение методики, ведущей к завышению стоимости ввозимого товара, облагаемого адвалорной пошлиной, равноценно увеличению тарифной ставки.

       Введение любой системы налогообложения предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие двух моментов:

- во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. определение перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы и правил их определения;          

- во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил.

       Введенный в действие с 01.07.93 г. Закон РФ «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике  российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости  ввозимых товаров, установленных в соглашении по применению  статьи  VII («Оценка в таможенных целях») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого «кодекса таможенной стоимости».

      Таким образом, формирование российских законодательных норм таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи,  качественно новым этапом в развитии национального таможенного законодательства.

      Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с Законом «О таможенном тарифе», который четко определяет и закрепляет структуру таможенной стоимости.

      Таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара - это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате, и установленные доначисления к ней.(4). Дополнительные начисления к цене сделки также установлены  законом и изменение их перечня как таможенными  органами, так и участниками ВЭД не допускается.

       Раздел III  закона РФ «О таможенном тарифе» определяет организационно-правовые положения, раздел IV  - методологические, т.е. содержит характеристику шести методов определения ТС и требований к их применению.       Положения разделов  III и  IV, устанавливаемые законом, распространяются на ввозимые товары. 

       Порядок определения ТС вывозимых товаров установлен постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г. № 1461.

      Следующий документ, который устанавливает ряд важных положений в части, касающейся таможенной стоимости, это Таможенный кодекс РФ. Согласно ему таможенная стоимость  является базой для расчета остальных таможенных платежей (НДС, акцизов, сборов за таможенное оформление) в случае , если эти платежи берутся в процентах от стоимости, т.е. если это адвалорные таможенные платежи (5). Порядок определения ТС, ее структуры является едиными, независимо от вида товара или таможенного режима.

        Согласно Таможенному кодексу   РФ могут быть выделены два этапа контроля таможенной стоимости. Первый этап -  этап таможенного оформления. Процедура определения таможенной стоимости сложна, и не всегда на этом этапе можно выяснить все обстоятельства и подробности сделки, которые необходимы для правильного расчета налогооблагаемой базы. Таможенные органы в этом случае прибегают ко второму этапу контроля  - проверкам финансово-хозяйственной деятельности  предприятий - участников ВЭД(ст.186 Таможенного кодекса РФ) (5).

.

       Таможенные органы уже на самом предприятии по документации, т.е. данным бухучета, данным о наличии товара на складах, коммерческой переписке и другие, выявляют истинную информацию о стоимости товара. 

       Таможенный кодекс (ст. 278, 279, 282) устанавливает, что фальсификация ТС является нарушением таможенных правил, и определяет соответствующие санкции за эти нарушения.

       Если в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности выявлено занижение таможенной стоимости, приведшие к недовзысканию таможенных платежей, то эти платежи подлежат бесспорному взысканию и перечислению в бюджет. Кроме того предусмотрено взыскание пени за фактическую отсрочку платежей и штрафа за нарушение таможенных правил (НТП).

        Таможенный кодекс не устанавливает сроков давности для санкций за подобные нарушения, и в данном случае руководствуются налоговым кодексом, который определяет срок давности 6 лет.

         Документ, необходимый  в практической работе по заявлению таможенной стоимости -приказ ГТК РФ от 05.01.94 г. №1 с введенным им в действие «Положением о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации». В этом документе приводятся все формы, используемые при заявлении таможенной стоимости, инструкция по их  заполнению и т.д..

        Основной документ, в котором  заявляется таможенная стоимость - грузовая таможенная декларация  (ГТД) (Приложение №2), графы 12 и 45 (12- общая таможенная стоимость, 45-таможенная стоимость конкретного товара).

        ГТК РФ установлена специальная декларация таможенной стоимости (ДТС) (Приложение №3), где приводиться подробный расчет  таможенной стоимости.

        В инструкции описана процедура предоставления товара в пользование декларанта и проведения временной (условной) таможенной оценки. Такая процедура предусматривает использование    дополнительной формы-формы корректировки таможенной стоимости  и таможенных платежей (КТС) (Приложение №4).

       Если в ходе таможенного оформления проводилась корректировка таможенной стоимости, то форма КТС является обязательным приложением к грузовой таможенной декларации  и имеет тот же регистрационный номер. В зависимости от завершенности корректировки она бывает двух видов: временная и окончательная.

        Рассмотренные документы, являются  основными, регламентирующими общие вопросы  определения и заявления таможенной стоимости. Есть еще нормативные акты ГТК РФ, регламентирующие технологию и порядок контроля ТС таможенными органами, а также документы, разъясняющие или уточняющие общие положения применительно к отдельным товарам, видам сделок, таможенным режимам.

        Для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, ГТК РФ на определенные товары устанавливает предельный уровень цен за единицу товара. Нормативными документами этот перечень товаров доводится до таможенных органов для контроля заявленной таможенной стоимости. Перечень товаров периодически меняется.       

 

2.4. Анализ осуществления валютного контроля и контроля таможенной стоимости товаров отделом ТС и ВК Магнитогорской таможни.

    

       Магнитогорская таможня была образована   в 1987 г. Это была первая таможня в Уральском регионе, которая и сейчас является одной из самых крупных по численности работающих и   по объему выполняемых работ. Расположение Магнитогорской таможни в одном из крупнейших железнодорожных узлов, граница с Казахстаном – послужило основанием присвоения ей статуса  приграничной таможни.

         В зоне деятельности Магнитогорской таможни за 9 месяцев  1997 г. зарегистрировано 298 участников внешнеэкономической деятельности. По сравнению с 1996 г. их количество уменьшилось в 1,2 раза, а по сравнению с 1995 г. - в 1,6 раза.

 

   

       Годы

       Кол-во участников

ВЭД в  зоне деятельности   Магнитогорской   таможни

     1995

                  468

     1996

                  356

 1997 9 м-цев

                  298

 

Это связано с тем, что государство стало активно использовать меры тарифного и нетарифного регулирования, в частности, введение валютного контроля за экспортно-импортными операциями осложнило процедуру таможенного оформления в связи с увеличением материальных издержек и затрат времени для мелких предприятий и фирм. Кроме того в России сформировались крупнейшие импортеры товаров народного потребления   и небольшим фирмам стало экономически выгодно приобретать товары, прошедшие таможенную очистку, у этих импортеров. 

      По категориям участников ВЭД наиболее активными являются Акционерные общества (Табл.1), внешнеторговый оборот которых составил  примерно 1,5 млн.дол.США в 1995 ,1996 г.г. и 1,1 млн.дол.США в 1997 г. или 95,1%, 96,2% и 92,6% от общего внешнеторгового оборота соответственно по годам.

      По сравнению с 1995,1996 г.г.  в 1997 г. увеличился внешнеторговый оборот  частных предпринимателей и физических лиц с 2,7 млн.дол.США в 1995 г. и 8,9 млн.дол.США в 1996 г.  до 69,3 млн.дол.США за 9 месяцев 1997 г. Это объясняется тем, что данная категория участников ВЭД не охвачена валютным контролем при импорте товаров.

       В целом товарооборот за 1996 г. незначительно снизился, на 50 млн.дол.США при значительном сокращении декларирования (около 2 раз), что объясняется  внедрением схемы «неполного периодического декларирования экспортных грузов», которая позволила значительно сократить простои ж/д составов  и уменьшить поток документов и нагрузки на инспекторов таможни.

       В 1997 г. наблюдается рост объемов декларирования и товарооборота (Табл 2 ) . Внешнеторговому обороту г. Магнитогорска присуще значительное превышение объема экспорта в стоимостном выражении над объемом импорта (Рис.6 )

      Основными торговыми партнерами Магнитогорских экспортеров стали в 1995 г. 1996 г.  страны Юго-Восточной Азии (Рис.7), доля которых составила 52% в 1995 г. и 49% в 1996г. от общего объема экспорта. За 9 месяцев 1997 г. доля этих стран снизилась до 34% от общего объема экспорта, но в то же  время    появились рынки сбыта

Таблица 1.  Категории участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Магнитогорской  таможни в динамике

 

 

    

         1995 г.

       

          1996 г.

       9 м-цев

         1997 г.

Категории участников ВЭД

Внеш-нетор-говый оборот, млн . $

Доля в общем внеш-нетор-

говом обороте,%

Внеш-нетор-говый оборот, млн.  $ 

Доля в общем внеш-нетор-говом обороте,%

Внеш-нетор-говый оборот, млн.   $

Доля в общем внеш-нетор-говом обороте,%

Государственное предприятие

 

   8,5

 

    0,5

 

    9,0

 

    0,6

 

    8,4

 

    0,7

Товарищество

 43,8

 

   2,7

   30,3

     1,9

     7,6

    0,6

Акционерное общество

 

 

 1527,8  

 

   95,1

 

1499,2 

 

   96,2

 

 1109,2 

 

   92,6

Частные предпринима-тели и физи-ческие лица

 

 

 

    2,7

 

  

    0,2

 

  

    8,9

 

 

    0,6

 

  

   69,3

 

  

    5,8

Совместные предприятия

 

 

    2,8

 

   0,2

 

    0,7

 

   0,04

 

   0,8

 

   0,1

Другие предприятия и организации

 

 

  20,3

 

    1,3

 

   10,6

 

   0,66

 

     2,1

 

   0,2

 


Таблица 2.  Объемы декларирования и товарооборота в Магнитогорской  таможне в 1995,1996,9 м-цев  1997 г.г.

 

 

 

 

 

 

                     1995 г.

 

                     1996 г.

 

 

              1997 г. 9 м-цев

  

     Валютные операции

 

Кол-во

  ГТД

 

 

   Товарооборот

 

млн.долл.США

 

Кол-во

  ГТД

 

 

   Товарооборот

 

млн.долл.США

 

Кол-во

  ГТД

 

 

   Товарооборот

 

млн.долл.США

            

             Экспорт

 

 

  21 002

 

  1 027,1

 

    64%

 

   9 092

 

  1 145,5

 

    73%

 

  11 696

 

    873

 

   68%

            

             Импорт

 

 

    6 717

 

    586,2

 

    36%

 

   4 931

 

     417,8

 

    27%

 

  10 909

 

  404,5

 

   32%

 

             Итого:

 

 

  27 719

 

  1 613,3

 

                          

 

  14 023

 

  1563,3

 

 

  22 605

 

 1 277,5

 

  


экспортной продукции (в основном черные металлы) в США, Италии, Турции, Иране, так как усиление протекционистской политики государства по развитию экспорта привело к отмене экспортных пошлин с конца 1995 г.      

       Доля стран СНГ остается примерно на уровне 1995 г.  т.е. 13%.

      Основу экспорта составляет продукция черной металлургии (металлы) - это 95,8% от общего объема экспорта (Табл.3)

       Доля импорта составляет: 36% - 1995 г.

                                                 27% - 1996 г.

                                                 32% - 9 м-цев 1997 г.

от внешнеторгового оборота .

       Основным торговым партнером по импорту является Казахстан. Его доля составляет: 76% - 1995 г.

                                   78% - 1996 г.

                                  79% - 9 м-цев 1997 г.

от общего объема импорта соответственно по годам. (Рис.8 )

Структура импорта представлена в Табл. 4      Основная доля импорта приходится на сырьевые товары (руды, топливо, окатыши) и черные металлы.

       Удельный вес машин и оборудования снижается от 11,8% в 1995 г. до 3,8% в 1997 г.

       Для осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятий, находящихся в зоне деятельности Магнитогорской таможни, Приказом ГТК РФ в мае 1993 г. был образован отдел валютного контроля.

       В феврале 1995 г. отдел валютного контроля был преобразован в отдел таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК).

       В составе отдела функционируют 3 группы:

n   валютного контроля;

n   таможенной стоимости;

n   проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий -участников ВЭД;

 

Таблица 3    Структура экспорта товаров, оформленных Магнитогорской таможней

                                                                          (млн.долл.США)

 

 

          1995 г.

   

          1996 г.

        9 м-цев  

         1997 г.

       

 

Наименование групп продукции

 

объем

экспор-та

 

доля в общем объеме экспор-та,%

 

объем экспор-та

 

доля в общем объеме экспор-та,%

 

объем экспор-та

 

доля в общем объеме экспор-та,%

 

Продовольственные товары

 

 

    8,5

 

    0,8

 

    6,0

 

    0,5

 

   20,6

 

   2,2

Минеральные продукты

 

 

  16,9

 

    1,8

 

    4,5

 

    1,3

 

   14,2

 

   1,5

Продукция химической и обрабатывающей промышленности:

-удобрения

 

 

 

   3,2

 

   1,8

 

 

    0,3

 

 

    4,1

 

    2,8

 

 

    0,4

 

 

   6,2

 

    2,1

 

 

    0,6

 

 

Недрагоценные металлы и изделия из них:

- черные металлы

- изделия из черных металлов

 

 972,4

 

 956,8

 

   11,9

 

 

   95,4

 

 1090,4

 

 1072,5

 

     15,3

 

   95,8

 

  900,8

 

  875,3

 

    23,2

 

   94,2

Машины, оборудование и механизмы, их части

 

 

 

   10,7

 

 

    1,1

 

 

 

   10,9

 

 

    1,0

 

 

    7,8

 

 

    0,8

Средства наземного транспорта

 

 

    4,2

 

    0,4

 

   7,0

 

    0,6

 

    0,4

 

    0,4

Разные промышленные товары:

- мебель

 

 

    2,3

 

    2,1

 

 

    0,2

 

   2,1

 

   1,8 

 

    0,2

 

 

    0,8

 

    0,7

 

    0,1

 

 

Таблица 4. Структура импорта товаров, оформленных Магнитогорской таможней в 1995-1997 гг.

                                                                                 (млн. долл. США)

 

  

           1995 г.

   

            1996 г.

      9 м-цев

        1997 г.

 

Наименование группы продукции

 

Объем импор-та

 

Доля в общем объеме импор-та,%

 

 

Объем импор-та

 

Доля в общем объеме импор-та,%

 

Объем импор-та

 

Доля в общем объеме импор-та,%

Продовольственные товары

 

 

   28,0

 

    5,4

 

   25,9

 

    6,8

 

   77,.9

 

   20,0

Минеральные продукты

 

 

  207,3

 

  35,8

 

 144,9

 

  35,3

 

  232,,8

 

  59,8

Изделия из камня, гипса, керамика, стекло

 

 

   11,6

 

   2,2

 

    7,1

 

    2,3

 

    6,1

 

   1,6

Недрагоценные металлы и изделия из них:

- черные металлы

 

 

   231,9

 

   224,9

 

  40,0

 

      

 

 

  181,2

 

  173,2

 

  44,3

 

   51,4

 

   41,8

 

  13,2

Машины и оборудование

 

 

   66,6

 

   11,8

 

   38,2

 

   9,4

 

   14,6

 

   3,8

Средства наземного транспорта

 

 

   17,3

 

    3,2

 

   3,7

 

   1,0

 

    3,0

 

   0,8

Разные промышленные товары

 

 

    6,3

 

    1,1

 

   3,0

 

   0,9

 

    3,1

 

   0,8

 

       Осуществляя функции по валютному контролю, ОТС и ВК Магнитогорской таможни контролирует полноту и достоверность данных статистических форм отчетности и на их основе формирует реестр экспортных и импортных грузовых таможенных деклараций (ГТД) по форме 4-ТМ.

       В Управление валютного контроля за период 1995- 9 м-цев 1997г.г. было направлено 41 465 записей по форме 4-ТМ, в том числе:

          20 880 - за 1995 г.

            9 937 - за 1996 г.

          10 648 - за 9 м-цев 1997 г.

       За этот же период количество учетных карточек (УК), направленных ГТК РФ в ОТС и ВК для проверки сведений о непоступлении валютной выручки  составило: 1 435 штук.

      Система ТБВК продолжает развиваться в связи с увеличением объемов контролируемых внешнеторговых операций, расширением сферы действия. Динамика этих процессов показана в таблице 5, Рис.9.       Если в 1995 г. валютным контролем было охвачено 47,4% экспортных операций , в 1996 г. - 60% экспортных операций и 24,3% импортных, то за 9 м-цев 1997 г. валютным контролем охвачено 85,4% -экспортных и 40,2% импортных операций.

      Результаты осуществления валютного контроля ОТС и ВК за период с 1995 г. по 1997 г. показаны в табл.6 

      Отделом таможенной стоимости и валютного контроля проведено за период 1995-9 м-цев 1997 г. -116 проверок информации о незачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки.

        В ходе этих проверок было выявлено 1 488 случаев нарушения установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки на сумму 54 207,3 тыс.дол.США.

        За все время действия системы валютного контроля заведено 49 дел   о нарушении таможенных правил, на участников ВЭД наложено штрафных санкций на сумму 26 млрд.руб, из них  на сегодняшний день  взыскано 7,6 млрд.руб..

       Динамика роста выявления нарушений валютного законодательства и взыскиваемости штрафов за них показана на Рис.10.

       Несмотря на динамику роста  выявленных нарушений валютного законодательства просматривается снижение наложенных штрафов.


 

Таблица 5    Контролируемые экспортные и импортные операции в динамике

   

 

 

          

                  1995 г.

 

            

                 1996 г.

    

          1997 г., 9 м-цев

     Валютные операции

 

Кол-во,  млн.

долл. США

Охваче-но вал. Контро-лем,млн. долл. США

 

   % охвата

Кол-во,  млн.

долл. США

Охваче-но вал. Контро-лем,млн. долл. США

 

   % охвата

Кол-во,  млн.

долл. США

Охваче-но вал. Контро-лем,млн. долл. США

 

   % охвата

 

     Экспортные операции

 

 

  1027,0

 

   486,6

 

   47,4

 

  1145,5

 

  687,2

 

     60

 

 

   873,0

 

   745,5

 

   85,4

 

     Импортные операции

 

 

   586,2

 

      -

 

      -

 

   417,8

 

  101,5

 

    24,3

 

   404,5

 

   162,7

 

  40,2


 

Таблица 6    Результаты осуществления валютного контроля

 

 

 

            1995 г.

 

   

             1996 г.

 

    1997 г. 9 м-цев

 

     Показатели

 

 

Незачис-ление экспорт-ной  валютн. Выручки

 

 

Прочие наруше-ния

 

Незачис-

ление экспорт-ной валютн. Выручки

 

 

Прочие наруше-ния

 

Незачис-

ление экспорт-

ной валютн. выручки

 

 

Прочие наруше-ния

 

Выявлено случаев нарушений:

на сумму, тыс. $

 

 

    

    19

 3834,09

 

 

     4

  886,13

 

 

    130

 14264,19

 

 

    134

   705,46

 

  

   1339

36109,03

 

  

      62

   485,47

 

Заведено дел о НТП :

на сумму, тыс. $

 

 

 

      8

 3834,09

 

  

     4

  886,13

 

 

      19

 14159,04

 

 

       8

   497,62

 

  

      22

 36461,61

 

   

     12

   531,57

 

Наложено штрафов, тыс.руб.

 

 

 

      0

 

 

     0

 

 

16052936

 

 

 115860

 

 

 9991781

 

 

  457815

 

 

Взыскано штрафов, тыс.руб.

 

 

 

      0

 

 

     0

 

 

 42794,51

 

 

  4789,40

 

 

7661672,8

 

 

 457851,1

 

Проведено проверок, всего:

 

 

 

               11

 

 

                 42

 

 

                63

 

Причина в том, что к нарушениям валютного законодательства относятся как непоступление валютной выручки в установленные сроки , так и поступление валютной выручки с нарушением срока, что является обстоятельством, смягчающим наказание при вынесении постановлений по делам о НТП. 

       При выявлении нарушений  установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки  ОТС и ВК выявляет и другие нарушения таможенных правил, такие как недостоверное декларирование, в связи с чем выявляется занижение таможенной стоимости товаров. За период 1995 - 9 м-цев 1997 г. ОТС и ВК выявлено 200 случаев недекларирования и недостоверного декларирования на сумму 2 077 тыс.дол, что привело к занижению таможенной стоимости на сумму  около 12,6 млрд.руб.

        ОТС и ВК оформлено 187 корректировок таможенной стоимости и доначислено  таможенных платежей на сумму - 1 889 326 тыс.руб. Результаты контроля ТС   показаны в табл.7.

Таблица 7  Результаты контроля таможенной стоимости товаров

 

      Показатели

 

      1995 год

 

        1996 год

 

        1997 год

         9 м-цев

 

 

Количество корректировок

 

 

 

             48

 

 

              45

 

 

             87

 

Занижение ТС

тыс.руб.

 

 

 

       6 078 937

 

 

        4 371 284

 

 

       2 177 809

 

Доначислено

платежей т.руб.

 

 

 

       1 445 941

 

 

         214 715

 

 

        228 670

 

% соотношение таможенных платежей от ТС

 

 

 

            24

 

 

             5

 

 

            11

 

       За 1995-9 м-цев 1997 г. по недостоверному декларированию заведено 24 дела о нарушении таможенных правил.

       На участников ВЭД наложено штрафных санкций на сумму 573 675 тыс.руб. из них взыскано    462 640,5  тыс.руб.

       Несмотря на снижение суммы занижения таможенной стоимости доля довзысканных таможенных платежей возросла с 5% в 1996г. до 8% за 9 м-цев 1997 г .В 1995 г. этот показатель составил 24% (Рис. 11)

        Анализ данных за период 1995- 9 м-цев 1997 г. показал увеличение процента непоступления валютной выручки :

                            1% -1995 г.

                             2% - 1996г.

                             5% - 9 м-цев 1997 г

а так же резкое увеличение суммы взыскиваемых штрафов  в 1996г. 0,3%, в 1997 г. - 77%.

      Хотя в целом по России наблюдается две положительные тенденции:

1) Ежемесячное снижение   процента непоступления валютной выручки на 0,2%, что говорит об относительном снижении сумм  нарушений;

2) Сумма взыскиваемых за месяц штрафов в среднем увеличивается на  0,6 млрд.руб.

      Одновременное наличие этих двух тенденций дает основание говорить о росте эффективности  системы контроля.

       В целях проведения текущего контроля эффективности работы таможенных органов по валютному контролю, Управлением валютного контроля              была разработана система показателей.

В данной работе показаны критерии оценки эффективности работы ОТС и ВК в динамике по полугодиям с 1995-1997 г.       

 

Критерии оценки эффективности работы ОТС и ВК по осуществлению валютного контроля.

 

      Данная система показателей характеризует в целом эффективность работы таможенных органов в рамках функционирования таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК).

      Коэффициенты, являясь показателями относительными (т.е. приводятся к среднесписочной численности сотрудников таможенных органов, выполняющих функции валютного контроля), учитывают не только количественные (объемы товаропотоков, интенсивность информационного обмена с ГТК РФ, проведение проверок участников ВЭД)- Кгтд, Кпс, П1, П2, П3,- но и качественные характеристики выполняемой работы (полноту направляемой из ГТК РФ  для проверки на местах информации о предполагаемом  непоступлении экспортной валютной выручки, долю ошибочных данных в общем объеме информации, направляемой таможенными органами в ГТК РФ, уровень сложности проводимых проверок, инициативности и т.д.)-   Ка, Кд, Крп, Кш, Ки, Кфхд, Квп, Ко.

1. Показатели, характеризующие  результаты работы          таможенных     органов по валютному контролю.

1.1. Коэффициенты, характеризующие загруженность сотрудников, непосредственно занятых валютным контролем.

   

                                           где Nгтд - общее количество ГТД, принятых   к

Кгтд = Nгтд /Асвк;                            таможенному оформлению;

                                                Асвк - среднесписочная численность 

                                                                        сотрудников непосредственно         

                                                                        занятых валютным контролем

Кгтд-показывает общее количество ГТД, прошедших таможенное оформление за определенный период, в расчете на 1 сотрудника, выполняющего функции валютного контроля.

                                 

                                             где  Nпс- кол-во ГТД оформленных  с

Кпс = Nпс/Асвк;                                    предоставлением паспорта сделки .

 

Кпс - показывает количество ГТД, оформленных в соответствии  с таможенными режимами экспорта с предоставлением паспорта сделки, в расчете на 1 сотрудника, выполняющего функции валютного контроля.

   

1.2. Коэффициент, характеризующий полноту обработки направляемой из ГТК РФ информации.

                                                               

                              Ка = Nукп / ( Nук - Nукв);

Ка - показывает долю учетных карточек (УК) валютного контроля, по которым таможенными органами проведены проверки по предполагаемым  фактам непоступления валютной выручки, в общем количестве УК, направленных ГТК РФ.

 

1.3. Коэффициенты, характеризующие результативность проведенных проверок  (Кд, Крп, Кш)

                                           

                                                Кд = Nд / Nнв; 

 Кд- показывает долю ГТД, по которым заведены дела о НТП, связанным с непоступлением      валютной выручки, по отношению к сумме выявленного объема непоступления валютной                                                        выручки.

 

                                      Крп = Sнш /Sнв;              

 

Крп - показывает долю, которую составляет сумма, наложенных штрафов по делам о НТП, связанным с непоступлением валютной выручки, по отношению к сумме выявленного объема непоступления  валютной выручки.

 

                                   Кш = Sвш/ Sнш; 

 

Кш- показывает уровень взыскиваемости наложенных штрафов  (соотношение взысканых штрафов и наложенных) по делам о НТП, связанным с непоступлением валютной выручки.

 

1.4. Производительность труда     (П1, П2, П3).

 

                           П1 = (Nфхд + Nдп) / Асвк;

 

П1 - показывает количество проверок, проведенных в целях валютного контроля, в среднем одним сотрудником таможенных органов.

 

                          П2 = Nд /Асвк; 

 

П2 - количество заведенных дел о НТП, связанных с непоступлением валютной выручки, приходящейся на 1 сотрудника ОТС и ВК таможенных органов.

 

                          П3 = Д /Асвк;

 

П3 - доходы внебюджетного фонда развития таможенной системы от штрафов, наложенных по результатам валютного контроля, в расчете на 1 сотрудника ОТС и ВК   таможенных  органов, тыс. руб/чел

 

1.5. Коэффициенты, характеризующие инициативность таможенных органов (Ки) и сложность проводимых проверок  Кфхд ).

 

                               Ки = Nип / (Nгткп + Nип);       

 

Ки- показывает долю проверок (т.е.  проведенных не по поступившей из ГТК РФ) информации о незачислении  экспортной валютной выручки, в общем количестве проверок, проведенных в целях валютного контроля.

 

                               Кфхд = Nфхд / (Nфхд+Nдп );

 

Кфхд - показывает долю проверок участников ВЭД, проведенных с выходом на предприятие, в общем количестве проведенных в целях валютного контроля проверок (т.е. характеризует уровень сложности проведенных проверок).

 

1.6. Коэффициент, характеризующий уровень взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и налоговыми органами (Квп)

                 

                             Квп = Nпп /  (Nфхд + Nдп);

 

Квп - показывает долю проверок, проведенных совместно  с правоохранительными и налоговыми органами, в общем количестве проверок, проведенных в целях валютного контроля.

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!