Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Валеология детского возраста»

/ Медицина
Конспект, 

Оглавление

Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а не самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного.) так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье.[1]

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям: 

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний; о здоровье и о здоровом образе жизни человека. 

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развисает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведении соответствующих корректив своего образа жизни.

          За годы реформирования образования мы научились многому: использовать разнообразные методы и средства лечебно-профилактической работы, создавать развивающую ребенка предметно-пространственную среду, освоили технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. И порой бывает обидно, когда эти усилия все же не дают ожидаемого результата в снижении заболеваемости детей. Тогда мы прибегаем к спасительным доводам в свою пользу, говоря об экологии, социально-экономической нестабильности, проблемных семьях и т.п.

          Но не все резервы повышения эффективности оздоровительной работы исчерпаны и не все пути пройдены. Мы видим их в придании оздоровительной направленности образовательному процессу (и в первую очередь процессу физического воспитания). Другими словами – в разработке и внедрении сберегающих здоровье образовательных технологий. А это, в свою очередь, требует переосмысления традиционного опыта организации преемственности в работе с     семьей, качественно иных связей с поликлинической службой, Центрами охраны материнства и детства, с наукой.

          Кроме того, нужны новые организационно-методологические подходы к построению педагогического процесса и управлению им.

          Конкретно все это нашло выражение в следующем:

     в составлении адаптивных образовательных программ с учетом специфики развития и индивидуальных особенностей, состояния здоровья детей;

      в организации индивидуально-поточных занятий, которые позволяют избежать усредненного подхода к ребенку и активно с ним взаимодействовать;

      в расширении зоны контактов ребенка со взрослыми;

      в создании учебного комплекса, специально оборудованного для занятий с детьми раннего возраста;

      во введения в образовательную программу валеологических аспектов;

      в предоставлении детям максимально возможной свободы и создании условий для самореализации.

            Ведущей системой в организме ребенка, считает известный специалист по физиологии детей профессор И.А. Аршавский, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, то есть в прямой зависимости от нее. В лаборатории возрастной физиологии и патологии, которую он возглавлял, было сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, которое гласит: процессы жизнедеятельности прежде всего зависят от двигательной активности. Другими словами, чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособнее человек. Малоподвижные ленивцы долго не живут, и, наоборот, все долгожители – деятельные, энергичные, подвижные люди.

            Нагружая мышечную систему, педагог не только воспитывает ребенка сильным и ловким, но и развивает его сердце, легкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают легкие, почки, печень, так как усиливаются обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряженную работу ведет к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.[2]

            В одной из своих статей Б.П. Никитин рассказал о детском саде г. Зеленограда, в котором был установлен спортивный комплекс. Дети с удовольствием осваивали лесенки, перекладины, качели, канаты, шесты и прочие снаряды, позволяющие показать свою силу и ловкость. Через 1–2 месяца воспитатели заметили, что дети стали дружнее, а спустя примерно год все обратили внимание на то, что они стали меньше болеть, хотя никаких новых мероприятий по закаливанию в саду не проводили. Все объяснилось просто: дети стали физически крепче и меньше поддавались болезням.

            Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребенка, тем лучше он будет развит.

           Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

         Двигательная активность считается врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма. Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. «Практика показывает, что наиболее уязвимым местом в области физического воспитания дошкольника является развитие самостоятельности. Дети должны усвоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой возрастной группе движения. Педагогу необходимо формировать у детей способность самостоятельно оценивать качество выполнения движения товарищей и своих собственных».[3] Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее – 2/3 их общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются: объем движений (в условных шагах), их продолжительность (во времени), содержание (разнообразие движений, форм и видов двигательной деятельности).

           Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой, средней подвижности. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллективные формы работы по физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности, и не допускают заорганизованности, командного стиля отношений с детьми. «Двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно. Мы заметили также, что более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Воспитатели нашего детского сада считают, что формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от их умения создать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми движений, без которых невозможно их правильное физическое развитие».[4]

          Идея индивидуализации заложена и в режиме дня: он должен быть гибким для детей, удобным для родителей и воспитателей. При наличии ориентиров времени для отдельных режимных моментов, в целом режим максимально индивидуален для каждого. Так, если кто-то из детей быстро утомляется, он должен раньше пообедать и идти спать. Выспавшийся ребенок не лежит в постели и не ждет пока проснутся все остальные. Нецелесообразно также будить кого-то только потому, что все остальные уже проснулись.

          Особой осторожности требует организация закаливания, которая не может быть одинаковой для всех детей группы, т.к. здоровье у всех разное. Дети часто болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие красиво и ритмично двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача; талантливые, опережающие в развитии сверстников ребята – на особые формы занятий, условий для развития способностей. При этом важным требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреждениях является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

          Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);

закрепление в режиме дня специального времени для самостоятельной двигательной деятельности;

владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей.

    Физкультурная деятельность детей будет иметь четко выраженную оздоровительную направленность при соблюдении следующих условий:

q     2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, должны быть циклического характера;

q     все нагрузки, предлагаемые детям, должны быть строго дозированными по частоте сердечных сокращений (ЧСС);

q     в каждое занятие должны включаться специальные дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие координации движений;

q      в каждом занятии должны быть паузы, дающие возможность мышечного расслабления, и моменты, повышающее эмоциональное состояние детей;

q      воздушные и водные процедуры должны стать органичной и составляющей занятия;

q      занятия должны включать периоды самостоятельной двигательной деятельности.

При этом необходимо придерживаться следующей методики:

1.Преобладание циклических, в первую очередь беговых (скорость 1,0-1,2 м/сек) упражнений и их комбинаций (особенно бега и плавания) во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.

2.Целесообразность частой смены упражнений при многократной (до 8-12) повторяемости одного упражнения, можно многовариантность. Нам представляется, что детям 4-5 лет как раз нецелесообразна частая смена упражнений, а предпочтительна многовариантность. Ребенку легче запомнить и качественно освоить «рисунок» движения при редкой смене и частой повторяемости. Нам представляется целесообразным небольшое количество упражнений (набор) на весь год с набором различных пособий (многовариантность).

3.Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. Это возможно и легко доступно детям при условии руководства взрослого с помощью гимнастических пособий.

4.Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования.

5.Выполнение движений должно быть легким и красивым. Это возможно лишь при руководстве взрослого с помощью гимнастических пособий, а также при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку.

6.Занятия должны проводиться ежедневно подготовленными специалистами при участии воспитателя (либо воспитателем).

7.  Важный и основной раздел физкультурных занятии и прогулок – подвижные игры с циклическими упражнениями

8.  Моторная плотность составляет 80%, для прогулок – 60%.

9.    Все занятия по физкультуре проводятся в зале и ряд занятий – на открытом воздухе, с музыкальным сопровождением, а музыкальное сопровождение эффективно только при условии очень четкого выполнения движений. Это лишний раз подчеркивает нецелесообразность частой смены упражнений.

10.  Очень хороший эффект оказывает точечный массаж рефлексогенных зон, а также массаж ушных раковин и других точек на кистях рук.

         Оценка системы физкультурно-оздоровительной работы в группах дошкольников:

1.Эколого-гигиеническое состояние: обеспечение температурного режима в группах в пределах 18. ..22° С, вовремя сна – 18... 14° С; снижение температуры воздуха вовремя двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие); регулярность сквозном проветривания (перед приходом детей в детский сад утром, во время прогулки), частичного (по мере необходимости); подбор растений по экологическому признаку (наличие растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды, увлажняющих воздух); соблюдение светового коэффициента.

2.Дифференциация и индивидуализация режимных процессов.

3.Оптимальность двигательного режима, обеспечивающего двигательную активность детей в пределах 50-60% общего времени бодрствования.

4.Наличие системы закаливающих мероприятий, органически включенных в режим дня, таких как прогулки, умывание прохладной (холодной) водой, воздушные ванны (до и после сна), на физкультурных занятиях и пр.), хождение босиком, полоскание рта и горла прохладной (холодной) водой, использование специальных мер закаливания.

5.Эффективность физкультурных мероприятий (утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и физических упражнений на прогулке): разностороннее развитие детей, оптимальность физической нагрузки, моторная плотность, овладение двигательными умениями.

6.Физическое воспитание на занятиях, не связанных с физкультурой (математике, развитию речи и др.): создание условий для оптимальной работоспособности детей, правильная посадка по отношению к свету, осанка, охрана нервной системы, смена деятельности, проведение физкультминуток и пр.

Как справедливо указывает В.С. Мухина: «В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему)… Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни».[5]

В детском саду воспитатель путем специального подбора упражнений воздействует на ребенка целенаправленно. В организации этой работы есть свои законы:

      желательно гигиеническую утреннюю разминку проводить на свежем воздухе (если t воздуха не ниже +15-18° С, отсутствует ветер, относительная влажность воздуха не превышает 60–70% и остальные параметры воздушной среды (радиационный и электромагнитный фон, химическое загрязнение и др.) близки к норме);

      в помещении гигиеническую утреннюю разминку проводят на фоне одностороннего проветривания или непосредственного – игровой комнаты или опосредованного – через спальню; можно включать утреннюю разминку и в физкультурные занятия (хотя необязательно);

      t воздуха в помещении +18-19° С;

      дети занимаются босиком (в носках), лучше, если в трусиках и маечках (верхнее платье снимают);

      воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, поэтому желательно, чтобы он был одет в спортивную форму (участие воспитателя – одно из лучших доказательств значимости разминки);

      двигательная активность должна быть средней интенсивности (с помощью медицинских работников воспитатель должен убедиться в правильности нагрузки – ЧСС у ребенка не должна превышать 140 ударов в минуту;

      внешними показателями достаточности физической нагрузки служат порозовение кожи лица (но не резкое покраснение или бледность), учащение дыхания (однако ребенок должен дышать через нос, без одышки), отсутствие пота, положительный эмоциональный настрой ребенка;

      движение не должно прерываться; оканчивают гигиеническую разминку разными вариантами (2–3) ходьбы до нормализации пульса; общая продолжительность разминки – в пределах 10–13 мин;

      после гигиенической разминки – водные процедуры (если при этом дети хорошо реагируют на воду). Кожа, дыхание, ЧСС должны войти в норму; вода теплая на ощущение ребенка, не должна вызывать резкой сосудистой реакции; мытье рук (мытье кистей, споласкивание до плеча), шеи, подмышечной области, при необходимости моется лицо, освобождается нос. Вытирание – растирание должно проводиться досуха (нужно убедиться, что ребенок это сделал правильно);

       целенаправленное воздействие на развитие полной амплитуды движений в суставах, гибкости; равномерное развитие мышц должно быть постоянным, а способы воздействия – разнообразными (варианты спортивных игр, физические упражнения, подвижные игры, имитационные движения и т.д.).

           Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); 3) активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы); самостоятельная двигательная деятельность; 5) домашние задания по физкультуре; 6) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); 7) секционно-кружковые занятия; 8) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

           Таким образом, главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.



[1] Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник. М., 2004. С. 6

[2] Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). М., 2002. С. 78

[3] Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003. С. 32

[4] Зайцев Т.Н. Твои первые уроки здоровья. СПб., 2005. С. 72

[5] Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2004. С. 164

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!